Гендерные различия в общении кратко

Обновлено: 05.07.2024

К концу XX в. в психологической науке сформировалось два взаимосвязанных, но не тождественных направления исследований – психология половых различий и гендерная психология.

В первом направлении классической является работа Э. Э. Маккоби и К. Н. Джэклин. Они проанализировали публикации (около 5 тысяч), где были результаты сравнительных характеристик мужчин и женщин в разных областях. Выявили около 300 различий и применили факторный анализ. Достоверные различия в психологических характеристиках можно выделить только по 4 признакам:

  1. женщины превосходят мужчин по вербальным способностям.
  2. мальчики и мужчины превосходят по пространственным способностям.
  3. мальчики и мужчины превосходят по математическим способностям.
  4. мужчины более агрессивны.

В 1990г. Г. Крампен с коллегами, анализируя накопленные к этому времени данные о половых различиях, добавил еще 2 свойства:

  1. у женщин выше уровень тревожности
  2. у женщин выше показатели нейротизма и субъективных (психосоматических) расстройств.

Кроме того существуют еще различия на уровне тенденции.

  • У женщин локус контроля в большей степени внешний, а у мужчин внутренний.
  • Макиавеллизм выше у мужчин.
  • У женщин более высокие оценки ожидания неудач

При гендерном подходе определяется гендерная идентичность и рассматриваются такие характеристики, как маскулинность и фемининность.

Половые различия во взаимопонимании и общении.

Мужчины лучше понимают черты, связанные с субъект-объектным взаимодействием. Выделяют больше когнитивную, интеллектуальную сторону.

Женщин – выделяют межличностные отношения, эмпатийные моменты. Женщины лучше понимают волевые качества и те черты, которые отражают отношение к другим людям.

Часто во взаимодействии в общении мужчины и женщины нарушается взаимопонимание. Это происходит по причине того, что мужчины и женщины по-разному понимают разные вещи.

  1. Мужчины и женщины по-разному понимают справедливость.

Мужчины – это равенство и в поощрении и в наказании

Женщины всегда учитывают обстоятельства, в которые попадает человек. Пытаются найти оправдания.

  1. Мужчины ориентированы на обладание информацией, свободу действия и независимы в суждениях. Женщины стремятся к психологической близости, осознанию того, что их жизнь тесно взаимосвязана с жизнью другого.
  2. Мужчины и женщины в общении по-разному относятся к советам: для мужчины посоветоваться – ограничить свободу, показать, что ты зависим, для женщины увеличить силу.
  3. Разная логика: склонность мужчин опираться на обобщенные выводы, женщин на конкретные примеры из личного опыта. В общении многие женщины в качестве аргументов приводят личные примеры, логика строится на личном опыте, интеграции опыта окружающих.
  4. Разная направленность интересов. Мужчин интересует информация о фактах и событиях, у женщин интерес к эмоциям, чувствах других. В психолингвистике: у мужчин и женщин в разговоре ориентация на разные слои разговора. Стиль слушания мужчин на информационном уровне, а женщин на метаинформационном уровни (отношения).
  5. Мужчины в общении склонны ориентироваться на содержание и прямые выводы, а женщины на поиски косвенных выводов, подтекста, тайного смысла.

Гендерные различия.

При проведении гендерных исследований, первоначально проводят исследование гендерной идентичности – ролевых позиций, которые люди занимают в общении независимо от пола. Различают людей с преобладанием маскулинных черт, фемининных, андрогинов (сильно выражены обе черты), полонедифференцированных (обе черты не выражены).

Различия в ценностных ориентациях: маскулинность – независимость, социальная успешность, высокий уровень достижения, фемининность – любовь, семья, человеческие отношения.

Преобладает представление, что гендерная идентичность не личностное качество, а ролевая позиция определенная обществом. Есть культуры, где ценятся маскулинные (конкурентные отношения и упорный труд) или фемининные (ценность отношений) качества.

Различия в общении.

Маскулинность – направленность на достижение социального успеха, решение задачи, в парном взаимодействии игнорируют потребности партнера. Низкая эмпатичность и эмоциональность. Стратегии взаимодействия доминантного, независимого и компетентного типа. Высокая самооценка и высокая социальная успешность, плохо понимают невербальную сторону общения.

Фемининность – ориентация на создание гармоничных отношений и поддержание равновесия в общения, стратегии зависимого и подчиненного типа. Высокая способность к эмпатии, эмоциональной отзывчивости. Хорошая способность к выявлению и интерпретации невербальных признаков поведения. Низкая самооценка но высокая успешность во взаимодействии в межличностной сфере.

Наиболее оптимальными являются андрогины. Направленность на установление баланса между сферами достижений и межличностных взаимоотношений. Стратегии компетентного и дружелюбного типа. Самооценка адекватная. Есть корреляция между полом и идентичностью, но она особая – нет яро выраженной связи: есть отрицательная связь между полом у женщин и маскулинностью, а значимой связи с фемининностью – нет.

Общение мужчин и женщин – в чём различие?

Общение мужчин и женщин имеет гендерные различия, которые очень сильно влияют на ход общения. Эмоциональным женщинам и рациональным мужчинам часто трудно понять друг друга.

Общение мужчин и женщин

Женщины часто жалуются на то, что мужчины их не понимают. Мужчинам женские разговоры кажутся нелогичными и пустыми. Почему же возникают такие разногласия между людьми, которые искренне хотят понять друг друга?

Наука, которая называется гендерная психология, исследует отличия психологии мужчин и женщин. Она выявила около 300 различий между особенностями мышления и поведения представителей разных полов. Приоритетным направлением её изучения являются гендерные особенности общения.

У кого из нас потребность в общении больше?

Уже с раннего детского возраста у девочек потребность в общении больше, чем у мальчиков. С годами эта тенденция сохраняется. Представительницы прекрасного пола превосходят мужчин по вербальным способностям. У них более богатый словарный запас и выше скорость речи.

Главным в общении для мужчин является максимально быстрое достижение результата. Именно поэтому в разговоре они склонны говорить по сути, начиная беседу с важных моментов. Для представителей сильного пола важна логичность, последовательность и аргументированность высказываний. Они не любят длительных рассуждений и отвлечённых бесед. Женщины же предпочитают вести длительную беседу, с приведением большого количества примеров. Они любят выяснять истину в процессе разговора, задавая большое количество вопросов.

Как представители разного пола выражают негативные эмоции?

  • Общение мужчины и женщины отличается не только количественным, но и качественным показателем.

    Особенности общения женщин заключаются в том, что практически в любой ситуации оно отличается эмоциональностью.

    Особенности общения мужчин состоят в том, что они категоричны в своих высказываниях, часто игнорируют замечания собеседников и стремятся доказать свою правоту.

Они часто вступают в споры, иногда склонны проявлять агрессивность. Женская позиция в разговоре более мягкая. Представительницы прекрасного пола прислушиваются к мнению других людей, особенно если это родные и близкие. Они чаще меняют свою точку зрения, избегают возникновения конфликтных ситуаций.

Женщины часто высказываются намёками, надеясь на то, что мужчины их поймут. Такое поведение является ошибочным, ведь представители мужского пола мыслят рационально и воспринимают все буквально. Именно поэтому им необходимо все говорить прямо, без подтекстов и намёков. У женщин более развита интуиция и склонность к эмпатии (способность понимать собеседника и сопереживать ему). Именно поэтому они намного лучше понимают намёки.

Заключение

Гендерных отличий в общении женщин и мужчин очень много. Но, несмотря на это, желание понять партнёра по общению противоположного пола поможет наладить конструктивный диалог и понять друг друга.

Количество слов: 635 Время на чтение: 3 мин.
Распечатать
Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 37 934 раз!
Спасибо нашим читателям, которые оставили 12 комментариев и уже оценили статью 30 раз!

Разделение людей от природы на мужчин и женщин изначально существует для биологической целесообразности, а именно в целях эволюционного сохранения вида. Если биологической функцией мужчины является расширение ареала, добыча пищи, защита потомства, то биологическая функция женщины – рождение и воспитание детей и сохранение уже достигнутых преимуществ адаптации.

Однако с развитием цивилизации и общественной жизни большинство биологических функций мужчин и женщин утратили свою актуальность для сохранения вида. В настоящее время борьба за существование людей сведена к минимуму, и основной задачей жизнедеятельности человека становится его общественная полезность. Поэтому в настоящее время на первый план выходят те особенности мужчин и женщин, которые имеют отношение к социальному взаимодействию.

Психологические различия между мужчинами и женщинами определяются не только биологическими, но и социальными факторами. В процессе воспитания ребенка, начиная с момента рождения, задаются различные направления для мальчиков и девочек. Около 83% родителей направляют и контролируют развитие своих детей с учетом половых различий [5]. Семья и общество традиционно стремятся воспитывать девочек в стиле подчинения правилам и требованиям других, и акцент в воспитании девочек делается на привязанности и заботе о других; для воспитания мальчиков характерен принцип индивидуализации: мальчиков воспитывают активными, самостоятельными.

Гендерные различия проявляются во всех сферах жизнедеятельности и видах активности людей, и в том числе в общении.

Различия в восприятии общения и взаимодействия мужчинами и женщинами порождают соответственно различия всех характеристик общения, реализуемого мужчинами и женщинами [4; 5; 6]:

Таким образом, гендерные различия в сфере общения обусловлены преимущественно исторически сложившимися полоролевыми (гендерными) стереотипами.

Гендерные различия и их влияние на жизнедеятельность человека

Гендерные отношения – это различные формы взаимосвязи представителей разных полов, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности.

Гендер рассматривался классиками гендерной психологии как одно из базовых измерений социальной структуры общества вместе с другими культурными и социально-демографическими характеристиками.

Толкование гендера может быть очень широким, обозначая разделение людей по полу, культурным символам, рынку труда, идентификационным моделям личности. Так и узким, в этой трактовке подчеркивается разница между биологическим и социальным полом личности.

Гендер – это социальная модель мужчин и женщин, определяемая их ролью и положением в обществе. В разных обществах гендерные системы различны.

Сущность гендера – это противопоставление и полярность. Практически в каждом обществе с какого-то определенного момента социальные характеристики имеют два гендерных ярлыка – один биологический пол доминирующий, а другой считается вторичным. Эта гендерная асимметрия остается, несмотря на то, что со временем социальные нормы меняются. Таким образом, гендерная система является социально сконструированной системой неравенства по полу.

Свое влияние на гендерную социализацию оказывают психосоциальные особенности развития личности с точки зрения конкретной половой идентификации.

Ряд психологических особенностей жизнедеятельности и поведения человека обуславливается гендерным фактором, который формируется в социально-психологических поведенческих установках и стереотипах.

Гендерный подход в социально-психологическом понимании можно использовать к определению качества жизнедеятельности человека. Оценивая психологические критерии гендерного фактора важно затрагивать социально-психологический и интегративный подходы.

Готовые работы на аналогичную тему

На поведение людей и их жизнедеятельность гендерный фактор оказывает существенное влияние.

Качество жизни и функциональный комфорт в реализации профессиональной деятельности обуславливаются гендерными стереотипами. Это говорит о том, что одним из главных способов социальной стратификации общества, является гендер, который в сочетании с социально-демографическими факторами (возраст, пол, национальность, класс), организует систему социальной иерархии.

Гендер является набором всех культурных характеристик, определяющих социальное поведение мужчин и женщин и их взаимоотношения между собой.

Гендер – это аналитический инструмент для понимания всех социальных процессов, происходящих в обществе.

Быть женщиной или мужчиной, значит быть уверенным в том, что биологический представитель данного пола является носителем определенного набора биологических характеристик и обладателем личностных и поведенческих особенностей, соответствующих этому полу.

Половая принадлежность – это своеобразная когнитивная схема, дающая представления о том, какими свойствами должен обладать представитель каждого пола.

Гендер проявляется в повседневной реальности и является важной категорией социальной жизни человека.

Гендерный аспект межличностных отношений

Гендерный аспект предполагает анализ отношений между мужчиной и женщиной.

Многообразные содержательные характеристики отношений между полами можно свести к партнерской и доминантно-зависимой модели отношений.

Партнерская модель представляет собой равноправные отношения субъектов, где каждый принимает во внимание интересы и цели другого. Общение строится на равных, а суждения и поступки не оцениваются преждевременно и поспешно. Партнеры относятся друг к другу уважительно и корректно, стараясь поставить себя на место другого. Подобная готовность исходит со стороны каждого партнера.

Женщины, как правило, больше ориентированы на партнерскую систему взаимодействия, в то время как мужчины предпочитают систему доминирования. Это и понятно, потому что в обществе нормативные представления ориентируют на проявление активности, напористости, силы, целеустремленности как представления о мужественности.

Что касается представлений о женственности в отношениях с другими людьми, то это всегда уступчивость, деликатность, мягкость, застенчивость и отзывчивость.

Традиционные гендерные представления, таким образом, характеризуются тем, что один субъект властвует над другим и стремится его чувства или действия подчинить своим замыслам и желаниям. Отсюда традиционные представления о мужественности заставляют мужчин проявлять позицию доминантную в межличностных отношениях, а женщин – зависимую.

Возникающие межличностные противоречия в партнерской модели отношений разрешаются сотрудничеством и компромиссом, диалогической позицией партнеров.

Любой конфликт в деловой сфере имеет свои функциональные последствия, ведет к снижению трудовой активности, ослаблению мотивации, возникновению усталости и стрессов. Сглаживанию таких противоречий будет способствовать внедрение этических норм.

Проблема гендерных различий в современной психологии

Концепций гендера в современной психологической литературе существует несколько.

Термин гендер отражает культурные, социальные, психологические особенности взаимоотношений между мужчиной и женщиной, их статусами, потребностями, интересами, стратегиями.

Гендер представляет собой совокупность различий в ролях, между мужским и женским поведением.

Гендерные нормы и стереотипы определяют психологические качества, виды деятельности, профессии человека, принятые в обществе в зависимости от его биологического пола.

У современной молодежи гендерные конфликты, как межличностные проявления, являются феноменами, часто попадающими в поле зрения психологов и социологов.

Каждая сторона отстаивает свое мнение, доказывает правоту другой стороне, что приводит к негативным эмоциональным переживаниям. В конфликтной ситуации управлять эмоциями достаточно сложно.

На поведение молодых людей влияние оказывают гендерные стереотипы и психофизиологические особенности, причем первые оказывают более сильное влияние. Психологи с уверенностью говорят, что девушки более общительны, эмпатичны и заботливы, юноши – авторитарны, автономны, настойчивы, интеллектуальны.

С детских лет межличностные отношения юношей активны и предметны, но более соревновательны и конфликтны. Отношения юношей отличаются эмоциональной сдержанностью. Девушки свободнее и полнее выражают свои чувства, раньше испытывают потребность делиться своими переживаниями.

В психологии юношей и девушек выделяется четыре основных различия:

  1. тенденция к независимости у юношей;
  2. тенденция к взаимозависимости у девушек;
  3. большая социальная ориентированность у девушек, более четкое осознание ими хрупких связей, объединяющих людей;
  4. для юношей характерно избегание зависимости.

Рисунок 1. Гендерные отличия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Эти различия не являются врожденными и генетически никак не обусловлены. Они являются результатом обучения, воспитания, убеждения, социализации со стороны взрослых.

Различие также отражается и в культурных стереотипах, т.е. в гендерном аспекте. Юноши к окружающему миру относятся напористо, самоуверенно, а для того, чтобы отделить себя от мира, необходимо кем-то манипулировать из своего окружения, чтобы быть уверенным в своей независимости.

Специалисты описывают юношеский стиль отношений как манипулятивный и аналитический. Психология мужчины всегда сконцентрирована на том, где всегда есть победитель и проигравший, а необходимым условием для выживания является возможность стоять на вершине. Данная установка, таким образом, не признает альтернативы партнерского стиля отношений.

Различие юношей и девушек состоит также и в том, что юноши способны к овладению пространственными и математическими знаниями, а девушки – к овладению языковыми навыками.

Что касается морали и нравственного поведения, то юношеская концепция формируется в терминах абстрактных правил, границы которых постоянны и неподвижны – для них мораль является нормой, которая дает возможность беспрепятственно вращаться в сфере своего бизнеса. Для девушек границы более открыты и подвижны, в интерпретацию этики они привносят больше личного.

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр . Под общей редакцией А. А. Бодалева . 2011 .

Полезное

Смотреть что такое "Гендерные различия в общении" в других словарях:

Исследование экспрессии человека в общении: социально-психологическая концепция В. А. Лабунской — Данное науч. направление социальной психологии О. начало разрабатываться с 1970 х гг. в рамках школы А. А. Бодалева. Первые работы касались проблемы условий и факторов успешного опознания выразительных компонентов состояний человека. К концу 1980 … Психология общения. Энциклопедический словарь

Женщина в исламе — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

Голова — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

Мамардашвили — Мамардашвили, Мераб Константинович Мераб Мамардашвили Дата рождения: 15 сентября 1930(19300915) Место рождения: Гори, Грузинская ССР, СССР Дата смерти: 25 ноября 1990 Место смер … Википедия

Мамардашвили, Мераб — Мераб Мамардашвили Дата рождения: 15 сентября 1930 Место рождения: Гори, Грузинская ССР, СССР Дата смерти: 25 ноября 1990 Место смерти: Москва, СССР Научная сфера: Выдающийся Советский философ, исследователь философии языка и сознания … Википедия

Мамардашвили М. — Мераб Мамардашвили Дата рождения: 15 сентября 1930 Место рождения: Гори, Грузинская ССР, СССР Дата смерти: 25 ноября 1990 Место смерти: Москва, СССР Научная сфера: Выдающийся Советский философ, исследователь философии языка и сознания … Википедия

Мамардашвили М. К. — Мераб Мамардашвили Дата рождения: 15 сентября 1930 Место рождения: Гори, Грузинская ССР, СССР Дата смерти: 25 ноября 1990 Место смерти: Москва, СССР Научная сфера: Выдающийся Советский философ, исследователь философии языка и сознания … Википедия

Мамардашвили Мераб Константинович — Мераб Мамардашвили Дата рождения: 15 сентября 1930 Место рождения: Гори, Грузинская ССР, СССР Дата смерти: 25 ноября 1990 Место смерти: Москва, СССР Научная сфера: Выдающийся Советский философ, исследователь философии языка и сознания … Википедия

Мераб Константинович Мамардашвили — Мераб Мамардашвили Дата рождения: 15 сентября 1930 Место рождения: Гори, Грузинская ССР, СССР Дата смерти: 25 ноября 1990 Место смерти: Москва, СССР Научная сфера: Выдающийся Советский философ, исследователь философии языка и сознания … Википедия

Читайте также: