Ю а филипченко вклад в генетику кратко

Обновлено: 04.07.2024

(1882—1930), зоолог, генетик, один из создателей отечественной школы генетиков. Организатор и профессор первой в СССР кафедры генетики и экспериментальной зоологии (Петроградский университет, 1919). В 1929 создал Лабораторию генетики АН СССР. Труды по наследственности человека, генетическим основам селекции растений и животных, проблемам эволюции. Одним из первых применил вариационную статистику в биологии.

Энциклопедический словарь . 2009 .

Полезное

Смотреть что такое "Филипченко Юрий Александрович" в других словарях:

ФИЛИПЧЕНКО Юрий Александрович — (1882 1930) российский биолог, профессор, организатор первой в СССР кафедры генетики в ЛГУ (1919). Труды по наследственности человека, генетическим основам селекции, проблемам эволюции. Одним из первых применил вариационную статистику в биологии … Большой Энциклопедический словарь

Филипченко Юрий Александрович — [1(13).2.1882, с. Злынь, ныне Волховского района Орловской области, √ 19.5.1930, Ленинград], советский биолог, генетик. Окончил Петербургский университет (1905), где был оставлен для подготовки к профессорской деятельности. В 1912 защитил… … Большая советская энциклопедия

Филипченко, Юрий Александрович — [01(13)02.1882 19.05.1930] генетик, выступавший также по филос. проблемам. Окончил естеств. отделение физ. матем. ф та Петерб. ун та (1905). Оставлен при ун те, командирован за границу (1911). С 1913 Ф. в Петерб. ун те, читал один из первых в… … Большая биографическая энциклопедия

Филипченко, Юрий Александрович — Юрий Александрович Филипченко Дата рождения: 1 (13) февраля 1882(1882 02 13) Место рождения: с. Злынь Болховск … Википедия

Филипченко Юрий Александрович — Юрий Александрович Филипченко (1882 1930) советский биолог и генетик. С 1913 читал в Петербургском университете первый в России курс лекций по генетике, в 1919 организовал в университете кафедру генетики. В советское время создал в Академии наук … Википедия

Юрий Александрович Филипченко — (1882 1930) советский биолог и генетик. С 1913 читал в Петербургском университете первый в России курс лекций по генетике, в 1919 организовал в университете кафедру генетики. В советское время создал в Академии наук СССР лабораторию, которая… … Википедия

Филипченко, Юрий — Юрий Александрович Филипченко (1882 1930) советский биолог и генетик. С 1913 читал в Петербургском университете первый в России курс лекций по генетике, в 1919 организовал в университете кафедру генетики. В советское время создал в Академии наук … Википедия

Филипченко — Филипченко фамилия. Известные носители: Филипченко, Анатолий Васильевич (р. 1928) советский космонавт. Филипченко, Фёдор Васильевич (р. 1915) лётчик, ас Войны в Испании и Великой Отечественной войны Филипченко, Юрий… … Википедия

Юрий Филипченко — Юрий Александрович Филипченко (1882 1930) советский биолог и генетик. С 1913 читал в Петербургском университете первый в России курс лекций по генетике, в 1919 организовал в университете кафедру генетики. В советское время создал в Академии наук … Википедия

Филипченко — I Филипченко Анатолий Васильевич (р. 26.2.1928, пос. Давыдовка Лискинского района Воронежской области), лётчик космонавт СССР, полковник, дважды Герой Советского Союза (22.10.1969 и 11.12.1974). Член КПСС с 1952. Окончил Воронежскую… … Большая советская энциклопедия


Русский биолог, основоположник отечественной школы генетики.
Родился в семье ученого-агронома. Окончил Вторую Санкт-Петербургскую гимназию с серебряной медалью. В 1900 году поступил в Петербургский университет. По окончании его по естественному отделению (1905) был оставлен при университете для подготовки к профессорской деятельности. По существовавшим в те времена порядкам прошел стажировку за границей. После возвращения в 1913 г. Филипченко защитил магистерскую диссертацию, был утвержден в должности приват-доцента Петербургского университета, а с осени начал читать первый в России курс генетики.
Первые научные работы Филипченко были посвящены эмбриологии и анатомии низших насекомых. В 1914 г. он первым в России приступил к генетическим исследованиям: изучал гибриды между бизоном, зубром и рогатым скотом в заповеднике Аскания Нова, а затем провел более обстоятельные исследования изменчивости черепа кроликов и зайцев. В 1917 г. он защитил первую в России докторскую диссертацию по генетике, а в 1919 г. был избран профессором и заведующим на организованной им кафедре генетики и экспериментальной зоологии (также первой в стране) Петроградского университета.
В 1923 г. Филипченко начал наиболее фундаментальную свою работу, продолжавшуюся до конца жизни, — обширное исследование изменчивости количественных признаков у мягких пшениц. Цель состояла в выявлении генов, определяющих наиболее ценные особенности пшеницы, и в составлении программы ее селекции. Исследования проводились в Петергофском естественно-научном институте. Еще одно направление многогранных интересов и исследований Филипченко — генетика человека и евгеника. В 1921 он организовал при Российской Академии наук Бюро по евгенике (в 1930 году реорганизовано в Лабораторию генетики, на основе которой в 1933 создан Институт генетики АН СССР под руководством Н. И. Вавилова). С 1922 г. Филипченко начал издавать "Известия Бюро по евгенике".
Блестяще образованный биолог, Филипченко создал ряд учебников и обзорных работ, отличавшихся ясностью и четкостью изложения. Особенно привлекала его проблема изменчивости, центральная, как он считал, для генетики. Филипченко дал классификацию явлений изменчивости, проанализировал основные понятия в этой области. Большое значение он придавал исследованию методов математической статистики в генетических исследованиях и одним из первых в СССР стал применять их в своих работах. Филипченко написал один из лучших и наиболее полных историко-научных очерков по эволюционной биологии. Его классическая книга "Эволюционная идея в биологии" отличается от большинства аналогичных трудов тем, что автор стремился не отстоять свою эволюционную концепцию во что бы то ни стало, но предельно беспристрастно оценить все известные гипотезы и теории. Собственные воззрения по вопросам эволюции ученый не представил в виде целостной системы.
Судя по отдельным высказываниям и комментариям, он весьма симпатизировал идее автогенеза, но был предельно сдержан в оценках. Филипченко рассматривал микроэволюцию и макроэволюцию как процессы с различными механизмами (сами эти понятия он ввел в биологию в 1927 году). Он не разделял взгляд на естественный отбор как на основной движущий фактор эволюции, сравнивал Дарвина с Коперником и полагал, что биология еще ждет своего Ньютона. В целом, учебники, монографии, популярные работы Филипченко сыграли огромную роль в зарождении и кратковременном расцвете генетики в нашей стране.


Юрий Александрович Филипченко родился 1 (13) февраля 1882 г. в селе Злынь Болховского уезда Орловской губернии в семье агронома. Среднее образование получил во 2-й Санкт-Петербургской классической гимназии. В 1900 г. поступил слушателем в Военно-медицинскую академию, но в следующем году перешел на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета, который окончил весной 1906 г.

Первые научные работы (1905-1912) Филипченко были посвящены эмбриологии и анатомии низших насекомых. Увлечение эмбриологией сыграло значительную роль в становлении Филипченко как ученого-экспериментатора. В 1914 г. он первым в России приступил к генетическим исследованиям в заповеднике Аскания Нова.

В феврале 1930 г. Юрий Александрович принял решение уйти из университета и сосредоточиться на работе в структуре Академии наук СССР. К этому времени он вступил в должность заведующего отделом животноводства Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина. Однако поработать на новом месте ему не пришлось – Юрий Александрович заболел менингитом и скончался в ночь с 19 на 20 мая 1930 г. в Ленинграде.

Филипченко Юрий Александрович . Фотография.

(Мемориальный кабинет-музей академика Н.И. Вавилова).

(АРАН. Ф.450. Оп.5. Д.91. Л.1-6.)

Статья Ю.А. Филипченко "Экспериментальная зоология", направленная на отзыв профессору Н.К. Кольцову. 24 июня 1930 г..

Генетика в настоящее время является одной из самых интенсивно развивающихся биологических дисциплин. Открытия в этой области носят революционный характер и используются в селекции, медицине, фармакологии. Обращение к истории отечественной генетики помогает проследить путь ее развития, определить научные и этические ценности, без которых невозможно представить плодотворную работу современного исследователя.

Ю.А. Филипченко, 1900 г.

Ю.А. Филипченко, 1900 г.

У истоков отечественной генетики стояли выдающиеся ученые, которые пришли в новую науку из традиционных биологических дисциплин – зоологии, ботаники, гидробиологии, эмбриологии. Одним из таких пионеров в генетике был Юрий Александрович Филипченко – ученый, искренне служивший идеалам науки и трудившийся на благо своей страны. Судьба его полна драматических событий, связанных с общественно-политической жизнью России первой половины XX в.

Родился Юрий Александрович 13 февраля (1 февраля по старому стилю) 1882 г. в селе Злынь Болховского уезда Орловской губернии в семье агронома. Уже в возрасте восьми лет он увлекся изучением природы: собирал коллекции насекомых, вел дневник энтомологических наблюдений, читал специальную литературу. Среднее образование получил во 2-й Санкт-Петербургской классической гимназии, которую окончил в 1900 г. с серебряной медалью. В том же году Юрий Александрович поступил слушателем в Военно-медицинскую академию, но в следующем году перешел на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета. Молодой естествоиспытатель нашел в стенах университета возможность заниматься любимым делом – изучением природы и ее закономерностей. В течение учебного года он упорно занимался, порой допоздна засиживаясь в библиотеках. Летние месяцы молодой исследователь проводил в поездках, собирая материал для своих первых научных работ по анатомии и эмбриологии насекомых.

В студенческие годы Юрий Александрович (как и его младший брат Александр Александрович) принимал активное участие в различных антиправительственных акциях. За выступление на рабочей сходке в начале декабря 1905 г. он попал под арест, но вскоре был освобожден. В том же декабре его повторно арестовали и продержали в заключении уже четыре месяца. После освобождения весной 1906 г. Юрий Александрович сдал государственные экзамены и окончил университет с дипломом первой степени.

В 1911 г. для подготовки к магистерской степени Филипченко был командирован в Германию, к Рихарду Гертвигу, который занимался проблемой определения пола. Весной 1912 г. молодой исследователь посетил Неаполитанскую биологическую станцию для сбора материала по эмбриологии ракообразных.

Увлечение эмбриологией сыграло значительную роль в становлении Юрия Александровича как ученого-экспериментатора. Гипотетические воззрения он всегда старался проверить и доказать фактами. Когда менделизм стал активно проникать в различные биологические дисциплины, ряд ученых, в том числе и некоторые эмбриологи, очень критично восприняли новое направление. Они считали, что гены определяют несущественные признаки, отличающие особи различных рас и разновидностей; признаки, возникшие на последних этапах эволюции видов и проявляющиеся на самых поздних этапах онтогенеза. Признаки же высших систематических групп – родов, семейств, классов – возникли в эволюции очень давно и определяются другими наследственными факторами – плазмонами (термин Ю.А. Филипченко).

Взгляды Филипченко в 1910-х гг. разделяли и ряд других эмбриологов. Известно, что Т.Моргана, также эмбриолога по образованию (наряду с У.Бэтсоном, У.Каслом, Е.Конклиным, Л.Кено), привело в генетику такое же скептическое отношение к некоторым ее вопросам и, в частности, к учению о целостности единичных факторов и гипотезе о чистоте гамет.

Таким образом, эмбриологические и сравнительно-анатомические работы Юрия Александровича стали трамплином для переключения его интересов на другую научную дисциплину – генетику, на многие годы определившую его и научное, и педагогическое кредо.

Ю.А. Филипченко с сотрудниками лаборатории, 1923 г.

Ю.А. Филипченко с сотрудниками лаборатории, 1923 г.

Аналогичные исследования генетики количественных признаков в группе твердых пшениц проводил в ПЕНИ Т.К. Лепин, у других видов злаков –Б.И. Васильев, у уток и других птиц – Б.Ф. Румянцев, у дрозофилы – Р.А. Мазинг.

С начала 1920-х гг. на кафедре генетики университета и в лаборатории ПЕНИ начали проводиться экспериментальные работы на гидре и плоских червях. В.М. Исаев проводил опыты по пересадке и сращиванию гидр. Ему впервые удалось получить вегетативные гибриды (химеры) в результате сращивания гидр различных видов и проследить сохранение признаков обоих видов в ряду поколений при размножении бесполым путем. Аспирант Иван Иванович Канаев изучал процесс трансформации клеток регенерирующих гидр, а Янис Янович Лус исследовал особенности регенерации у представителей плоских червей.

В лабораторию Филипченко в Старом Петергофе приезжали ученые из различных научных учреждений. Вокруг Юрия Александровича всегда кипела научная работа, обсуждались актуальные проблемы биологии, активно функционировала научная школа по изучению закономерностей генетики. Не случайно он считается основоположником ленинградской генетической школы, которая дала толчок для формирования новых школ (Г.Д. Карпеченко, М.Е. Лобашева).

С начала ХХ столетия в научной среде были популярны и неоднократно обсуждались евгенические проблемы, но только в 1920 г. евгеника оформилась в России в самостоятельное научное направление. Появились первые евгенические учреждения: евгенический отдел Института экспериментальной биологии (ИЭБ) и Русское евгеническое общество. Их организатором был директор ИЭБ Н.К. Кольцов. В сентябре 1920 г. он обратился к Филипченко с предложением сотрудничества в области генетики человека. Тогда же было принято решение о самостоятельных действиях обоих ученых в Москве и Ленинграде, и в феврале 1921 г. Юрий Александрович организовал Бюро по евгенике при Комиссии по изучению естественных производительных сил России (КЕПС), которая была создана еще до революции для изучения природных богатств России и ставила перед собой большей частью прикладные задачи. Уже то, что евгенические исследования организационно были подчинены именно КЕПС, недвусмысленно указывало на практический характер предполагавшейся работы.

При составлении вопросника анкеты сотрудниками Бюро была проделана большая работа. На главном листе анкеты содержались основные вопросы, которые можно назвать социально-демографическими: пол, год рождения, место рождения, социальное происхождение, национальность, профессия. На так называемом малом листе предлагалось ответить, какие и у кого именно из перечисленных на большом листе лиц наблюдались врожденные аномалии анатомического и функционального характера, а также наследственные болезни – случаи глухонемоты, эпилепсии и других душевных заболеваний, сюда же были включены туберкулез и алкоголизм. Было оставлено место для сведений о других родственниках в случае наследования интересных генетических особенностей. Здесь же фиксировался адрес анкетируемого. На листке с объяснительными примечаниями говорилось об общем значении анкеты и давались соответствующие объяснения по ее отдельным пунктам.

Опрос 1921 г. дал возможность проанализировать 330 анкет, содержащих подробные сведения о 510 семьях ученых и о 166 семьях их детей, в сумме это составило 676 анкет, что делало анализ статистически достоверным. Уже ответы на первые два вопроса анкеты дали интересные сведения. Прежде всего, был выявлен достаточно высокий процент женщин-ученых – чуть меньше 1/3 всех опрошенных. По возрастному составу среди тогдашних ученых Петрограда преобладали люди в возрасте от 37 до 62 лет, т.е. родившиеся между 1860 и 1885 г. Таким образом, средний возраст членов научного сообщества составлял в то время 45–50 лет.

По месту рождения первенство принадлежало Петербургу, за ним следовали центральный район с Поволжьем, западные области и юг России. По месту происхождения (место рождения отца и деда) ведущее положение занимали центр и Поволжье, затем западные области и только потом Петербург. По словам Филипченко, подобное распределение не было случайным, поскольку распространялось и на супругов ученых.

Большой интерес представлял вопрос о национальном происхождении ученых. Филипченко предложил следующие определения по национальному происхождению: чистые русские, смешанное происхождение, чистые иностранцы. Анализируя анкеты, Юрий Александрович установил, что около половины ученых, а также их супругов, имеют чисто русское происхождение, около четверти – смешанное, а еще одна четверть представляет по происхождению чисто иностранный элемент. Среди иностранцев первое место занимали немцы (точнее, имеющие немецко-прибалтийские корни), затем шли поляки, финны и евреи.

Вопрос о происхождении ученых дополнялся указанием на их социальное происхождение. Все профессии Филипченко разделил на две группы – с большей и с меньшей квалификацией в смысле образования и таланта. Из составленных на их основе таблиц вытекал однозначный вывод – большинство ученых, примерно 2/3 (также как и их супруги), происходят из интеллигентной среды. Их отцы были, как правило, педагогами, медиками, учеными, юристами, служащими, военными, священниками. Многие происходили из среды купцов и фабрикантов.

Что касается распространения ряда болезней среди опрошенных и связи этих болезней с национальным происхождением, то здесь, по мнению Филипченко, получилась поучительная картина. Бичом чисто русских семей стал алкоголизм, встречающийся почти в 1,5 раза чаще, чем ожидалось: в 70% вместо 51%. Распространение у них остальных болезней было близко к норме, хотя, туберкулез встречался несколько чаще ожидаемого, а душевные болезни несколько реже, но не настолько, чтобы это напрямую можно было связать с национальными особенностями. Напротив, у иностранцев алкоголизм отмечался раза в три реже ожидаемого и встречаемость всех других заболеваний, особенно туберкулеза, была несколько ниже нормы.

Логическим продолжением исследования научного сообщества стало анкетирование выдающихся ученых. К этой группе Филипченко отнес крупнейших представителей науки, создателей важнейших российских научных школ и направлений, ученых с мировым именем. Но при этом исключил из рассмотрения медиков и инженеров – как представителей не столько теоретического, сколько прикладного знания.

Что касается сословного происхождения, то, сравнив полученные данные с известной статистикой О.Декандоля для иностранных членов Парижской Академии наук, Филипченко заключил, что петербургские выдающиеся ученые происходят из гораздо более демократической среды, практически из всех сословий – дворян, лиц духовного звания, купцов, мещан и крестьян, хотя из первых двух все-таки вышло наибольшее число выдающихся ученых.

Вопрос анкеты о том, каким по счету ребенком был выдающийся ученый, не случаен в данном исследовании. Существовало авторитетное мнение К.Пирсона о более низком уровне развития первенцев в семьях. Исследование Филипченко позволило ему сделать однозначно противоположный вывод: у первенцев гораздо больше шансов стать выдающимися учеными, т.к. почти половина опрошенных выдающихся ученых являлась первенцами.

Перед экспедицией в Казахстан, 1926 г.

Перед экспедицией в Казахстан, 1926 г.

Говоря о различиях, которые выявило обследование ученых вообще и их выдающихся представителей, Юрий Александрович отметил пять главных особенностей. Во-первых, среди выдающихся ученых отсутствовали женщины. Во-вторых, средний возраст выдающихся ученых заметно превышал средний возраст ученых вообще (60 лет вместо 50). В-третьих, среди выдающихся ученых было значительно больше чисто русских, по сравнению с общей выборкой. В-четвертых, у них наблюдалось гораздо большее количество как выдающихся, так и душевнобольных родственников, причем в обоих случаях род матери был более значим, чем род отца. По результатам своих аналитических исследований Филипченко пришел к выводу, что лица, которых можно признать выдающимися учеными, делаются такими не под влиянием своих собственных усилий или каких-нибудь случайных обстоятельств, а под влиянием той силы, которая больше всего делает каждого из нас тем, что он есть, т.е. под влиянием наследственности. Выдающиеся ученые рождаются, а не творятся.

К 1925 г. и он, и его ученики отошли от изучения генетики человека. Юрий Александрович совместно с Т.К. Лепиным занялся изучением наследования количественных признаков пшениц, а его ученики переориентировались на генетическую работу с сельскохозяйственными животными в удаленных и малоисследованных районах СССР. Так, Ф.Г. Добржанский и Я.Я. Лус с 1926 г. начали изучать популяции среднеазиатских домашних животных.

Титульные листы научно-популярных книг Ю.А. Филипченко

Титульные листы научно-популярных книг Ю.А. Филипченко

В феврале 1930 г. Юрий Александрович принял решение уйти из университета и сосредоточиться на работе в структуре Академии наук СССР. К этому времени он вступил в должность заведующего отделом животноводства Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина. Однако поработать на новом месте ему не пришлось – Юрий Александрович заболел менингитом и скончался в ночь с 19 на 20 мая 1930 г.

За месяц до его смерти появилось решение Академии наук о переименовании с лета 1930 г. Бюро по генетике в Лабораторию генетики АН СССР, которую согласился возглавить Н.И. Вавилов, к тому времени уже руководил Всесоюзным институтом растениеводства (до 1930 г. – Отдел прикладной ботаники и селекции).

По материалам

Горощенко Ю.Л. Юрий Александрович Филипченко – создатель отечественной генетической школы // Исследования по генетике. 1994, вып. 11.

Медведев Н.Н. Юрий Александрович Филипченко. – М.: Наука, 2006.

Музрукова Е.Б., Фандо Р.А. У истоков отечественной генетики человека: первые евгенические работы Ю.А. Филипченко и А.С. Серебровского // Вестник Российской Академии наук, 2007. Т. 77. № 3.

Филипченко Ю.А. Анкета по наследственности среди ученых Петербурга // Наука и ее работники, 1921. № 2.

Филипченко Ю.А. Статистические результаты анкеты по наследственности среди ученых Петербурга // Известия Бюро по евгенике Академии наук, 1922. № 1.

Филипченко Ю.А. Наши выдающиеся ученые // Известия Бюро по евгенике Академии наук, 1922. № 1.

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ

Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation


Юрий Александрович Филипченко (1882 – 1930)

Российский генетик, зоолог, историк науки; основоположник ленинградской генетической школы.

В 1919 г. организовал первую в России кафедру генетики, называвшуюся кафедра генетики и экспериментальной зоологии, а в 1921 г. – Бюро по евгенике при Российской Академии наук, в дальнейшем (1930) было преобразовано в Лабораторию генетики АН СССР, а позднее, в 1933 г., – в Институт генетики. Евгеника – еще одно направление его научной деятельности, которой он уделял огромное внимание.

Читайте также: