Ломоносов и биология кратко

Обновлено: 02.07.2024

Рассмотрены вопросы: интерес к природе в детские годы; сбор и описание растений; положения о связи биологии с физикой, химией, математикой;М.В.Ломоносов- основоположник экспериментально-аналитического метода познания природы; материалистические представления о изменяемости мира; рассуждения о строении человеческого тела. В заключении рассмотрены идеи М.В.Ломоносова в наши дни.

ВложениеРазмер
m.v.lomonosov_i_nauki_o_prirode.doc 103 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МАЛЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ПО БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ

Макаров Юрий Борисович

М.В.Ломоносов и науки о природе

  1. Введение. Стремление к знаниям… стр 3- 6
  2. М.В.Ломоносов и живая природа: 7

2.1. Интерес к природе в детские годы. 8

2.2. Сбор и описание растений. 8

2.3. Положения о связи биологии с физикой, химией,

аналитического метода познания природы. 10-11

  1. Материалистические представления Ломоносова о

изменяемости мира. 11-15

  1. Рассуждения Ломоносова о строении человеческого тела. 15
  1. Заключение. Идеи М.В.Ломоносова в наши дни. 16
  2. Выводы. 17
  3. Библиографический список использованной литературы. 18

Цель работы: показать вклад М.В.Ломоносова в изучение биологических наук путём изучения работ Ломоносова .

Задачи: провести поиск и систематизацию материала по изучаемому вопросу.

Планируемый результат: провести систематизацию и анализ представленной информации.

Методы исследования: поисковая работа, анализ сведений о данной деятельности в опубликованных материалах, описательный.

Практическая значимость: собранный материал использован в школе при проведении конференции, посвященной 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова.

1. Стремление к знаниям

В 2011 г. исполнилось 300 лет со дня рождения великого сына русского народа, выдающегося ученого и пламенного пат риота Михаила Васильевича Ломоносова. Гений Ломоносова чтит все человечество.

Таким мы знаем М.В.Ломоносова с уроков в школе. Но мне бы хотелось в своей работе показать роль Ломоносова в изучении природоведческих вопросов, что крайне редко встречается в литературе о деятельности данного гения.

В какой же среде формировался великий сын России- М.В.Ломоносов?

В декабре 1730 г. в волостной книге была сделана запись для выдачи паспорта:

Академия делилась на восемь классов: четыре низших, два средних и два высших. Блестящие способности Ломоносова про явились в первые же месяцы обучения. Не прошло и полугода, как его перевели из первого во второй класс и в том же году из второго в третий. Через год он уже был настолько силен в латинском язы ке, что сочинял на нем небольшие сти хотворения.

В сентябре 1736 г. Ломоносов и еще двое учеников были отправлены для даль нейшего образования в Германию. Они должны были изучать помимо металлургии и горного дела математику, механику, фи зику и химию. Поэтому в первую очередь они отправились в Марбург к профессору X. Вольфу — естествоиспытателю и фило софу, почетному члену Петербургской Ака демии наук. Под его руководством сту денты занимались изучением горного дела, естественной истории (сюда входили и ос новные знания по биологии), физики, хи мии, геометрии и др. Кроме этого, Ло моносов некоторое время учился химии и металлургии во Фрейберге у И. Генкеля.

2. М.В.Ломоносов и живая природа

Всего Ломоносов пробыл за границей 5 лет. После завершения учебы в нюне 1741 г. он вернулся в Петербург, в Ака демию наук.

Обладавший специальными химическими познаниями, Ломоносов с полным правом

рассчитывал занять в академии кафедру химии (тем более что при отправке за границу ему была обещана именно эта кафедра). В 1745 г. он подал прошение о назначении его профессором химии. Академическое собрание рассмотрело это прошение и постановило, чтобы Ломоно сов представил диссертацию по металлур гии, что он очень скоро выполнил. 25 июля 1745 г. он стал профессором химии и смог начать осуществление своей мечты — постройку химической лаборатории при Академии наук.

Научную работу Ломоносова принято делить на три периода. Первый — до по стройки химической лаборатории (она была окончена осенью 1748 г.) — можно назвать физическим. В течение этого периода он отдавал все свои силы разработке важ нейших разделов физики на основе раз виваемого им учения о корпускулах. Второй период — от постройки лаборатории до 1757 г.— был посвящен главным обрезом химии. Третий — с 1757 г. до конца жизни ученого (4 апреля 1765 г.) — включал ис следования по разнообразным естествен ным наукам : оптике, географии, метеоро логии, астрономии, металлургии, минера логии, геологии, а также по краеведению, горному делу, мореходному делу и т. д.

Внедрение научных достижений в практи ку было неотъемлемой составной частью разносторонней деятельности М. В. Ломо носова. Он разработал рецептуру цветных стекол, изобрел фарфоровую массу, зани мался анализом руд, солей, веществ био логического происхождения.

2.1. Интерес к природе в детские годы

Во всеобъемлющий круг интересов Ло моносова входила и живая природа.

2.2. Сбор и описание растений

Интерес к ботанике сохранился у М. В. Ло моносова на долгие годы. Он заботился о развитии ботанической науки в Академии наук, неоднократно ходатайствовал о выде лении средств для Академического Бота нического сада, составлял проекты его благоустройства и планировки и т. п. / 5 /

2.3. Положения о связи биологии с физикой, химией, математикой

Эти мысли были им развиты в 1764 г. за год до смерти. Они в определенном смысле суммировали результаты эволюции его интересов к биологическим пробле мам во втором и третьем периодах науч ной деятельности, смещения этих интере сов в область практических вопросов, с одной стороны, и создания более широких подходов к методологии науки в целом, с другой. / 2 /

2.4. Ломоносов- основоположник экспериментально-аналитического метода познания природы

М.В. Ломоносов — основоположник химиче ских наук в нашей стране. Но его энцикло педические знания, разносторонность инте ресов и научных изысканий сделали его также одним из основоположников рус ского естествознания в целом и русской материалистической философии. В XVIII в. в преодолении упрощенных натурфилософ ских представлений о природе в науке за родился экспериментально-аналитический метод познания природы. Он позволял раз бираться в сложных явлениях природы пу тем расчленения их на части, отвлекаясь от общей картины мира. Именно разви тие экспериментально-аналитического ме тода познания природы привело к отходу от единой натурфилософии и постепенному оформлению отдельных наук о природе: сначала механики с астрономией, затем математики, физики и химии, Позднее дру гих выделились биология и геология. Этот процесс отделения от натурфилософии естественных наук был прогрессивным, исторически оправданным явлением, обес печившим развитие конкретных научных знаний о природе. Но вместе с тем возникла опасность сведения всех явлений при роды к механическим движениям, механи ческим причинам или количественным со отношениям.

2.5. Материалистические представления Ломоносова о изменяемости мира

2.6. Рассуждения Ломоносова о строении человеческого тела

Таким образом, Ломоносов закладывал основы использования в биологии и медици не физической химии, которую считал не обходимым поставить на твердую теорети ческую базу.

Идеи М.В.Ломоносова в наши дни

Идеи Ломоносова о познаваемости жизни, живой природы, о необходимости ее экспериментального изучения, его настой чивое стремление развить ее теоретиче ские основы оказали существенное влия ние на весь процесс последующего взаи модействия химии с биологией и медици ной. Это особенно важно в связи с тем, что в конце XVIII в.— начале XIX в. раз вернулась борьба двух систем взглядов на жизненные явления — материализма и идеализма, которая увенчалась торжеством материалистических идей. В этой борьбе важную роль сыграли традиции русской материалистической философии, заложен ные Михаилом Васильевичем Ломоносо вым.

Время не только не умалило, но еще ярче показало великие заслуги ученого и патриота. Слава М.В.Ломоносова никогда не померкнет, его имя- гордость нашего народа.

Русский ученый мир с полным правом гордится целым рядом знаменитых богатырей науки, вышедших из его среды. Но наиболее видное место среди них безусловно принадлежит нашему славному ученому Михаилу Васильевичу Ломоносову.

Вот имя, которое не произнесет без глубочайшего уважения ни один из людей, так или иначе прикосновенных к науке! Это имя принадлежит знаменитому ученому с широкой мировой известностью - и в то же время вполне самобытному, чисто русскому таланту, от которого веет широким, богатырским размахом какой-то стихийной мощи, столь же беспредельной и величавой, как беспредельна и величава Русская земля.

  1. Изучен материал с использованием различной литературы.
  2. Отобран и систематизирован материал согласно плана.
  3. Изученные вопросы касаются особенностей творческого метода Ломоносова, в частности, его способности к естественнонаучному познанию окружающего мира.
  4. Продолжение комплексного исследования деятельности М.В.Ломоносова имеет большое значение для изучения химии, физики, биологии, географии и использование материала для работы с учениками.

5. Библиографический список использованной литературы

1. Ломоносов М, В. Полное собрание со чинений. Т. 1—10. М.; Л., 1950—1959.

2. Ломоносов М. В . Избранные философ ские произведения. М., 1950.

3. Павлова Г. Е„, Федоров А. С. Михаил Васильевич Ломоносов. М., 1980.

4. Морозов А. А. Ломоносов. М.; Л., 1952.

5. Слово о Ломоносове//Природа. 1986. № 9.


Михаил Васильевич Ломоносов в биологии

Будучи замечательным физиком и химиком, он с успехом занимался также астрономией, геологией, географией и языковедением, всюду оставляя блестящий след своего гения. Кроме научных достижений, Ломоносов прославился как поэт и писатель. Созданная по мысли Петра I Академия Наук помогла Ломоносову развить свои природные дарования и внести неоценимый вклад в сокровищницу отечественной науки и культуры. Великого ученого интересовали также биологические науки: ботаника и зоология, особенно палеозоология, анатомия и физиология животных. Он любил живую природу, старательно ее изучал, заставлял служить человеку. М. В. Ломоносов заботился о развитии рыбоводства.


10 июня 1741 году Ломоносов был направлен к профессору ботаники и естественной истории И. Амману для изучения естествознания. Этот профессор был всего на четыре года старше Ломоносова. Ломоносов под руководством Аммана приступил к составлению Каталога собраний минералов и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры. Ломоносов быстро справился с этой задачей. Это явилось важной работой Ломоносова, одним из первых его научных трудов.

Во времена Ломоносова понятия о строении Земли и её прошлом были смутны. Лучшие умы того времени не понимали значения ископаемых. Не только в XVIII веке, но даже до середины XIX века думали, что эти остатки окаменелых растений и животных не более, как "игра природы". О том, чтобы эти ископаемые когда-либо жили, населяли землю, - никто не смел и заикнуться. Останкам насекомых, находимым в янтаре, приписывалось сверхъестественное происхождение; сам же янтарь признавался минералом. И вот, вопреки всемирно признанным авторитетам того времени, Ломоносов имел смелость высказывать диаметрально-противоположные мнения. Он не только высказывал их, но и осмеивал засевший в головах его современников псевдонаучный вздор. "Я их спрашиваю, - пишет Ломоносов, - что бы они подумали о таком водолазе, который бы вынес из глубины моря монеты, оружие, либо сосуды, случайно попавшие туда во время морского сражения, и сказал бы им, что всё это на дне моря производить во множестве забавляющаяся своим избытком натура? Я воображаю, - продолжает он, - что дно Великого океана вынесло наружу, океана, в котором воюющие древние народы и возвращающиеся из Восточной Индии и Америки флоты погребли, во время своего крушения, множество искусственных произведений, и оружия, и сосудов, и монет разного чекана. Что, если бы при этом кто стал утверждать, что все эти вещи произведены в морских пучинах самою натурою, исправляющею там и кузнечное, и оружейное, и медное, и монетное дело? Конечно, такой чудак подвергся бы всеобщему осмеянию. Но не так ли смешны и те философы, которые, видя на горах целые груды раковин, сходных с нынешними морскими, утверждают, что это не морское произведение, а легкомысленные затеи своевольной натуры?"


Ломоносов утверждал, что останки вымерших животных встречаются там, где жили эти животные. Если окаменелые морские раковины встречаются на суше, то, значит, эта суша была некогда дном моря. Ломоносов первый понял, что животные и растения далёких геологических эпох не только сохранились в виде отдельных окаменелых остатков, но и участвовали в образовании некоторых слоёв земли, например пластов каменного угля. Он правильно объяснял образование чернозёма, связывая его с накоплением в почве перегноя - остатков отмерших, разлагающихся растительных и животных организмов. Эта мысль Ломоносова в XIX веке получила развитие и подтверждение в исследованиях чернозёма В.В. Докучаевым, основавшим новую науку - почвоведение. Заслуга Ломоносова и в том, что он впервые ввел термин "чернозём" в научный оборот.

Политика: управление общественными делами ради выгоды частного лица. Амброз Бирс
ещё >>

19 ноября 1711гг. - 15апреля 1765 (53 года) . Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик, ботаник.

Великого ученого интересовали также биологические науки: ботаника и зоология, особенно палеозоология,
анатомия и физиология животных. Он любил живую природу, старательно ее изучал, заставлял служить человеку. М. В. Ломоносов заботился о развитии рыбоводства.

Передовые взгляды М. В. Ломоносова были направлены на сочетание теории с практикой, с жизнью. Деятельность М. В. Ломоносова сыграла огромную роль в развитии зоогеографических и фаунистических исследований в России.

10 июня 1741 года Ломоносов был направлен к профессору ботаники и естественной истории И. Амману для изучения естествознания. Ломоносов под руководством Аммана приступил к составлению Каталога собраний минералов и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры. Он быстро справился с этой задачей, это был одни из первых его научных трудов.

Великого ученого интересовали также биологические науки: ботаника и зоология, особенно палеозоология, анатомия и физиология животных. Он любил живую природу, старательно ее изучал, заставлял служить человеку. Ломоносов заботился о развитии рыбоводства.

Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знания. Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества. В период господства теории теплорода утверждал, что теплота обусловлена движением корпускул. Сформулировал принцип сохранения материи и движения. Исключил флогистон из числа химических агентов. Заложил основы физической химии. Исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Выдвинул учение о цвете. Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Опубликовал руководство по металлургии. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути, освоения Сибири. Будучи сторонником деизма, материалистически рассматривал явления природы.

Ломоносов отстаивал идею воздушного питания растений (фотосинтез) . "Явление пышных дерев, на голом песке свои корни утверждающих, явно свидетельствует о том, что листами своими из воздуха жиртый тук питают"

Ломоносов интересовался (что менее известно) науками о живой природе, в особенности ботаникой. Русский ботаник Г. Ф. Соболевский упоминает его в числе собирателей растений петербургской флоры. Насколько хорошо Ломоносов ориентировался в этой области видно из того, что он обнаружил в составленном известным натуралистом-путешественником С. П. Крашенинниковым списке растений петербургской флоры пропуск одного растения, а именно - колокольчика широколистного.

Важнейшей идеей, которая пронизывает все труды Ломоносова и выражена в них с отчетливой ясностью, является идея вечного движения и непрерывного развития в природе. Идея противостоит взглядам современников Ломоносова, которые рассматривали природу как нечто неподвижное, раз навсегда данное.

Спасибо за внимание..

19 ноября 1711гг. - 15апреля 1765 (53 года) . Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик, ботаник.

Великого ученого интересовали также биологические науки: ботаника и зоология, особенно палеозоология,
анатомия и физиология животных. Он любил живую природу, старательно ее изучал, заставлял служить человеку. М. В. Ломоносов заботился о развитии рыбоводства.

Передовые взгляды М. В. Ломоносова были направлены на сочетание теории с практикой, с жизнью. Деятельность М. В. Ломоносова сыграла огромную роль в развитии зоогеографических и фаунистических исследований в России.

10 июня 1741 года Ломоносов был направлен к профессору ботаники и естественной истории И. Амману для изучения естествознания. Ломоносов под руководством Аммана приступил к составлению Каталога собраний минералов и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры. Он быстро справился с этой задачей, это был одни из первых его научных трудов.

Великого ученого интересовали также биологические науки: ботаника и зоология, особенно палеозоология, анатомия и физиология животных. Он любил живую природу, старательно ее изучал, заставлял служить человеку. Ломоносов заботился о развитии рыбоводства

Скопировали всеxD
19 ноября 1711гг. - 15апреля 1765 (53 года) . Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик, ботаник.

Великого ученого интересовали также биологические науки: ботаника и зоология, особенно палеозоология,
анатомия и физиология животных. Он любил живую природу, старательно ее изучал, заставлял служить человеку. М. В. Ломоносов заботился о развитии рыбоводства.

Передовые взгляды М. В. Ломоносова были направлены на сочетание теории с практикой, с жизнью. Деятельность М. В. Ломоносова сыграла огромную роль в развитии зоогеографических и фаунистических исследований в России.

10 июня 1741 года Ломоносов был направлен к профессору ботаники и естественной истории И. Амману для изучения естествознания. Ломоносов под руководством Аммана приступил к составлению Каталога собраний минералов и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры. Он быстро справился с этой задачей, это был одни из первых его научных трудов.

Великого ученого интересовали также биологические науки: ботаника и зоология, особенно палеозоология, анатомия и физиология животных. Он любил живую природу, старательно ее изучал, заставлял служить человеку. Ломоносов заботился о развитии рыбоводства

19 ноября 1711гг. - 15апреля 1765 (53 года) . Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик, ботаник.

Великого ученого интересовали также биологические науки: ботаника и зоология, особенно палеозоология,
анатомия и физиология животных. Он любил живую природу, старательно ее изучал, заставлял служить человеку. М. В. Ломоносов заботился о развитии рыбоводства.

Передовые взгляды М. В. Ломоносова были направлены на сочетание теории с практикой, с жизнью. Деятельность М. В. Ломоносова сыграла огромную роль в развитии зоогеографических и фаунистических исследований в России.

10 июня 1741 года Ломоносов был направлен к профессору ботаники и естественной истории И. Амману для изучения естествознания. Ломоносов под руководством Аммана приступил к составлению Каталога собраний минералов и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры. Он быстро справился с этой задачей, это был одни из первых его научных трудов.

Великого ученого интересовали также биологические науки: ботаника и зоология, особенно палеозоология, анатомия и физиология животных. Он любил живую природу, старательно ее изучал, заставлял служить человеку. Ломоносов заботился о развитии рыбоводства

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Имя М.В. Ломоносова в школьном учебнике

Ломоносов и биология

Науки пользуют везде:

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и на едине,

В покое сладки и труде

М.В. Ломоносов

Данный материал может быть использован на уроках биологии в 7, 9, 10, 11 классах при изучении соответствующих тем.

Сущность эволюционного процесса состоит как в непрерывном приспособлении живого к разнообразным и постоянно меняющимся условиям окружающей среды, так и в появлении все более сложно устроенных организмов. В ходе эволюции осуществляется преобразование видов, на этой основе возникают новые виды, постоянно происходит также и вымирание видов. [5, с.238]

Первые эволюционные идеи можно уловить во взглядах многих философов древности, которые отмечали, что среди живых существ можно увидеть представителей как очень простых, так и очень сложных форм. Первые попытки объяснения были сделаны Эмпедоклом (490-430 г.г. до н.э.) и Аристотелем (384-332 г.г. до н.э.). В 18 веке были открыты многие виды животных и растений. К этому времени получены первые палеонтологические данные по вымершим видам. Изучение ископаемых остатков обнаружило поступательное движение от простого к сложному, от примитивных ко все более организованным формам жизни. Это явление требовало объяснения. Важная роль в это время отводится работам Карла Линнея (1707-1778) и Жана Батиста Ламарка (1744-1829). Но и в работах М.В. Ломоносова мы можем встретить попытки объяснения изменений, происходивших на Земле.

Энциклопедические знания, разносторонность интересов и научных изысканий сделали М.В. Ломоносова одним из основоположников русского естествознания в целом и русской материалистической философии. Роль М.В. Ломоносова в изучении эволюционных вопросов редко встречается в литературе о деятельности русского гения.

Во времена Ломоносова биологические знания были развиты слабо. До создания эволюционной теории происхождения и развития живой природы оставалось целое столетие. Однако великий русский ученый, правда в самой общей форме, излагал эволюционные идеи развития живых организмов в зависимости от климата и других условий их существования. [3, с.194]

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765 гг.) – великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель, труды которого стали известны во всем мире. Прославился в таких областях знаний, как:астрономия, геология, приборостроение, география и многие другие.


Ранние годы

Родился Михаил Ломоносов 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинская (Архангельская губерния, сейчас — село Ломоносово) в зажиточной семье. С ранних лет он любил выходить с отцом в море. Эти плавания оказали влияние на формирование представлений юного Ломоносова о красоте природы, закалили его характер.

Грамоте и чтению Ломоносову удалось обучиться еще в детстве. В возрасте 14 лет Михаил уже умел грамотно писать. Узнав, что отец хочет его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.

Учеба и трудовая деятельность

Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г.), где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна и бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения.

В числе лучших студентов в 1736 году отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки, а также иностранные языки и литературу. Начал собирать свою библиотеку, в которую вошли как античные авторы, так и современники.

Для тех времен биография Михаила Ломоносова была весьма насыщенной. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Даже при такой занятости у Ломоносова остается время на сочинение стихотворений.

В 1741 году Михаил Васильевич возвращается на родину.

В 1742 году Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.

Смерть и наследие

В 1754 году он разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.

Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 (15) апреля 1765 года и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

Читайте также: