Судьба человека после смерти в индуизме 5 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Традиционно родиной учения о реинкарнации считается Древняя Индия, хотя некоторые полагают, что эта теория зародилась гораздо раньше – в Вавилоне и Древнем Египте. Теория переселения душ связана с непременной верой в бессмертие души, поэтому логично предположить, что мысль о путешествии души из тела в тело приходила в голову всем, кто верил, что душа бессмертна. Однако свое развитие и детальную проработку это учение получило в религии индуизма, так что идея переселения душ достаточно древняя.

Как же она появилась? Индуистские жрецы – брахманы – бились над разрешением простой загадки: раз господь благ и создал мир благим и счастливым, то почему люди страдают? Почему в мире так много зла и боли? Пытаясь решить онтологическую проблему существования зла, они неизбежно приходили к выводу, что где-то есть причина этого неустранимого противоречия. Считается, что именно для разрешения этого противоречия и был выведен закон кармы, т. е. причинно-следственной связи поступка и его результата.

Именно тогда было введено понятие хорошей и плохой кармы. Считается, что у индуиста хорошая карма, если он совершает правильные и угодные деяния для социума и соответствует его морали, не нарушая сложившегося порядка, и плохая, порочная – если он посягает на древние устои индийского общества.

В этом принципиальное отличие индуистского понимания кармы от буддистского, о чем речь будет идти позже. С тех пор учение о перевоплощении и закон кармы стали главными направляющими в жизни миллионов индуистов, сикхов, буддистов, джайнистов, кришнаитов и т. д. Все, что происходит в их жизни, – от богатства до разорения – исповедующие религии, основанные на индуизме, воспринимают как справедливое возмездие за прошлую жизнь.

Поскольку карма описывает действие и ответную реакцию на него, то она может быть разных видов. Благое или доброе действие приводит к тому, что в последующей жизни человек пребывает в комфорте, достатке и покое. Если душа жила праведно и благочестиво, то все условия нового существования будут лучше по сравнению с прошлыми. Однако, как нетрудно догадаться, существует и дурная карма – викарма.

Она следствие порочной, неблагочестивой и злой жизни. Плохая карма приводит к тому, что душа воплощается в более низких формы жизни – духов, растений, животных.

Важно понять, что любая душа обязана пройти всю цепь перерождений, чтобы достичь высшего блаженства, но одни души (как бодхисатвы) делают это сознательно, а другие (их большинство) снова и снова закидываются в материальный мир, пока не осознают свои грехи.

Акарма – это чистый свет духовности, который способен прервать цепь перерождений и который освобождает душу, потому что духовная деятельность благочестива. Однако достичь акармы может только истинный мудрец, высокоразвитый человек, а для большинства людей этот путь слишком труден.

Как уже говорилось, в индийской религиозно-философской литературе дано очень подробное описание процесса перерождения, который напрямую связан с представлением о природе смерти. В индийской культуре и философии существует три главные традиции восприятия смерти.

1. Ранняя ведическая традиция.

Согласно Ведам, после смерти человек, озабоченный только материальной деятельностью, попадает в царство Ямараджи. Это своеобразный индуистский ад, где живут самые низшие существа. Выбраться из ада душа умершего может лишь с помощью жертвоприношений еды и воды, которые должны делать его дети и внуки на протяжении многих лет.

Если умирает глава семьи, то его сын обязан совершить обряд сапин-дикарана, который включает в себя множество ритуалов. Все эти ритуалы направлены на то, чтобы душе было легче существовать в загробном мире. До соблюдения этих ритуалов душа 12 дней или 12 месяцев (это зависит от трактовки священных текстов) пребывает в форме призрака, и только обряд пинда-прадана переводит покойника на новый уровень бытия. Душе покойного предлагается рисовый шарик – пинда, который как бы перемещает его в мир иной, подготавливает ко встрече с предками. В этом состоянии атман находится какое-то определенное время, а затем начинает свой путь через множество форм, проходя через все элементы материального мира (согласно ведической философии, это земля, вода, воздух, огонь, эфир), включается в полный цикл питания, а уже после этого и принимает одну из многочисленных форм, распространенных во Вселенной.

2. Пураническая традиция.

Пураны – это сборник древних историй, которые написаны как толкование священного текста Вед. К ведической традиции осмысления смерти Пураны добавляют представление о многочисленных райских и адских планетах, на которых живут грешники или праведники. В зависимости от тяжести деяний их награждают или наказывают. В этой книге говорится, что перед своим рождением в новом теле душа странствует по этим планетам и иным мирам. Новое рождение же дает ей возможность познать себя и достичь просветления.

3. Традиция сансары.

Эта традиция есть самое точное и совершенное истолкование смерти, являющееся пиком осмысления смерти в Ведах и Пуранах. Собственно, именно эта традиция признается общепринятой в современный индуистских религиях. В ней содержится квинтэссенция всех предыдущих учений. Традиция сансары как раз и говорит о вечном превращении души вплоть до ее слияния с Богом, но об этом уже говорилось, и нет смысла повторяться.

1. Божественная душа в физическом теле.

А далее идет это уже хорошо знакомая нам концепция совершенствования души. Если говорить в терминах христианства, то речь идет о грехопадении человека и последующем его отчаянном стремлении вернуться назад в рай. В индуизме место рая занимает обитель Брахмы, вернуться в которую могут лишь немногие избранные души. Все остальные же, отдав предпочтение материальному миру, крутятся в колесе сансары. За все эти многомиллионные превращения душа нарабатывает себе карму.

Главным результатом постоянного воплощения должна стать любовь к богу, осознание того, что жить без веры в бога нельзя, что его свет одухотворяет всю материю.

2. Все, что мы делаем сейчас, аукнется нам потом.

Едва осязаемые желания и привязанность к материальным благам делают свое дело, и в следующем воплощении человек получает обличье соответственно своей карме. Конечно же, никто не хочет быть медведем или волком, но в небесной канцелярии наши стремления и чувства предстают совсем в другом виде, а их смысл далек от того, какой мы в них вкладываем. Бог видит наши истинные желания: если человек хочет всю жизнь провести во сне и неге, то почему бы не сделать его коалой? А если тело слишком привязано к сексуальным удовольствиям, то есть смысл сделать человека голубем или кроликом, которые могут совокупляться несколько раз в день.

Индуисты считают, что животные формы гораздо лучше приспособлены к получению чувственных удовольствий, чем человек. Посылая человеческую душу в такое тело, бог уступает своим детям, которые не хотят жить вместе с ним в царстве духовности.

3. В теле каждого человека существует две души.

В другом важном сборнике ведических книг – Упанишадах (108 трактатов, посвященных анализу и толкованию Вед) – отношения индивидуальной души и сверхдуши аллегорически представлены в виде двух птиц, сидящих на ветке. Эти птицы очень дружелюбны по отношению друг к другу, но ведут они себя совершенно по-разному. Первая птица – человеческая душа – лакомится вкусными плодами дерева. Так человек всегда находится в погоне за чувственными наслаждениями. Вторая же птица – сверхдуша – сидит на дереве не для того, чтобы получать удовольствие. Она желает добра своей подруге и наблюдает за ее попытками, все время находясь рядом: и в горе, и в радости. Эта птица ждет, когда первая освободится от своих материальных привязанностей и придет к ней с любовью и радостью. Конечно же, так и будет, но вот только когда…

В этом иносказательном повествовании присутствует одна очень важная деталь: дерево, на котором сидят птицы, зеленое, и обе эти птицы тоже зеленые. Вот поэтому их легко перепутать, но Упанишады предупреждают, что нельзя этого делать. Однако современные религиозные течения в индуизме совместили эти две души, говоря, что атман и сверхдуша суть одно. Однако идея перевоплощения в ведическом изложении разделяет эти понятия.

4. Душа должна культивировать в себе образ бога, если хочет вырваться из круга перерождений.

Сверхдуша не может бросить свою подругу на произвол судьбы, потому что она ее единственный друг. Бог посылает человеку наставника, гуру, который помогает познать истинное предназначение. Веды считают, что путь духовного освобождения можно пройти только под руководством опытного гуру. Для этого надо изучать священные тексты вместе с другими вдохновленными адептами. Результатами такого труда будут следующие приобретения:

1) ручи – вкус к духовной жизни;

2) вайрагья – чувство освобождения, незацикленности на материальных благах;

3) према – любовь к богу.

Все эти приобретения обеспечивают человеку свободу от цикла перерождений. На этом уровне развития душа может стать бодхисатвой, которая живет только для того, чтобы помогать людям и прославлять господа. Такой духовный человек только своим обликом принадлежит физическому миру, а на самом деле он находится уже в тонком мире духа.

Именно эти просветленные обладают сакральным знанием и становятся святыми, которые способны утешить и просветить других, испытывая к людям сострадание. Такое состояние достигается путем длительной многолетней медитации, когда отшельник остается один в горах и не общается с людьми в течение нескольких лет. Даже тело такого человека меняется: оно начинает излучать свет.


1. Мертвые возвращаются в виде ворон

Вороны - гости из мира мёртвых.


2. Мертвые рождаются заново 7 раз

Рожденные семь раз.

Индусы считают, что у каждого человека есть семь реинкарнаций. В основном, человек рождается в человеческом теле, однако есть вероятность, что он может родиться в теле животного. Принято считать, что люди, которые совершают много грехов в течение своей земной жизни, обычно рождаются в виде животных в следующий раз. Кроме того, индусы верят, что им дается семь шансов прожить хорошую жизнь, прежде чем они отправятся на небеса. Они также считают, что все события, которые происходили при каждом рождении человека, хранятся в его памяти. Однако очень немногие могут повторно обрести эти воспоминания.

Еще одним из постулатов веры индусов является то, что люди, которые занимаются религиозной деятельностью и служат богу непосредственно в индуистских храмах, скорее всего, попадут на небеса после смерти и, вероятно, им не придется рождаться заново в другом теле. Также интересным является то, что индусы считают корову и лошадь священными животными. Поэтому, якобы те, кто не относится к священным животным с должным почтением, родятся в теле животного при следующей реинкарнации.


3. Мертвые превращаются в призраков

Призраки злые и добрые.


4. Воссоединение с мертвым отцом и дедом

Смерть - как путь к предкам.

Индусы верят, что люди после смерти воссоединяются со своим отцом и дедушкой, если ритуалы выполняются надлежащим образом детьми покойного. Дом покойного очищается, а погребальная церемония проводится священником на 31-й день после смерти. Священник делает большую пинду (рисовый шар), которая олицетворяет мертвую душу, и три маленьких пинды, символизирующие души отца, прадеда и дедушки мертвого человека.

Затем, чтобы воссоединить умершего с предками, большая пинда разрезается на 3 маленьких кусочка, которые соединяют с предварительно подготовленными маленькими пиндами. Ритуал воссоединения с предками завершается после того, как пинды скармливают воронам, коровам или рыбам. Этот ритуал проводится 31 день после смерти или 11 день после кремации. Считается, что любая нечисть в доме покойного исчезает после завершения этого ритуала.


5. Повторная инкарнация в одной семье

Странности инкарнации.

Индусы считают, что состояние ума человека во время смерти определяет, отправится ли человек на небеса или родится заново. Если человек выполнил свое земное предназначение, разрешил конфликты с другими, то он, вероятно, отправится на небеса. Если человек погиб в результате несчастного случая или неожиданного заболевания, то он будет иметь возможность родиться заново.

Индусы полагают, что в случае неожиданной смерти мертвая душа, скорее всего, родится в той же семье (например, сын покойного может родить своего покойного отца, если все ритуалы будут выполнены правильно). Также, согласно Ведам, родственники умерших не должны скорбеть или оплакивать их, если человек умер мирно. Считается, что такие причитания будут удерживать мертвую душу привязанной к земным отношениям и задерживать ее уход на небеса. Для случайных или неожиданных смертей в Ведах нет никаких ограничений, связанных с трауром.


6. Путь после смерти

Индусы предпочитают умирать дома, в кругу друзей и родственников.

Индусы считают, что время смерти и окружающая среда во время смерти определяют то, где душа появится в ином мире. Индусы уверены, что смерть в определенные благоприятные дни может привести человека прямо на небеса. Считается, что во время смерти лучше всего декламировать имена индуистских богов, мантр и Веди. Также в Индии верят, что смерть в день религиозного фестиваля или пуджи приведет к тому, что человек отправится к своему богу на небесах, независимо от того, что он сделал в своей жизни на Земле.

Кроме того, индусы считают, что существует много небес, и в зависимости от того, где и как умер человек, он попадает на одно из них (например, воины, погибшие на поле битвы, попадают в свой рай). Некоторые люди, которые чувствуют скорое приближение смерти, просят своих родственников декламировать рядом с ними мантры и имена богов, пока они не умрут. Поэтому индусы предпочитают умирать дома, в кругу друзей и родственников, а не в больнице.


7. Жертвоприношения

Жертвоприношение в Индии

Такие жертвы были многочисленными во времена стихийных бедствий, засухи и эпидемий. Хотя подобные жестокие действия запрещены законом, они все еще практикуются в отдаленных деревнях в Индии.


8. Мертвые остаются на месте смерти или могилы

Подготовка погребального костра.

Индуисты считают, что души мертвых обычно живут на месте смерти или на месте захоронения (кремации) до тех пор, пока не будут завершены все ритуалы. Мертвые души якобы связаны мирскими эмоциями, чувствами и отношениями. И они не могут покинуть мир, пока их не освободят, выполнив определенные ритуалы.

Индусы сжигают тела мертвых, а не хоронят их, поскольку верят, что это поможет душе разорвать свою связь с мертвым телом и перейти в новый мир. Считается, что душам потребуется время, чтобы перейти из физического мира в мир мертвых, а ритуалы помогают сократить это время. Индусы также считают, что некоторые души могут быть шокированы или неудовлетворены внезапной смертью, а ритуалы помогают им избавиться от шока и страха.


9. Мертвые тела в реке Ганг

Не сжигают так же детей не достигших 12 лет и беременных женщин, считается, что они чисты, безгрешны.

Индусы считают, что река Ганг - священная река, соединяющая небо и землю. Неудивительно, что они верят в следующее: если полусожженное тело умершего выбросить в эту реку, то мертвая душа непременно достигнет неба, независимо от поступков на Земле, обстоятельств или времени смерти. Это привело к резкому загрязнению реки Ганг, превратив ее в реку мертвых. Тысячи разложившихся мертвых тел плавают в реке даже сегодня. Но люди все еще купаются в Ганге и даже пьют воду из этой реки, считая ее священной.

Обнаружено, что около 150 000 мертвых тел разлагаются в реке каждый год. Некоторые люди, которые живут далеко от реки, приносят к Гангу пепел своих сожженных родственников и проводят ритуальные обряды. Несмотря на огромное загрязнение в прилегающих к реке районах, правительство не предпринимает никаких мер для прекращения выбрасывания трупов в Ганг.


10. Молитвы мертвым

Индусы молятся богу солнца на новолуние в Мауни Амавасия.

Индусы верят, что мертвым предкам можно поклоняться, а также искать их защиты в повседневной жизни. Они считают, что мертвые предки и родственники приходят во сне и живут рядом, если их почитать и поклоняться им. Также в Индии принято считать, что все ритуалы, совершаемые в честь мертвых, связывают их с родственниками или членами семьи.

Индусы обычно хранят фотографии мертвых рядом с идолами своих богов у себя дома, поклоняясь им каждый день. Фотографии умерших украшены цветами и считаются священными.

В Упанишадах так описывается уход души: Когда душа покидает тело, следует дыхание жизни: когда дыхание жизни уходит, все органы следуют за ней. Затем душа обретает особенное сознание и переходит в тело, связанное с этим сознанием. За ним следуют его знания, дела и прошлый опыт.

Подобно тому, как ювелир берет небольшое количество золота и вылепляет другую, более новую и лучшую форму, так и душа отбрасывает это тело или делает его бессознательным и создает другую, новую и лучшую форму. Как оно действует, таким оно и становится; делая добро, оно становится добром, а делая зло - злом. Оно становится добродетельным через добрые дела и порочным через злые.

Индуизм говорит о четырех путях, которыми люди следуют после смерти:

  • Первому, называемому деваяна, путем богов, следуют духовно продвинутые души, которые ведут чрезвычайно чистую жизнь, посвящая себя искренней медитации на Брахман, но которым не удалось достичь полного самопознания перед смертью. Они отправляются на Брахмалоку, высшие небеса, и оттуда в должное время достигают освобождения. Описание этого пути следующее: "Теперь такой человек - независимо от того, выполняются ли его посмертные обряды или нет - выходит на свет, от света до дня, от дня до светлой половины месяца, от светлой половины месяца до шести месяцев, в течение которых солнце восходит к северу, от месяцев к году, от года к солнцу, от солнца к луне, от луны к молнии. Там он встречает человека, который не является человеком. Этот человек несет душу Брахману. Это божественный путь, путь Брахмана. Те, кто идет по этому пути, не вернутся в водоворот человечества."
  • Второй путь, известный как питрияна, путь отцов, следует ритуалистам и филантропам, которые лелеяли желание результатов своей благотворительности, аскез, обетов и поклонения. Следуя по этому пути, они возвращаются в Чандралоку, лунную сферу, и, наслаждаясь там безмерным счастьем в качестве награды за свои добрые действия, они снова возвращаются на Землю, поскольку у них все еще есть земные желания.
  • Третий путь, ведущий в ад, предначертан тем, кто вел нечистую жизнь, совершая действия, запрещенные писаниями. Они рождаются в виде нечеловеческих существ. Искупив свои злые действия, они снова возрождаются на земле в человеческих телах.
  • Четвертый путь - для тех, кто крайне низок в своих мыслях и поступках. Они возрождаются снова и снова в виде незначительных существ, таких как комары и блохи. В итоге, после искупления своих злых действий они тоже возвращаются в человеческие тела на земле.

Когда душа принимает человеческое тело, она берет на себя нить духовной эволюции своего предыдущего человеческого рождения и продолжает развиваться в направлении Самопознания. Согласно индуизму, все души в конечном итоге достигнут Самопознания. Четыре пути не применимы к тем душам, которые достигли Самопознания до или во время смерти. Эти души никуда не попадают. После смерти их души поглощаются Брахманом, и элементы совокупности их тела и ума возвращаются к своему изначальному источнику.

С точки зрения индуизма, смерть можно сравнить с засыпанием, а посмертные переживания - со снами. Мысли и действия в состоянии бодрствования определяют характер наших снов. Точно так же после смерти душа переживает результаты своих мыслей и действий, которые она совершала в течение своей жизни на Земле. Посмертные переживания реальны для души, так же как сон реален для сновидящего и может продолжаться веками. Затем, когда душа просыпается после этого сна, она перерождается в человеческое существо.

Эти различные пути после смерти были описаны, чтобы предостеречь людей от пренебрежения путем Самопознания, которое само по себе может даровать бессмертие, вечный мир и счастье.

Ключевые слова конспекта: Индуизм, три бога, переселение душ, карма, йога, варны, веды

Индуизм

Индуизм — национальная религия индийцев, большинство населения Индии и сегодня является приверженцами индуизма. Возникла около 5000 лет назад. Постепенно из множества богов на главное место в индуизме выдвинулись три бога. Они образуют неразрывное единство.

Бог Брахма — создатель и правитель мира. Он дал людям законы. Бог Вишну спасает людей от разных бедствий, например, от потопа. Бог Шива — грозный носитель космической энергии, которая и созидает, и разрушает. Шива может погубить, а может и спасти. Индийцы любили и бога-пастушка Кришну. В картине мира индуизма наблюдается редкая ситуация в мировых религиях, когда бог представлен в практически равных женском и мужском началах. У мужского божества есть его шакти, энергия, представленная в вечном женском образе. Например, Вишну имеет жену Лакшми, свое второе воплощение. Кришна — Радху, а Рама — Ситу.

Наличие души признает не только за человеком, животные и растения также имеют душу. Душа каждого существа вечна, она может переселяться после его смерти в другое тело. Судьба души человека после смерти зависит только от его поведения при жизни. Например, душа кровожадного и жестокого воина может переселиться в тело тигра. В то время как легкомысленный человек может перевоплотиться в стрекозу.

индуизм

Доктрина личностного освобождения предполагает не только духовное совершенствование, но и физическое. Но в некоторых школах индуизм доходит до аскетизма. В Древней Индии была создана особая система духовного и физического совершенствования человека — йога.

Мокша

Дхармическая деятельность (выполнение священного долга, предписанного ведами) была призвана нейтрализовать действие кармы и привести к мокше. Успех зависел, главным образом, от усердия индивида, однако были и определенные сословные предубеждения. Так, шудра, следовавший своей дхарме должен был родиться в следующей жизни вайшьей. Тот, как считалось, рождался затем кшатрией, если был верен своей дхарме. Кшатрия, если он исполнял свой долг, рождался брахманом в следующем рождении. А тот, в свою очередь, был достоин освобождения, если также был дхармичен.

Варны

варны

Система варн способствовала консервации индийского общества. Поскольку варны взяли на себя часть функций государства, государственный аппарат в Индии не стал таким сильным и влиятельным, как в других цивилизациях Древнего Востока.

В настоящее время система кастовых различий в Индии отменена, но соблюдается населением на бытовом уровне.

Веды

Большинство ученых считают Веды самыми древними священными писаниями в мире. Согласно современной индологической науке, Веды составлялись в течение периода, который продолжался около тысячи лет. Он начался с составления Риг-веды около XVI века до нашей эры, достиг своего апогея с созданием различных шакх (частей, ответвлений, вариаций) в Сев. Индии и завершился во времена Будды и Панини в V веке до н.э. Из-за недолговечности материала, на котором записывались Веды (древесная кора или пальмовые листы), возраст дошедших до нас манускриптов не превышает нескольких сотен лет.

Четыре канонических Самхиты, которые являются Ведами как таковыми, это: Риг-веда, Яджур-веда, Сама-веда, Атхарва-веда.

веды структура

Самхиты

датировка вед

Читайте также: