Духовные искания война и мир кратко

Обновлено: 04.07.2024

Духовные искания - это нравственный путь, который человек проходит в процессе формирования личности.

Духовные искания А. Болконского

Лучшие герои Л. Н. Толстого не останавливаются в развитии, проходят сложный путь духовных поисков, падая, ошибаясь, меняя приоритеты, но несмотря ни на что продолжают искать свое предназначение.

Жизненный путь князя Андрея Болконского формируется из сложных поисков смысла жизни, разочарований, смены приоритетов, ценностей, надежд, побед. Впервые читатель сталкивается с князем в салоне Анны Шерер. Болконский уже тогда чувствует разочарование в пустой светской жизни, презирает никчемные светские беседы. Кумиром Болконского в этот период является Наполеон. Андрей накануне сражения под Аустерлицем признается себе, что хочет стать известным, ищет славы, как у французского императора. Во время битвы князь совершает подвиг. Когда же он раненый падает и, теряя сознание, видит над собой бесконечное, вечное, прекрасное небо, понимает всю бессмысленность гибели людей на войне и мелочность своего кумира. Теперь Наполеон кажется Болконскому ничтожным и маленьким.

Первый этап духовных исканий Болконского заканчивается разочарованием.

После этого князь решает, что лучше всего жить для себя, для своей семьи, заниматься воспитанием маленького сына, оставшегося без матери. Духовные поиски Болконского претерпевают изменения. Андрей не может избавиться от чувства вины перед женой за свое равнодушие. Князь чувствует разочарованность и подавленность.

Важным этапом на пути духовных поисков Андрея Болконского становится разговор с Безуховым. Князь сделал много полезного в имении Богучары – построил школы, больницы, улучшил жизнь крестьян, однако все равно он пока не видит смысла жизни. Пьер его убеждает, что нужно верить и любить. Итогом духовных поисков князя на этом этапе становится поездка в Отрадное, где он убеждается в правоте Пьера. Зазеленевший дуб становится для Андрея символом возрождения.

Так путь духовных исканий Болконского делает новый поворот. Андрей служит в Петербурге, участвует в реформах Сперанского. Но очень скоро героя снова постигает разочарование. Князь понимает, что Сперанский далек от нужд народа, увлечен больше самолюбованием.

Готовые работы на аналогичную тему

К жизни Болконского пробудила любовь к Наташе. Именно в ней он находит идеал непосредственности, внутренней красоты, искренности. Но предательство Наташи, ее попытка бегства с Курагиным становится для князя сильным ударом. Разочарование в Наташе и жажда мести Анатолю мучают его.

После потери отца Болконский считает своим долгом быть на поле сражения. Во время Бородинской битвы он получает тяжелое ранение. Наташа ухаживает за раненым Болконским. Заключительный этап духовных поисков князя приходится на дни мучительных страданий от ран. Именно в это время он чувствует в сердце истинную христианскую любовь к людям, прощает Наташу и Курагина. Андрей постигает истину любви и понимает, что его жизнь прошла не зря.

Путь духовных поисков Пьера Безухова

Пьер Безухов является одним из любимых героев Л. Н. Толстого. Как и остальные герои, Пьер проходит свой путь духовных поисков, полный ошибок и проб. Впервые читатель знакомится с ним в салоне Анны Шерер. В этот момент Пьер представляется безвольным молодым человеком, нуждающимся в чем-либо руководстве и потому попадает под разные влияния – князя Болконского, Анатоля Курагина, князя Василия. Он не сразу понимает человеческую ничтожность Анатоля и Элен. Но Пьер чужд светского общества. Читателя этот герой покоряет силой интеллекта и бескомпромиссностью нравственных поисков. Искренние стремления Безухова усиливает встреча с масоном Бездеевым. Пьер радостно принимает масонство, так как он оказался в духовном тупике и не может для себя разрешить вопрос, что такое добро и что такое зло.

Именно в масонах он видит тех, кто способен ответить на эти вопросы и кто может установить твердые жизненные принципы. Правда для Безухова заключается в нравственном очищении. И именно оно необходимо герою. Этими представления Безухов делится с князем Андреем.

Переломным этапом жизни героя является его пребывание в плену и знакомство с Каратаевым. Общением с пожилым солдатом помогает Безухову прийти к цельности, простоте, согласию с самим собой. Наконец ему удается обрести спокойствие, к которому он так стремился. Он понимает, что человек создает для счастья и это счастье в нем самом. Пьер искал смысл жизни во многих вещах:

  • в филантропии;
  • в светской жизни;
  • в масонстве;
  • в вине;
  • в подвиге самопожертвования;
  • в любви.

Однако все эти поиски оказались тщетными.

Напряженный поиск смысла жизни, благородство, истинный патриотизм, естественность, честность, стремление к самоусовершенствованию делают Безухова одним из лучших людей того времени.

Духовные поиски Наташи Ростовой

Наташа Ростова является главным воплощением женщины в романе Толстого. На протяжении всего повествования Наташа находится в поиске своего настоящего счастья. Она ищет духовное прозрение, при этом не задумываясь над смыслом жизни, так как он для нее на протяжении жизни меняется. Подобная духовная эволюция, по мнению писателя, является одним и главных критериев человеческой воспитанности и нравственности.

По словам автора, Наташа Ростова является своеобразным идеалом семейного счастья. Она считала, что жизнь состоит только из праздника, а люди всегда находятся в гармонии с собой и миром. Наташа любит помогать другим.

Читатель наблюдает за формированием женского образа. По мнению Л. Н. Толстого, главное предназначение женщины состоит в том, чтобы стать лучшей матерью.

Наташа своим примером показывает, что нужно жить, радоваться жизни, не задумываясь об итоге, приносить радость и создавать вокруг себя доброту и тепло. Душа героини не сломлена никакими тяготами. Она намного сильнее завистливых, злых людей. А ее искренние чувства заставляют окружающих анализировать свои поступки.

На протяжении всего романа Наташа Ростова занимается самосовершенствованием, меняется, совершает ошибки и платит за них. Она не просто взрослеет, а преображается в совершенно другой образ – образ настоящей русской женщины, жены и матери.

Путь к себе Андрея Болконского

Андрей Болконский богат, хорош собой, женат на очаровательной женщине. Что заставляет его бросить успешную карьеру и спокойную обеспеченную жизнь? Болконский пытается найти своё предназначение.

Болконский вновь стремится быть полезным не только своей семье, но и Отечеству. Занятия государственными делами ненадолго увлекают героя. Встреча с Наташей Ростовой открывает глаза на фальшивую натуру Сперанского. Смыслом жизни становится любовь к Наташе. Снова мечты, снова планы и снова разочарование. Фамильная гордость не позволила князю Андрею простить роковую ошибку своей будущей жены. Расстроилась свадьба, развеялись надежды на счастье.

Вновь Болконский поселяется в Богучарове, решив заняться воспитанием сына и обустройством своего имения. Отечественная война 1812 года пробудила в герое лучшие его качества. Любовь к Родине и ненависть к захватчикам заставляют вернуться на службу и посвятить свою жизнь Отечеству.

Найдя истинный смысл своего существования, главный герой становится другим человеком. В его душе больше нет места тщеславным помыслам и эгоизму.

Простое счастье Пьера Безухова

Путь исканий Болконского и Безухова описывается на протяжении всего романа. Автор не сразу приводит героев к заветной цели. Непросто обретение счастья далось и Пьеру.

Молодой граф Безухов, в отличие от своего друга, в поступках руководствуется велением сердца.

В первых главах произведения перед нами наивный, добрый, легкомысленный молодой человек. Слабохарактерность и доверчивость делают Пьера уязвимым, заставляют совершать необдуманные поступки.

Пьер Безухов, подобно Андрею Болконскому, мечтает о будущем, восхищается Наполеоном, пытается найти свою жизненную дорогу. Путём проб и ошибок герой добивается желанной цели.

Перелом для Пьера Безухова наступает с началом Отечественной войны. Он так же, как и князь Болконский воодушевляется патриотическими идеями. На свои деньги формирует полк, находится на передовой во время Бородинского сражения.

Разобравшись в себе, Пьер Безухов стал лучше понимать окружающих. Он безошибочно выбирает правильный путь, обретает настоящую любовь и семью.

Общая цель

Автор уверен, именно это качество князя часто становится причиной его разочарований. Духовный кризис Андрея Болконского спровоцирован неоправданными надеждами. Он чрезмерно погружается в чувства, но не получает должной отдачи. Это касается окружающих людей, любовных отношений, гражданского долга, собственных целей. Персонаж стремится понять смысл своего существования. Его жизненный путь начался с тщеславия, гордыни, с годами эти качества сменились всепрощением, любовью, добротой.

Духовные искания Андрея Болконского – кратко

За свою жизнь князь побывал на нескольких войнах. Ключевую роль в становлении его принципов сыграло ранение в 1805 году. В надежде на славу герой обогнал свой отряд, прорвался в эпицентр боя, но сразу был ранен. После этого Болконский впервые задумался о значимости жизни, неба, семьи.

Духовные искания Андрея Болконского

Можно выделить следующие этапы духовных исканий Андрея Болконского:

  • Восхищение Наполеоном. Полководец для князя – гений, сверхчеловек;
  • Кризисное восприятие действительности после ранения 1805 года;
  • Появление сына, гибель супруги, принятие решения жить во благо семьи;
  • Общение с Безуховым;
  • Посещение Отрадного, встреча с Ростовой;
  • Государственная деятельность, влюбленность в Ростову;
  • Расставание с Наташей, душевные терзания;
  • Осознание силы, значимости народа в Бородино;
  • Обретение гармонии с миром перед смертью, прощение, любовь.

Разочарование героя становится глубоким экзистенциальным кризисом. Радостные настроения не продолжительные. Герой умирает от ранения на войне, обретая спокойствие.

Духовные искания Андрея Болконского – таблица

Выстроить путь духовных исканий князя поможет последовательность таблицы:

Духовный кризис Болконского

Герой постоянно пребывает в размышлениях о жизни. Первый переломный момент для него – битва под Аустерлицем. Травма была несерьезная, но она заставила Андрея о многом задуматься. Он переосмыслил свое отношение к Бонапарту, открыл иные ценности.

Индивидуалистические идеалы разрушаются, это приводит к духовному кризису героя. Все, во что он верил, к чему стремился, оказалось неважным. Болконский находит альтернативные ценностные ориентиры – семью. Но его супруга умирает, подарив князю маленького Николая. Сын становится центром вселенной для персонажа.

В чем заключаются духовные искания князя

Князь Андрей, как и сам Лев Толстой, поглощен поиском смысла жизни и находится в постоянных сомнениях, не позволяя себе остановиться на чем-то. Для Толстого эта способность сомневаться в своих собственных суждениях является ключевой. Она неизменно приводит к разочарованиям. Путь Болконского — постижение смысла жизни через разочарования во всем: в долге, в любви, в людях, в самом себе и своих стремлениях.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Изменение взглядов на жизнь Андрея Болконского

Этот процесс можно разделить на несколько этапов.

Первоначальный образ мышления князя Болконского

Вместе с тем, ему присущи глубокое чувство долга перед своим Отечеством и заинтересованность в общем деле — ходе и результатах войны с Наполеоном. Поэтому он ответственно относится к службе и своему полку, простые солдаты уважают и даже любят его. Но это чувство чести, долга и ответственности, а не любовь к людям мотивируют его так себя проявлять.

Князь жаждет подвига, который прославил бы его. Например, когда князь Андрей возвращается от австрийцев, он знает о поражении русских. Однако едет с чувством, что ему предстоит спасти свою армию.

На этом этапе герой самолюбивый, тщеславный и честолюбивый, но умный и во всех отношениях положительный. Князь уверен, что все в жизни зависит от человека, и все ему по плечу, если искренне и ответственно относиться к своему делу.

Сражение под Аустерлицем

Уединение Болконского в имении, время с семьей

Рождение сына и смерть в родах его жены еще больше убеждают Болконского в роли судьбы. И еще больше разочаровывают. Столкнувшись с таинствами рождения и смерти, которыми он не мог управлять, он полностью пересматривает свои взгляды, уходит со службы, поселяется в своем имении и какое-то время занимается только воспитанием сына и делами имения. Князь называет это богатством мирной жизни. И на этом этапе впервые чувствует свою вину перед умершей женой, которой пренебрегал, с которой так и не смог при ее жизни разделить это богатство.

На данном этапе его точка зрения о смысле жизни проявляется в разговоре с навестившим его Пьером Безуховым. Они говорят о христианском взгляде на жизнь. О христианской любви. Но князь считает, что жизнь ради других разочаровала его во время службы, а теперь он счастлив, живя, как он считает, только для себя. На вопрос Пьера о семье (сыне, сестре, отце) князь отвечает, что они — не другие, они — это он сам. Таким образом, снова ставится под сомнение идея жизни только ради себя. Ведь при убеждении, что живет именно так, князь отпустил крепостных, открыл школы в своей деревне и сделал еще много хорошего для простых людей и дворян. Снова самолюбивые убеждения князя не сходятся с его же собственными делами. Он все еще горд. И все еще от этого страдает. И однозначного ответа о смысле жизни и месте в ней человека в этой части все еще нет.

Паром, Отрадное и встреча с дубом

Встреча с Пьером оживила князя. Он снова смог увидеть то вечное, от чего отгородился, закрывшись один в имении в плену своей гордыни.

Поездка в Отрадное вновь соединила его с внешним миром, и ему захотелось взаимодействовать с ним снова.

Встреча с дубом стала для героя образом-воплощением возрождения надежды на светлое, на жизнь, веру и любовь. Князь Андрей понял: нужно продолжать жить, двигаться вперед. Болконский с обновленным мышлением вновь выходит на службу и параллельно встречает Наташу Ростову.

Возвращение на службу, встреча и отношения с Наташей Ростовой

Андрей встречает Наташу Ростову. Его взгляды снова меняются: только что он вышел на службу и, по старой памяти, увидел кумира в своем начальнике — Сперанском. Наташа помогла ему понять, что он чуть не встал на старые рельсы гордости и честолюбия. Благодаря ей он понял, что в политике Сперанского больше слов, чем дела, и отошел от него. Но противоречий становится еще больше. Живость Наташи волнует его, любовь к ней нарастает, заставляет делить жизнь на две части: ту, что касается ее, он классифицирует как светлую, счастливую, а ту, что от нее отделена, называет тьмой. Он между двух огней, истина как будто ускользает от него все дальше. Снова вмешиваются внезапные события, которые князь не может контролировать, которые вновь несут ему разочарование: Наташа вдруг изменяет ему с Анатолием Курагиным. Эгоизм затмевает весь принесенный Ростовой свет. Болконский не может простить Наташу и хочет отомстить Анатолию. Это становится на какое-то время смыслом его жизни.

Война 1812 года, Бородино

Мотивы князя уже не те, что в начале произведения. Патриотизм и честолюбие заменяет жажда мести. Цель его — найти и убить Курагина. Полк князя в резерве, но люди гибнут от бомбежек. Благодаря этому Болконский начинает испытывать любовь к своей жизни и ценить человека в целом: от маршала до простого солдата. Но тут же сам получает смертельные ранения и попадает в госпиталь, где находит своего врага Курагина без ноги. Здесь, наконец, Андрей Болконский, сам находясь при смерти, чувствует христианскую любовь по отношению к тому, кого еще вчера ненавидел, и прощает его. Это переломный момент в духовных исканиях героя. Он постиг любовь, доброту и прощение.

Последняя встреча с Наташей

Князь Андрей снова переживает прощает и ее, испытывает горечь от разрыва с ней.

Последний сон Болконского

Эпизод с осмыслением смерти как пробуждения. Страх смерти из-за чувства вины перед умершей женой трансформируется у героя в радостное ожидание новой встречи с ней и надежду загладить вину в следующей жизни, после смерти. Он умирает, но умирает счастливым, просветленным. Он нашел свой смысл. Смерть стала открытием истины для князя — истины о Боге, вечности и любви. Он получил утешение, надежду и ответ на свой главный вопрос. Поэтому и прощание с ним героев светлое. В сцене смерти князя вообще нет ничего разочаровывающего, в отличие от всех других эпизодов его жизни в романе.

В этой части романа Толстой также дает читателю понять свое отношение к такому преобразованию ума одного из своих любимых персонажей: самолюбивому и одинокому герою, пусть даже очень умному и во всех отношениях положительному, не принести пользы этому миру.

Описание пути с цитатами из текста

Этап 1. Первоначальный образ мышления князя Болконского.

Андрей — внешне скептичен и замкнут, внутреннее — жадно ищет своим внутренним качествам достойного применения.

Ты всем хорош, Аndrе, но в тебе есть какая-то гордость мысли.

. он так всеми силами души искал одного: быть вполне хорошим.

Он сочувствует идеям Наполеона и Цезаря. Поглощен высшими целями.

Ты говоришь, Бонапарте; но Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к своей цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели, — и он достиг ее. Но свяжи себя с женщиной — и, как скованный колодник, теряешь всякую свободу.

Цитата (об Андрее)

. имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производил на других и занятого делом приятным и интересным.

Несмотря на свою жажду славы, Болконский — настоящий патриот своего Отечества, искренне считает заботу о нем своей личной ответственностью, даже долгом.

Да ты пойми, что мы — или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела.

Цитата (князь на службе у Сперанского)

Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли “наш князь”, им гордились и его любили.

Этап 2. Сражение под Аустерлицем.

Перелом во взглядах героя: жажада славы — суета перед вечностью.

Цитата (из монолога Болконского)

Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал. не так, как мы бежали, кричали и дрались. Совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу.

Этап 3. Уединение в имении, время с семьей.

Цитата (из диалога с Пьером при его посещении Болконского, том 2)

. говорил князь Андрей, видимо желая высказать Пьеру свой новый взгляд на вещи. Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: это угрызение совести и болезнь. И единственное благо есть отсутствие этих зол. Жить для себя, избегая только этих двух зол: вот вся моя мудрость теперь.

Цитата (из того же диалога)

— Да как же жить для одного себя? — разгорячаясь спросил Пьер. — А сын, а сестра, а отец?

— Да это все тот же я, это не другие, – сказал князь Андрей, а другие, ближние, это главный источник заблуждения и зла. Ближние — это те, твои киевские мужики, которым ты хочешь сделать добро. — . надо стараться сделать свою жизнь как можно более приятной. Я живу и в этом не виноват, стало быть надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти.

Глаза его лихорадочно блестели в то время, как он старался доказать Пьеру, что никогда в его поступке не было желания добра ближнему.

Этап 4. Паром, Отрадное и встреча с дубом.

Из разговора с Пьером на пароме. Итог.

Надо жить, надо любить, надо верить.

Первая встреча с дубом — по дороге в Отрадное.

Вторая встреча с дубом — по дороге из Отрадного.

Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их.

Этап 5. Выход на службу и встреча и отношения с Наташей Ростовой.

Служба у Сперанского, старые мотивы честолюбия.

Я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это.

Этап 6. Война 1812 года. Бородино.

Мысли раненого князя.

Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию. И чем больше он проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая без любви стоит между жизнью и смертью.

Этап 7. Прощание с Наташей.

Любовь? Что такое любовь? — думал он. — Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть — значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику.

Этап 8. Последний сон Болконского.

Смерть — пробуждение к жизни.

. князь Андрей умер. Но в то же мгновение, как он умер, князь Андрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собою усилие, проснулся.

С этого дня началось для князя Андрея вместе с пробуждением от сна — пробуждение от жизни. Ничего не было страшного и резкого в этом, относительно-медленном, пробуждении.

. он испытывал сознание отчужденности от всего земного и радостной легкости бытия.

Читайте также: