Сундучный промысел на урале кратко
Обновлено: 05.07.2024
Немного о том, как петровская индустриализация Среднего Урала породила местный кованный сундук и об одном старом сундуке с этой традиции.
В первой трети XVIII века местные медведи были явно в шоке. В неведомые лесные дебри, где еще жили вогулы, стояли немногие слободы государевых крестьян и таились незаконные староверческие скиты, вдруг понабежала куча народу да принялась рыть землю, строить плотины, возводить домны и подсобные мастерские, в общем заниматься разнообразной заводской деятельностью. Местные вздрогнули, побунтовали, получили по сопаткам от солдат и частично разбежались в более тихие места, частично стали привыкать жить рядом с заводами.
И хотя заводские работы были далеко не сахар, нахождение рядом с заводами имело и свои преимущества. Крестьяне забыли что такое баранта со стороны южных соседей: когда башкиры пошли в очередной раз бить и грабить казенных людей, В.Н. Татищев им быстро объяснил, что, хотя слово "геноцид" еще не выдумали, показать его в деле он вполне в состоянии, посжигал ряд деревень и особо буйных деятелей публично спалил заживо в самом Екатеринбурге. На демидовских же людей налетать охотников не было, потому как хоть Акинфий Никитич и не знал мудренных европейских традиций, но по части закапывания врагов был знатным специалистом. Так что под защитой заводов жить стало гораздо спокойней и безопасней.
А еще на заводах внезапно обнаружилась куча ништяков - от отличного металла до крайне полезных инструментов. Петр I внедрял в российский быт пилы для делания досок, на заводах появились и вододействующие лесопилки, так что доска из крайне дорогого продукта (раньше ж ее выделывали топорами) стала вполне доступным материалом. Активно создавались при заводах кузнечные и механические мастерские, на которых делали инструменты и нужную фурнитуру. При Петре же на демидовских заводах наладили производство кровельного железа и жести, причем такого хорошего качества, что демидовскую продукцию охотно покупали за границей.
Доступность досок, листового металла и фурнитуры привела к появлению нового промысла - изготовлению кованных сундуков - то есть сундуков, оббитых жестью и укрепленных железными полосами. Народу на заводах и в окрестностях быстро прибавлялось, достаток имелся, а сундук в хозяйстве того времени - нужнейшая вещь. Потребитель расхватывал кованные сундуки как горячие пирожки. В отличие от обычных чисто деревянных ларей кованные сундуки меньше страдали от мышей, лучше выдерживали переезды и грабительские посягательства на хозяйское добро. Сундучный промысел процветал в Невьянске, Нижнем Тагиле и Быньгах - вокруг старых демидовских заводов, где сильны были староверческие общины, где своим кустарям с завода металл отпускали по низким ценам. Знатоки разбирались какой сундук лучше, благо на выбор были изделия буквально сотен разновидностей по размерам, изготовлению, замкам, материалам, отделке и т.д. Богатые сундуки расписывали, создавая настоящие произведения искусства, рядовые сундуки украшали скромнее, обычно краской либо краской же в накатку (валиком с узором), позднее открыли секрет узоров по жести - "морозца", химической обработки поверхности металла, создающей прихотливый узор, подобный рисунку инея на оконном стекле зимой.
К концу XIX века сундучный промысел крепко стоял на ногах, уральские сундуки активно продавались далеко за пределы региона, очень их любили в Средней Азии, для покупателей оттуда даже стали делать особо украшенные сундуки - "бухарские". Обычные же сундуки были в каждом доме, да не по одному, чаще зеленые тагильские, которые особо ценились и выделялись. В то же время сундук начал восприниматься как нечто отсталое. Проклятый царизм с капитализмом дотянулись до рабочих поселков и деревень, так что если раньше народ на сундуках сидел, на сундуках спал и все ценное хранил именно в сундуках, то теперь сидеть хотели на венских стульях, спать на железной кровати, а хранить вещи в буфетах и шкафах.
Советская власть обеспечила сундучному промыслу второе дыхание. Миллионы людей остались без имущества, были вынуждены сменить место жительства и ютится в крайне плохих жилищных условиях. Поэтому забыв про мебель, которую неначто было купить, некуда было ставить и которую почти и не производили, народ вновь стал активно покупать сундуки, готовые к постоянным перемещениям и защищающие вещи от кражи или порчи. В Невьянске и Быньгах возникли артели по производству сундуков, где и возобновили свой старинный промысел еще дореволюционные умельцы. Во время войны в артелях делали снарядные ящики,а после вновь вернулись к производству сундуков. 1950-е годы - последнее десятилетие процветающего промысла, большинство все еще использующихся сундуков сделаны именно в этот период. Но спрос на сундуки неуклонно падал - для городских жителей сундук был чем то исключительно деревенским, его стеснялись держать в квартирах, благо в 50-е годы стали налаживать массовое производство мебели для населения. Неуклонно падало и качество изготовления сундуков. Ухудшилось качество металла, начали использовать сырую древесину, так как план и кто вообще доски годами сушить будет? Чай не при Демидовых, обойдется народец гнильем. Старые мастера умирали, профессия не была престижной, потому подготовка кадров не велась. Кризис был очевиден, и решили его просто - сундучное производство официально закрыть, артели сделать цехами мебельных предприятий. Так в начале 60-х годов промысел умер.
Но сундуки то еще живы и активно используются, спрос на них велик и цена хороших экземпляров тоже хороша. Причем покупают не только коллекционеры старого быта, но и простые люди - старые сундуки удобны и если уж прожили минимум полвека - значит сделаны на совесть.
Про уральские сундуки мало исследований, не знаю их хорошей типологии и разбора по времени и месту изготовления. В музеях все сундуки скопом датируют обычно XIX веком, даже заведомо послевоенные экземпляры. Если на сундуке не указано, когда и где его сделали - неясно как его точно датировать. Судить можно только по качеству материала, гвоздям, узору и то крайне примерно. В свое время выдумал теорию, что дореволюционные сундуки можно отличить от советских по использованию метрической системы, но обмер сундуков доказал ее полную несостоятельность. Мастера - сундучники тихо бунтовали против советов и использовали дюймые меры даже в 50-х гг.)
Сундуки всегда уважал, поэтому когда подарили старинный сундук (с помойки вестимо) - весьма обрадовался. Но он был в крайне плохом состоянии, так что долго лежал, выжидая когда соберусь с силами и начну его чинить. Сундук стоил потраченных усилий - он заметно старее чем два других имеющихся (примерно начало XX века, место изготовления явно Средний Урал), и имел интересную особенность - чеканку орнамента. Мастера в условиях конкуренции боролись за внимание покупателей и некоторое время модным было украшать сундуки чеканнным, а не прокатанным краской узором. От этого быстро отказались, когда на практике выявилось, что чеканка нарушает полуду жести и дает ход ржавчине. Так что сундуков с чеканным орнаментом найти непросто, их гораздо меньше, чем обычных крашенных. Несколько дней чистил ржавчину с металла, долго возился с дном и петлями - вот наконец то сегодня сделал)
Сундук длиной 79 см (31 дюйм), шириной 38 см (15 дюймов) и высотой 31 см (12,5 дюймов). Ножек не имел, хотя часто домашние сундуки делались с ними, чтобы дно не сырело.
Три боковины и верх забраны железом полностью. В гвоздях что дредноут в заклепках)
Обратим внимание что лист сплошной - на советских сундуках 50-х гг. иногда для экономии металл порезан на квадратики и положен между полосами.
Дно было совершенно гнилым, пришлось снять и выкинуть, новые доски смысла брать не было - когда просохнут, их и повести может, так что для дна взяты доски из полок и ящиков комода и шкафа 50-х гг. Из-за особенности добытого материала пришлось пойти на нарушение традиции - раньше дно составляли три доски по длине, теперь же набил короткие по ширине сундука.
С петлями пришлось повозиться. Был изначальный просчет изготовителя - для тяжелой крышки поставленные петли со штырем диаметром аж два миллиметра были слабоваты. Естественно одну петлю пришлось менять еще давным - давно, но все равно петли были в плохом состоянии, штыри выгнуты. Крышка больше держалась на металлическом языке по центру - но тут не выдержало дерево, расколовшееся в месте крепления языка.
При ремонте сундук пришлось разобрать и при сборке петли не выдержали и вышли на пенсию. Так что поставил новые помощнее и заделал повреждения. Задняя часть не была сплошь окована металлом, ее от мышей и грабителей защищала стена дома. Дно тоже не оковывалось, были только металлические ленты для стяжки, но сгнили и убраны.
Для сохранности добра предусматривались два замка.
Первый в самом сундуке. Были популярны музыкальные встроенные замки - при открытии молоточки начинали выстукивать мелодию, так что хозяева могли проснуться и объяснить грабителю, где раки зимуют. На этом сундуке замок простой, ключ не сохранился.
Второй замок был навесным - предусматривалась навесная петля. Родная не сохранилась, подобрал подходящую по размерам. Обратите внимание, что навесная железяка совершенно закрывает замочную скважину - нельзя заранее тишком подобрать ключ.
Сундук никогда не был окрашен. "Морозец" по жести если и был, то совершенно убит ржавчиной. Пришлось всю поверхность долго шкурить и вымачивать WD-40. С украшений теперь только орнаментированные полосы. Интересен вопрос - что означают орнаменты? Опознаются только традиционные ромбы, на боковине узоры кажутся бессмысленным набором знаков.
Но возможно мастер изображал некие абстрактные восточные письмена да узоры, завлекая татарских или среднеазиатских покупателей?
В любом случае сделан сундук с душой и теперь готов к использованию. Можно показывать гостям, приговаривая: "Читали про клад капитана Флинта? Не скажу куда делись пиастры, но сундук определенно тот самый!"
С конца марта по 22 июня коллектив Свердловского областного краеведческого музея работает удаленно – в отрыве от своих зданий, экспозиций и коллекций. Мы попросили сотрудников отделов истории и археологии рассказать о своих любимых предметах из собрания СОКМ – тех, что входят в сферу их научного интереса и по которым они особенно скучают.
Центрами сундучного ремесла в XIX веке стали город Неьянск и поселок Быньговский: здесь находились крупнейшие заводы. Сундуки и шкатулки делали из древесины сосны и кедра, богато отделывали железом и разновидностями жести: черненой, крашеной, печатной, чеканенной бронзированной и многими другими.
В невысоком рельефе выполнил растительный узор на сундучке 1787 года мастер М. М. Хмелев, работавший на Невьянском заводе Демидовых. В пышный растительный орнамент вплетены изображения птиц, зверей, дельфинов. Мастер наносил рисунок точками специальным тонким чеканом, з атем резцом соединял их в четкие линии. Этот прием часто использовали на заводах Демидова.
Другой способ чеканки, к которому нередко обращались уральские мастера, заключался в выбивании узора с внутренней стороны предмета. Гладкий полированный узор выделялся на зернистом фоне канфарения, декоративного приема, который выполнялся чеканом с концом в виде шила.
На Всероссийской кустарно-промышленной выставке в Санкт-Петербурге в 1902 году были представлены типичные изделия уральских сундучников: шкатулки, погребцы и сундучки мастерской О. А. Лаптева Нижне-Тагильского завода; шкатулки кустарей Невьянского завода; образцы сундуков различных размеров от 4 до 8 вершков длиной, изготавливаемых невьянскими сундучниками: сундук с передней стенкой, обитой жестью; сундук, кругом обитый жестью; сундук, обитый жестью с морозкой; сундук с передней стенкой, отделанной чеканкой; горка из пяти невьянских сундуков. Самыми богатыми были расписные сундуки Нижнего Тагила. На их стенках и крышке рисовали до восьми картинок с сюжетами, списанными с гравюр и литографий.
После Великой Отечественной войны в результате свертывания промкооперации артели Невьянского куста преобразовали в государственные фабрики и передали Минлегпрому. Это отразилось на их техническом оснащении: производство механизировалось, усовершенствовались методы обработки материалов, но зато участились жалобы на непрочность сундуков. Мастера старой школы видели корень зла в замене ручного труда машинным. Специалисты помоложе ссылались на слишком напряженные планы…
В наши дни сундуки, пожалуй, можно встретить лишь в домах соотечественников почтенного возраста, чаще всего бабушек и прабабушек. Лучшие из сохранившихся образцов экспонируются в центральных и местных музеях как неотъемлемая принадлежность быта ушедших поколений. Невьянские сундуки наглядно подтверждают вечную истину: подлинное мастерство, не разменивавшаяся на деньги рабочая гордость — самые точные критерии в оценке труда, не подвластные никакой моде.
Полный иллюстрированный материал об уральских сундуках доступен в презентации.
Декоративно-прикладное искусство Урала для детей старшего дошкольного возраста определяется как эстетическая, духовно-нравственная ценность (урало-сибирская роспись, нижнетагильские подносы, роспись по дереву, изделия из бересты, уральских самоцветов, каслинское литье и др.). Выбор вида искусства зависит от местных особенностей, наличия подлинных предметов этого искусства в детском саду. Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству Урала стимулирует творческое саморазвитие ребенка старшего дошкольного возраста в художественной деятельности по мотивам искусства, развивает эмоционально-чувственное восприятие произведений уральского декоративно-прикладного искусства в художественно-творческой деятельности, которая способствует творческому саморазвитию дошкольников.
Крестьянский быт на Урале имел свои особенности. Все в доме было приспособлено для ведения хозяйства, особенно изделия из дерева и металла, сделанные кустарным способом. Один из востребованных и популярных был сундук. Сундук как предмет крестьянского интерьера встречается в сказках, в художественных и классических произведениях. Как и где зародился сундучный промысел? Какова технология его изготовления? Где можно увидеть сундуки в наши дни? Об этом и пойдёт речь.
Прикреплённые файлы:
Детские сады на Урале выбирают современные стандарты в питании Более 76 детских садов в Нижнем Тагиле с апреля 2018 года перейдут на питание по системе аутсорсинг. Городские чиновники рассказали, что.
Презентация по ПДД Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении Самая незащищенная и уязвимая часть нашего населения.
Сычков Федот Васильевич. Собираются в гости. 1940
Пукирев Василий Владимирович. Прием приданого по росписи
Кустодиев Борис Михайлович. Сундучник. Из серии Русь. Русские типы. 1920
Молодых Мария Станиславовна Бабушкин сундук
Батюков Исаак Полиевктович. Разговор у сундука
Во время Великой Отечественной войны артели производили вместо сундуков ящики для снарядов, приклады и прочную оборонную деревянную продукцию.
В послевоенное время снова стали изготавливать сундуки в артелях Невьянска, сел Петрокаменское и Быньги. Сундуки по-прежнему шли нарасхват на Урале, а также в Сибири, районах Средней Азии и Закавказья. Но несмотря на механизацию производства, участились жалобы на плохое качество сундуков. Владельцы фамильных предприятий до революции и в первые годы НЭПа приобретали древесину хорошего качества, в то время как заводы, рассчитанные на массового потребителя, закупали любой лес. Также заменили естественную просушку досок на ускоренную, с помощью искусственного нагревания, а эластичное кровельное железо — на обычный листовой металл без каких-либо добавок из-за сокращения производства железа. Поэтому уральские сундуки не смогли продолжать соперничество с новомодной городской мебелью.
К концу 50-х годов производство сундуков на мебельных фабриках сошло на нет, но еще долгие годы эти замечательные предметы мебели хранились в деревенских и городских домах. Сейчас же их встретишь только в музее.
Читайте также: