Сущность и смысл познания кратко

Обновлено: 05.07.2024

Для философии познание человеком окружающего мира является одной из важнейших мировоззренческих проблем. Вопрос о том, познаваем ли мир и как наши мысли о мире соотносятся с самим миром, — это вопрос о возможности точного и полного отражения окружающего мира в сознании человека, его сознательной и свободной ориентации и деятельности в этом мире.

Суть познания заключается в активном и целенаправленном поиске и приобретении человеком знаний, правильных или искаженных. Когнитивная деятельность раскрывает творческие способности человека, его неисчерпаемую психическую энергию. Часть философии, рассматривающая общие проблемы познания, называется гносеологией или эпистемологией. Некоторые науки — логика, психология, кибернетика, социология — также изучают познание мира человеком со своей точки зрения.

В философии Нового времени в центре внимания оказался вопрос о методе (способе) исследования и формах существования знания. Научное знание считалось главным условием подчинения человеком природного мира своей практической власти и расширения его свободы (Ф. Бэкон, Б. Спиноза). Большое место в теории познания занимала борьба между рационализмом (Р. Декарт) и сенсуализмом (Д. Локк), которые по-разному трактовали источники и природу знания, формы его существования.

Сущность и смысл познания - Элементы познания

Элементы познания

Классический марксизм XIX века исходил из принципа эпистемологического оптимизма, то есть убежденности в принципиальной познаваемости мира человеком. Марксизм рассматривает познание как особый вид психической деятельности человека, которая по своей сути глубоко социальна. Она тесно связывает познание с практической деятельностью человека и человечества. Считается, что человек может не только познать окружающий его мир, но и практически преобразовать его, привести в соответствие со своим идеалом.

Таким образом, познание состоит из следующих элементов: субъект, объект, предмет, методы, цель. Основным элементом познания является субъект: именно он выделяет объект познания из окружающего мира, выбирает способы, с помощью которых он будет познавать, т.е. методы, ставит перед собой цель — получение достоверного знания о действительности, т.е. истины. Субъектом может быть только человек или люди (например, социальные группы, группа исследователей или все человечество). Объектом может быть как человек, так и общество, природа.

Во-вторых, на основе познания и самопознания (человек познает себя) у человека формируется самооценка, критическое отношение к себе как залог саморазвития, физического и психического самосовершенствования. Следовательно, познание — это путь к формированию личности. Социальный прогресс, то есть поступательное движение общества вперед, происходит на основе познавательной деятельности человечества.

Когнитивная деятельность

Обратите внимание, что все перечисленные формы познания взаимосвязаны. Таким образом, человека можно познать не только научными методами, но и художественными средствами и религиозным опытом. И, наконец, на основе самопознания можно распознать человека и других людей. Человека можно воспринимать как чувствами, так и мыслями. Например, когда человек читает художественную литературу, он одновременно занимается художественным познанием, гуманитарным познанием, самопознанием.

Таким образом, когнитивная деятельность имеет не только достаточно сложную структуру, но и развитую типологию. Типы познания не являются параллельными прямыми линиями, они взаимосвязаны.

Ступени чувственного и рационального познания

1) Ощущение — отражение в сознании человека отдельных Ощущение — это отражение в сознании человека отдельных сторон и свойств предметов, а также внутреннего состояния организма. Например, вкусовые ощущения от яблока (грустное, кислое или кисло-сладкое), болевые ощущения, потеря. Если мы возьмем ручку, то возможные ощущения — это твердость, тепло, гладкость этого пишущего инструмента;

2) Восприятие — полный образ объекта, непосредственно
дан в ярком созерцании. Давайте посмотрим на яблоко и воспримем его полностью: цвет (красное, зеленое), форма (круглое), размер (большое, маленькое, среднее), состояние (свежее, старое, целое или не целое). Аналогично с карандашом. Когда мы смотрим на ручку, мы видим ее цвет, размер и форму;

3) Репрезентация, обобщенный чувственный образ объекта.
которые действовали на органы чувств в прошлом. Мы съели яблоко. Что из этого остается в нашем сознании? Образ того, что это было: круглое, большое, вкусное, только что сорванное с ветки.

Мы закончили писать и положили ручку в карман. В нашем сознании сохранился образ ручки: ее размер, цвет, форма.

Отметим следующее, что касается сенсорного восприятия.

Во-вторых, когда человек теряет один орган чувств, обостряется другой.

И, наконец, в-третьих, репрезентация — это этап познания, который связывает сенсорное познание с рациональным познанием, с абстрактным мышлением.

Этапами рационального познания являются:

1) Концепция — форма мышления, которая идентифицирует регулярные связи, существенные стороны, характеристики явлений, которые фиксируются в определениях. Например: яблоко — это фрукт, ручка — письменный инструмент, состоящий из палочки, наполненной чернилами, и каркаса.

2) Суждение — форма мышления, размышления о вещах, явлениях,
процессы деятельности, их свойства и отношения. Суждения устанавливаются в определениях. Суждения могут утверждать что-то, то есть быть ассертивными, или отрицать что-то, то есть быть негативными. Например, яблоко — это не овощ, яблоко растет на дереве, ручка — это письменная принадлежность;

3) Умозаключение — это форма рассуждения, в которой
новые знания выводятся из ранее установленных знаний.

Суждение 1: Все плоды растут на деревьях. Суждение 2: Яблоко растет на дереве. Вывод: Значит, яблоко — это фрукт, а не овощ.

Умозаключения играют важную роль не только в научных исследованиях, но и в профессиональной деятельности. Умение делать правильные, логические выводы является частью работы следователя.

Возможные и ложные умозаключения. Вывод является ложным, если одно из суждений не соответствует действительности.

Вот пример. Первое утверждение: все мужчины служат в армии. Второе утверждение: Иванов — мужчина. Вывод: поэтому Иванов пойдет в армию.

Существует два типа индуктивных и дедуктивных умозаключений. Индуктивная дедукция — это когда идея движется от частного к общему. Другими словами, от фактов к выводам. Пример индуктивного умозаключения: температура моего тела высокая, меня знобит, болит горло. Следовательно, я болен.

Формы мышления

Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражается в мышлении. Мышление — это активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, который осуществляется в ходе практики и на основе чувственных данных выявляет их закономерные связи и их выражение в системе абстракции (понятия, категории и т.д.).

Исходя из древней философской традиции, уходящей корнями в античность, можно выделить два основных уровня мышления — разум и понимание. Рассудок — это первый уровень мышления, на котором операции с абстракциями происходят в рамках фиксированной схемы, фиксированного шаблона, жесткой нормы. Это способность последовательно и четко рассуждать, правильно структурировать свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты.

Разум (диалектическое мышление) — высший уровень рационального познания, характеризующийся прежде всего творческим использованием абстракций и сознательным исследованием собственной природы (саморефлексия). Только на этом уровне мысль может постичь суть вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Последние, как и сами вещи, рассматриваются в их взаимосвязи, развитии, всесторонне и конкретно. Главная задача разума — объединить многообразное до степени синтеза противоположностей и выявить причины и движущие силы изучаемых явлений. Логика разума — это диалектика, представленная как учение о происхождении и развитии знания в единстве его содержания и формы.

Процесс развития мысли включает в себя взаимосвязь и взаимопереход разума и понимания. Наиболее характерной формой перехода от первого ко второму является трансгрессия сложившейся, сборной системы знаний на основе выдвижения новых — диалектических — базовых идей. Переход разума в понимание связан, прежде всего, с процессом формализации и перевода в относительно устойчивое состояние тех систем знаний, которые были получены на основе разума (диалектическое мышление).

Формы мышления (логические формы) — это способы отражения действительности с помощью взаимосвязанных абстракций, среди которых на первом месте стоят понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального познания, такие как гипотеза, теория и т.д.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Человеческая сущность от природы всегда стремилась к накоплению и приобретению все новых и новых знаний. Овладение секретами бытия является выражением наивысших устремлений творческой и креативной активности разумного сознания, которое составляет гордость человеческого мира.

За всю свою историю существования теория познания проходила очень тяжелый и тернистый путь, от примитивного и ограниченного познания, к более глубокому и всестороннему развитию и внедрению в существо окружающего мира.

На протяжении всей своей истории в теорию познания внедрялись огромное количество свойств, фактов, законов природы, жизни человека и общества, одна картина мира заменяла иную устаревшую. Развитие рационального знания возникало с развитием производственных параметров общества, с развитием художественного творчества и искусства.

Знание являет собою самую сложную систему, какая выступает в форме социальной памяти, ее сущность передается от поколения к поколению, от одной культуры к другой, от одного этноса к другому. Делается это посредством механизма социальной наследственности и, конечно же, культуры.

Теория познания

Теория познания являет собою общую теорию, которая уясняет саму природу познавательной функции человеческой деятельности. Это обозначение применяется вне зависимости от области искусства, науки, житейской практики, мировоззренческой позиции и т.д. Теория познания берет начало своего развития сразу же после возникновения философии еще в эпоху Античности.


Важно заметить некоторое разделение теории познания на несколько ответвлений. Теория познания гносеология означает узнавание и познание, в то время как эпистемологическая концепция характеризует умение и науку.

Готовые работы на аналогичную тему

В русском языке понятия знания и познания имеют два основных значения: Это добытый факт, определенная данность или информация, а во-вторых, это процесс добычи знания, узнавания в первом смысле.

Следует знать, что гносеология не может не затрагивать указанных сторон. В узком смысле понятие гносеологии скорее будет исследованием человеком природы существующего знания, нежели методов его добычи. Таким образом, гносеология равняется знанию о знании.

В современном мире философы все больше обращаются к дилемме процесса приобретения знания, его развития и приращения, а это предполагает использование и изучение достижений истории наук, данных когнитивной психологии, учет личностного фактора в познавательной деятельности.

Проблема познаваемости мира и философский скептицизм

Человеческий разум, поднимаясь по спирали познания, на каждом новом витке вновь и вновь пытается ответить на вопрос: как возможно познание, познаваем ли мир в принципе? Это не простой вопрос. В самом деле, Вселенная бесконечна, а человек конечен, и в границах его конечного опыта невозможно познание того, что бесконечно. Этот вопрос преследовал философскую мысль в самых разных формах. Вспомните слова Фауста По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Теория познания в произведении Гёте "Фауст" подробнее :

"Природа для меня загадка, Я на познании ставлю крест. В попытке ответить на него можно обозначить три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира".


Проблема взаимосвязи чувственного и рационального в познании и различные подходы к ее решению

На протяжении всей истории человеческого познания существовало два вида его интерпретации: рациональное и чувственное. Чувственное познание связано непосредственно и неразрывно с деятельностью всех человеческих органов чувств. Это эмпирическое познание. Теория рационального или логического познания подразумевает работу разума в абстрактно-понятийном мышлении человеческого разума.

К главным формам эмпирического познания необходимо отнести восприятия, представления и ощущения.

Логическое познание, или рациональное в своем большинстве сводится к единому понятийному всеобщему мышлению. Абстрактное мышление являет собою целенаправленное и обобщенное воспроизведение в отличном виде закономерных и существенных качеств, отношения и взаимосвязи вещей. Главные виды рационального познания характеризуются умозаключением, теорией, гипотезой и понятием.

Для философии познание человеком окружающего мира является одной из важнейших мировоззренческих проблем. Вопрос о том, по­знаваем ли мир и как относятся наши мысли о мире к нему самому, - это вопрос о возможности точного и полного отраже­ния окружающего мира в сознании человека, его сознательной и свободной ориентации и деятельности в этом мире.

Сущность познания заключается в активном и целенаправ­ленном поиске и получении человеком знаний, точных или же искаженных. В познавательной деятельности раскрываются творческие силы человека, его неисчерпаемая духовная энер­гия. Раздел философии, в котором рассматриваются общие проблемы познания, называется гносеологией, или теорией познания. Познание мира человеком изучают под собственным углом зрения и некоторые науки - логика, психология, кибер­нетика, социология.

В философии Нового времени в центр внимания выдвинулся вопрос о методе (способе) исследования и формах сущест­вования знания. В научном знании стали видеть важнейшее условие подчинения человеком природного мира своей практической власти и расширения своей свободы (Ф. Бэкон, Б. Спиноза). В гносеологии большое место занимала борьба рационализма (Р. Декарт) и сенсуализма (Д. Локк), по-разному трактовавших источники и природу знания, формы его суще­ствования.

Классический марксизм XIX века исходил из принципа гносеологического оптимизма, т.е. убежденности в прин­ципиальной познаваемости мира человеком. Марксизм рассматривает познание как особый вид духовной деятель­ности человека, глубоко социальный по своей сути. Познание тесно увязывается им с практикой человека и человечества. Полагается, что окружающий человека мир можно не только познать, но и практически преобразовать, привести его в соответствие со своим идеалом.

Познание в философии – это, в первую очередь, приобретенные знания человека о мире вокруг, о законах окружающего его мира. Кроме этого, познание в философии – это житейские знания, знания человека о самом себе.

Теория познания

Познание в философии

Познание в философии – это полученные человеком знаний об окружающем мире и самом себе. Тему изучали философы древней Греции и Рима, однако сам термин был введен лишь в 1854 г. шотландским профессором Дж. Феррером.

Субъект и объект познания

Элементами процесса постижения являются субъект и объект. Субъект — это тот, кто осуществляет процесс познания на практике. Объект – это то, на что направлено познавательная деятельность субъекта.

Например, человек, как индивид, является субъектом, а его внутреннее самосознание, которое он познает всю жизнь, является объектом.

Основные виды познания

Теоретическая структура познания, как предмета философии, состоит из видов постижения, добытых практическим путем, которые по определенным критериям были выделены в конкретные группы.

Формы познания

Основные виды познания:

Житейское - основано на наблюдении и кругозоре человека. Согласовано с жизненным опытом. Основу вида составляют здравый смысл. Житейский вид разный у каждого поколения, потому что на него влияет научный прогресс, развитие культуры.

Рациональное - строится на трех формах: понятие, суждение и в конце происходит умозаключение.

Интуитивное - структуру интуитивного познания составляет.

Интуиция при первом контакте с предметом - мгновенное чувство.

Интуиция, основанная на интеллектуальном аспекте.

Интуиция, полученная зрительным способом.

Древняя Греция и Древний Рим

Платон

Познание по Платону

Согласно Платону, все, что доступно для процесса постижения, можно разделить на две формы:

Чувственное восприятие, которое помогает на первом этапе познавать предметы, хоть и не всегда достоверно.

Познание с помощью ума – способ, помогающий узреть истину.

Эпикурейцы

Познание по Эпикуру

Филон Александрийский

Филон Александрийский считал, что конечным фактом нашего знания является то, что мы ничего не знаем. Согласно ему человек никогда не узнает настоящую истину.

Философия Филона Александрийского

Объект, который он подразумевает как истину, на самом деле лишь ее проблеск среди хаоса вероятностей.

Плотин

Плотин, как и Платон, считает, что познать истину можно двумя способами:

с помощью чувств;

при помощи умственных способностей.

Философия Плотина

Однако согласно Плотину, чувство нельзя считать первоначальным постижением, а все варианты умственного познания не могут привести к чему-то единому.

Каждый предмет – это Единое, и имеет Душу. Если постижения Души и Единого совпадают, то в конечном результате и происходит истинное постижение объекта.

Типы познания - их особенности и признаки

Типы классифицируют исходя из того, каким способом осуществляется истинное, по мнению каждого типа, постижение. Каждый из типов имеет свой набор черт, который отличает его от другой классификации.

Типы познания

Мифологическое

Мифологическое познание было одно из первых, еще при первобытном строе. Осуществлялось чувственным и зрительным путем.

Мифологическое познание

Для постижения характерны явления, при которых необъяснимые и сложные понятия представлялись в виде богов.

Религиозное

Согласно ему, объяснение истины мира делается на основе веры в сверхъестественные силы. Объект религиозного познания – это Бог.

Религиозное познание

Целью является не нахождение истинного лица и сущности Бога, а спасение души человека.

Научное

Постижение окружающего мира научным способом.

Научное познание

Сущность научного познания выражается в:

разделении действительности и ее понимании в прошлом, настоящем, будущем;

точном обобщении всех фактов;

том, что нет ничего случайного, все имеет значение.

Философское

Основной чертой является стремление найти смысл бытия и определить, какое место человек занимает в нем.

Философское познание

Предметом познания является весь мир вместе с человеком в этом мире. Субъекту важно, помимо постижения мира и места человека в нем, найти и создать их идеал.

Чувственное

Чувственное познание

Осуществляется с помощью чувств и выражается в трех основных формах:

ощущения (слуховые, вкусовые, зрительные и остальные ощущения);

восприятие (создается обобщенный образ объекта из ощущений);

представление (в воображении появляется образ на основе созданного из ощущений и воспринятого образа).

Моторное

Наиболее современный тип познания. Возник на основе наук: психологии, нейробиологии и нейрофизиологии. Постижение мира, согласно данному типу, происходит во время действия.

Моторное познание

Моторная система приравнивается к умственной обработке информации, полученной при познании объекта. Главная единица моторного типа - действие.

Заключение

Как и в древнем мире, современные философы и ученые пытаются найти и познать настоящую истину. Возможно ли человеку вообще ее познать?

На самом деле сущность изучения теоретической части познания в философии претерпела небольшие изменения, как и практическая часть.

Человечество продвинулось в научном плане, но эти функции не очень помогают постижению. Познание доступно только самому человеку.


Читайте также: