Особенности функционирования внебюджетных фондов зарубежных стран кратко

Обновлено: 28.06.2024

Материальным источником фондов является национальный доход.

Финансовые специальные фонды в зарубежных странах имеют очень важное значение, например, во Франции они примерно равны государственному бюджету, в Японии- ½ бюджета, в Великобритании- 1/3.

К специфическим фондам относятся:

  1. автономные и присоединенные бюджеты
  2. внебюджетные фонды и специальные счета
  3. специальные сметы

Обычно специальные фонды имеют целевой характер, но в некоторых случаях вид расходов фонда не всегда точно определен. Например, в Великобритании существует фонд главного казначея (министра финансов), который создается из остатков средств всех фондов министерств и ведомств на конец года с целью поддержания равновесия этих фондов в случае нехватки средств. А в Японии имеется специальный счет перераспределения налоговых поступлений, т.е. часть налогов концентрируется на этом счете и в зависимости от потребностей направляет в местные бюджеты.

Классификация внебюджетных фондов в зарубежных странах:

а) экономические (для регулирования хозяйственной деятельности государства).

Например, в США существует фонд перестройки и развития экономики, основная задача- страхование банковских операций в интересах частных промышленных компаний, во Франции с 1955г. действует фонд экономического и социального развития (цель та же), в Японии существует инвестиционный бюджет- это система субсидий и кредитов государства общественным корпорациям.

б) научно-исследовательские.

Например, в США существует 2 фонда:

1. национально-научный фонд, который финансируется из государственного бюджета + отчисления от прибыли промышленных корпораций + взносы университетов и колледжей. Он расходуется на финансирование программ в области фундаментальных научных исследований, на премии ученым и на научные центры

В Великобритании существует фонд национальных корпораций по развитию исследований, которые имеют самостоятельный баланс, формируемый за счет продажи лицензий на право использования изобретений.

в) кредитные, создаются из ресурсов государственных банков и сберегательных касс, которые предоставляют свои средства на условиях возврата и уплаты %.

Например, во Франции существует 3 фонда:

- фонд банка внешней торговли,

-фонд банка организации,

-фонд депозитной - сохранной кассы;

-фонд организации фермерского кредита, который служит координатором деятельности федеральных земельных банков, федеральных банков среднесрочного кредита и федеральных корпораций;

- фонд экспортно-импортного банка, он выдает кредиты на 15-20 лет американским экспортным компаниям.

г) социальные фонды – это фонды по социальному обеспечению населения.

Например, в США много фондов, но основных 3:

1. фонд страхования по старости, инвалидности и на случай потери кормильца

2. фонд страхования государственных служащих

3. фонд помощи нуждающимся.

В Германии существует фонд пенсионного страхования, фонд страхования по болезни, фонд страхования по безработице.




д) международные, занимаются урегулированием международной ликвидности (МВФ, Мировой банк).

Тема №31. Государственные внебюджетные фонды РФ.

Это орган государственного управления финансами пенсионного обеспечения, самостоятельная финансово-банковская система, средства которой не входят в состав государственного бюджета. ПФР подотчетен государственной думе и информация о результатах его деятельности ежегодно предоставляется на рассмотрение Парламента страны.

Основные задачи ПФР:

- целевой сбор средств для выплаты пенсий и пособий на детей от 1,5-3 лет, а так же организация их финансирования;

- участие на долговременной основе в финансировании программ по социальной поддержке населения;

- расширенное воспроизводство средств фонда на основе вложений свободных ресурсов в ценные бумаги и капитализация этих средств;

Источники формирования средств фонда:

  • отчисления от страховых взносов
  • средства, полученные за счет капитализации
  • поступления из федерального бюджета
  1. Фонд социального страхования

Так же как и ПФР является автономным и строго целевым, предназначен для финансирования выплат различных пособий: по временной нетрудоспособности, беременности, родам, уходу за ребенком до 1,5 лет и на погребение.

Источниками формирования средств фонда социального страхования:

  • перечисление от страховых взносов
  • поступления из государственного бюджета
  • доходы от инвестирования временно свободных средств
  • поступления за путевки в санаторий

Страховые взносы начисляются на большинство видов выплачиваемых вознаграждений: заработная плата, премии, доплата за сверхурочные. Не начисляются: на единовременные пособия, премии за открытия и изобретения. В настоящее время фонд находится в совместном владении государства и профсоюзов.

  1. Фонды обязательного медицинского страхования

Они состоят из:

а) федерального фонда ОМС

б) территориального фонда ОМС

Основные статьи расходования средств фонда:

v оплата медицинских услуг лечебным учреждениям, имеющим соответствующие лицензии по подушевым нормативам

v содержание аппарата управления фонда

v денежные средства на содержание страховых компаний

v средства на профилактические работы по снижению заболеваемости (прививки)

v создание резервных фондов

Источники формирования фонда те же, что и в предыдущих. Фонд подотчетен Правительству РФ.

№32.Валютная система Р.Ф.

Национальная валютная система Р.Ф. форма организации валютном отношении страны, закрепленная национальным законодательством, составная часть денежной системы страны.

В СССР с 1922-1992 г.г. было законодательно закреплено весовое количество золота в рубле.

Особенности валютного режима СССР:

-курс советского рубля был твердо фиксирован на протяжении десятилетий.

-в стране действовала плановая конвертируемость рубля, т.е. все предприятия могли обменивать валюту в соответствии с жестким планом который создавался на 5 лет вперед;

-рубль был замкнутой валютой в международных контактах цены в рублях не оговаривались;

- рубли в крупных размерах не могли вывозиться за рубеж .

- советское законодательство запрещало иностранным лицам приобретать предприятия, земли, недвижимость.

-основой внешних экономических связей СССР был переводной рубль, который имел хождение в социалистических странах.

В переходный период, с 1990г наблюдалось множественность валютных курсов:

- официальный курс для экономического анализа

- специальный курс для валютного обслуживания советских и иностранных граждан

-коммерческий курс, он использовался в расчетах торговых операциях.

Все эти курсы были твердо-фиксированы и установлены Российским банком.

Биржевой курс был введен в 1991г, когда начала функционировать биржа Государственного банка СССР.

С июля 1992г был введен единый официальный курс рубля, определенный на ММВБ.

Основные направления валютного регулирования в Р.Ф:

- формирование и развитие Н В Р (национальный валютный рынок ).

-регулирование сферы применения иностранной валюты

-регламентация порядка осуществления операции с валютными ценностями;

- определение полномочии и функции органов валютного регулирования;

Согласно современному законодательству к валютным ценностям в Р.Ф. относится:

- иностранные валютные и международные платежные средства

- ценные бумаги в иностранной валюте

- природные драгоценные камни в природном и обработанном виде

Основные методы валютного регулирования:

1.требования проведения валютных операции через уполномоченные банки.

2.требования обязательного перевоза из-за рубежа экспортной выручки у предприятия.

3.введение обязательной продажи экспортерами части валютной выручки на внутреннем рынке, и ограничение сроков ее продажи.

4.установление предельной открытой валютной позиции банков.

5.введение различных категорий валютных счетов для резидентов и рублевых счетов для нерезидентов.

От уровня управления фонды бывают

По целевому назначению фонды делятся

- социальные (в РФ только они)

Фонды дают возможность:

а) влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий

б) обеспечивает природоохранные предприятия, финансируя их за счет специально-определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды

в) оказывать социальные услуги населению путем выплаты пенсий, пособий

г) предоставление займов, в т. ч. и зарубежным странам

Направления расходования средств в фондах:

- на конкретные экономические направления и социальные программы

- на учредительную деятельность

- на вкладывание денег в ценные бумаги

Два направления создания фонда:

  1. выделение из бюджета определенных расходов
  2. за счет собственных источников (в РФ за счет ЕСН)

Материальным источником фондов является национальный доход.

Финансовые специальные фонды в зарубежных странах имеют очень важное значение, например, во Франции они примерно равны государственному бюджету, в Японии- ½ бюджета, в Великобритании- 1/3.

К специфическим фондам относятся:

  1. автономные и присоединенные бюджеты
  2. внебюджетные фонды и специальные счета
  3. специальные сметы

Обычно специальные фонды имеют целевой характер, но в некоторых случаях вид расходов фонда не всегда точно определен. Например, в Великобритании существует фонд главного казначея (министра финансов), который создается из остатков средств всех фондов министерств и ведомств на конец года с целью поддержания равновесия этих фондов в случае нехватки средств. А в Японии имеется специальный счет перераспределения налоговых поступлений, т.е. часть налогов концентрируется на этом счете и в зависимости от потребностей направляет в местные бюджеты.

Классификация внебюджетных фондов в зарубежных странах:

а) экономические (для регулирования хозяйственной деятельности государства).

Например, в США существует фонд перестройки и развития экономики, основная задача- страхование банковских операций в интересах частных промышленных компаний, во Франции с 1955г. действует фонд экономического и социального развития (цель та же), в Японии существует инвестиционный бюджет- это система субсидий и кредитов государства общественным корпорациям.

б) научно-исследовательские.

Например, в США существует 2 фонда:

1. национально-научный фонд, который финансируется из государственного бюджета + отчисления от прибыли промышленных корпораций + взносы университетов и колледжей. Он расходуется на финансирование программ в области фундаментальных научных исследований, на премии ученым и на научные центры

В Великобритании существует фонд национальных корпораций по развитию исследований, которые имеют самостоятельный баланс, формируемый за счет продажи лицензий на право использования изобретений.

в) кредитные, создаются из ресурсов государственных банков и сберегательных касс, которые предоставляют свои средства на условиях возврата и уплаты %.

Например, во Франции существует 3 фонда:

- фонд банка внешней торговли,

-фонд банка организации,

-фонд депозитной - сохранной кассы;

-фонд организации фермерского кредита, который служит координатором деятельности федеральных земельных банков, федеральных банков среднесрочного кредита и федеральных корпораций;

- фонд экспортно-импортного банка, он выдает кредиты на 15-20 лет американским экспортным компаниям.

г) социальные фонды – это фонды по социальному обеспечению населения.

Например, в США много фондов, но основных 3:

1. фонд страхования по старости, инвалидности и на случай потери кормильца

2. фонд страхования государственных служащих

3. фонд помощи нуждающимся.

В Германии существует фонд пенсионного страхования, фонд страхования по болезни, фонд страхования по безработице.

д) международные, занимаются урегулированием международной ликвидности (МВФ, Мировой банк).

Тема №31. Государственные внебюджетные фонды РФ.

Это орган государственного управления финансами пенсионного обеспечения, самостоятельная финансово-банковская система, средства которой не входят в состав государственного бюджета. ПФР подотчетен государственной думе и информация о результатах его деятельности ежегодно предоставляется на рассмотрение Парламента страны.

Основные задачи ПФР:

- целевой сбор средств для выплаты пенсий и пособий на детей от 1,5-3 лет, а так же организация их финансирования;

- участие на долговременной основе в финансировании программ по социальной поддержке населения;

- расширенное воспроизводство средств фонда на основе вложений свободных ресурсов в ценные бумаги и капитализация этих средств;

Источники формирования средств фонда:

  • отчисления от страховых взносов
  • средства, полученные за счет капитализации
  • поступления из федерального бюджета
  1. Фонд социального страхования

Так же как и ПФР является автономным и строго целевым, предназначен для финансирования выплат различных пособий: по временной нетрудоспособности, беременности, родам, уходу за ребенком до 1,5 лет и на погребение.

Источниками формирования средств фонда социального страхования:

  • перечисление от страховых взносов
  • поступления из государственного бюджета
  • доходы от инвестирования временно свободных средств
  • поступления за путевки в санаторий

Страховые взносы начисляются на большинство видов выплачиваемых вознаграждений: заработная плата, премии, доплата за сверхурочные. Не начисляются: на единовременные пособия, премии за открытия и изобретения. В настоящее время фонд находится в совместном владении государства и профсоюзов.

  1. Фонды обязательного медицинского страхования

Они состоят из:

а) федерального фонда ОМС

б) территориального фонда ОМС

Основные статьи расходования средств фонда:

v оплата медицинских услуг лечебным учреждениям, имеющим соответствующие лицензии по подушевым нормативам

v содержание аппарата управления фонда

v денежные средства на содержание страховых компаний

v средства на профилактические работы по снижению заболеваемости (прививки)

v создание резервных фондов

Источники формирования фонда те же, что и в предыдущих. Фонд подотчетен Правительству РФ.

№32.Валютная система Р.Ф.

Национальная валютная система Р.Ф. форма организации валютном отношении страны, закрепленная национальным законодательством, составная часть денежной системы страны.

В СССР с 1922-1992 г.г. было законодательно закреплено весовое количество золота в рубле.

Особенности валютного режима СССР:

-курс советского рубля был твердо фиксирован на протяжении десятилетий.

-в стране действовала плановая конвертируемость рубля, т.е. все предприятия могли обменивать валюту в соответствии с жестким планом который создавался на 5 лет вперед;

-рубль был замкнутой валютой в международных контактах цены в рублях не оговаривались;

- рубли в крупных размерах не могли вывозиться за рубеж .

- советское законодательство запрещало иностранным лицам приобретать предприятия, земли, недвижимость.

-основой внешних экономических связей СССР был переводной рубль, который имел хождение в социалистических странах.

В переходный период, с 1990г наблюдалось множественность валютных курсов:

- официальный курс для экономического анализа

- специальный курс для валютного обслуживания советских и иностранных граждан

-коммерческий курс, он использовался в расчетах торговых операциях.

Все эти курсы были твердо-фиксированы и установлены Российским банком.

Биржевой курс был введен в 1991г, когда начала функционировать биржа Государственного банка СССР.

С июля 1992г был введен единый официальный курс рубля, определенный на ММВБ.

Основные направления валютного регулирования в Р.Ф:

- формирование и развитие Н В Р (национальный валютный рынок ).

-регулирование сферы применения иностранной валюты

-регламентация порядка осуществления операции с валютными ценностями;

- определение полномочии и функции органов валютного регулирования;

Согласно современному законодательству к валютным ценностям в Р.Ф. относится:

- иностранные валютные и международные платежные средства

- ценные бумаги в иностранной валюте

- природные драгоценные камни в природном и обработанном виде

Основные методы валютного регулирования:

1.требования проведения валютных операции через уполномоченные банки.

2.требования обязательного перевоза из-за рубежа экспортной выручки у предприятия.

3.введение обязательной продажи экспортерами части валютной выручки на внутреннем рынке, и ограничение сроков ее продажи.

4.установление предельной открытой валютной позиции банков.

5.введение различных категорий валютных счетов для резидентов и рублевых счетов для нерезидентов.

Специальные фонды - это вид внебюджетных фондов, который можно охарактеризовать как форму распределения и перераспределения, а также расходования финансовых ресурсов, привлекаемых, как правило, государством для финансирования конкретных задач и целей.

Таким образом, специальные фонды представляют собой комплекс финансовых ресурсов, которые находятся в непосредственном распоряжении государства и могут быть израсходованы для защиты интересов конкретных групп населения страны или же направлены на решение определенных задач, стоящих перед государством.

Так, в ходе перераспределения национального дохода страны формируется значительная доля специальных фондов, так как именно национальный доход выступает в роли наиболее важного источника формирования таких фондов. Именно специальные налоговые платежи и обязательные сборы, средства из бюджетов различных уровней и привлекаемые финансовые ресурсы используются для мобилизации национального дохода государства при формировании специальных фондов.

На первоначальном этапе развития все внебюджетные фонды существовали в форме специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения государственного бюджета, выступающего в роли основного единого фонда государственных финансовых ресурсов. Так, в развитие государства и увеличением масштаба деятельности государства начало испытывать все большую потребность в финансовых ресурсах, которые, в свою очередь, были сосредоточены в специальных фондах для достижения некоторых целей. Стоит отметить, что подобные фонды, как правило, носили условно временный характер, так как при осуществлении запланированных мероприятий и достижения поставленных целей в большинстве случаев прекращали свое существование.

Специальные фонды в зарубежных государствах

На сегодняшний день к специальным фондам в развитых и развивающихся государствах относят различного рода автономные и присоединенные бюджеты, внебюджетные фонды, специальные сметы и счета. Такие фонды, в первую очередь, выполняют две функции, а именно: экономическую и социальную. За счет финансовых ресурсов таких фондов государство вмешивается, как правило, в процесс производства, выдает различные субсидии и займы хозяйствующим субъектам предприятиям, а также внешние кредиты, предоставляет комплекс социальных услуги частным лицам.

Готовые работы на аналогичную тему

Специальные фонды характеризуются целевым характером. Например, существующий в большинстве стран пенсионный фонд предназначен для пенсионного обеспечения граждан, система кредитных фондов - для предоставления ссуд хозяйствующим единицам и экономическим субъектам или другим государствам. Стоит отметить, что в некоторых фондах вид расходов не всегда конкретно определен. Например, в Англии функционирует фонд Главного казначея, который формируется из остатков фондов все функционирующих в рамках Парламента министерств и ведомств, существующий для поддержания равновесие во всех фондах. В Японии функционирует специальный счет, посредством которого реализовано перераспределение доходов, поступающих из налоговой системы.

На сегодняшний день в зависимости от целей функционирования все специальные фонды условно можно разделить на пять групп. Познакомимся поближе с каждой из них.

Внебюджетные фонды (ВБФ) — это юридические лица, которые выступают как самостоятельные финансовые или кредитные организации. В них не входят государственные бюджетные средства. Простыми словами, внебюджетный фонд — это организация, которая создана дополнительно для решения экономических задач.

Внебюджетные фонды: что это, их виды и классификация

Основы ВБФ

Специальные ВБФ используются для конкретных целей, которые обычно указываются в его названии.

В основе ВБФ РФ лежат акты, подписанные законодательными органами власти, органами субъектов государства и местного самоуправления. В этих актах утверждается его деятельность, а также то, куда будут направлены его средства.

Основы ВБФ

Отчисления во внебюджетные фонды:

Налоги

    ;
  • субсидии;
  • налог на доход от юридических лиц;
  • коммерческие фонды и добровольные пожертвования;
  • неиспользованные средства бюджета;
  • займы и кредиты банков;
  • иные виды доходов.

ВБФ выполняют две основные функции:

  1. Распределительная функция заключается в перераспределении доходов и направлении их на нужды общества.
  2. Контрольная функция осуществляет информирование граждан об изменениях в социальных сферах.

Виды и классификация

ВБФ делятся на общегосударственные и целевые. Общегосударственные должны обеспечивать финансами промышленность, строительство, таможню, экономику и т. д. Целевые фонды созданы для финансирования таких отраслей, как медицина, образование, наука и т. д.

ВБФ могут классифицироваться по многим признакам. Вот некоторые из них:

Внебюджетные фонды

  1. По направлению финансирования делятся на социальные и экономические.
  2. По праву собственности бывают федеральные (в собственности федеральной власти) и региональные или муниципальные (в собственности субъектов федерации).
  3. По способу образования классифицируются на находящиеся в составе бюджета и автономные.
  4. По использованию в материальных отраслях делятся на фонды развития технологий и поддержки отраслей.
  5. По отчислениям они подразделяются на пополняемые от налогов и сборов и от себестоимости произведенной продукции.

Социально-экономическая сущность

ВБФ являются стабильным источником финансов для поддержания определенных отраслей экономики. Они имеют четко определенные источники вливания средств, что дает возможность прогнозировать объем средств, а также проследить за расходованием.

Причина, по которой были созданы ВБФ, состояла в том, чтобы обеспечивать социальные расходы, а также они должны были пополняться самостоятельно. ВБФ помогли разгрузить государственные бюджеты, взяв на себя часть расходов. Благодаря этой черте ВБФ не происходит повышения налогов.

Особенности, характерные для ВБФ, которые отличают их от других финансовых систем:

Государственные расходы

  • ВБФ имеют целевую направленность;
  • средства направлены на государственные расходы, которые не финансируются из бюджета;
  • большая часть доходов получается за счет взносов юридических лиц и частных предпринимателей;
  • имущество и финансы фондов находятся в собственности государства, но при этом не входят в состав бюджета;

Правовой статус ВБФ состоит из следующих основных элементов:

  1. Структура управления, образования, реорганизация, ликвидация являются отдельными от других субъектов экономики государства.
  2. Каждый ВБФ регламентируется законом или нормативным актом, который определяет его цели и задачи.
  3. ВБФ имеет права и обязанности по сохранению и использованию средств.
  4. Правовой режим денежных средств.
  5. Соответствующими государственными органами осуществляется контроль за ВБФ.

Государственные внебюджетные фонды РФ

ГВБФ или ГВФ (расшифровка — государственные внебюджетные фонды) — это денежные средства, которые были образованы без участия средств федерального и муниципальных бюджетов.

Бюджет ГВБФ — это денежные средства, которые формируются в соответствии с законодательством в составе бюджета за счет государственных ВБФ.

Государственные внебюджетные фонды РФ

Для хранения денежных средств ВБФ открываются счета в кредитных организациях или в казначействе, что позволяет наглядно видеть их объем и расходование.

К государственным ВБФ, в которые поступают платежи, относятся:

  1. Пенсионный фонд Российской Федерации.
  2. Фонд социального страхования Российской Федерации.
  3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

В соответствующие органы РФ предоставляется статистика для каждого фонда. Эта статистика представляет собой анализ доходов и расходов и изучение эффективности этого фонда.

Характеристика правового режима централизованных ГВБФ:

Конституция РФ

Пенсионный фонд РФ (ПФР)

ПФР создан для удовлетворения права гражданина на пенсию и управления средствами пенсионной системы.

Доходы ПФР формируются из взносов работодателей, индивидуальных предпринимателей и других.

Задачи ПФР:

Задачи ПФР

  • сбор и сохранение денежных средств, а также расходование их по назначению;
  • взыскание денежных средств для пенсии по инвалидности для граждан, получивших производственные травмы, профессиональные заболевания или по потере кормильца;
  • привлечение спонсорских взносов;
  • сотрудничество РФ с другими государствами и заключение договоров по вопросам пенсий и пособий;
  • финансирование программ социальной защиты пенсионеров и инвалидов.

Средства ПФР расходуются на:

  • выплату пенсий (также гражданам, проживающим за пределами РФ); ;
  • оказание денежной помощи пенсионерам и нетрудоспособным гражданам;
  • финансирование деятельности ПФР.

Социальное страхование (ФСС РФ)

ФСС РФ занимается вопросами социально-страховой поддержки граждан и их страхованием. В обязанности ФСС РФ входит:

Страхование

  • обеспечить пособиями граждан (по нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка и уходу за ним, пособия на погребение, а также отдых работников и их детей);
  • осуществление государственных программ охраны здоровья работников;
  • поддержание финансового состояния ФСС РФ;
  • повышение квалификации работников фонда;
  • работа с похожими организациями, занимающимися страхованием граждан.

Источники финансирования ФСС РФ:

Инвестиции

  • страховые отчисления работодателей;
  • страховые взносы индивидуальных предпринимателей;
  • инвестиции;
  • добровольная помощь физических и юридических лиц;
  • средства государственного бюджета;
  • иные поступления.

Обязательное медицинское страхование (ФОМС РФ)

ФОМС РФ занимается финансированием медицинского обслуживания граждан. Направления деятельности ФОМС РФ:

  • обеспечение гражданских прав на получение бесплатной помощи здравоохранения;
  • финансирование стабильной деятельности ФОМС;
  • финансирование новых и старых программ в области медицинского страхования;
  • финансирование целевых программ.

ФОМС РФ ежегодно составляет план бюджета и представляет его на утверждение в Министерство здравоохранения РФ, а также в конце отчетного периода предоставляет отчет о порядке исполнения этого плана.

К бесплатным страховым услугам относятся:

Амбулаторное лечение граждан

  1. Экстренная медицинская помощь.
  2. Амбулаторное лечение граждан.
  3. Стационарное лечение граждан.
  4. Медицинская помощь на дому.
  5. Профилактика для инвалидов, ветеранов, онкобольных, беременных женщин, детей и людей с психическими расстройствами.
  6. Реабилитация пациентов после инсульта и инфаркта.

Обязанности застрахованных лиц:

  1. Иметь полис ОМС.
  2. Быть застрахованным в выбранной страховой медицинской организации.
  3. Сообщить выбранной организации о смене персональных данных.

Бюджетные и внебюджетные организации

Бюджетный фонд — это основная финансовая система государства, которая направлена на обеспечение общественных потребностей. В понятие бюджета входят также целевые бюджетные фонды, они используются для конкретных целей и не могут быть направлены на другие цели, не соответствующие назначению.

Роль государственных фондов состоит в покрытии расходов, связанных с улучшениями в производстве, поддержанием граждан во время кризисов, улучшением уровня жизни населения.

Несмотря на похожий характер, между целевыми бюджетными и внебюджетными фондами существует ряд различий:

Состав бюджета РФ

  1. Основное отличие состоит в том, что бюджетные фонды входят в состав бюджета, а ВБФ не входят, поэтому и называются так.
  2. Бюджет ВБФ устанавливается отдельным законом на год, а объем финансов целевых бюджетных фондов регламентируется законом о бюджете на год.
  3. ВБФ создаются в основном для решения социальных вопросов, а бюджетные имеют более узкое направление (развитие регионов, покрытие затрат, восполнение ресурсов и т. д. ).
  4. ВБФ создают на более длительный срок, нежели бюджетные.

Государственные бюджетные и внебюджетные фонды — это важное звено в системе финансов государства. Они дают возможность решать задачи, стоящие перед правительством, которые требуют немалых финансовых вливаний. Эти фонды рассматриваются как единое финансовое состояние, которое может помочь улучшить состояние экономики государства. Для этого важно с умом расходовать их средства.


К внебюджетным фондам в Российской федерации относятся наделенные статусом юридического лица самостоятельные кредитные организации. Государственные внебюджетные фонды формируются за пределами государственного бюджета и являются централизованными целевыми фондами. Такие фонды формируются за счет обязательных отчислений и платежей юридических лиц для реализации конституционных гражданских прав населения Российской Федерации. Средства, размещаемые в таких фондах, предназначаются для трат на конкретные цели – страхование, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение, медицинскую помощь.

  1. Внебюджетные фонды документы
  2. Государственные внебюджетные фонды
  3. Органы внебюджетных фондов
  4. Система внебюджетных фондов
  5. Управление внебюджетными фондами

Внебюджетные фонды документы

После регистрации ООО или ИП в налоговой инспекции, вновь учрежденным юридическим лицам необходимо вставать на учет в государственные внебюджетные фонды для своевременного отчисления страховых взносов. Организациям необходимо вставать на учет в Пенсионном Фонде (ПФР), Фонде Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) и Фонде Социального Страхования (ФСС). Индивидуальным предпринимателям нужно встать на учет только в двух фондах – ФОМС и ПФР. Для того чтобы встать на учет в указанных фондах необходимо заполнить соответствующие бланки заявлений в двух экземплярах. За несвоевременную подачу документов в фонды в качестве страхователя предусмотрены штрафы.

Государственные внебюджетные фонды

К основным государственным внебюджетным фондам относятся следующие организации:

  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – фонд, финансирующий медицинское обслуживание населения и регулирующий распределение целевых денежных средств;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации – фонд, занимающийся вопросами обязательного социального страхования населения и обеспечения страховой поддержки гражданам РФ;
  • Пенсионный фонд Российской Федерации – фонд, созданный для обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение и управления денежными средствами пенсионной системы РФ.

Органы внебюджетных фондов

Каждый из трех основных внебюджетных фондов имеет собственные органы управления и территориальные подразделения, отвечающие за выполнение функций фондов на местах. Органы внебюджетных фондов несут на себе ту же ответственность, что и государственные, и налоговые органы.

Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС):

  • Районные филиалы территориальных фондов обя­зательного медицинского страхования;
  • Территориальные фонды;
  • Директор фонда;
  • Правление Фонда.

Фонд Социального Страхования (ФСС):

  • Филиалы отраслевых и региональных отделений Фонда соци­ального страхования РФ;
  • Отраслевые и региональные отделения;
  • Председатель Фонда.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР):

  • Региональные организации Пенсионного фонда;
  • Исполнительная дирекция и Правление.

Система внебюджетных фондов

Система внебюджетных фондов содержит в себе как фонды целевые, так и общегосударственные. К целевым фондам относятся организации, призванные финансировать конкретные нужды образования, медицины, науки, снижать показатели безработицы. Перед общегосударственными внебюджетными фондами ставятся задачи решения более глобальных и программных вопросов – развития таможенной и экономической систем, поддержки конкретных отраслей промышленности, решение вопросов строительства, дорожного хозяйства, борьбы с преступностью. Некоторые функции внебюджетных фондов могут быть делегированы другим организациям, а сами фонды могут реформироваться.

Управление внебюджетными фондами

В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды делятся на фонды местные, фонды региональные и фонды федерального масштаба. Деятельность внебюджетных фондов находится под контролем налоговых органов, которые контролируют определение объектов финансирования, формирование и пополнение фондов, распределение и отпуск денежных средств. Также работу внебюджетных фондов контролируют те же государственные органы, что и контролируют исполнение бюджетов. Отчетность внебюджетных фондов предоставляется в сроки, утвержденные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Читайте также: