Субъективные каналы восприятия и передачи информации кратко

Обновлено: 02.07.2024

Каналы сенсорного восприятия (модальности) в НЛП

Индивидуальные особенности восприятия и обработки информации последнее время вызывают повышенный интерес как у ученых, так и у практиков, занимающихся проблемами общения и обучения.
В современной психологии различают несколько сенсорных систем, обеспечивающих восприятия информации – зрение, слух, вкус, обоняние, осязание и др. Эти системы были известны очень давно, но современный психологический подход к ним отличается тем, что у ка­ждого человека выделяют предпочитаемую лично им систему получения к обработки информации. Оказалось, что у разных людей эти системы развиты непропорционально и это придает каж­дому человеку своеобразие.
Особенно резко может изменяться восприятие при стрессе. Например, может подавляться восприятие через одни сис­темы и обостряться через другие.

Визуалы - лучше воспринимают информацию через зрительные представления.

Аудиалы - лучше воспринимают информацию через слуховые представления.

Кинестетики - лучше воспринимают информацию через кожные и внутренние ощу­щения, чувства.

Логики (дигиталы, дискреты) - лучше воспринимают информацию через рассуждения, отрываясь от непо­средственного ощущения.


Понятно теперь, что устный рассказ лучше всего воспринимают аудиалы (таких лю­дей в среднем всего 10%).

Рисунки, надписи, чертежи и таблицы, а также яркие зрительные образы, переданные в речи - визуалы (таких людей может быть до 70-90%).

Кинестетики (их может быть до 40%) лучше воспринимают информацию ощупывая, обводя контуры, представляя себе внутренние ощущения, делая что-то руками.

Логики (по ним нам пока данные не известны) требуют времени на осмысление и опираются на абстрактные знания и понятия.

Источник:
Сазонов В.Ф., Ладохина И.Ю., Муравьева М.С. Практическая коррекционно-развивающая работа со школьниками: Методические рекомендации / РГПУ; кафедра анатомии, физиологии и валеологии. Рязань, 2000. 36 с.

Субъективные каналы восприятия и передачи информации

ПЕРЦЕПТИВНЫЙ АСПЕКТ ОБЩЕНИЯ

Сущность социальной перцепции

заключается в образном воспри-

ятии человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего

мира. Образ как результат и форма отражения предметов и явлений мате-

риального мира в сознании человека выступает важнейшим ключевым ус-

ловием восприятия. Как отмечает В. В. Ситников, образ рассматривается

как функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядо-

чивает многообразие отдельных явлений (Ситников В. Л., 2001, С. 15). По

содержанию образ объективен в той мере, в какой он адекватно отражает

действительность. Образ существует на уровне чувств (ощущение, воспри-

ятие, представление) и на уровне мышления (понятие, суждение, умозак-

Восприятие является активным процессом, т. е. то, что мы вос-

принимаем, и то, как мы интерпретируем воспринятую информацию, с

одной стороны, определяется нашим состоянием, с другой стороны, на-

ходится под нашим контролем.

Механизмы социальной перцепции

Механизмы социальной перцепции –

это способы, посредством ко-

торых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека;

к ним относятся: идентификация, эмпатия, социальная рефлексия, аттрак-

ция, каузальная атрибуция.

Под идентификацией

подразумевают способ понимания другого че-

ловека через осознанно или бессознательное уподобление его самому себе.

Это наиболее простой способ понимания другого человека (Бодалев А. А.,

– постижение эмоционального состояния, проникновение –

вчувствование в переживания другого человека.

Децентрация

– способность и умение человека отойти от своей по-

зиции и взглянуть на партнера и на ситуацию взаимодействия как бы со

стороны, глазами стороннего наблюдателя. Поскольку этот механизм ос-

вобождает от эмоциональной предвзятости, он является одним из самых

эффективных в процессе познания другого человека.

Социальная рефлексия –

осмысление индивидом того, как он вос-

принимается партнером по общению. А. А. Бодалев (1996) отмечает, что

интенсивность и полнота проявления коммуникативной рефлексии напря-

мую зависит от субъективной значимости партнера.

– особая форма восприятия и познания другого человека,

основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитив-

ного чувства. Выделяются 3 уровня аттракции: симпатия, дружба и лю-

бовь. Д. Маейрс (1997) описывает следующие факторы, стимулирующие

проявление аттракции: географическая близость (соседство, обучение в

одном классе и т. п.); взаимодействие и антиципация взаимодействия; про-

стое нахождение в поле зрения; физическая привлекательность; сходство

мировоззрения; хорошее отношение к субъекту восприятия.

Н. В. Казаринова, В. Н. Куницына (2001) делят все факторы, стиму-

лирующие аттракцию, на две группы:

1) внешние факторы, т. е. существующие до того, как начался про-

цесс общения, это: потребность в аффилиации (доверительном общении),

эмоциональное состояние партнеров по общению, пространственная бли-

2) внутренние факторы, возникающие в процессе взаимодействия:

физическая привлекательность партнера по общению, стиль общения, фак-

тор сходства между партнерами, выражение личного отношения к партне-

ру в процессе общения.

Механизм каузальной атрибуции

связан с приписыванием причин,

как своему поведению, так и поведению другого человека. Исследования

торой человек объясняет повседневные события. Феномен атрибуции воз-

никает тогда, когда имеется недостаток информации о другом человеке,

заменять которую и приходится путем приписывания (атрибуции).

Фундаментальные ошибки каузальной атрибуции

1. Тенденция переоценивать роль личностных факторов и недооце-

нивать влияние ситуации, обстоятельств. Эта ошибка характерна для

часто просматривается следующая закономерность: при их неудачах мы

говорим, что они плохо старались или что у них не хватает способностей;

если же результат деятельности успешен, мы говорим, что им просто по-

везло. При самоатрибуции наблюдается обратная тенденция, так как ее ос-

новная цель – сохранение положительной самооценки.

2. Ошибка ложного консенсуса (согласия) – человек склонен интер-

претировать свое поведение как типичное, свойственное большинству лю-

3. Ошибка неравных возможностей ролевого поведения – разные со-

циальные роли предполагают разное поведение, поэтому при атрибуции

воспринимающий интерпретирует поведение окружающих людей в стро-

гом соответствии с их социальными ролями. В основе данной ошибки ле-

жит склонность опираться на ролевые стереотипы.

4. Игнорирование информационной значимости неслучившегося –

тенденция учитывать только очевидные факты. Представьте, что дом ох-

раняется собакой. В этом случае о безопасности хозяев, в основном, судят,

опираясь на поведение собаки: если собака спит, значит все спокойно.

К механизмам межгруппового восприятия

вой фаворитизм, физиогномическую редукцию и стереотипизацию.

Внутригрупповой фаворитизм

заключается в тенденции благопри-

ятствовать в социальном восприятии членам собственной группы в про-

тивовес, а иногда и в ущерб членам другой. В. С. Агеев описывает ряд фак-

торов, блокирующих его актуализацию:

2) однозначность толкования, доступность и очевидность тех крите-

риев, на основании которых извне выносится решение об успехе или не-

3) чередование успеха и неудачи группы в межгрупповом взаимо-

Физиогномическая редукция

– это восприятие внешности другого

человека с одновременной или последующей интерпретацией его как лич-

ности. В каждой культуре имеются специфические способы, своего рода

вителям той же самой культуры, то есть позволяют быстро, нередко авто-

матически и вместе с тем достаточно адекватно воспринять другого чело-

приятии представителей других культур, причем, чем более значительны

Стереотипизация

– это процесс формирования стереотипов, сущ-

ность которого заключается в тенденции максимизировать восприни-

маемое различие между группами и минимизировать различия между чле-

нами одной и той же группы. Стереотип чаще всего возникает на основе

ограниченного предшествующего опыта, когда выводы строятся на базе

Социальный стереотип

1) устойчивое представление о явлении или людях, свойственное

представителям той или иной социальной группы (Филатова О. Г., 2000);

2) упрощенное представление о каком-либо социальном объекте,

связанное с обобщением и обладающее повышенной устойчивостью (Анд-

риенко Е. В., 2000).

Предлагаем следующую классификацию социальных стереотипов:

1) конституционально-антропологические проявляются во влиянии

антропологических признаков (типы телосложения, черты лица, пол) на

оценку личности, психологических особенностей человека;

2) этнос-национальные стереотипы – это упрощенные, схематизиро-

ванные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы ка-

кой-либо этнической группы или общности или национальности, легко пе-

реносимые на всех представителей этой группы;

3) статусные: проявление данного типа стереотипов связано с зави-

симостью восприятия и понимания другого человека от его социального

4) социально-ролевые – это проявление зависимости восприятия и

оценки человека, его личностных особенностей от социальных ролей, ко-

торые выполняет этот человек, например, военный – дисциплинирован-

ный, строгий и т. д.

5) вербально-поведенческие: характеризуют зависимость воспри-

ятия другого человека от особенностей его поведения и речи;

6) эмоционально-эстетические стереотипы: связаны с зависимостью

восприятия и оценки другого человека от его внешней привлекательности –

7) профессиональные: в данном случае имеется в виду персонифи-

цированный образ профессии, т. е. обобщенный образ типичного профес-

Эффекты восприятия

Эффект первичности и новизны – при взаимодействии с малознако-

мыми людьми большее значение придается данным, полученным вначале,

а при общении со старыми знакомыми – последним сведениям.

Эффект ореола – формирование специфической установки на вос-

принимаемого человека через направленное приписывание ему определен-

ных качеств. Наиболее явно этот эффект проявляется тогда, когда воспри-

нимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а

также когда суждения касаются моральных качеств (эксперименты

внешней привлекательности, превосходства, хорошего отношения к нам.

Эффект привлекательности – заключается в тенденции переоцени-

вать качества внешне привлекательного, симпатичного человека (экспе-

рименты А. А. Леонтьева и А. Миллера).

Эффект превосходства – проявляется в том, что люди склонны сис-

тематически переоценивать различные психологические качества тех лю-

дей, которые превосходят их по какому-то существенному для них пара-

Эффект хорошего отношения к нам – воспринимающий также

склонен переоценивать человека, относящегося к нему с симпатией. Оче-

видно, что то, как относится к нам другой человек, влияет на наше впечат-

ление о нем. Более того, очень часто на возникающее у нас впечатление о

человеке влияет его согласие или несогласие с нами по какому-то вопросу.

Эффект проекции – проявляется в приписывании приятному собе-

седнику своих достоинств, а неприятному – своих недостатков. Класси-

ческий пример проекции: начальника, не обладающего способностью к

систематизации, организованности, будут раздражать в подчиненных эти

Эффект средней ошибки – это тенденция смягчать оценки наиболее

ярких особенностей другого человека в сторону среднего.

Субъективные каналы восприятия и передачи информации

Люди воспринимают и отражают окружающий мир посредством

своих органов чувств. Проблема уровней передачи информации в процессе

межличностного общения рассматривается в теории НЛП (нейро-

лингвистическое программирование). Авторы этой теории Р. Бэндлер и

Дж. Гриндер (2008) считают: поскольку язык каждого человека отражает

его субъективный мир, то и влиять на этот мир можно, влияя на язык как

Существуют несколько типов модальностей или репрезентативных

систем, связанных с тем или иным каналом восприятия. Обычно одна из

систем является основной, то есть лучше развита. Ведущая модальность

проявляется в речи, в соответствующих словах, а также в характерных

жестах и движении глаз. Выделяют:

 Аудиальную репрезентативную систему –

доминирует слух. В

 Визуальная репрезентативная система –

 Кинестетическая система –

преобладают двигательные и так-

 Обонятельная и вкусовая системы.

Характерные слова и фразы:

Предполагается, что у субъектов с разными доминирующими мо-

дальностями часто возникает непонимание, поскольку их восприятие и по-

нимание одних и тех же явлений могут быть совершенно различными. Для

улучшения взаимопонимания и выработки общего смысла передаваемой

информации между субъектами, обладающими различными модальностя-

ми, используют следующие приемы: присоединение (подстройка), закреп-

Ведущий канал восприятия: понятие, виды

По Андриенко Е.В. межличностное восприятие- процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками. Сущность восприятия заключается в образном восприятии человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. [3; 203]

Ведущий канал – это канал, которым человек лучше всего воспринимает информацию из окружающего мира. Отбор информации происходит по средствам следующих каналов: визуального канала, аудиального канала и кинестетического канала.

Визуальный – внешняя и внутренняя информация представляют собой комплекс зрительных образов.

Аудиальный — внешняя и внутренняя информация представляют собой комплекс звуков.

Кинестетический — внешняя и внутренняя информация представляют собой комплекс ощущений (вкусовых, осязательных, обонятельных и т.д.).

Три канала восприятия называются еще модальностями (модальность от лат. modus — способ, качественная характеристика ощущений). А различия в описании в пределах самих каналов – субмодальностями. То есть яркость, контрастность, дальность, цвета, местоположение, объем – это субмодальности зрительного канала. А громкость, ритмичность, высота звука – слухового канала. Субмодальности не касаются содержания, они касаются только описания. Так вот, весь субъективный опыт наш мозг кодирует при помощи субмодальностей. И менять свое отношение можно тоже при помощи субмодальных изменений. Мозг обычно пользуется для определения всего одной характеристикой, чтобы не усложнять процесс. Все остальное просто прилагается. Критическая субмодальность – это наиболее важный параметр. Если изменяется он, то меняется все. На практике это обозначает, что после изменения критической субмодальности автоматически меняются все остальные. [10; 21]

В зависимости от преобладания работы какого-либо из этих каналов получатели информации делятся на три группы: визуалы, аудиалы и кинестетики.

Похожие публикации:

История возникновения и развития инженерной психологии Веками психология развивалась в тесной связи с естественными, общественными и философскими науками и почти не касалась техники. Поворот психологии к промышленному производству совершился под давлением требований экономики. В основе инжен …

Подходы к изучению эмоций Методами научного познания называются методы, при помощи которых ученые получают надежные и достоверные знания о психологических явлениях. Эти знания в отличие от тех, которые получают и имеют люди в обычной, повседневной жизни, представл …

Информационная война против России Российско-грузинская война включала в себя жёсткое информационное противоборство на международной арене. По оценке абсолютного большинства обозревателей и экспертов, Россия, имея полную поддержку населения внутри страны, одержав убедитель …

Человек воспринимает информацию через основные пять каналов: зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный. И после восприятия информация перерабатывается в нашей голове, причем интересно то, что перерабатывается она на основе одной преобладающей системы.


Выделяют основные четыре типа сенсорных систем:

  • Визуальная. Когда доминирующим является зрительная система обработки информации: формы, расположения, цвета.
  • Слуховая. Доминирующей является слуховая система обработки информации: звуки, мелодии, их тон, громкость, тембр, чистота
  • Кинестетическая. Доминирующей является чувственная информация: прикосновения, вкус, запах, ощущение текстур, температуры
  • Дигитальная. Связанная с логическим построением внутреннего диалога.

Не следует думать, что доминирование одной означает слабость другой. Просто одна из систем чаще всего является пусковой, ведущей. Именно ведущая система запускает процесс мышления, становится толчком для других ментальных процессов: памяти, представления, воображения.

Как же определить, кто Вы: визуал, аудиал, кинестет или дигитал по речи?

Внимательно проследите за своей речью и выпишите в точности фразы, которые вы используете для обозначения своего мнения, своих действий. Чаще всего человек конкретного типа восприятия использует характерные для этой модальности словосочетания.

Визуал

Использует слова и словосочетания, связанные со зрительными действиями: я не видел, я увидел, я заметил, мне кажется, это было красочно и великолепно, это выглядит, фокус сосредоточен, контраст, перспектива, видите ли.

Аудиал

Чаще пользуются фразами с слуховыми словосочетаниями: не могу понять, что говоришь; не услышала; мне послышалось; я недавно услышал; рада тебя слышать; мне послышалось; идея звучит заманчиво.

Кинестет

Для этого типа восприятия характерны фразы, показывающие их эмоциональные и телесные отклики: не выношу этого; это противно; это так приятно; мурашки по коже; такое приятно тепло; это было сильнейшее переживание. Часто их невербальные знаки очень показательны, мимика и жесты говорящие, отражают состояние и эмоции человека, даже если самих невербальных знаков не много.

Дигитал

Дигиталы обращают внимание на логику и связи. Какой-то конкретный набор слов для них не характерен: могут появляться фразы аудиального и кинестетического типа. Часто дигиталы спрашивают: какой же в этом смысл; не пойму, как это связано; хотелось бы привести все в систему; надо это как-то упорядочить. Однако подобные выражения характерны для большинства типов с хорошим чувством организованности. Поэтому определение дигитала по речи должно происходить с тщательной осторожностью.

Каждый из типов имеет свои особенности, которые влияют на его восприятие окружающей информации, на любые учебные процессы, на взаимодействие с другими людьми. Разберем особенности людей разных типов восприятия.


Визуал, аудиал, кинестет, дигитал в процессе обучения

Если Вы много учитесь, ходите на курс, тренинги, читаете, то понимание собственного типа восприятия поможет Вам организовать свой собственный процесс обучения с максимальной пользой.

Визуалы

Основа их обучения — это визуальная информация. Для визуалов слух и зрение составляют единое целое, поэтому, если такой человек только услышал материал (но не увидел), то с большой долей вероятности информация быстро забудется. Визуалы моментально усваивают всю наглядную информацию, поэтому наиболее выгодно использовать все методы и приемы наглядного представления материала:

  • интеллект-карты
  • схемы
  • графики
  • иллюстрации
  • фотографии
  • демонстрационные модели
  • опыты, эксперименты

Визуалы лучше всего учатся на наглядном примере, когда они видят изучаемый материал в режиме реального времени. Основная память — визуальная. Хорошо помнят расположение предметов, путь, дороги, неплохо ориентируются в пространстве. Некоторый шум для визуала не критичен, он может сосредоточиться в обстановке некоторого шума и успешно изучать материал.

Визуалы хорошо воспринимают текстовую информацию, способны быстро научиться скорочтению.

Аудиал

Использует слуховой канал восприятия как пусковой. Умеренно развита внутренняя речь. Хорошо воспринимают лекции, музыку, беседы, диалоги. Четко и эффективно удерживают линию разговора, беседы, часто именно в ходе беседы улавливают смыслы изучаемого материала. При сосредоточении необходима тишина. Если Вы аудиал, то старайтесь обязательно прослушивать лекционный материал, аудиокурсы. Учиться совместно с другими, обсуждая изучаемую тему, рассуждая вслух над проблемой.


Кинестет

Получает информацию через действия, движения. Хорошо запоминает любые действия, практические упражнения. Лучше всего всю информацию воспринимает через практические упражнения, эксперименты, где своими руками проверяет полученную информацию на практике. Особенно хорошо воспринимается информация практического характера: что и как двигается, где необходимо нажать.

Дигитал

Прекрасно обучаются всем наукам, имеющим строгую логику и последовательность: математике, физике, механике, технологии. Такие люди часто работают в области, где множество исследований, математической и статической обработки, программирования. Главное для дигитала — понять логику и связи в материале, упорядочить изучаемое в систему с понятными причинно-следственными связями. Поэтому старайтесь в ходе обучения выстраивать логику всей изучаемой темы. Для этого можно использовать:

  • схемы
  • интеллект-карты
  • сжатые планы
  • Собственноручно составленные тезаурусы


Визуал, аудиал, кинестет, дигитал в общении

Визуалы

В общении могут спокойно и долго смотреть в глаза. Визуальный контакт, обращенность позы в общении, открытые позы необычайно важны именно для визуала. При этом они не любят быть близко к собеседнику, держатся на расстоянии. Главное — это хорошо видеть. Представители этого типа восприятия быстро на интуитивном уровне считывают сигналы языка жестов и мимики, часто этого не замечая. Иногда им кажется, что по одному только взгляду они знают мысли другого человека.

В случае, если Вам нужно произвести впечатление на визуала, старайтесь наибольшее внимание уделить внешней красоте. Обстановка, Ваша одежда, походка, мимика, жесты должны быть максимально располагающими. В доказательство своих слов приводите наглядные примеры, графики, рисунки, обязательно демонстрируйте на образцах и опытах свои аргументы. Вместо чисел покажите рисунок: визуалы плохо поймут разницу между 1000 и 10 000, но наглядный пример разницы убедит их в большинстве случаев.

Сами визуалы неплохие рассказчики. Они могут представить себе удивительно яркие и наполненные деталями картины и рассказывать о них часами.

Аудиал

Разговор с аудиалом бывает часто очень приятен. Аудиалы сами требовательны к своей речи, говорят размеренно, с грамотными изменением интонации. Их приятно слушать, приятно разговаривать с аудиалом. Но и сами аудиалы весьма требовательны к речи своих собеседников, не выносят ошибок в речи, непонятной и исковерканной речи. На аудиалов совершенно нельзя кричать или повышать голос, это приведет к отчуждению человека. Аудиала всегда приятно слушать, это прекрасные рассказчики и не менее прекрасные собеседники, которые по интонации и манере речи могут понять с полуслова.

Кинестет

Кинестеты особенно чувствительны к пространственной обстановке и дистанциям между собеседниками. Близких людей допускают в личную зону, а людей малознакомых держат на расстоянии. Для кинестета вторжение в их личную зону является оскорбительным, они начинают испытывать сильные отрицательные эмоции. Лучше всего завоевать внимание и доверие кинестета действиями, совместными делами, общей деятельностью.


Если приходится что-то запоминать, то лучше это написать или нарисовать самому собственными руками. Разговоры и словесные доказательства произведут наименьшее впечатление на человека этого типа восприятия. А к близким людям кинестет всегда стремится прикоснуться, погладить. Ему важно телесное соприкосновение.

Дигитал

Малочувствительны в общении, редко проявляют эмоции на людях. Особенно сильно обращают внимание на смысловую, содержательную часть разговора. Красивая, но пустая речь им неприятна. С дигиталом лучше всего в разговоре переходить к сути дела, доказывая логичности и верность своих слов числами и фактами.

Особенности каждого типа восприятия

Визуалы

Особенность этого типа людей в том, что они восприимчивы к тому, что является видимым. Они ценят красоту в окружающем пространстве, плохо переносят беспорядок, грязь. В жизни визуала много идей, мечтаний, грез. Они часто являются генераторами идей, поскольку могут в своем воображении создать совершенно необычные ассоциации и связи.

Аудиал

Воспринимают окружающий мир, особенно сильно обращая внимание на звуки. Любят музыку, мелодии, сами часто могут мурлыкать себе под нос, напевать песни. Чувствительны и восприимчивы к разговорам, у аудиалов острый слух и хорошая память, особенно слуховая. Часто выбирают родом своей деятельности все, что связано с музыкой, мелодиями, ораторским искусством.

Кинестет

Кинестеты очень чувствительны ко всему, что происходит вокруг. Их телесные и эмоциональные ощущения тесно переплетены. Они любят телесный комфорт, удобство окружающего пространства. Неудобная одежда или ниточка, щекочущая им шею может вывести из себя кинестета. Любят глубокие личностные дискуссии, общение с эмоциональным обменом, обсуждением того, то чувствуют другие. Для кинестета прикосновение имеет глубочайший смысл и большую ценность.

Дигитал

Люди этого типа восприятия встречаются реже. Им свойственно воспринимать окружающий мир через внутреннюю речь, через диалог с самим собой. Такие люди, прежде всего, ориентированы на восприятие смысла, логики, последовательности. Дигиталы всегда стремятся понять, осмыслить суть происходящего. Они могут быть чувствительны и ранимы, но мир для них интересен с точки зрения познания смысла и логики, закономерностей. В стрессовой ситуации именно дигиталы лучше всего сохраняют самообладание и спокойствие, могут сохранять ясность мысли и восприятия окружающего пространства.

Строго говоря распределение людей на типы визуал, аудиал, кинестет, дигитал весьма упрощенно. На самом деле каждый из этих типов может быть смешанным, а может быть с разной ведущей полушарной системой, что увеличивает количество вариантов. Но об этом мы поговорим позже.

Безусловно, в каждом из нас нет чистого одного типа восприятия, иногда они смешиваются, иногда тип восприятия отличается в спокойной и экстренной обстановке, в разных ситуациях. Но понимание своей ведущей системы позволит более качественно усваивать любую информацию, понимать собеседника и более качественно доносить свои мысли до него. Понимание своего типа восприятия (визуал, аудиал, кинестет, дигитал), позволит вам понять, как учиться именно вам, с учетом ваших индивидуальных особенностей.

Большинство людей живёт не задумываясь о том, как и с помощью чего они воспринимают информацию об окружающем мире, какие каналы восприятия информации работают.

Как ты считаешь, дорогой читатель, важно ли знать и понимать, что помогает получать и обрабатывать информацию?

Мы, преподаватели школы “Глазами Души”, утверждаем, что это знание необходимо каждому человеку, кто хочет полноценно знать и чувствовать, ощущать, видеть и слышать жизнь.

Предлагаем тебе выявить ведущие каналы восприятия информации.

Предлагаем тебе в помощь книгу

Как определить ведущие каналы восприятия информации

Определение типа восприятия

1. Люблю наблюдать за облаками и звёздами. 2. Часто напеваю себе потихоньку. 3. Не признаю моду, которая неудобна. 4. Люблю ходить в баню. 5. Цвет автомобиля для меня имеет значение. 6. Узнаю по шагам, кто вошёл в помещение. 7. Меня развлекает подражание диалектам. 8. Внешнему виду придаю серьёзное значение. 9. Мне нравится, когда мне делают массаж. 10. Люблю наблюдать за людьми. 11. Плохо себя чувствую, когда долго сижу без движения. 12. Видя одежду в витрине, знаю без примерки, что она мне подойдёт. 13. Когда слышу старую мелодию, ко мне приходят воспоминания о прошлом. 14. Люблю читать во время еды. 15. Люблю поговорить по телефону. 16. У меня есть склонность к полноте. 17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому. 18. После плохого дня моё тело в напряжении. 19. Охотно и много фотографирую. 20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые. 21. Легко могу отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь. 22. Вечером люблю принять горячую ванну. 23. Стараюсь записывать список своих личных дел. 24. Часто разговариваю с собой. 25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя. 26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке. 27. Придаю значение манере одеваться, свойственной другим. 28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться. 29. Слишком твёрдая или слишком мягкая постель для меня мука. 30. Мне нелегко найти удобную обувь. 31. Люблю смотреть фильмы. 32. Даже спустя годы могу узнать лица, которые когда-либо видел. 33. Люблю ходить под дождём, когда капли стучат по зонтику. 34. Люблю слушать, когда говорят. 35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать. 36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть. 37. У меня хорошая звуковая аппаратура. 38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой. 39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры. 40. Не выношу беспорядок. 41. Не люблю синтетических тканей. 42. Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения. 43. Часто хожу на концерты. 44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности. 45. Охотно посещаю галереи и выставки. 46. Серьезная дискуссия – это интересно. 47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами. 48. В шуме не могу сосредоточиться.

Тест по С. Ефремцеву

Подсчитай количество “+” для каждого типа восприятия:

Визуальный канал восприятия информации: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.

Аудиальный канал восприятия: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.

Кинестетический канал восприятия: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.

Результаты:

Если у тебя получилось плюсов

• 13 и более — этот канал у тебя преобладающий;

• 7 и менее – проявлен хуже всего.

По теме: Психологические причины ухудшение всех чувств.

Субъективные каналы восприятия и передачи информации

ПЕРЦЕПТИВНЫЙ АСПЕКТ ОБЩЕНИЯ

Сущность социальной перцепции

заключается в образном воспри-

ятии человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего

мира. Образ как результат и форма отражения предметов и явлений мате-

риального мира в сознании человека выступает важнейшим ключевым ус-

ловием восприятия. Как отмечает В. В. Ситников, образ рассматривается

как функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядо-

чивает многообразие отдельных явлений (Ситников В. Л., 2001, С. 15). По

содержанию образ объективен в той мере, в какой он адекватно отражает

действительность. Образ существует на уровне чувств (ощущение, воспри-

ятие, представление) и на уровне мышления (понятие, суждение, умозак-

Восприятие является активным процессом, т. е. то, что мы вос-

принимаем, и то, как мы интерпретируем воспринятую информацию, с

одной стороны, определяется нашим состоянием, с другой стороны, на-

ходится под нашим контролем.

Механизмы социальной перцепции

Механизмы социальной перцепции –

это способы, посредством ко-

торых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека;

к ним относятся: идентификация, эмпатия, социальная рефлексия, аттрак-

ция, каузальная атрибуция.

Под идентификацией

подразумевают способ понимания другого че-

ловека через осознанно или бессознательное уподобление его самому себе.

Это наиболее простой способ понимания другого человека (Бодалев А. А.,

– постижение эмоционального состояния, проникновение –

вчувствование в переживания другого человека.

Децентрация

– способность и умение человека отойти от своей по-

зиции и взглянуть на партнера и на ситуацию взаимодействия как бы со

стороны, глазами стороннего наблюдателя. Поскольку этот механизм ос-

вобождает от эмоциональной предвзятости, он является одним из самых

эффективных в процессе познания другого человека.

Социальная рефлексия –

осмысление индивидом того, как он вос-

принимается партнером по общению. А. А. Бодалев (1996) отмечает, что

интенсивность и полнота проявления коммуникативной рефлексии напря-

мую зависит от субъективной значимости партнера.

– особая форма восприятия и познания другого человека,

основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитив-

ного чувства. Выделяются 3 уровня аттракции: симпатия, дружба и лю-

бовь. Д. Маейрс (1997) описывает следующие факторы, стимулирующие

проявление аттракции: географическая близость (соседство, обучение в

одном классе и т. п.); взаимодействие и антиципация взаимодействия; про-

стое нахождение в поле зрения; физическая привлекательность; сходство

мировоззрения; хорошее отношение к субъекту восприятия.

Н. В. Казаринова, В. Н. Куницына (2001) делят все факторы, стиму-

лирующие аттракцию, на две группы:

1) внешние факторы, т. е. существующие до того, как начался про-

цесс общения, это: потребность в аффилиации (доверительном общении),

эмоциональное состояние партнеров по общению, пространственная бли-

2) внутренние факторы, возникающие в процессе взаимодействия:

физическая привлекательность партнера по общению, стиль общения, фак-

тор сходства между партнерами, выражение личного отношения к партне-

ру в процессе общения.

Механизм каузальной атрибуции

связан с приписыванием причин,

как своему поведению, так и поведению другого человека. Исследования

торой человек объясняет повседневные события. Феномен атрибуции воз-

никает тогда, когда имеется недостаток информации о другом человеке,

заменять которую и приходится путем приписывания (атрибуции).

Фундаментальные ошибки каузальной атрибуции

1. Тенденция переоценивать роль личностных факторов и недооце-

нивать влияние ситуации, обстоятельств. Эта ошибка характерна для

часто просматривается следующая закономерность: при их неудачах мы

говорим, что они плохо старались или что у них не хватает способностей;

если же результат деятельности успешен, мы говорим, что им просто по-

везло. При самоатрибуции наблюдается обратная тенденция, так как ее ос-

новная цель – сохранение положительной самооценки.

2. Ошибка ложного консенсуса (согласия) – человек склонен интер-

претировать свое поведение как типичное, свойственное большинству лю-

3. Ошибка неравных возможностей ролевого поведения – разные со-

циальные роли предполагают разное поведение, поэтому при атрибуции

воспринимающий интерпретирует поведение окружающих людей в стро-

гом соответствии с их социальными ролями. В основе данной ошибки ле-

жит склонность опираться на ролевые стереотипы.

4. Игнорирование информационной значимости неслучившегося –

тенденция учитывать только очевидные факты. Представьте, что дом ох-

раняется собакой. В этом случае о безопасности хозяев, в основном, судят,

опираясь на поведение собаки: если собака спит, значит все спокойно.

К механизмам межгруппового восприятия

вой фаворитизм, физиогномическую редукцию и стереотипизацию.

Внутригрупповой фаворитизм

заключается в тенденции благопри-

ятствовать в социальном восприятии членам собственной группы в про-

тивовес, а иногда и в ущерб членам другой. В. С. Агеев описывает ряд фак-

торов, блокирующих его актуализацию:

2) однозначность толкования, доступность и очевидность тех крите-

риев, на основании которых извне выносится решение об успехе или не-

3) чередование успеха и неудачи группы в межгрупповом взаимо-

Физиогномическая редукция

– это восприятие внешности другого

человека с одновременной или последующей интерпретацией его как лич-

ности. В каждой культуре имеются специфические способы, своего рода

вителям той же самой культуры, то есть позволяют быстро, нередко авто-

матически и вместе с тем достаточно адекватно воспринять другого чело-

приятии представителей других культур, причем, чем более значительны

Стереотипизация

– это процесс формирования стереотипов, сущ-

ность которого заключается в тенденции максимизировать восприни-

маемое различие между группами и минимизировать различия между чле-

нами одной и той же группы. Стереотип чаще всего возникает на основе

ограниченного предшествующего опыта, когда выводы строятся на базе

Социальный стереотип

1) устойчивое представление о явлении или людях, свойственное

представителям той или иной социальной группы (Филатова О. Г., 2000);

2) упрощенное представление о каком-либо социальном объекте,

связанное с обобщением и обладающее повышенной устойчивостью (Анд-

риенко Е. В., 2000).

Предлагаем следующую классификацию социальных стереотипов:

1) конституционально-антропологические проявляются во влиянии

антропологических признаков (типы телосложения, черты лица, пол) на

оценку личности, психологических особенностей человека;

2) этнос-национальные стереотипы – это упрощенные, схематизиро-

ванные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы ка-

кой-либо этнической группы или общности или национальности, легко пе-

реносимые на всех представителей этой группы;

3) статусные: проявление данного типа стереотипов связано с зави-

симостью восприятия и понимания другого человека от его социального

4) социально-ролевые – это проявление зависимости восприятия и

оценки человека, его личностных особенностей от социальных ролей, ко-

торые выполняет этот человек, например, военный – дисциплинирован-

ный, строгий и т. д.

5) вербально-поведенческие: характеризуют зависимость воспри-

ятия другого человека от особенностей его поведения и речи;

6) эмоционально-эстетические стереотипы: связаны с зависимостью

восприятия и оценки другого человека от его внешней привлекательности –

7) профессиональные: в данном случае имеется в виду персонифи-

цированный образ профессии, т. е. обобщенный образ типичного профес-

Эффекты восприятия

Эффект первичности и новизны – при взаимодействии с малознако-

мыми людьми большее значение придается данным, полученным вначале,

а при общении со старыми знакомыми – последним сведениям.

Эффект ореола – формирование специфической установки на вос-

принимаемого человека через направленное приписывание ему определен-

ных качеств. Наиболее явно этот эффект проявляется тогда, когда воспри-

нимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а

также когда суждения касаются моральных качеств (эксперименты

внешней привлекательности, превосходства, хорошего отношения к нам.

Эффект привлекательности – заключается в тенденции переоцени-

вать качества внешне привлекательного, симпатичного человека (экспе-

рименты А. А. Леонтьева и А. Миллера).

Эффект превосходства – проявляется в том, что люди склонны сис-

тематически переоценивать различные психологические качества тех лю-

дей, которые превосходят их по какому-то существенному для них пара-

Эффект хорошего отношения к нам – воспринимающий также

склонен переоценивать человека, относящегося к нему с симпатией. Оче-

видно, что то, как относится к нам другой человек, влияет на наше впечат-

ление о нем. Более того, очень часто на возникающее у нас впечатление о

человеке влияет его согласие или несогласие с нами по какому-то вопросу.

Эффект проекции – проявляется в приписывании приятному собе-

седнику своих достоинств, а неприятному – своих недостатков. Класси-

ческий пример проекции: начальника, не обладающего способностью к

систематизации, организованности, будут раздражать в подчиненных эти

Эффект средней ошибки – это тенденция смягчать оценки наиболее

ярких особенностей другого человека в сторону среднего.

Субъективные каналы восприятия и передачи информации

Люди воспринимают и отражают окружающий мир посредством

своих органов чувств. Проблема уровней передачи информации в процессе

межличностного общения рассматривается в теории НЛП (нейро-

лингвистическое программирование). Авторы этой теории Р. Бэндлер и

Дж. Гриндер (2008) считают: поскольку язык каждого человека отражает

его субъективный мир, то и влиять на этот мир можно, влияя на язык как

Существуют несколько типов модальностей или репрезентативных

систем, связанных с тем или иным каналом восприятия. Обычно одна из

систем является основной, то есть лучше развита. Ведущая модальность

проявляется в речи, в соответствующих словах, а также в характерных

жестах и движении глаз. Выделяют:

 Аудиальную репрезентативную систему –

доминирует слух. В

 Визуальная репрезентативная система –

 Кинестетическая система –

преобладают двигательные и так-

 Обонятельная и вкусовая системы.

Характерные слова и фразы:

Предполагается, что у субъектов с разными доминирующими мо-

дальностями часто возникает непонимание, поскольку их восприятие и по-

нимание одних и тех же явлений могут быть совершенно различными. Для

улучшения взаимопонимания и выработки общего смысла передаваемой

информации между субъектами, обладающими различными модальностя-

ми, используют следующие приемы: присоединение (подстройка), закреп-

Работает ли у тебя визуализация?

Кроме внешнего существует и внутреннее проявление каналов восприятия.

Внутреннее зрение — это способность воображать, представлять себе картины.

Внутренний слышание — это способность воспроизводить мысленно любые звуки.

Внутреннее чувствование — это умение вспоминать и мысленно воспроизводить запахи, вкус, прикосновения.

Часто внутреннее и внешнее проявление каналов восприятия не совпадают.

Узнай, как это работает у тебя. Пройди медитацию — тест “Мой внутренний мир”.

Как задействовать все каналы восприятия информации на 100%?

  • Можно ли сделать так, чтобы внутреннее и внешнее восприятие работало одинаково хорошо?
  • Что дают открытые каналы восприятия информации?

П.С. Напиши, какие результаты ты получил(а) после прохождения тестов.

Читайте также: