Житие николая попова кратко

Обновлено: 05.07.2024

С вященномученик Николай Попов родился 6 мая 1864 года в семье Харитона Ивановича Попова. Раннее детство Николай провел в семье родителей матери. В большой станице, где они жили, царил традиционный уклад казачьей жизни. Вскоре семья Поповых переехала в Новочеркасск, где Николай поступил в гимназию. В отроческом возрасте проявились главные черты характера будущего священномученика Николая - целеустремленность, открытость, верность своим убеждениям. Он пользовался большим уважением среди своих сверстников за честность, отзывчивость, верность слову.

После окончания шести классов гимназии Николай поступил в Харьковское земледельческое училище, где прилежно изучал агрономию и другие науки и одним из лучших окончил его полный курс.

Именно в это время у Николая созрело решение встать на путь духовного служения, и, по прошествии нескольких лет, несмотря на свой уже 30-летний возраст, Николай Харитонович поступил на пятый курс Донской семинарии. Окончив в 1893 году курс духовной семинарии, будущий священномученик Николай Попов начинает свое пастырское служение в Успенской церкви станицы Аксайской, известной своим чудотворным образом Пресвятой Богородицы. Архиепископом Донским и Новочеркасским Макарием Николай был рукоположен во диакона к Успенской церкви. Меньше года он состоял законоучителем Аксайской церковно-приходской школы и в ноябре 1894 года Архиепископ Донской и Новочеркасский Донат рукоположил диакона Николая во пресвитера.

Отец Николай сразу поехал на новый приход в хутор Колодезный Мигулинской станицы Верхне-Донского округа. Батюшка всего себя отдал служению Богу и духовной помощи своим прихожанам. Главное внимание он уделял совершению Божественной литургии, в которой черпал силы для своего пастырского служения. Отец Николай часто проповедовал, организовывал воскресные беседы. В скором времени начал строить учительскую школу с общежитием, которая предназначалась не только для обучения детей, но и для подготовки будущий преподавателей. В школе могли обучаться также и дети из неимущих семей, что давало возможность любому одаренному юноше сделать здесь свой первый шаг в жизнь. Отец Николай заботился о быте своих воспитанников, на собственные деньги заказывал учебники, тетради, учебные пособия. Все получаемые от благотворителей средства батюшка жертвовал на школу и библиотеку. Одним из жертвователей на Колодезную учительскую школу был и святой праведный Иоанн Кронштадтский, который откликнулся на обращение к нему отца Николая. При школе была устроена ферма и подсобное хозяйство. Отец Николай на практике применял знания, полученные им в Земледельческом училище.

С 1 августа 1901 года по март 1919 года отец Николай служил в Иоанно-Богословском храме хутора Верхне-Гнутова, Цимлянского благочиния, Есауловской станицы, 2-го Донского округа Области Войска Донского. Уже через несколько лет заботами неутомимого батюшки был отремонтирован и украшен живописью храм, вызолочены купола, организован церковный хор. Попечением отца Николая была построена на хуторе новая школа, в которой он ежедневно сам вел занятия с детьми и в воскресные дни со взрослыми. Началась Первая Мировая война. Грозная атмосфера надвигавшейся смуты все более и более сгущалась. И вот вскоре грянул Февральский, а затем Октябрьский переворот.

Неспокойно стало на Дону. С возвращением с фронта воинских частей возрастало в среде казачества революционное движение. На Дону вспыхнул огонь гражданской войны.

Только через два месяца смог отец Николай подняться с постели. Не дождавшись полного выздоровления, он начал совершать богослужения в своем доме. Первый раз в конце марта отец Николай вышел из дома, чтобы в храме напутствовать прихожан Святыми Тайнами. К вечеру того же дня он вернулся усталый, но отдохнуть ему не пришлось. Хуторской ревком постановил произвести у отца Николая обыск и арестовать его вместе с двумя известными местными жителями. Во время обыска в доме отца Николая комиссар увидел на стене фотографию его брата - походного атамана Петра Харитоновича Попова. Этого было достаточно, чтобы вынести батюшке смертный приговор. В скором времени отца Николая отправили на станцию Морозовскую, где находился в то время окружной ревтрибунал.

В своем прощальном письме священномученик Христов с удивительным мужеством писал своим родным, чтобы те "простили все своим врагам, простили и его мученическую смерть". Прощаясь с супругой из окна здания ревтрибунала, отец Николай показал рукой на песок. Это означало, что его ожидала смерть на песчаном карьере недалеко от станции Морозовской.

Только спустя три месяца, после освобождения округа от "красных", родственники смогли отыскать и опознать тело мученика Христова. Тело священномученика Николая было погребено за алтарной частью гнутовского храма.

Приход Священномученика Николая Попова иже в Верхнем Гнутове (с.Староселье) Михайловского района Волгоградской области.


ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА НИКОЛАЯ ПОПОВА

17 июля в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века по представлению Ростовской-на-Дону епархии был включен иерей Николай Попов (1864 - 26 марта 1919), родившийся, живший и принявший мученическую кончину на Донской земле.

ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА НИКОЛАЯ ПОПОВА

Священномученик Николай Попов родился 6 мая 1864 года в семье статского советника Черкасской станицы Войска Донского Харитона Ивановича Попова и дочери священника станицы Мигулинской Александры Петровны.

У Харитона Ивановича и Александры Петровны было девять детей: 4 сына – Николай, Петр, Александр, Иван и 5 дочерей – Неонилла, Серафима, Мария, Ольга и еще одна Мария. В семье дети воспитывались в любви и строгости, в том благодатном патриархальном духе, который будущий мученик Христов благоговейно хранил всю жизнь.

Отец Николая – Харитон Иванович – был личностью замечательной: казак, движимый пламенной любовью к родному краю, он обладал редкой целеустремленностью и неиссякаемой энергией. Посвятив всю свою долгую, более чем 90-летнюю, жизнь изучению истории и культуры Донского края, Харитон Иванович был одним из инициаторов создания и первым директором Музея Донского Казачества. Общественную деятельность Харитон Иванович сочетал с жертвенным служением ближним, а ближним для него был тот, кто обращался к нему с какой-либо просьбой. Николай вдохновенно воспринял отцовский пример жертвенного служения людям, любви к родной земле и личного благочестия. Глубокое влияние на Николая оказала его мать – Александра Петровна. Именно она заложила религиозно-нравственные основы в характере сына.

Раннее детство Николай провел в семье родителей матери. В большой станице, где они жили, царил традиционный казачий уклад. Имея в лице своего деда-священника живой пример искренней любви к Церкви Христовой, Николай всем сердцем полюбил храм Божий и церковную службу. Дедушка прививал восприимчивому к духовной жизни внуку прилежание в молитве, обучал его чтению и пению, воспитывал в нем христианские добродетели. Благодаря этому доброму влиянию будущий пастырь Христов уже в детстве возжелал и взыскал более приобретений этого мира пребывать в доме Господнем во вся дни жизни своей, созерцать красоту Господню и посещать святой храм Его (Пс. 26, 4).

Вскоре семья Поповых переехала в Новочеркасск, где Николай поступил в гимназию. В отроческом возрасте проявились главные черты характера будущего священномученика Николая – целеустремленность, открытость, верность своим убеждениям. Николай был энергичным, пылким юношей. Он пользовался большим уважением среди своих сверстников за честность, отзывчивость, верность слову, поэтому его в гимназии называли по отчеству – "Харитоныч".

После окончания шести классов гимназии Николай поступил в Харьковское земледельческое училище, где прилежно изучал агрономию и другие науки и одним из лучших окончил его полный курс.

Именно в это время у Николая созрело решение встать на путь духовного служения, и, по прошествии нескольких лет, несмотря на свой уже 30-летний возраст, Николай Харитонович поступил на пятый курс Донской семинарии, где с глубоким интересом занимался изучением богословских наук. Окончив в 1893 году курс духовной семинарии, будущий священномученик Николай Попов начинает свое пастырское служение в Успенской церкви станицы Аксайской, известной своим чудотворным образом Пресвятой Богородицы. Архиепископом Донским и Новочеркасским Макарием Николай был рукоположен во диакона к Успенской церкви. Меньше года он состоял законоучителем Аксайской церковно-приходской школы, и в ноябре 1894 года Архиепископ Донской и Новочеркасский Донат рукоположил диакона Николая во пресвитера.

Отец Николай сразу поехал на новый приход в хутор Колодезный Мигулинской станицы Верхнее-Донского округа. Хутор Колодезный представлял собой удаленное от дорог, заброшенное в степи селение. Молодой священник столкнулся с суевериями, пьянством, невежеством. Нелегка была и материальная жизнь – вместо храма – молитвенный дом, рядом с которым располагалось скромное жилище священника. Но отца Николая не смутили ни удаленность от мира его прихода, ни грубость нравов станичников, ни житейские тяготы.

Отец Николай всего себя отдал служению Богу и духовной помощи своим прихожанам. Истовое и вдохновенное богослужение ревностного батюшки, производило на жителей хутора Колодезного неизгладимое впечатление. Главное внимание он уделял совершению Божественной литургии, в которой черпал силы для своего пастырского служения. Отец Николай часто проповедовал, организовывал воскресные беседы. Он был утешителем многих страждущих, его слово воспринималось слушателями так, как впитывается дождь в иссохшую землю. Паства потянулась к искреннему и любящему священнику.

Первым делом отец Николай начал строить учительскую школу с общежитием, которая предназначалась не только для обучения детей, но и для подготовки будущих преподавателей. В школе могли обучаться также и дети из неимущих семей, что давало возможность любому одаренному юноше сделать здесь свой первый шаг в жизнь. Без устали трудился отец Николай над своим любимым детищем. Он заботился о быте своих воспитанников, на собственные деньги заказывал учебники, тетради, учебные пособия. Любовь к знаниям, привитая в детстве отцом, проявилась здесь в полной мере. Все получаемые от благотворителей средства батюшка жертвовал на школу и библиотеку. Одним из жертвователей на Колодезную учительскую школу был и святой праведный Иоанн Кронштадтский, который откликнулся на обращение к нему отца Николая. При школе была установлена ферма и подсобное хозяйство. Пастырь Христов на практике применял знания, полученные им в Земледельческом училище. Он организовал правильное возделывание земли, ведение крестьянского хозяйства, обучал этому своих учеников и местных жителей.

Ревностным служением, заботой о простых людях отец Николай стяжал любовь казаков-станичников, и вскоре вокруг Христова пастыря собрался крепкий приход.

На непростом поприще священнического служения надежной опорой и верной помощницей отца Николая была его матушка Зинаида Георгиевна. Трудно было молодым супругам обустраиваться на заброшенном хуторе, вдалеке от друзей и родных. Много испытаний и скорбей пришлось перенести им. Ко всем жизненным тяготам прибавилась тяжелая болезнь и неудачные роды матушки Зинаиды. Все скорби отец Николай переносил с терпением и упованием на милость Божию.

Отцу Николаю не суждено было служить на хуторе Колодезном до конца своих дней. Честная и прямая позиция священника раздражала, а иногда даже пугала богатых и знатных станичников. Многие из них, живя нечестно, боялись обличения в неправде со стороны уважаемого пастыря. Начались интриги, клевета, сплетни. Больно и горько было отцу Николаю видеть открытую вражду со стороны близких ему людей.

После долгих переживаний и сомнений отец Николай начинает трудиться на новом приходе в хуторе Верхне-Гнутове станицы Есауловской. Уже через несколько лет заботами неутомимого батюшки был отремонтирован и украшен живописью храм, вызолочены купола, организован церковный хор. Попечением отца Николая была построена на хуторе новая школа, в которой он ежедневно сам вел занятия с детьми и в воскресные дни со взрослыми. Здесь пригодились отцу Николаю познания в области медицины: по причине отсутствия на хуторе профессионального доктора ему пришлось самому оказывать хуторянам первую медицинскую помощь.

Отец Николай становится авторитетом не только в приходе, но и среди собратьев-священников, он периодически избирается делегатом на епархиальные съезды духовенства.

Началась Первая Мировая война. Грозная атмосфера надвигавшейся смуты все более и более сгущалась, сначала грянул февральский, а затем октябрьский переворот.

Неспокойно стало на Дону. С возвращением с фронта воинских частей возрастало в среде казачества революционное движение, а с ближайших железнодорожных станций стали подтягиваться толпы "красных гвардейцев" в поисках легкой наживы. Вскоре безбожные правители объявились в Новочеркасске. По всему Дону прокатилась мощная волна вооруженных выступлений, и власть в столице Войска Донского вновь вернулась к всенародно избранному атаману. Но огонь гражданской войны более и более разгорался, разрушая Отечество.

В этот раз Господь сохранил Своего угодника. Подобрал батюшку учитель местной школы, который оказал ему медицинскую помощь и укрыл от ареста. Отец Николай с радостью узнал в своем спасителе бывшего ученика Колодезной школы. Вскоре приехала матушка Зинаида и забрала батюшку домой.

Болезнь протекала тяжело. Только через 2 месяца смог отец Николай подняться с постели. Не дождавшись полного выздоровления, он начал совершать богослужения в своем доме. Несмотря на недовольство новой власти, вновь потянулись хуторяне к своему духовному отцу за утешением и поддержкой. Первый раз в конце марта отец Николай вышел из дома, чтобы в храме напутствовать прихожан Святыми Тайнами. К вечеру того же дня он вернулся усталый, но отдохнуть ему не пришлось. Хуторской ревком постановил произвести у отца Николая обыск и арестовать его вместе с двумя известными местными жителями.

В то время ревком возглавлял "красный" комиссар по прозвищу "Махор". До революции он занимался извозом и бывал в гостях у батюшки, даже сидел с ним за одним столом. Во время обыска в доме отца Николая комиссар увидел на стене фотографию его брата – походного атамана Петра Харитоновича Попова, который возглавил часть донских казаков против новой безбожной власти. Этого было достаточно, чтобы вынести батюшке смертельный приговор. Двух арестованных с ним хуторян расстреляли в тот же день. Зная, что местные жители очень любили отца Николая, комиссар не посмел сразу привести свой замысел в исполнение. Три дня держали пастыря Христова под арестом. Все это время вокруг тюрьмы стояли подводы с людьми, умолявшими комиссара отпустить батюшку причастить Святых Христовых Таин умирающих. Махор был вынужден всякий раз соглашаться, и арестованный священник под конвоем три дня ездил по хуторам, напутствуя тяжело больных.

В своем прощальном письме священномученик Христов с удивительным мужеством писал своим родным, чтобы те "простили все своим врагам, простили и его мученическую смерть". Прощаясь с супругой из окна здания ревтрибунала, отец Николай показал рукой на песок. Это означало, что его ожидала смерть на песчаном карьере недалеко от станции Морозовской.

Только спустя три месяца, после освобождения округа от "красных", родственники смогли отыскать и опознать тело мученика Христова. Раскапывая сотни могил замученных большевиками, дочь отца Николая опознала изрубленное палачами тело своего отца. Было принято решение захоронить честные останки отца Николая в ограде гнутовской церкви, которую горячо любил верный пастырь Христов. Трогательной и печальной была встреча батюшки со своими духовными чадами. По воспоминаниям очевидцев весь хутор вышел за реку, чтобы встретить подводу с телом своего духовного отца. Под колокольный звон и молитвенное пение заупокойной литии со слезами прощались верующие гнутовцы со своим пастырем. После прощания тело священномученика Николая было погребено за алтарной частью храма. Долгое время ходили гнутовцы на эту могилу, пока жестокое время и жестокость человеческая не сравняли с землей сначала могилу, а потом и сам храм.

Память о мученике не исчезла. Передавалась она из поколения в поколение гнутовским жителями. Хранил память о сыне и Харитон Иванович Попов. Он бережно собирал письма отца Николая в своем архиве, ставшем тем источником, который донес до нас живой облик пастыря Церкви, истинного патриота Донского края, свидетеля веры Христовой – священномученика Николая.

ЖУРНАЛЫ ЗАСЕДАНИЯ СВЯЩЕННОГО СИНОДА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ОТ 17 ИЮЛЯ 2006 ГОДА

В заседании Священного Синода под председательством Патриарха

СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналияя, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви.

Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: "В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией о канонизации святых" (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских).

1. Одобрить доклад Преосвященнейшего митрополита Ювеналия.

2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века имена подвижников, материалы о которых представлены:

от Ростовской епархии: священника Николая (Попова; 1864 – 26 марта 1919).

3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Церквей для включения их в святцы.

Родился 3 мая [1] 1864 года в станице Урюпинской Хопёрского округа (ныне город Урюпинск Волгоградской обл.) в семье урядника станицы Преображенской Харитона Ивановича Попова и дочери священника Александры Петровны. Родной брат прот. Александра и походного атамана Петра Поповых. Семья была многодетной. Раннее детство Николай провел в семье родителей матери. В станице Мигулинской, где они жили, царил традиционный уклад казачьей жизни.

Вскоре семья Поповых переехала в Новочеркасск, где Николай поступил в гимназию. После окончания шести классов гимназии он поступил в Харьковское земледельческое училище, где прилежно изучал агрономию и другие науки и одним из лучших окончил его полный курс.

По прошествии нескольких лет, несмотря на свой уже 30-летний возраст, Николай Харитонович поступил на пятый курс Донской семинарии, которую окончил в 1893 году.

Был рукоположен во диакона архиепископом Донским и Новочеркасским Макарием (Миролюбовым) и определен к Успенской церкви станицы Аксайской, а также назначен законоучителем Аксайской церковноприходской школы.

В ноябре 1894 года был рукоположен во священника архиепископом Донским и Новочеркасским Донатом (Бабинским-Соколовым) и определен на приход в хутор Колодезный Мигулинской станицы Верхне-Донского округа.

Отец Николай часто проповедовал, организовывал воскресные беседы. В скором времени начал строить учительскую школу с общежитием, которая предназначалась не только для обучения детей, но и для подготовки будущий преподавателей. В школе могли обучаться также и дети из неимущих семей. Отец Николай заботился о быте своих воспитанников, на собственные деньги заказывал учебники, тетради, учебные пособия. Все получаемые от благотворителей средства батюшка жертвовал на школу и библиотеку. Одним из жертвователей на Колодезную учительскую школу был и праведный Иоанн Кронштадтский, который откликнулся на обращение к нему отца Николая. При школе была устроена ферма и подсобное хозяйство. Отец Николай на практике применял знания, полученные им в Земледельческом училище.

С 1 августа 1901 по март 1919 года служил в Иоанно-Богословском храме хутора Верхне-Гнутова Цимлянского благочиния Есауловской станицы 2-го Донского округа Области Войска Донского. Уже через несколько лет его заботами был отремонтирован и украшен живописью храм, вызолочены купола, организован церковный хор. Попечением отца Николая была построена на хуторе новая школа, в которой он ежедневно сам вел занятия с детьми и в воскресные дни - со взрослыми.

В 1917 году о. Николай был возведен в сан протоиерея.

Только через два месяца смог отец Николай подняться с постели. Не дождавшись полного выздоровления, он начал совершать богослужения в своем доме. Первый раз в конце марта отец Николай вышел из дома, чтобы в храме напутствовать прихожан Святыми Тайнами. К вечеру того же дня он вернулся усталый, но отдохнуть ему не пришлось. Хуторской ревком постановил произвести у отца Николая обыск и арестовать его вместе с двумя известными местными жителями. Во время обыска в доме отца Николая комиссар увидел на стене фотографию его брата – походного атамана Петра Харитоновича Попова. Этого было достаточно, чтобы вынести батюшке смертный приговор. В скором времени отца Николая отправили на станцию Морозовскую, где находился в то время окружной ревтрибунал.

В своем прощальном письме отец Николай писал своим родным, чтобы те "простили все своим врагам, простили и его мученическую смерть".

В ночь на 9 апреля 1919 года [2] о. Николай Попов с двумя другими священниками и десятью женщинами были жестоко зарублены на станции Морозовская, причем палачи раздели священнослужителей [3].

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Церкви от 17 июля 2006 года по представлению Ростовской-на-Дону епархии.

Молитвословия

Тропарь, глас 2

Тве́рдыя ве́ры испове́дание:/ я́ко кри́н посреде́ те́рния/ святы́й Никола́й во страда́нии свое́м процвете́,/ и неувяда́емо благоуха́ет, исполня́я весе́лия ве́рных сердца́,/ благоче́стно ве́ре его́ подража́ющих.// Того́ моли́твами, Христе́ Бо́же, спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 3

Христу́ Пастыренача́льнику в служе́нии свое́м подража́я,/ во вся́ дни́ ду́шу свою́ за ча́да духо́вныя полага́л еси́, свя́те Нико́лае,/ те́мже страда́нием в Небе́сная селе́ния водворя́ешися,/ и та́мо те́пле мо́лиши о на́с// Преве́чнаго Бо́га.

Досто́йно е́сть велича́ти тя́, свя́те Нико́лае,/ земли́ Донски́я пресла́вное прозябе́ние// и Це́ркве Ру́сския пречу́дное украше́ние.

Литература

Использованные материалы

[1] Долгое время считалось датой рождения – 6 мая. На самом деле в послужных списках Харитона Ивановича Попова за 1866–1884 гг. и сщмч. Николая Попова за 1893–1915 гг. указана дата рождения 3 мая 1864 г. (ГАРО.Ф. 55. Оп. 1. Д. 956. Л. 2, 6; Там же. Ф. 226. Оп. 3. Д. 9730. Л. 18 об.; Там же. Д. 9850. Л. 104 об.; Там же. Д. 9966. Л. 101 об.; Там же. Д. 10395.Л. 102 об.; Там же. Д. 10525. Л. 76 об.; Там же. Д. 11604. Л. 137 об.; Тамже. Д. 11747. Л. 143 об.; Там же. Д. 12168. Л. 31 об.; Там же. Оп. 19. Д. 344. Л. 182 об.; Там же. Д. 345. Л. 143 об.). Вероятно, ошибка произошла в записях в метрической книге, где в разделе о родившихся 1, 3, 6 мая были записаны мальчики с именем Николай (ГАВО. Ф. 41. Оп. 1. Д. 5. Л. 14, 14 об.).

[2] В ряде жизнеописаний казнь ошибочно датирована 27 марта нового стиля. Дата уточнена Щербаком Д.А. в книге "Земной путь священномученика Николая Попова"

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.


17 марта в библиотеке Никольского кафедрального собора г. Камышина состоялась встреча, посвященная жизни и подвигу священномученика Николая Попова. Очередную встречу памяти новомучеников подготовили прихожане собора – члены малого братства во имя Новомучеников и исповедников Российских (Преображенское содружество малых православных братств).

Священномученик Николай Попов – первый и пока единственный канонизированный новомученик и исповедник веры в Волгоградской епархии. В 2006 году решением Священного Синода Русской православной церкви он был причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

Долгое время о его жизни и подвиге ничего не было известно, только в последнее десятилетие в архивах Волгоградской и Ростовской областей были обнаружены документы, касающиеся личности о. Николая Попова. Для церкви очень важно, чтобы память о новомучениках и исповедниках ХХ века оживала в сердцах нынешнего поколения верующих. Об этом говорил прихожанам в начале встречи старший священник Никольского кафедрального собора протоиерей Алексий Кузнецов. Во время встречи братчики рассказали прихожанам о положении церкви и священников в российском обществе начала ХХ века, о причинах гонений на церковь, и о жизни отца Николая Попова, принявшего мученическую смерть, но не отрекшегося от веры.

Следующая встреча о новомучениках и исповедниках Российских, состоится в начале апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и будет посвящена святой преподобномученице великой княгине Елизавете Федоровне, основательнице Марфо-Мариинской обители в Москве.


Краткое житие священномученика Николая Попова *

В 30 лет он поступил в Донскую духовную семинарию, экстерном за один год закончил её, и после священнической хиротонии поехал служить в отдаленный хутор Колодезный Мигулинской станицы. В небольшом молитвенном доме отец Николай часто проповедовал, проводил с прихожанами воскресные беседы. Вскоре он открыл учительскую школу с общежитием, которая была предназначена не только для обучения детей, но и для подготовки будущих учителей. В школе могли учиться дети и из неимущих семей – все полученные от благотворителей средства о. Николай тратил на школу и библиотеку, сам покупал учебники и тетради, учебные пособия. Одним из жертвователей на учительскую школу был праведный Иоанн Кронштадтский. При школе о. Николай устроил ферму и подсобное хозяйство. Многие из выпускников школы после ее окончания шли учиться дальше.

В 1917 году на Дону вспыхнул огонь гражданской войны. Жители хутора не поддержали красных, наслышавшись о зверствах большевиков. В 1919 году линия фронта вплотную приблизилась к Верхне-Гнутову, станицу наполнили беженцы и раненые, не хватало медикаментов, разразилась эпидемия тифа. Не смотря на наступление красных, о. Николай все время оставался с больными и ранеными казаками, хотя его уговаривали уехать и сохранить свою жизнь. Заразившись тифом, он слег и лишь спустя два месяца смог выходить из дома, чтобы совершать богослужения в храме. Его арестовали по решению хуторского ревкома вместе с другими известными местными жителями. При обыске у о. Николая дома комиссар увидел на стене фотографию его брата – походного атамана Петра Попова, и этого было достаточно, чтобы решить его судьбу. Окружной ревтрибунал приговорил о. Николая к смертной казни, 26 марта 1919 года он и ещё несколько десятков человек были зарублены шашками и закопаны на песчаном карьере. В своем прощальном письме о. Николай с удивительным мужеством писал своим родным, чтобы они простили все своим врагам, и его смерть тоже.

Храм, где служил свмч. Николай Попов был разорен в 20-х годах, после войны купол и колокольню снесли, а само здание использовали как хозяйственное помещение. Разорили и могилу священномученика, разбив на этом месте парк. Сейчас сохранился только домик отца Николая, в котором находится почта.

* Подготовлено по опубликованным в Интернете материалам

Семья Поповых. Отец Николай сидит крайний справа Священник Николай Попов

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)


ЖУРНАЛЫ ЗАСЕДАНИЯ СВЯЩЕННОГО СИНОДА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ОТ 17 ИЮЛЯ 2006 ГОДА

В заседании Священного Синода под председательством Патриарха

СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналияя, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви.

Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: "В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией о канонизации святых" (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских).

1. Одобрить доклад Преосвященнейшего митрополита Ювеналия.

2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века имена подвижников, материалы о которых представлены:

от Ростовской епархии: священника Николая (Попова; 1864 – 26 марта 1919).

3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Церквей для включения их в святцы.

Читайте также: