Коммуникативная сфера младшего школьника кратко

Обновлено: 30.06.2024

В психологическом аспекте воспитание – это процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов.

В широком педагогическом смысле под воспитанием понимают – специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемых в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающих весь учебно-воспитательный процесс.

Основной задачей системы начального образования является подготовка младших школьников к жизни в обществе, наделение их необходимыми знаниями и коммуникативными навыками. Следовательно, педагогам и родителям необходимо рассматривать формирование коммуникативной компетенции школьников как основу для успешной социальной активности.

Под коммуникативной компетенцией понимают сочетание навыков успешного общения и взаимодействия одного человека с другим. К таким навыкам относят: грамотность речи, владение ораторским искусством и способность наладить контакт с разными типами людей. Также важно помнить, что все это возможно при владении определенными знаниями, умениями и навыками.

Школа - это стартовое место для развития коммуникативной компетенции. Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками из-за особой чувствительности к языковым явлениям, представляющим интерес для понимания опыта речи, коммуникации. Следовательно, развитие коммуникативной компетенции ученика является актуальной проблемой в учебном процессе начальной школы.

Воспитание коммуникативной компетенции позволяет школьникам чувствовать себя более уверенными. Ведь общение – это основа взаимодействия между людьми. Поэтому её формирование – первостепенная задача в сфере обучения.

Жизнь человечества невозможна вне коммуникативной деятельности. Мы постоянно запрашиваем, храним и передаем информацию, независимо от возраста, пола, образования, территориальной и национальной принадлежности, социального положения и многих других показателей, характеризующих личность человека.

Каждое общение – это, в основном, коммуникация, т. е. передача информации, важной для участников общения.

Русский писатель А. Б. Добровский, рассматривает коммуникативную компетенцию, как готовность к постоянному контакту. Всё это объясняется им с позиции сознания и мышления. Мыслящий человек живет в режиме диалога, при этом он обязан учитывать изменчивую ситуацию в соответствии с интуитивными ожиданиями, а также с ожиданиями своего партнера [1, c. 9].

Признаки коммуникативной компетенции :

1) точная и быстрая ориентировка во взаимодействии;

2) желание понять друг друга в контексте конкретной ситуации;

3) уклон в контакте не только на дело, но и на партнёра;

4) уверенность в себе, адекватно включённая в ситуации;

5) владение ситуациями, стремление проявить инициативу;

6) удовлетворённость в общении и снижение нервно-психических затрат в процессе коммуникации;

7) навык эффективного общения в разных статусно-ролевых позициях.

Оптимальный период прогрессивного обучения социальному поведению, усвоению коммуникативных и речевых умений, искусству общения между детьми разного пола, способов различения социальных ситуаций – младший школьный возраст.

С поступлением в школу, ребёнок обнаруживает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. Появляются новые обязанности, вызванные учебной деятельностью. Родственники, учителя и посторонние люди общаются с ребёнком, как с взявшим на себя ответственность учиться, взрослым человеком. В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин отмечают, что ребёнок в начальной школе осваивает специальные психические и психофизические действия, физкультуру, чтение, ручной труд, рисование и различные другие виды учебной деятельности. На основе этого, при плодотворных условиях обучения и удовлетворительном уровне умственного развития ребёнка, появляются предпосылки к теоретическому мышлению и сознанию.

Школа предъявляет ребё нку массу новых требований в отношении речевого развития: отвечая на уроке, речь должна быть краткой, чёткой по мысли, грамотной, выразительной; речевые построения при общении должны быть согласованы со сложившимися в культуре ожиданиями, и именно всё это имеет существенное значение, для развития коммуникативных способностей.

Ребёнку необходимо брать на себя ответственность, за свою речь и правильную её организацию, для того чтобы установить отношения со сверстниками и учителем. Таким образом, формирование коммуникативных способностей ребё нка возникает на основе владения языковыми средствами: способностью легко выражать свои мысли средствами речи, использовать при этом предложения разного типа, соблюдать логику передаваемой информации, так как главным фактором образования коммуникативной деятельности является умения и потребность пользоваться средствами языка в речевой практике. Как у ребенка, так и у взрослого человека, речь является специфической формой человеческого сознания и вместе с этим её наглядным выразителем. Из того, как ребёнок говорит в диалоге свободного общения (т. е. рассказывает о поразивших его явлениях, событиях, отвечает на вопросы, можно составить представление о том, как он воспринимает и осмысливает окружающий его мир, думает [17, c. 30-34].

Для того чтобы социальная адаптация младших школьников прошла успешно, необходимо сформировать такие личностные качества, как эмпатичность, доброжелательность и контактность. Под контактностью мы понимаем возможность детей вступать во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Всё это проявляется в способности не бояться первым начать общение с незнакомыми детьми, с учителем, применяя при этом правила этикета; быть активным в беседе; начинать совместную деятельность со сверстниками (познавательную, игровую, трудовую и т. д.) и проявлять в ней творчество и инициативу.

Первым компонентом коммуникативной компетенции младших школьников является интеллектуально-познавательный компонент, имеющий познавательный и интеллектуальный критерии. Мы знаем, что коммуникативная компетенция – это способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности.

Второй компонент коммуникативной компетенции младших школьников личностно-смысловой, включающий в себя характерологические и личностные особенности ученика и эмоциональное любопытство к процессу взаимодействия.

Потребность договориться друг с другом, заранее спланировать свою деятельность, возникает у учащихся в процессе коммуникации, поэтому третьим компонентом коммуникативной компетенции младших школьников является деятельностный компонент, который включает в себя организационные, исполнительские и мотивационные особенности школьника. Главным компонентом деятельности служит мотивация, определяющая интерес к непосредственному общению.

В образовательном процессе, коммуникативная компетенция рассматривается как условие благополучия и эффективности ученика на сегодняшний момент, а так же как необходимый ресурс благополучия и эффективности его взрослой жизни.

Коммуникативная компетенция включает в себя :

Мы знаем, что большую часть времени на уроке занимает речь учителя. Всё это тем или иным образом связано с причинами объективного характера (трудности содержания программы, сокращение количества часов). Но имеются причины, относящиеся к неумению правильно распределять время урока, верно, выбрать методы и формы работы, позволяющие развиваться учащимся. Именно это создаёт незаинтересованность и пассивность в работе, приводит к агрессивному поведению и убивает речь учащихся.

Задачи нового характера планируют изменения в условиях к определению новых подходов в содержании материала, уровню владения технологией. Программа школьного курса определяется целями и задачами коммуникации на всех этапах обучения. В данном курсе обучение направляется на формирование социокультурной образованности школьников и их коммуникативной культуры, именно это даёт им возможность быть равными в учебно-профессиональной, культурной и бытовой сфере.

Задачей учителя для развития коммуникативной компетенции, является создание таких условий, которые соответствуют высокому уровню общения, при которых школьники получают умения и навыки. Способности к общению содержат в себе:

1) стремление вступать в контакт с другими людьми;

2) знание правил и норм, которыми нужно пользоваться при общении с окружающими;

3) способность организовать общение, которая включает в себя умение слушать собеседника, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации, умение эмоционально сопереживать.

В любой сфере жизнедеятельности, компетенция и грамотность в общении является главным фактором успеха. Если у школьника отсутствуют элементарные навыки общения, это может привести к множеству конфликтов не только в школьном коллективе, но и в дальнейшей жизни. Для того чтобы быть успешным в общении, школьнику нужно быть более активным, компетентным в социальном плане, хорошо ориентироваться в социальной действительности, уметь управлять характером общения.

Все мы знаем, что всё чему учится человек, он использует на протяжении всей своей жизни. Из этого следует, что учителю необходимо готовить учащихся к процессу общения уже в условиях, созданных в классе.

Воспитывать коммуникативную компетенцию можно с помощью следующих приё мов:

- проводить экскурсии в различные творческие мастерские, краеведческие музеи, музеи искусства, где несколько учеников играют роль экскурсоводов;

- проведение интервью, создание вопросов и презентации для него.

Для удаления агрессии были разработаны следующие рекомендации:

1. Самое главное, нужно провести беседу с родителями, выяснить, как ведёт себя данный ребенок дома.

2. Если агрессия проявляется не в значительных вещах, то можно не обращать на неё внимание.

3. Можно дать школьнику какое-нибудь поручение, таким образом, отвлекая его.

4. Когда ученик ведет себя агрессивно, нужно постараться вести себя спокойно, не повышать на него голос.

Таким образом, каждый педагог должен знать, что работа по воспитанию коммуникативной компетенции и удалению агрессии, должна осуществляться в системе уроков и внеклассных мероприятий. Успешность этой работы будет осуществляться от того, насколько точно и верно были использованы различные приёмы и методы, которые воздействовали на учащихся. На разных школьников воспитание оказывает различное влияние, всё будет зависеть от факторов окружающей среды и личности самого школьника.

Список используемой литературы:

1. Алифанова Е. М. Формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Е. М. Алифанова. – Волгоград : Дис. кан. пед. наук, 2008.- 15 с.

2. Баранов Г. Н. Развитие речи в школе / Г. Н. Баранов. – М. : Проспект, 2008. – 435 с.

3. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. – М. : Инфра-М, 2008.-272 с.

4. Булыгина Л. Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников / Л. Н. Булыгина. – НТГСПА, 2010.-177 с.

5. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев. - М. : Просвещение, 2011.-233 с.

6. Епишина Л. В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности/ Л. В. Епишина // Начальная школа. - 2008. №11- 32-33 с.

7. Зимняя И. А. Развитие речи как формирование умения решать коммуникативные задачи / И. А. Зимняя. – М. : Речь,2009.-244 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М. : Просвещение,- 2009.- 43 с.

Формирование читательской компетенции младших школьников в условиях реализации ФГОС ноо Привить ребенку вкус к чтению– лучший подарок, который мы можем ему сделать. Сесиль Лупан В современном мире с появлением компьютера отношение.

Интерактивные формы и методы обучения как способ формирования коммуникативной компетенции при изучении английского языка "Интерактивные формы и методы обучения как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся при изучении английского языка" И. Ю.

Развитие памяти младших школьников Человеку надо много знать и много помнить, с каждым годом жизни все больше и больше. Память связывает прошлое человека с его настоящим,.

Сингапурская методика как способ формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Сингапурская методика как способ формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка Изменилось общество, изменились дети, их потребности, интересы, ценности. Все это требует обновления системы образования, которое обозначено.

Коммуникативная сфера – это необходимое для каждой личности пространство существования. В наше время каждая сфера жизни человека отличается нестабильностью и напряженностью. Поэтому и конструктивная коммуникативная деятельность приобретает особое значение.

Что такое коммуникативные навыки

Коммуникативные навыки – это целая личностная система качеств, благодаря которой человек способен добиться хороших результатов в контактах с другими людьми. Эти навыки индивидуальны для каждого отдельного человека. Они являются результатом работы его психики. Только при достаточно хорошо развитых коммуникативных навыках возможно полноценное общение с другими людьми.

Российская наука подробно исследовала такие элементы общения, как взаимодействие на уровне коммуникаций, развитие коммуникативных навыков в процессе образования с точки зрения педагогики и психологии. Проанализировав имеющуюся литературу по теме, можно сделать вывод, что эта проблема изучалась в основном в рамках преподавания в вузах и на этапе средних классов школьного обучения. Однако что касается начального этапа обучения, то изученность этой проблемы остается на достаточно слабом уровне. А ведь именно в этом возрасте закладываются и укрепляются первичные основы для дальнейшего развития.

Возрастные особенности младшего школьника

Развитие навыков коммуникации для учеников младших классов – это особо важная проблема, ведь уровень сформированности этого вида навыков оказывает влияние не только на результаты обучения школьников, но и на процессы формирования их личности и социализации. Навыки развиваются во время деятельности, поэтому коммуникацию можно совершенствовать только во время общения.

Учитывая концепцию Л.С. Выготского, мы можем быть уверены, что развитие коммуникативных навыков у школьников должно быть одной из главных целей образовательного учреждения, ведь эффективность образовательного процесса очень сильно зависит от степени развитости данного вида навыков у учеников.

Устная речь и её компоненты
Обзор процесса и механизмов развития языка, а также его практическое применение. Когда и как дети овладевают речью,…

Проанализировав научную методическую литературу, мы делаем вывод, что вопрос формирования навыков коммуникации изучен многими учеными. Большое внимание в своих исследованиях придавали этому вопросу Е. Пассов, Д. Хаймс, В. Бадер и другие. Однако что касается выделения критериев, по которым можно определить уровень сформированности этих умений в начальной школе, то это практически не исследовано.

Поэтому мы считаем, что существует острая потребность в изучении не только базовых критериев, но и показателей уровня сформированности навыков коммуникации.

Критерии коммуникативных навыков

Критерии – это показатели, с помощью которых можно достаточно быстро оценить достоверность выводов как в экспериментальной, так и в контрольной группах.

Критерии развитости навыков коммуникации учеников начальных классов:

  • знакомы ли дети с правилами общения и способны ли они их реализовать во время вербальных и невербальных контактов;
  • понимают ли они, как применять правила коммуникаций с другими людьми, насколько адекватно они воспринимают текущую ситуацию общения;
  • принимают ли дети правила коммуникаций, насколько ценят их, ориентируются ли на диалогическое взаимодействие для достижения эмпатии;
  • соблюдают ли они эти правила, умеют ли на практике реализовывать как вербальные, так и невербальные способы общения в разных ситуациях общения, могут ли устанавливать конструктивные контакты с окружающими.

Уровни развития коммуникативных навыков

Показатели критериев можно использовать для выделения трех уровней развитости навыков коммуникации у учеников младшего школьного возраста:

  • низкий уровень проявляется в том, что у ребенка практически не развиты способности практически использовать языковую систему, они не полностью владеют навыками коммуникации, у них на элементарном уровне развиты знания о стране языка, они не способны использовать диалектическую речь во время социокультурных коммуникаций;
  • средний уровень проявляется в том, что у ребенка достаточно развиты способности для использования языковой системы на практике, они частично владеют коммуникативной деятельностью, имеется достаточно высокая теоретическая база о стране языка, они применяют диалектическую и социокультурную информацию в разных ситуациях коммуникации;
  • высокий уровень проявляется в том, что дети имеют высоко развитые способности на практике использовать языковую систему, они полностью овладели коммуникативной деятельностью, могут творчески использовать диалектическую и социокультурную информацию в ситуациях коммуникации.

Сегодня среди множества методик развития навыков коммуникации можно выделить в особый ряд проектную деятельность. Организация проектной деятельности мотивирует детей на совместную работу, обучение приобретает личностный компонент, формирует самостоятельность, дает возможность каждому продемонстрировать свои лучшие стороны, использовать их для достижения положительного результата.

Навыки коммуникативной деятельности

Во время проектной работы формируются следующие навыки коммуникативной деятельности:

  • Навыки сотрудничества (ребенок учится коллективно планировать, взаимодействовать с участниками процесса, оказывает взаимопомощь, учится находить и устранять чужие ошибки);
  • Навыки коммуникации (ребенок учится организовывать свои действия со взрослыми и взаимодействовать с ними, учится формулировать правильно вопросы, учится вести диалог, активно участвует в дискуссиях, отстаивает свои точки зрения и ищет компромиссное решение);
  • Навыки презентации (ребенок развивает способность к выступлению, учится правильно строить монологическую речь, уверенно держаться в окружении других, учится отвечать на неожиданные вопросы без подготовки).

Также очень важно и то, что во время проектной деятельности дети проявляют чувство коллективизма, испытывают общую радость. Ведь ученики начальной школы испытывают потребность в положительных эмоциональных ощущениях от появляющихся у них умений, они используют их активно в своей учебной деятельности, что рождает у них переживания радости и положительно окрашивает учебный процесс.

Чтобы выполнить проект, ребенку нужно обладать определенными знаниями и умениями. Если же он совсем ничего не может сделать без поддержки от взрослых, то нельзя давать ему такую работу в качестве проекта. Поэтому подобная деятельность имеет жесткое правило: ребенок должен быть способен действовать самостоятельно, лишь иногда прибегая к помощи более опытного.

Например, если ребенок не имеет определенного уровня знаний об изучаемом проекте, то у него должен быть доступ к источнику знаний, изложенных в доступной форме. Например, это может быть библиотека или интернет. Благодаря работе с источниками, дети учатся получать нужные им знания и использовать их на практике непосредственно в проектной деятельности.

Именно в этом и заключается смысл организации проектной деятельности: навыки и знания, которые приобретаются осознанно во время работы над решением проблемы, имеющей личностное значение, очень легко и прочно закрепляются в сознании ученика. Эти знания переходят из теоретических знаний в практический опыт и легко переносятся на разные виды деятельности в пределах школьного обучения или в повседневной жизни.

Важное направление в развитии коммуникативных навыков – это организация проектов, имеющих социальную значимость.

Социальный проект – это новое социальное явление, которое ставит перед собой цель создать, развить и поддерживать определенные духовные и материальные ценности, которые имеют определенные ограничения во времени и ресурсах, и влияние на социальное положение людей которых имеет положительный эффект.

Этапы развития коммуникативных навыков

Чтобы изучить эффективность социальных проектов во время развития у учеников начальных классов навыков коммуникации, мы провели исследование, которое состояло из трех последовательных этапов.

Первый этап: аналитический.

  • Организация творческой групповой деятельности.
  • Совместное планирование.
  • Выбор партнеров для осуществления проекта.

Второй этап: организационно-деятельностный.

  • Организация процесса проектной деятельности.
  • Выбор материала для создания кормушек и составления проекта будущей поделки.
  • Осуществление шефства над детьми среднего дошкольного возраста.
  • Совместная с детьми из детского сада деятельность по изготовлению поделки.

Третий этап: итоговый.

  • Размещение полученных кормушек в подходящих для этого местах.
  • Анализ проведенной работы и ее результатов.

Из опыта работы по созданию социального проекта

Актуальность проекта: формирование положительного отношения к природе, развитие ответственности перед ней за свои действия.

Цель: активизировать навыки коммуникации у младших школьников, пробудить у них потребность в энергичном общении.

Задачи:

  • Формирование навыков коммуникации и творческих способностей;
  • Помочь младшим школьникам осознать важность их поведения для их жизни и жизни окружающего мира;
  • Осуществление совместной творческой деятельности с активной коммуникации в процессе создания кормушек.

Направленность проекта: в проекте должны принять участие ученики 3 и 4 классов, а также дети среднего дошкольного возраста.

Партнеры в проекте: учитель и воспитатели.

С помощью проекта:

  1. Ученики 3-4 классов смогли побывать в роли наставников, помогая младшим детям выполнить проект.
  2. Осуществление совместной работы по изготовлению кормушек.
  3. Формирование у детей навыков коммуникации во время совместной проектной деятельности.

Результаты проведенного исследования позволили сделать вывод, что ученики, принимающие участие в эксперименте, существенно повысили свой уровень коммуникативных навыков. Поэтому можно считать, что социальные проекты эффективны в данном направлении педагогической работы.

Формирование гражданской идентичности младшего школьника
Гражданская идентичность и её формирование у младших школьников в проектной деятельности. Педагогические условия формирования…

Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество - совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся в выборе содержания и методов обучения. Все это придает особую актуальность задаче формирования в начальной школе коммуникативного компонента универсальных учебных действий.

ВложениеРазмер
statya_2.doc 55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 1, город Воронеж.

Лубневская Инна Леонидовна.

"Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи". Песталоцци.

Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество - совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся в выборе содержания и методов обучения. Все это придает особую актуальность задаче формирования в начальной школе коммуникативного компонента универсальных учебных действий.

Коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двух и более людей, направленное на объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Содержательным ядром в развитии коммуникативной деятельности служит способность к согласованным действиям с учётом позиции другого человека. Развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи, способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, умение определять цели [1, с. 112].

Процесс развития коммуникативных компетенций у учащихся начальных классов вновь приобретает первостепенную важность в связи с внедряемыми сегодня новыми стандартами обучения (ФГОС).

Цель Коммуникативная компетенция – это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни младшего школьника.

Задачи: Сформировать социально – перцептивные способности: умение быстро вступать и выходить из общения, грамотно и чётко строить свою речь в процессе общения, использовать в общении невербальные средства, использовать идеи других участников для выдвижения собственных идей.

Сформировать перцептивно-рефлексивные способности: умение проследить и оценить свою деятельность в составе группы и деятельность других, проанализировать ход игры, занятия и причины возникших затруднений, умение взять инициативу в свои руки и затем передать ее другому участнику команды

Пути решения: проведение критериального отбора содержания игр, фильмов, презентаций; проведение рефлексии занятий с выявлением деструкции и осуществлением коррекции;

организация подготовки заседаний детского творческого объединения в игровой форме; повышение положительной мотивации участников детского творческого объединения

Педагогическая разработка содержит несколько этапов:

1.Разработка социально-психологического тренинга для развития коммуникативных способностей.

2.Построение тренировочных упражнений в игровой форме, их распределение по времени занятия.

3.Внедрение тренинга в практическую подготовку детского научного общества.

4.Включение в каждое тренировочное занятие упражнений, игр, заданий на развитие коммуникативных способностей.

5.Обращение внимания учащихся на важность этих упражнений. Оценка результатов развития коммуникативных способностей.

6.Проведение мониторинга среди участников общества и их родителей. Выявление положительной динамики в развитии коммуникативных способностей. Выявление недостаточно сформированных способностей.

7.Прогнозирование дальнейшей работы по развитию коммуникативных способностей.

7.Анализ выступлений детей, их исследовательских работ по темам, построение сравнительных диаграмм и таблиц, позволяющих соотнести уровень развития коммуникативных способностей и успешность выступлений на соревнованиях.

Передо мной стояла цель: выявить эффективность исследовательской работы в начальной школе.

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

1. диагностика исходных данных коммуникативных умений учащихся класса;

2. выбор методов, технологий и техник развития коммуникативных компетенций;

3. разработка игр и упражнений (для развития коммуникативных компетенций учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности).

Исследовательская технология как приоритетная.

Обязательное наличие проблемы или проблемных учебных заданий. Обучающие приемы: экспериментирование или моделирование. Данная работа – это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. В ее фундаменте – исследовательское поведение. Оно позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития, а самое главное позволяет каждой личности успешно адаптироваться, социализироваться в окружающем его мире.

Парадоксом исследовательского обучения является то, что учитель, может научить ребёнка даже тому, чего не умеет сам. Наконец-то я честно могу признаться в том, что я не всё знаю и умею. Именно по этому, я буду ближе к детям, к их потребностям. Они перестанут бояться допустить ошибку. В условиях исследовательского обучения педагог не обязан всегда знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы, находить любые ответы и уметь научить этому детей.

Проектирование и исследование - принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Проект направлен на решение практической задачи. Проекты, создаваемые детьми, активизируют их стремление к исследованию, часто делают детские изыскания более строгими, подчиненными определенной задаче. В методическом плане метод проектов предполагает составление более четкого плана проводимых работ, ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п. В отличие от этого, исследовательская деятельность должна быть свободной. Она значительно более гибкая, в ней много места для импровизации.

Примерная структура лингвистических способностей включает в себя следующие знания и умения:

1. Знание точных значений разнообразных слов и выражений.

2. Умение в соответствии с ситуацией пользоваться различными словами и выражениями.

3. Умение правильно подбирать словесные формулировки, способы выражения различных мыслей, умение составлять грамотные и стилистически правильные тексты.

4. Умение выступать публично, красиво и образно высказываться.

5. Умение оказывать психологическое воздействие на людей при помощи речи.

К примеру, ученики 1-2 класса с успехом выполняли теоретическое исследование по темам:

• Анализ произведений В. Осеевой.

• Что мешает нам учиться?

• Изучение умственных способностей кошки.

• Почему ездят автомобили.

• Какими бывают куклы.

• Книга рекордов нашего класса.

• Изучение чистоты снега.

• Жилой дом будущего.

• Если был бы я президентом.

• Как защитить деревья в городе.

• Сценарий для детского фильма.

Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых обеспечивает усвоение обобщенных способов решения задач. Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой.

В моем классе создана доброжелательная атмосфера, царит уважительное отношение и вера в силы каждого ребенка, ожидание и поддержка учителем и классом любого его успеха относительно себя. Принцип психологической комфортности формируют мотивацию к достижению своего индивидуального максимума, обеспечивая при этом усвоение содержания образования на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта).

На уроках открытия нового знания, при проведении обучающих самостоятельных работ и выполнении заданий творческого уровня оценивается только успех, ошибки выявляются и корректируются на основе определения их причин (то есть правил, алгоритмов, определений, которые усвоены недостаточно). На уроках рефлексии используется самоконтроль, отметки в журнал выставляются по желанию. Отметки за контрольную работу выставляются всем учащимся, при этом уровень трудности подбирается так, чтобы отметки 4 и 5 по силам было получить примерно 75% учащихся класса.

Технология деятельностного метода предполагает опору на собственные активные действия ученика. Однако это создает особые трудности для учителя, который должен научиться не мешать, детям осуществлять поиск. Направлять их, помогать ученикам. Это не совсем просто для человека, который привык быть носителем знания, "истиной в последней инстанции". Нелегко не давать знания в готовом виде, нелегко слушать зачастую абсурдные предположения детей о том, что стоит предпринять для выхода из затруднения. Трудно не вмешиваться, когда, работая в группах или парах, дети никак не могут договориться.

Но надо понимать, что такая работа необходима не только детям, но и тем, кто с ними работает.

Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. Как известно, от навыков конструктивного общения, приобретенных в младшем школьном возрасте, во многом зависит благополучие личностного развития ребенка. В число основных составляющих организации совместного действия входят:

1. Распределение начальных действий и операций.

2. Обмен способами действия для получения продукта совместной работы.

4. Коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания.

5. Планирование общих способов работы.

В контексте школьного обучения представляется продуктивным рассматривать коммуникативное развитие с точки зрения умения ставить и решать коммуникативные речевые задачи [1, с. 241]. Коммуникативная задача имеет цель, предмет, условия, средства и способ решения, продукт или результат. К основным группам задач относят описание, объяснение, доказательство и убеждение. Диалог является высшим, собственно личностным уровнем общения, создающим наиболее благоприятные условия для проявления и развития личности. Готовность и способность к диалогу считаются высшим уровнем развития коммуникативной компетентности.

Коммуникативные УУД относятся к важным результатам обучения, играют значимую роль в социализации учащихся, формировании у них умения строить и вести диалог. Коммуникативные УУД необходимо развивать в подростковом возрасте, создавая для этого специальные ситуации и условия для решения речевых задач, организуя процесс обучения на основе диалогического подхода.

Список использованной литературы:

1.Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. М.: Просвещение, 2008. 151 с.

2.Использование интернет–технологий в современном образовательном процессе [Текст] СПб: Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий, 2008. 104 с.

Младший школьный возраст — это период развития ребенка, возрастные границы которого совпадают с периодом обучения в начальной школе (с 6-7 до 9-10 лет). В это время происходит его дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие, которое обеспечивает возможность систематического обучения в образовательном учреждении.

Особенности развития ребенка в младшем школьном возрасте

В дошкольном возрасте, который завершается к семи годам, происходит морфологическое созревание лобного отдела головного мозга, который отвечает за произвольность поведения. На этой стадии подвижность нервных процессов возбуждения предопределяет непоседливость и повышенную эмоциональную возбудимость младших школьников.

Для младших школьников характерно расширение спектра чувствительности органов чувств, ощущения становятся более глубокими и точными. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету у младшего школьника увеличивается на 45 %, суставно-мускульные ощущения становятся лучше на 50 %, а зрительные — на 80 %.

В целом у детей с 7 - 10 лет базовые свойства нервных процессов по своим характеристикам начинают приближаться к свойствам нервных процессов взрослого человека. Тем не менее, данные свойства у некоторых детей, как и раньше, отличаются нестабильностью. По этой причине многие физиологи полагают, что рассматривать тип нервной системы у младших школьников можно лишь условно.

Несмотря на рост выносливости и работоспособности младшие школьники быстро утомляются. Фаза активной деятельности и внимания у них составляет 25-30 минут. На появление утомления оказывают влияние несколько факторов (например, посещение группы продлённого дня, повышенная эмоциональная насыщенность и др.).

Особенности развития младшего школьника предопределяют основу для развития психических процессов, которые требуются для учебной деятельности. В этот период закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов (например, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи). Их необходимость в большей степени связана с поступлением в образовательное учреждение.

Готовые работы на аналогичную тему

В завершении младшего школьного возраста происходит преобразование этих процессов в высшие психические функции. На это влияют следующие виды деятельности:

Коммуникативные способности младшего школьника

Для ребенка младшего школьного возраста характерны важные изменения, происходящие с восприятием, вниманием, памятью, речью и мышлением. Речевое развитие предопределяет потребность в коммуникации. На момент поступления в школу словарный запас дошкольника составляет 3000-7000 слов. Он включает существительные, глаголы, местоимения, прилагательные, числительные и соединительные союзы.

Дети способны свободно объясняться с другими, общаться на любые темы, которые касаются обыденной жизни и входят в сферу их интересов. Они прислушиваются к звучанию слов и дают им оценку. В этот период ими уже достаточно хорошо освоена культура речи.

У учащегося, посещающего дошкольное общеобразовательное учреждение, сформирован навык осознанного анализа речи. Он осуществляет фонетический анализ слов, расчленяет слова на составляющие звуки, устанавливает порядок звуков в слове. Это умение влияет на успешное овладение чтением и письмом.

Возможности развития коммуникативных умений у младших школьников

Коммуникативное умение представляет собой осознанное коммуникативное действие учащихся. Оно характеризуется наличием знаний о структурных компонентах умений и коммуникативной деятельности. Для этого умения присуща способность правильно выстраивать поведение, управляя им в зависимости от задач общения.

Коммуникативные способности по своей структуре — это сложные умения высокого уровня. Они состоят из простейших (элементарных) умений. В соответствии с содержанием они объединяют в себе следующие группы способностей:

  • Информативно-коммуникативные,
  • Регуляционные,
  • Аффективно-коммуникативные.

Первая группа включает умение ориентироваться в партнерах и ситуациях коммуникации (например, произвольная коммуникация со знакомыми и не знакомыми людьми), соблюдение культуры коммуникации в отношениях с одноклассниками и педагогами.

Регулятивные способности включают умение согласовывать собственные действия, мнения и установки с потребностями партнера по коммуникации (например, контроль учебной и трудовой деятельности, обоснование заданий, выполняемых совместно).

Группа аффективно-коммуникативных способностей состоит из умения формировать знания у учащихся о коммуникативных умениях в качестве основы социальных отношений. Она предполагает знакомство школьников с правилами и особенностями коммуникации в соответствующей социальной роли.

Формирование коммуникативных способностей — означает обучение младшего школьника проявлять активность в речевом пространстве. В нем требуется ставить вопросы и точно формулировать на них ответы. Важными требованиями становится умение внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемую проблему.

Распространенный способ развития коммуникативных способностей в младшем школьном возрасте представлен сюжетно-ролевой игрой. Для развития и формирования коммуникативных способностей могут использоваться также игра-импровизация, театрализованная игра, сценарии активизирующего общения.

На развитие коммуникативных способностей положительно влияет работа в постоянных и временных микрогруппах (игровые команды). Подобная работа способна уменьшать дистанцию между школьниками, обучить нахождению эффективных способов общения друг с другом. выделению в качестве приоритета ценности общего дела.

Читайте также: