Историческая школа права неволин кратко

Обновлено: 04.07.2024

В ее основе лежит идея о том, что право не делается, а образуется стихийно на основе обычаев и традиций народа. Право является продуктом народного духа.

1. внимание к обычаям народа.

2. критическое отношение к формальному заимствованию законов и понятий других государств.

1. отрицает внешнее влияние на право.

2. придает националистическое звучание праву.

3. КЛАССОВАЯ (ЭКОНОМИЧЕСКАЯ) ТЕОРИЯ ПРАВА.

К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Право понимается как возведенная в закон воля экономически господствующего класса. Право определяется материальным уровнем жизни общества, экономикой.

1. выражена действительная связь права с экономикой и политикой.

2. право понимается как надстройка над экономическим базисом, отражающая волю господствующего класса.

Не учитывает влияние других факторов на право (например, общественного сознания).

4. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ПРАВА.

5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА.

Право – это совокупность норм равенства и справедливости, регулирующих согласование и борьбу свободных воль в их взаимоотношении друг с другом, признаваемых в данном обществе и обеспеченных защитой государства.

Наличие многих концепций на происхождение и сущность права позволяет рассмотреть такое сложное явление как право с разных сторон. Это дает возможность в процессе правотворческой деятельности отыскивать для закрепления в качестве норм права правила поведения с учетом различных факторов.

Но чтобы право выполняло свою функцию как регулятора наиболее важных общественных отношений, необходимо единое понимание права в процессе правоприменительной деятельности. Этому соответствует нормативистское понимание права, как совокупности зафиксированных в документах норм права, установленных государством.

В ее основе лежит идея о том, что право не делается, а образуется стихийно на основе обычаев и традиций народа. Право является продуктом народного духа.

1. внимание к обычаям народа.

2. критическое отношение к формальному заимствованию законов и понятий других государств.

1. отрицает внешнее влияние на право.

2. придает националистическое звучание праву.

3. КЛАССОВАЯ (ЭКОНОМИЧЕСКАЯ) ТЕОРИЯ ПРАВА.

К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Право понимается как возведенная в закон воля экономически господствующего класса. Право определяется материальным уровнем жизни общества, экономикой.

1. выражена действительная связь права с экономикой и политикой.

2. право понимается как надстройка над экономическим базисом, отражающая волю господствующего класса.

Не учитывает влияние других факторов на право (например, общественного сознания).

4. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ПРАВА.




5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА.

Право – это совокупность норм равенства и справедливости, регулирующих согласование и борьбу свободных воль в их взаимоотношении друг с другом, признаваемых в данном обществе и обеспеченных защитой государства.

Наличие многих концепций на происхождение и сущность права позволяет рассмотреть такое сложное явление как право с разных сторон. Это дает возможность в процессе правотворческой деятельности отыскивать для закрепления в качестве норм права правила поведения с учетом различных факторов.

Но чтобы право выполняло свою функцию как регулятора наиболее важных общественных отношений, необходимо единое понимание права в процессе правоприменительной деятельности. Этому соответствует нормативистское понимание права, как совокупности зафиксированных в документах норм права, установленных государством.

Константи́н Алексе́евич Нево́лин (1 июля 1806, город Орлов, Вятская губерния — 6 октября 1855, город Бриксен, Тироль) — известный юрист, цивилист, крупный специалист по исторической географии. Один из первых исследователей документов Водской пятины.

К.А. Неволин — характерный представитель университетской науки первой половины XIX столетия. Свою плодотворную научную и преподавательскую деятельность он активно сочетал с многообразной административной и законопроектной работой. Отдавая должное эмпирической юриспруденции, К.А. Неволин приходит к убеждению, что действующее право необходимо развивать на прочном теоретическом фундаменте, разрабатывая основы законоведения.

Неволин считал, что философия законодательства есть наука собственно философская. Ее невозможно отделить и понять без всей философии вообще. Имея своим предметом истинное существо вещей, философия дает правильные, ясные и твердые знания о понятиях, обо всех предметах познания во всех областях жизни. Русский ученый разделяет мнение Гегеля, что философия, стремясь перейти от чувственного к сверхчувственному началу, выполняет главное свое предназначение — возвышает и облагораживает дух человека.Определяя цели и задачи философии законодательства, Неволин говорит, что она занималась изложением прав и обязанностей человека, вытекающих из его чисто человеческой природы, поэтому старалась показать человеку только совершеннейший порядок общественной жизни, совсем не обращая или обращая мало внимания на несовершенные виды общественной жизни. Соответственно явления, относящиеся к несовершенным видам общественной жизни, оставались непонятными, необъяснимыми для разума человека, а вместе с тем не могло стать понятным и существо совершенного общественного устройства.

Для того чтобы философия законодательства была способна дать правила, из которых можно было бы объяснить каждое явление в области законодательства и по которым мы могли бы определить все возможные виды законодательств, она должна: 1) определить составные начала, из которых слагается всякое законодательство; 2) обозначить возможные способы, с помощью которых могут быть сложены составные начала для образования из них одного целого законодательства, более или менее полного и совершенного; 3) изложить совершеннейший способ соединения между собой этих разных начал, указав то совершеннейшее целое, какое может быть из них составлено; 4) описать порядок постепенного образования законодательств и изменения их как с худшего на лучшее, так и с лучшего на худшее.

В связи с вышесказанным принципиально важным является вопрос о том, к какой философско-правовой школе можно отнести творчество К. А. Неволина, каковы его подход и методология исследования правовых феноменов. Следует отметить, что с начала Нового времени обычно действовала своеобразная формула, относящая идеи того или иного мыслителя, разрабатывающего правовые проблемы, либо к позитивизму, либо к юснатурализму. Эта двухчастная классификация сегодня значительно усложнилась за счет включения в обзор некоторых новых методологических ориентаций, берущих начало в XIX в. (историческая школа права, социологическая концепция права, психологическая школа права и др.).

Для того чтобы попытаться в целом сформулировать методологические основания учения Неволина, следует отметить некоторые принципиальные, моменты.

Во-первых, Неволин во всяком законодательстве различал две части:

К.А. Неволин родился 13 июля 1806 года в семье священника, его начальное образование было получено в Вятской духовной семинарии, затем в Московской духовной академии. Парадоксально, но его начальное образование привело к деятельности, которая была никак не связана с религией, что не помешало К. А. Неволину в последствии стать одним из самых важных деятелей в развитии правопонимания России середины XIX века.
Его профессиональная карьера началась после окончания Московской духовной академии, и, последующим переездом в Санкт-Петербург, где он познакомился с М. М. Сперанским. М.М. Сперанский взял юное дарование под свою личную опеку, что оставило значительный след в его карьере. Вместе с ним, К.А. Неволин изучал законоведение как науку в целом, а также теорию и практику законоведения. Через несколько лет он отправился в Берлинский Университет, там он продолжил своё обучение под руководством Г. Гегеля и Ф. Савиньи. Теория государства и права, философия права, римское, германское, международное и прусское право, это малая доля того, что впитал в себя тогда ещё не до конца сформировавшийся юрист К.А. Неволин.

После возвращения в Россию, К.А. Неволин воссоединился со М.М. Сперанским для продолжения занятий по изучению законоведения. Его первая диссертация увидела свет в 1835 году и носила название "О Философии законодательства у древних". Позже он получил учёную степень доктора права.

Из его достижений можно выделить вклад в формирование основ отечественной теории, истории и философии права, кодификацию Российского права, организацию, и, впоследствии развитие юридического образования в России, подготовку квалифицированных специалистов в области юриспруденции того времени. Нельзя не отметить киевский период творчества Константина Алексеевича. В этот период была опубликована двухтомная "Энциклопедия законоведения" (1839 - 1840), а уже в 1851 году трёхтомная "История Российских Гражданских законов" - в ней были разработаны основы российской научной цивилистики.

Согласно К.А. Неволину, общим предметом законоведения выступают законы. Сущность закона проявляется в правде (справедливости). Согласно его концепции философии законодательства, понятие правды (справедливости) - это проявление божественного начала в мире нравственном, где божество открывает себя при участии и посредстве людей. В процессе своего развития люди всё полнее и правильнее раскрывают идею божественной правды (опять же, справедливости) в своей жизни, бытии. В процессе общения так же раскрываются идеи справедливости на разных стадиях общественной жизни в гражданском обществе, союзе народов и государстве.

Законы государства, по мнению К.А. Неволина, выполняют только две основные функции: определительную, которая определяет права и обязанности членов государства (граждан) между собой и по отношению к государству, и, охранительную - охранительная функция выполняет задачу охраны прав и обязанностей членов государства по отношению к государству и наоборот. В числе охранительных функций можно выделить четыре отдельные меры: мера пресечения беспорядков, мера предупреждения беспорядков, мера наказания и мера поощрения.

Переходя к вопросу о войне и мире, Константин Алексеевич в очередной раз придерживается гегелевского подхода. "Как государства не признают над собой никакого высшего судьи на земле, то для решения взаимных жалоб между ними, при безуспешности мирных отношений, остается единственным средством война"[1, с. 5]. В своём изречении К.А. Неволин указывает на непогрешимость выбора, мысли, и видения государственного аппарата, его членов и политиков любой из страны того времени, из-за которых и происходит война.

Причина разрушения государств состоит, согласно К.А. Неволину, в том, что они не соответствуют своей сущности. Постепенное приближение ко все большему соответствию бытия государств их понятию совершается в истории. Вместе с государством развиваются и его законы, в которых все полнее и подробнее выражаются начала правды (справедливости). К.А. Неволин говорил, что причина стагнации и разрушения государственного строя, и, государства в целом, состоит в том, что они не соответствуют своему понятию.

Если говорить о неоценимом вкладе К. А. Неволина в юриспруденцию того времени, то можно резюмировать, что его учение о государстве, праве и правопонимании заложило прочный фундамент для начала и дальнейшего развития научной юриспруденции в России.

1. Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений: учебник для ВУЗов / В.С.Нерсесянца. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: НОРМА, 2004. - 944 С.

Неволин Константин Алексеевич

Неволин Константин Алексеевич - известный юрист (1806 - 1855), сын священника. Учился в Московской духовной академии; еще до окончания курса был избран, в числе других студентов университетов и духовных академий, для подготовки на кафедры законоведения. Все академисты, помещенные на казенные квартиры в Петербургском университете, должны были с весны 1828 г. начать свои занятия при II отделении Собственной Ее Императорского Величества Канцелярии, под надзором и руководством статс-секретаря Балугьянского , по плану, выработанному Сперанским. Они слушали лекции уволенных за неблагонадежность из Петербургских университетов профессоров Куницына (гражданское право), Плисова (финансы) и Арсеньева (история), и, кроме того, в университете, римское право у Шнейдера, словесность греческую и римскую у Грефе ; изучали также новые языки. В мае и июне 1829 г. им было произведено испытание, по выдержании которого они были командированы в Берлинский университет, где в течение трех лет, под главным руководством Савиньи, занимались энциклопедией и философией права, историей и теорией государственного права, правами римским, германским, прусским и европейским международным. По возвращении из-за границы Неволин был прикомандирован ко II отделению для изучения свода законов и приведения к окончанию свода привилегий и законов Остзейских губерний. В начале 1834 г. он приступил к экзамену прямо на степень доктора в собраниях философско-юридического факультета, в присутствии Балугьянского, Куницына и Плисова. После защиты диссертации на степень доктора: "О философии законодательства у древних" Неволин был назначен профессором энциклопедии права и учреждений Российской империи в университете святого Владимира, где три раза был избираем ректором. В этом звании Неволин явился ближайшим помощником попечителя, неоднократно исполняя его обязанности и, при посредстве состоящего при университете училищного комитета, руководя всеми среднеучебными заведениями округа. В комитете под председательством Неволина были выработаны программы преподавания и испытаний по всем предметам для гимназий и уездных училищ. Благодаря его усилиям было расширено преподавание на юридическом факультете. Ряд неприятностей с новым попечителем, князем Давыдовым, и особенно назначение М.В. Юзефовича на вновь созданную должность помощника попечителя вынудили Неволина подать прошение об отставке или о переводе в другой университет. В 1843 г. он был назначен на кафедру российских гражданских законов в Петербургский университет, где был избран в 1847 г. проректором и деканом юридического факультета. С 1845 г. преподавал историю российского законодательства для студентов философского факультета, а с 1848 г. - этот же предмет и энциклопедию законоведения в училище правоведения. В 1852 г. он был прикомандирован к военному министерству для участия в исправлении военно-уголовных законов; в 1854 г. назначен членом консультации при министерстве юстиции. Первый труд, создавший Неволину ученое имя, была "Энциклопедия законоведения" (1839 - 40). После руководств Льва Цветаева ("Начертание теории законов", 1810 и 1817) и Дегая ("Пособия и правила изучения российских законов", 1831 и сл.), являвшихся целиком курсами естественного права, энциклопедия Неволина впервые проводит начала исторической школы, хотя еще нерешительно. В общей части, определяя предмет законоведения, Неволин стоит еще на почве естественного права и учения Гегеля, утверждая, что закон по существу своему есть вообще правда, а существо последней есть обнаружение в нравственном мире бытия божественного существа в самом себе. В отделе о происхождении и образовании законодательств Неволин различает "во всяком законодательстве две составных части: часть, которая может быть познана непосредственно умом и сама по себе имеет обязательную силу, независимо от общественного постановления - законы естественные; часть, которая познается не иначе, как из самого законодательства, действующего в государстве, и только потому имеет обязательную силу, что она установлена государством - законы чисто положительные. Первые представляют всеобщую и необходимую сторону законодательства, вторые - случайную и ограниченную". В вопросе о происхождении и постепенном образовании законов внутри государства Неволин следует исторической школе, признавая формами законов "или обычаи, или законы в тесном смысле, или же ученье законоведцев". В отделе о разделении законов на их главные роды Неволин целиком проводит систему нашего свода и смотрит на законоведение преимущественно с практической точки зрения. Являясь в общей части энциклопедии эклектиком, Неволин в особенной части (история философии законодательства, история положительных законодательств) выступает более компилятором, чем самостоятельным исследователем. Несмотря на это, энциклопедия Неволина для своего времени была крупным явлением. Сам автор в предисловии справедливо отметил, что даже литература иностранная не представляет ничего подобного его сочинению во всем его объеме. Тем заметнее и важнее было значение этого труда в России, где он долго оставался единственным в своем роде. Для нашего времени он совершенно устарел. Более важное научное значение имеют исторические труды Неволина, в особенности капитальная "История российских гражданских законов" (1851). Неволин первый воспользовался обширными, только что обнародованными тогда источниками по русской истории - полным собранием законов, полным собранием летописей (т. I - IV) и актами археографической комиссии, - и дал прекрасный пример, как должно пользоваться такими изданиями. По полноте и богатству материала, по старательности подбора отдельных фактов, по осторожности выводов "История российских гражданских законов" до сих пор считается образцом ученых работ. Но избранная автором система изложения оказалась неудачной: сочинение его написано по системе свода законов, являясь как бы историческим комментарием к т. Х, ч. 1. При такой постановке дела Неволин изучал не столько историю институтов в их взаимной связи, сколько хронологическую смену узаконений по каждому вопросу официальной схемы. Изложение получилось в значительной мере внешнее, не объединенное какой-либо идеей или гипотезой, а местами и отрывочное. В настоящее время нельзя удовлетвориться даже и фактическим материалом, собранным Неволиным, так как после издания его труда обнародовано немало новых источников; но в каждом новом исследовании по истории гражданского права необходимо исходить от труда Неволина. Более выдающиеся из других исторических сочинений Неволина: "Образование управления в России от Иоанна III до Петра Великого" (1844), "О пространстве церковного суда в России до Петра Великого" (1847), "О преемстве великокняжеского Киевского престола" (1851) и "О пятинах и погостах Новгородских в XV в." (1853, в "Записках Русского Географического Общества", кн. VIII). Все сочинения Неволина, кроме докторской диссертации и "О пятинах и погостах", изданы И.Е. Андреевским в 1857 - 59 годы. - См. Усов "Очерк ученой и служебной деятельности Неволина" (1855); предисловие к изданию Андреевского; В. Григорьев "Петербургский университет" (1870); "Биографический словарь профессоров и преподавателей университета святого Владимира" (1884); Владимирский-Буданов "История университета святого Владимира" (1884). М. Д.

Читайте также: