Судебные органы в исполнительном производстве кратко

Обновлено: 08.07.2024

Вступивший в законную силу (а в случаях обращения к немед­ленному исполнению — и не вступивший в законную силу) судеб­ный акт должен быть исполнен обязанным лицом — должником. Если судебный акт не исполняется добровольно, лицо, в пользу которого он вынесен, вправе обратиться в суд с заявлением о вы­даче исполнительного документа на принудительное исполнение. Принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов осуществляется в порядке исполнительного производства.

Исполнительное производство является составной частью ме­ханизма защиты гражданского права и заключительным этапом (стадией) его реализации. Оно имеет цель, субъектный состав, объект, содержание, основания возбуждения и завершения.

Исполнительное производство — это последняя, завершающая стадия гражданского процесса, которой приводится в исполнение решение суда по делу. Процесс по защите права не оканчивается вынесением решения и вступления его в законную силу, а продолжается в форме исполнительного производства, образующего самостоятельную стадию процесса.

Ряд ученых выделяет исполнительное производство в отдельную стадию (см., напр., Мохов А.А., Воронцова И.В., Семёнова С.Ю. Гражданский процесс (гражданское процессуальное право) России: учебник / отв. ред. А.А. Мохов. - М.: ООО "ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА КОНТРАКТ", 2017).

Однако существует мнение, что исполнительное производство как самостоятельная стадия существовало по ранее действовавшему процессуальному законодательству . А в связи с реформированием порядка исполнения судебных решений, принятием Закона об исполнительном производстве и Закона о судебных приставах, а затем и поправок в ГПК исполнительное производство как самостоятельная стадия гражданского процесса существовать перестала .

Тем не менее, тесная связь между гражданским процессуальным и гражданским исполнительным правом сохраняется. Исполнительное производство является продолжением процессуальной формы защиты субъективных интересов.

Вопросы исполнительного производства, отнесённые к компетенции судов, разрешаются в соответствии:

  1. с разделом VII ГПК РФ, регулирующим производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов,
  2. с разделом VIII КАС РФ, регулирующим рассмотрение процессуальных вопросов, связанных с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемых судами общей юрисдикции,
  3. с разделом VII АПК РФ, регламентирующим производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов.

См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 | "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства".

Исполнительное производство представляет собой установ­ленный законом порядок принудительной реализации судебных актов и актов иных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов посредством использо­вания механизмов государственного принуждения.

Исполнение судебных актов состоит в принуждении ответчика (должника) к совершению действий, предусмотренных судебным актом (передача имущества, уплата денег и т.д.).

Принудительному исполнению по правилам, установленным за­конодательством об исполнительном производстве, и в соответствии с исполнительными документами, подлежат лишь решения о присуждении (исполнительные решения) , выносимые по искам о присуждении (о взыскании с ответчика определенных денежных сумм, о выселении, о присуждении ответчика к со­вершению определенных действий и т.п.). По таким решениям истцу выдается исполнительный лист, который он предъявляет к исполнению судебному приставу-исполнителю.

Правила, регулирующие исполнительное производство, носят универсальный характер, обеспечивая принудительную реали­зацию субъективного материального права или интереса и в тех случаях, когда вопрос об их защите являлся предметом несудебных юрисдикционных органов. Таким образом, исполнительное про­изводство обслуживает не только гражданское судопроизводство, но и другие ветви судебной системы Российской Федерации, на­пример, арбитражные суды, а также деятельность иных органов (нотариата, третейского суда и т.д.).

Закон определяет органы принудительного исполнения, иные органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов, а также лиц, участвующих в исполнительном производстве, устанавливает перечень исполнительных докумен­тов, требования, предъявляемые к ним, и правовые последствия нарушения этих требований, меры принудительного исполнения и основания их применения, четко регламентирует порядок возбуждения, приостановления, прекращения и окончания ис­полнительного производства, место, время и сроки совершения исполнительных действий, сроки предъявления исполнительных документов к исполнению и порядок их восстановления.

Цели и задачи исполнительного производства указаны в ст. 2 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Цели исполнительного производства:

    защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций;

Задача исполнительного производства:

  • правильное и своевременное исполнение судебных акты, актов других органов и должностных лиц и иных исполнительных документов в случаях, предусмотренных законом.

Принципы исполнительного производства (ст. 4 ФЗ):

  1. законности;
  2. своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
  3. уважения чести и достоинства гражданина;
  4. неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;
  5. соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Не подлежат принудительному исполнению:

  1. Решения, выносимые по искам о признании (установительные решения), они констатируют наличие или отсутствие правоотношения и реали­зуются в зависимости от волеизъявления заинтересованных лиц государственными и иными органами и должностными лицами; копия установительного решения служит основанием для регистрации или оформления соответ­ствующих фактов, правоотношений.
  2. Решения по делам особого производства , а также ре­шения по ряду категорий дел, возникающих из административно-правовых (публично-правовых) отношений (например, решения суда об оспаривании гражданином решения, действия (бездей­ствия) органа государственной власти, органа местного самоуправ­ления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы).

Не­которые определения судов общей юрисдикции также подлежат ис­полнению по правилам, установленным законодательством об исполнительном производстве (например, определение суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения решений суда).

Участники исполнительного производства (субъектный состав):

Возбуждение исполнительного производства

Ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" устанавливает порядок возбуждения исполнительного производства.

Основания для возбуждения исполнительного производства:

  1. наличие исполнительного документа и заявления взыскателя;
  2. без заявления взыскателя, когда суд, другой орган или должностное лицо направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю;
  3. без заявления взыскателя при вынесении в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия.

В заявлении могут содержаться

  • ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также
  • ходатайство об установлении для должника ограничений, предусмотренных Федеральным законом;
  • известные взыскателю сведения о должнике.

К заявлению могут прилагаться, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.

Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 Федерального закона.

Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в 3-дн. срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

Судебный пристав-исполнитель в 3-дн. срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление

  • о возбуждении исполнительного производства либо
  • об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия - другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель

    1. в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения (5 дней) должником содержащихся в исполнительном документе требований и
    2. предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Федерального закона.

    Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то для добровольного исполнения устанавливается пятидневный срок, исчисляемый со дня возбуждения исполнительного производства.

    После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

    Судебный пристав-исполнитель в 3-дн. срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

    исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;

    исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий , за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 30 Федерального закона;

    документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 Федерального закона;

    • прекращено по основаниям, установленным ст. 43 и ч. 14 ст. 103 Федерального закона;
    • окончено по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 47 и пунктом 1 части 15 статьи 103 Федерального закона;

    Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

    Устранение обстоятельств, предусмотренных пунктами 1-4 и 7 части 1 настоящей статьи, не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

    Суд (судья) является важным участником исполнительного производства. В его распоряжении имеются правовые средства, обеспечивающие активное воздействие на исполнительное производство.

    Только суду принадлежат следующие права: дача разъяснений по вынесенным решениям и другим судебным актам, подлежащим принудительному исполнению (ст. 17 Закона); отсрочка, рассрочка исполнения решения, а также изменение способа и порядка его постановления (ст. 18); приостановление и прекращение исполнительного производства (ст. 20-24); обращение взыскания на имущество должника, находящееся у других лиц (ст. 48); взыскание о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время со дня вынесения решения о восстановлении работника по день исполнения исполнительного документа (ст. 74); рассмотрение жалоб на действия судебного пристава-исполнителя (ст. 90)*; рассмотрение заявлений о защите прав участников исполнительного производства (ст. 91-93).

    Многие процессуальные действия, связанные с возникновением, развитием (динамикой) и прекращением исполнительного производства, и в настоящее время осуществляются судом. Правовое регулирование участия суда в исполнительном производстве обеспечивается разделом VII ГПК РФ и разделом VII АПК РФ. Если говорить о соотношении данных процессуальных кодексов с Законом об исполнительном производстве, то нельзя не отметить, что целый ряд статей указанного Закона адресован одновременно и к тому, и к другому Кодексу. Участие суда в исполнительном производстве проявляется как в выдаче исполнительного листа, являющегося основанием для возбуждения исполнительного производства (ст. 30 Закона об исполни- К тельном производстве), так и в судебном контроле за деятельностью судебного пристава-исполнителя.

    Судебный контроль за деятельностью судебного пристава-исполнителя является наиболее эффективным видом государственного контроля, ставшим неотъемлемой частью всего процесса исполнительного производства. Он может протекать в двух формах: 1) текущий судебный контроль; 2) последующий судебный контроль.

    Текущий судебный контроль состоит в вынесении в силу прямого указания закона или по просьбе заинтересованных лиц судебных определений, на основе которых органы принудительного исполнения возбуждают, изменяют или прекращают действия по производству принудительного исполнения. Так, первая форма судебного контроля, в частности, проявляется в восстановлении пропущенного срока на предъявление исполнительного листа к исполнению. В случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения взыскатель, должник и судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением о разъяснении его положений, способа и порядка его исполнения. Текущий судебный контроль выражается и в отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов, а также изменении способа и порядка их исполнения. Законодательство об исполнительном производстве предусматривает основания для приостановления исполнительного производства судом, что также является проявлением текущего судебного контроля. Закон об исполнительном производстве (ст. 42) устанавливает, что исполнительное производство приостанавливается судом до устранения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления. После же устранения данных обстоятельств суд обязан возобновить приостановленное исполнительное производство. Достаточно существенны функции суда и в отношении возможности прекращения исполнительного производства.

    Другой не менее важной формой судебного контроля является последующий судебный контроль. Отметим, что его содержанием выступает закрепленная статьей 128 Закона об исполнительном производстве возможность оспаривания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия).

    Рассмотрение заявления судом производится в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов (ч. 2 ст. 441 ГПК РФ). Поданное заявление рассматривается в порядке производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (гл. 25 ГПК РФ, гл. 24 АПК РФ).




    ЛК ИП 2(8)

    Суд (судья) является важным участником исполнительного производства. В его распоряжении имеются правовые средства, обеспечивающие активное воздействие на исполнительное производство.

    Только суду принадлежат следующие права: дача разъяснений по вынесенным решениям и другим судебным актам, подлежащим принудительному исполнению (ст. 17 Закона); отсрочка, рассрочка исполнения решения, а также изменение способа и порядка его постановления (ст. 18); приостановление и прекращение исполнительного производства (ст. 20-24); обращение взыскания на имущество должника, находящееся у других лиц (ст. 48); взыскание о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время со дня вынесения решения о восстановлении работника по день исполнения исполнительного документа (ст. 74); рассмотрение жалоб на действия судебного пристава-исполнителя (ст. 90)*; рассмотрение заявлений о защите прав участников исполнительного производства (ст. 91-93).

    Многие процессуальные действия, связанные с возникновением, развитием (динамикой) и прекращением исполнительного производства, и в настоящее время осуществляются судом. Правовое регулирование участия суда в исполнительном производстве обеспечивается разделом VII ГПК РФ и разделом VII АПК РФ. Если говорить о соотношении данных процессуальных кодексов с Законом об исполнительном производстве, то нельзя не отметить, что целый ряд статей указанного Закона адресован одновременно и к тому, и к другому Кодексу. Участие суда в исполнительном производстве проявляется как в выдаче исполнительного листа, являющегося основанием для возбуждения исполнительного производства (ст. 30 Закона об исполни- К тельном производстве), так и в судебном контроле за деятельностью судебного пристава-исполнителя.

    Судебный контроль за деятельностью судебного пристава-исполнителя является наиболее эффективным видом государственного контроля, ставшим неотъемлемой частью всего процесса исполнительного производства. Он может протекать в двух формах: 1) текущий судебный контроль; 2) последующий судебный контроль.

    Текущий судебный контроль состоит в вынесении в силу прямого указания закона или по просьбе заинтересованных лиц судебных определений, на основе которых органы принудительного исполнения возбуждают, изменяют или прекращают действия по производству принудительного исполнения. Так, первая форма судебного контроля, в частности, проявляется в восстановлении пропущенного срока на предъявление исполнительного листа к исполнению. В случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения взыскатель, должник и судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением о разъяснении его положений, способа и порядка его исполнения. Текущий судебный контроль выражается и в отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов, а также изменении способа и порядка их исполнения. Законодательство об исполнительном производстве предусматривает основания для приостановления исполнительного производства судом, что также является проявлением текущего судебного контроля. Закон об исполнительном производстве (ст. 42) устанавливает, что исполнительное производство приостанавливается судом до устранения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления. После же устранения данных обстоятельств суд обязан возобновить приостановленное исполнительное производство. Достаточно существенны функции суда и в отношении возможности прекращения исполнительного производства.

    Другой не менее важной формой судебного контроля является последующий судебный контроль. Отметим, что его содержанием выступает закрепленная статьей 128 Закона об исполнительном производстве возможность оспаривания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия).

    Рассмотрение заявления судом производится в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов (ч. 2 ст. 441 ГПК РФ). Поданное заявление рассматривается в порядке производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (гл. 25 ГПК РФ, гл. 24 АПК РФ).

    Длительное судебное разбирательство закончилось, и вы, наконец, имеете на руках исполнительный лист, который можно предъявить в службу судебных приставов для принудительного исполнения. Теперь вы из истца превратились во взыскателя.

    В том случае, если какого-то реквизита не будет в исполнительном листе, можете не сомневаться, судебный пристав-исполнитель откажет в возбуждении исполнительного производства на основании п.4 ст. 31 Закона.

    Наиболее часто на практике не указывают год рождения должника, место рождения должника, либо место рождения должника указывается неполно (напр. Московская обл., Московский район – без указания конкретного населенного пункта). В случае неполного указания места рождения, судебный пристав-исполнитель считает, что данный обязательный реквизит не указан в исполнительном документе.

    Рекомендуется при получении исполнительного листа в суде проверить все его необходимые реквизиты (цитирую ст. 13 Закона):

    1) наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица;

    2) наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера;

    3) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;

    4) дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение;

    5) сведения о должнике и взыскателе:

    а) для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также - год и место рождения, место работы (если оно известно);

    б) для организаций - наименование и юридический адрес;

    в) для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования - наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве;

    6) резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества, либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий;

    7) дата выдачи исполнительного документа.

    Законодательство не содержит такого понятия как юридический адрес, а оперирует термином местонахождение юридического лица. Чтобы не забивать себе голову, необходимо знать, что в исполнительном листе должен быть указан просто адрес юридического лица, а уж как он там называется, юридический, фактический или почтовый это не имеет никакого практического значения.

    Весьма полезной и важной новеллой Закона является возможность взыскателя самостоятельно предъявить исполнительный лист о взыскании периодических платежей (напр. алименты), а также любой другой исполнительный документ на взыскание суммы не свыше 25 тыс. руб. непосредственно в организацию, где должник получает заработную плату, пенсию или иной периодический доход.

    Это нововведение позволяет:

    Очевидно, что у должника имеется заработная плата. Вы предъявляете исполнительный лист в банк со своим заявлением, в котором просите банк производить удержания с должника по 50% (максимальный размер удержаний) от его дохода. Весьма вероятно, что свои десять тысяч вы получите за одно удержание. Предъявлять в организацию исполнительный лист необходимо нарочным (т.е. под роспись секретарю организации или непосредственно руководителю), либо заказным письмом с уведомлением.

    Важно отметить, что взыскателю не надо знать конкретный номер расчетного счета, достаточно знать только банк, где находится расчетный счет должника.

    Одновременно с исполнительным листом, взыскатель представляет в банк заявление, в котором указывает:
    - реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства;
    - фамилия, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации взыскателя-гражданина;
    - наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя - юридического лица.

    При этом составление инкассового поручения юридическим лицам (в том случае если взыскатель юридическое лицо) не требуется, достаточно одного заявления (п. 2 ст. 70 Закона).

    Банк обращает взыскания на денежные средства в порядке, установленном ст. 70 Закона. В соответствии с п. 5 ст. 70 Закона в течение трех дней со дня получения банк исполняет требования и, в том случае, если денежных средств недостаточно, банк продолжает исполнять по мере поступления до полного погашения.

    Банк прекращает исполнение только в трех случаях (п. 10. ст. 70 Закона):
    - после перечисления денежных средств в полном объеме;
    - по заявлению взыскателя;
    - по постановлению судебного пристава-исполнителя о прекращении (об окончании, отмене) исполнения.

    Вопрос обращения взыскания на денежные средства более подробно будет рассмотрен ниже.

    Также у взыскателя всегда есть безусловное право предъявить исполнительный лист судебному приставу-исполнителю, не проходя предварительно вышеописанные процедуры.

    Кому и как направлять исполнительный лист на принудительное исполнение? Судебные приставы-исполнители осуществляют свою деятельность по территориальному принципу, а именно по месту жительства должника.

    То есть исполнительный лист, по общему правилу, необходимо предъявлять в тот территориальный отдел, который обслуживает район, в котором проживает должник. Например, должник проживает в Ленинском районе г. Тверь, исполнительный лист необходимо предъявлять в Ленинский территориальный отдел судебных приставов г. Твери.

    Аналогичным образом следует поступать, если должником является юридическое лицо. В том случае, если вы хотите предъявить исполнительный лист по месту нахождения филиала юридического лица и адрес этого филиала не содержится в исполнительном документе, необходимо приложить доказательства о наличии такого филиала по указанному адресу (такой способ предъявления актуален при взыскании со страховых компаний, банков, других организаций, имеющих многофилиальную сеть по всей Российской Федерации). В противном случае в возбуждении исполнительного производства будет отказано.

    Полномочия представителя оформляются в обычном порядке – доверенностью, только важно отметить одну особенность – в доверенности помимо обычных правомочий представителя должно быть специально оговорено правомочие на предъявление исполнительного документа к исполнению.

    Доверенность (а не его копия - п.2 ст. 30 Закона) прилагается к заявлению о возбуждении исполнительного производства. Пример заявления о возбуждении исполнительного производства приведен в приложении.

    Полезно в заявлении о возбуждении исполнительного производства ходатайствовать наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения требований исполнительного документа. Это позволит судебному приставу-исполнителю наложить арест на имущество должника в т.ч. в срок, установленный для добровольного исполнения должнику, прямо одновременно с вручением постановления о возбуждении исполнительного производства.

    Кроме того, можно указать на применение к должнику временного ограничения на выезд из Российской Федерации (ст. 67 Закона).
    К слову сказать, данное исполнительное действие традиционно для Российского законодательства, так в дореволюционном праве, судебный пристав мог запретить должнику покидать свое место жительства (а не границы Российской Империи вообще – примечание автора)

    Если у вас есть какая-то ценная дополнительная информация о должнике, то ее необходимо указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства. Еще лучше, если есть возможность с судебным приставом-исполнителем составить план совместных действий, а также, если у вас есть возможность оказать содействию судебному приставу в совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения (предоставление автотранспорта для транспортировки арестованного имущества, места для хранения имущества, грузчики и.т.д.). Вероятность быстрого и полного исполнения требований исполнительного документа в таких случаях существенного повышается.

    Взыскателю надо всегда помнить одну простую вещь – его роль во взыскании долга должна быть предельно активна.

    Если вы являетесь должником, то вам необходимо также знать несколько важных правил. Каждый долг возвращается ®. Естественным ходом вещей является тот факт, что должник не горит желанием заплатить долг, иначе дело бы не дошло до судебных приставов. Встречаются случаи, когда должник занимает принципиальную позицию не платить, т.к. считает решения суда незаконным и несправедливым. Данная категория должников является наиболее сложной для судебного пристава-исполнителя.

    Однако, применение данной тактики эффективно лишь на каком-то этапе. Новая редакция закона об исполнительном производстве закрыла многие лазейки для должника.

    Лицо, участвующее в исполнительном производстве (в т.ч. и должник), в соответствии с п.2 ст. 29 Закона, считается извещенным, если:
    - адресат отказался от получения повестки, иного извещения;
    - несмотря на получение почтового извещения, адресат не явился за повесткой, иным извещением, направленными по его адресу.

    То есть, во время исполнительного производства, получение корреспонденции является проблемой должника, и если он ее просто не получает, то это не дает ему никаких преимуществ.

    В Ленинский (Фрунзенский и.т.д.) РОСП
    г. Москва ул. Багаева д.27

    от Иванова Ивана Ивановича

    прож. г. Москва ул. Ивановская д.1 кв.1

    Заявление
    о возбуждении исполнительного производства

    Прошу принять к принудительному исполнению исполнительный лист, выданный на основании решения Ленинского районного суда г. Москвы от 01.01.2001г. по делу №1-11, о взыскании с должника Петрова Петра Петровича, проживающего по адресу: г. Москва, ул. Петровская, д.1, кв.1, денежной суммы в размере 1000 рублей в мою пользу, и возбудить исполнительное производство.

    Одновременно с возбуждением исполнительного производства прошу наложить арест на имущество должника в целях обеспечения исполнения требований исполнительного документа.

    Дата 01.01.2010 г. ________________________ (Иванов И.И.)

    Примечание

    1. Исполнительный документ предъявляется взыскателем. При этом лицо, принимающее исполнительный документ, проверяет личность предъявляющего путем проверки документов, удостоверяющих личность (паспорт; для военнослужащих - удостоверение личности). Водительские права, различного рода удостоверения не являются документами, удостоверяющими личность.

    2. В случае предъявления исполнительного документа представителем взыскателя необходимо наличие подлинной доверенности, оформленной в соответствии с действующим законодательством.

    Статья 5. Органы принудительного исполнения

    Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 5

    1. Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

    (в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 33-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).

    (часть 2 в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 49-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3. Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" и иными федеральными законами.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    С 20.06.2022 ч. 4 ст. 5 излагается в новой редакции (ФЗ от 21.12.2021 N 417-ФЗ). См. будущую редакцию.

    4. В целях обеспечения принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также обмена информацией в электронном виде, электронными документами с органами государственной власти, иными органами, государственными внебюджетными фондами, организациями, лицами, участвующими в исполнительном производстве, Федеральная служба судебных приставов использует государственные информационные системы.

    Исполнительное производство может начаться, когда решение суда вступит в законную силу и не будет в надлежащий срок исполнено должником. У этого процесса есть определенные стадии, и он фактически не ограничен по времени. Но законом четко определено, что пристав может делать, а чего не может.

    Даже если вы подробно ознакомитесь с законом об исполнительном производстве и комментариями к нему, это все равно не сможет уберечь вас, если приставы решат бездействовать. Не всех взыскателей ждет такая участь, но проблема довольно распространена. В этом случае вы должны отстаивать свои права — иногда дело доходит до суда. Тогда вам может очень пригодиться помощь опытного юриста.

    Исполнительное производство: что это?

    Судебный процесс окончен, решение о взыскании вынесено, ответчик или должник обязаны его исполнить. Если это требование об уплате алиментов, заработной платы и других платежей, связанных с трудом и не только, то решения по ним вступают в законную силу немедленно и должны также немедленно быть исполнены.

    Остальные требования, содержащиеся в судебных актах, должны быть исполнены либо после вступления решения в законную силу, либо в срок, указанный судьей в этих документах. Например, в первой инстанции решение вступает в силу спустя месяц после его вынесения, при условии, что оно не было обжаловано. Если в установленный срок поступила жалоба, то постановление начнет действовать в момент, когда апелляционная инстанция оставит его без изменений.

    Возбуждение исполнительного производства

    Обращение в службу приставов с листом или приказом и написание там заявления — точка, в которой берет начало исполнительное производство. Конечно, если заявлению о его возбуждении дадут ход. Обратиться в ФССП можно только в трехлетний срок с момента вступления решения в законную силу. Восстановить этот срок могут только те, кто за это время перенес тяжелую болезнь, находился в беспомощном состоянии или имел другую уважительную причину. Статья 21 ФЗИП содержит исключения в виде сокращения сроков подачи в следующих случаях:

    • требование об уплате периодических платежей — в период срока уплаты и три года спустя;
    • решение комиссии по трудовым спорам — в трехмесячный период;
    • в некоторых ситуациях сроки устанавливаются другими законами.

    Согласно статье 30 ФЗИП, вам нужно подать заявление в отделение ФССП по месту жительства должника или его нахождения (если должник — организация). Но даже если вы подадите его в ближайшее к вам отделение, приставы сами перенаправят документ, куда нужно, и уведомят вас об этом. Помимо указанных выше документов, захватите свой паспорт и его копию.

    Что писать в заявлении? Во-первых, просьбу о возбуждении исполнительного производства. Затем можно ходатайствовать о том, чтобы к должнику были применены меры, которые будут способствовать исполнению им требования. Например, это может быть ходатайство о наложении ареста на его имущество. Рекомендуем давать всю известную вам информацию о местонахождении должника, его имущественном состоянии и любую другую, которая, по вашему мнению, может помочь приставам.

    Итак, вы подали заявление — сколько ждать возбуждения производства? Три дня — максимальный срок, чтобы ваше обращение попало к приставу, еще столько же дается последнему на то, чтобы принять решение. Пристав может и отказать в возбуждении производства. Тогда его действия можно обжаловать, для этого нужно обратиться в прокуратуру или в суд.

    Действия приставов в ходе исполнительного производства

    Если должнику не понятны требования, он может обратиться в суд, выдавший исполнительный лист, за разъяснением. Суд рассмотрит его в десятидневный срок.

    Все действия приставов и меры принудительного характера применяются к должнику по месту его жительства или нахождения. И раз уж мы об этом заговорили, хорошо бы разобраться — а что вообще могут делать приставы?

    1. Вызывать стороны исполнительного производства.
    2. Запрашивать необходимую информацию у граждан, организаций, государственных органов.
    3. Проводить разнообразные проверки — например, проверять финансовые документы должника.
    4. Свободно входить в любые занимаемые должником помещения. В жилые — либо с письменного разрешения старшего пристава, либо вообще без всякого разрешения, если нужно вселить взыскателя или выселить должника.
    5. Арестовывать и изымать имущество, деньги, ценные бумаги.
    6. Оценивать имущество должника самостоятельно или с помощью профессионального оценщика.
    7. Разыскивать должника, его имущество самостоятельно или с помощью органов внутренних дел.
    8. Ограничивать должника в праве на выезд за пределы РФ.

    Это не все полномочия приставов, более подробно с ними можно ознакомиться в статье 64 ФЗИП. Очень популярен вопрос о том, могут ли приставы арестовывать кредитные и зарплатные карты.

    Арест банковской карты

    В соответствии с положением подпункта 7 пункта 1 статьи 64 ФЗИП, приставы могут арестовать денежные средства должника: депозиты, счета дебетовых банковских карт, в том числе, зарплатной. Делается это по истечении пятидневного срока добровольного исполнения, установленного пунктом 12 статьи 30 ФЗИП.

    Для этого приставы отправляют в банк, где открыт ваш счет, постановление об аресте счета и взыскании средств. Отказать кредитная организация не может. Снимается арест спустя некоторое время после погашения задолженности — точный срок законодатель не указывает, но на практике он составляет 1–3 дня.

    Чтобы урегулировать вопрос, нужно обратиться к самому приставу, а не в банк, так как снятие ареста находится вне компетенции последнего. При несогласии с фактом наложения взыскания можно написать жалобу в ФССП.

    Учтите, что блокировка карты является неправомерной, если вы как должник не получали постановления о возбуждении исполнительного производства! Это объясняется тем, что вы из-за действий (а точнее, бездействий) лишились срока на добровольное исполнение решения, без санкций.

    Что касается кредитных счетов, то запрета на их блокировку ФЗИП не содержит. Но, по сути, деньги на таком счете принадлежат не должнику-заемщику, а банку. Поэтому банк вполне может отказать из-за того, что это не в его интересах.

    Сроки исполнительного производства

    Приставы-исполнители при совершении действий, входящих в их полномочия, должны руководствоваться сроками, указанными в статье 36 ФЗИП: это 2 месяца с момента возбуждения исполнительного производства. При этом срок возбуждения дела в период, указанный выше, не включается. Правило действует в случае, когда в судебном решении, приказе или ином акте суда или федеральном законе не установлен другой срок приведения его в исполнение. Так, налоговое и таможенное законодательства могут предусматривать свои сроки для обязательных платежей.

    Срок исполнения установлен в первую очередь для защиты прав взыскателя, так как истечение не означает, что пристав не имеет права производить исполнительные действия и применять меры принудительного воздействия. Другими словами, сроком давности данный период не является, ведь его окончание не влечет прекращения исполнительного производства. По сути, срока давности у него просто нет.

    Поэтому нередки случаи, когда взыскатель обжалует не только действие, но и бездействие приставов. Жалоба подается руководству, в прокуратуру. А может и вовсе не подаваться — взыскатель всегда имеет право обжаловать действия или бездействие сотрудников ФССП в суде (общей юрисдикции или арбитражном, если истец — предприниматель).

    Единственное исключение из описанного правила составляет положение статьи 47 ФЗИП, согласно которому такое производство может быть окончено истечением срока давности, предусмотренного статьей 31.9 Кодекса об административных правонарушениях. В соответствии с последней, постановление о назначении административного наказания должно быть исполнено в течение 2-х лет. В противном случае, оно теряет обязательную силу.

    Но правило перестает работать, если тот, в отношении кого было вынесено постановление, уклоняется от его исполнения. Отсчет возобновляется с момента, когда были обнаружены место нахождения нарушителя или его имущество, на которое можно обратить административное взыскание.

    Окончание исполнительного производства

    Статья 47 ФЗИП содержит исчерпывающий перечень оснований для окончания исполнительного производства. К ним относятся:

    • исполнение должником всех требований так, как предусмотрено в исполнительном листе;
    • возвращение после возбуждения приставами процесса исполнительного листа или приказа взыскателю: если он попросил, если не получается найти должника, если взыскатель сам мешает вести дело, с должника нечего взыскивать и по другим причинам, перечисленным в статье 46 ФЗИП;
    • возвращение исполнительного документа по требованию суда;
    • ликвидация организации, являющейся должником — лист или приказ направляется ликвидационной комиссии, ликвидатору;
    • получение должником статуса банкрота — исполнительный документ передается арбитражному управляющему;
    • направление копии листа или приказа в организацию, чтобы удерживать периодические платежи;
    • истечение срока давности постановления — касается административного производства.

    Таким образом, исполнительное производство, в идеале, должно избавлять взыскателя от головной боли, связанной с неисполнением должником решения суда. Однако не всегда система работает эффективно — можно столкнуться и с бездействием приставов, и с хитрыми схемами должника по укрытию себя и своего имущества от ФССП.

    Однако подача приставам заявления о возбуждении производства все равно остается единственным способом получить от должника хоть что-то.

    Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

    Читайте также: