Сущность культуры в социологии кратко
Обновлено: 05.07.2024
Рассматривая культуру в виде сложной системы, социологи выделяют в ней базисные элементы. Они подразделяются на два вида: материальные и нематериальные.
Материальная культура – это то, в чем материализуются знания, умения и верования людей.
Духовная культура включает язык, знания, верования, нормы, ценности, многое другое, т. е. все то, что возникает в сознании людей и определяет их поведение.
В социологии культуры основное внимание уделяется исследованию культуры как символической, нормативной, ценностной системы, направляющей и регулирующей деятельность людей.
Культура как ценностно-нормативный механизм регулирования социальных взаимодействий обеспечивает целостность общества и социальный порядок.
В качестве основных и наиболее устойчивых элементов культуры выделяют язык, социальные ценности, социальные нормы, традиции и обряды.
Язык – система знаков и символов, наделенных определенным смыслом. Он является исходным условием образования любых сообществ и выполняет разнообразные функции, главная из которых – создание, хранение и передача информации. Язык также выполняет роль ретранслятора культуры, т. е. ее распространителя.
Социальные ценности – это общественно одобряемые и принятые убеждения по поводу основных стремлений человека. В механизме влияния культуры на общественные отношения особенно важно то, что культура устанавливает системы ценностей и определяющие их критерии. Поведение человека определяется его потребностями, на основе которых формируется интерес, т. е. некоторым потребностям придается большее значение. Индивиды и группы должны постоянно выбирать способы удовлетворения своих потребностей.
Социальные нормы – это правила, образцы и стандарты поведения в соответствии с ценностями определенной культуры. Нормы по своему происхождению и содержанию тесно связаны с ценностями.
Нормативная культура – это тщательно разработанная система таких норм и стандартизированных способов чувствования и действия, которым члены общества следуют более или менее точно. Нормы устанавливают и допустимую границу деятельности, выступающую условием принадлежности к группе.
Нормы – это средство социальной регуляции поведения индивидов и социальных групп.
Обычаи – это привычные, наиболее удобные и достаточно распространенные способы групповой деятельности, которые рекомендуются выполнять.
Традиции – это элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени.
Обряды – это совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и традициями и воплощающих в себе нормы и ценности.
В социологической литературе выделяются основные функции, выполняемые социальной системой:
1) познавательная. Данная функция проявляется в том, что культура выступает как способ, метод ценностного освоения действительности. Освоение действительности воплощается в практической деятельности людей (в производстве, быту, политической, научной, учебной деятельности). Отсюда логически вытекает другая функция культуры – практически-преобразовательная;
2) практически-преобразовательная. Призвана организовать, определить содержание и направленность практической деятельности людей;
3) регулятивная, нормативная. Культура посредством социальных норм, ценностей, традиций, знаний создает устойчивые социальные условия жизни людей, упорядочивает опыт и регулирует поведение людей в обществе и той или иной социальной группе. Поэтому большинство исследователей случайное, спорадическое не относят к культуре;
5) функция социализации человека. Социализация является важнейшим средством его становления как члена общества, субъекта деятельности, общественных отношений. Культура воспитывает ответственность, внутреннее, нравственное ограничение, в процессе социализации формируется индивидуальность, неповторимость личности;
6) гедонистическая. Культура выступает средством развлечения, удовлетворением эстетических и моральных потребностей.
Элитарная культура создается привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными творцами. К ней относят специфические формы культуры, создаваемые в расчете на то, что они будут поняты лишь небольшой группой людей, обладающих особой художественной восприимчивостью и называемых в силу этого элитой общества.
Высокая культура трудна для понимания неподготовленного человека. Круг ее потребителей – высокообразованные члены общества. Однако часто бывает так, что элитарная культура оказывается лишь временной и преходящей формой эстетического самоутверждения тех или иных общественных групп, выделяющихся по социальному или возрастному признаку. Примером элитарной культуры может служить опера или балет.
Субкультура – это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или некую социальную группу. Каждое общество создает свою субкультуру.
Понятие культуры в социологии рассматривается как многообразное явление, которое имеет социальную природу и выражается в социальных отношениях, направленных на формирование, осознание и последующее распространение идей, предметов, ценностных ориентиров, значимых для данного общества.
Сама по себе культура это явление сложное как по характеру, так и по форме. Составляющие ее элементы могут выступать в различных формах: идеи, верования, традиции, технологии, произведения искусства и т.д. Все эти элементы являются неотъемлемой частью формирования культуры общества.
Успешное развитие культуры зависит от того, насколько успешно развиты у членов общества способности к передаче имеющихся знаний следующим поколениям.
Культура это явление, которое не передается генетически, она создается людьми и ей необходимо обучаться. Каждое поколение передает свои знания в области культуры последующему – этот процесс составляет основу социализации.
Именно в результате освоения установленных в обществе норм, правил, ценностных ориентиров, идеалов происходит формирование личности ребенка.
Виды культуры в социологии
Каждое человеческое общество имеет свою особенную культуру. Отличия их связаны с особенностями условий жизни, наличием или отсутствием ресурсов, имеющимися ритуалами и традициями, уровнем социального развития.
В социологической науке выделяют два вида культуры:
- материальную, которая включает в себя продукты производства, орудия труда, здания, технику.
- нематериальную, то есть имеющиеся в обществе знания, ценности, идеологию, язык, духовное развитие.
Основные функции культуры
В социологии выделяют следующие функции культуры:
- Преобразовательная функция, суть которой состоит в том, что преобразование природы человеком происходит исходя из физических потребностей существования и под влиянием социальных потребностей в жизненном пространстве необходимом для деятельности человека и его культурного творчества.
- Познавательная (гносеологическая) функция, состоящая в накоплении и углублении знаний о свойствах вещей, явлениях внеш¬него мира и законах его развития. Отсутствие этих знаний делает невозможным процесс преобразования и освоения человеком природы.
- Сигнификативная функция, сферу которой составляют умозаключения человека о смысле и значении явления, которые являются объектами культуры, с целью определения их места в цепочке накопленного человечеством культурного опыта. Данную функцию культура реализует через систему знаков, символов и образов, звуков, слов, жестов. Благодаря осуществлению данной функции осуществляется фиксация значения различных свойств, сторон жизни общества.
- Функция исторической преемственности или передачи социального опыта. Данная функция является одной из центральных, так как именно в процессе осуществлении этой функции происходит передача социального опыта от одного поколения к другому. Таким образом, культура выступает в роли коллективной че¬ловеческой памяти.
- Коммуникативная функция, с помощью которой обеспечивается общение людей не только на межличностном уровне, но и общение между поколениями, представителями различных культурных общностей.
- Ценностно-ориентационная функция культуры, формирующая у человека представления о содержании таких культурных ценностей, как благо, истина, добро, красота, спра¬ведливость.
- Социализирующая функция, благодаря которой происходит успешная социализация личности в обществе. В процессе усвоения культурных ценностей личность приобретает знания, умения, навыки необходимые для осуществления социальной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что культура способствует процессу эффективного формирования личности в процессе усвоения социального опыта, который необходим для выполнения предназначенных личности социальных функций.
Социальная культура – это система социально значимых знаний, ценностей, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность в обществе.
Среди разнообразных функций социальной культуры в качестве основных выделяются следующие:
? гуманистическая (развитие творческого потенциала человека);
? социально-информационная (аккумуляция, хранение и передача социального опыта);
? коммуникативная (функция социального общения);
? образовательно-воспитательная (социализация личности (5.4), ее приобщение к знаниям и культурному наследию);
? регулирующая (ценностно-нормативная регуляция социального поведения);
? интегрирующая (объединение людей, развитие у них чувства общности, поддержание стабильности общества).
В целом социальная культура определяет образ жизни людей, дает им необходимые ориентиры для эффективного взаимодействия в обществе. По мнению ряда социологов, она содержит в себе систему духовных кодов, некую информационную программу, заставляющую людей поступать так, а не иначе, воспринимать и оценивать происходящее в определенном свете. По образному выражению американского социолога Н. Смелзера, социальная культура в жизни людей играет ту же роль, какую в животном мире выполняет генетически запрограммированное поведение.
В социологическом изучении культуры выделяют два основных аспекта: культурную статику и культурную динамику. Первая предполагает анализ структуры культуры, вторая – развития культурных процессов.
Рассматривая культуру в виде сложной системы, социологи выделяют в ней исходные, или базисные, единицы, получившие название культурных элементов. Культурные элементы бывают двух видов: материальные и нематериальные. Первые образуют материальную культуру, вторые – духовную.
Материальная культура – это все то, в чем материализуются знания, умения и верования людей (орудия труда, техника, здания, произведения искусства, украшения, предметы культа и т. д.). Духовная культура включает язык, символы, знания, верования, идеалы, ценности, нормы, правила и образцы поведения, традиции, обычаи, обряды и многое другое – все то, что возникает в сознании людей и определяет их стиль жизни.
Социально-значимые элементы культуры, переданные последующим поколениям, принятые и усвоенные ими, образуют культурное наследие. В масштабе всего человечества культурное наследие выражает культурные универсалии. Это понятие ввел в научный оборот американский социолог и этнограф Дж. Мердок, который выделил более 70 универсалий – общих для всех культур элементов: язык, религию, мифологию, возрастную градацию, календарь, нательные украшения, спорт, игры, гадание, ухаживание, сексуальные ограничения, похоронные ритуалы и т. д.
Культурные универсалии не исключают богатого разнообразия культур, которое может проявляться буквально во всем – в приветствиях, манере общения, традициях, обычаях, обрядах, в представлениях о прекрасном, в отношении к жизни и смерти. В связи с этим возникает важная социальная проблема: как люди воспринимают и оценивают другие культуры. И здесь социологи выделяют две тенденции: этноцентризм и культурный релятивизм.
Культурный релятивизм исходит из того, что любую культуру надо рассматривать как единое целое и оценивать в ее собственном контексте. Как отмечает американский исследователь Р. Бенидикт, ни одна ценность, ни одна особенность данной культуры не могут быть полностью поняты, если их анализировать в отрыве от целого. Культурный релятивизм смягчает действие этноцентризма и способствует поиску путей к сотрудничеству и взаимному обогащению разных культур.
По мнению некоторых социологов, самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе – сочетание этноцентризма и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества, в то же время способен понять другие культуры, оценить их самобытность и значение.
Читайте также: