Сундучный промысел на урале кратко

Обновлено: 05.07.2024

Немного о том, как петровская индустриализация Среднего Урала породила местный кованный сундук и об одном старом сундуке с этой традиции.

В первой трети XVIII века местные медведи были явно в шоке. В неведомые лесные дебри, где еще жили вогулы, стояли немногие слободы государевых крестьян и таились незаконные староверческие скиты, вдруг понабежала куча народу да принялась рыть землю, строить плотины, возводить домны и подсобные мастерские, в общем заниматься разнообразной заводской деятельностью. Местные вздрогнули, побунтовали, получили по сопаткам от солдат и частично разбежались в более тихие места, частично стали привыкать жить рядом с заводами.
И хотя заводские работы были далеко не сахар, нахождение рядом с заводами имело и свои преимущества. Крестьяне забыли что такое баранта со стороны южных соседей: когда башкиры пошли в очередной раз бить и грабить казенных людей, В.Н. Татищев им быстро объяснил, что, хотя слово "геноцид" еще не выдумали, показать его в деле он вполне в состоянии, посжигал ряд деревень и особо буйных деятелей публично спалил заживо в самом Екатеринбурге. На демидовских же людей налетать охотников не было, потому как хоть Акинфий Никитич и не знал мудренных европейских традиций, но по части закапывания врагов был знатным специалистом. Так что под защитой заводов жить стало гораздо спокойней и безопасней.
А еще на заводах внезапно обнаружилась куча ништяков - от отличного металла до крайне полезных инструментов. Петр I внедрял в российский быт пилы для делания досок, на заводах появились и вододействующие лесопилки, так что доска из крайне дорогого продукта (раньше ж ее выделывали топорами) стала вполне доступным материалом. Активно создавались при заводах кузнечные и механические мастерские, на которых делали инструменты и нужную фурнитуру. При Петре же на демидовских заводах наладили производство кровельного железа и жести, причем такого хорошего качества, что демидовскую продукцию охотно покупали за границей.
Доступность досок, листового металла и фурнитуры привела к появлению нового промысла - изготовлению кованных сундуков - то есть сундуков, оббитых жестью и укрепленных железными полосами. Народу на заводах и в окрестностях быстро прибавлялось, достаток имелся, а сундук в хозяйстве того времени - нужнейшая вещь. Потребитель расхватывал кованные сундуки как горячие пирожки. В отличие от обычных чисто деревянных ларей кованные сундуки меньше страдали от мышей, лучше выдерживали переезды и грабительские посягательства на хозяйское добро. Сундучный промысел процветал в Невьянске, Нижнем Тагиле и Быньгах - вокруг старых демидовских заводов, где сильны были староверческие общины, где своим кустарям с завода металл отпускали по низким ценам. Знатоки разбирались какой сундук лучше, благо на выбор были изделия буквально сотен разновидностей по размерам, изготовлению, замкам, материалам, отделке и т.д. Богатые сундуки расписывали, создавая настоящие произведения искусства, рядовые сундуки украшали скромнее, обычно краской либо краской же в накатку (валиком с узором), позднее открыли секрет узоров по жести - "морозца", химической обработки поверхности металла, создающей прихотливый узор, подобный рисунку инея на оконном стекле зимой.
К концу XIX века сундучный промысел крепко стоял на ногах, уральские сундуки активно продавались далеко за пределы региона, очень их любили в Средней Азии, для покупателей оттуда даже стали делать особо украшенные сундуки - "бухарские". Обычные же сундуки были в каждом доме, да не по одному, чаще зеленые тагильские, которые особо ценились и выделялись. В то же время сундук начал восприниматься как нечто отсталое. Проклятый царизм с капитализмом дотянулись до рабочих поселков и деревень, так что если раньше народ на сундуках сидел, на сундуках спал и все ценное хранил именно в сундуках, то теперь сидеть хотели на венских стульях, спать на железной кровати, а хранить вещи в буфетах и шкафах.
Советская власть обеспечила сундучному промыслу второе дыхание. Миллионы людей остались без имущества, были вынуждены сменить место жительства и ютится в крайне плохих жилищных условиях. Поэтому забыв про мебель, которую неначто было купить, некуда было ставить и которую почти и не производили, народ вновь стал активно покупать сундуки, готовые к постоянным перемещениям и защищающие вещи от кражи или порчи. В Невьянске и Быньгах возникли артели по производству сундуков, где и возобновили свой старинный промысел еще дореволюционные умельцы. Во время войны в артелях делали снарядные ящики,а после вновь вернулись к производству сундуков. 1950-е годы - последнее десятилетие процветающего промысла, большинство все еще использующихся сундуков сделаны именно в этот период. Но спрос на сундуки неуклонно падал - для городских жителей сундук был чем то исключительно деревенским, его стеснялись держать в квартирах, благо в 50-е годы стали налаживать массовое производство мебели для населения. Неуклонно падало и качество изготовления сундуков. Ухудшилось качество металла, начали использовать сырую древесину, так как план и кто вообще доски годами сушить будет? Чай не при Демидовых, обойдется народец гнильем. Старые мастера умирали, профессия не была престижной, потому подготовка кадров не велась. Кризис был очевиден, и решили его просто - сундучное производство официально закрыть, артели сделать цехами мебельных предприятий. Так в начале 60-х годов промысел умер.
Но сундуки то еще живы и активно используются, спрос на них велик и цена хороших экземпляров тоже хороша. Причем покупают не только коллекционеры старого быта, но и простые люди - старые сундуки удобны и если уж прожили минимум полвека - значит сделаны на совесть.
Про уральские сундуки мало исследований, не знаю их хорошей типологии и разбора по времени и месту изготовления. В музеях все сундуки скопом датируют обычно XIX веком, даже заведомо послевоенные экземпляры. Если на сундуке не указано, когда и где его сделали - неясно как его точно датировать. Судить можно только по качеству материала, гвоздям, узору и то крайне примерно. В свое время выдумал теорию, что дореволюционные сундуки можно отличить от советских по использованию метрической системы, но обмер сундуков доказал ее полную несостоятельность. Мастера - сундучники тихо бунтовали против советов и использовали дюймые меры даже в 50-х гг.)
Сундуки всегда уважал, поэтому когда подарили старинный сундук (с помойки вестимо) - весьма обрадовался. Но он был в крайне плохом состоянии, так что долго лежал, выжидая когда соберусь с силами и начну его чинить. Сундук стоил потраченных усилий - он заметно старее чем два других имеющихся (примерно начало XX века, место изготовления явно Средний Урал), и имел интересную особенность - чеканку орнамента. Мастера в условиях конкуренции боролись за внимание покупателей и некоторое время модным было украшать сундуки чеканнным, а не прокатанным краской узором. От этого быстро отказались, когда на практике выявилось, что чеканка нарушает полуду жести и дает ход ржавчине. Так что сундуков с чеканным орнаментом найти непросто, их гораздо меньше, чем обычных крашенных. Несколько дней чистил ржавчину с металла, долго возился с дном и петлями - вот наконец то сегодня сделал)
Сундук длиной 79 см (31 дюйм), шириной 38 см (15 дюймов) и высотой 31 см (12,5 дюймов). Ножек не имел, хотя часто домашние сундуки делались с ними, чтобы дно не сырело.


Три боковины и верх забраны железом полностью. В гвоздях что дредноут в заклепках)

Обратим внимание что лист сплошной - на советских сундуках 50-х гг. иногда для экономии металл порезан на квадратики и положен между полосами.



Дно было совершенно гнилым, пришлось снять и выкинуть, новые доски смысла брать не было - когда просохнут, их и повести может, так что для дна взяты доски из полок и ящиков комода и шкафа 50-х гг. Из-за особенности добытого материала пришлось пойти на нарушение традиции - раньше дно составляли три доски по длине, теперь же набил короткие по ширине сундука.

С петлями пришлось повозиться. Был изначальный просчет изготовителя - для тяжелой крышки поставленные петли со штырем диаметром аж два миллиметра были слабоваты. Естественно одну петлю пришлось менять еще давным - давно, но все равно петли были в плохом состоянии, штыри выгнуты. Крышка больше держалась на металлическом языке по центру - но тут не выдержало дерево, расколовшееся в месте крепления языка.

При ремонте сундук пришлось разобрать и при сборке петли не выдержали и вышли на пенсию. Так что поставил новые помощнее и заделал повреждения. Задняя часть не была сплошь окована металлом, ее от мышей и грабителей защищала стена дома. Дно тоже не оковывалось, были только металлические ленты для стяжки, но сгнили и убраны.

Для сохранности добра предусматривались два замка.
Первый в самом сундуке. Были популярны музыкальные встроенные замки - при открытии молоточки начинали выстукивать мелодию, так что хозяева могли проснуться и объяснить грабителю, где раки зимуют. На этом сундуке замок простой, ключ не сохранился.

Второй замок был навесным - предусматривалась навесная петля. Родная не сохранилась, подобрал подходящую по размерам. Обратите внимание, что навесная железяка совершенно закрывает замочную скважину - нельзя заранее тишком подобрать ключ.

Сундук никогда не был окрашен. "Морозец" по жести если и был, то совершенно убит ржавчиной. Пришлось всю поверхность долго шкурить и вымачивать WD-40. С украшений теперь только орнаментированные полосы. Интересен вопрос - что означают орнаменты? Опознаются только традиционные ромбы, на боковине узоры кажутся бессмысленным набором знаков.

Но возможно мастер изображал некие абстрактные восточные письмена да узоры, завлекая татарских или среднеазиатских покупателей?

В любом случае сделан сундук с душой и теперь готов к использованию. Можно показывать гостям, приговаривая: "Читали про клад капитана Флинта? Не скажу куда делись пиастры, но сундук определенно тот самый!"


С конца марта по 22 июня коллектив Свердловского областного краеведческого музея работает удаленно – в отрыве от своих зданий, экспозиций и коллекций. Мы попросили сотрудников отделов истории и археологии рассказать о своих любимых предметах из собрания СОКМ – тех, что входят в сферу их научного интереса и по которым они особенно скучают.

Центрами сундучного ремесла в XIX веке стали город Неьянск и поселок Быньговский: здесь находились крупнейшие заводы. Сундуки и шкатулки делали из древесины сосны и кедра, богато отделывали железом и разновидностями жести: черненой, крашеной, печатной, чеканенной бронзированной и многими другими.

В невысоком рельефе выполнил растительный узор на сундучке 1787 года мастер М. М. Хмелев, работавший на Невьянском заводе Демидовых. В пышный растительный орнамент вплетены изображения птиц, зверей, дельфинов. Мастер наносил рисунок точками специальным тонким чеканом, з атем резцом соединял их в четкие линии. Этот прием часто использовали на заводах Демидова.

Другой способ чеканки, к которому нередко обращались уральские мастера, заключался в выбивании узора с внутренней стороны предмета. Гладкий полированный узор выделялся на зернистом фоне канфарения, декоративного приема, который выполнялся чеканом с концом в виде шила.

На Всероссийской кустарно-промышленной выставке в Санкт-Петербурге в 1902 году были представлены типичные изделия уральских сундучников: шкатулки, погребцы и сундучки мастерской О. А. Лаптева Нижне-Тагильского завода; шкатулки кустарей Невьянского завода; образцы сундуков различных размеров от 4 до 8 вершков длиной, изготавливаемых невьянскими сундучниками: сундук с передней стенкой, обитой жестью; сундук, кругом обитый жестью; сундук, обитый жестью с морозкой; сундук с передней стенкой, отделанной чеканкой; горка из пяти невьянских сундуков. Самыми богатыми были расписные сундуки Нижнего Тагила. На их стенках и крышке рисовали до восьми картинок с сюжетами, списанными с гравюр и литографий.

После Великой Отечественной войны в результате свертывания промкооперации артели Невьянского куста преобразовали в государственные фабрики и передали Минлегпрому. Это отразилось на их техническом оснащении: производство механизировалось, усовершенствовались методы обработки материалов, но зато участились жалобы на непрочность сундуков. Мастера старой школы видели корень зла в замене ручного труда машинным. Специалисты помоложе ссылались на слишком напряженные планы…

В наши дни сундуки, пожалуй, можно встретить лишь в домах соотечественников почтенного возраста, чаще всего бабушек и прабабушек. Лучшие из сохранившихся образцов экспонируются в центральных и местных музеях как неотъемлемая принадлежность быта ушедших поколений. Невьянские сундуки наглядно подтверждают вечную истину: подлинное мастерство, не разменивавшаяся на деньги рабочая гордость — самые точные критерии в оценке труда, не подвластные никакой моде.

Полный иллюстрированный материал об уральских сундуках доступен в презентации.

Декоративно-прикладное искусство Урала для детей старшего дошкольного возраста определяется как эстетическая, духовно-нравственная ценность (урало-сибирская роспись, нижнетагильские подносы, роспись по дереву, изделия из бересты, уральских самоцветов, каслинское литье и др.). Выбор вида искусства зависит от местных особенностей, наличия подлинных предметов этого искусства в детском саду. Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству Урала стимулирует творческое саморазвитие ребенка старшего дошкольного возраста в художественной деятельности по мотивам искусства, развивает эмоционально-чувственное восприятие произведений уральского декоративно-прикладного искусства в художественно-творческой деятельности, которая способствует творческому саморазвитию дошкольников.

Крестьянский быт на Урале имел свои особенности. Все в доме было приспособлено для ведения хозяйства, особенно изделия из дерева и металла, сделанные кустарным способом. Один из востребованных и популярных был сундук. Сундук как предмет крестьянского интерьера встречается в сказках, в художественных и классических произведениях. Как и где зародился сундучный промысел? Какова технология его изготовления? Где можно увидеть сундуки в наши дни? Об этом и пойдёт речь.

Прикреплённые файлы:

Детские сады на Урале выбирают современные стандарты в питании Более 76 детских садов в Нижнем Тагиле с апреля 2018 года перейдут на питание по системе аутсорсинг. Городские чиновники рассказали, что.

Презентация по ПДД Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении Самая незащищенная и уязвимая часть нашего населения.


Сычков Федот Васильевич. Собираются в гости. 1940

Сычков Федот Васильевич. Собираются в гости. 1940

Пукирев Василий Владимирович. Прием приданого по росписи

Пукирев Василий Владимирович. Прием приданого по росписи

Кустодиев Борис Михайлович. Сундучник. Из серии Русь. Русские типы. 1920

Кустодиев Борис Михайлович. Сундучник. Из серии Русь. Русские типы. 1920

Молодых Мария Станиславовна Бабушкин сундук

Молодых Мария Станиславовна Бабушкин сундук

Батюков Исаак Полиевктович. Разговор у сундука

Батюков Исаак Полиевктович. Разговор у сундука

Во время Великой Отечественной войны артели производили вместо сундуков ящики для снарядов, приклады и прочную оборонную деревянную продукцию.

В послевоенное время снова стали изготавливать сундуки в артелях Невьянска, сел Петрокаменское и Быньги. Сундуки по-прежнему шли нарасхват на Урале, а также в Сибири, районах Средней Азии и Закавказья. Но несмотря на механизацию производства, участились жалобы на плохое качество сундуков. Владельцы фамильных предприятий до революции и в первые годы НЭПа приобретали древесину хорошего качества, в то время как заводы, рассчитанные на массового потребителя, закупали любой лес. Также заменили естественную просушку досок на ускоренную, с помощью искусственного нагревания, а эластичное кровельное железо — на обычный листовой металл без каких-либо добавок из-за сокращения производства железа. Поэтому уральские сундуки не смогли продолжать соперничество с новомодной городской мебелью.

К концу 50-х годов производство сундуков на мебельных фабриках сошло на нет, но еще долгие годы эти замечательные предметы мебели хранились в деревенских и городских домах. Сейчас же их встретишь только в музее.

Читайте также: