Афганистан и персия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Афганистан = Исламская Республика Афганистан государство в Южной Азии, не имеющее выхода к морю. Население (оценка 2019) — 32,226 млн. чел., территория — 652 864 км;. Столица — Кабул. Государственные языки — пушту и дари. Унитарное государство, президентская республика.

Афганистан граничит с Ираном на западе, Пакистаном — на юге и востоке, Туркменией, Узбекистаном и Таджикистаном — на севере, КНР — в самой восточной части страны, с Индией (точнее оспариваемой Индией, КНР и Пакистаном территорией Кашмир) на востоке.

Афганистан находится на перепутье между Востоком и Западом и является древним центром торговли и миграции. Он располагается между Южной и Центральной Азией с одной стороны и Ближним Востоком с другой.

Такое расположение, могло бы позволить Афганистану играть важную роль в экономических, политических и культурных отношениях между странами региона, и, следовательно, в мировом сообществе. Именно поэтому иностранные вторжения превратили Афганистан в арену бесконечных войн и главный производитель наркотиков.

Афганистан — страна с древнейшей историей. Сельские общины на территории Афганистана возрастом 5000 лет назад были одними из первых в мире.
Предполагается, что одна из иранских религий, зороастризм, возникла на территории северного Афганистана между 1800 до 800 годами до н. э

К середине VI века до нашей эры, Ахемениды включили Афганистан в состав своей Персидской империи.
Империя Ахеменидов пала под ударами Александра Македонского после 330 года до н. э. и территория современного Афганистана вошла в состав Римской империи. После распада империи Александра Македонского Афганистан был частью государства Селевкидов, контролировавших регион до 305 года до н. э. Буддизм стал доминирующей религией в регионе.

Затем регион стал частью Греко-бактрийского царства. Индо-греки были разбиты скифами и вытеснены из региона к концу II века до нашей эры. Греко-бактрийское царство просуществовало до 125 г. до н. э.

В I веке Парфянская империя покорила современную территорию Афганистана.
В середине-конце II века Кушанская империя с центром в современном Афганистане, стала большой покровительницей буддийской культуры. Кушаны были разбиты Сасанидами в III веке. С тех пор он является частью иранского культурного пространства
Кушаны были разгромлены гуннами, место которых, в свою очередь, заняли эфталиты, создавшие в регионе своё государство в первой половине V века.

Эфталиты были разбиты войсками Тюркского каганата в 557 году.
Однако эфталитам и потомкам кушан удалось создать небольшое государство в Кабулистане, которое впоследствии захвачено мусульманскими правителями Саффаридами, а затем входило в состав государств Саманидов и Газневидов.
В этот период, в центральной части современного Афганистана, были построены Бамианские статуи Будды входившие в комплекс буддийских монастырей в Бамианской долине, возраст которых датируется 6 веком нашей эры и относятся к индийскому искусству Гандхара, а население разговаривало на Гандхари.

В VII веке современная территория западного Афганистана была завоёвана арабами, принёсшими свою культуру и новую религию — ислам. Однако окончательно ислам утвердился лишь в X веке, когда регион вошёл в состав империи Саманидов.

В X веке в страну из Средней Азии пришли тюрки. На территории современного Афганистана возникла Газневидская империя (со столицей в городе Газни), включавшая в себя также части Ирана, Средней Азии и Индии.
В XII веке усилилась местная династия Гуридов, объединившая под своей властью большую территории. В начале XIII века держава Гуридов покорена Хорезмом.
В XIII веке регион подвергся вторжению монгольских войск Чингисхана.
Современная территория Афганистана вошла в состав Монгольской империи, на его территории существовало вассальное монголам государство династии Куртов.
Современный Афганистан находился на границе двух монгольских улусов — державы Хулагуидов и Чагатайского улуса. Во второй половине XIV века современный Афганистан входил в состав империи Тимура, а после его смерти здесь правили Тимуриды, из которых особенно известен правитель Кабула Бабур, основавший Империю Великих Моголов.

В XVI — XVII веках территория современного Афганистана находилась под властью правителей Сефевидской империи, Империи Великих Моголов и Бухарского ханства.
В начале XVIII века территория современного Афганистана входила в состав Сефевидского государства и Бухарского ханства. После ослабления Персии и нескольких восстаний афганцы сумели создать ряд независимых княжеств — Кандагарское и Гератское, и после ослабления Бухарского ханства полунезависимый узбекский хан Балхского ханства сделался самостоятельным.

Кандагарское княжество находилось под властью пуштунской династии Хотаки, основанной Мир Вайсом. В 1722 году афганские войска предприняли поход в Сефевидскую империю и даже захватили её столицу — Исфахан, однако затем потерпели поражение от Надир-шаха.
Надир-шах затем распространил свою власть на современную территорию Афганистана, но его власть там оказалась непрочной и после его гибели в 1747 году империя Сефевидов распалась.

Дурранийская империя была основана в Кандагаре в 1747 году военным командиром Ахмад-шахом Дуррани. Она стала первым единым афганским государством.
Однако при его преемниках империя распалась на ряд самостоятельных княжеств — Пешаварское, Кабульское, Кандагарское и Гератское.

19 августа 1919 года Аманулла-хан провозгласил независимость Афганистана, которая приветствовалась властями Советской России. Афганистан был первым государством, которое признало РСФСР и установило с ней дипломатические отношения.
После третьей англо-афганской войны Великобритания была вынуждена признать сначала частичную, а в 1926 году полную независимость Эмирата Афганистан.

Эмират упразднён в 1929 году; последним эмиром был Хабибулла Гази.
Королевство Афганистан было провозглашено Мухаммедом Надир-шахом. После смерти Надир-шаха в ноябре 1933 года королём стал его сын Мухаммед Захир Шах, который был свергнут собственным двоюродным братом Мухаммедом Даудом в 1973 году.

17 июля 1973 года в Афганистане произошёл государственный переворот.
Монархия была упразднена и в стране была провозглашена республика. Этот период истории характеризуется крайней политической нестабильностью. Президент Мухаммед Дауд пытался провести реформы и модернизировать страну, но в конечном счете, ему это не удалось.

В апреле 1978 года в стране началась революция. Президент Мухаммед Дауд вместе с членами своей семьи был застрелен при штурме резиденции, а к власти пришла коммунистическая Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА).
Главой государства стал Нур Мохаммад Тараки, а председателем Революционного совета — Хафизулла Амин.

Правительство стало проводить радикальные реформы, в частности, секуляризацию, что вызывало массовые протесты в традиционном афганском обществе.
В стране началась Гражданская война. Правящая партия НДПА ещё с 1967 года делилась на две фракции — Хальк и Парчам. Нур Мохаммад Тараки, лидер фракции Хальк, был тайно убит Амином, членом своей же фракции, который стал главой государства.
В СССР Амина считали ненадёжным человеком, способным в любой момент переориентироваться на Запад.

СССР вмешался в гражданскую войну. (*)

В результате, СССР вмешался в гражданскую войну, продолжающуюся и поныне.
После убийства Амина 27 декабря 1979 года во время штурма президентского дворца советским спецназом пост председателя Революционного совета занял лидер фракции Парчам Бабрак Кармаль.

С конца 1980-х годов начинается масштабный рост производства наркотиков в Афганистане.
Советские войска были выведены из страны в 1989 году. После ухода советских войск (1989) Наджибулла оставался у власти ещё в течение трёх лет.

После вывода советских войск в 1989 году гражданская война не закончилась, а разгорелась с новой силой.

На севере страны группа полевых командиров образовала Северный альянс. В апреле 1992 года повстанцы вошли в Кабул, и Демократическая Республика Афганистан прекратила своё существование.

К 1996 году под их контроль попала большая часть страны, в сентябре после взятия Кабула Мухаммед Наджибулла был казнён, а Северный альянс был вытеснен в отдалённые приграничные северные провинции.

Рекордный урожай опиатов — 4600 тонн — был собран в 1999 году, во время талибского правления.

Правление талибов характеризовалось религиозной нетерпимостью по отношению к иноверцам (так, например, несмотря на протесты мирового сообщества, в том числе и мусульманских стран, талибами были взорваны памятники архитектуры — Бамианские статуи Будды, которые были объявлены ими языческими идолами) и жестокостью — например, ворам отрубали руки, женщинам и девочкам было запрещено посещать школы и находиться на улице без сопровождения мужчины и т. д.

В 2000 году талибы под давлением мирового сообщества запретили выращивание опиумного мака на контролируемой ими территории.

После терактов 11 сентября 2001 года международный террорист Усама бен Ладен (*) нашёл убежище в талибском Афганистане. Это послужило поводом для вторжения США в Афганистан. Однако, по мнению журналиста Пепе Эскобара, настоящей причиной послужил отказ талибов в прокладке Трансафганского трубопровода Туркменистан — Афганистан — Пакистан — Индия на условиях США, в частности, план вторжения США в Афганистан существовал ещё за полгода до событий 11 сентября.

После падения режима талибов была провозглашена современная Исламская Республика Афганистан. В декабре 2001 года на Боннской конференции афганских политических деятелей Хамид Карзай был поставлен во главе переходной администрации Афганистана.

В июне 2002 года Лойя-джирга (Высший совет, в который входят лидеры всех народов, племён и группировок Афганистана) избрала его временным президентом страны.
В 2004 году была принята новая Конституция и проведены первые президентские выборы, на которых победил Хамид Карзай.

Назначая Хамида Карзая главой временного правительства Афганистана в 2001, США надеялись, что он сможет навести порядок в стране.

Уровень наркоторговли резко увеличился по сравнению с тем периодом, когда у власти были талибы.
При Карзае наркобароны даже заняли ответственные посты (один из них — его брат, Абдул Каюм Карзай, считающийся одним из крупнейших наркобаронов в провинции Кандагар).
Отсутствие результатов в борьбе с наркоторговлей и отсутствие поддержки со стороны президента привело в сентябре 2005 году к отставке министра внутренних дел Афганистана Али Ахмада Джалали.

Хамиду Карзаю не удалось подавить вооружённое сопротивление талибов.
Несмотря на многомиллиардную помощь мирового сообщества, Афганистан остаётся практически беднейшей страной в мире.
В этой ситуации США пошли на предоставление реальных властных полномочий тем, кто располагает огромным влиянием и силой.

Это было сделано путём проведения 18 сентября 2005 года парламентских выборов, на которых, лидировали представители оппозиции и бывшие полевые командиры.

20 августа 2009 года состоялись очередные президентские выборы, по результатам которых Карзай был вновь переизбран. Кроме самого Хамида Карзая, основными претендентами были бывший министр финансов Ашраф Гани Ахмадзай и бывший министр иностранных дел Aбдулла Абдулла.

Выборы прошли с многочисленными нарушениями, о чём заявил Глава миссии ООН в Афганистане Кай Эйде.

Тем не менее, победу на этих выборах, вновь одержал Хамид Карзай.

Несмотря на это, в стране по-прежнему продолжается гражданская война, но уже с участием Международных сил содействия безопасности в Афганистане (ISAF).

Хамид Карзай оставался президентом Афганистана в 2004—2014 годах.

В 2014 году, Ашраф Гани избран президентом Афганистана. В сентябре 2019 года переизбран на второй срок.

В августе 2021 года, после успешного наступления террористического движения Талибан на правительственные силы правительство Афганистана пало и Ашраф Гани лишился своего поста, который достался лидеру талибов мулле Абдуле Гани Барадару.
15 августа 2021 года Ашраф Гани покинул страну.

Что касается обрушения режима, то его наиболее красноречиво характеризует то, как Гани убегал из Афганистана: четыре машины были набиты деньгами, другую часть денег пытались запихнуть в вертолет, но не все поместилось. И часть денег осталась лежать на взлетном поле.

Посол Афганистана в Таджикистане обвинил Гани в хищении 169 миллионов долларов из государственных фондов и призвал международную полицию арестовать его.

Посол Мохаммад Захир Агбар заявил на пресс-конференции в среду, что Гани “украл 169 миллионов долларов из государственной казны” и назвал этот побег “предательством государства и нации”.

Репортаж Джеймса Бейса (“Аль-Джазира”) из Организации Объединенных Наций сказал, что это утверждение "отразилось в социальных сетях среди высокопоставленных членов его бывшего кабинета и тех, кто был близок к нему", включая его министра обороны Бисмиллу Хана.

“Бисмилла Хан сказал в Интернете: "Те, кто торгует или продает свою родину, должны быть наказаны и арестованы".


МОСКВА, 28 августа 2021 года.
За время пребывания военных США в Афганистане маковые плантации в этой стране "увеличились почти в 100 раз", заявил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.
"За время пребывания там Соединенных Штатов плантации маковые увеличились почти в 100 раз.
Про логистику распространения всего этого по всему миру и в Европу я говорить не буду, потому что, я думаю, и так всем понятно, кто оттуда летал", - сказал он в интервью.
Шойгу отметил, что Афганистан сегодня производит 93% мирового героина.

По словам Шойгу, США занимались в Афганистане двумя направлениями.
Первое - собственная безопасность; создание и перевооружение армии, которую сами афганцы считают коллаборационистами, поддержавшими вторгшегося в страну врага.

"И второе – они занялись серьезным освоением и добычей полезных ископаемых", - отметил генерал.

(*)СССР вмешался в гражданскую войну в Афганистане и ввёл войска в 1979 году, которые пербывали там и вели активную борьбу против повстанцев до 1989г.
СССР не просто воевал но и участвовал в социально-политическом и економическом сторительстве Афганистана. В этом кратком обзоре тема эта не имеет расширения, хотя один интересный факт следует упомянуть.

В эпоху советского вторжения, Афганистан получил своего первого и пока - единственного космонавта,по имени Абдул Ахад Моманд.

Капитан афганских ВВС, Герой Советского Союза - Абдул Ахад Моманд.


11:24 30.07.2021 • Владимир Сажин, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук


Тегеран пристально следит за развитием внутриполитической и военной обстановки в соседнем Афганистане, также как и за региональной ситуацией, связанной с реакцией на афганские события различных стран, их вовлеченностью в процессы, проходящие там после начала ухода контингента войск НАТО во главе с США.

Исторически Иран всегда рассматривал Афганистан в качестве объекта не только внимания, но и влияния, как и другие соседние государства. И это понятно.

Немного об Афганистане

У этносов, населяющих сегодняшний Афганистан долгая история взаимоотношений с Ираном (Персией), насчитывающая тысячелетия. В VI веке до нашей эры территория нынешнего Афганистана вошла в состав персидской империи Ахаменидов, но уже в IV веке до н.э. ее захватывает Александр Македонский и вводит в состав империи Селевкидов. Впоследствии владели этой территорией множество империй, в том числе непосредственно связанных с Ираном. Это определило в некоторой степени общность истории, языка, культуры двух стран и народов.

В 1747 году Ахмад-Шах Дуррани основал Афганское государство со столицей в Кандагаре. Во время правления его сына Тимур-Шаха столица была перенесена в Кабул.

С этого момента история юридически независимого (а некоторыми периодами и фактически зависимого) Афганистана не была безоблачной. Внутренние распри, войны сменялись внешними агрессиями.

Так в чем же уникальность этой удивительной страны – Афганистан, неоднократно доказывающий своё право на свой особый путь?

Наиболее многочисленная этническая группа – пуштуны (около 40% населения, оценочно составляющего 37,5 млн. человек). Вторая по численности группа – таджики (ок. 25%), третья – хазарейцы (ок. 20%), четвертая – узбеки (ок. 5%).

Важным фактором в политике Афганистана является сохраняющаяся до сих пор и не сдающая своих позиций родоплеменная структура населения. Народности делятся на племена, кланы, роды, семейства.

Пуштуны – самый многочисленный народ на планете, сохранивший родоплеменные отношения (ок. 60 млн. человек, из которых ок. 15 млн. – проживают в Афганистане, остальные в Пакистане. Всего насчитывается ок. 350-400 пуштунских племенных образований). В Афганистане они подразделяются на три основных племенных объединения: западное племенное объединение – дуррани (более 3 млн. чел.), восточное – гильзаи (около 1,5 млн. чел.), карани (около 1,5 млн. чел.), а также ряд других отдельных крупных племён.

Таджики – коренные обитатели северных и центральных областей Афганистана. Основное занятие – земледелие. Они составляют значительную прослойку населения городов, формируют большую часть немногочисленного афганского пролетариата. Процент грамотности среди них выше, чем среди других народностей. У таджиков 11 основных племенных групп.

Хазарейцы представляют собой потомков монгольских завоевателей, поселившихся на территории Афганистана в XIII веке. Они преимущественно проживают в центральной части страны. Хазарейцы составляют основную часть афганских шиитов и относятся к оседлому населению страны.

Узбеки занимают среднюю часть северного Афганистана. Основное занятие узбеков – оседлое земледелие и скотоводство.

Все народности, племенные объединения резко отличаются друг от друга по количественному составу, уровню социально–экономического развития, исторически сложившейся роли в экономической и политической жизни страны.

В Афганистане два официальных языка – дари (фарси-кабули) и пушту. Дари функционирует как lingua franca – то есть язык систематически используемый для коммуникации между различными группами населения, родными языками которых являются другие.

Афганистан – мусульманская страна, 99,7% её населения приверженцы ислама из них ок. 85% сунниты и ок. 15% шииты.

Присущий современному афганскому обществу в значительной степени традиционный трайбализм, как формы его устройства, диктует представления об особом доминирующем значении своего племени, этноса. Это остается актуальным и сейчас и не только в сельской местности, но даже в городах и среди образованных людей. Порой выбор профессии, работы, сферы деятельности, места жительства связан с принадлежностью того или иного человека к определенному племени, этносу.

О влиянии племенных факторов свидетельствует тот факт, что в этой мусульманской стране в некоторых племенных объединениях (особенно пуштунских) основным сводом законов является не только шариат, но и гораздо более жесткий и архаичный племенной. Так, у пуштун это Пуштунвалай (образ жизни пуштунов).

Во многом определяющим моментом является наличие у племён собственных вооруженных формирований, которые не всегда, а точнее - редко подчиняются Кабулу. Например, у пуштунов существует такая социальная группа как лашкар - племенное ополчение - вооруженное формирование, главной задачей которого является охрана труда и обеспечение мирного существования всех членов племени от мала до велика.

Всё эти факты, характеризующие афганское общество, несомненно, сформировали и формируют сегодня психологию воинов, защищающих в первую очередь, свой дом, свою семью, своё племя. Причем под этим подразумеваются не абстрактные пропагандистские понятия, а реальные дома, семьи в конкретных аулах, поселках. Днём мужчины работают, ночью, если необходимо, воюют. Так схематично можно охарактеризовать быт многих афганских мужчин. Ведь долгие десятилетия бесконечных войн позволяют утверждать, что для Афганистана война - это не разовое явление, а отчасти, к сожалению, даже образ жизни. Поэтому афганские бойцы, в своей подавляющей массе не кончавшие военные академии, не учились воевать строго по воинским уставам, но очень эффективно это делают, применяя многообразные партизанские методы борьбы, которым их с раннего детства обучила их предки и жизнь. Они в полной мере используют и особенности социального устройства Афганистана, и национальную психологию афганцев, и религиозный фактор, и своеобразие географических условий страны.

Именно здесь заложен успех вооруженных афганских сопротивленцев в войнах против Британии, СССР и США вместе с НАТО.

Для понимания сложных социальных процессов в Афганистане следует показать несколько важных цифр: в сельской местности проживает – 73,7% населения, грамотность среди взрослых (старше 15 лет) составляет – мужчин 55,5%, женщин – 29,8%.[2]

Эти показатели, и в совокупности все факторы создают прекрасную вербовочную базу, психологическую и идеологическую основу для привлечения в ряды сопротивления гяурам, посягающим на традиционные скрепы, а также продавшимся им отступникам и для формирования мощных и одновременно многочисленных боевых групп. В том числе и входящих в Движение Талибан (запрещено в РФ).

Немного о Движении Талибан (ДТ)

Генерал Дустум управлял шестью провинциями на севере. Три западные провинции в районе Герата принадлежали проиранскому таджику Исмаил-Хану. Раббани контролировал Кабул и северо-восток страны. Джелалабад с тремя провинциями находился под коллективным управлением местных командиров. Хекматьяр захватил небольшой район под Кабулом. Центр страны принадлежал шиитам-хазарейцам.

В провинции Кандагар вообще не было никакой власти, и начался полный беспредел мелких полевых командиров и просто бандитов. Таким образом Кандагар был разделен между враждующими группировками.

Они ушли в подполье, а его лидер мулла Мохаммад Омар руководил боевиками из неизвестного убежища в Пакистане.

В декабре 2001 года Хамид Карзай был приведен к присяге в качестве временного председателя правительства. В январе 2002 года талибы признали временное правительство, поскольку первоначально Карзай не выступал активно против них.

Органом, принимающим стратегические решения в ДТ, является Рахбари Шура (совет лидеров). В состав совета входят 18 - 20 человек: бывшие министры, дипломаты, губернаторы, военачальники и религиозные деятели Талибана (запрещено в РФ).

За реализацию решений Шуры отвечают военная, культурная, финансовая, образовательная комиссии, кроме того комиссия по разведке, МИД, МВД и комиссия по судам. В регионах действуют полевые командиры и теневые губернаторы.

В связи со смертями среди членов Талибан в результате военных действий, руководящий состав меняется. При этом все члены группировки ДТ входят в официальный список международных террористов и их пособников, на которых распространяются санкции ООН.

Как подчеркивала российский политолог Каринэ Геворгян, ДТ расколото на три фракции, и только одна из них, штаб-квартира которой в Дохе готова к диалогу. Причем эта фракция, по мнению г-жи Геворгян, имеет протурецкую ориентацию.[4]

Несмотря на внутренние размолвки, трения, ДТ смогло добиться в Афганистане определенного успеха. К 2017 г.20% территории Афганистана контролировалось этой группировкой. Планы американцев вывести свои и натовские войска из Афганистана активизировали боевую деятельность талибов по захвату территории.

В начале мая 2020 г. в руководстве ДТ произошли изменения. Сын основателя Талибан муллы Омара мулла Якуб был назначен главой военной комиссии Движения, то есть главнокомандующим. А в конце месяца – исполняющим обязанности лидера, поскольку многочисленные члены Рахбари Шура заболели COVID-19. Но это не снизило активность боевых действий талибов.

21 июля 2021 г. председатель Объединенного комитета начальников штабов США Марк Милли сообщил, что половина всех афганских провинций находится под контролем талибов.[5] Эту информацию подтвердил и спецпредставитель президента РФ по Афганистану, директор второго департамента Азии МИД РФ Замир Кабулов.[6] Несомненно, это придаёт импульс для дальнейшего повышения их активности, что явно противоречит объявленной ранее поддержке политического урегулирования в стране, усиливает эскалацию вооруженной борьбы и осложняет процесс позитивного решения афганского вопроса.

Можно ли победить Талибан?

Нельзя отрицать также, что в своей борьбе пуштуны, а теперь и Талибан, опирались и опираются на большую часть афганского общества (прежде всего пуштунов), что позволяет ему вести партизанскую войну.

Именно эта система ценностей и запреты, вводимые талибами, для иностранцев во многом непонятны и неприемлемы. Однако, для обычного малообразованного, а подчас и безграмотного афганца, живущего не только где-то в горах и ущельях, но и в небольших селениях, а иногда и в городах, подобные идеи вызывают исторический отклик и понимание. Эти идеи базируются на духовных ценностях, формировавшихся у афганцев в течение многих столетий на основе племенных законов и ислама.

Такое положение даёт возможность талибам привлекать в свои ряды всё новых и новых бойцов. Так, в 1995 г. в ДТ их было всего 25 тыс. человек, а в 2000-м уже 110 тыс. То есть число сторонников выросло более чем в 4 раза. После поражения в 2001 г. их число снизилось до 10 тыс. Но уже к 2010 г. число талибов достигло 30 тыс., в 2015 г. 60 тыс., а сейчас вновь более 110 тыс. бойцов.[8]

При этом на афганской почве у ДТ просто бесконечный человеческий ресурс (правда, не только для талибов, но и других экстремистских группировок). По данным за 2020 г. в Афганистане более 10 млн. мужчин в возрасте от 15 до 64 лет и резерв в 7,5 млн. мальчиков до 14 лет,[9] часть которых могут потенциально стать (или уже стали) их членами.

Объявленный вывод войск США и НАТО из Афганистана инициировал эскалацию боевых действий в стране. Причем, наряду с ДТ там действует еще целый ряд террористических исламистских группировок, большинство из которых запрещены во многих странах.[11]

Ужесточение военных действий, когда все воют против всех, спровоцировало гуманитарный кризис. Резко возросла внутренняя и внешняя миграция населения. Общее число перемещенных внутри страны жителей достигло свыше 3,5 миллиона человек. Соседние с Афганистаном страны готовятся к притоку новых афганских беженцев и мигрантов.

Как утверждает ООН, Иран — самое популярное направление для афганских беженцев и мигрантов, где уже проживает около миллиона афганцев.

Из-за опасений из страны бегут или пытаются убежать как измученные бесконечными войнами простые афганцы, проживавшие, как правило, в районах боевых действий, так и афганцы, которые сотрудничали с войсками США и НАТО, а также военнослужащие правительственных силовых структур.

Центральноазиатские республики также обеспокоены возможным наплывом беженцев.

Ясно, что необходимы новые подходы к афганской проблеме. И их усиленно ищут сегодня во многих странах, заинтересованных в обеспечении мира и покоя на афганской земле и безопасности соседей Афганистана.

Активно в этом направлении работает группа, созданная для содействия мирным переговорам в Афганистане, куда входят Россия, Китай, Пакистан и США. Москва предлагает включить в группу Индию и Иран.

Конечно, у каждой из этих стран свои интересы, свои цели в Афганистане. Но главное, что их объединяет – это стремление к прекращению войны в этой стране и создание в Кабуле дееспособного коалиционного правительства.

Иран и талибы

Политически Иран ведёт деликатную игру как с правительством в Кабуле, так и с талибами, с одной стороны, убеждая их в необходимости мирного решения проблемы власти в стране, с другой – проводя работу по их сдерживанию, особенно в западных, граничащих с ИРИ провинциях Герат, Фарах, Нимруз.

Иранцы провели несколько встреч с представителями, как афганского правительства, так и ДТ.

7 июля иранский МИД объявил о визите в Тегеран четырёх афганских делегаций (представители Талибан, правительства, парламента и кабульской оппозиции президенту Гани). Переговоры завершились совместным заявлением, в котором, в частности, отмечалось, что стороны, взаимно понимая опасности и последствия продолжения войны для страны, согласились с тем, что война не является решением афганской проблемы и что необходимо приложить все усилия для поиска мирного и политического решения. Далее было указано, что стороны решили обсудить на следующей встрече вопросы, требующие дальнейших консультаций и ясности, такие как создание механизма перехода от войны к постоянному миру, исламская система, согласованная обеими сторонами, и способы ее достижения.[16]

Но переговоры, которые ведёт Тегеран с различными афганскими силами, по-видимому, не исключают для ИРИ рассмотрение разнообразных вариантов развития событий.[17]

В-третьих, прямое военное вмешательство. Тегеран мог бы начать операцию, направленную на быстрый захват Герата, традиционного оплота Ирана. Тем не менее, любое такое действие в конечном итоге может оказаться довольно дорогостоящим, поскольку для этого потребуется, чтобы Иран установил значительное военное присутствие и зависел от протяженных, уязвимых линий снабжения. Более вероятно, что ИРИ попытается создать буферную зону на афганской стороне границы и установить сухопутные мосты в шиитские районы, предположительно используя подразделения Фатемиюна, поддерживаемые тяжелой артиллерией КСИР, боевыми беспилотниками, высокоточным ракетным огнем. Как считают наблюдатели, военное вмешательство может стать катастрофическим шагом, и правительство в Тегеране на него не пойдет.

Остается четвертый вариант совместно с другими заинтересованными странами создать условия для интеграции талибов в афганские политические процессы, побуждать их отказываться от ведения боевых действий.

Именно этот четвёртый вариант стал преобладающим в политике ИРИ по Афганистану. Не случайно, глава МИД ИРИ ещё в апреле 2021 г. заявил, что талибы должны немедленно начать серьезные переговоры с афганским правительством. Министр также отметил, что они знают, что ДТ планирует восстановить Исламский Эмират Афганистан, но этот план неосуществим, и нет общего согласия по нему, добавив, что Талибан должен знать, что Афганистан не может быть отброшен в ситуацию 1990-е гг.

Резюме

Афганистан в очередной раз выходит в лидеры среди стран, ввергнутых в мировые конфликты. Обстановка, осложненная и обостренная гуманитарным кризисом, с каждым днем становится в этой стране всё более хаотичной и менее предсказуемой. Проблематичность ситуации проистекает также из-за того, что и среди талибов, и среди кабульского руководства есть силы, выступающее против договоренностей между ДТ и Кабулом. Это неизбежно расширяет и углубляет военно-политический хаос, создающий условия для усиления позиций боевиков организации Исламского государства (ИГИЛ – ДАЕШ – запрещена в РФ). Это приведёт к новому, катастрофическому витку развития ситуации в Афганистане.

Афганистан для "чайников". Часть 2: Кому и когда принадлежал Афганистан

Если обострения в Сирии, Ливии и Ираке имеют эпизодический характер, то Афганистан можно смело назвать страной вечных войн. С древнейших времен народы этой территории воевали между собой и с иностранными интервентами.

Одними из первых на земли современного Афганистана покусились персы. В середине VI века до нашей эры они включили их в состав своей Ахеменидской империи. Персидское владычество длилось почти 9 веков, пока Афганистан не завоевал Александр Македонский в 330 году. После смерти великого полководца эти земли контролировало государство Селеквидов, основанное военачальником Македонского. В это время начинается распространение буддизма. В последующие столетия Афганистан входил в Греко-Бактрийское царство, Парфянскую и Кушанскую империю с центром в самом Афганистане. В III веке кушанов сменили сасаниды. Затем сюда вторглись гунны, эфталиты, а в 557 году регион вошел в состав Тюркского каганата.

В VII веке начался процесс, который определит всю последующую историю Афганистана вплоть до наших дней, - исламизация. Набравшиеся сил на Аравийском полуострове арабы вторглись в западный Афганистан и принесли с собой свою религию. Уже в X веке, когда эти территории вошли в империю Саманидов, ислам окончательно утвердился . Далее пальма первенства вновь перешла к тюркам, которые на рубеже X-XI веков создали обширную империю Газневидов в составе Ирана, Индии и Средней Азии. С этим периодом связан подъем науки и культуры. В XII Афганистан присоединила таджикская династия Гуридов, а их в следующем веке покорило персидское государство Хорезм. В XIII веке Хорезм покорило войско Чингисхана, и вместе с ним Афганистан вошел в Монгольскую империю. В XIV веке сюда пришли тюркские завоеватели – тимуриды. Их потомок Бабур правил Кабулом и основал империю Великих Моголов, покоривших Индию. Правление тюркских племен продолжилось в XVI-XVII веках, когда Афганистан вошел в империю Сефевидов. В XVII они все еще владычествовали над регионом, уступив позднее контроль Бухаре.

Лишь в XVII веке в результате восстаний против Персии афганцам удается создать мелкие независимые государства – Кандагарское (под властью пуштунской династии Хотаки) и Гератское княжества, а также Балханское ханство. В начале XVIII века афганцы пошли походом на Сефевидов и взяли их столицу Исфахан, но потерпели поражение от основателя династии Афшаридов (тюрки-огузы) Надир-шаха. После его гибели империя Сефевидов распалась, и в 1747 году военный командир Ахмад-шах Дуррани основывает первое афганское государство – Дурранийскую державу. Однако сразу после его смерти Афганистан распадается на самостоятельные княжества, поделенные преемниками Ахмад-шаха: Пешаварское, Кабульское, Кандагарское и Гератское.

Победившие моджахеды начали борьбу за власть, что привело к тяжелым боям в Кабуле между полевыми командирами Ахмад Шах Масудом ("Панджшерский лев") и Гульбеддином Хикматияром. К тому времени усилилось влияние созданного в 1994 году в Пакистане движения "Талибан" (запрещено в РФ), образованного из беженцев, которые покинули Афганистан после вторжения СССР. Получившие религиозное образование талибы ("студенты" с пуштунского) в 1996 году взяли под контроль большую часть Афганистана. Состоявшее из таджиков и узбеков сопротивление ("Северный альянс") начало борьбу с талибами, но было вытеснено в северные районы. Талибы принялись устанавливать в стране жесткий шариатский режим. Музыка была запрещена, статуи Будды VI века были взорваны, а на Олимпийском стадионе начались публичные казни. Террорист номер 1, Усама бен Ладен после терактов 11 сентября нашел прибежище у талибов, что вынудило США начать операцию "Несокрушимая свобода". Вторжение Пентагона 7 октября 2001 года разрушило Исламский Эмират Афганистан. На его месте возникло марионеточное государство Исламское государство Афганистан. Его лидером был избран пуштун Хамид Карзай. В 2014 году его сменил другой пуштун – Ашраф Гани.

После прихода в США к власти Барака Обамы в 2009 году Вашингтон взял курс на вывод войск из Афганистана. Однако этот процесс затянулся, и лишь при Дональде Трампе Пентагон договорился с талибами об эвакуации американских ВС. В это же время нашедшие прибежище в Пакистане талибы начинают восстанавливать свои позиции и переходят в наступление. Если в 2017 году они уже контролировали половину страны, то после начала вывода войск Джозефом Байденом "Талибан" подчинил себе почти 90 процентов страны. Сегодня талибы находятся в шаге от повторения своего успеха 1996 года.

Таким образом, Афганистан почти всю свою историю являлся ареной борьбы великих держав. Столетиями ее контролировали то персы, то тюрки. В наше время силами тут померились сверхдержавы – СССР и США, однако и им пришлось отказаться от планов по контролю самой неконтролируемой в мире страны.

Таджикистан наиболее успешно сохраняет персидское наследие, в то время как иранцы борются c исламскими угнетателями, оккупирующими их страну (которые в свое время хотели снести бульдозером Персеполис и гробницу Кира!). то же самое происходит и в истерзанном войной Афганистане.

Персидская культура - это общая культура. Она не принадлежит ни одной отдельной нации, ни одному этносу.

Исторически она разделена между регионами, которые сегодня состоят из частей Афганистана, Таджикистана, Узбекистана, Ирана, Ирака и некоторых других близлежащих стран. Персидские философы родились в регионах, которые сегодня относятся к разным странам, а не только к одной национальности.

Афганистан многонационален, как и Иран. Если вы говорите о таджиках, то это восточные персы. Таджики в основном проживают в Северном Афганистане, Таджикистане и некоторых районах Узбекистана. Перс - это европейский термин, обычно относящийся к иранским народам или говорящим на фарси. Европейские востоковеды и историки использовали его по-разному. Одни делали акцент на первом варианте, другие - на втором. Именно поэтому существует некоторая путаница. Однако в исламском мире термин фарсиван относился к носителям фарси, поэтому таджики подпадают под этот термин, а также под европейский термин "персидский".

Термин "персидский" был искажен иранскими националистами в 20 веке, чтобы обозначить только тех, кто говорит на фарси в Иране. В действительности исторически это было не так. Персидские империи, такие как Саминиды, были сосредоточены вокруг таджикской культуры и народа, и сегодня их лучше представляют таджики. Хорасан (земля восточных персов или таджиков) был одним из основных очагов науки и образования во время "исламского золотого века", как его называют европейские востоковеды, и породил выдающихся ученых и после него. Современные иранские националистические нарративы, изображающие иранских носителей фарси как единственных персов, исторически неточны, ложны и основаны на национализме, а не на фактах.

Кроме того, разделение между иранским фарси и восточным фарси (таджиками) не существовало до распространения шиизма в Иране. Люди идентифицировали себя по местности, откуда они родом (например, фарсиван из Хорасана против фарсивана из Шираза). Религиозный раскол, вызванный обращением Ирана в шиизм савафидами, сегодня превратился в этнический/националистический раскол. Между восточными персами (таджиками) и западными персами существовало много братских отношений. Современное разделение между говорящими на фарси в Иране и говорящими на фарси в Центральной Азии/Афганистане тогда еще не существовало. Ибн Сина, таджикско-персидский ученый, также был родом из Средней Азии (Бухары), но его называют персом.

Фарси также был лингва-франка восточного исламского мира в течение почти 1000 лет. Таким образом, на фарси говорили не только коренные носители фарси (фарсиван), но и образованные турки-мусульмане, индийцы и другие группы восточного исламского мира. Это произошло потому, что сам фарси был сильно арабизирован и поэтому считался вторым языком ислама.

Читайте также: