Идеология просвещения и конституционализм кратко

Обновлено: 05.07.2024

Представители Просвещения

Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в XIX—XX веках идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. В широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний.

Основные идеи и принципы Просвещения

При всех национальных особенностях Просвещение имело несколько общих идей и принципов. Существует единый порядок природы, на познании которого основаны не только успехи наук и благополучие общества, но и морально-религиозное совершенство; верное воспроизведение законов природы позволяет построить естественную нравственность, естественную религию и естественное право. Разум, освобожденный от предрассудков, является единственным источником знания; факты суть единственный материал для разума. Рациональное знание должно освободить человечество от социального и природного рабства; общество и государство должны гармонизировать с внешней природой и натурой человека. Теоретическое познание неотделимо от практического действия, обеспечивающего прогресс как высшую цель общественного бытия.

Просвещение во Франции

Английское и немецкое Просвещение

Немецкое Просвещение более метафизично и плавно вырастает из традиций классического рационализма 17 в. (Чирнхауз, Пуфендорф, Томазий, Вольф, Крузиус, Тетенс). Позднее немецкое просвещение увлечено религиозными спорами (под влиянием пиетистского фермента) о веротерпимости, пантеизме, соотношении прав государства и церкви (Реймарус, Мендельсон, Лессинг, Гердер). Баумгартен и Лессинг вносят заметный вклад в эстетику. Гердер – один из первых создателей принципа историзма — создает обширную картину эволюции природы от неорганической материи до высших форм человеческой культуры.

Идейное наследие Просвещения

Исторической границей европейского Просвещения становятся 1780-1790-е гг. В эпоху английской промышленной революции на смену публицистам и идеологам в культуру пришли инженеры и предприниматели. Великая французская революция разрушила исторический оптимизм Просвещения. Немецкая литературно-философская революция пересмотрела статус разума.

Эпоха Просвещения – это целый век разума, интеллектуального и духовного движения в Европе в XVIII в., рождение идеи о том, что улучшить общество можно только с помощью рациональных преобразований. Просвещение основано на гуманизме Возрождения, отказе от религиозного взгляда на мир. Последователи идей Просвещения считали, что единственным критерием познания окружающего мира и человека в нём является разум, а свободомыслие – необходимое условие для поиска истины.

История

Д. Локк и его последователи ввели основные понятия нового учения. Естественное право основывалось на правах человека, которые были названы главными: неприкосновенность личности и собственности, свобода, равенство. Государство должно было обеспечивать охрану этих прав. Началом естественной религии, по мнению просветителей, должен был стать деизм (учение, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее дальнейшее Его вмешательство в события).

Таким образом, идеи Просвещения, возникшие в Англии в конце XVII- начале XVIII вв., постепенно захватили всю Европу. Но в разных странах они приобретали национальный характер и иногда даже противоречили друг другу.

Французское Просвещение

Так мощное интеллектуальное движение просветительства изменило социальную и этическую жизнь Европы и Америки, подтолкнуло к борьбе против колониального гнета, способствовало отмене рабства, начало движение за права человека, снизило авторитет аристократии и религии.

Российское Просвещение

Идеология Просвещения в России наиболее проявила себя во второй половине XVIII в. Именно в это время в стране появились первые университеты, музеи, театры, открывались библиотеки, формировалась свободная пресса.

Известно, что самый большой вклад в российское Просвещение внесла Екатерина Великая, активно поддерживавшая и развивавшая науку, образование и искусство.

Но российское Просвещение имело свои особенности. Это касается, например, отношения к либеральным идеям – Россия их не только не приняла, но даже относилась к ним крайне враждебно: бо́льшая часть дворянства была против отмены крепостного права. Однако Пугачёвское восстание (1773-1775) и последовавшая за ним Великая французская революция (1789-1799) сильно повлияли на дальнейший ход событий и развитие российского общества. Началась внутренняя дискуссия между представителями интеллектуальной элиты, что привело к образованию западников и славянофилов.

Раннее русское Просвещение

Пётр I первым воспринял идеи Просвещения. Он создавал школы для лиц духовного звания, а дворян отправлял учиться за границу. В России также организовывал школы по западному образцу – таковой является, например, навигацкая школа в Москве, которая готовила кадры для русского флота.

Посещая Европу, Пётр I приглашал в Россию учёных, мастеров искусства и архитектуры, помогал и отечественным талантливым зодчим.

Эпоха Екатерины Великой

Но через некоторое время Екатерина II стала проводить политику контрпросвещения: Пугачёвское восстание и другие события показали, что идеи Просвещения оказывают сильное влияние на политическую жизнь страны. Заключались в тюрьмы за вольнодумство известные деятели культуры, А. Радищев был сослан на каторгу, его книги сожгли и запретили, как и труды Вольтера.

Екатерина Великая предпочитала не барокко, а другой главный стиль эпохи Просвещения – классицизм, в этом стиле и создавалась архитектура Петербурга, представленная работами Росси, Кваренги, Баженова, Казакова и др. выдающихся мастеров.

Расцвет искусств в эпоху Просвещения

Русское изобразительное искусство эпохи Просвещения достигло высокого уровня. Некоторые художники учились за границей (И. Никитин, А. Матвеев), другие, приглашенные из-за границы, создавали русскую школу живописи. Работы художников Д. Левицкого, В. Боровиковского, Ф. Рокотова являют собой расцвет искусства Просвещения.

Бурно начала развиваться и русская классическая музыка, известностью пользовался скрипач Иван Хандошкин. Екатерина II своих лучших композиторов отправляла учиться за границу (Березовского, Бортнянского).

Позднее русское Просвещение

В годы правления Павла I (1796-1801) расцвел талант баснописца Ивана Крылова.

Александр I уже видел, что в дворянской среде формируется либеральное крыло и опасался их противостояния с абсолютизмом, поэтому разработал программу политических реформ. Россия осталась единственной страной в Европе, где существовало крепостное право. Он создал Негласный комитет, который возглавил М. Сперанский. Программа этих реформ была проведена лишь при Александре II.

Значение идей Просвещения

Либерализм во многом берёт своё начало из эпохи Просвещения. Идеи Просвещения также являются основой политических свобод и демократии, толерантности, рыночных отношений, капитализма.

Но во второй половине XX в. идеи Просвещения стали несколько переоцениваться, в них нашли недостатки, нереалистическую оценку и романтизацию её деятелей. Но… время покажет и всё расставит по своим местам.


Поэтому конституционализм можно охарактеризовать как общественно-политическое течение, направленное на введение Конституции как высшего закона государства, основанного, прежде всего, на трех составляющих: создание законодательной ветви власти воплощенной в представительном органе (Парламент, Национальное Собрание и т. д.), отделенной от других ветвей власти и ограничивающей единовластие монарха (применительно к XVII–XVIII вв.); принятие фундаментальных законов, обязательных для всех, в том числе и для монарха, включая и избирательный закон; наконец определение неотчуждаемых прав, свобод и обязанностей граждан.

Сторонники конституционализма прошли долгий путь борьбы, прежде чем сумели добиться введения Конституции. На первом этапе развернулась борьба за введение фундаментальных законов, которые бы исключили произвол монархической власти. При этом даже создание представительного органа власти с совещательными функциями, но хотя бы с правом утверждения бюджета, могло бы считаться большим успехом. В тесной связи с борьбой за созыв представительного органа власти всегда стояла и борьба за избирательный закон, по которому выборы были бы основаны на новом буржуазном принципе имущественного ценза, что явно шло вразрез с прежними феодальными принципами строгой сословности, присущими устаревшей социальной структуре общества.

Причем во всех странах Европы прослеживалась тенденция демократизации избирательного закона в направлении перехода от сословного принципа к принципу имущественного ценза, а в будущем к всеобщему избирательному праву. Так как практически во всех странах широкое развитие конституционализма наступило лишь с появлением, а затем усилением роли буржуазии в социально-экономической жизни феодального общества, то, следовательно, имеется достаточно оснований считать классический конституционализм буржуазным посвоей направленности общественно-политическим и общественно-правовым движением[106] 106
См. например Медушевский А. Н. Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной перспективе. М., 1997. С. 11–44; 94–97; 173–179.

Поэтому при определении типов конституционализма необходимо руководствоваться не только социальным составом участников в качестве критерия, но и, главное, содержанием выдвигаемых требований, их социальным характером. На основе этих критериев можно предложить следующую классификацию типов и основных этапов развития конституционализма[108] 108
Предлагаемая типология конституционализма основана на обобщенном анализе научных работ, посвященных данной проблеме. См. к примеру: Минаева Н. В. Правительственный конституционализм и передовое общественное мнение России начала XIX века. Саратов, 1982; Москаленко Н. В. Место либерализма в истории русской общественно-политической мысли начала XIX в. // Вопросы истории. Минск, 1984. Вып. II. С. 117–126; Попов Н. Дворянский либерализм в первой четверти XIX в. // Вопросы гражданской истории России. Л., 1935. Вып. I. С. 89–159; Из истории реформаторства в России: философско-исторические очерки. М., 1989; и другие.

Аристократический или олигархический конституционализм. Для него характерна борьба феодальной верхушки общества за введение олигархической конституции, создание ограничительного органа из высшей правительственной аристократии, доступ в который будет закрыт не только представителям третьего сословия, но и подавляющей части дворянства. Таков, например, Государственный Баронский Совет по английской Magna Charta Libertum. В целом аристократический конституционализм господствовал в Европе, начиная с XIII в. до середины XVIII в. и конституционализмом его можно назвать лишь условно, так как ни фундаментальных законов, ни предоставления избирательных прав гражданам он по сути не предусматривал, зато имелось некоторое подобие определения прав личности, но права эти находились в прямой зависимости от сословной принадлежности человека. Поэтому Magna Charta Libertum и является не конституционным документом, а лишь феодальной хартией, регламентирующей права сословий. Таким образом в аристократическом конституционализме соблюдается лишь один принцип конституционализма классического, да и то с известной долей допущения – определение прав личности в их сословном понимании.

Дворянско-просветительский конституционализм.

В большинстве европейских стран он господствовал с середины XVIII в. до середины XIX в. От аристократического он отличается тем, что в идеологии сторонников этого движения присутствуют все три компонента классического конституционализма: фундаментальные законы, законодательная власть в лице Парламента и избирательный закон, основанный на имущественном цензе, права и обязанности всех граждан безотносительно к их сословной принадлежности. Преимущество отдается дворянству как более образованному и влиятельному сословию, хотя в целом их требования выражали буржуазные интересы и объективно способствовали буржуазному развитию тех стран, в которых они действовали. Характерным отличием этого типа конституционализма является то, что во всех конституционных проектах этого времени в ограничительный орган (Совет, Парламент) входят не только потомки правящей аристократии и бюрократическая элита, но и достаточно широкие круги дворянства, а затем и буржуазии на основе имущественного ценза, хотя превилегированнное положение аристократии сохраняется (например, наследственная Палата Лордов в Англии или Палата Пэров во Франции по Конституционной Хартии 1814 года).

Буржуазно-демократический конституционализм вытекает из предыдущего этапа. Изменения касаются перехода преобладающей роли в этом движении от дворянства к буржуазии, а также демократизации избирательного закона и расширения прав и свобод личности. Хронологически этот этап начинается в середине XIX в. и существует в ряде стран мира и в настоящее время.

Разумеется, предложенная классификация не претендует на полную исчерпанность, она имеет целью лишь упростить систематизацию и анализ многочисленных конституционных проектов российской общественно-политической мысли второй половины XVIII – начала XIX веков, а также наметить магистральную линию развития конституционных идей в России XVIII–XIX вв.

Помимо предложенной классификации можно привести и другие типологии конституционализма. Наиболее оригинальными являются классификации известного российского политолога и историка А. Н. Медушевского и американского историка Марка Раева.

А. Н. Медушевский выделяет три основных типа конституционализма:

Третий тип – это монархический или мнимый конституционализм. По мнению Медушевского в нем в полной мере реализовалась коалиция монарха и бюрократии против Парламента. Историческая же функция данного типа состояла в сохранении монархической системы в новых условиях путем формального изменения структуры власти и формы правления без изменения её фактической сущности. Характерной чертой мнимого конституционализма признается разрыв между конституционными гарантиями демократических прав и свобод и реальной практикой политического режима, а также тенденция к слиянию всех видов власти в одном центре, реальный приоритет исполнительной власти (в лице монарха или диктатора) над законодательной или судебной, которая используется в качестве прикрытия, принятие основных политических решений вне конституционно зафиксированной процедуры, подмена открытой политической дискуссии закулисной интригой и т. д… В целом мнимый конституционализм рассматривается как особая форма авторитаризма, при которой впервые был применен принцип правового обоснования антиправовых действий. По мнению Медушевского, именно этот тип конституционализма и развивался в России со второй половины XVIII в.[111] 111
Медушевский А. Н. Указанное сочинение. С. 173, 202–206.

По сути, восточный бюрократический конституционализм М. Раева соответствует мнимому конституционализму в концепции А. Н. Медушевского.

Однако на наш взгляд, обе эти концепции страдают чрезмерной обобщенностью и являются типологиями более политологическими, нежели историческими. Они позволяют дать сравнительную характеристику развития конституционализма в разных странах, но практически не применимы для анализа отдельных этапов развития конституционализма внутри одной страны, имеющей свои исторические особенности. Поэтому анализируя развитие российского конституционализма XVIII–XIX вв., предпочтительнее пользоваться первой из предложенных типологий, в которой выделяются аристократический, дворянско-просветительский и буржуазно-демократический типы конституционализма. При этом следует отметить, что конституционализм едва ли можно считать каким-то реликтом прошлого. Это движение далеко не исчерпало себя, а лишь вступило в новую фазу, перейдя от борьбы за чисто внешнее, формально-атрибутивное введение Конституции к борьбе за соблюдение и реальное гарантированное исполнение конституционных норм. Цель этого современного этапа конституционализма можно определить как построение истинно-конституционного, правового государства, в котором конституционные нормы будут по-настоящему соблюдаться, будет действовать система гарантий, препятствующая нарушению этих норм, где, наконец, будет осуществлена фактически, а не формально идея о верховенстве власти законов над властью отдельных людей, где политические решения будут приниматься только путем конституционно зафиксированной процедуры, а не путем ее обхода или фальсификаций в рамках какого-либо узкого неформального центра власти, о чем мечтало не одно поколение конституционалистов – теоретиков и практиков, начиная с Томаса Джефферсона.[113] 113
Согрин В. В. Томас Джефферсон. Политический портрет. М., 1989. С. 273–277.

§ 2. Конституционализм и идеология Просвещения

Рассматривая развитие конституционных идей в России, нельзя пройти мимо такого феномена, как идеология Просвещения, все более настойчиво становившаяся ведущей идеологией середины – второй половины XVIII в. в Европе. Соотношение конституционализма и философии Просвещения является непосредственным предметом рассмотрения при анализе идей русского конституционализма.

Появление Просвещения как идейного течения глубоко закономерно и вытекает из всего предшествовавшего развития общественной мысли, причем источники этого идейного течения многообразны.

Затем – это наследие культуры Возрождения с ее антиклерикализмом, гуманизмом, культом человека и верой в силу его разума.

Такова была основа Просвещения. Но в конкретных мерах реализации своих проектов, в политической ориентации единства не было. В целом можно выделить четыре политические концепции Просвещения:

Таким образом, конституционные идеи очень тесно связаны с идеологией Просвещения и являются одной из главных её составляющих.

В итальянских государствах Пьемонте, Парме и Ломбардии с 1760-х годов были упразднены или ограничены налоговые привилегии дворянства и духовенства, введено государственное начальное образование. В Неаполе запрещено дальнейшее расширение церковного землевладения, упразднена инквизиция. В 1773 г. Папа Римский был вынужден запретить Орден Иезуитов. В Тоскане герцог Петр Леопольд в 1760–80-х гг. согласно идеям знаменитого просветителя Ч. Беккариа издал уголовный кодекс с отменой пыток, смертной казни, расширил местное самоуправление, отменил средневековую систему налогообложения крестьян и впервые в Европе опубликовал государственный бюджет страны.

Сходные реформы были проведены в Португалии маркизом Помбалой – первым министром при короле Жозе I (1750–1777) и в Швеции королем Густавом III (1772–1792), прославившемся еще и в качестве покровителя науки и искусств.[119] 119
Андерсон И. История Швеции. М., 1951.

В США события приняли и вовсе революционный оборот. В результате Войны за независимость бывшие британские колонии объединились в государство с республиканской формой правления. Декларация о Независимости 1776 г. и Конституция 1787 г., основанная на принципе разделения властей, наряду с английской парламентской системой, стала объектом подражания для всех реформаторов континентальной Европы.

По сходному сценарию разворачивались события в Польше. 3 мая 1791 года после длительной политической борьбы победили сторонники реформ, была принята Конституция, отменившая принцип liberum veto и установившая конституционную монархию. Однако в развитие событий вмешались внешние силы, началась интервенция Пруссии, Австрии и России, закончившаяся разделами страны в 1793 и 1795 гг.

Наиболее же глубокие реформы, правда, с разным результатом, были проведены в Дании, Пруссии и Австрии. В этих странах монархи, проводя реформы в духе Просвещения, нередко действовали вопреки мнению своей главной социальной опоры – дворянства.

В Дании реформы были связаны с именем И. Струэнзе (1770—72) – личного врача и по совместительству первого министра при короле. В ходе реформ была введена полная свобода печати, независимость суда, свобода торговли, началась постепенная отмена крепостного права. В результате государственного переворота Струэнзе был арестован и затем казнен, но его политика вызвала удивление и восхищение всей Европы и стала примером для подражания.

[Закрыть] Хотя перед смертью он по настоянию наследников отменил практически все свои реформы за исключением Толерантного патента и отмены крепостного права в коронных землях, деятельность Иосифа II оказала огромное влияние на дальнейшее развитие империи и, возможно, предотвратила не менее мощную революцию, чем во Франции, учитывая чрезвычайную остроту национальных и социальных противоречий в Австрийской империи.

Реформы не затронули практически только германские княжества и Францию. Правители последней оказались на редкость недальновидными. В 1774–1776 гг. известный экономист-физиократ Р. Тюрго был назначен суперинтендантом финансов и попытался провести ряд реформ. Была отменена регламентация хлебной торговли, упразднены цеховые корпорации, крестьяне освобождены от дорожной повинности, которая была заменена денежным налогом, падавшем на все сословия. Кроме того, Тюрго разработал проект отмены за выкуп ряда феодальных повинностей. Но, вскоре, Тюрго попал в немилость и был отправлен в отставку, а все его реформы были отменены. В 1787 г. вторая попытка реформ была предпринята новым суперинтендантом финансов Ж. Неккером. Однако почти все его проекты остались нереализованными. Единственное, что удалось ему сделать, это отменить наконец-то дорожную барщину, заменив её денежным налогом, и отменить средневековый обычай пыток при допросах. Этими мерами реформы и ограничились. Бурбоны упорно не желали прислушиваться к мнению и советам идеологов Просвещения. Поэтому не удивительно, что именно во Франции разразилась мощная буржуазная революция, насильственным путем ликвидировавшая остатки Средневековья.

На основе приведенного выше обзора не может не возникнуть вопрос, в чем же причина столь высокой популярности и огромного влияния идей Просвещения? Ответ видится в следующем.

Большинство монархов попадали под влияние, как им казалось неопровержимых идей, строго логичных построений просветителей.

Именно в этом, скорее всего, кроется причина увлечения монархов просветительскими идеями во второй половине XVIII века, несмотря на, казалось бы, почти полное отсутствие объективных причин во многих странах, где феодализм еще был достаточно жизнеспособен, и секрет того, что часто монархи, напуганные угрозой предсказанной в будущем кровавой революции, действовали зачастую даже вопреки сиюминутным интересам своей главной социальной опоры – дворянства, как, например, Иосиф II в Австрии или Павел I в России.

Просветители провозглашали главенство разума в деле изучения окружающего мира. Наука выходила на первое место и становилась не только прерогативой узкого научного сообщества, но и остальных людей.

Еще одной особенностью идеологии Просвещения являлся деизм, т.е. представление о боге как великом механике и о мире как об огромном механизме, т.е. господь создал вселенную, а потом она начала развиваться по законам, которые вполне поддаются изучению.

И третья особенность идеологии – это главенство воспитания и образования в формировании человека. Просветители считали, что только среда формирует человека, поэтому изменив среду и сделав образование воспитывающих гуманистов, можно через два поколения строить идеальное общество.

Итак, равенство всех перед законом, победа разума и исторический оптимизм – это основные идеологические особенности эпохи просвещения.

Национальные особенности эпохи Просвещения

Античная философия и философия ренессанса лежат в основании идеологии просвещения. Вообще Просвещение принято рассматривать по странам – Англия, Германия, Франция – и соответственно по национальным особенностям. Начало формирования идеологии просвещения обнаруживают в Англии.

Специфику английского просветительства видят в лояльном отношении как к церкви, так и к государству. Это было вызвано тем, что уже к началу $XVII$ века в стране была парламентская монархия, а значит и демократическая борьба политических течений и партий, религиозная политика же церкви была гибкой, т.е. она не стояла в оппозиции к просвещению и поддерживала их лозунги.

Готовые работы на аналогичную тему

Кроме того, именно с Англией связывают зарождение прагматизма, по-другому философии выгоды, культом которой были деньги.

Французская идеология просветительства играла особую роль в духовной жизни Европы $XVIII$ века – Франция была эталоном, всему французскому подражала все европейские государства.

Спецификой французского просветительства, основными представителями которого были Монтескье, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Д. Дидро, считается его политический радикализм, выражавшийся в антифеодализме, антиабсолютизме, оппозиционности существующему строю.

Наиболее радикальной формой радикализма был руссоизм, проявлявшийся в подчинении личности общественным целям и отказом от различных форм государственности.

  1. Что я могу знать? (метафизика),
  2. Что я должен делать? (мораль),
  3. На что я могу надеяться? (религия),

определив духовные проблемы человека.

Ученый утверждал, что ценность знания определяется тем, насколько они помогают человеку стать человечнее. Мораль учит распознавать добро и зло, а совесть – это способность самоконтроля.

§ 26. Контрасты XVIII в.: эпоха Просвещения и революции

1. Идеология Просвещения

Формирование нового общества во многом определялось растущей верой европейцев в созидательную силу человеческого разума. Мыслители подвергали сомнению общественное устройство, традиции, верования. Не удивительно, что XVIII в. вошел в историю как век Разума, или Просвещения.

Просвещение — ​социальное и культурное движение, породившее новое мировоззрение на основе веры во всемогущество человеческого разума и в общественный прогресс.

Первоначально идеи Просвещения были распространены среди небольшой группы ученых, которые не приветствовали ломку существовавших общественных и политических институтов. Однако со второй половины XVIII в. новые воззрения через печать быстро охватили средние слои городского европейского населения. С этого времени Просвещение предложило миру новые модели общественного устройства и более активные методы их достижения.

Вскоре идеи Просвещения охватили всю Европу. Своего расцвета Просвещение достигло во Франции. В разных странах Европы это явление имело свои особенности. В то же время существовали идеи и понятия, общие для новой эпохи.

Во Франции Просвещение начало оформляться среди критиков существовавшей в то время социально-­политической системы. В Шотландии и германских государствах оно расцвело в университетах. В Пруссии, Австрии и Испании распространением идей Просвещения занимались монархи.

Знаменитыми представителями французского Просвещения были Шарль Луи де Монтескьё, Вольтер и Жан Жак Руссо. Большой популярностью пользовались также идеи шотландского экономиста Адама Смита и немецкого философа Иммануила Канта.


Просветители отвергали церковное учение о несовершенстве природы человека. Они верили в творческие силы людей, верили в прогресс, в то, что история движется к лучшему, развивается от несправедливого устройства общества к справедливому. Многим казалось, что Просвещение приведет человечество к счастью, что посредством образования можно перестроить общество на принципах разумности и справедливости. Своими целями просветители провозгласили свободу, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие и веротерпимость.

Просветители выдвинули идею естественного права. Они считали, что все люди от природы имеют равные права. Различия в обществе установлены не Богом, а людьми. Следовательно, люди могут изменить то, что они сами создали. Это была поистине революционная идея. Не случайно идеи Просвещения стали идео­логической платформой революций второй половины XVIII в.

Читайте также: