Структурная модель памяти кратко

Обновлено: 02.07.2024

Среди особенностей когнитивных теорий отметим следующее.

Структурная модель памяти в когнитивной психологии.

Долговременную память подразделяют на процедурную и декларативную.

Декларативная память – тип памяти, связанный с представлениями. Она подразделяется на подсистемы семантической, эпизодической и автобиографической памяти.

Процедурная память – это тип памяти, не связанный с представлениями (условные рефлексы, явления предшествования, двигательные навыки).

В исследованиях семантической памяти доминируют две основных позиции, различающиеся по своей направленности: ассоцианистский подход, который сосредоточен на функциональных связях между понятиями, и когнитивный подход, который сосредоточен на мысленных структурах, характеризующих отношения между значением и памятью.

Ассоцианистское направление исследует семантическую организацию памяти путем анализа особенностей свободного воспроизведения (например, то, какие слова припоминаются совместно); предполагается, что таким путем можно получить информацию о характере организации понятий и лежащей в их основе когнитивной структуры.

Когнитивные модели систематизируют данные семантических экспериментов, создавая всеобъемлющие теории памяти; они подразделяются на групповые модели, модель сравнительных семантических признаков, сетевые модели и пропозициональные сети.

Модель сравнительных семантических признаков также предполагает наличие групповой структуры, но разделяет атрибуты на определяющие, или существенные, и характерные, или описательные признаки. Оценка понятий предположительно основана больше на определяющих признаках.

Позднее, в 1965 году Во и Норман предложили новую версию этой же модели и оказалось, что она во многом приемлема. Она понятна, она может служить источником гипотез и предсказаний,- но она также слишком упрощена. Можно ли с ее помощью описать все процессы человеческой памяти? Едва ли; и развитие более сложных моделей было неизбежно. В нее была добавлена новая система хранения и несколько новых путей информации. Но даже эта модель является неполной и требует расширения.

Теперь вы можете сделать вывод, что изобретение моделей в когнитивной психологии вышло из-под контроля подобно ученику волшебника. Это не совсем верно, ибо это настолько обширная задача — т.е. анализ того, как информация обнаруживается, представляется, преобразуется в знания, и как эти знания используются,- что как бы мы ни ограничивали наши концептуальные метафоры упрощенными моделями, нам все равно не удастся исчерпывающим образом разъяснить всю сложную сферу когнитивной психологии .


задача настолько обширна — необходимо проанализировать, как информация обнаруживается, представляется, преобразуется в знания и как эти знания используются, — что как бы мы ни ограничивали наши концептуальные метафоры упрощенными моделями, нам все равно не удастся исчерпывающим образом разъяснить всю сложную сферу когнитивной психологии.

Эти модели имеют один общий элемент: они основаны на последовательности событий. Предъявляется стимул, мы обнаруживаем его с помощью сенсорной системы, сохраняем его в памяти и реагируем на него. Модели человеческого познания имеют некоторое сходство с последовательными шагами при обработке информации компьютером; действительно, моделирование обработки информации человеком происходило с использованием компьютерной метафоры.

Большинство психологов признает существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация.

Первому уровню соответствует непосредственный или сенсорный тип памяти. Ее системы удерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных 0,1-0,5 секунд.

Обнаружить, как действует наша сенсорная память, несложно. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Проследите, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а потом медленно исчезает. Можно просто поводить карандашом или пальцем взад и вперед перед глазами, глядя прямо перед собой. Обратите внимание на расплывчатый образ, следующий за движущимся предметом. Это -- содержание сенсорной памяти.

Если полученная таким образом информация привлечет внимание высших отделов мозга, она будет храниться еще около 20 секунд (без повторения или повторного воспроизведения сигнала, пока мозг ее обрабатывает и интерпретирует). Это второй уровень -кратковременная память.

Информация, подобная нескольким последним словам предложения (которое вы только что услышали или прочитали), номерам телефонов, чьим-нибудь фамилиям, может быть удержана кратковременной памятью в очень ограниченном объеме: пять-девять цифр, букв или название пяти-девяти предметов. И только делая сознательные усилия, вновь и вновь повторяя материал, содержащийся в кратковременной памяти, его можно удержать на неопределенно долгое время.

Кратковременная память позволяет человеку перерабатывать колоссальный объем информации, не перегружая мозг, благодаря тому, что она отсеивает все ненужное и оставляет потенциально полезное, необходимое для решения сиюминутных (актуальных) проблем (оперативная память).

Оперативные и аналитические центры нашей психики лишь частично контролируют свою информационную базу, поэтому нам и бывает трудно извлекать из всей массы хранимой в ней информации именно те сведения, которые требуются в данный момент. В то же время ряд сложнейших операций, связанных, например, с реализацией правил грамматики, логики и интерпретацией символов печатного текста, то есть с чтением, производится системами долговременной памяти быстро и практически автоматически.

Память человека, по-видимому, представлена несколькими фазами. Самая непродолжительная из них - это непосредственная память, информация при которой сохраняется в течение всего нескольких секунд. Когда вы едете на автомобиле и смотрите на пейзаж, проплывающий мимо, вам удается запомнить увиденные только что предметы на одну-две секунды. Однако некоторые объекты, которые вызвали у вас повышенное внимание, из непосредственной памяти могут быть перемещены в кратковременную память.

Информация в кратковременной памяти может сохраняться в течение нескольких минут. Ситуация: приятель сказал вам номер телефона, а записать его нечем. Скорее всего, вы запомните номер, если будете повторять его мысленно, пока не доберетесь до телефона. Но если в этот момент что-то отвлечет ваше внимание, вы можете забыть номер или перепутать цифры. По всей видимости, человек способен удерживать в кратковременной памяти примерно 5 - 9 отдельных единиц запоминаемого материала. В отдельных случаях возможна группировка таких единиц, и тогда человеку может показаться, что он способен запомнить больше.

Часть объектов из кратковременной памяти может перейти в долговременную. Там они могут храниться часами или даже во время всей жизни. Известно, что одной из систем головного мозга, задействованных в осуществлении данного переноса, является гиппокамп. Функцию гиппокампа удалось выявить, когда один больной перенес хирургическую операцию на мозге. В каждой из височных долей головного мозга присутствует один гиппокамп. Пытаясь облегчить больному тяжелые эпилептические припадки, медики удалили у него оба гиппокампа. (Данный метод больше никогда не использовался после того, как стали очевидны неблагоприятные последствия такого лечения.) После операции пациент стал жить только в настоящем времени. События, людей или предметы он помнил ровно столько времени, сколько они находились в его непосредственной памяти. Если вы, поговорив с ним, выходили из комнаты и возвращались в нее через несколько минут, он уже не помнил, что видел вас прежде.

При этом, пациент, перенесший операцию хорошо помнил события своей жизни, происходившие до операции. Информация, которая хранилась в его долговременной памяти до хирургической операции, не была утрачена. Этот факт указывает на то, что следы памяти могут претерпевать изменения по-прошествии какого-то времени после их образования.

Механизмы работы памяти, особенно такие, как процессы хранения и извлечения информации — основа всех психических процессов, следовательно, они представляют наибольший интерес для изучения в когнитивной психологии.

Структура процесса запоминания и воспроизведения сложна, и те особенности, которые присущи любой форме человеческой деятельности, — опосредованность, целенаправленность, мотивированность — относятся и к памяти (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко и др.).

Поскольку, компьютерная метафора, принятая за основу когнитивной психологией, утверждает, что человек по своей архитектуре подобен компьютеру, то значит, у него есть устройство ввода и вывода информации и по длительности удержания следа может быть выделена кратковременная и долговременная память.

Получается, что человек является как бы системой по переработке информации: ее получению, обработке, выдаче, трансляции и хранению, причем человек работает с информацией самыми разными способами.

Сенсорное хранилище

Одно из первых хранилищ, в которое попадает информация, называется сенсорным хранилищем. Туда поступает информация, собранная со всех органов чувств, но, как правило, в основном, это информация, собранная посредством зрения и слуха. Скорее всего, сенсорное хранилище можно представить в виде различных небольших хранилищ, например, зрительное хранилище (иконическое), слуховое хранилище (эхоическое).

Человек может разместить в сенсорном хранилище большое количество зрительной информации, и она короткое время остается там, в необработанном виде. При этом некоторая часть этой информации передается в кратковременную память, она отбирается с помощью избирательного внимания (сосредотачиваясь на существенной информации и отбрасывая несущественную).

"Кодирование" стимулов

Сложный по составу стимул передается в память, при сосредоточивании человека на ряде имеющихся у него аспектов. Происходит как бы "кодирование", поскольку переданный стимул сохраняется в памяти не в том виде, котором был воспринят, он "кодируется" или преобразуется в определенную последовательность характеристик стимула.

При кодировании сложного стимула есть возможность сосредоточиться на его внешних характеристиках, таких, как цвет, форма, размер, вид, расстоянии до него, его названии, и т.п.

Обычно считают, что эхоическое хранение более долговременно, чем иконическое. Каждому из нас знаком такой феномен, который иногда вызывает досаду у человека, задающего вопрос: вопрос задан, а человек переспрашивает, причем, иногда, не дождавшись повторного вопроса, уже отвечает, на поставленный вопрос.

Спрашивающий недоумевает и говорит, но ты же слышал, зачем переспрашиваешь. А дело в том, что отвечающий человек, иногда не сразу воспринимает вопрос, находясь в своих мыслях, либо, что-то делая в этот момент, и автоматически переспросив собеседника, он как бы возвращается назад, понимает вопрос и отвечает на него.

Считается, что в следующее, т.е. кратковременное хранилище, информация поступает, в случае, если ей было уделено определенное внимание. Но, мне кажется, что туда может поступать случайным образом любая информация. Отчего же, иной раз, у человека могут "всплывать" какие-то обрывки информации, какая-то ни с чем не связанная информация, которой, скорее всего, никогда не уделялось внимания. Конечно, преимущественно хранится нужная информация, если ее удалось сохранить.

Наряду с представленной выше монистической трактовкой благодаря психологии сознания, опиравшейся на данные интроспекции, было положено началомножественной (двойственной) трактовке памяти. Она была заявлена впервые в опубликованной в 1890 году работе У.Джеймса “Принципы психологии”, где память была описана не как нечто единое, а как система, состоящая из первичной и вторичной памяти. У.Джеймс считал, что в мозговой ткани человека при поступлении информации проторяются своего рода “ пути”. При этом некоторые мозговые ткани ведут себя как воск под печатью: ни одно из впечатлений не может быть стерто. Другие реагируют, подобно желе, и надолго впечатлений не сохраняют. Тем самым указывалось на то, что первичная память преходяща, и ее содержание составляют впечатления, непосредственно представленные в сознании, которые быстро стираются. Вторичная память рассматривалась как хранилище постоянных знаний человека, которые могут воспроизводиться им. Однако научных данных о двойственности в работе памяти в то время не было, вследствие чего теория У.Джеймса была “положена под сукно” на 75 лет.

Второе дыхание эта идея получила в современной когнитивной психологии после возникновения кибернетики. “Отец “ кибернетики Винер в 1948 году разделил память на текущую и постоянную. В 50-60 годы ХХ века эта идея была подхвачена психологами и зафиксирована в понятиях “кратковременная память” и “долговременная память”. В 1965 году Во и Норман предложили одну из первых структурных моделей памяти.

В этой модели памяти информация из первичной памяти теряется не потому, что затухает, а потому, что она вытесняется вновь поступающей информацией. Данная модель в дальнейшем стала основой для разработки других, основанных на компьютерной метафоре, то есть аналогии между процессом переработки информации человеком и компьютером, сводящемся к перекачке информации в системе памяти, которая рассматривалась как временной канал прохождения информации.

Среди такого рода моделей наиболее широкое признание получила модель памяти Р.Аткинсона и Р. Шиффрина, которые в 1968 году создали представление о памяти как о динамической многоуровневой системе, которая имеет четко зафиксированную структуру и меняющиеся способы управления. Структуру составляют основные хранилища памяти: сенсорный регистр (мгновенная память, сенсорная память), кратковременная и долговременная память. Способами управления являются такие как кодирование информации, операции повторения, стратегии поиска информации в хранилищах памяти.

Сенсорный регистр

Использование специальных методических приемов, позволяющих регистрировать явления в течение десятых и сотых долей секунды, показало, что психическая деятельность, субъективно воспринимаемая человеком как мгновенный акт, в действительности является сложной системой операций преобразования поступающих на сенсорный вход человека сигналов. Эта система операций преобразования информации, поступающей на органы чувств человека, названа сенсорным регистром.Он представляет собой несколько ультракратковременных хранилищ сенсорной информации, работа которых осуществляется как бы автоматически.

· Эти хранилища модально специфичны, поскольку кодирование поступающей на сенсорные входы информации изоморфно соответствующим органам чувств. Поэтому существуют хранилище мгновенной зрительной памяти ( иконическая пам ять), хранилище мгновенной слуховой памяти (эхоическая память) и т.п.

· Объем каждого модально специфичного хранилища в сенсорном регистре очень мал, время хранения в нем информации составляет от 0,25 до 0,5 секунды. Это означает, что такие хранилища должны очень быстро освобождаться для вновь поступающей из внешней среды информации для того, чтобы не нарушался информационный баланс со средой, то есть чувственная связь человеком с внешним миром. Поэтому часть информации из сенсорного регистра утрачивается, а другая часть переводится в хранилище кратковременной памяти.

· В такого рода селекции информации заключается сущность процесса управления сенсорным регистром. Очевидно, что такое управление связано с организацией внимания человека, одной из функций которого и является отбор информации под влиянием внешней инструкции или самоинструкции, особенностей объекта, потребностей человека, его мотивации, эмоционального состояния и т.п.

Кратковременная память

Хранилище кратковременной памяти (КВХ) авторы теории отождествляют с актуальным содержанием сознания человека. Кратковременная память – это подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование информации, поступающей из сенсорного регистра и долговременной памяти.

· Информация в КВХ имеет определенную модальность в зависимости от того, с какого сенсорного регистра она поступает. Однако уже здесь к ней может подключиться информация из долговременной памяти человека. Например, человек воспринимает яркий оранжевый круглый с характерным цитрусовым запахом и шероховатой неровной поверхностью предмет. Эту информацию он получает с сенсорного регистра. Но сразу же при поступлении её в КВХ вербальное название этого предмета (апельсин) активируется в долговременной памяти и переносится в КВХ. Так происходит узнавание человеком тех объектов мира, с которыми он ранее встречался.

· Хранилище кратковременной памяти имеет ограниченный объем и поэтому может удерживать лишь определенное число информационных единиц, определяемое как шанк или число Миллера ( 7 плюс-минус 2, то есть от 5 до 9).

· Время хранения информации в КВХ составляет от 20 до 30 секунд, после чего образ, утраченный из КВХ, восстановить практически невозможно.

· Однако путем повторения информацию можно удержать в кратковременной памяти на время, длительность которого определяется самим субъектом.

· Извлечение информации из КВХ осуществляется достаточно быстро и точно. По экспериментальным данным, время извлечения такой информации как буквы и числа 10-30 миллисекунд на один элемент.

· Механизма забывания заключается в вытеснении или замещении ранее поступившей информации вновь поступающей.

Буфер повторения – это своего рода резервуар памяти, вмещающий ограниченное число элементов информации. Если буфер не заполнен, информация помещается в него. При полном заполнении буфера каждый новый элемент попадает туда, полностью вытесняя оттуда один из уже имеющихся, который или вымещается из памяти или переводится в долговременную память. Выбор такого элемента может быть случайным, но может и зависеть от таких факторов как легкость стирания, длительность пребывания в буфере, мотивация запоминания, потребность в данной информации и т.д.

В целом относительно переноса информации из КВХ в ДВХ справедливо следующее: запоминание информации является функцией времени пребывания её в буфере повторения. Недаром говорят, что повторение – мать учения.

Долговременная память

Долговременная память (ДВХ) – это подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное хранение информации. Сохраняющаяся здесь информация не стирается и не вытесняется так, как это происходит в КВХ и сенсорном регистре, хотя может быть недоступна для извлечения (см. теории забывания). В ДВХ существуют хранилища каждой сенсорной модальности (об этом говорит способность человека к узнаванию звуков, запахов, вкуса и т.п.). Вместе с тем, здесь может сохраняться и такая информация, которая не связана ни с одной модальностью (память о времени, пространстве, скорости и пр.). Гипотетически общий объем ДВХ безграничен.

Дальнейшее развитие представления о памяти в когнитивной психологии получили в теории поуровневой обработки информации, созданной Крэйком и Локхардом, на основе которой была создана иерархическая модель памяти. (См. А.П.Лобанов Когнитивная психология: от ощущений до интеллекта. -Мн, 2008. – С.240-243).

Деятельностная теория памяти

В западной психологии памяти представлены также взгляды некоторых психологов, которые рассматривали память в связи с деятельностью человека. Так, П.Жане рассматривал память как действие, формирующееся в процессе социального развития, изобретенное людьми в ходе прогресса и коренным образом отличающееся от автоматического повторения. К проблеме зависимости процессов памяти от деятельности человека наиболее близко подошли исследователи в работах, связанных с изучением произвольного и непроизвольного запоминания, выполнявшиеся в начале ХХ века под руководством В.Штерна. Впоследствии это направление в исследовании памяти было мощно развито в отечественной психологии благодаря работам А.Н.Леонтьева А.А.Смирнова и П.И.Зинченко.

Результатом этих исследований стало признание положения, согласно которому в качестве фактора, детерминирующего функционирование всех психических процессов, в том числе и памяти, является осуществляемая субъектом деятельность. В этом случае очевидно, что запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание человеком информации обусловлено местом, которое она занимает в его деятельности, степенью ее участия в ней, а также ее значимостью для достижения поставленных субъектом целей.

( см. подробнее по данному вопросу:

Лобанов А.П. Когнитивная психология: от ощущений до интеллекта. -Мн, 2008. – С.226-229.

Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание/ Психология памяти/ Комарова Т.К. – Гродно, 2007. – С.139 -148.

Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность. – Там же, с. 149 – 158).

8.5. Структурная модель памяти в когнитивной психологии.

. в том, чтобы проследить, какие трансформации претерпевает непривычный (например, инокультурный) материал при многократном повторении.

Таким образом, можно утверждать, что память имеет как репродуктивный (реконструктивный), так и продуктивный (конструктивный) аспект. Преобладание того или иного аспекта диктуется:

• направленностью деятельности субъекта (какова цель — запомнить точно или уловить суть);

• особенностями запоминаемого материала (стихотворение будет воспроизводиться репродуктивно, а прочитанный роман — продуктивно);

• экспериментальных процедур, к которым прибегает исследователь.

8.5. Структурная модель памяти в когнитивной

психологии. Сенсорный регистр. Рабочая память.

Долговременная память. Процедурная и декларативная

память. Семантическая, эпизодическая

и автобиографическая память

Идея представления памяти в форме совокупности взаимосвязанных структурных блоков восходит к В. Джеймсу (1890). Он ввел Разделение на первичную (совпадающую с содержанием сознания в Данный момент) и вторичную (содержащую весь прошлый опыт с Убъекта) память.

В настоящее время структурная модель памяти представляет с °бой крайне сложную конфигурацию взаимовоздействующих подсистем, которые обеспечивают выполнение всех основных функций Памяти: фиксацию, переработку и воспроизведение мнемических Удержаний в поведении и сознании. В современных структурных Мо Делях памяти выделяют следующие блоки (подсистемы): сенсор-

Глава 8. Познавательные процессы. Память

ный регистр, блок распознавания информации (распознаватель), ра, бочую память и долговременную память.

8.5.1. Сенсорный регистр




Код сенсорного регистра изоморфен нашим органам чувств. То есть зрительная информация кодируется в виде образов, звуковая — звуков, кинестетическая — тактильных ощущений. Сенсорный регистр работает автоматически вне зависимости от нашей воли. Прекратить его работу можно, только остановив поток информации, например закрыв глаза.

8.5. Структурная модель памяти в когнитивной психологии.

Распознавательэто часть долговременной памяти, вынесен-i вовне (аналогично тому, как глаз является частью мозга, вынесенной вовне).

8.5.3. Рабочая память

Содержание рабочей памяти — это то, что человек вспоминает, думает, чувствует, делает сейчас, в данный момент времени. Концепция рабочей памяти была предложена А. Бэддели и Г. Хитчем в 1974 г., придя на смену более ранней концепции кратковременной памяти Д. Нормана и Н. Во (D. Norman, W. Waugn, 1965). В данном параграфе мы будем пользоваться и тем и другим термином, в зависимости от позиции излагаемых авторов.

Поясним логику метода вычитания на примере исследования С. Стернберга, интересовавшегося стратегией извлечения информации из кратковременной памяти. Первая проблема формулирова-

Глава 8. Познавательные процессы. Память

Для решения второй проблемы испытуемым предлагался ряд цифр, включающий или невключающий цифру 5. Например, 2 3 4 — 7 — 3 (нет цифры 5) или 2—4—5 — 3 (есть цифра 5). Затем испытуемых опять спрашивали, была ли в предъявленном наборе цифра 5. Если поиск носит самопрекращающийся характер, т.е. человек, перестает сканировать информацию после того, как искомый элемент обнаружен, то время, затраченное на решение задачи в том случае, когда в ряду есть цифра 5, должно быть меньше, чем в том. случае, когда этой цифры в ряду нет. Однако Стернберг получил^ противоположный результат. Время в первом и во втором случаях оказалось равным. Таким образом, Стернберг установил, что в крати^ повременной памяти имеет место полный последовательный перебор всей находящейся там информации. Очевидно, что такая стратеги^ эффективна (да и вообще возможна), если только объем кратковре^ менной памяти ограничен. В противном случае человек бы беско-я нечно долго перебирал информацию и не пришел бы к какому-либ«| конечному результату.

8.5. Структурная модель памяти в когнитивной психологии.

Некоторый объем информации, непосредственно не включенной в выполнение задачи (5—8 информационных единиц), может удерживаться в рабочей памяти путем повторения. Существуют данные о том, что качество удержания информации в рабочей памяти напрямую зависит от количества повторений. В эксперименте А. Бэдде-ли, Н. Томсона и М. Бачанана (A. Baddeley, N. Thomson, M. Buchanan, 1975) испытуемых просили удержать в памяти ряд из восьми слов. Слова представляли собой названия государств, причем для одной группы испытуемых слова были короткими (например, Чили, Китай, Чад, Бирма и т.д.), а для другой — длинными (например, Афганистан, Великобритания, Нидерланды, Швейцария и т.д.). Испытуемые из первой группы показывали значительно более высокие результаты. Авторы связывали полученные результаты с тем, что за фиксированный промежуток времени представители первой группы могли мысленно повторить ряд слов большее число раз, чем представители второй группы.

Глава 8. Познавательные процессы. Память

Роджера Шепарда (1971). Он показывал испытуемым изображен трехмерных фигур, состоящих из цепочек кубиков, развернутых пространстве (рис. 58). Испытуемые должны были сравнивать пару фигур и принимать решение об их тождестве или различии.

Испытуемые легко решали подобные задачи, несмотря на то, что стимульный материал, который использовал Шепард, было практи-s чески невозможно облечь в словесную форму и, соответственно^ закодировать акустически.


8.5. Структурная модель памяти в когнитивной психологии.

. в том, чтобы проследить, какие трансформации претерпевает непривычный (например, инокультурный) материал при многократном повторении.

Таким образом, можно утверждать, что память имеет как репродуктивный (реконструктивный), так и продуктивный (конструктивный) аспект. Преобладание того или иного аспекта диктуется:

• направленностью деятельности субъекта (какова цель — запомнить точно или уловить суть);

• особенностями запоминаемого материала (стихотворение будет воспроизводиться репродуктивно, а прочитанный роман — продуктивно);

• экспериментальных процедур, к которым прибегает исследователь.

8.5. Структурная модель памяти в когнитивной

психологии. Сенсорный регистр. Рабочая память.

Долговременная память. Процедурная и декларативная

память. Семантическая, эпизодическая

и автобиографическая память

Идея представления памяти в форме совокупности взаимосвязанных структурных блоков восходит к В. Джеймсу (1890). Он ввел Разделение на первичную (совпадающую с содержанием сознания в Данный момент) и вторичную (содержащую весь прошлый опыт с Убъекта) память.

В настоящее время структурная модель памяти представляет с °бой крайне сложную конфигурацию взаимовоздействующих подсистем, которые обеспечивают выполнение всех основных функций Памяти: фиксацию, переработку и воспроизведение мнемических Удержаний в поведении и сознании. В современных структурных Мо Делях памяти выделяют следующие блоки (подсистемы): сенсор-

Глава 8. Познавательные процессы. Память

ный регистр, блок распознавания информации (распознаватель), ра, бочую память и долговременную память.

8.5.1. Сенсорный регистр

Код сенсорного регистра изоморфен нашим органам чувств. То есть зрительная информация кодируется в виде образов, звуковая — звуков, кинестетическая — тактильных ощущений. Сенсорный регистр работает автоматически вне зависимости от нашей воли. Прекратить его работу можно, только остановив поток информации, например закрыв глаза.

8.5. Структурная модель памяти в когнитивной психологии.

Распознавательэто часть долговременной памяти, вынесен-i вовне (аналогично тому, как глаз является частью мозга, вынесенной вовне).

8.5.3. Рабочая память

Содержание рабочей памяти — это то, что человек вспоминает, думает, чувствует, делает сейчас, в данный момент времени. Концепция рабочей памяти была предложена А. Бэддели и Г. Хитчем в 1974 г., придя на смену более ранней концепции кратковременной памяти Д. Нормана и Н. Во (D. Norman, W. Waugn, 1965). В данном параграфе мы будем пользоваться и тем и другим термином, в зависимости от позиции излагаемых авторов.

Поясним логику метода вычитания на примере исследования С. Стернберга, интересовавшегося стратегией извлечения информации из кратковременной памяти. Первая проблема формулирова-

Глава 8. Познавательные процессы. Память

Для решения второй проблемы испытуемым предлагался ряд цифр, включающий или невключающий цифру 5. Например, 2 3 4 — 7 — 3 (нет цифры 5) или 2—4—5 — 3 (есть цифра 5). Затем испытуемых опять спрашивали, была ли в предъявленном наборе цифра 5. Если поиск носит самопрекращающийся характер, т.е. человек, перестает сканировать информацию после того, как искомый элемент обнаружен, то время, затраченное на решение задачи в том случае, когда в ряду есть цифра 5, должно быть меньше, чем в том. случае, когда этой цифры в ряду нет. Однако Стернберг получил^ противоположный результат. Время в первом и во втором случаях оказалось равным. Таким образом, Стернберг установил, что в крати^ повременной памяти имеет место полный последовательный перебор всей находящейся там информации. Очевидно, что такая стратеги^ эффективна (да и вообще возможна), если только объем кратковре^ менной памяти ограничен. В противном случае человек бы беско-я нечно долго перебирал информацию и не пришел бы к какому-либ«| конечному результату.

8.5. Структурная модель памяти в когнитивной психологии.

Некоторый объем информации, непосредственно не включенной в выполнение задачи (5—8 информационных единиц), может удерживаться в рабочей памяти путем повторения. Существуют данные о том, что качество удержания информации в рабочей памяти напрямую зависит от количества повторений. В эксперименте А. Бэдде-ли, Н. Томсона и М. Бачанана (A. Baddeley, N. Thomson, M. Buchanan, 1975) испытуемых просили удержать в памяти ряд из восьми слов. Слова представляли собой названия государств, причем для одной группы испытуемых слова были короткими (например, Чили, Китай, Чад, Бирма и т.д.), а для другой — длинными (например, Афганистан, Великобритания, Нидерланды, Швейцария и т.д.). Испытуемые из первой группы показывали значительно более высокие результаты. Авторы связывали полученные результаты с тем, что за фиксированный промежуток времени представители первой группы могли мысленно повторить ряд слов большее число раз, чем представители второй группы.

Глава 8. Познавательные процессы. Память

Роджера Шепарда (1971). Он показывал испытуемым изображен трехмерных фигур, состоящих из цепочек кубиков, развернутых пространстве (рис. 58). Испытуемые должны были сравнивать пару фигур и принимать решение об их тождестве или различии.

Испытуемые легко решали подобные задачи, несмотря на то, что стимульный материал, который использовал Шепард, было практи-s чески невозможно облечь в словесную форму и, соответственно^ закодировать акустически.


. В этом реферате рассматривается, что такое память, какова ее структура и как она работает. Стремиться понять то, как функционирует человек необходимо, и особенно для специалистов, работающих с людьми. Каждый человек уникален, но возможно найти некоторые закономерности, которые очень помогут в работе с человеком. Кроме того, я думаю, что каждому интересно узнать, как запоминается, сохраняется и воспроизводится информация, как работает память, как память оперирует с помощью наших пяти чувств.

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ. 3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАМЯТИ. 4
2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПАМЯТИ 9
2.1 ОБЪЕМ 10
2.2 БЫСТРОТА ЗАПОМИНАНИЯ. 11
2.3 ТОЧНОСТЬ. 12
2.4 ДЛИТЕЛЬНОСТЬ. 14
2.5 ГОТОВНОСТЬ К ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ. 14
3. СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ПАМЯТИ. 15
3.1 СХЕМА СТРУКТУР ПАМЯТИ 15
3.2. КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПАМЯТИ. 18
3.3 СИСТЕМНЫЕ БЛОКИ СТРУКТУР ПАМЯТИ. 26
4.РАБОТА СТРУКТУР ПАМЯТИ. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 30

Вложенные файлы: 1 файл

Реф память 1.doc

Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра “Социологии и психологии управления”

РЕФЕРАТ

“Психология и педагогика”

По теме

''Структурная модель памяти''

Студенческий билет:

Группа:

C.Л. Рубинштейн

ВСТУПЛЕНИЕ

Мы способны овладевать множеством различных действий: завязывать ботинки, ездить на велосипеде, плавать, играть на пианино, обращаться с видеокамерой, запоминать номера телефонов, имена, иностранные языки и так далее. Список этот бесконечен. Однако ничто из этого не будет полезным, если мы не можем вспомнить то, чему научились. Без памяти нам бы пришлось ежедневно заново овладевать каждым навыком или фактом, как если бы мы сталкивались с ним впервые. Наш килограммовый мозг способен вмещать больше, чем средний компьютер. Но люди в отличие от компьютеров так же и забывают. Мы забываем дни рождения, телефонные номера, имена и многое другое. В этом реферате рассматривается, что такое память, какова ее структура и как она работает. Стремиться понять то, как функционирует человек необходимо, и особенно для специалистов, работающих с людьми. Каждый человек уникален, но возможно найти некоторые закономерности, которые очень помогут в работе с человеком. Кроме того, я думаю, что каждому интересно узнать, как запоминается, сохраняется и воспроизводится информация, как работает память, как память оперирует с помощью наших пяти чувств.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАМЯТИ

ПАМЯТЬ - это психическое свойство человека, способность к накоплению, (запоминанию) хранению и воспроизведению опыта и информации.1 Другое определение, говорит что память - это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве.2 Память трудно свести к одному понятию, но подчеркнем, что это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека.3

Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный опыт, эмоциональный, и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше, чем интеллектуальная память о конкретных событиях. Итак, память – очень сложный механизм, память состоит из целого ряда специальных факторов памяти4, которые мы и рассмотрим.

2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПАМЯТИ5

Для того, чтобы разобраться в структуре памяти, сначала нужно рассмотреть наиболее важные ее характеристики.

Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти, это: длительность, быстрота (запоминания и воспроизведения), точность, готовность, объем. От этих характеристик зависит то, насколько продуктивная память человека.

  1. Объем - способность одновременно сохранять значительный объем информации. Средний объем памяти - 7 элементов (единиц) информации.
  2. Быстрота запоминания - отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.
  3. Точность - точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении
  4. Длительность – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.
  5. Готовность к воспроизведению - способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.

3. СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ПАМЯТИ

3.1 Схема структур памяти

Структура Памяти состоит из следующих уровней: кратковременная, рефлексорно-стереотипная, трансформируемая, консервативная, защитно-блокирующая, инстинктивно-генетическая и архивно-идеальная.

Информационно-аналитический фильтр (ИАФ) это структура, выполняющая специфические функции архивариуса. Он распределяет всю поступающую информацию по уровням памяти и системным блокам. При получении запроса на информацию от различных структур тела, он выдаёт хранимую информацию потребителю. Он обеспечивает режим информационной безопасности не допускающий использование некоторых видов информации и уровней памяти, но при некоторых условиях может снять все ограничения.

3.2 Классификации видов человеческой памяти

Рассмотрим теперь более подробно виды памяти, которые составляют её структуру.

Рефлексорно–стереотипная память характеризуется устойчивостью и относительной неизменностью информации, а также периодичностью её использования. Содержит в себе модели поведения (рефлексы, стереотипы, привычки) на однотипные раздражители. В основном обеспечивает бессознательные процессы жизнедеятельности.

Защитно-блокирующая память характеризуется хранением специфической информации и защитой структур организма от негативного информационного воздействия. Должна обеспечивать разгрузку структур сознания и уровней памяти от негативной информации. Все страхи, обиды, комплексы и т.п. содержатся в этом уровне памяти. При снижении функций защиты они выходят в оперативную память и угнетают психику человека. В определённых условиях могут приводить к различным фобиям и маниакальным состояниям. Снижение функций защиты возможно в результате гипноза, самогипноза, медитативных состояниях, при химическом воздействии на организм (алкоголь, наркотики, токсины) и некоторых других случаях, к которым можно отнести болезненное состояние, физическое истощение и другие воздействие на организм внешней среды. Этот уровень памяти способен оказывать скрытое воздействие на весь организм через бессознательные процессы.

Инстинктивно-генетическая память характеризуется закреплением информации в генетической структуре и передаче её по наследству. Обладает очень большой устойчивостью к изменениям внешних условий и большой силою воздействия на бессознательные процессы.

По характеру участия воли.

По характеру участия воли в процессе запоминания память делят на непроизвольную (бессознательную) и произвольную (сознательную).

В психологии , память является способность ума к записи, хранения и вспомнить прошлый опыт. Его исследование проводится разными дисциплинами: когнитивной психологией , нейропсихологией и психоанализом .

Резюме

Когнитивная психология


Классический когнитивистский ток , как правило , группы вместе под термином памяти процессы кодирования , хранение и извлечение из ментальных представлений . Многие исследования памяти в когнитивной психологии состоят из выявления и описания ее различных компонентов. Для этого психологи опираются на экспериментальные данные и симптомы, проявляемые пациентами с травмой головного мозга ( нейропсихологические данные ).

Модальная модель памяти

Наиболее влиятельные модели структурной памяти - это модальная модель, которая делит память на три подсистемы: сенсорный регистр , кратковременную память и долговременную память . Эта модель представляет собой синтез многочисленных экспериментальных результатов и представляет собой доминирующую концепцию человеческой памяти в когнитивной психологии конца 1960- х годов . Классическая формулировка этой модели была предложена Аткинсоном и Шиффрином ( 1968 ).

Три компонента памяти в модальной модели:

  • Сенсорный регистр : он может сохранить большое количество информации в визуальной форме на очень короткое время (несколько миллисекунд). Этот процесс отличается от явления визуального послесвечения.
  • Кратковременная память (STM) (или рабочая память ): он содержит ограниченное количество элементов , хранящихся в словесной форме в течение нескольких секунд.
  • Долговременная память (LTM) наш дизайн интуитивная память. На практике MLT не знает ограничений по объему или продолжительности запоминания.

Для Аткинсона и Шиффрина вероятность запоминания в долговременной памяти зависит только от продолжительности присутствия в кратковременной памяти.

Затем понятие кратковременной памяти было глубоко обновлено концепцией рабочей памяти .

Диссоциация между MCT и MLT привела к развитию нескольких моделей, постулирующих, что память является последовательной . Например, трудно повторять алфавит задом наперед, когда он выучен по порядку. Трудно изменить порядок запоминания последовательности как таковой.

Сенсорный регистр

Рабочая память (MDT)

Для модальной модели TCM играет особую роль в познании и особенно в изучении новой информации. Однако экспериментальные доказательства этой операции ограничены.

Модель Баддели

Столкнувшись с трудностями этой модели и, в частности, чтобы учесть динамические свойства TCM, Алан Баддели и его коллеги предложили новую модель рабочей памяти, состоящую из центрального администратора и трех подсистем;

  • Центральный администратор : внимани механизм контроля и координации ведомых систем ( фонологической петли и зрительно - пространственной ориентации ноутбука). Он объединяет информацию, поступающую из двух подсистем, и связывает их со знаниями, хранящимися в долговременной памяти. Для этого у него есть эпизодическая буферная зона, которая позволяет ему консолидировать информацию, независимо от того, исходит ли она из чувствительных впечатлений или из долговременной памяти.

Три подкомпонента модели Баддели и Хитча:

  • Фонологическая петля (BP): она способна сохранять и обрабатывать информацию в устной форме.
  • Зрительно - пространственной ориентации ноутбука (CVS): он будет загружен с информацией , закодированной в визуальной форме.
  • Эпизодическое буфер (TE): это позволяет информация , содержащаяся в MDT , чтобы перейти в MLT , и наоборот. Информация остается доступной для MDT, которому еще предстоит ее обработать.
Модель Коуэна

Память Коуэна, строго говоря, представляет собой модель коннекциониста и автоматиста: существует только одна структура, состоящая из единиц, тесно связанных между собой, связанных с энергетической функцией, представляющей активацию, которая при необходимости располагается в определенных областях сети единиц. Эта модель является автоматизированной, поскольку в ней также не используются определенные структуры управления или надзора: физические и математические свойства сети, блоков и функции энергии достаточны для учета всех элементов, описанных Баддели.

Долговременная память: неявная память и явная память


Долговременная память является подсистема мнемонической неопределенной емкости запоминающего устройства во время и объеме.

Психологи подразделяют долговременную память на две функциональные подсистемы: явную (или декларативную) память и неявную (или недекларативную) память. Различие между имплицитной памятью и явной памятью касается использования сознания во время припоминания. Информация в явной памяти - это то, что извлекается во время сознательного припоминания, в то время как неявная память - это информация о поведении и действиях, не связанных с сознанием.

Это различие между неявной и явной памятью частично перекрывает различие между декларативной и недекларативной памятью. Декларативная память отвечает за запоминание всей информации в вербальной форме, то есть той, что может быть выражена языком. Понятие неявной и явной памяти обобщает это различие на все типы обработки информации, связанные с человеческим познанием. Другими словами, существуют автоматизмы для вербальной, графической, чувствительной и жестовой информации, равно как и ментальные представления, которыми можно манипулировать с помощью сознания и внимания, на основании которых можно принимать решения.

Были бы разные формы неявной и явной памяти.

Согласно Сквайру, неявная память будет содержать следующие подчиненные формы памяти:

  • процедурная память , что позволяет приобретение и использование моторных навыков , такие как езда на велосипеде или занятия спортом;
  • перцептивная память (одним из проявлений которой может быть прайминг ), отвечающая за изучение визуальных форм, общих звуков и т. д. ;
  • память о классической упаковке ;
  • память о неассоциативном обучении, таком как привыкание и осознание .

С другой стороны, явная память была бы разделена на несколько под-воспоминаний:

  • семантическая память;
  • эпизодическая память.
Эксплицитная память: эпизодическая память и семантическая память

Что касается явной долговременной памяти, было сделано несколько различий между эпизодической памятью и семантической памятью, а также между неявной (процедурной) памятью и явной (декларативной) памятью. Кроме того, большое количество исследований в области когнитивной психологии сосредоточено на формах ментальных репрезентаций, используемых в долговременной памяти.

Идея о необходимости семантической памяти, содержащей общие знания для восприятия и понимания языка, была предложена исследованиями в области искусственного интеллекта . В психологии , Endel Tulving , предложенный в 1972 году , различие между семантической памяти и эпизодической памяти (память о событиях в личной жизни), в частности , для учета симптомов некоторых пациентов мозга ранения , представляя расстройства , специфические для одного из этих двух типов. От объем памяти.

Модель Tulving SPI

От самых старых до новейших он рассматривает следующие системы, каждая из которых требует целостности предыдущих систем для функционирования:

  • Процедурная память : это в соответствии с чем у старшей модели и самая важная системной памяти; его целостность необходима для функционирования следующих
  • Система перцептивного представления (SRP): она будет содержать перцептивные зарисовки составляющих элементов семантической памяти .
  • Семантическая память относится ко всем представлениям общих знаний о мире.
  • Первичная память соответствует МСТ или MDT . Эта система позволяет временное обслуживание и манипулирование информацией.

Эти две системы называются ноэтическими, поскольку они подразумевают осведомленность об объектах, с которыми имеют дело.

  • Эпизодическая память о представлениях о событиях , расположенных в пространстве и времени (контекст). Эта система называется автоноэтической, потому что она подразумевает осознание объекта и собственно субъекта в той мере, в какой он воспринимает объект.

Модель SPI (для последовательного , параллельного и независимого ) утверждает, что:

  • Кодирование выполняется последовательно, в одной системе за другой, пункт после пункта.
  • Хранения параллельно, элемент может храниться в нескольких системах одновременно.
  • Восстановление осуществляется независимо друг от друга, в соответствующей системе.

Унитарный подход

Дизайн в нескольких следах учитывает, что каждое столкновение с событием приводит к созданию следа памяти, который строго соответствует сенсомоторным (и, в частности, эмоциональным ) активациям, вызванным им. Накопление этих следов позволило бы, например, в результате повторяющихся столкновений с объектом в широком диапазоне различных контекстов извлекать определенным образом значение, воссоздаваемое с каждой активацией. Это значение, которое не сохраняется как таковое, в некотором смысле соответствует набору сенсомоторных активаций, связанных с этим объектом, в зависимости от степени связи.

Локализованная и распределенная память и познание

Хотя большинство моделей, приведенных до сих пор, относятся к сфере обработки информации в когнитивной психологии , некоторые авторы предлагают радикально иное видение познания как коллективного процесса, встроенного в социальную и физическую среду. Эти различные точки зрения обычно группируются под названием локализованное и распределенное познание .

В области памяти можно особо отметить работу Эдвина Хатчинса (en) по пилотированию авиалайнеров и морской навигации. Он описывает, например, как обработка (запоминание, вызов, использование) такого параметра, как скорость самолета, распределяется между двумя членами экипажа и инструментами, находящимися в их распоряжении в кабине. Таким образом, он предполагает, что когнитивные процессы - это не чисто индивидуальные явления, а результат скоординированной деятельности участников и их инструментов.

Мета-память

Чтобы объяснить возникновение концепции временного потока, необходимо обратиться к концепции метапамяти или метамнезиса, то есть памяти памяти, характеризующейся памятью об изменениях этой памяти. Мета-мнезис позволяет уму абстрагироваться от настоящего и представить ход времени , рассматривая последовательность воспоминаний о его состояниях памяти или, точнее, память об изменениях в своей памяти. Это свойство также необходимо для построения самосознания .

Забывание (теоретическая кривая забывания)

Память и нейробиология

Нейронная пластичность имеет фундаментальное значение для объяснения различных форм памяти. Правило Хебба предоставляет один из наиболее важных механизмов , стоящих за память. В области схождения-расхождения вероятные места регистрации и воспроизведения воспоминаний, и другие долгосрочные формы памяти.

Влияние стресса на память

Стресс играет важную роль в формировании памяти, а также в обучении. Во время стрессовых событий мозг выделяет гормоны и нейротрансмиттеры ( например, глюкокортикоиды и катехоламины), которые влияют на процессы кодирования памяти в гиппокампе . Исследования поведения животных показывают, что хронический стресс производит гормоны адреналина, которые влияют на структуру гиппокампа в мозгу крысы путями или механизмами, которые еще не изучены.

Экспериментальное исследование, проведенное немецкими когнитивными психологами Л. Швабе и О. Вольфом, показывает, как обучение в напряженной среде также снижает способность запоминания у людей. В своем исследовании 48 здоровых студентов университета (мужчины и женщины) были случайным образом распределены либо в группу стресс-теста, либо в контрольную группу. У тех, кто принимал участие в стресс-тесте (SECPT или социально- оцененный тест на холодный пресс ), руки погружали в ледяную воду на три минуты, в течение которых за ними наблюдали и снимали на видео. Обеим группам было предложено запомнить 32 слова. На следующий день обе группы были протестированы, чтобы увидеть, сколько слов они смогли запомнить (свободное вспоминание) и сколько слов они смогли распознать из более длинного списка (степень распознавания). Результаты показали, что произошло заметное снижение уровня признания для группы, которая прошла стресс-тест; они запомнили на 30% меньше слов, чем контрольная группа. Исследователи предполагают, что стресс, испытываемый во время обучения, отвлекает людей, отвлекая их внимание от процесса кодирования памяти.

Однако производительность памяти можно улучшить, если установить связь между учебным материалом и контекстом, даже если обучение происходит в тяжелых условиях. Отдельное исследование когнитивных психологов Швабе и Вольф показывает, что в ситуациях, когда сохранение памяти контролируется в контексте, аналогичном или совпадающем с начальной задачей обучения (то есть в той же комнате), могут возникнуть ухудшение памяти и пагубное влияние стресса на обучение. уменьшенный.

Это исследование влияния стресса на память может иметь практическое значение для образования, свидетельских показаний очевидцев и психотерапии: учащиеся могут работать лучше, если их тесты проводятся в их классе, обычном классе, а не в экзаменационной комнате; очевидцы лучше запоминали детали на месте происшествия, чем в зале суда; и состояние людей с посттравматическим неврозом может улучшиться, если им помочь поместить свои воспоминания о травмирующем событии в соответствующий контекст.

Психопатология

Психопатология памяти включает в себя изучение органических нарушений памяти (различных болезни, слабоумие, и т.д. ) , а также те , в результате заболевания, такие как депрессия . Нейропсихология отвечает за изучение первых.

Органические расстройства памяти

Большинство нейродегенеративных заболеваний мозга влияют на память.

Некоторые бактериальные инфекции ( например, болезнь Лайма ) или вирусные ( например, флеборироза, передаваемая клещами) влияют на память (кратковременную память в обоих случаях).

Психоаналитический подход к памяти

Примечания и ссылки

Смотрите также

Статьи по Теме

О других проектах Викимедиа:

Библиография

Критический обзор всех старых и новейших подходов к памяти, от локализационистских теорий до нейронального дарвинизма Эдельмана, включая психоанализ и коннекционизм. Очень документированный, синтетический, доступный любому читателю без предварительных требований и очень строгий на теоретическом уровне

Читайте также: