Оперное творчество глинки кратко

Обновлено: 02.07.2024

Михаил Иванович Глинка (1804-1857) сыграл особую роль в истории русской культуры:

в его творчестве завершился процесс формирования национальной композиторской школы;

в его лице русская музыка впервые выдвинула композитора мирового уровня, благодаря которому она включилась в контекст вершинных достижений искусства XIX ;

именно Глинка придал общезначимое содержание идее русского национального самовыражения.

Основные факты творческой биографии, периодизация

Первый этап – детство и юность (до 1830). Родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. Самые сильные впечатления детских лет: русская крестьянская песня, крепостной оркестр дяди, пение церковного хора, звон колоколов сельской церкви.

Благотворное влияние на Глинку оказало пребывание в Петербургском Благородном пансионе (1817-22), где его воспитателем был В. Кюхельбекер, будущий декабрист.

Главные творческие достижения молодого Глинки связаны с жанром романса .

Второй этап – период профессионального становления (1830 – 1835). В это время немало ярких художественных импульсов композитору дали путешествия: поездка на Кавказ (1823), пребывание в Италии, Австрии, Германии (1830-34). В Италии он познакомился с Г. Берлиозом, Ф. Мендельсоном, В. Беллини, Г. Доницетти, увлекся итальянской оперой, на практике изучал искусство bel canto. В Берлине серьезно занимался гармонией и контрапунктом под руководством известного теоретика З. Дена.

Стиль Глинки, как и стиль его современников Пушкина, Брюллова, является синтетическим по своей сути. В нем сплелись в нераздельном единстве классицистская рациональность, романтическая пылкость и юный российский реализм, расцвет которого был еще впереди.

Как и поэзия Пушкина, музыка Глинки – явление глубоко национальное. Оно питалось истоками русского народного творчества, усваивало традиции древнерусской хоровой культуры, новаторски претворяло важнейшие достижения национальной композиторской школы предшествующего периода. Стремление к национальной характерности стало важным связующим звеном между искусством Глинки и эстетикой музыкального романтизма.

Выросшее на русской почве, искусство Глинки – явление не только национальное. Композитор был необыкновенно чутким к фольклору разных народов. Вероятно, эта черта была сформирована еще в детстве: народная культура Смоленщины, где прошло его детство, вобрала в себя элементы украинского, белорусского, польского фольклора. Много путешествуя, Глинка жадно впитывал впечатления и от природы, и от встреч с людьми, и от искусства. Он был первым русским композитором, побывавшим на Кавказе 3 . Кавказ и, шире, тема Востока со времени Глинки стали неотъемлемой частью русской музыкальной культуры.

Глинка был прекрасно образованным человеком, знал европейские языки. К высшим своим достижениям он пришёл, изучая опыт великих западноевропейских мастеров . Знакомство с западноевропейскими композиторами-романтиками расширило его кругозор.

Пой в восторге, русский хор,

Вышла новая новинка.

Веселися, Русь! Наш Глинка –

Уж не глинка, а фарфор.

Характерные черты стиля

идеальное чувство формы, классическая стройность пропорций, продуманность малейших деталей всей композиции;

неизменное стремление мыслить по-русски, близость русской народной песне. Цитаты подлинных фольклорных мелодий Глинка использует редко, – зато его собственные музыкальные темы звучат как народные.

мелодическое богатство. Ф ункция мелодии – ведущая в музыке Глинки. Певучая мелодичность, распевность роднит музыку Глинки с русским народно-песенным творчеством; особенно типичны секстовые и гексахордовые попевки, опевание квинтового тона, нисходящий ход V–I;

с вокальностью, распевностью связана в музыке Глинки свобода и плавность голосоведения, опора на традиции подголосочной полифонии;

многие особенности гармонии Глинки связаны с национальной спецификой русской музыки: плагальность, ладовая переменность, широкое применение побочных ступеней лада, переменный лад, лады народной музыки. Вместе с тем, композитор пользуется средствами современной романтической гармонии: увеличенное трезвучие, доминантовый нонаккорд, средства мажоро-минора, целотоновая гамма.

Творческое наследие Глинки охватывает все основные музыкальные жанры: оперу, музыку к драме, симфонические произведения, фортепианные пьесы, романсы, камерные ансамбли. Но главная заслуга Глинки – создание русской классической оперы. Оперное творчество Глинки стало магистральным для русской оперы, определив два главных ее направления – народная музыкальная драма и сказочный эпос. По словам Одоевского, «с оперой Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе – новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период: период русской музыки.

1 с Пушкиным, а также с Жуковским, Дельвигом, Грибоедовым, Одоевским, Мицкевичем Глинка общался лично.

3 Опять совпадение: Пушкин первым из русских писателей посетил этот край.



Опера писалась Глинкой в течение пяти лет с большими перерывами: она была закончена в 1842 году. Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) того же года на сцене Большого театра в Петербурге.


Художественные принципы эпики ярко отобразились в композиционной структуре оперы. Типичный для Глинки принцип репризности, симметричной завершенности формы определяет конструкцию всей оперы в целом, отдельных ее действий и самостоятельных сцен. Целостность оперной формы создается прежде всего путем объединения всего грандиозного здания связующей тематической аркой.

В первой картине центральное место занимает баллада Финна ; музыка ее создает благородный образ, исполненный глубокой человечности и нравственной красоты.

Говорят, что русская музыка началась с Михаила Ивановича Глинки и его произведений. Композитор прожил интересную жизнь, стал свидетелем ключевых исторических событий эпохи, много творил, знал великую любовь, совершал ошибки и страдал. Богатство его духовного опыта отражено в его великих сочинениях. Мы расскажем о том, как жил Михаил Иванович Глинка, о становлении великого композитора. Михаил Глинка. […]

Говорят, что русская музыка началась с Михаила Ивановича Глинки и его произведений. Композитор прожил интересную жизнь, стал свидетелем ключевых исторических событий эпохи, много творил, знал великую любовь, совершал ошибки и страдал. Богатство его духовного опыта отражено в его великих сочинениях. Мы расскажем о том, как жил Михаил Иванович Глинка, о становлении великого композитора. Михаил Глинка. […]


Говорят, что русская музыка началась с Михаила Ивановича Глинки и его произведений. Композитор прожил интересную жизнь, стал свидетелем ключевых исторических событий эпохи, много творил, знал великую любовь, совершал ошибки и страдал. Богатство его духовного опыта отражено в его великих сочинениях. Мы расскажем о том, как жил Михаил Иванович Глинка, о становлении великого композитора.

Михаил Глинка. Детство и юность

Михаил Иванович Глинка родился в Смоленской губернии в 1804 году. Его семья принадлежала к старинному дворянскому роду, он жил в большом и богатом имении, родители Михаила Глинки имели доход от двух заводов. Отец был отставным капитаном и, что большая редкость в те времена, заключил брак пр любви. Михаил был долгожданным ребенком, что не помешало ему попасть на воспитание к своей бабушке. Дело в том, что за год до его рождения скончался первенец семьи, маленький Алёша. Бабушка винила родителей в смерти любимого внука и очень берегла Михаила. На улицу он выходил крайне редко, зато дома ему было дозволено практически всё.

Его первыми детскими сочинениями были мелодии, которые он наигрывал на медных тазах. Их звучание напоминало колокольный звон. Талант мальчика заметила его няня няня Авдотья Ивановна. От нее же он впервые услышал русские народные песни, сказки, былины. Когда Глинке исполнилось шесть лет, скончалась его бабушка, и он снова вернулся в дом родителей.

Мать Глинки вплотную занялась образованием сыном, ему наняли гувернантку француженку, приглашенный архитектор занимался с ним рисованием, а сам Глинка увлекался географией и книгами о путешествиях, предаваясь мечтам о них. Путешествовать ему в будущем придется немало. В 1812 году из-за войны семья Глинки уехала к родственникам в Орёл, а, когда они вернулись, их старый дом был практически разрушен. Отец Глинки решил отстроить новый, в нем появился музыкальный инструмент — фортепьяно.

Михаил Глинка. Дом

Занятия музыкой

Семья любила шумные баллы и праздники. Однажды Михаил Глинка услышал в гостиной концерт композитора Бернхарда Круселля с кларнетом и твердо решил научиться играть на музыкальных инструментах, стать музыкантом. В 1814 году один из крепостных начал давать ему уроки игры на фортепиано и скрипке, свои занятия музыкой Глинка продолжил в Петербурге, в благородном пансионе. Он познакомился с Александром Пушкиным, Антоном Дельвигом, вдохновленный творческой средой, Глинка не оставил творчество даже, поступив на службу, после поездки на Кавказ. Поездка вместо оздоровления, стала причиной ухудшения его здоровья.

Незадолго до восстания декабристов, Михаил Глинка побывал на Сенатской площади, но покинул место до начало мятежа.

Здоровье Михаила Глинки тем временем начало ухудшаться. В поиске более мягкого климата, он отправился жить в Италию и поселился в Милане. Любимым развлечением композитора был театр. Он много путешествовал по стране, занимался музыкой, позже жил в Берлине, где также писал романсы. В 1834 году Глинка вернулся в Россию поселился в доме у своего знакомого. В гостях в том доме бывала и Мария Иванова, будущая жена Михаила Глинки.

Последние годы

Это был тяжелый период жизни композитора. 1844 году он отправился в Париж, а позже путешествовать по Испании. Чувствовал себя Глинка уже плохо.

Михаил Иванович Глинка

Художник: И. Репин, Государственная Третьяковская галерея

Произведения

Глинка биография

Михаил Иванович Глинка (20 мая [1 июня] 1804 — 3 [15] февраля 1857, Берлин) - русский композитор, основатель русской классической музыки.

Михаил Иванович Глинка родился в 1804 г. в Смоленской губернии. Детские и юношеские годы Глинка провел в имении своих родителей. Близкое знакомство с народной песней и крепостным оркестром оказали большое влияние на его дальнейшее развитие. Благодаря этому Глинка познакомился с оркестровыми инструментами, с разнообразными народными песнями в оркестровом звучании, а также с музыкой зарубежных композиторов.

Детство и юность

С 11 лет Глинка обучался игре на фортепиано, он проявил большие способности и пылкую любовь к музыке. "Музыка-это душа моя", говорил он.

В 13 лет Глинку отвезли в Петербург, где он учился в благородном пансионе при Педагогическом институте. В благородном пансионе Глинка проучился 4 года, не прерывая занятий музыкой; он брал уроки фортепианной игры, немного занимался пением, изучал теорию музыки. В это время Глинка начал свои первые композиторские попытки и настолько удачно, что вскоре после окончания пансиона снискал славу талантливого пианиста - импровизатора и молодого композитора.

Во время дальнейшего пребывания в Петербурге Глинка сблизился с группой молодежи, среди которой были большие любители музыки. Он пишет целый ряд вокальных произведений, в частности романсы "Не искушай меня, умоляю", "Ой ты душенька, красна девица","Ой ты, ночь ты, ноченька" и др.

В 1830 г. Глинка уезжает за границу, где проводит почти 4 года, из них 3 года — в Италии. Он основательно изучает итальянскую оперу, особенно искусство bel canto (хорошего пения). За границей он написал немало произведений, которые были изданы в Италии. Потом Глинка почувствовал разочарование и неудовлетворенность своей творческой работой.

Михаил Глинка

Портрет молодого Михаила Глинки

Занятие музыкой

После постановки "Ивана Сусанина" Глинка в течение ближайших нескольких лет осуществляет интенсивную деятельность как музыкант-педагог и как композитор. Педагогическую деятельность Глинка вел в Придворной певческой капелле, где в течение нескольких лет преподавал песнопения.

После оставления капеллы Глинка наряду с композиторской деятельностью продолжал педагогическую работу с певцами-любителями и профессионалами. В этой области он дал так много ценного, что его можно считать одним из основателей русской вокальной школы. Наряду с постановкой голоса много внимания уделял Глинка сознанию и выразительности исполнения.

Последние годы

В последние годы жизни Глинка сблизился с группой молодых музыкантов, среди которых большую роль начали играть Балакирев. Общение с молодыми, полными энтузиазма музыкантами, воодушевленными идеей развития своего национального музыкального искусства, вселяло Глинке веру в будущее российской музыки. В лице молодого Балакирева Глинка видел своего преемника и продолжателя.

В 1856 г. Глинка снова уехал в Берлин, где и умер в 1857 г. Прах Глинки был перевезен в Петербург.

Портрет Михаила Глинки

Глинка фото портрет

Творчество

Опера "Иван Сусанин".

Все хоры в опере связаны с разными моментами жизни народа, в них ярко проявлено своеобразие крестьянских песен. Для примера приведем свадебный хор девушек, подруг Антониды:

Характерны также хоры - женский ( "Веснянка") и хор гребцов в интродукции первого действия.
Народный характер мелодии оказывается у Глинки и в ряде сольных номеров его оперы, например, в песне Вани в начале третьего действия, в которой он использует интонации бытовой русской песни.

Музыкальными характеристиками главных действующих лиц в опере е арии, среди которых особое место по значению и глубине эмоционально-выразительного содержания занимает ария Сусанина в четвертом действии и романс Антониды в третьем действии.

Интересным проявлением музыкального драматизма в этой опере есть противопоставление музыкальных характеристик двух сил — силы русского народа и силы польской шляхты.

Музыкальный язык всех русских персонажей основывается на типичных чертах русской народной песни; польские сцены в опере соответственно связаны с польской национальной музыкой, главным образом танцевальной.

Во втором действии мазурка представляет собой образец, блестящего веселого танца.

В четвертом же действии, в сцене в лесу она приобретает суровый, напряженно трагический характер.

Большое место в опере занимает мелодический речитатив, который Глинка делает основой драматического движения, например, в первом и третьем действиях.

Заканчивается опера знаменитым заключительным хором "Славься, славься", замечательным своим светлым, жизнерадостным характером. Хор передает патриотический подъем и радость русского народа, который изгнал врагов с родной земли.

Мелодия этого хора близка к мелодии ответа Сусанина врагам в третьем действии, когда в ответ на их уговоры он торжественно говорит о могуществе своего отечества и о своей преданности ей. Таким образом, Глинка подчеркивает, что победа связана с героическим поступком Сусанина и что торжественность и радость е выражением славы герою.

Для описания этого образа Глинка создает исключительную по яркости и глубине музыку. Например, во втором действии представлено сопоставление трех музыкальных образов: в первой картине — волшебника Финна (баллада), во второй — боязливого и хвастливого Фарлафа (рондо) и в третьей — героя-богатыря Руслана (Ария).


В характеристиках человеческих чувств героев оперы ведущим элементом является выразительность вокальных партий (Руслан, Людмила, Гориславы, Ратмир).


Особое значение приобретает начало первого действия, которое Глинка назвал интродукцией. В интродукции композитор гениально передал величественный, торжественный характер старинного былинного эпоса с очень колоритной фигурой древнерусского Баяна в центре. Слова Баяна — раскрывают основную идею оперы. Музыкальной основой является былинно-повествовательная тема Баяна; все партии действующих лиц и хора в интродукции представляют собой вариацию на эту тему.

Витязи Фарлаф и Ратмир охарактеризованы контрастно. Фарлаф — комический образ труса и хвастуна, который предварительно производит свою несбывшуюся победу (рондо 2-й картины 2-го действия), Ратмир — глубокий образ страстного восточного витязя (ария в третьем действии).

Персидский хор из 3-го действия построен на азербайджанской народной мелодии. Во время повторения мелодии оркестровое сопровождение варьируется.

Очень красочным и богатым по разнообразию музыкальных образов является 4-е действие (царство Черномора) — действие Черномора, танцы и битва Руслана с Черномором. Центральным образом в показе фантастической стороны оперы является злой Черномор. Его характеристика наиболее полно представлена в сцене похищения и в марше.

Впоследствии все глинковские приемы тематического развития и использования и сочетания оркестровых инструментов стали образцом для многих русских композиторов.

Романсы.

В творчестве Глинки большое место занимают романсы, он написал более 60 романсов. По сравнению с предшественниками и многими его современниками у Глинки мы видим большое разнообразие тематики, тесную связь между музыкой и словом и большую выразительность фортепианного сопровождения. Большую роль в выразительности вокального творчества Глинки сыграло то, что он был замечательным певцом и педагогом-вокалистом.

Значение творчества Глинки в истории русской музыки исключительно велико. Глинка является создателем первой национальной патриотической оперы. Основными чертами творчества Глинки являются народность и реализм. Все его творчество связано с русским народом, с его мыслями и переживаниями.

Читайте также: