Золотой век святоотеческой письменности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Св. Афанасий Великий, Жизнь и творения. Творец и творение. Опровержение эллинов и Оригена. Триадология. Единосущие Отца и Сына. Пневматология. Зло и грехопадение. Антропология. Боговоплощение. Обожение. Сотериология, христология и агиографические произведения. Праздничные послания. Св. Василий Великий. Жизнь и творения. Триадология. Триадологическая терминология. Пневматология. Космология. Антропология. Учение об именах Божиих и Богопознании.

Каппадокийская богословскае школы: свт. Григорий Богослов, свт. Григорий Нисский.

Св. Григорий Богослов, Жизнь и творения. Ученость и философия. Нравственные и социальные темы. Брак, девство, монашество. Священство и епископство. Праздник как таинство. Богословие: Богопознание, учение о Боге, триадология, учение о творении. Христология и сотериология св. Григория; полемика с Аполлинарием Лаодикийским. Мистическое богословие: Божественный свет, молитва и Боговидение, обожение. Св. Григорий Богослов о святых, родственниках и друзьях. Св. Григорий об императоре Юлиане Отступнике. Св. Григорий Нисский. Жизнь и творения. Богопознание. Учение об именах Божиих. Учение о Боге и триадология. Творение и космология. Ангелология. Антропология. Грехопадение и зло. Христология и сотериология. Эсхатология. Аскетика и экзегетика свт. Григория Нисского. Влияние Оригена.

Св. Иоанн Златоуст, Преп. Ефрем Сирин, Евсевий Кесарийский, Св. Кирилл Иерусалимский, Св. Епифаний Кипрский.

Св. Иоанн Златоуст: Жизнь и творения. Полемика с иудеями и язычниками. Непостижимость Божества. Провидение. Пастырское служение. Проповедь и этика. Общественный идеал христианства; общество, государство, собственность, общественное неравенство и угнетение. Экзегетика и правила толкования Священного Писания. Преп. Ефрем Сирин: Жизнь и творения, Триадологая. Христология. Сотериология. Антропология, Эсхатология.

Аскетика. Экзегетика. Евсевий Кесарийский: Жизнь и творения. Христология. Триадологая. Отношение к. иконам. Церковная история. Св. Кирилл Иерусалимский. Жизнь и творения. Оглашение. Правило веры. Богословие, Искупление. Церковь и таинства. Св. Епифаний Кипрский: Жизнь и творения. Ересеология. Библеистика. Об иконоборчестве св. Епифания.

Аскетические творения IV–V вв.

Западные отцы Церкви IV – первой половины V вв.: св. Иларий Пиктавийский, св. Амвросий Медиоланский, блж. Иероним Стридонский.

Раздел III. Свв. отцы V–VIIIвв. (окончание эпохи Вселенских Соборов).

Св. Кирилл Александрийский

Св. Кирилл Александрийский. Жизнь и творения. Учение о Боге. Богопознание. Триадология. Христология. Полемика с несторианством. Боговоплощение. Учение о Духе Святом. Экзегетические труды.

Антиохийская богословская школа: Диодор Тарсийский, Феодор Мопсуестийский. Блаж, Феодорит Кирский.

Еретические учения Аполлинария Лаодикийского и Диодора Тарского и их влияние на антиохийское богословие. Влияние еретического богословия Феодора Мопсуестийского на других представитлей антиохиской школы.

Феодорит Кирский и его творения: экзегеза, церковная история и полемические произведения. Христологические взгляды блаж. Феодорита.

Общая характеристика корпуса. Ареопагитики. Проблема времени создания и авторства. Богопознание: апофатическое и катафатическое богословие. Учение о Боге и об именах Божиих, Учение о мировой иерархии: иерархия небесная (ангелология) и церковная (экклесиология). Обожение. Таинства. Влияние Ареопагитик на развитие богословия и аскетики. Миросозерцание Дионисия и неоплатонизм. Схолии Иоанна Скифопольского и Максима Исповедника.

Леонтий Византийский. Император Юстиниан

Леонтий Византийский и Леонтий Иерусалимский: их вклад в развитие христологии. Проблемы халкидонской христологии. Оригенизм в VI в. Использование троической терминологии в христологии. Император Юстиниан и его богословские сочинения.

Преп. Максим Исповедник.

Преп. Максим Исповедник. Жизнь и творения. Богопознание. Триадология. Творение. Промысел и суд. Божественный Логос. Учение о логосах. Учение о времени и вечности. Иерархия бытия. Антропология. Грехопадение и природа зла. Боговоплощение. Учение о двух волях во Христе. Таинства. Экклесиология. Аскетика. Закон и благодать. Три стороны подвижнической жизни: практическая философия, естественное созерцание, таинственное богословие. Экзегеза. Отношение к эллинской философии. Место преп. Максима Исповедника в развитии, богословия Православной Церкви.

Монашеская письменность V-VIII в.

Св. Иоанн Дамаскин. Прп. Феодор Студит.

Преп. Иоанн Дамаскин. Жизнь и творения. Опыт систематического изложения богословия. О Боге и Богопознании. Триадология. Учение о творении, Боговоплощении и спасении. Христология. Пресвятая Богородица. Учение о Первообразе и образе. Защита икон и иконопочитания. Ересеология и полемика с инославием. Гимнография. Преп. Феодор Студит: аскетическое учение и этика, иконология. Реформа монашеской жизни, осуществленная преп. Феодором. Огласительные поучения прп. Феодора Студита.

Раздел IV. Святоотеческая письменность средне- и поздневизантийского периода (IX – XV вв.)

Свт. Фотий Константинопольский. Еп. Николай мефонский.

Преп. Симеон Новый Богослов.

Свт. Григорий Палама.

Богословие поздневизантийского периода: Николай Кавасила, второе поколения паламитов.

Богословие поздневизантийского периода: свт. Марк Ефесский, Георгий Схоларий.

Внутриконфессиональные течения и их вероучительная литература. Основные литературные традиции в конфессии. Современные представители и течения в конфессиональной вероучительной литературе.

Творения св. Отцов рассмотренного периода — это драгоценное наследие, которое необходимо бережно хранить, усердно изучать, неленостно воплощать в жизнь. Несомненно, с теми, кто будет так относиться к святоотеческим трудам, будут с ними и сами св. отцы — великие богословы и великие небесные предстатели-молитвенники.

Значение святоотеческих писаний для уяснения православного учения о спасении

Значение святоотеческих писаний для уяснения православного учения о спасении Чтобы дать себе отчет в этом, я стал читать творения свв. отцов Церкви. Читал я их не только потому, что принимал их, так сказать, канонический авторитет, не только в качестве обязательного для

Поучение 1-е. Св. Прокл, патриарх Цареградский (Уроки из его жизни: а) о важности святоотеческих писаний, б) о происхождении Трисвятой песни и в) о благоговейном участии в крестных ходах)

Поучение 1-е. Св. Прокл, патриарх Цареградский (Уроки из его жизни: а) о важности святоотеческих писаний, б) о происхождении Трисвятой песни и в) о благоговейном участии в крестных ходах) I. Св. Прокл, патриарх Цареградский, память коего совершается в нынешний день, был ученик

Поучение 4-е. Свв. мученики Маккавеи (О хранении свв. постов и других святоотеческих преданий)

Поучение 4-е. Свв. мученики Маккавеи (О хранении свв. постов и других святоотеческих преданий) I. В сегодняшний день память творим святых семи мучеников Маккавеев, и матери их Соломонии, и учителя Елеазара. Кто они были? За что мы их ублажаем?Жили они без малого за два века до

Основные издания святоотеческих творений посленикейского периода на русском языке

Основные издания святоотеческих творений посленикейского периода на русском языке Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, Архиепископа Александрийского. Ч. I–IV. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902–1903 гг. 1973 с.Творения иже во святых отца нашего Василия

О радостях в отношении видимых творений

О радостях в отношении видимых творений 1. 40. Генералу Ф.Ф.Ф.Посредством пера и бумаги что мы, немощные, делаем? — от сердца сердцу безмолвно сообщаем мысль. Мысль есть внутреннее слово, исходящее от самого сердца; а сердце что за вещь? — вещь неизмеримая, глубокая и высокая

ИЗ ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦЕВ

ИЗ ТВОРЕНИЙ СВЯТЫХ ОТЦЕВ Напутствие обратившемуся от суетного мира сего ко Христу и наченшему каятися Как грешник, благодатию Божиею подвигшись, начнет каятися, то сретает его различное искушение: чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во

Значение изучения святоотеческих творений и необходимость научного исследования их

Значение изучения святоотеческих творений и необходимость научного исследования их Предмет исследования в патрологической науке составляют святоотеческие творения или, точнее, произведения древнецерковной литературы. Необходимость специального изучения

1. Издания творений святителя Тихона

1. Издания творений святителя Тихона Святитель Тихон Задонский кроме яркого и поучительного примера своей жизни оставил потомству и другое наследство — свои мудрые, глубоко назидательные и спасительные творения. В них нашли отражение те святые мысли и чувства, которыми

БРЯНЧАНИНОВ ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТВОРЕНИЙ

БРЯНЧАНИНОВ ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТВОРЕНИЙ ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТВОРЕНИЙСвятителяИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВАТом VIIIПаломникъМОСКВА2007 по Р. Х.По благословениюархиепископа Тернопольского и КременецкогоСЕРГИЯСоставлениеО. И. ШафрановаОбщая редакцияА. Н. СтрижевСедьмой и

Первый том творений Исаака Сирина

Глава 4. Книжные труды старца Паисия на Афоне. Причина, побудившая его с особенным усердием заниматься изучением святоотеческих книг. Собирание и изучение отеческих книг на славянском языке. Недостатки славянских переводов святоотеческих книг. Искание и обретение греческих подлинников и начало их из

Глава 4. Книжные труды старца Паисия на Афоне. Причина, побудившая его с особенным усердием заниматься изучением святоотеческих книг. Собирание и изучение отеческих книг на славянском языке. Недостатки славянских переводов святоотеческих книг. Искание и обретение

4.3. Основные виды творений Божиих

V. Изучение творений святых Отцов

Именно в это время святоотеческая письменность предстает перед нами во всем своем разнообразии:

Традиции Афанасия Великого продолжила целая плеяда богословов - главным образом, это Святые Отцы каппадокийские – Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов.

Василий Великий и Григорий Богослов являют яркий пример интеллектуальной элиты Церкви.

В то же время, Святые Отцы каппадокийские касались не только догматических вопросов.

Григорий Богослов указывал в своих произведениях, что не всем полезно богословствовать. Не может богословствовать тот, кто не имеет опыта богообщения.

Это мысль проходит красной нитью через все богословие.

Святителю Василию Великому принадлежат трактаты догматические, аскетические, назидательного характера. Святитель Василий Великий является составителем монашеских уставов, нравственно – аскетических бесед, адресованным монахам и мирянам.

И.Е. Скурат. История Вселенских Церквей; Учебник по патрологии.

Мейендорф. Святоотеческая письменность.

Святые Отцы каппадокийские заложили основы учения Богопознания.

Григорий Нисский раскрывает учение об экстазе (исступлении): признаки – такое состояние человек сам вызвать не может, это – Божественный дар. Состояние экстаза – это предвкушение небесного блаженства еще на земле.

Большинство же Святых Отцов ведут речь не об экстазе, а об обожении.

В 4- м столетии в связи с возникновением монашества, начинает формироваться и аскетическое направление святоотеческой письменности.

Профессор Зарин. Аскетизм по православному христианскому учению.

Без аскетизма в жизни спастись, в принципе, нельзя.

Каждый христианин призывается к воздержанию. Но в монастыре Проше достичь совершенства. Некоторые Святые Отцы сравнивали жизнь в монастыре с оранжереей.

Творчество Василия Великого выразилось также и в аскетической письменности. В частности, он составил монашеское правило.

У истоков монашеской жизни в 4в. стоят монахи египетских пустынь.

Пахомий Великий. Ему, по преданию, Ангел Господень вручил с небес устав общежительного монастыря.

Евагрию Понтийскому принадлежит идея о восьми страстях человека. У Святых Отцов встречается и трехчастная схема: похоть плоти; похоть очес и гордость житейская (Свт. Иоанн Златоуст), - вот три кита, на которых держится мир.

Евагрий Понтийский оценивает христианство как Закон, догму. Евагрий Понтийский говорит о духовных законах, духовных закономерностях.

Свт. Иоанн Златоуст (конец IV – нач. Vв.). В конце 19в. Были переведены его руды. Разноплановый писатель – толкования на книги Нового и Ветхого Завета. В основном предстает перед нами как учитель спасения, в творениях которого великую роль играют нравственные факторы.

ЛЕКЦИЯ 7. ЗОЛОТОЙ ВЕК СВЯТООТЕЧЕСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ Православные просветительские курсы



В лекции рассмотрены следующие вопросы:

Лекция Георгия Бежанидзе
(продолжительность: 1:15:24)

Ответы на вопросы слушателей
(продолжительность: 36:17)

Георгий Бежанидзе
28 октября 2015 года

Комментарии (1) добавить

Георгий Бежанидзе на минуте 1:14:00 лекции достаточно вольно интерпретировал труды Ионна Златоуста, в частности он сказал следующее: " Как писал святитель Иоанн, "если увидишь кого-то богохульствующего, хватай его. грубо хватай. и веди к судье. чтобы представители государственной власти с ним разбирались". вот в чём отличие. Вот сейчас проблема с насилием. Ну знаете наверное. Всевозможные истории с Энтео и прочие. Вот здесь богословское непонимание природы церкви. Церковь царства не от мира сего. В церкви не может быть никакого насилия. Но церковь можно и должно защищать с оружием в руках государственной власти. Она для этого поставлена Богом. Вот милиция, полиция, вот она должна это богохульство пресекать.
Вот о чем учит нас Святой Иоанн Златоуст. А вот сами мы, как члены церкви, должны действовать ТОЛЬКО кротостью, смирением, любовью. Никакого насилия внутри церкви быть не может."

во-первых, причем тут " насилие внутри" церкви? ведь конфликт "Энтео -богохульная Выставка" (выставка от 14.08.2015, на которой презентовалась голова Ионна Крестителя на тарелках из ИКЕА) был не внутри церкви.

во-вторых, Иоанн Златоуст писал прямо противоположное тому, что отец Георгий Бежанидзе достаточно вольно "пересказал", а именно:

"Но раз у нас зашла теперь речь о хуле, то я хочу просить всех вас об одной услуге, взамен этой речи и рассуждения, – именно, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди.

И если судья пред судилищем потребует ответа, смело скажи, что он похулил Царя ангелов, ибо если следует наказывать хулящих земного царя, то гораздо больше оскорбляющих Того (Царя). Преступление – одного рода, публичное оскорбление, обвинителем может быть всякий, кто хочет. Пусть узнают и иудеи и эллины, что христиане – хранители, защитники, правители и учители города; и пусть то же самое узнают распутники и развратники, что именно им следует бояться рабов Божиих, дабы, если и захотят когда сказать что-либо подобное, оглядывались всюду кругом и трепетали даже теней, опасаясь, как бы христианин не подслушал, не напал и сильно не побил. Ты слышал, что сделал Иоанн? Он увидел тирана, ниспровергающего брачные законы, и смело посреди площади заговорил: Не достоит тебе имети жену Филиппа брата твоего (Марк. VI, 18). А я привел тебя не к тирану, не к судье, и не за противозаконные браки, не за оскорбляемых сорабов, а удостаиваю тебя исправлять равного за бесчинное оскорбление Владыки. Не правда ли, ты счел бы меня сумасшедшим, если бы я сказал тебе: наказывай и исправляй царей и судей, поступающих противозаконно? И однако Иоанн сделал это; следовательно, это не свыше наших сил.

Теперь же исправляй по крайней мере хоть сораба, хоть равного себе, и если даже надо будет умереть, не переставай вразумлять брата. Это будет для тебя мученичеством. И Иоанн ведь был мучеником. Ему не приказывали ни принести жертвы, ни поклониться идолу, но он сложил голову за святые законы, когда они подвергались поруганию. Так и ты до смерти борись за истину, и Господь будет поборать за тебя.

И не говори мне таких бессердечных слов: что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего. У нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют одного и того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас с ними нет ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого, а покажем подобающую братьям заботливость. А я обещаю со всею уверенностью и ручаюсь всем вам, что если все вы, присутствующие здесь, захотите разделить между собою заботу о спасении обитающих в городе, то последний скоро исправится весь. И хотя здесь малейшая часть города, но малейшая по количеству, а по благочестию главная. Разделим между собой заботу о спасении наших братьев.

Читайте также: