Музыкальная культура эстонии кратко

Обновлено: 07.07.2024

В музыкальной культуре Латвии тесно переплелись национальные фольклорные традиции и профессиональная музыка. Это особенно ярко видно на примере музыкальных инструментов и в музыке современных композиторов. Повсюду мы можем услышать один из любимейших латвийцами струнных музыкальных инструментов, подобных гуслям, - кокле. А в каждой церкви звучит орган. Музыка Раймонда Паулса и других композиторов Латвии пронизана характерными музыкальными интонациями: ее не спутать с музыкой других народов!

Говоря о музыкальной культуре Эстонии нельзя не вспомнить о музыкальных инструментах этой страны. Пожалуй, самые яркие из них: каннель (струнный щипковый), волынка (духовой) и скрабалай (ударный). Эти инструменты настолько любимы эстонцами, что современные композиторы нередко используют их звучание в своих произведениях. Перечисленные здесь и многие другие инструменты сопровождают народные танцы и песни. А петь в Эстонии очень любят. Традиции пения настолько сильны, что одним из любимых праздников эстонцев является Певческий праздник в городе Таллине (столице Эстонии). Конечно, больше всего на этом празднике звучат многоголосные хоровые песни.

Ключевые слова

Народная музыка; фольклор; песни; народы; Латвия; Эстония; интонационный строй; образное содержание; исполнитель; оркестр; танец; музыкальные инструменты.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Г.П. Сергеева. Музыка. 1 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. организаций. / Г.П. Сергеева. — М.: Просвещение, 2017. – С. 72-79.
  2. Г.П. Сергеева. Музыка. Творческая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / Г.П. Сергеева. — М.: Просвещение, 2014. – С. 24-25.
  3. Л.В. Михеева. Словарь юного музыканта [Текст]: / Л.В. Михеева. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2005. – С. 60-61, 212-213.

На уроке мы узнаем о разнообразии музыкальных жанров Латвии и Эстонии;

научимся сопоставлять тембры народных инструментов Латвии и Эстонии

с тембрами инструментов других народов;

сможем применить свои знания в творчестве.

Основное содержание урока

Сочетание глубокого тембра мужского хора и лёгкого, прозрачного женского, придаёт ей особую лиричность. Тембр - оттенок голоса каждого человека. Именно тембр позволяет отличить один голос от других. Большинство песен эстонцев были одноголосными.

Разбор типового тренировочного задания

Послушайте музыку. Определите, какой инструмент прозвучал. Выберите его название из списка.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПРИБАЛТИТКИ: ЭСТОНИЯ

Описание презентации по отдельным слайдам:

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПРИБАЛТИТКИ: ЭСТОНИЯ

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
ПРИБАЛТИТКИ:
ЭСТОНИЯ


ЭСТОНИЯЭстония — одна из самых маленьких стран Европы. Её столицей является.

ЭСТОНИЯ
Эстония — одна из самых маленьких стран Европы. Её столицей является город Таллин -город с многовековой историей, крупный морской порт на берегу Балтийского моря.

Эстонский язык близок к финскому, и в культурном отношении эстонцы ближе к финнам, чем к своим соседям из Латвии, которая граничит с Эстонией на юге.

Столица Эстонии – город ТАЛЛИН расположен на берегу Балтийского моря

Столица Эстонии – город ТАЛЛИН расположен на берегу Балтийского моря

Природа Эстонии представляет удивительное разнообразие ландшафтов, от густых.

Природа Эстонии представляет удивительное разнообразие ландшафтов, от густых лесов, где водятся лоси, медведи и дикие кабаны

до балтийских пляжей и прибрежных островов.

до балтийских пляжей и прибрежных островов.

Исторические города, замки, соборы, крепости эпохи крестоносцев - это всё Эст.

Исторические города, замки, соборы, крепости эпохи крестоносцев - это всё Эстония!

В каждом регионе Эстонии - свои народные костюмы. Но есть и обязательные элем.

В каждом регионе Эстонии - свои народные костюмы. Но есть и обязательные элементы: льняные рубашки, шерстяные юбки, вязаные носки, вышивка и бусины.

Из традиционных украшений у эстонцев, как и у других финно-угорских народов, были серебряные монеты, бусы, цепи.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
ЭСТОНИИ

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИЭстонская танцевальная культура богата своими древними обряд.

Характеру эстонского народа свойственна степенность и собранность. Переступан.

Характеру эстонского народа свойственна степенность и собранность. Переступания с ноги на ногу, вытаптывания, соединения рук, наклоны и поклоны танцоров - все это традиционные элементы старинных крестьянских обрядов

ЭСТОНСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫВАРГАН( ПАРМУПИЛЛЕ)- самозвучащий язычковый.

ЭСТОНСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
ВАРГАН( ПАРМУПИЛЛЕ)- самозвучащий язычковый инструмент
ВОЛЫНКА( ТОРУПИЛЛЕ)-
Представляет собой воздушный резервуар, который, обыкновенно, делается из телячьей или козьей шкуры, снятой целиком, в виде бурдюка, зашитой наглухо и снабженной сверху трубкой для наполнения меха воздухом, с прикрепленными снизу одной, двумя или тремя игральными язычковыми трубками, служащими для создания многоголосия.

ГАРМОНИКА (ЛООТСПИЛЛЕ)- язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструм.

ГАРМОНИКА (ЛООТСПИЛЛЕ)-
язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента: при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд. На правой клавиатуре играется мелодия.

КАННЕЛЬ-
Родствен гуслям. самый популярный, широко распространённый муз. инструмент эстонцев; на нём играют соло, аккомпанируют пению и используют в ансамблях, где он занимает главное положение.

Краткое описание документа:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ АДРЕСОВАНА УЧАЩИМСЯ 3 КЛАССА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ДШИ

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 881 материал в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 20.10.2021 175
  • PPTX 7.1 мбайт
  • 4 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Калабун Алена Витальевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Эстонии музыки обмен со странами Балтии подобной политической судьба, сделанные завоеваниями, Господство и потрясения. Эстония находилась под Ливонской властью в средних веках, и Швеция (1629) и Россия или советские (1721). По культуре и языку он является частью северных стран.

Музыка старая, и мы находим там дохристианскую финскую традицию рунических песен, которая исчезла, уступив место шведскому или русскому фольклору, прежде чем вновь появиться в современной классической музыке.

Страна также славится качеством своей хоровой музыки.

Традиционная музыка

Первое упоминание о датах песни Эстонии вернуться к обработанной хроническую Первый Новгород ( XI - го века ) и Деяния данов (1179 по Саксон Грамматик ) , которые сообщают военные песни.

Их можно разделить на два периода истории традиционной музыки: рунические песни восходящих к regilaul финской Вдохновляют широко распространена до в XVIII - го века , и большинство последних танцевальной музыки pillimees и русских романсов.

В 1960 - е годы Советский Союз призвал фольклор в пропагандистских целях и сформированных хоров , как Лейко или Leigarid , что приводит к национальной , а не регионального фольклора.

Музыка Эстонии — музыка и танцы народов, населяющих Эстонию, в основном, эстонцев и сету. Тесно связана с карело-финской и балтийской музыкальными традициями.

Значительную часть своей истории эстонская музыка была в подавляющем большинстве случаев любительской и бесписьменной, изучать её начали лишь в XVIII веке. Древний народный песенный жанр — лирическая руническая песня — сохранился на острове Кихну и у сету, в остальной Эстонии был вытеснен более современной рифмованной песней.

Народные музыкальные инструменты представлены преимущественно деревянными духовыми, струнными смычковыми и струнными щипковыми. Традиции игры на скрипке, гармони и каннеле непрерывно продолжались по крайней мере с XVIII века, некоторые старинные инструменты типа смычковой лиры и волынки были реконструированы и стали использоваться снова [1] .

Содержание

Народная музыка


Древнейшие упоминания эстонской музыки встречаются у Саксона Грамматика и относятся к XII веку, также она упомянута в Хронике Ливонии XIII века и у Бальтазара Руссова, жившего в XVI веке [3] . Первая запись эстонской мелодии сделана Фридрихом Мениусом [lv] в 1632 году [4] .

В XVIII веке филологи и авторы начинают обращаться к эстонской музыке, начинается изучение народной музыкальной традиции. Первыми такими исследователями были публицист Август Хупель и литератор Христиан Иеронимус Юстус Шлегель [et] [4] . В конце XIX века Карл Август Германн [cz] , Оскар Каллас [en] , Якоб Хурт, Удо Колк [et] и другие начали заниматься целенаправленным сбором эстонской музыки [4] [5] .

Крупнейшие коллекции содержатся в Архиве эстонского фольклора (департамент Эстонского литературного музея, около 25 000 текстовых и 55 000 звуковых записей), Эстонском музее театра и музыки [en] и Институте эстонского языка, последний также является главным центром изучения эстонской музыки [4] .

Важнейшие исследования эстонской музыки с конца Второй мировой войны выполнены Хербертом Тампере и Ингрид Рюйтел [uk] [4] .

Народные песни

Основные жанры народной песни: старинная руническая песня, имеющая несколько аналогов в балто-финской культуре, и более новые рифмованные песни, возникшие под влиянием европейской народной песни XVIII века. Помимо этого сохранились древнейшие песни, появившиеся ещё раньше, чем рунические. Среди таких песен — рабочие и охотничьи, похоронные (дошли до нас только у народа сету), сказочные, колыбельные и детские [6] .

Вокальную народную музыку в Эстонии исполняли обычно женщины, в связи с чем тематика песен часто включает такие традиционно женские для эстонской культуры занятия как прядение [7] .

Характерная черта северноэстонских песен — растягивание последней ноты в музыкальной фразе [8] .

Рунические песни


Песенная традиция рунических песен связана с одноимёнными песнями у финнов, карел, води и ижоры. В отличие от карело-финской традиции, в Эстонии нет героических песен, только лирические [8] . У древнейших рунических песен нет припева, интервальная система — диатоническая, а диапазон используемых звуков очень узкий (не более кварты) [7] [8] . Такие песни сохранились на северо-востоке страны. В дальнейшем между появился короткий припев, а затем увеличился и диапазон [8] .

Исполняются обычно женщинами, в унисон без аккомпанемента, хотя из-за импровизации может возникнуть гетерофония [9] . В южной Эстонии существовала традиция петь на одной ноте, с отступлениями во время каденции. Часто запевала исполняет куплет, который затем повторяет хор [8] . В рунических песнях активно используются аллитерация и параллелизм, стихотворный размер — четырёхстопный хорей, в котором противопоставлены слоги с долгими и краткими гласными [7] [8] .

За сохранение рунической песни ЮНЕСКО внесло острова Кихну и Манилайд [en] в список нематериального культурного наследия человечества [10] . Также этот жанр сохранился у сету [8] .

Рунические песни у сету [fr] отличаются от эстонских. Они исполняются многоголосно: мелодию солистки одна часть хора повторяет в той же тональности, а другая — ниже, кроме того, певица с высоким голосом поёт постоянно повышающуюся вспомогательную партию (эст. killõ ) , которая прерывается солисткой на следующем куплете [7] [8] . Техники пения сету имеют общие черты с мордовскими [8] .

Рифмованные песни

Рифмованные песни пришли в Эстонию из Европы в XVIII веке под влиянием народной музыки соседних стран, а также немецкой музыки, породив смешанный руническо-рифмованный жанр; во второй половине XIX века рифмованные песни полностью вытеснили рунические, за единичными исключениями [9] [7] . В этой новой традиции мужчины играли намного более активные роли, появились отдельные характерно мужские жанры [9] . Рифмованные песни в основном лирические и описательные по содержанию, в них более развита мелодия, шире динамический диапазон, ритм сильнее варьирует; около половины произведений этого жанра написано в миноре [7] .

Народные танцы


Самые ранние сведения о танцах относятся к XVII веку, это упоминания ритуальных плясок обнажённых бездетных женщин, пытавшихся получить фертильность, танцуя вокруг католических часовен [11] . Среди других ритуальных танцев — тайно исполнявшийся обнажёнными мужчинами острова Муху танец вокруг бочки с пивом на Йоль и перед чьей-либо свадьбой; он сохранился до XX века. Имеются и другие ритуальные свадебные танцы. Многие танцы были приурочены к конкретным праздникам, к примеру, известен западноэстонский зимний танец, связанный с культом бога лесов и плодородия Метсика [et] . Другой танец сопровождал перемещение куклы Метсика в соседнюю деревню или лес в Семидесятницу или с началом мясопуста. Известны анимистические танцы, в которых исполнитель изображает быка, медведя, козу, сороку и так далее [11] .

В конце XIX века в Эстонию проникли полька и вальс, в 1930-х годах — фокстрот, танго и другие современные танцы [11] .

Авторская музыка

До XVIII века


Эстония вошла в немецкую культурную сферу в XIII веке после завоевания Тевтонским орденом, немецкий стал языком образованного слоя и оставался им вплоть до конца XIX века. По-эстонски говорили только крестьяне и городские низы. Население было обращено в христианство, по всей Эстонии были построены монастыри и церкви, ставшие центрами авторской музыки ввиду отсутствия монаршьего двора [12] .

Организации городских музыкантов существовали с конца XV — начала XVI века (Таллин, Тарту). В XVII веке в церквях и гимназиях работали канторы и органисты: в частности, Иоганн Медер в 1674—1683 году был кантором в Ревельской гимназии, а ученик Дитриха Букстехуде Людвиг Бусбецкий [en] работал в Нарве органистом. В 1632 году в Тарту был основан Тартуский университет, сыгравший важную роль в подъёме престижа города [12] .

XVIII—XIX века


В первой четверти XVIII века на территории Эстонии проходили сражения Северной войны, в результате которой Эстляндия была присоединена к Российской империи. Тартуский университет был эвакуирован в Пярну, а в 1710 году закрыт почти на столетие, вновь начав работу в 1802 году. Несмотря на то, что университет продолжал быть научным центром, а в его штате был музыкальный руководитель для управления хором и исполнения музыки на праздничных мероприятиях, до XX века музыка как дисциплина там не преподавалась. Известный теоретик музыки Артур фон Эттинген работал в университете преподавателем физики [12] .

К середине XVIII века Эстония оправилась от войн, появилась мода брать уроки пения и игры на клавикорде. В 1809 году в Таллине основан Немецкий театр [et] , где работала постоянная оперетточная труппа, популярность получили музыкальные концерты, одно за другим основывались музыкальные общества [12] . Уже в 1818 году в Тарту работал оркестр из 14—15 музыкантов [13] .

Первая половина XX века

Первые профессиональные эстонские музыканты (среди них Йоханнес Каппел [de] , Миина Хярма [en] и Константин Тюрнпу [de] ) получали образование в Санкт-Петербургской консерватории, но никто из пионеров эстонской музыки не смог работать на родине из-за плохих экономических условий [13] . Важнейшие фигуры первого поколения — Рудольф Тобиас, Март Саар, Пеетер Сюда [en] , Хейно Эллер, Кириллус Креэк, Людиг Михкель, Юхан Аавик; также следует отметить основателей национальной композиторской школы Артура Каппа и Артура Лембу [15] [13] . Почти все вышеперечисленные совмещали свою профессию с преподаванием [15] .

В 1918 году Эстония объявила о независимости, в период которой музыкальная культура стремительно развивалась. В следующем году основаны Высшая музыкальная школа Тарту [et] и Эстонская академия музыки и театра, в 1930-х появился Эстонский национальный симфонический оркестр. В 1920 году Хейно Эллер начал преподавать в Высшей музыкальной школе Тарту, его ученики составили следующее поколение композиторов Эстонии, наибольшей известности среди них добился Эдуард Тубин [15] .

Советский период

Эстонские немцы были вывезены в Германию по Германо-советскому торговому соглашению 1939 года [16] , после чего немецкое влияние на культуру страны окончательно прекратилось. Эстония была присоединена к Советскому Союзу в 1940—1941, а затем и после немецкой оккупации — с 1944 года, многие знаменитые музыканты бежали из страны, после чего в композиторской школе начался период стагнации. Тем не менее, в 1940-х появились два крупных хора: Национальный мужской хор [et] и Хор эстонского телевидения и радио [et] .

Основную роль в профессиональной музыкальной жизни советской Эстонии играла Государственная филармония ЭССР. Филармония организовывала концерты и гастроли эстонских музыкантов, а также принимала гастроли артистов из других союзных республик и из-за рубежа. К концу 1980-х ежегодно проводилось около 2500 концертов общей посещаемостью до 900 000 человек в год [17] .

Мировой знаменитостью, обладателем длинного списка наград и почётных званий, в том числе звания рыцаря Ордена Почётного легиона, а также самым исполняемым композитором в мире [18] [19] стал живущий с 1980 года в эмиграции эстонский композитор Арво Пярт. Его религиозные и классические произведения созданы в уникальном минималистическом стиле. Другим пионером электронной музыки был композитор Лепо Сумеру.


Заметной фигурой в эстонской музыке второй половины XX века был Георг Отс, популярный камерный и эстрадный певец, ректор Таллинской консерватории, председатель Театрального общества Эстонии, Народный артист СССР (1960). Всесоюзную известность ему принесла ария Мистера Икса в одноимённом музыкальном фильме в 1958 году.

После восстановления независимости


Основную работу по сохранению и развитию национальной музыки в современной Эстонии делают многочисленные любительские коллективы [2] . Среди профессиональных объединений, созданных после обретения независимости, выделяются муниципальный оркестр [et] Пярну и Ансамбль древней музыки Вильянди [et] [15] .

В музыкальной сфере в Эстонии действуют около 1500 предприятий и организаций, всего в этой области занято около 5800 человек. Суммарный доход профессиональной музыкальной индустрии составляет 135 миллионов евро в год. Концерты различных стилей музыки в Эстонии ежегодно посещают около 2 миллионов человек [21] .

Инструменты


Варган пармупилл (эст. parmupill ) — один из древнейших инструментов, распространённых на территории Эстонии [1] .

Другой старинный инструмент, самый популярный из народных — пяти- и семиструнный каннель, родственный кантеле и другим балто-финским струнным инструментам [22] . Начиная с XIX века количество струн у каннеля постепенно увеличивалось, пока не достигло современных 20—30 и более, вплоть до 50 [23] . Основные способы извлечения звука из этого инструмента — аккордовое бряцание правой рукой при зажатых левой рукой не участвующих струнах и одновременная игра двумя руками на мелодических и басовых струнах [1] .

Скрипка (эст. viiul ) попала в Эстонию в XVIII веке и широко распространилась по стране за столетие, вытеснив хийуканнел [22] . На скрипке аккомпанировали старинным и новым танцам, исполнитель мог подыгрывать себе при пении, что требовало держать инструмент ниже подбородка [1] .

К концу XIX века все струнные инструменты, аккомпанирующие танцам, заменила гармонь лыытспилл [et] (эст. lõõtspill ) — громкая, играющая сразу и основную партию и аккорды [1] .

Эстонская волынка — торупилл (эст. torupill ) — появилась в XIV столетии [1] . Она состоит из мешка, обычно изготавливаемого из желудка или мочевого пузыря морского котика или другого крупного животного; к мешку присоединена трубка для нагнетания воздуха, голосовая трубка (часто роопилл) и одна, две или (реже) три бурдонные трубки [1] . Все трубки имеют одинарную трость [22] . Вторая трубка настраивается в квинту к первой. Волынка особенно популярна на севере и западе страны, она сопровождала свадьбы и другие торжества, а также использовалась во время полевых работ [1] [22] . Произведения для торупилл обычно имеют три части, в их основе лежит мажорный пентахорд или гексахорд. Исполнитель обычно обильно пользовался фигурацией [1] .



Роль государства

После восстановления Эстонией независимости в 1990 году развитием и популяризацией музыкального творчества занимается Министерство культуры [en] . Ему подчинены следующие учреждения [25] :

Профессиональное музыкальное образование в Эстонии предоставляют следующие учебные заведения [25] :

Музыкальное образование входит в программу обучения эстонских средних школ [26] .

Напишите отзыв о статье "Музыка Эстонии"

Примечания

Литература

Ссылки

Отрывок, характеризующий Музыка Эстонии

Читайте также: