Сулейманов ахмад биография кратко

Обновлено: 08.07.2024

Народный поэт Чечено-Ингушской АССР, заслуженный учитель Чечено-Ингушской АССР, лауреат Государственной премии Чечни, член Союза писателей Чечено-Ингушетии и Союза писателей СССР.

Происхождение

Согласно писателю Х.-А. Берсанову, семья А. С. Сулейманова происходила из селения Тазбичи, здесь его предками когда-то была возведена родовая башня. Семья являлась достаточно богатой — её представители владели наделами земли, большим поголовьем скота, пастбищами и пасеками (имеется информация о 12 фамильных наделах земли). Х.-А. Берсанов дополнительно сообщал, что на этих землях предками А. С. Сулейманова нередко устраивались празднества и состязания, иногда с участием гостей из Дагестана и Грузии.

Родословная семьи известна до 23-го поколения — в семье имелось два тептара, один хранился в семейной библиотеке в доме в Алхазурово, другой в тайнике в грозненской квартире. После депортации чеченцев и ингушей 1944 года оба тептара утеряны.

Семья

В семье Сулеймана Муртазалиева, помимо сына Ахмада (родился 1 мая 1922 года), росли сыновья Темирбулат (умер в 30-е годы), Мутуш и дочь Кока. Дети имели разносторонние интересы и получили хорошее образование. Старший сын Темирбулат окончил Ростовский институт Дерева имени Евдокимова; второй сын Мутуш читал Коран с 7 лет, выучил арабский язык, был большим знатоком ислама; дочь Кока прекрасно играла на кехат-пондаре.

Образование

автор наиболее полного описания топонимики Чечни и Ингушетии, а также вайнахских этногрупп проживавших/проживающих на этой территории.

Ахма́д Сулейма́нович Сулейма́нов (чеч. Ахьмад Сулейманов ; 1 мая 1922, Алхазурово, Чечено-Ингушская АССР - 20 июня 1995, Алхазурово, Урус-Мартановский район, Чечня, Россия) - чеченский исследователь-краевед (кавказовед), педагог, народный поэт, переводчик, художник и музыкант. Известен как автор наиболее полного описания топонимики Чечни и Ингушетии, а также вайнахских этногрупп-обществ, проживавших/проживающих на этой территории. Народный поэт Чечено-Ингушской АССР, заслуженный учитель Чечено-Ингушской АССР, лауреат Государственной премии Чечни, член Союза писателей Чечено-Ингушетии и Союза писателей СССР.

  • Биография
  • Основной труд
    • Часть 1

    Родился в селе Алхазурово 1 мая 1922 года. Его родители были состоятельными людьми. Как человек толковый, умеющий ладить с людьми, отец Ахмада постоянно избирался сельским главой. В доме была большая библиотека. Сулейман дал детям возможность получить хорошее образование: старший сын Темирбулат окончил Ростовский институт дерева имени Евдокимова; второй сын Мутуш владел арабским языком, был большим знатоком ислама; дочь Кока прекрасно играла на гармони.

    Ахмад был очень любознательным, хорошо учился. В школе проявил способности к стихосложению, рисованию, музыке. После окончания школы работал инструктором Наркомпроса, секретарём райкома комсомола.

    23 февраля 1944 года депортирован. Окончил Семипалатинский педагогический институт. В годы учёбы начал интересоваться топонимией.

    После реабилитации чеченцев и ингушей вернулся на родину, стал директором школы в родном селе, преподавал чеченский и русский языки, литературу. Школы, которыми руководил Сулейманов, всегда становились образцовыми. Он стремился не только дать ученикам знания, но и сделать их достойными представителями своего народа, привить им любовь к родному языку и литературе. Часто вывозил учащихся в исторические места республики, знакомил их с событиями, которые там происходили, читал им различные литературные произведения. Один из его учеников, Муса Бексултанов, впоследствии стал известным чеченским писателем и первую книгу посвятил своему учителю.

    В произведениях Сулейманов не скрывал тревоги за национальные традиции - этого в те годы было достаточно, чтобы получить ярлык националиста, поэтому его книги с трудом пробивались в печать, а в школы, в которых он работал, часто наведывались комиссии.

    Сулейманов был мудрым, высоконравственным человеком. Это был большой педагог и поэт. Он хорошо знал жизнь народа, народные обычаи, обряды, старинные легенды, пословицы и поговорки. Он хорошо владел родным языком и красиво говорил на нём. Если бы я знал столько, сколько знал он, я бы свои книги написал в раз лучше, чем они написаны.

    В молодости зарекомендовал себя способным художником. Его работы экспонировались на всесоюзных выставках ещё до Великой Отечественной войны. Во время депортации погибли почти все созданные им к тому времени произведения. Та же участь снова постигла написанные им картины во время Первой чеченской войны.

    Виртуозно играл на дечиг-пондуре, исполнял илли - эпические песни и легенды. Прекрасно играл на пианино. В свою бытность директором школы сочинил несколько песен для детей.

    Я руководил промышленным предприятием. Несмотря на огромную занятость, по возможности, Ахмад приезжал к нам на предприятие и рассказывал собравшимся о поэзии, нравственности и культуре чеченцев. Я эти встречи организовывал специально, чтобы люди видели, что кроме бытовой рутины, есть другой мир, другие люди - люди, светлые душой, излучающие доброту и духовные знания, носители прекрасной культуры своего народа.

    Исторические области/местности (или просто селения) вайнахских обществ и собственно общества им соответствующие (тукхумы, тайпы, гары или некъи), топонимика которых описана в первой части: Малхиста (малхистинцы), Кей (кейцы), Терла (терлоевцы), Дишни (дишнийцы), Чуо (чуойцы), Мулка (мулкойцы), Майста (майстинцы), Хильдеха (хильдехаройцы), Хачара (хачаройцы), Чаьнта (чантийцы), Зумса (зумсойцы), Чиннах (чиннахойцы), Гучан-Кхелли (гучан-кхаллойцы), Нихала (нихалойцы), Шуьйта (шотойцы), Сербала (сербалойцы), Сандаха (сандахойцы), Кесала (кесалойцы), Шикара (шикаройцы), Шара (шаройцы), Цеса (цесойцы), Дай (дайцы), Хуланда (Хуландойцы).

    В июле 2013 года в его родном селе в память о Сулейманове создан литературно-мемориальный музей. Директором музея является его дочь Совдат.

    В декабре того же года на стене дома, в котором в 1971-1995 годах жил и работал Сулейманов, установлена мемориальная доска.

    Сулейманов Ахмад Сулейманович

    Народный поэт Чечено-Ингушской АССР, заслуженный учитель Чечено-Ингушской АССР, лауреат Государственной премии Чечни, член Союза писателей Чечено-Ингушетии и Союза писателей СССР.

    Происхождение

    Согласно писателю Х.-А. Берсанову, семья А. С. Сулейманова происходила из селения Тазбичи, здесь его предками когда-то была возведена родовая башня. Семья являлась достаточно богатой — её представители владели наделами земли, большим поголовьем скота, пастбищами и пасеками (имеется информация о 12 фамильных наделах земли). Х.-А. Берсанов дополнительно сообщал, что на этих землях предками А. С. Сулейманова нередко устраивались празднества и состязания, иногда с участием гостей из Дагестана и Грузии.

    Родословная семьи известна до 23-го поколения — в семье имелось два тептара, один хранился в семейной библиотеке в доме в Алхазурово, другой в тайнике в грозненской квартире. После депортации чеченцев и ингушей 1944 года оба тептара утеряны.

    Семья

    В семье Сулеймана Муртазалиева, помимо сына Ахмада (родился 1 мая 1922 года), росли сыновья Темирбулат (умер в 30-е годы), Мутуш и дочь Кока. Дети имели разносторонние интересы и получили хорошее образование. Старший сын Темирбулат окончил Ростовский институт Дерева имени Евдокимова; второй сын Мутуш читал Коран с 7 лет, выучил арабский язык, был большим знатоком ислама; дочь Кока прекрасно играла на кехат-пондаре.

    Образование

    Депортация

    По мнению Х.-А. Берсанова семье А. С. Сулейманова повезло: они все доехали живы и здоровы, а на месте поселения не умерли от голода. Помимо взрослых, в тот период в семье было много детей — на попечении среднего брата Мутуша оказалось четверо детей ранее умершего старшего брата Темирбулата. Немного обеспечить всю семью помогло знание ислама Мутуша, который, благодаря этому, был благосклонно принят некоторыми представителями местного населения. Казахи часто приглашали его читать Коран на свои религиозные собрания, иногда он читал на мавлид. В благодарность Мутушу дарили продукты, которыми он делился с родственниками и земляками. Также выручил семью золотой пояс сестры Коки — часть национального костюма (чеч. гӏабли), который она смогла провезти с собой. Как только появилась возможность, А. С. Сулейманов вернулся домой в Алхазурово, бросив в Казахстане недостроенный дом.

    Основной труд


    Другая творческая деятельность

    После реабилитации чеченцев и ингушей вернулся на родину, стал директором школы в родном селе, преподавал чеченский и русский языки, литературу. Школы, которыми руководил Сулейманов, всегда становились образцовыми. Он стремился не только дать ученикам знания, но и сделать их достойными представителями своего народа, привить им любовь к родному языку и литературе. Часто вывозил учащихся в исторические места республики, знакомил их с событиями, которые там происходили, читал им различные литературные произведения. Один из его учеников, Муса Бексултанов, впоследствии стал известным чеченским писателем и первую книгу посвятил своему учителю.

    В произведениях Сулейманов не скрывал тревоги за национальные традиции — этого в те годы было достаточно, чтобы получить ярлык националиста, поэтому его книги с трудом пробивались в печать, а в школы, в которых он работал, часто наведывались комиссии.

    Сулейманов-переводчик

    Сулейманов-художник

    А. С. Сулейманов в молодости зарекомендовал себя способным художником. Он писал портреты, среди которых портрет героя гражданской войны А. Д. Шерипова. Работы молодого художника экспонировались в Ростове-на-Дону на различных выставках ещё до Великой Отечественной войны. Однако, во время депортации чеченцев и ингушей 1944 года пропали все созданные А. С. Сулеймановым картины, хранившиеся в Чечено-Ингушском краеведческом музее. Та же участь снова постигла написанные им картины во время Первой чеченской войны.

    Сулейманов-музыкант

    По воспоминаниям А. А. Айдамирова, А. С. Сулейманов виртуозно играл на дечиг пондаре, исполняя илли — эпические песни и легенды. Также он прекрасно играл на пианино, а в бытность свою директором школы, сочинил несколько песен для детей.


    «Что значит къонах, ты спросил, и какова ему цена?

    И я сказал тебе в ответ под гул торжественного пира,

    Что къонах - это славный муж, чья жизнь другим посвящена,

    Поэмы и стихотворения А. Сулейманова легли в основу нескольких спектаклей, поставленных Чечено-Ингушским государственным драматическим театром. Вклад А.Сулейманова в театральную жизнь Чечни – это и постановки пьес русских авторов, переведенных им на чеченский язык.

    Главным делом всей жизни А. Сулейманова, заслуженного учителя республики, была педагогическая деятельность. Он преподавал чеченский и русский язык и литературу, работал директором школ, которые всегда являлись образцовыми. Он – автор и составитель нескольких учебников по чеченской литературе для старших классов.

    Педагогическое, поэтическое, научное творчество Ахмада Сулейманова – неоценимый вклад в культуру чеченского народа.

    Читайте также: