Статистическая отчетность это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Статотчетность — это периодические документы, в которых респонденты отражают результаты финансово-хозяйственной деятельности. В 2022 году необходимо сдавать:

  • П-1;
  • П-2;
  • П-3;
  • П-4 и П-4 (НЗ);
  • П-5(м);
  • ПМ;
  • 5-3;
  • 1-Т;
  • 7-травматизм;
  • МП (микро);
  • 1-Предприятие;
  • 12-Ф;
  • 57-Т;
  • 23-Н;
  • 4-ТЭР.

Основание и правовые основы

Статотчетность сдают по установленным формам. По правилам, формирование статистической отчетности подразделяется на сплошное и выборочное. Сплошное — это то, в результате которого необходимо отчитываться постоянно, в установленные законами сроки. Выборочное наблюдение — когда органы статистики делают исследование по определенной ими выборке и сами определяют, кто предоставляет статистическую информацию, шанс попасть в эту выборку для каждой конкретной организации или ИП есть, но он не составляет 100%. Выборочное наблюдение действует и для представителей малого бизнеса, и для обычных организаций (ст. 6 282-ФЗ).

В 2021 году статотчетность необходимо сдавать в электронном виде. Исключение — для субъектов МП, им разрешили отчитываться на бумаге до конца 2021. А с 01.01.2022 обязанность отчитываться в электронной форме распространяется на всех респондентов.

В законе 282-ФЗ указано, что такое статистические отчеты в базе данных, — обязательные и полные сведения о деятельности МСП. Но статотчеты отражаются не только в системе Росстата, но и в других информационных системах. К примеру, единый статистический учет данных ведется и в государственной автоматизированной системе правовой статистики (ПП РФ № 2113 от 15.12.2020).

Кто обязан сдавать статотчетность

Респонденты статистического наблюдения — так в законе названы все те, кто попадает в это наблюдение и, соответственно, получает обязанность отчитываться.

По нормам 282-ФЗ, заполнение электронной статистической отчетности входит в обязанность:

  • юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления, филиалов, представительств и подразделений действующих на территории России иностранных организаций;
  • индивидуальных предпринимателей.

Субъекты малого предпринимательства формируют далеко не всю статотчетность. Для них действуют ограничения по 209-ФЗ от 24.07.2007 .

Особенности для субъектов СМП

На сайте Налоговой службы функционирует Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Напомним, что к ним относятся компании и ИП, у которых:

  • средняя численность работников не превышает 100 человек включительно (для малых предприятий) или 15 человек включительно (для микропредприятий);
  • выручка без НДС не превышает 800 млн руб. (для малых предприятий) или 120 млн руб. (для микропредприятий).

Существует еще одно условие отнесения компаний к малому бизнесу — суммарная доля участия в их уставном капитале не должна превышать:

  • 25%, если в уставном капитале участвуют субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды;
  • 49%, если в уставном капитале участвуют организации, не являющиеся малыми и средними предприятиями, и иностранные компании (в отношении каждой такой доли участия).

Для малых и средних предприятий виды статистической отчетности по уровню отчетности подразделяются:

  • на сплошное статистическое наблюдение — проводятся один раз в пять лет;
  • выборочное статистическое наблюдение на основе представительной (репрезентативной) выборки — проводится путем ежемесячных и (или) ежеквартальных исследований.

Если компания относится к субъектам малого предпринимательства, то отчетность в статистику она сдает, только если попадет в выборку. В этом случае Росстат уведомит ее о необходимости сдать отчет. Для остальных респондентов порядок предоставления статистической отчетности организаций подразумевает обязанность отчитываться регулярно.

Бланки и правила составления статистических форм утверждаются Росстатом. По каждому отчету приводятся разъяснения, для каких типов предприятий и видов экономической деятельности он является обязательным, указываются сроки и периодичность предоставления отчетности.

Не знаете, какой бланк использовать или как правильно его заполнить? Эксперты КонсультантПлюс составили образцы и инструкции по заполнению каждого отчета в Росстат. Используйте бесплатный доступ, чтобы найти и скачать нужные.

Статотчетность стала электронной

Вид электронной подписи определяется субъектами официального статистического учета самостоятельно. Чтобы составить статистическую отчетность в онлайн-режиме, необходим аккаунт на портале Госуслуги и личный кабинет на сайте Росстата.

Законодатели сделали исключение для субъектов МП, они должны начать отчитываться в Росстат в электронном виде с 01.01.2022.

Бланки статистической отчетности

Приказами Росстата утверждена каждая форма статистической отчетности: ведомство ежегодно обновляет отчетные бланки. Подписывает заполненные бланки руководитель организации или ответственный сотрудник. В каждую форму включены статистические показатели, периодичность, сроки, способы, адреса предоставления и порядок заполнения формы. Титульный лист у всех бланков имеет стандартный вид.

формы статотчетности

Все действующие бланки и электронные форматы, в которых организации и ИП информируют Росстат о результатах хозяйственной деятельности, представлены на официальном сайте Росстата. По п. 7 ст. 2 282-ФЗ, первичные статистические отчеты о деятельности респондента — это информация по формам статистического наблюдения, которую Росстат получает от респондентов, или сведения, которые документируются в ходе федерального статистического наблюдения.

Отчетных форм довольно много, перечислим лишь некоторые, актуальные для большинства компаний:

  • основные сведения о деятельности предприятий (1-Предприятие);
  • сведения о финансовом состоянии организации (П-З);
  • сведения о численности, заработной плате и движении работников организации (П-4);
  • сведения о неполной занятости и движении работников (П-4 (НЗ));
  • сведения о численности и заработной плате работников (1-Т) — для организаций, не отчитывающихся ежемесячно по форме П-4.

Полный перечень обязательных для организации форм проверяйте по ИНН или иным реквизитам через специальный сервис Росстата.

Получение данных о кодах статистики

формы статотчетности

Перечислим обязательные бланки и инструкции по их заполнению в таблице:

Ответственность за несдачу статотчетности

По закону, отчетность в статистике — это обязанность всех хозяйствующих субъектов. Непредоставление или несвоевременное предоставление в территориальные органы Росстата статистических данных, предоставление недостоверных данных влечет за собой ответственность согласно статье 13.19 КоАП РФ — административный штраф:

  • для должностных лиц — в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
  • для юридических лиц — от 20 000 до 70 000 руб.

Повторное непредоставление или несвоевременное предоставление данных в статистику влечет наложение административного штрафа:

Статистическая отчетность – это основная форма статистического наблюдения, с помощью которой статистические органы в определенные сроки получают от предприятий, учреждений и организаций необходимые данные в виде установленных в законном порядке отчетных документов, скрепляемых подписями лиц, ответственных за их представление и достоверность собираемых сведений. То есть отчетность – это официальный документ, содержащий статистические сведения о работе предприятия, учреждения, организыции и т.п.

Действующую стат. отчетность делят на типовую и специализированную. Состав показателей в типовой отчетности является единым для предприятий всех отраслей народного хозяйства. В специализированной отчетности состав показателей изменяется в зависимости от особенностей отдельных отраслей экономики.

По срокам отчетность бывает ежедневная, недельная, двухнедельная, месячная, квартальная и годовая. Кроме годовой отчетности все перечисленные виды представляют собой текущую отчетность.

Специально организованное наблюдение проводиться с целью получения сведений, отсутствующих в отчетности, или для проверки ее данных. Примером такого наблюдения является перепись (населения, материальных ресурсов, многолетних насаждений, оборудования и др.) – специально организованное наблюдение, повторяющееся, как правило, через равные промежутки времени, с целью получения данных о численности, составе и состоянии объекта статистического наблюдения по ряду признаков.

Характерными особенностями переписи являются:

§ Одновременность проведения ее на всей территории, которая должна быть охвачена обследованием;

§ Единство программы наблюдения;

Программа наблюдения, приемы и способы получения данных по возможности должны оставаться неизменными. Это позволяет обеспечить сопостовимость собираемой информации и получаемых в ходе разработки материалов переписи обобщающих показателей. Тогда можно не только определить численность и состав исследуемой совокупности, но и проанализировать ее количественное изменение в период между двумя обследованиями.

Статистическая отчетность – это основная форма статистического наблюдения, с помощью которой статистические органы в определенные сроки получают от предприятий, учреждений и организаций необходимые данные в виде установленных в законном порядке отчетных документов, скрепляемых подписями лиц, ответственных за их представление и достоверность собираемых сведений. То есть отчетность – это официальный документ, содержащий статистические сведения о работе предприятия, учреждения, организыции и т.п.

Действующую стат. отчетность делят на типовую и специализированную. Состав показателей в типовой отчетности является единым для предприятий всех отраслей народного хозяйства. В специализированной отчетности состав показателей изменяется в зависимости от особенностей отдельных отраслей экономики.

По срокам отчетность бывает ежедневная, недельная, двухнедельная, месячная, квартальная и годовая. Кроме годовой отчетности все перечисленные виды представляют собой текущую отчетность.

Специально организованное наблюдение проводиться с целью получения сведений, отсутствующих в отчетности, или для проверки ее данных. Примером такого наблюдения является перепись (населения, материальных ресурсов, многолетних насаждений, оборудования и др.) – специально организованное наблюдение, повторяющееся, как правило, через равные промежутки времени, с целью получения данных о численности, составе и состоянии объекта статистического наблюдения по ряду признаков.

Характерными особенностями переписи являются:

§ Одновременность проведения ее на всей территории, которая должна быть охвачена обследованием;

§ Единство программы наблюдения;

Программа наблюдения, приемы и способы получения данных по возможности должны оставаться неизменными. Это позволяет обеспечить сопостовимость собираемой информации и получаемых в ходе разработки материалов переписи обобщающих показателей. Тогда можно не только определить численность и состав исследуемой совокупности, но и проанализировать ее количественное изменение в период между двумя обследованиями.

Юридические лица и ИП должны представлять статистическую отчетность в госорганы. Данная обязанность регламентирована на законодательном уровне, а потому обязательна для исполнения. Существуют различные виды и формы статотчетности, непредставление которых влечет за собой применение административной ответственности к хозяйствующим субъектам.

Отмена сдачи бухотчетности в статистику в 2020

Безусловно, главное изменение в статистической отчетности в 2020 году заключается в том, что обязательный экземпляр бухгалтерской отчётности с бухотчета за 2019 год больше не нужно сдавать в территориальный орган Росстата, а только в налоговый орган, который можно сдавать с помощью сервиса 1С:Отчетность прямо из программы 1С.

  • чья бухотчетность содержит гостайну;
  • из специального перечня Правительства РФ.

Данное нововведение связано с введением в России государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, который ведёт ФНС России.

Нормы Закона № 444-ФЗ вступают в силу с 1 января 2020 года. С этой даты ФНС России начинает, а Росстат прекращает исполнять полномочия по формированию и ведению госреестра бухотчетности (ГИРБО). В частности, Росстат прекратит собирать обязательные экземпляры отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторские заключения о ней за отчетный период 2018 года и отчетные периоды, истекшие до 1 января 2018 года.

  • снижение административного бремени, которое организации несут в связи с исполнением обязанностей по представлению своей бухотчетности в госорганы;
  • упрощение доступа заинтересованных лиц к такой отчетности.

Проверка базы 1С на ошибки со скидкой 50%

Сущность статистической отчетности

Статотчетность подразделяется в зависимости от периодичности ее представления на срочную, месячную, квартальную, полугодовую и годовую. Для их заполнения используется информация, содержащаяся в документах компании, т.е. они являются документальным подтверждением достоверности отраженных данных в отчетах.

В практике российской статистической деятельности отчетность подразделяется на две большие группы:

  • общая отчетность, содержащая одни и те же сведения для определенной сферы экономики и для хозяйствующих субъектов в целом;
  • специализированная отчетность, содержащая специфические показатели и сведения по отдельным отраслям экономики.

Обязанность хозяйствующих субъектов представлять статотчетность регламентирована Федеральным законом от 29.11.07 г. № 282-ФЗ. Условия представления первичных статистических и административных данных статучета закреплены в Постановлении Правительства РФ от 18.08.08 г. № 620.

Согласно данным нормативно-правовым актам сдача статотчетности - это обязательная процедура. Ее нужно проводить с использованием конкретных статистических форм, передаваемых в бумажном либо электронном виде.

Проведение статнаблюдения может быть, как сплошным, так и выборочным. При первом варианте респонденты отчитываются с определенной периодичностью в соответствии со сроками, установленными законодательством. При втором варианте наблюдение осуществляется в выборочной форме по конкретным параметрам, а потому не всегда хозяйствующий субъект попадает в конкретную выборку.

Кто должен сдавать статотчетность

Статотчетность должны подавать следующие субъекты:

  • юрлица, в том числе субъекты СМП;
  • ИП;
  • государственные учреждения;
  • филиалы и представительства иностранных предприятий, работающих в России;
  • нотариусы и адвокаты.

Согласно Федеральному закону от 24.07.07 г. № 209-ФЗ субъектам СМП (к которым относятся многие предприниматели) разрешено подавать статотчетность в более простом порядке. Для отнесения субъекта к малому и среднему бизнесу установлено несколько критериев (по средней численности работников, выручке, доле участия в уставном капитале), а непосредственный их перечень содержится на сайте ФНС.

Формы статистической отчетности

Формы отчетности для заполнения компаниями при проведении статнаблюдения утверждаются и регламентируются Росстатом. В них включаются показатели и сведения по хозяйствующему субъекту, необходимые для дальнейшего анализа органами статистики.

Форм статистического наблюдения достаточно много, но какие именно нужно представлять для исследования - зависит от деятельности хозяйствующего субъекта, его организационно-правовой формы, принадлежности к малому предпринимательству и т.д. Наиболее распространенными формами отчетности являются сведения:

  • о деятельности предприятия (1-предприятие);
  • о финансовом состоянии организации (П-3);
  • о количестве, зарплате и движении сотрудников компании (П-4);
  • о неполной занятости и движении сотрудников (П-4 (НЗ));
  • о количестве и зарплате сотрудников (1-Т) - для компаний, не представляющих ежемесячную форму П-4;
  • о дополнительном профобразовании сотрудников компании (1-кадры);
  • об основных показателях деятельности малого предприятия (ПМ).

Информацию о том, какие именно формы необходимо сдавать хозяйствующему субъекту, можно найти на сайте Росстата. Также можно получить консультацию у специалистов территориального отделения органов статистики.

Формирование статотчетности в 1С

Статистическую отчетность проще формировать в программе 1С:Зарплата и управление персоналом 8, поскольку в этом случае информация будет представлена в соответствии с данными бухгалтерского, налогового и кадрового учета. Специалисту потребуется меньше времени на формирование и представление документов, а информация в них будет достоверная и точная.

В типовой конфигурации 1С содержится обширный перечень различных форм статистической отчетности. Однако если какой-то формы не хватает из-за ее специфичности, можно дополнить программу, внеся соответствующие корректировки, или же использовать универсальный отчет статистики. Он предназначен для того, чтобы подготавливать форму статотчетности на основании XML-шаблонов, публикуемых Росстатом.

Для формирования универсального отчета необходимо открыть вкладку "Статистика" и перейти в раздел "Прочие формы". После выбора формы, которая имеется в перечне, нужно нажать на кнопку "Создать", и тогда откроется форма для заполнения отчета. Если же формы в перечне нет, то нужно зайти в "Шаблоны" и загрузить необходимый отчет, предварительно скачав его с сайта Росстата.

Преимущества формирования статистической отчетности в 1С заключаются в следующих моментах:

  • представление точной и полной информации по хозяйствующему субъекту;
  • автоматическое заполнение сведений и обязательных реквизитов отчетности;
  • быстрый сбор и анализ информации;
  • снижение затрат труда и времени работников;
  • простота и легкость заполнения отчетности;
  • формирование документа в электронном виде, необходимого для отправки по ТКС.

Ответственность за непредставление статистической отчетности

Если хозяйствующий субъект, обязанный согласно законодательству, подавать тот или иной вид статистической отчетности, не исполнит требование, он штрафуется согласно ст. 13.19 КоАП РФ:

  • 10 - 20 тыс. руб. для должностных лиц;
  • 20 - 70 тыс. руб. для юрлиц.

При повторном нарушении данной нормы законодательства административная ответственность ужесточается:

  • 30 - 50 тыс. руб. для должностных лиц;
  • 100 - 150 тыс. руб. для юрлиц.

Особенности формирования и сдачи статистической отчетности

Можно выделить такие особенности, связанные с формированием и представлением форм статотчетности:

Хозяйствующие субъекты в силу специфики их деятельности или организационно-правовой формы обязаны сдавать те или иные формы статистической отчетности. Документы проще и удобнее формировать в программе 1С, и тогда информация будет достоверной и актуальной на конкретную дату.

Непредставление статотчетности влечет за собой наложение административного штрафа, который вполне можно избежать, если настроить в 1С календарь напоминаний о сдаче отчетности в установленные законом сроки.

Остались вопросы? Закажите бесплатную консультацию наших специалистов!

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку


Статотчетность сдают в обязательном порядке по установленным формам в бумажном или электронном виде. По правилам формирование статистической отчетности подразделяется на сплошное и выборочное. Сплошное — это то, в результате которого необходимо отчитываться постоянно, в установленные законами сроки. Выборочное наблюдение — когда органы статистики делают исследование по определенной ими выборке, и шанс попасть в эту выборку для каждой конкретной организации или ИП есть, но он не составляет 100%.

В 2021 году статотчетность необходимо сдавать в электронном виде. Точная дата ввода нового правила неизвестна: поправки в 282-ФЗ еще не внесли, но приняли во втором чтении. Как только новый закон вступит в силу, отправляйте только электронные отчеты. До этого момента действующий формат сдачи (электронный или бумажный) сохраняется.

Кто обязан сдавать статотчетность?

Респонденты статистического наблюдения — так в законе названы все те, кто попадает в это наблюдение и, соответственно, получает обязанность отчитываться.

По нормам 282-ФЗ заполнение форм статистической отчетности входит в обязанность:

  • юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления, филиалов, представительств и подразделений действующих на территории России иностранных организаций;
  • индивидуальных предпринимателей;
  • субъектов малого предпринимательства.

На сайте Налоговой службы размещен Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Напомним, что к субъектам малого предпринимательства относятся компании и ИП, у которых:

  • средняя численность работников не превышает 100 человек включительно (для малых предприятий) или 15 человек включительно (для микропредприятий);
  • выручка без НДС не превышает 800 млн руб. (для малых предприятий) или 120 млн руб. (для микропредприятий).

Организация утратит статус СМП при превышении предельных значений этих критериев в течение трех календарных лет подряд, т. е. статус СМП в 2021 г. будет утрачен при превышении предельных значений в 2018–2020 гг. (п. 1письма ФНС №14-2-04/0870@ от 18.08.2016).

Существует еще одно условие отнесения компаний к малому бизнесу — суммарная доля участия в их уставном капитале не должна превышать:

  • 25%, если в уставном капитале участвуют субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды;
  • 49%, если в уставном капитале участвуют организации, не являющиеся малыми и средними предприятиями, а иностранные компании (в отношении каждой такой доли участия).

В статье 5 закона №209-ФЗ говорится, что виды статистической отчетности по уровню отчетности подразделяются на:

  • сплошное статистическое наблюдение — проводятся один раз в пять лет;
  • выборочное статистическое наблюдение на основе представительной (репрезентативной) выборки — проводится путем ежемесячных и (или) ежеквартальных исследований.

Для микропредприятий выборочные наблюдения проводятся ежегодно.

Если компания относится к субъектам малого предпринимательства, то отчетность в статистику она сдает, только если попадет в выборку. В этом случае Росстат уведомит ее о необходимости сдать отчет. Для остальных респондентов порядок предоставления статистической отчетности организаций подразумевает отчитываться регулярно. Как минимум надлежит сдавать в статистику копию годовой бухгалтерской отчетности. Но это не все — статистических форм много, часть из них необходимо заполнять большинству компаний.

Бланки и формы государственной статистической отчетности утверждаются Росстатом. По каждому отчету приводятся разъяснения, для каких типов предприятий и видов экономической деятельности он является обязательным, указываются сроки и периодичность представления отчетности.

Формы статистической отчетности

Росстат утверждает формы статистической отчетности, подписывает заполненные бланки руководитель организации или ответственный сотрудник. В каждую форму включены статистические показатели, периодичность, сроки, способы и адреса представления, а также порядок заполнения формы.

Все формы статотчетности представлены на официальном сайте Росстата. Их довольно много, перечислим лишь некоторые, актуальные для большинства компаний:

  • основные сведения о деятельности предприятий (1-Предприятие);
  • сведения о финансовом состоянии организации (П-З);
  • сведения о численности, заработной плате и движении работников организации (П-4);
  • сведения о неполной занятости и движении работников (П-4 (НЗ));
  • сведения о численности и заработной плате работников (1-Т) — для организаций, не отчитывающихся ежемесячно по форме П-4.

Полный перечень обязательных для организации форм проверяйте по ИНН или иным реквизитам через специальный сервис Росстата.

/fls/115334/1.jpg

Отчет ПМ предоставляют юридические лица, являющиеся малыми предприятиями в соответствии с федеральным законом №209-ФЗ от 24.07.2007 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и микропредприятия указанную форму не представляют.

Перечислим обязательные формы статистической отчетности и инструкции по их заполнению в таблице:

Ответственность за несдачу статотчетности

Непредставление или несвоевременное представление в территориальные органы Росстата статистических данных, представление недостоверных данных влечет за собой ответственность согласно статье 13.19. КоАП РФ, а именно административный штраф:

  • для должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
  • для юридических лиц — от 20 000 до 70 000 руб.

Повторное непредставление или несвоевременное представление статистических данных влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб.;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 150 000 руб.

Календарь статистической отчетности

Форм статотчетности очень много. Они все обязательны для разных категорий организаций и ИП. Удобный календарь статотчетности разработан компанией Консультант Плюс и включен в одноименную программу.


Календарь

Читайте также: