Маркс об искусстве кратко

Обновлено: 30.06.2024

МАРКС К. И Э́НГЕЛЬС Ф. о литературе. На основе диалектич. и историч. материализма М. и Э. осветили осн. вопросы эстетики, закономерности и конкретные проблемы истории лит-ры прошлых эпох — от античности до нового времени. Руководствуясь задачами междунар. рабочего движения, они дали революц. критику бурж. иск-ва, наметили пути развития лит-ры рабочего класса, прогрес. лит-ры вообще в период борьбы за победу социализма. Эти идеи М. и Э., развитые В. И. Лениным, легли в основу политики коммунистич. партий в области лит-ры.

К. Маркс, Ф. Энгельс и дочери Маркса — Женни, Элеонора и Лаура.

К. Маркс, Ф. Энгельс и дочери Маркса — Женни, Элеонора и Лаура.

Литература и искусство в жизни и творчестве К. Маркса и Ф. Энгельса. 1835—43. Развитие мировоззрения М. и Э. в молодые годы отразило общую идейную эволюцию передовой Германии в этот период. К сер. 30-х гг. в духовной жизни страны уже начинался поворот от отвлеченных идеалов романтич. школы к политич. поэзии и публицистике, явившихся предвестьем революции 1848. Испробовав вначале свои силы в сфере поэтич. творчества, М. и Э., подобно др. своим современникам, скоро перешли к занятиям философией и публицистикой, к-рые, в свою очередь, привели их к поискам единства теории и революц. практики. Ранние поэтич. опыты М. (1835—37) имели фантастико-романтич. окраску и нередко были проникнуты бунтарскими и богоборч. мотивами, а его эпиграммы

Принципы марксистской эстетики и теории литературы. С 1844—45 в развитии революц. мировоззрения М. и Э. начинается новый этап — они обосновывают

Рассматривая ход развития иск-ва в единстве с процессом развития объективного мира и историей об-ва, М. и Э. показали, что содержание и формы худож. творчества не предствляют собой чего-то раз навсегда данного, застывшего и неподвижного, что они закономерно и неизбежно развиваются, изменяются вместе с развитием предметного материального мира и человеч.

об-ва. Обществ. отношения каждой историч. эпохи обусловливают своеобразный и неповторимый при др. системе обществ. отношений характер присущих ей эстетич. идеалов и худож. творчества.

Положение М. и Э. о враждебности капитализма иск-ву не означает, что при капитализме развитие иск-ва останавливается. Оно подчеркивает другое — необходимость при анализе развития иск-ва в капиталистич. эпоху учитывать глубоко противоречивый характер этого развития, колоссальное обострение общей неравномерности материального и духовного прогресса, к-рая присуща всей истории классово-антагонистич. об-ва. Оно указывает также на невозможность понять что-либо в самом развитии иск-ва при капитализме, если не учитывать того, что враждебность иск-ву и поэзии, присущая капиталистич. произ-ву, постоянно то менее, то более ясно ощущалась художниками, что она определила собой во многом самое направление их творчества, его жанровое и эстетич. своеобразие, была нередко для них гл. лирич. темой.

Признав, что вся история человеч. об-ва со времени разложения первобытного коммунизма была историей борьбы противоположных классов, угнетателей и угнетенных, М. и Э. настаивали на классовом характере иск-ва в условиях рабовладельч., дворянского и бурж. об-ва и вместе с тем показали, что иск-во является важным оружием идеологич. борьбы классов. Утверждая определ. взгляд на человека, на природу и об-во, лит-ра укрепляет или расшатывает власть эксплуататоров, служит защите классового угнетения или, наоборот, является средством духовного подъема и воспитания

передовых обществ. классов. Утверждая классовый характер иск-ва, М. и Э. призывали пролетариат проводить отчетливую грань между прогрес. и реакц. явлениями дворянской и бурж. культуры, отделять те явления, к-рые, имея исторически обусловленный классовый характер, являются продуктом честной и свободной творческой науч. или худож. деятельности, от тех явлений, к-рые были созданы с целью защиты корыстных и реакц. интересов власть имущих, а потому неизбежно несут на себе более или менее явную печать идейного убожества.

По мысли М. и Э., творчество всякого честного и передового художника в условиях классового об-ва может развиваться только в более или менее острой борьбе с реакц. иллюзиями и предрассудками господств. класса. Связь художника с нар. массами, с передовым обществ. движением позволяет ему преодолевать эти иллюзии, подниматься до более широкого понимания осн. тенденций обществ.-историч. развития. В то же время даже великие писатели испытывали давление идей господств. классов, их интересов, нередко делая им серьезные уступки в своем творчестве. На примере И. Гёте, Ф. Шиллера, О. Бальзака и др. писателей прошлого М. и Э. выяснили, что свойственные этим писателям противоречия не были проявлением чисто индивидуальных особенностей их психологии и жизненной судьбы, но являлись идеологич. отражением реальных противоречий обществ. жизни.

Проблема реализма. Разработанная М. и Э. материалистич. теория отражения впервые дала возможность последовательно материалистически истолковать понятия обществ. и эстетич. идеала. Нет и не может быть такого человеч. идеала, к-рый так или иначе не соотносился бы с действительностью, не представляя собой ее прямого или косвенного, верного или извращенного, глубокого или поверхностного отражения. Сила передового обществ. и эстетич. идеала определяется, согласно марксизму, богатством и глубиной его связей с действительностью и с обществ. практикой, его способностью отразить главные и передовые тенденции историч. развития. С материалистич. истолкованием эстетич. идеала связано то принципиальное значение, к-рое М. и Э. придавали проблеме реализма. Превратив социализм из утопии в науку и в соответствии

с этим призывая пролетариат во всех областях теоретич. и практич. работы исходить не из субъективных чаяний и утопич. идеалов, а из объективных законов самой действительности, рассматриваемой в ее революц. развитии, из оценки ее реальных противоречий и движущих сил, М. и Э. руководствовались этим общим требованием марксист. учения также и в эстетических суждениях.

История мировой литературы. М. и Э. установили научную периодизацию истории человеческого общества, определили признаки исторически сменяющихся способов произ-ва и социально-экономических формаций, осветили с точки зрения материализма сущность классовой борьбы, особенности политич. и культурной жизни важнейших эпох истории человечества, наметили перспективы его развития от капитализма к коммунизму. Все это дает руководящую нить марксисту-литературоведу при построении истории мировой лит-ры на материалистич. основе. Многие принадлежащие М. и Э. характеристики явлений истории культуры — антич. иск-ва, культуры и лит-ры Возрождения, классицизма, Просвещения, гражд. идеалов и иск-ва эпохи бурж. революций 17—18 вв., творчества писателей-романтиков и реалистов 19 в., — стали классическими, вошли в марксист. историографию и в историю человеч. культуры.

Вопросы социалистической культуры и литературы. Учение об историч. миссии пролетариата, являющееся главным в марксизме, имеет основополагающее значение также и для марксист. эстетики. М. и Э. показали историч. противоречивость и ограниченность тех периодов относительно наивысшего подъема нар. богатства и демократич. строя жизни, к-рый знала история в эпоху антич. об-ва или раннего Возрождения. Подлинный расцвет нар. жизни возможен, как учили М. и Э., лишь в условиях коммунизма. Только коммунистич. об-во, в к-ром уничтожен классовый гнет, где свободное развитие человека перестает быть монополией узкого круга привилегированных лиц, способно обеспечить расцвет всех сторон культуры, в т. ч. лит-ры и иск-ва. Уничтожая господство буржуазии и классовую эксплуатацию, освобождая производит. силы об-ва от сковывающей их оболочки капиталистич. отношений, коммунистич. революция уничтожает основу противоречия между развитием производит. сил об-ва и его духовным и худож. развитием. Она подготовляет условия для нового расцвета иск-ва при коммунизме.

Читайте также: