Культура турции в 20 веке кратко

Обновлено: 07.07.2024

Феодальный период оказал существенное влияние на культуру Османской Империи. Школы в то время существовали лишь при духовных учреждениях – мечетях. Таким образом, образование было доступно лишь для будущих богословов и религиозных служителей. Выпускниками таких заведений были многочисленные поэты и деятели искусства, которые в последующем находились в ближайшем окружении турецких монархов.

Литература Османской Империи

Период с XV по XVI век считается временем расцвета турецкой поэзии. Она была схожа с персидской, позаимствовав из последней многие характерные черты, например жанры. Поэты того времени писали в основном на лирические темы. В стихах воспевалась любовь, чудеса природы. Самыми яркими представителями поэзии того времени являются Хамди Челеби, Неджати, Михри Хатун. В большинстве своем их стихи были лирические.

Наука

Важнейшими трудами по политологии, военному делу и экономике являются работы Кочибея, Айни Али. Летопись своей деятельности вели и путешественники того времени. Исследователь Эвлия Челеби оставил после себя подробное описание масштабных путешествий по югу Российского государства, Европе и Османской Империи.

Архитектура Османской Империи

Строительство Османской Империи было полностью в руках государства. Архитектура того времени была полностью подчинена желаниям правящих монархов. Каждый султан желал при своей жизни построить мечеть, восславляющую его, либо роскошный дворец. Большинство памятников, которые существуют и в наши дни, поражают своим величием, учитывая, что современных технологий строительства тогда не было. Один из самых известыных архитекторов Османской Империи – Синан – смог построить более 70 мечетей.

В турецкой архитектуре чувствовалось влияние многовековых традиций, но и новые мотивы. Это стало возможным благодаря покорению части Балканского полуострова, из-за чего в кулььтуру Османской Империи стала интегрироваться культура покоренных народов. Разнообразие культурных традиций способствовало развитию не только архитектуры, но и других видов искусства. Ярчайшим шедевром архитектуры того времени можно назвать константинопольский храм Святой Софии.

Изобразительное искусство Османской Империи

Исламские традиции сказались и на художественных произведений того времени. Религия запрещала изображать где бы то ни было образы человека. Это способствовало развитию изобразительного искусства в союзе с другими видами. Широко применялись строительные росписи стен и потолков, резьба по металлу и дереву, создавались скульптуры из гипса, мрамора. Развитие получила и мозаика. Широкое распространение получила и каллиграфия. На стенах султанских дворцов и мечетей стали появляться цитаты из Корана.

Мусульманские традиции, запрещающие изображение живого существа, были главным препятствием развитию живописи и скульптуры в старой Турции. До сближения с Европой изобразительное искусство в Турции было представлено в основном орнаментом, миниатюрой и каллиграфией. Скульптура играла только декоративную роль (арабески, узоры и резьба по дереву и камню).
В середине XIX в. передовая интеллигенция энергично выступила против стеснявших ее феодально-мусульманских традиций, за развитие изобразительного искусства.

В организации выставки живописи в годы Первой мировой войны приняло участие турецкое правительство. На выставке экспонировалось 100 картин, отражавших боевые эпизоды войны. К этому делу были привлечены художники Намык Исмаил и Джелял Эсад.

Таким образом, за многовековой период развития, в процессе формирования языка, национальной литературы, различных видов искусств, секуляризации общественной и культурной жизни, формирования интеллигенции, турецкая культура сделала большой шаг вперед.


Османская литература имела, по большей части, религиозный характер и была ограничена требованиями ислама. На её развитие оказали огромное влияние древние традиции персидской и арабской литературы.

Особенности турецкой литературы — наличие богатой фольклорной традиции, которая включала в себя, в частности, байки и анекдотические рассказы о Ходже Насреддине; устный и письменный героический эпос, рассказывающий о подвигах предков.

Реформы в образовании и введение в начале XX века нового, основанного на латинице, алфавита повысили уровень грамотности населения страны и благотворно сказались на развитии турецкой литературы.

Несколько турецких писателей, включая Сулеймана Назыфа, Назыма Хикмета, Орхан Кемаля, Яшара Кемаля и Орхана Памука, приобрели известность не только в Турции, но и во всём мире. Крупнейшим турецким поэтом XX века был Фазыл Хюсню Дагларджа.Больший вклад в развитие турецкой поэзии внесли также Ильхан Берк, Октай Рифат, Рифат Ылгаз, Ахмед Ариф.

Архитектура



Историю турецкой архитектуры можно условно разделить на три основных периода: Сельджукский период (12 −13 века), Османский период (14 — XIX века) и современный период (XX век — начало XXI века). Внутри каждого из этих трёх периодов обычно выделяют несколько этапов. Как и у многих других народов, типичные жилища представителей наиболее широких социальных слоёв общества не представляют особого интереса, поэтому, говоря о турецкой архитектуре, обычно имеют в виду её наиболее яркие и выдающиеся образцы, представленные в наиболее знаменитых сооружениях, таких, как мечети, караван-сараи, медресе, правительственные сооружения, общественные бани и т. д.

Империя сельджуков, до прихода турок на территорию современной Анатолии в 11 веке, включала в себя Иран — государство с высокой культурой и довольно развитой архитектурой. Турки привезли с собой из Ирана опыт и навыки, которые оказали значительное влияние на строительство и архитектуру сельджукского периода. [2] Для сельджукского стиля характерны простота, элегантность и гармоничные пропорции всего здания, а также особая изысканность и богатство деталей входных ворот и парадных дверей. Многие сельджукские сооружения имели небольшой внутренний дворик.



Османский период характеризуется значительным влиянием византийской архитектуры, а также строительных традиций мамелюкского Египта. Например, знаменитый Собор Святой Софии, всемирно известный памятник византийского зодчества, стал примером для подражания и источником вдохновения для строителей многих сооружений османского периода. Для архитектуры османского периода особенно типичны величественные купола, своды и арки. В целом, архитектура османского периода характеризуется необычайным разнообразием и богатством стилей, в которых отражается синтез архитектурных традиций Ближнего Востока и Средиземноморья. [3]

На современную турецкую архитектуру огромное влияние оказала политика секуляризации, начатая Кемалем Ататюрком. Если ранее мечети и медресе являлись основными образцами национальной архитектуры, то с середины 1920-х годов строительство мечетей, медресе и других культовых сооружений не поощрялось государством. В связи с этим резко усилилось влияние современной светской европейской (особенно немецкой) архитектуры. Этим объясняется отсутствие преемственности в стиле современной турецкой архитектуры. С 1920-х годов основными образцами архитектуры становятся офисы, музеи, гостиницы, правительственные сооружения и т. п. Главными чертами стиля становятся функциональность, простота, модернизм. Основоположниками современной школы турецкой архитектуры считаются Седат Хаким Элдем, Клеменс Хольцмайстер и Онат. [4]

Музыка





Турецкая музыка имеет многовековые традиции. Её корни уходят в раннее Средневековье, когда турки-сельджуки, перекочевав из Средней Азии, завоевали всю Малую Азию и расселились на полуострове. На новых территориях турки вошли в контакт с более древними культурами армян, греков и других народов. Музыкальная культура этих народов оказала значительное влияние на турецкую музыку, основу которой составляла фольклорная традиция, характерной чертой которой была пентатоника. Фольклорная музыка была и до сих пор остаётся очень популярной.

Во времена Османской империи сформировался новый музыкальный жанр — оркестровая военная музыка, которая сопровождала многие походы и кампании имперской армии. Турецкие марши янычар в XVIII веке стали популярными и в Европе, что нашло отражение в творчестве таких композиторов, как Гайдн, Бетховен и Моцарт. Хотя мода на турецкие марши была кратковременной, она привела к тому, что многие европейские оркестры начали активно использовать такие инструменты, как цимбалы, медные барабаны и колокольчики.

В XX веке турецкая музыка обогатилась новыми жанрами, первоначально возникшими в Европе. Тем не менее, симфонии, оперы, балет и т. п. не получили большого распространения в Турции.

Современная турецкая музыка развивается под сильным воздействием западной музыки. Это влияние ощущается в новых музыкальных жанрах, ставших особенно популярными среди молодёжи, в числе которых джаз, поп-музыка, рок-музыка, хип-хоп и т. д. Имена многих турецких поп-исполнителей стали известными и вне Турции, частично благодаря фестивалям Евровидения. В их числе — MaNga, Таркан, Сердар Ортач, Эмре Айдын, Хадисе, Теоман, Ханде Йенер, Мустафа Сандал, Сертаб Эрнер и другие.

Театр

Кинематограф

После 1970-х годов, число фильмов пошло на убыль, частично в связи с развитием телевидения, а также из-за конкуренции со стороны западных фильмов. Лишь начиная с 2002 года начался новый подъём, который ознаменовался определённым успехом и признанием на международной арене некоторых фильмов и их авторов (таких, например, как Фатих Акин). В 2008 году было создано всего лишь 50 фильмов, в 2009 году — 61 фильм. [6]

Тем не менее, многие из этих фильмов — результат работы индивидуальных кинематографистов, а не киноиндустрии в целом, которая в последние годы становится частью международных конгломератов и всё более и более зависит от рекламного и дистрибьютерского потенциала таких компаний, как Warner Bros. и United International Pictures.

Интернет

Развитие и распространение интернета в Турции сыграло и продолжает играть большую роль в культурной жизни Турции. Во многих отдалённых провинциях, городках и деревнях, не имеющих достаточного количества библиотек, книжных магазинов и газетных киосков интернет позволяет широким слоям населения иметь доступ к необходимой информации и культурным сокровищам. Произведения многих турецких авторов выложены в Интернете, многие газеты имеют свои сайты. [8] Чиcло пользователей интернета за последние 10 лет (2000—2010) выросло в десять раз и достигло 26,5 миллионов к концу 2009 года. [9]

Современный турецкий язык напрямую восходит к огузскому — языку восточных турецких племён, когда-то населявших Центральную Азию и вытесненных в VIII—X вв. конкурирующими уйгурскими (также тюркскими) племенами на запад.

В течение последних нескольких веков турецкий язык подвергся существенному влиянию персидского и арабского языков, в связи с чем количество заимствованных из этих языков слов достигало временами 80 % турецкой лексики. До XX века существовал литературный язык Османской империи, достаточно сильно отличавшийся от разговорной турецкой речи — османский язык. Пантюркисты (в частности, И. Гаспринский) в конце XIX — начале XX вв. издавали журналы и газеты на языке, постепенно очищавшемся от заимствований, хотя и отличном от современного турецкого языка. Новый язык пропагандировали младотурки.

После основания Турецкой республики в 1923 году в 30-е гг. начался процесс замены иноязычных заимствований исконными турецкими словами. Этот процесс продолжается и в наши дни, хотя в турецком языке всё ещё можно встретить слова персидско-арабского происхождения наряду с их синонимами, сконструированными из тюркских корней.

Религия



99 % населения Турции — мусульмане, в основном — сунниты, но на востоке и юго-востоке страны есть шииты и алевиты. Многие турецкие традиции основаны на законах шариата. Исламский этикет требует носить скромную одежду и снимать обувь при посещении мечети. Женщинам предписывается ношение одежды, закрывающей большую часть тела. Тем не менее, Турция — в основном светская страна.

Реформы Кемаля Ататюрка привели к тому, что в стране довольно строго соблюдается принцип разделения религии и государства. На улицах многих городов можно видеть как женщин, носящих паранджу, так и женщин, одетых в современном западном стиле. Джинсы и мини-юбки не являются чем-то необычным. На улицах городов нередко можно увидеть западную и местную рекламу с элементами эротики, что противоречит требованиям ислама.

Среди турецких писателей, философов и богословов есть немало представителей, которые критично относятся к наиболее консервативным аспектам ислама и ратуют за реформы. В их числе — писатель Орхан Памук, философ Фетхуллах Гюлен и другие. Турецкая армия традиционно считается гарантом светского характера турецкого государства.

Праздники

В Турции отмечаются как государственные, так и религиозные праздники [10] . Среди государственных праздников самые значительные

    — 1 января
  • День национальной независимости и день детей — 23 апреля
  • День молодежи и спорта — 19 мая
  • День победы над греческой армией — 30 августа
  • День провозглашения республики — 29 октября
  • День памяти Ататюрка, первого президента Турецкой республики — 10 ноября. В этот день утром в 9:05 вся страна замирает на минуту в молчании, прохожие останавливаются, гудят сирены, сигналят машины.

Религиозные праздники отмечаются по лунному календарю, поэтому их дата каждый год меняется. Наиболее значительные праздники

    — священный месяц, во время которого все мусульмане мира не едят и не пьют с рассвета до вечерней молитвы. В это время некоторые рестораны закрыты до заката, а в консервативных провинциальных городах считается дурным тоном (даже для не мусульманина) есть, пить и курить на виду у всех до вечерней молитвы. (праздник жертвоприношения) — главный религиозный праздник в году и Шекер-Байрам (праздник сладостей, знаменует окончание поста Рамадан). Отмечаются они в течение 3-4 дней, причем целую неделю могут быть закрыты банки, переполнены отели и транспорт.

Европейская столица культуры

Авторы: Ф. Л. Бражалович (Общие сведения, Население, Хозяйство), Н. Н. Алексеева (Природа: физико-географический очерк), Т. В. Корниенко (Исторический очерк: каменный век и энеолит), Т. К. Кораев (Исторический очерк), В. Д. Нестёркин (Вооружённые силы), В. С. Нечаев (Здравоохранение), В. И. Линдер (Спорт), А. В. Образцов, А. С. Сулейманова (Литература), Т. В. Корниенко (Архитектура и изобразительное искусство: каменный век и энеолит), Е. И. Кононенко, О. А. Николаева (Архитектура и изобразительное искусство), С. Агаева. (Музыка), В. А. Погадаев (Театр), В. И. Шлыков (Кино) Авторы: Ф. Л. Бражалович (Общие сведения, Население, Хозяйство), Н. Н. Алексеева (Природа: физико-географический очерк), Т. В. Корниенко (Исторический очерк: каменный век и энеолит); >>

Читайте также: