Законодательная техника тгп кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сейчас в нашей стране взят курс на формирование правового государства, что, несомненно, связано с повышением роли в государственной и общественной жизни основного юридического источника (формы) российского права – закона.
Законодательная власть в России представляет собой способность и возможность государства в лице его наделённых специальными полномочиями органов издавать обладающие высшей юридической силой нормативно-правовые акты.

Оглавление

Введение 3
1. Законодательная техника: понятие, назначение 5
2. Основные принципы законодательной техники 7
3. Законы, их виды и особенности 14
3.1 Закон: определение и его признаки 14
3.2 Классификация законов 16
3.3 Структура нормативно-правового акта 19
Заключение 24
Список использованных источников 26

Файлы: 1 файл

Современная законодательная техника.docx

1. Законодательная техника: понятие, назначение 5

2. Основные принципы законодательной техники 7

3. Законы, их виды и особенности 14

3.1 Закон: определение и его признаки 14

3.2 Классификация законов 16

3.3 Структура нормативно-правового акта 19

Список использованных источников 26

Введение

Сейчас в нашей стране взят курс на формирование правового государства, что, несомненно, связано с повышением роли в государственной и общественной жизни основного юридического источника (формы) российского права – закона.

Законодательная власть в России представляет собой способность и возможность государства в лице его наделённых специальными полномочиями органов издавать обладающие высшей юридической силой нормативно-правовые акты.

Согласно Конституции РФ и принципу разделения властей законодательная власть на федеральном уровне осуществляется Федеральным собранием – парламентом, а на уровне субъектов Федерации – местными парламентами с разными названиями (Собрание депутатов, Областной совет, Народный хурал и др.), но обобщённо именуемыми в юридической литературе законодательными собраниями. На муниципальном уровне органы государственной власти, обладающие правом издания на своих территориях законов, не существуют.

По своему конституционно-правовому статусу Федеральное собрание является не только законодательным, но и представительным органом. По природе и характеру своей деятельности оно призвано представлять и выражать интересы всех социальных слоёв, всего российского общества. Федеральное собрание является постоянно действующим государственным органом, состоящим из двух палат – Совета Федерации и Государственной думы.

В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах – с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой деятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом.

Столь значительная роль законодательства в жизни личности и общества предполагает знание, прежде всего, того, каким образом оно создается, формируется и развивается, в чем суть законотворчества. Без такого знания исключается сколько-нибудь успешная деятельность по созданию законов и подзаконных актов, призванных служить задачам обеспечения свободы личности и прогресса общества.

Законотворчество, как и всякое творчество, предполагает у законодателей не только общую культуру, но требует от них специальных знаний, определенных навыков овладения искусством формирования и формулирования законодательных актов. Эти знания в мировой юридической теории и практике именуются законодательной техникой.

1. Законодательная техника: понятие, назначение

Законодательная техника – совокупность правил, методов, средств и приемов (инструментов), используемых субъектами законодательного процесса, для организации и осуществления законодательной деятельности. Инструментарий законодателя классифицируется по предмету (перечню решаемых задач и вопросов), назначению и содержанию. Классификация по этим признакам позволяет выделить три основных вида законодательной техники: техника организации законодательной деятельности, техника концептуальной разработки проектов законодательных решений, техника написания и оформления текстов законопроектов (юридическая техника). 1

Законодательная техника представляет собой составную часть юридической техники вообще. Юридическая же техника – это совокупность средств и приемов, используемых при составлении текстов как нормативных, так и индивидуальных правовых актов. Техника индивидуальных правовых актов по многим своим характеристикам ничем не отличается от правотворческой техники. Так, в текстах индивидуальных актов широко используются юридические термины, при их составлении применяются различные языковые приемы. Поэтому в определенной своей части законодательная техника и техника индивидуальных актов совпадают. Однако существуют и специфические средства и приемы именно правотворческой техники и техники индивидуальных актов.

Как видно из сказанного, элементами законодательной техники являются технические средства и технические приемы. К техническим средствам прежде всего относятся язык с его словарным составом, грамматическим строем, системой стилей и знаками препинания, а также специальные юридические средства внешнего оформления права – юридические термины и конструкции, презумпции и фикции, средства систематизации права. Технические же приемы включают в себя разнообразные методы, способы, операции, применяемые при изложении содержания норм права и их документального закрепления.

Предметом законодательной техники является: а) структура и технология законодательного процесса, в том числе состав, содержание и последовательность его стадий, этапов и задач, условия их выполнения, а также требования к содержанию и качеству их результатов; б) организационная структура – состав и компетенция субъектов законодательного процесса; в) задачи, функции и организация системы управления законодательным процессом; г) функции и организация системы обеспечения законодательного процесса, включая правовое, информационно-аналитическое, документационное, организационно-техническое и другие виды обеспечения; д) задачи и организация официальной инкорпорации законодательства – издания от имени компетентных государственных органов сборников действующих законодательных актов, систематизированных в хронологическом, тематическом или ином порядке.

Законодательная техника имеет две основные цели. Во-первых, рационально, адекватно ypeгулировать общественные отношения, не допустить пробелов, изложить нормативные акты достаточно четко, недвусмысленно, определенно и в то же время достаточно кратко, экономично, в определенной мере единообразно, стандартно. Многословие, расплывчатость формулировок, недостаточная четкость, снижают эффективность правового регулирования. Другая цель нормотворческой техники ориентирована на субъектов – адресатов нормативных актов и состоит в том, чтобы сделать нормативные акты достаточно понятными, ясными для лиц, которым они адресованы, чтобы у них не возникали сомнения относительно их прав и обязанностей, предусмотренных нормативными актами.

Соблюдение требований законодательной техники, представляющей собой систему основанных на практике правотворчества и теоретически осмысленных принципов и правил (приемов) подготовки проектов нормативных актов, – обязательная предпосылка высокого качества законов, их полноты, непротиворечивости.

2. Основные принципы законодательной техники

Нормативный акт – это литературное произведение особого рода, имеющее свои характерные черты и особенности, определяемые назначением права в общественной жизни, а именно – быть властным регулятором общественных отношений, человеческого поведения, четко определять юридические гарантии свободы личности, права и обязанности граждан, их объединений, органов, предприятий, фирм и других субъектов права, устанавливать меры, обеспечивающие исполнение правовых предписаний. Этим и определяется содержание основных принципов (требований) законодательной техники, которые должны быть положены в основу правоподготовительной деятельности.

Правила законодательной техники весьма многочисленны и разнообразны. Здесь нет общего рецепта на все случаи. Применение этих правил может оказать положительный эффект лишь при непременном учете конкретных условий, вызвавших необходимость принятия того или иного акта, специфики предмета регулирования и сферы его действия. В то же время все конкретные правила законодательной техники объединяются общей основной, сквозной идеей – создать наилучшие условия и максимальные удобства для правильного применения нормативных актов, достичь полноты, точности, доступности и компактности правовых положений. Исходя из этого можно сформулировать основные, наиболее общие принципы (требования), которые должны быть положены в основу работы над внешней формой готовящихся проектов:

1. Точность и определенность юридической формы: формулировок, выражений и отдельных терминов закона.

Достижение наибольшего соответствия между идеей, мыслью законодателя и воплощением этой идеи в нормативной формуле – требование, непосредственно исходящее из специфики права как регулятора общественных отношений. Закон содержит обязательный эталон поведения, модель будущих поступков человека. В нем недопустимы недомолвки и двусмысленности. Неточность словесного воплощения нормы, расплывчатость и отсутствие единообразия понятий и терминов может привести к неправильному пониманию и применению закона, к возможности отхода от его буквального смысла, а это может оказать прямое влияние на судьбы людей, производственную деятельность, работу законодательных, исполнительных и судебных органов.

Недостаточно четкая статья закона или даже слово могут вызвать серию юридических ошибок и серьезные политические последствия. Достаточно вспомнить довольно часто встречающиеся, к сожалению, формулировки типа "как правило", "обычно", дающие возможности практически не исполнять закон, произвольно им жонглировать.

2. Ясность и доступность языка нормативного акта для адресатов, на которых он распространяет свое действие.

Нормативный акт должен быть ясен для широких слоев населения, ведь запрещено отговариваться названием или непониманием норм. Доступность юридической формулы – необходимое условие укрепления законности, внедрения четких юридических начал во все сферы жизни, повышения авторитета права. Неясная норма не дает полного представления о правах и обязанностях граждан, ведет к ненужной трате времени на запросы и толкование, приводит к спорам и ошибкам

Требование простоты изложения нормативного акта не должно, однако, наносить ущерб полноте, точности и глубине формулирования законодательных положений, приводить к нарочитому упрощенчеству и примитивизму. Многие регулируемые правом отношения достаточно сложны, и это не может не отразиться на стиле изложения соответствующих норм. Юриспруденция оперирует сложными, многогранными и специфическими понятиями техники, медицины и других специальных отраслей знания с их особой терминологией.

Уровень простоты и доступности языка нормативного акта зависит от того, на кого он рассчитан, какой сферы отношений касается. Если он регулирует узкую, специальную сферу и рассчитан на специалистов, например на строителей, работников здравоохранения, то в таком акте возможно употребление специальных терминов и оборотов. Но акты, обращенные к широким слоям населения, коллективам, объединениям (а таких актов большинство), должны излагаться простым и доступным языком. Употребление без объяснения сложных и непонятных терминов и выражений, специальных понятий недопустимо. Если для исполнения нормативного акта и просто его уразумения многие вынуждены обращаться за разъяснениями к помощи сведущих лиц, то этот акт вряд ли будет эффективен и авторитетен.

В век технического прогресса, усложнения социальных связей значительно ускоряется темп общественной жизни, растет поток информации. Она уплотняется и специализируется, углубляется ее дифференциация. Эти процессы прямо отражаются и на юридической информации. Происходит все большая специализация правового регулирования, углубляется регламентация ряда особых сфер жизни (медицина, техника, экология и др.). Очевидно, что чем более специализирован объект правового регулирования, тем более специальными могут быть язык и терминология соответствующих нормативных решений.

3. Полнота регулирования соответствующей сферы отношений.

Если в процессе исполнения нормативного акта обнаруживается ряд вопросов, на которые он не дает исчерпывающий ответ, если акт фрагментарен и отрывочен, не предусмотрен механизм его реализации, то о его эффективности не может быть и речи.

Чтобы обеспечить полноту регулирования, следует предусмотреть в проекте положения (если они не вытекают из действующего законодательства), без которых будущее регулирование не сможет быть достаточно эффективным. Это касается в первую очередь норм, предусматривающих исполнение будущих предписаний, механизм их действия, меры поощрения, а также и ответственности, юридические санкции. Без них правовое решение будет мертворожденным, превратится в простую декларацию.

4. Конкретность регулирования, борьба с декларативностью нормативных актов.

Эффективным и действенным инструментом преобразования жизни служит лишь тот акт, который точно и конкретно определяет права и обязанности субъектов правоотношений, четко формулирует меры их обеспечения (правовые санкции, способы поощрения и стимулирования, организационные меры). Лозунговый стиль превращает закон в пустую декларацию, никого ни к чему не обязывающий призыв, дает возможность произвольно его толковать и применять. Между тем декларативные термины и выражения, положения чисто социологического плана нередко встречаются в недавно принятых нормативных актах регионов. Часто еще используются такие термины, как "общественное благо", "доверенные лица народа" и т. п.

5. Использование апробированных, устоявшихся терминов и выражений, имеющих широкое хождение.

Неудачные фразы и обороты, мало распространенные термины ослабляют регулирующую роль права, авторитет и социальную ценность закона.

6. Максимальная экономичность, оптимальная емкость, компактность законодательных формул.

Законодательная техника — это часть теории права, исследующая общие закономерности в сфере правотворчества и реализации права.

Законодательная техника формировалась постепенно по мере усложнения юридической действительности, давала информацию для понимания и обобщения данного правового явления.

Законодательная техника тесно связана с типом правопонимания, встроена в онтологию права. Законодательная техника является важной составной частью социально-антропологического подхода, техническим средством воспроизводства правовой реальности.

Особенности законодательной техники:

Каждая из стадий механизма воспроизводства права сопровождается процессом интерпретации. Создание определенного порядка в общественных отношениях, придания определенного направления становится возможным вследствие воздействия на жизнь общества и социальные процессы системы законодательства. Иерархичность и системность являются важнейшими условиями эффективности регулятивного воздействия нормативно-правовых актов.

Законодательство — это система взаимодействующих, взаимосвязанных, взаимоопределяющих нормативных и правовых актов, действующих в государстве.

Предметом законодательной техники являются общие закономерности юридической деятельности, в процессе которой создаются юридические документы. В развитии средств законодательной техники существует неуклонная закономерность, связанная с увеличением количества осваиваемых приемов. В процессе эволюции правил законодательной техники изменяется качественная характеристика способов, приемов, методов ведения юридической работы, включенных в арсенал юридической техники.

Готовые работы на аналогичную тему

Законодательная техника является одним из основных средств и условий предупреждения и исправления юридических ошибок. На результаты рассмотрения дела оказывают влияние разные факторы: качество предварительного расследования, подготовки дела к суду, способность судьи к познавательной деятельности в ходе судебного разбирательства и др.

Методология законодательной техники

Методология законодательной техники — это совокупность исходных научных подходов, приемов, методов и способов исследования юридической деятельности, результатом применения которой является составление юридических документов.

Основные методы законодательной техники: общенаучные методы, логические методы, лингвистические методы, технические методы.

  • материалистический метод — определяет связь государства и права с природой человека, условиями, в которых он живет на определенном историческом этапе;
  • метафизический метод — правила ведения юридической работы, представляющие суть законодательной техники, рассматриваются отдельно, не связанно с другими явлениями;
  • системно-структурный метод — исследование государственно-правовых явлений как частей единого целого, между которыми установлены связи, применяется, когда проводится классификация и распределение норм по отраслям права, при расположении частей нормативного акта;
  • сравнительный метод — сопоставление юридических явлений, понятий, процессов в выяснении между ними сходства или различий; сравниваемые явления и понятия должны быть сопоставимы и однородны, то есть быть объектами одного класса;
  • социологический метод — исследование государства и права на основе фактических данных, включает опросы населения, анализ статистических данных, математические способы обработки материала, анкетирование, интервьюирование, наблюдение и др.

Все выводы должны делаться на основе детального изучения всего собранного материала с учетом социальных фактов.

Широко в законодательной технике применяются логические методы:

  • метод анализа — условное разделение государственных и правовых явлений на отдельные элементы, выделение главных, существенных и второстепенных черт;
  • метод синтеза — изучение государственно-правовых явлений посредством объединения их частей;
  • метод аналогии — рассматривает и анализирует опыт разных стран и функционирование правовых систем;
  • метод индукции — восхождение от частного к общему правилу, применяется при конструировании законов;
  • метод дедукции — используется в правоприменительной технике, вывод относительно частного делается путем умозаключений от общего правила, является основным методом доказывания и др.

Использование лингвистических методов обусловлено тем, что правовое регулирование прежде всего оказывает влияние на сознание человека. Любая мысль (правоприменителя, толкователя, законодателя) имеет лингвистическую форму. Правовые явления приобретают языковую форму, то есть удваивается познание юридического мира. К лингвистическим методам относятся: соответствие понятиям терминов; обеспечение компактности и точности юридического документа (минимальное использование уточнений, определений, добавлений и т.д.); повышение информативности правового акта и документа; обеспечение доступности и ясности правовых актов; использование графики текста и др.

Технические методы — это методы, позволяющие усовершенствовать способы осуществления юридической работы посредством применения системы технических средств. Наиболее широкое применяются информационные технологии. Основные направления применения технических методов: поиск, получение, хранение и обработка правовой информации (систематизация законодательства); увеличение эффективности правотворческой деятельности (устранение в нормативном материале дублирования, повторов, противоречий); повышение производительности правоприменительной деятельности (составление и редактирование правовых документов).

При выработке правовых норм, издании нормативных актов и последующей их систематизации используется ряд правил, средств и приемов. Совокупность их образует законодательную технику. Если к названным правилам прибавить правила, средства и приемы формулирования, выяснения и обработки индивидуальных правовых актов, получим юридическую технику. Требования культурности акта: целесообразность, законность, грамотность, правильная форма, рациональная структура, наличие внешних атрибутов и т.п. – являются общими для нормативных и индивидуальных актов.

Уровень юридической техники в первую очередь свидетельствует о юридической культуре. При издании правовых норм важно так их сформулировать, изложить, чтобы воля законодателя стала ясной и понятной, чтобы смысл ее не расходился с текстуальными формулировками. Юридическая техника как раз и связана в основном с организацией правового материала, его внешним изложением. Сквозное знание юридической техники придает терминология. Термины представляют собой словесное обозначение определенных понятий. Наиболее общими правилами использования терминов являются: единство терминологии, тождественность их употребления в разных правовых актах; использование общепризнанных терминов; стабильность терминологии.

Кроме терминологии, к средствам юридической техники относятся юридические конструкции (составы). Кроме этого, важная роль в юридической технике принадлежит средствам и правилам построения правовых актов. К ним относятся правила изложения: преамбула, разделы, главы, статьи, части, пункты и т.д.

Правовые понятия – понятия, которыми оперируют юридическая наука, законодательство и правоприменительная практика.

Понятие (наряду с суждением и умозаключением) является одной из основных форм мышления. Оно отражает и закрепляет существенные (отличительные) признаки предметов или явлений объективного мира и процесса мышления и представляет собой простейшую структурную единицу мысли. Полнокровное общение между людьми, существование и движение мысли, содержание любой области знания невозможны без понятий и иных форм мышления.

Правовые понятия – важнейшая разновидность социально-политических понятий, многие из которых были сформулированы в глубокой древности. Такими понятиями, как “государство”, “справедливость”, “закон”, “государственное устройство”, оперировали, наполняя их соответствующим содержанием, древнегреческие философы Сократ, Платон, Аристотель. Государственно-правовые понятия были широко известны и понятны в древнем Риме, причем не только профессиональным юристам, но и всем гражданам, новые широкие общественно-политические движения и теории, философские концепции неизбежно несли с собой и новые понятия.

Возникнув, понятия не остаются неизменными, застывшими, они постоянно развиваются, корректируются, наполняются новым содержанием. Забвение этого требования диалектики ведет к догматизму, к отрыву понятий от действительности. Именно такая опасность нависла над понятиями демократии, законности, правового государства. Понятия только тогда будут работающими, когда они правильно отражают социальную действительность, потребности ее развития. Например, демократия предполагает наличие широких реальных прав и свобод и их гарантий, необходимость неукоснительного соблюдения обязанностей, ответственности перед обществом и другими людьми, материальное обеспечение всестороннего развития личности. Именно поэтому нельзя еще говорить о достижении обществом реальной демократии.

Правовые понятия имеют особый предмет отражения – государственно-правовые явления. Неразрывная связь юридических понятий с государством и правом является главным, существенным признаком, определяющим их характерные черты. Многие юридические понятия закрепляются в законодательстве, что объясняется чисто практическими потребностями правового регулирования общественных отношений. По сфере действия, а следовательно, и значимости, правовые понятия делятся на общеправовые, имеющие значение для всей системы юридических наук, всех отраслей права и законодательства (“государство”, “право”, “правоотношение”, “законность” и др.); межотраслевые, имеющие значение для нескольких (но не для всех) отраслей права и науки (“проступок”, “материальная ответственность” и др.); отраслевые, пределы действия которых определяются границами той или иной отрасли (“трудовое соглашение”, “обвиняемый”, “комитент” и др.).

Наиболее общие, предельно широкие правовые понятия называются правовыми категориями. Они представляют собой результат обобщения существующей государственно-правовой действительности, результат обобщения существующих юридических понятий. Например, обобщив понятие гражданской, административной, уголовной и иной отраслевой ответственности, можно получить предельно широкое понятие юридической ответственности. Оно и будет правовой категорией, ибо это понятие, отвлекаясь от признаков, свойственных отдельным видам отраслевой ответственности и акцентируя внимание на общем, что присуще юридической ответственности вообще, фиксирует ее наиболее существенные признаки.

Правовые понятия выполняют в правовом регулировании общественных отношений и юридической науке функции гносеологическую, методологическую и формализации.

Гносеологическая функция юридических понятий заключается в том, что они являются важнейшей формой познания правовой действительности, отражают важнейшие ее стороны и связи. Любое понятие, если оно действительно научное, дает представление о каком-либо явлении социальной жизни, ее стороне или связи. Язык права – это и есть оперирование правовыми понятиями. “Субъективное право”, “презумпция”, “преюдиция”, “правоотношение” и другие понятия – это информация о социальной жизни, протекающей в правовых формах. Владение правовыми понятиями – элемент профессиональной подготовки юристов. Но весьма важно усвоение их каждым человеком, ибо это окно в интересный, увлекательный и практически понятный каждому мир юриспруденции.

Методологическое значение юридических понятий состоит в том, что они определяют способы, методы исследования (изучения) государственно-правовых явлений. Правда, это относится не ко всем понятиям, а лишь к тем из них, которые имеют высокий уровень обобщения (“право”, “государство”, “правоотношение” и др.). А такие понятия, как “свидетель”, “ответчик”, “потерпевший” и др., методологической нагрузки не несут, а имеют сугубо практическое значение.

Функция формализации правовых понятий проявляется в том, что с их помощью определяются границы правового воздействия на социальную жизнь, достигаются ясность и лаконичность права.

В юридической науке и законодательстве понятия употребляются либо как таковые (без указания их существенных признаков), либо с указанием таких признаков. В последнем случае речь идет об определении правовых понятий. Определением широко пользуется не только юридическая наука, но и законодательство. Таковы, например, определения понятий преступления, проступка, договора и др., закрепленные в нормах различных отраслей права. Почти все крупные нормативные акты закрепляют понятия, составляющие предмет регулирования, и определяют их.

Юридические термины – это слова или словосочетания, точно обозначающие определенное правовое понятие.

Терминология, которой пользуются юридическая наука и законодательство, весьма неоднородна. Все юридические термины делятся на три группы.

1. Общеупотребительные термины – слова обычного литературного языка (“жилое помещение”, “доля”, “захват”, “промотание” и др.). Без них не могут существовать ни юридическая наука, ни законодательство, поскольку без общеупотребительных слов нельзя выразить мысли, сделать законодательство и юриспруденцию общедоступными для понимания.

2. Специальные юридические термины – это термины, отражающие особенности государства и права как специфических социальных явлений и возникающие в процессе юрисдикционной деятельности. Таковыми, например, являются: “правоотношение”, “подсудимый”, “истец”, “прокурор”, “преюдиция” и др. Надо при этом заметить, что очень многие специальные юридические термины в право пришли из далеких прошлых правовых систем (“алименты”, “иск”, “договор”, “правоспособность” и др.).

3. Специальные неюридические термины – это термины, составляющие принадлежность других (неюридических) наук и отраслей и используемые в законодательстве и юридической науке (“перевозка”, “кибернетика”, “эпизоотия”, “эпидемия”, “венерическая болезнь” и др.). Для уяснения их смысла надо обращаться к тем отраслям знаний, принадлежностью которых они являются.

Юридическая терминология, особенно законодательная, должна отвечать требованиям: точности в обозначении того или иного понятия; единства (однозначности), когда термин имеет не несколько, а одно значение; краткости, ясности и простоты. Язык закона должен быть достаточно выразительным и в то же время лишенным эмоциональной окраски. Так, привычен для законодательства термин “государство”, но не употребляются им близкие по смыслу слова “отечество”, “отчизна”, “родина”.

Определенную роль в правовой системе играет правовая символика.

Правовые символы – это закрепленные законодательством условные образы, используемые для выражения определенного юридического содержания.

Символика – своеобразное средство формализации правового содержания в целях придания ему четкости, определенности и образности. Символам как разновидности искусственных, замещающих знаков, присущ ряд особенностей. Они нередко представляют собой материальные, осязаемые предметы, хотя выражают абстрактное содержание; символы должны быть понятны тем, кто ими пользуется; символы, как правило, рассчитаны на чувственное, эмоциональное восприятие.

Особенно была велика роль символов в праве в период его зарождения. Тогда преобладали символы-действия, что объяснялось неразвитостью правовой формы, невысоким уровнем мышления, языка. Многочисленные примеры символов можно найти в древнем праве. Например, в период зарождения земельной собственности в суд приносили глыбу земли и тяжущиеся вступали в борьбу над нею. У саксонских крестьян и бедуинов существовал своеобразный обряд определения количества зерна за убитую собаку. Если была убита собака, то ее необходимо было повесить за хвост так, чтобы она касалась носом земли, и сыпать на нее пшеницу до тех пор, пока она полностью не покроет собаку.

С развитием правовых систем, совершенствованием юридической формы символические действия уступали место правовым понятиям, конструкциям, терминологии. Символику, однако, нельзя считать архаизмом и уделом древних правовых систем.

Используются юридические символы и в современных законодательных системах. В советском праве, например, законодательно закрепляется и тем самым приобретает правовой характер ряд символов. Таковыми, например, являются герб, флаг, гимн как символы государства, вставание присутствующих в зале судебного заседания при появлении состава суда как символ уважения к нему и уважения к правосудию; то же самое назначение у введенной новым законодательством судейской мантии, присяги, принимаемой президентами суверенных республик, - как символа служения народу и т.д. Использование в законодательстве символики освобождает от необходимости давать или повторять описание тех или иных правовых явлений, придает законодательству, наряду с лаконичностью, строгостью, определенную образность. Правовая символика, следовательно, является элементом юридической техники.

В этом году довелось сдавать государственный экзамен и экзамен на поступление в магистратуру. Два раза в разделе ТГП встречался вопрос о юридической технике. Пришлось обратиться к теории. В юридической технике в качестве разновидности выделяют законотворческую технику.

В целом создание законов для меня представляется чем-то сакральным. Кажется, что это сложно, ответственно и со всех сторон регламентировано.

Учебник ТГП говорит, что законодательная техника, в частности, включает в себя:

1. Правила построения НПА. Они предполагают логическую последовательность изложения нормативного материала, в частности выделение общих предписаний (Общая часть) и конкретных установлений (Особенная часть). Важна также структуризация нормативного материала по соответствующим разделам, главам, статьям, параграфам, пунктам, частям. При этом недопустимы противоречия между содержанием различных частей и разделов акта. Крупные акты должны иметь вводную часть (преамбулу). Она необходима, в частности, при кардинальном изменении правового регулирования общественных отношений.

2. Язык и стиль НПА . Важнейшие требования к языку и стилю нормативных правовых актов состоят в следующем:

а) краткость, концентрированность, однозначность и доступность для понимания юридического языка;

б) необходимость избегать метафор, аллегорий, архаизмов, жаргонных слов, а по возможности заимствований иностранных слов;

в) формулирование норм в форме долженствующе - предписывающего и констатирующе - предписывающего способов, поскольку нормативным актам присущи директивность и официальность стиля.

Во-первых, ежегодно выходит большое количество федеральных законов, при этом каждый год они имеют нумерацию с № 1 и далее. Некоторые юристы предпочитают запоминать не названия законов, а их номера, например, 44-ФЗ или 223-ФЗ. Почему нет сквозной нумерации? Предполагаю, что это было бы удобнее. Когда мы говорим о 44-ФЗ, надо понимать, что таких законов больше десятка.

Во-вторых, нет единой структуры построения федеральных законов.

Давайте сравним Земельный кодекс РФ и Водный кодекс РФ.

Статья 1. Основные принципы.

Статья 2. Земельное законодательство.

Статья 1. Основные понятия.

Статья 2. Водное законодательство.

Статья 3. Основные принципы.

Можно ли сделать вывод о том, что сперва в федеральных законах идут основные понятия? Нет, нельзя.

Статья 1. Сфера применения…

Статья 2. Законодательство РФ и иные НПА о контрактной системе…

Статья 3. Основные понятия…

Но расположение статей не самое страшное. Я не понимаю логику нумерации норм права внутри статей. Да, мы юристы должны запомнить, что в Гражданском кодексе пункты, а в ГПК части, но почему это так? Видимо осведомленность о том, что абзацы в Трудовом кодексе именуются частями статей, делают юристов носителями уникального знания.

Как-то раз я слышал версию о том, что в отраслях частного права в статьях используются пункты, а в отраслях публичного права части. По мнению профессора Е.А. Суханова в систему частного права входят: гражданское, семейное, трудовое и международное частное право. В Трудовом кодексе используются части, поэтому логика нарушается.

Есть окончание с указанием на РФ или его нет, действие федерального закона ограничено территорией Российской Федерации.

В первой же статьи приведены основные понятия, которые расположены в произвольном порядке (может есть логика, но точно не алфавитный порядок). Думаю, что соблюдение алфавитного порядка было бы удачнее.

1. окружающая среда;

2. природная среда;

3. компоненты природной среды;

4. природный объект;

6. антропогенный объект;

10. охрана окружающей среды;

12. благоприятная окружающая среда (нумерацию добавил от себя, в законе её нет).

Далее Ивакин В.А. указывает на то, что п рактически то же самое можно сказать о чехарде основных понятий, которые даны в соответствующих статьях Федеральных законов от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" и др., например, в Федеральном законе от 11.07.2011 N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ст.3).

Думается, что наиболее целесообразно было бы расположить указанные понятийные категории в определенном, например, алфавитном, порядке. Не помешает и пронумеровать понятия, что сделано в ст.1 Водного кодекса РФ.

Где-то прочитал, что закон как маленькие штанишки, из которых общественные отношения подобно ребенку всегда вырастают. Законами пытаются объять необъятное, этим можно объяснить появление норм права тяжелых для понимания.

Одним из авторов, который обращался к проблеме законотворческой техники был Д.В. Чухвичев. Довелось заниматься у него на курсе, посвященному юридической технике. Он был хорошим специалистом, к сожалению, рано нас покинул.

Вывод такой, что недостатки в технике есть, о них надо говорить и стараться их устранить. Когда-нибудь законодательство перейдет из сферы политики и пиара в кропотливую работу с соблюдением принципов профессионализма, демократизма и научности.

Читайте также: