Венесуэла отношения с россией кратко

Обновлено: 02.07.2024

Об экономических отношениях, вернее, об их перспективах, между Россией и Венесуэлой в последнее время высказывается немало пессимистических соображений, которые, как представляется, имеют вполне объективные обоснования. Политическая ситуация в Боливарианской Республике Венесуэле продолжает сохранять довольно сложный характер. Нарастает напряжение в отношениях между оппозицией и администрацией президента. Резкой критике подвергается проводимый властями именно экономический курс страны.

Если же подвергнуть этот курс даже поверхностной оценке, то выяснится, что по сравнительным экономическим показателям Венесуэла практически с самого начала двадцать первого века выдвинулась в регионе для России на второе место после Бразилии. Для того, чтобы более конкретно представить, что может означать для России потеря этой престижной позиции при возможных государственных переменах в Венесуэле, следует обратиться к анализу структуры российско-венесуэльских экономических отношений.

Прежде всего, нужно отметить, что в истории их развития довольно чётко определяются два этапа, представляющие период президентства Уго Чавеса (1999 – 2013 гг.) и последующее за этим время. После прихода к власти Уго Чавеса кардинально изменилось общее направление как внутренней, так и внешней политики Венесуэлы. Стремясь добиться меньшей зависимости от Соединенных Штатов Америки, как в политическом, так и в экономическом плане, новое правительство страны решило встать на путь проведения социальных реформ в рамках провозглашённой боливарианской революции. В кратчайшие сроки в Венесуэле национализировались ключевые предприятия промышленности и объявлялись разнообразные социальные программы, направленные на общее улучшение жизни беднейших слоёв населения. Решительные реформы ставили перед правительством страны как вопросы серьёзного финансового обеспечения, так и необходимости обеспечения своей безопасности. Понимая существенную потребность в международной поддержке, Уго Чавес (с учётом его революционной ориентации на бывший советский опыт) пошёл на установление тесных политических отношений с российским руководством.

В ходе первого же официального визита Уго Чавеса в Российскую Федерацию (май 2001 г.) определились и основные направления экономического сотрудничества между странами, в которых удачно пересеклись интересы России и Венесуэлы: помощь в освоении и разработке нефтяных месторождений, а также обстоятельный военно-технический заказ. Именно эти вопросы были предметом особого обсуждения и в ходе последующих визитов Уго Чавеса (ноябрь 2004 г., июль 2006 г., сентябрь 2009 г.) в Россию [1]. С учётом провозглашавшихся президентом антиамериканских внешнеполитических сентенций военно- технические отношения Венесуэлы с Россией должны были стать своего рода гарантом её национальной безопасности. Министры обороны страны неоднократно совершали рабочие поездки в Россию с целью изучения возможностей Москвы поставлять современное вооружение в Венесуэлу [13].

Особенно масштабное сотрудничество России с Венесуэлой в военно-технической области началось после визита президента Уго Чавеса в Москву в 2006 г. В частности, была приобретена лицензия на строительство завода по производству автоматов Калашникова, а также обусловлены поставки 24 истребителей Су-30, 50 военных вертолетов и 100 тыс. автоматов Калашникова (АК-103). Последние должны быть послужить заменой устаревших винтовок бельгийского производства, которыми в то время была вооружена венесуэльская армия [6].

Кроме того, в разные годы Венесуэлой были приобретены 92 танка модели Т-72, 240 бронемашин моделей БМП-3 и БТР-80, а также комплексы противовоздушной обороны С-300. На 2011 г. венесуэльское правительство заключило контракты на 5 млрд долл., став на некоторое время лидером по закупкам российской военной техники [8]. И уже в августе 2011 г. Каракас получил третий заем от России, составлявший 4 млрд долл. [5].

Казалось, что успешному развитию российско-венесуэльских экономических отношений ничего не угрожает. Однако, в их течение неожиданно ворвалась кончина Уго Чавеса в марте 2013 года. Это событие не могло не отразиться на внутренних событиях в стране, где к этому времени решительные реформы правительства стали давать пробуксовку и вызывать заметное недовольство населения. При увеличении бюджета Министерства обороны страны сумма ассигнований, отведенных на социальное обеспечение, сократилась с 2007 по 2011 гг. практически в два раза [12]. Политическая стабильность поддерживалась исключительно благодаря личному авторитету Уго Чавеса. Новый президент страны – Николас Мадуро сразу же столкнулся с негативными политическими проявлениями оппозиционных сил. Тем не менее, ему удалось на некоторое время сохранить не только своё влияние, но и позитивный характер российско- венесуэльских экономических отношений.

Вместе с тем, сложное внутреннее положение в стране и постоянные попытки оппозиционных сил добиться смещения Николаса Мадуро с его поста не может не ставить вопроса о прочности российско- венесуэльских экономических отношений. Значительную долю неопределённости внесло в эти соображения и неожиданное избрание на пост президента США Дональда Трампа, который по жизни является успешным бизнесменом и планы которого в отношении Венесуэлы пока ещё не определились.

Снизить темп дальнейшего развития российско-венесуэльского экономического сотрудничества может общественное мнение Боливарианской Республики, которое относится к военно-техническому сотрудничеству с Россией в лучшем случае с сомнением, а в худшем – с неприязнью. Примером последнего являются сильные волнения 2008 г., которые вызвала провокационная информация о том, что на территории Венесуэлы будет создана военная база Российской Федерации. Министерству обороны РФ пришлось сделать публичное опровержение этих слухов [15]. Указанный случай был вызван ходом избирательной компании, в которой одним из главных пунктов предвыборной программы лидера объединенной венесуэльской оппозиции Э. Каприлеса был тезис о необходимости прекращения военного сотрудничества с Россией. [3].

Подводя итоги, можно сказать, что перспективы развития и даже сохранения достигнутого уровня российско-венесуэльских экономических отношений на сегодняшний день зависят не только от внутриполитического положения в Венесуэле и стойкости позиций Николаса Мадуро, но и от международной обстановки, связанной с появлением на политической арене новой, и пока не до конца понимаемой сообществом фигуры нового президента США. Договорённости со странами ОПЕК о сокращении добычи нефти и использование правительством Венесуэлы этого факта для возможного урегулирования в стране продовольственного кризиса может сыграть в сторону укрепления позиций Николаса Мадуры. В этом случае отношения Венесуэлы с Россией сохранят прежний позитивный характер. Но даже если возникнут реальные предпосылки смены власти в стране, то представляется, что на фоне выдвинутой Дональдом Трампом идеи отказа от блоковых экспериментов и перехода экономической деятельности США на узко двустороннюю торговую ориентацию, позиции, занимаемые российскими производственными компаниями в Венесуэле, имеют реальные шансы не только к укреплению, но и дальнейшему их развитию.

9. Подрез В.С. Волгоград и Венесуэла на пути к тесному сотрудничеству // Латинская Америка. 2002.№12. С. 62.

13. Сапожников К.Н. Уго Чавес: Одинокий революционер. М.: Молодая гвардия, 2011. 327 с.

Читайте также: