Судебное делопроизводство это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Делопроизводство – совокупность работ по документированию управленческой деятельности учреждений и по организации в них документооборота.

Документ – информация, записанная любым способом на любом материале, изданная или полученная любым физическим или юридическим лицом в любой организации для использования в своей деятельности.

Документооборот – это движение документов с момента их получения или создания до завершения обращения к исполнению решений по ним, отправки или сдачи в наряд. Порядок движения документов закрепляется в схемах прохождения документов, утвержденных председателем суда.

Правильная организация делопроизводства является одним из важнейших условий надлежащей работы судов, соблюдения процессуальных норм, своевременного рассмотрения судебных дел, исполнения приговоров, решений, определений и постановлений суда, четкого обеспечения процессуальных прав участников судопроизводства.

Толковый словарь русского языка определяет делопроизводство как ведение канцелярских дел.

Принципы документооборота:

- четкая организация движения документов;

- оперативность их обработки;

- контроль исполнения документов.

ГОСТ Р – НПА, государственный стандарт РФ, стандарт, принятый органом по стандартизации России для применения на территории Российской Федерации.

ГОСТ отражает терминологическую систему понятий в области делопроизводства и архивного дела. Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Документ или документированная информация – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее зафиксировать.

Реквизит документа – обязательный элемент оформления официального документа.

Дело – совокупность документов или документ, относящихся к одному вопросу или участку деятельности, помещенных в отдельную обложку.

Подлинный документ – документ, сведения об авторе, времени и месте создания которого, содержащиеся в самом документе или выявленные иным путем, подтверждают достоверность его происхождения.

Подлинник (официального) документа – первый или единичный экземпляр официального.

Дубликат документа – повторный экземпляр подлинника документа, имеющий юридическую силу.

Копия документа – документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы.

Заверенная копия документа – копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу.

Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде устанавливает единую систему документационного производства, обязательную для всех работников районного суда.

Правила и порядок работы с документами, установленные настоящей Инструкцией, обязательны для всех работников аппарата суда. Все работники ответственны за выполнение требований Инструкции, сохранность служебных документов и неразглашение содержащейся в них информации.

Инструкция состоит из следующих частей:

- Общие положения и руководство организацией судебного делопроизводства

- Порядок приема, отправления дел и корреспонденции




- Оформление уголовных дел на стадиях принятия и назначения к судебному заседанию

- Оформление гражданских дел на стадии принятия и назначения к судебному рассмотрению

- Оформление уголовных и гражданских дел после их рассмотрения

- Прием и учет кассационных, частных жалоб и представлений, дел с апелляционными жалобами и представлениями

- Обращение к исполнению приговоров, решений, определений и постановлений суда

- Особенности делопроизводства по делам об административных правонарушениях и другим материалам, разрешаемым судами, в т.ч. в порядке исполнения приговоров

- Прием, учет и хранение вещественных доказательств и личных документов осужденных

- Порядок выдачи судебных дел и документов

Делопроизводство – совокупность работ по документированию управленческой деятельности учреждений и по организации в них документооборота.

Документ – информация, записанная любым способом на любом материале, изданная или полученная любым физическим или юридическим лицом в любой организации для использования в своей деятельности.

Документооборот – это движение документов с момента их получения или создания до завершения обращения к исполнению решений по ним, отправки или сдачи в наряд. Порядок движения документов закрепляется в схемах прохождения документов, утвержденных председателем суда.

Правильная организация делопроизводства является одним из важнейших условий надлежащей работы судов, соблюдения процессуальных норм, своевременного рассмотрения судебных дел, исполнения приговоров, решений, определений и постановлений суда, четкого обеспечения процессуальных прав участников судопроизводства.

Толковый словарь русского языка определяет делопроизводство как ведение канцелярских дел.

Принципы документооборота:

- четкая организация движения документов;

- оперативность их обработки;

- контроль исполнения документов.

ГОСТ Р – НПА, государственный стандарт РФ, стандарт, принятый органом по стандартизации России для применения на территории Российской Федерации.

ГОСТ отражает терминологическую систему понятий в области делопроизводства и архивного дела. Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Документ или документированная информация – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее зафиксировать.

Реквизит документа – обязательный элемент оформления официального документа.

Дело – совокупность документов или документ, относящихся к одному вопросу или участку деятельности, помещенных в отдельную обложку.

Подлинный документ – документ, сведения об авторе, времени и месте создания которого, содержащиеся в самом документе или выявленные иным путем, подтверждают достоверность его происхождения.

Подлинник (официального) документа – первый или единичный экземпляр официального.

Дубликат документа – повторный экземпляр подлинника документа, имеющий юридическую силу.

Копия документа – документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы.

Заверенная копия документа – копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу.

Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде устанавливает единую систему документационного производства, обязательную для всех работников районного суда.

Правила и порядок работы с документами, установленные настоящей Инструкцией, обязательны для всех работников аппарата суда. Все работники ответственны за выполнение требований Инструкции, сохранность служебных документов и неразглашение содержащейся в них информации.

Инструкция состоит из следующих частей:

- Общие положения и руководство организацией судебного делопроизводства

- Порядок приема, отправления дел и корреспонденции

- Оформление уголовных дел на стадиях принятия и назначения к судебному заседанию

- Оформление гражданских дел на стадии принятия и назначения к судебному рассмотрению

- Оформление уголовных и гражданских дел после их рассмотрения

- Прием и учет кассационных, частных жалоб и представлений, дел с апелляционными жалобами и представлениями

- Обращение к исполнению приговоров, решений, определений и постановлений суда

- Особенности делопроизводства по делам об административных правонарушениях и другим материалам, разрешаемым судами, в т.ч. в порядке исполнения приговоров

- Прием, учет и хранение вещественных доказательств и личных документов осужденных

- Порядок выдачи судебных дел и документов

Любая процедура, которая носит юридический характер, должна быть подкреплена официальным документом. Однако допустить свободную форму постановлений и заявлений невозможно, так как подобная ситуация намного усложнит сам процесс подачи и приема заявлений.

Любой документ, который подается вместе с материалами дела, составляется по строго установленной форме и имеет определенную структуру. Для каждого отдельного заявления установлены свои требования, но есть и общие пункты, которые будут присутствовать в каждом прошении или жалобе:

  • Наименование судебной инстанции. В первую очередь, необходимо указать, к какому именно суду адресовано данное прошение. Иски и жалобы могут подаваться в районные суды по месту прописки, арбитражный или верховный суд. На основании этого пункта определяется, какая коллегия будет рассматривать данное дело.
  • Персональные данные подателя. Подать прошение может как частное, так и юридическое лицо. Обязательной информацией является присутствие личных данных подателя, так как сама процедура рассмотрения происходит по инициативе граждан.
  • Данные участников спора. Судебное делопроизводство остается общим для дел любой категории и требует полного описания всех сторон, поэтому, помимо данных подателя, нужно указать наименование организации или персональную информацию лица, которое выступает ответчиком.
  • Предмет спора. Далее указывается суть прошения, это может быть предмет спора или просьба о пересмотре дела. В этой части допускается небольшое отступление от правил, и податель может расписать свое видение проблемы. Однако лучше обратиться к квалифицированному юристу, который поможет грамотно изложить ваши требования и аргументирует каждое обращение.
  • Обстоятельства или материалы дела. Помимо прямой претензии или просьбы, в документе дается веское обоснование обращения в суд.

Остальной текст зависит от того, какой именно документ готовится к подаче. Например, в апелляционной жалобе необходимо указать причины несогласия с принятым решением суда и обосновать повторное рассмотрение дела. Если подается иск, то также проясняется суть спора и прикладывается доказательная база, которая послужит основанием для возбуждения дела.

Что входит в область судебного делопроизводства

Судебное делопроизводство включает не только регламент подачи заявлений и работу с документами, но и все действия работников суда. В эту область входит непосредственная подготовка к судебным заседаниям и ведение самого рассмотрения.

Эффективность работы судебной системы строится на правильном построении взаимоотношений между судом и гражданами.

По этой причине все основные пункты делопроизводства в суде даны в нормативных актах, и существуют федеральные инструкции для судов, которых должны придерживаться все представители судебной системы. Помимо правильной структуры документов, в эту область входят следующие действия:

Судебное делопроизводство – это основа всей системы, и в ней не может быть допущений или вольного толкования. Каждое действие в суде носит обоснованный характер и должно быть произведено согласно установленным стандартам. Сложность каждой процедуры объясняется тем, что суд получает множество прошений каждый день и должен рассмотреть каждое из них, поэтому важно придерживаться установленного регламента.

Грамотный юрист поможет составить документ согласно всем требованиям и изложит суть проблемы таким языком, который будет понятен работникам судебной системы. Понятное изложение и правильное оформление документов – залог успешного результата, поэтому лучше не пытаться делать все самостоятельно, а обратиться к специалисту.

1. Общие положения

Правильная постановка судебного делопроизводства (далее - делопроизводство) является одним из важнейших условий надлежащей организации работы суда, соблюдения процессуальных норм действующего законодательства.

(в ред. Приказов Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 14.05.2010 N 96, от 18.03.2013 N 60, от 09.04.2015 N 94, от 28.10.2019 N 246)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения настоящей Инструкции распространяются как на традиционное делопроизводство, так и на организацию работы с документами с использованием специализированных автоматизированных информационных систем ведения судебного делопроизводства (специальные программные средства Государственной автоматизированной системы "Правосудие", обеспечивающие ведение автоматизированного судебного делопроизводства (далее - ПС ГАС "Правосудие"), и другие.

(в ред. Приказов Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18.03.2013 N 60, от 09.04.2015 N 94, от 01.03.2016 N 39)

(см. текст в предыдущей редакции)

Исключено. - Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 01.03.2016 N 39.

(см. текст в предыдущей редакции)

Судебные акты и иные процессуальные документы суда оформляются в соответствии с процессуальным законодательством. Служебные документы суда, в том числе организационно-распорядительные документы суда, оформляются в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.97-2016 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов", Положением о порядке оформления служебных документов федеральными судами общей юрисдикции, утвержденным Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.10.2019 N 246)

(см. текст в предыдущей редакции)

Работники аппарата суда обязаны знать настоящую Инструкцию, неукоснительно соблюдать требования, предъявляемые к организации делопроизводства в суде.

Они должны быть знакомы с нормами гражданского, уголовного судопроизводства, законодательства об административных правонарушениях, постоянно совершенствовать свои знания и профессиональный уровень путем самостоятельной подготовки и обучения в организованных формах.

Прием граждан в суде производится в соответствии с правилами внутреннего распорядка суда, положением о приемной соответствующего суда и регламентом организации деятельности приемной суда, утвержденными председателем суда (лицом, исполняющим его обязанности), на основании Типовых правил внутреннего распорядка суда, утвержденных постановлением Совета судей Российской Федерации, Примерного положения о приемной федерального суда общей юрисдикции, Типового регламента организации деятельности приемной федерального суда общей юрисдикции, утвержденными Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.10.2019 N 246)

Судебное делопроизводство — это деятельность, которая направлена на регистрацию, движение, учет судебных дел и иных материалов, их подготовку к последующему использованию и хранению, информационно-справочный поиск и контроль исполнения документов. Судебное делопроизводство регулируется нормами права.

Судебное делопроизводство – это вид деятельности, который проникает во все сферы деятельности суда.

Судебное делопроизводство направлено на систематизацию обращений граждан в суд. Любые процессуальные действия в судебном производстве нужно оформлять и фиксировать документально, значительная часть доказательств представлена в виде документов, которые нужно правильно оформить и систематизировать, чтобы с ними работать.

Развитие отечественного судебного делопроизводства

Судебное делопроизводство в ходе своего развития выполняло несколько функций:

  • выступало основным инструментом организации процесса исполнения решений и приговоров включительно, а также определений судьи;
  • являлось средством фиксации происходящего во время судебного процесса;
  • в силу государственного статуса судебных учреждений любого звена служило делу учета, регистрации и контроля документов, необходимых в судопроизводстве.

Правила документооборота содержались в уставах гражданского и уголовного судопроизводства, положения о канцелярских требованиях вместе с нормами об отчетности содержались в правовых документах Министерства юстиции, чаще всего в циркулярах и формировались в порядке правоприменения.

Оформление используемых в процессе делопроизводства бумаг служило вспомогательным средством при осуществлении правосудия. К потере важной информации может привести:

  • невнимание или небрежное отношение к необходимой фиксации полученных сведений в ходе судебных заседаний;
  • нерегулярная фиксация исходящих и входящих бумаг, которая сопряжена с их частичным возвратом просителю или отправителю.

Готовые работы на аналогичную тему

При ежедневном большом скоплении дел мировому судье было сложно заниматься еще и письмоводством, ведением всех необходимых бумаг по делу в том объеме, которого требовал установленный делопроизводственный порядок для данной инстанции. Поэтому пришлось увеличить штат мирового суда введением должности письмоводителя и канцелярского служителя в каждом судебном учреждении, которые будут отвечать за качественное выполнение вопросов канцелярского, бюрократического характера и не отвлекать судью от его непосредственных обязанностей.

Нынешнее мировое делопроизводство, опираясь на законодательные инструкции по судебному делопроизводству, соблюдает:

  • учет правил ведения документооборота;
  • единые основные требования к ведению и оформлению процессуальных и других документов;
  • обеспечение оптимального порядка движения и передачи документов, порядка хранения и передачи в архив судебных дел.

Функции мирового судьи в судебном делопроизводстве

На мирового судью возлагается ряд обязанностей:

  • обязанности по руководству судебным делопроизводством;
  • несение ответственности за состояние документооборота в пределах своего участка;
  • своевременность и достоверность предоставления информации по статистике в вышестоящие судебные инстанции;
  • ведение контроля за соблюдением стандартов и нормативов ведения статистики;
  • ведение контроля за сроками прохождения судебных дел и материалов по судебному участку;
  • контроль и ответственность за своевременную сдачу в архив соответствующих документов, уничтожение вышедших из оборота по срокам хранения материалов;
  • контроль за правильностью ведения журнала вещественных доказательств.

Судья обязан разрешать и рассматривать поступившие дела и одновременно оформлять процессуальные дела. Состав аппарата мирового суда составляют: секретарь суда и секретарь судебного заседания, помощник судьи.

Согласно инструкции по судебному делопроизводству, поступающие дела регистрируют в журналах учета, на учетно-статистических карточках, алфавитных указателях, которые ведутся в бумажном и электронном видах на каждого ответчика или обвиняемого. На каждого обвиняемого ведется индивидуальная статистическая карточка с содержанием общей информации и сведений предусмотренных разделов.

Введение в судопроизводственную практику новых способов и средств хранения и фиксации данных позволяет при правильном использовании находить нужную информацию в кратчайшие сроки. Сохранение в электронном виде сведений и дел сокращает материальные затраты на бумагу и оптимизирует систему судебного документооборота.

Современные информационные технологии, основы применения которых заложены в законодательной базе, дают возможность судам перейти к более совершенным процедурам. Введение в законодательстве в качестве обязанности закрепления за юридическим лицом или предпринимателем при регистрации его персонального адреса электронной почты предоставит возможность быстрого оповещения надлежащим образом согласно требований законодательства в кратчайшие сроки.

Читайте также: