Перечислите главные причины крещения руси опишите его ход кратко и понятно

Обновлено: 02.07.2024

1. Византия, как и Киевская Русь, занимала серединное положение между Византией и Золотой Ордой.

2. Церковь в Византии была строго централизованной и подчинялась гос. власти, Виз. церковь всегда стояла за единое г-во.

3. Многие русские были знакомы с этой религией.

4. Неудача языческой реформы.

Последствия:

1. Объединение славянских земель на единой духовн основе.

2. Приобщение к зап-евр и визант культурным и христ традициям и традициям вообще.

3. Рост междунар авторитета КР.

4. Гуманизация нравств отнош-й.

5. Влияние на эк-ку (рост междунар торговли, развитие и совершенствование с/х пр-ва).

6. Толчок развития культуры.

7. Появление каменной архитектуры.

8. Интенсивно развивается ИЗО.

9. Литерат традиции (появл письменности).

Негатив:

1. Оформление культа власти.

2. Рабская психология, произошло превращение церкви в идеолог инструмент гос-ва мистич восприятие христианства.

Крещение Руси. Роль религии и церкви в жизни древнерусского общества в домонгольский период.

Основной причиной принятия христианства была задача объединения славянских народов в единое государство. Единое государство требовало единой идеологии. Однако каждое славянское племя поклонялось своему богу. Первоначально Владимир пытался преодолеть это противоречие в рамках старой религии. В 980 г. он провёл церковную реформу. Он поставил в Киеве близ княжеского двора кумиров всех языческих идолов, которым киевляне приносили жертвы. Тем самым он пытался превратить Киев в идеологический центр русских земель.

Однако реформа закончилась неудачей — единой религии создать не удалось, каждый народ продолжал поклоняться своему богу. Тогда Владимир решил заимствовать религию у соседей. Владимир послал послов в Рим и в Константинополь с тем, чтобы они лично присутствовали на богослужении. Наибольшее впечатление на послов произвело богослужение в Константинопольском Соборе Святой Софии. Выслушав послов, Владимир принял решение принять христианство из Византии. Но крещение Руси растянулось на долгие годы. Оно осуществлялось силовыми методами, при сопротивлении населения, не желавшего отказываться от традиционной веры.

В Киеве первым делом были изрублены и сожжены языческие идолы, после чего головешки были сброшены в Днепр. Затем в Днепр дружина загнала горожан, и священник всех их скопом окрестил. Затем Владимир поставил в городах церкви. Принятие христианства имело для Руси исключительное значение. Во-первых, единая религия способствовала объединению русских земель, выработке единого национального самосознания. Во-вторых. Принятие христианства сделало Русь полноправным членом мирового сообщества христианских государств, включило её в систему политических культурных связей.

Отношения между государствами в средние века укреплялись с помощью династических браков, что было возможно лишь при условии единой веры. В-третьих, исключительно важным было культурное влияние христианства. Византия сохранила в неприкосновенности античную культуру - греческую и римскую. На русский язык переводились книги не только духовного, но и светского содержания - научные трактаты, исторические сочинения, литературные произведения. При монастырях создавались школы, библиотеки, велись летописи. Церковь положила начало русскому искусству и архитектуре.

Русская иконопись, известная во всём мире, первоначально создавалась по византийским образцам. Русские церкви строились по образцу византийских. Церковь воздействовала на мораль народа, осуждая языческие пережитки - многоженство, кровную месть и др. В то же время принятие христианства из Византии впоследствии действительно способствовало определённой изоляции Руси (уже Московской) от Запада. После разделения церквей и падения Византийской империи Московская Русь осталась единственным православным государством, что обусловило специфику её развития.




Причины:

1. Византия, как и Киевская Русь, занимала серединное положение между Византией и Золотой Ордой.

2. Церковь в Византии была строго централизованной и подчинялась гос. власти, Виз. церковь всегда стояла за единое г-во.

3. Многие русские были знакомы с этой религией.

4. Неудача языческой реформы.

Последствия:

1. Объединение славянских земель на единой духовн основе.

2. Приобщение к зап-евр и визант культурным и христ традициям и традициям вообще.

3. Рост междунар авторитета КР.

4. Гуманизация нравств отнош-й.

5. Влияние на эк-ку (рост междунар торговли, развитие и совершенствование с/х пр-ва).

6. Толчок развития культуры.

7. Появление каменной архитектуры.

8. Интенсивно развивается ИЗО.

9. Литерат традиции (появл письменности).

Негатив:

1. Оформление культа власти.

2. Рабская психология, произошло превращение церкви в идеолог инструмент гос-ва мистич восприятие христианства.

Крещение Руси. Роль религии и церкви в жизни древнерусского общества в домонгольский период.

Основной причиной принятия христианства была задача объединения славянских народов в единое государство. Единое государство требовало единой идеологии. Однако каждое славянское племя поклонялось своему богу. Первоначально Владимир пытался преодолеть это противоречие в рамках старой религии. В 980 г. он провёл церковную реформу. Он поставил в Киеве близ княжеского двора кумиров всех языческих идолов, которым киевляне приносили жертвы. Тем самым он пытался превратить Киев в идеологический центр русских земель.

Однако реформа закончилась неудачей — единой религии создать не удалось, каждый народ продолжал поклоняться своему богу. Тогда Владимир решил заимствовать религию у соседей. Владимир послал послов в Рим и в Константинополь с тем, чтобы они лично присутствовали на богослужении. Наибольшее впечатление на послов произвело богослужение в Константинопольском Соборе Святой Софии. Выслушав послов, Владимир принял решение принять христианство из Византии. Но крещение Руси растянулось на долгие годы. Оно осуществлялось силовыми методами, при сопротивлении населения, не желавшего отказываться от традиционной веры.

В Киеве первым делом были изрублены и сожжены языческие идолы, после чего головешки были сброшены в Днепр. Затем в Днепр дружина загнала горожан, и священник всех их скопом окрестил. Затем Владимир поставил в городах церкви. Принятие христианства имело для Руси исключительное значение. Во-первых, единая религия способствовала объединению русских земель, выработке единого национального самосознания. Во-вторых. Принятие христианства сделало Русь полноправным членом мирового сообщества христианских государств, включило её в систему политических культурных связей.

Отношения между государствами в средние века укреплялись с помощью династических браков, что было возможно лишь при условии единой веры. В-третьих, исключительно важным было культурное влияние христианства. Византия сохранила в неприкосновенности античную культуру - греческую и римскую. На русский язык переводились книги не только духовного, но и светского содержания - научные трактаты, исторические сочинения, литературные произведения. При монастырях создавались школы, библиотеки, велись летописи. Церковь положила начало русскому искусству и архитектуре.

Русская иконопись, известная во всём мире, первоначально создавалась по византийским образцам. Русские церкви строились по образцу византийских. Церковь воздействовала на мораль народа, осуждая языческие пережитки - многоженство, кровную месть и др. В то же время принятие христианства из Византии впоследствии действительно способствовало определённой изоляции Руси (уже Московской) от Запада. После разделения церквей и падения Византийской империи Московская Русь осталась единственным православным государством, что обусловило специфику её развития.


Крещение Руси по византийскому образцу предопределило развитие культуры и историю России на долгие века вперед. В основе судьбоносного решения князя Владимира лежали глубокие причины.


Древняя Русь накануне крещения

К концу X века Киевская Русь представляла собой типичное полуфеодальное государство. Власть киевского князя еще была недостаточно прочной и удерживалась исключительно с помощью военной силы.

Язычество начинало препятствовать дальнейшему объединению страны. Сильные соседи Древней Руси уже определились с выбором общегосударственной религии:

  • Византия (православие);
  • западные государства во главе с Римом (католичество);
  • Волжская Булгария (мусульманство);
  • Хазарский каганат (иудаизм).

Проблема выбора веры

Соседние государства стремились вовлечь Киевскую Русь в сферу собственных интересов:

  • Уже в IX веке на Руси появляются византийские и римские миссионеры, активно проповедующие христианство.
  • В 985 г. Владимир совершил удачный военный поход на волжских болгар. После установления договорных отношений болгарские послы пытались обратить русского князя в ислам.
  • В летописях содержатся сведения о попытках хазар обратить Владимира в иудаизм.

Согласно легенде, в исламе Владимиру не понравился отказ от алкоголя: “На Руси есть веселие питие”.

Причины крещения Руси

Главной предпосылкой крещения Руси стало увеличение числа христиан среди славян. В 944 г. был заключен мирный договор между князем Игорем и Византией. В документе упоминаются “русские христиане” и те, “которые приняли крещение”.

которые читают вместе с этой






Огромное значение имело крещение княгини Ольги в 957 г. в Константинополе.


Рис. 2. “Святая Ольга” Эскиз к мозаике Н. К. Рериха. 1915 г.

Кратко о причинах крещения Руси говорят следующие потребности Древнерусского государства:

  • необходимость введения общегосударственной идеологии;
  • повышение авторитета Киевской Руси и ее выделение среди языческих “варварских” племен;
  • установление более тесных и прочных контактов с христианскими государствами.

“Византийский выбор”

Владимиру предстояло сделать выбор между Римом и Константинополем. Официальное разделение двух ветвей христианства на православие и католичество произошло в 1054 г., но уже в X веке между ними наметились существенные расхождения.

Таблица “Различия православия и католичества”

Православие

Католичество

Причащение хлебом и вином для всех верующих.

Причащение облатками (кружок из теста, наподобие вафли). Вином причащается только духовенство.

Любой местный язык.

Отношения церкви и государства

Церковь подчинена светской власти.

Папа Римский – не только религиозный, но и политический глава католического мира.

Владимир не желал подчиняться папе Римскому и вводить латынь на славянских землях. К тому же, уже в IX веке византийские проповедники Кирилл и Мефодий начали переводить богослужебные книги на славянский язык.

Картина К. В. Лебедева

Рис. 3. Картина К. В. Лебедева.

В “Повести временных лет” содержится легенда о том, что еще в I веке славян посетил апостол Андрей и познакомил их с христианством.

Что мы узнали?

Крещение Руси не было личным желанием князя Владимира. Этому событию предшествовал долгий процесс распространения христианства среди славян. Принятие православия стало закономерным этапом развития Древнерусского государства.

Улучшение сотрудничества с окружающими странами стало основной причиной крещения Руси. Кратко об этом рассказывается в летописях древних лет. Смена веры является очень сложным историческим процессом. Он сопровождается яростным сопротивлением недовольной части населения и влечет за собой множество жертв. Не стало исключением и событие, начавшееся в 988 году и продолжавшееся длительное время. После него государство стало двигаться по новому вектору развития.

  • Основные предпосылки
  • Причины введения
  • Варианты выбора
  • Принятие решения
  • Процесс крещения
  • Значение и последствия

Причины крещения Руси в 988 году

Основные предпосылки

В период правления княгини Ольги и князя Святослава на Руси процветало язычество. Оно было связано с существованием родоплеменных отношений. Примерно такое же верование было у множества соседних племен, что сближало их между собой. Христианская вера принималась в государствах с укрепившимся феодальным строем.

Правления княгини Ольги

Характер родоплеменных отношений был сдерживающим фактором для распространения христианства. В этом и заключалась проблема, почему такое событие не могло здесь произойти быстро. При этом оно охватывало некоторые знатные слои населения. В частности, княгиня Ольга была в свое время крещена.

К наиболее развитым государствам, с которыми тесно контактировала Киевская Русь, относились Хазария и Византия. Они не были языческими странами, процесс христианизации в них уже наблюдался. По этому пути пошли князья Сербии и Польши.

Чтобы не отстать от прогрессивных государств и продолжать с ними сотрудничество, нужно было принять решение относительно изменения веры. В этом и состояли предпосылки крещения Руси и то, почему князь Владимир пошел на такой шаг.

Причины введения

На основании существующих предпосылок вытекают причины принятия христианства на Руси. Кратко это отражается в следующих пунктах:

 Владимиром делались попытки объединения племен

  1. Сплочение разобщенного народа. Чтобы понять, зачем нужно было уходить от старой веры, следует знать, что Русь была разобщенным государством. Для создания единой духовной основы Владимиром делались попытки объединения племен вокруг языческого бога Перуна. Однако такое решение проблемы не увенчалось успехом, поскольку особенность веры населения заключалась в поклонении разным идолам: Сварогу, Стрибогу, Ярилу.
  2. Усиление власти князя. Христианская религия признавала власть императора. К этому и стремился Владимир, поэтому византийскому укладу он отдавал предпочтение. Это был главный довод в пользу такого решения.
  3. Улучшение международных отношений. По сравнению со странами, принявшими христианство, Киевская Русь считалась варварским государством. Чтобы вести с ними деловые отношения в качестве равноправных партнеров, Владимиру пришлось крестить все свое окружение и сделать это самому.

В этом заключалась необходимость крещения Руси. Причины носили ярко выраженный характер, поэтому нужно было начинать действовать.

Варианты выбора

Хоть разделение ветвей христианства произошло только в 1054 году, уже в те времена существовала возможность описать различия между православием и католичеством. Обе веры имели свои плюсы и минусы, которые представлены в таблице.

Расхождение Православие Католичество
Обряды Причащение велось хлебом и вином Вином могло причащаться только духовенство, а все остальные делали это кружками из теста, которые носили название облатки
Язык Любой Латынь
Отношения между церковью и государством Шло подчинение духовенства государственной власти Главой духовенства и всего политического мира являлся Римский папа

Если перечислить все плюсы и минусы обеих ветвей, то становится понятно, что у князя Владимира не было желания положительно относиться к католической вере, поскольку в его планы не входило подчинение Римскому папе.

Принятие решения

Войска Владимира осадили Херсонес

После изучения православной веры ее принятие произошло не сразу. Этому предшествовали серьезные события. Владимир желал ослабления Византии. С этой целью его войска осадили Херсонес и быстро захватили его.

При этом в ответ было выставлено условие: Киевская Русь должна принять христианство. Нельзя было назвать такое предложение невыгодным. Каков бы ни был предварительный план у Владимира, решение было принято в пользу православия.

Процесс крещения

Вернувшись в Киев, Владимир заставил принять крещение своих сыновей и приближенных к нему людей. Затем все остальные жители приняли христианство в водах Днепра. При этом князь прочитал молитву, образец которой сохранился в древних летописях.

На территории русских земель христианство насаждалось силой. Многие не хотели креститься. Были места, где оказывалось яростное сопротивление. В итоге этот процесс растянулся на длительное время.

Процесс крещения Владимира

И все же христианство постепенно стало основной религией на Руси. В этих условиях языческие сторонники стали действовать скрытно, продолжая молиться своим богам. В дальнейшем для облегчения ситуации некоторые языческие праздники были объединены с христианскими.

Значение и последствия

Принятие Киевской Русью христианства имело большое значение для дальнейшего развития страны. Состояло оно в следующем:

Принятие Киевской Русью христианства

  1. Именно это событие послужило объединяющим фактором для разрозненного государства.
  2. Началось культурное развитие народа. Связано это было с необходимостью осваивания книжного дела для чтения христианской литературы, переведенной на славянский язык. Потребовалось приобретение умения для строительства церквей, стены которых стала украшать иконопись.
  3. Исчезло жертвоприношение.
  4. Благодаря повышению престижа Киевской Руси у Ярослава Мудрого, следующего князя, появилась возможность выдавать замуж своих дочерей за иностранных женихов.

Последствием такого события стало приобщение русского народа к общей цивилизации. Это был закономерный этап в развитии Древнерусского государства.

Крещение Руси

Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках. При широком понимании термина главными этапами крещения Руси можно считать:

1) т.н. первое (Фотиевое или Аскольдовое) крещение в 860-е гг., которое принято связывать с именами киевских князей Аскольда и Дира; оно со­про­во­ж­да­лось соз­да­ни­ем на Ру­си епи­ско­пии (или ар­хи­епи­ско­пии), впо­след­ст­вии по­гиб­шей;

2) личное крещение киевской княгини Ольги в Константинополе в 946 г. или 957 г.;

3) крещение Руси Владимиром;

4) ак­тив­ное цер­ков­ное строи­тель­ст­во и ме­ры по ор­га­ни­зационному оформ­ле­нию Церк­ви, рас­ши­ре­нию епар­хи­аль­ной и при­ход­ской струк­тур, пред­при­ни­мав­шие­ся при ки­ев­ском кн. Яро­сла­ве Вла­ди­ми­ро­ви­че Му­дром и при его пре­ем­ни­ках.

Предпосылки и причины

По со­во­куп­но­сти дан­ных ис­то­рических ис­точ­ни­ков крещение Руси пред­ста­ет как це­ле­на­прав­лен­ный вы­бор кн. Вла­ди­ми­ра, обу­слов­лен­ный его лич­ны­ми ре­лигиозными исканиями и комп­лек­сом внут­ри- и внеш­не­по­ли­ти­че­ских при­чин (не­удов­ле­тво­рён­ность язы­че­ски­ми куль­та­ми в ка­че­ст­ве на­цио­наль­но-кон­со­ли­ди­рую­ще­го фак­то­ра, не­об­хо­ди­мость всту­п­ле­ния Древнерусского государства в чис­ло мировых дер­жав и др.).

Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества.

Крещение Владимира и дружины

Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси

За кре­ще­ни­ем кня­зя и его дру­жи­ны по­сле­до­ва­ло ор­га­ни­зо­ван­ное государственной вла­стью мас­со­вое кре­ще­ние жи­те­лей круп­ней­ших го­ро­дов, пре­ж­де все­го Кие­ва и Нов­го­ро­да. На пер­вые го­ды по­сле кре­ще­ния (не позд­нее 997 г.) при­хо­дит­ся уч­ре­ж­де­ние в Древнерусском государстве ми­тро­по­лии с цен­тром в Кие­ве, под­чи­нён­ной Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту. Од­но­вре­мен­но с мит­ро­по­ли­ей в ней бы­ло уч­ре­ж­де­но не ме­нее трех епар­хий: в Нов­го­ро­де, в Бел­го­ро­де Ки­ев­ском, а так­же, ве­ро­ят­но, в По­лоц­ке и/или Чер­ни­го­ве. Пер­вы­ми епи­ско­па­ми бы­ли гре­ки. В со­от­вет­ст­вии с цер­ков­ной тра­ди­ци­ей (за­кре­пив­шей­ся не ра­нее XVI в.) пер­вым ми­тро­по­ли­том Ки­ев­ским при­ня­то счи­тать свт. Ми­хаи­ла, од­на­ко, ви­зантийские ис­точ­ни­ки да­ют ос­но­ва­ния пред­по­ла­гать, что пер­вым ми­тро­по­ли­том был Фео­фи­лакт, пе­ре­ве­дён­ный на Русь из Се­ва­стий­ской ми­тро­по­лии (се­ве­ро-вос­ток Ма­лой Азии).

Христианство в XI-XII вв.

Ос­нов­ные на­прав­ле­ния хри­стиа­ни­за­ции го­су­дар­ст­ва и об­ще­ст­ва, обо­зна­чив­шие­ся в хо­де крещения Руси, бы­ли про­дол­же­ны в XI-XII вв. Епар­хи­аль­ная струк­ту­ра сде­ла­лась бо­лее дроб­ной, чис­ло епар­хий воз­рос­ло до двенадцати. О раз­ви­тии в этот пе­ри­од при­ход­ской сис­те­мы труд­но су­дить из-за от­сут­ст­вия дан­ных; ве­ро­ят­но, оно сле­до­ва­ло за раз­ви­ти­ем государственно-административной. струк­ту­ры, т. к. при­ход­ской храм на­хо­дил­ся обыч­но в административном цен­тре (по­гос­те). Со­вер­шен­ст­во­ва­лось цер­ков­но-государственное взаи­мо­дей­ст­вие в об­лас­ти су­да. Воз­рас­тав­шие по­треб­но­сти в бо­го­слу­жеб­ных кни­гах обес­пе­чи­ва­лись скрип­то­рия­ми, дей­ст­во­вав­ши­ми при круп­ных мо­на­сты­рях и, ве­ро­ят­но, при епи­скоп­ских ка­фед­рах. Всё это име­ло след­ст­ви­ем и бо­лее ак­тив­ную хри­стиа­ни­за­цию сель­ско­го на­се­ле­ния. По­след­ние све­де­ния о язы­че­ских вы­сту­п­ле­ни­ях в круп­ных го­ро­дах (Нов­го­род, Рос­тов, Яро­славль) от­но­сят­ся к 1070-м гг. С это­го вре­ме­ни язы­че­ст­во как об­щественный фак­тор бо­лее не про­сле­жи­ва­ет­ся.

Значение крещения Руси

Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.

Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

Литература

Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. СПб., 1913.

Рапов О.М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.

Фроянов И.Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012.

Ща­пов Я. Н. Го­су­дар­ст­во и цер­ковь Древ­ней Ру­си X–XIII вв. М., 1989.

Татьяна Черникова. Расцвет Древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром в конце Х – середине XI вв. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе (середина XI- начало XII вв.)

Читайте также: