Структура власти это в социологии кратко

Обновлено: 28.06.2024

- англ. power structure; нем. Machtstruktur. Целостная сеть отношений власти в рамках общности как формальных, так и неформальных.

Antinazi. Энциклопедия социологии , 2009

Смотреть что такое "ВЛАСТИ СТРУКТУРА" в других словарях:

ВЛАСТИ СТРУКТУРА — англ. power structure; нем. Machtstruktur. Целостная сеть отношений власти в рамках общности как формальных, так и неформальных … Толковый словарь по социологии

СТРУКТУРА ВЛАСТИ — см. ВЛАСТИ СТРУКТУРА. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

структура — ы, ж. 1) (чего или какая) Строение вещества, обусловленное способами сочетания, связями зерен, атомов и т. п. Структура почвы. Структура металла. Древесная структура. Кристаллическая структура. Известняк, например, и мрамор имеют одинаковый… … Популярный словарь русского языка

Структура федеральных органов исполнительной власти России (1994—2000) — Структура федеральных органов исполнительной власти (термин конституционного права) представляет собой перечень всех федеральных органов исполнительной власти. Утверждается Президентом Российской Федерации по предложению Председателя… … Википедия

Структура федеральных органов исполнительной власти России (2000—2008) — Структура федеральных органов исполнительной власти (термин конституционного права) представляет собой перечень всех федеральных органов исполнительной власти. Утверждается Президентом Российской Федерации по предложению Председателя… … Википедия

Структура федеральных органов исполнительной власти России (2008—2012) — Структура федеральных органов исполнительной власти (термин конституционного права) представляет собой перечень всех федеральных органов исполнительной власти. Утверждается Президентом Российской Федерации по предложению Председателя… … Википедия

Структура федеральных органов исполнительной власти России (с 2008) — Структура федеральных органов исполнительной власти (термин конституционного права) представляет собой перечень всех федеральных органов исполнительной власти. Утверждается Президентом Российской Федерации по предложению Председателя… … Википедия

Структура федеральных органов исполнительной власти России (2012) — Структура федеральных органов исполнительной власти (термин конституционного права) представляет собой перечень всех федеральных органов исполнительной власти с 21 мая 2012 г. Утверждается Президентом Российской Федерации по предложению… … Википедия

Структура Московской Патриархии — Архиерейский Собор Русской православной церкви, который пройдет в Москве 24 29 июня. Собор пройдет в храме Христа Спасителя, под председательством патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Московская Патриархия является учреждением Русской… … Энциклопедия ньюсмейкеров

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНАЯ — одна из осн. категорий социологич. анализа общества, обозначающая сеть упорядоченных и взаимообусловленных связей между элементами социальной системы; в С. с. фиксируется свойственный данному обществу способ разделения труда, взаимоотношения… … Философская энциклопедия

1) Источник власти (то, что дает возможность властвовать: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и т.д.)
2) Субъект власти (руководители: человек, общность людей, организация, народ, мировое сообщество, объединенное в ООН)
3) Объект власти (подчиненные: индивид, социальная группа, класс и т.п.)
4) Функции власти (господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация)
5) Ресурсы власти (экономические, социальные, культурно-информационные и т.д.)


↑ Субъекты и объекты власти

Субъекты политической власти: отдельный индивид, правящая олигархия, политическая партия, нация и т.д.

Отличительные особенности субъекта политической власти — его стремление к власти как к самоцели или средству достижения таких жизненных благ, как богатство, престиж, связи и т.д. Субъект власти также характеризуется способностью своевременно принимать правильные политические решения и доводить их до конца, чувством ответственности за последствия проводимой им политики и, самое главное, политической мудростью.

Субъектов политики можно определенным образом классифи­цировать. Обычно их подразделяют на

  • (1) первичные — индивид, класс, нация, большие и малые социальные группы;
  • (2) вторичные — общественно-политические организации и движения, партии, поли­тические элиты и другие участники политической жизни.
  • коллективными — политические партии, депутатские группы и дру­гие объединения,
  • индивидуальными — политические элиты и их лидеры, обладающие властью и играющие в политике опреде­ленную роль.

1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти;
2) подчинение частной воли всеобщей воле власти;
3) наказание (санкции) в случае отказа подчиниться господствующей воле;
4) регламентацию поведения в соответствии со всеобщим интересом.

Объектом политической власти являются те личности и соци­альные группы, на которые распространяется эта власть, застав­ляющая их предпринимать те или иные действия.

При этом различие между субъектом и объектом политики весьма относительно и зависит от конкретной политической ситуа­ции. Каждый человек или социальная группа могут выступать объ­ектами политической деятельности, если она направляется не ими, а другими субъектами, которые сознательно реализуют в ней свои интересы, используют при этом политическую власть.

↑ Функции власти

  • выработка стратегии управления обществом;
  • разработка и принятие решений по основным направлениям развития общества;
  • оперативное управление и регулирование общественных процессов;
  • контроль важнейших параметров стабильности общественно- политической системы и направленности развития общества;
  • установление и поддержание отношений с государствами и народами других стран.

↑ Источники и ресурсы власти

  • авторитет,
  • сила,
  • закон,
  • богатство,
  • знание,
  • престиж,
  • социальный и политический статус,
  • тайна,
  • интерес и т.д.
  • экономические
  • социальные
  • культурно-информационные, духовно-идеологические
  • силовые — оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди;
  • организационные — наличие организации, заинтересованной и способной добиваться достижения поставленных целей.
  • правовые

Разумеется, ресурсы власти являются обоюдоострым инструментом: при научно обоснованном, профессиональном использовании они укрепляют как саму власть, так и ее основания. При некомпетентном подходе они подтачивают, разрушают власть, способствуя возникновению кризисов и революций.


  • культуру,
  • творчество,
  • экономику,
  • психологию,
  • образование,
  • науку,
  • семью.

Вообще же власть – довольно абстрактное понятие и в каждом аспекте трактуется по-своему. Поэтому, до сих пор возникают проблемы с однозначным её определением. Как правило, в определенной научной отрасли власть рассматривается через взаимодействие с другими социально актуальными понятиями. Ну а разговоры о природе власти как таковой, выполняемых функциях и формах, в которых она существует, до сих пор не умолкают.

Организация общества с социальной точки зрения, приводит к необходимости властвования. С другой стороны, сам процесс организации немыслим без властных отношений, которые и являются регулятором организации социума.

Т.Гоббс придерживался мнения, что власть является важнейшим условием для существования общества в целом. Признание власти ведёт к порядку. Возможен порядок именно тогда, когда каждый член общества может рассчитывать на установленные властью границы и на саму власть, следящими за соблюдением установленных границ.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Центральным понятием среди институтов власти можно смело назвать государство. Оно имеет право и обязанность выступать от лица народа, представлять его интересы. Так же оно гарантирует защиту прав и свобод, очерчивает допустимые нормы, пресекает их нарушение.

Государство может опираться на общегосударственные и групповые интересы. Причём эти интересы могут:

  • быть в компромиссе и консенсусе, когда интересы государства базируются на интересах всех групп внутри него;
  • интересы государства прямо соотносятся с интересами одной или нескольких групп, которые доминируют над интересами других граждан; возможно так же полное исключение социальной группы или социальных групп из принятия важных общественных решений;
  • полное подавление прав и свобод большинства или всех групп, причём как обоснованное, так и безосновательное.

Ключевые понятия социологии власти

Макс Вебер в начале 20 века заговорил о том, что власть не является лишь политическим определением. Власть – это социальный механизм, социально значимый институт. Таким образом, он впервые ввёл определения с точки зрения социологии понятия.

Вебер говорил, что власть, как социальное явление, это всего лишь взаимодействие между двумя и более субъектами, когда выявляется их социальное неравенство. Таким образом, происходит навязывание одним субъектом другим (другому) своей воли, мнения, убеждений. То есть, один субъект начинает иметь над другим (другими) власть.

Властные отношения по Веберу, имеют характерные черты:

  • власть не определяет и не принадлежит человеку, а заложена в его взаимодействия с другими людьми;
  • власть неоднородна, непостоянна и выражается в терминах возможности и вероятности;
  • основу власти составляют все имеющиеся взаимодействия и отношения между индивидами или социальными группами.

Вебер считал, что власть всегда проявляется в виде противодействия кому-то. Она изначально конфликтна и служит для отстаивания интересов одной группы или индивидуума вопреки интересам других (другого).

С точки структурно-функциональной трактовки власти Т. Парсонсоном, она являет собой закреплённые отношения между субъектами, заставляет их действовать в рамках закреплённых социальных ролей. Он выделял две самые основные роли: управленцы и управляемые.

Системная концепция утверждает, что политическая система качественно отличается от всех остальных и выражается в процессе взаимодействий в обличии признанных ролей. Авторитарное распределение ценностей в обществе приводит к избытку их у одних субъектов и необходимости бороться за них у других субъектов.

Власть – необходимый атрибут социальных отношений. Благодаря власти материальные и духовные ценности достигаются с помощью совместной деятельности. Люди мотивируются на социально приемлемые поступки, на следование правилам и традициям.

Как социальный феномен, власть обладает:

  • формальными правилами, которые регламентируют поведение субъекта;
  • языком;
  • временем влияния;
  • сферой и пространством влияния.

Всё это способствует выработке ориентиров для каждого субъекта, чтобы он мог успешнее достигать свои цели.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Современная концепция Х. Арендта, Ю. Хабермаса, Н. Лумана утверждает так же, что, в условиях современного общества, власть служит не методом борьбы, подавления и сдерживания определённых людей. А, наоборот, способствует сближению и примирению различных, прежде разрозненных, групп. Например, способствует преодолению языковых противоречий, предвзятого отношения к людям определённого этноса, религии, национальности.

Субъектами власти принято считать государство и его институты, которые наделены определёнными полномочиями. Объектами власти принято называть непосредственно людей и социально выделенные группы.

Источниками власти являются принятые и признанные законы; авторитет, харизма и умение руководителя; навыки; идеи и знания, которые могут помочь выйти социуму на качественно новый уровень. В основании власти находятся все её источники, которые способствуют достижению наиболее значимых целей общества.

Таким образом, социальный подход к понятию власти рассматривает её с точки зрения взаимоотношений людей и затрагивает как участие в противоречиях, отстаивание границ допустимого, так и установление примирения между некогда враждующими слоями общества.

Содержание

Содержание

  • Политическая власть и ее понятие
  • Структура политической власти
  • Функции власти и ее разделение
  • Ресурсы, сила, основания, легитимность власти
  • Политический режим, как механизм власти
  • Типы политических режимов и их сравнение
  • Государство и его значение в организации политической власти

Политическая власть является одной из важнейших составляющих управления государством. Ее главная задача – организация производственного процесса, установление порядков, которому обязано следовать общество, принятие важных решений, влияющих на развитие и экономическое состояние государства.

Политическая власть и ее понятие

Для воздействия на людей субъект власти использует различные методы, например:

  • принуждение;
  • мотивацию;
  • традиции;
  • устоявшиеся или моральные нормы;
  • идеологию;
  • правовую систему и т.д.

Политическая власть не может существовать без двух важных составляющих. Во-первых, субъект обязан иметь физическую и моральную возможность управлять людьми, к примеру, авторитет, принуждение. А во-вторых, у него должна быть способность воздействовать на общество, например, принятые законодательные акты, права.

Структура политической власти

Структура политической власти представляет собой иерархическое разделение составляющих. Она имеет 2 стороны: субъекта и объекта. Субъект – это представители власти, которые имеют возможность оказывать воздействие на общество. А объект – это тот, на чье поведение влияет власть.

Если говорить простым языком, субъект – это различные управленческие структуры (правительство, депутаты, государство, элита), а объект – это люди, которые готовы подчиняться.

Политическая власть РФ имеет следующую структуру:

  1. Возглавляет иерархию Правительство. Именно он принимает важные решения, диктует обществу правила, принимает законопроекты.
  2. В связи с тем, что президент не имеет права принимать решения единолично, без мнения Правительства, он находится на второй ступени.
  3. На третьем уровне располагается Федеральное собрание и Судебная власть.
  4. Дальнейшие структуры в большей степени выполняют поручения, имея возможность оказывать влияние на общество. К ним относят Госдуму, Совет Федерации, суды (Конституционный, Верховный, Арбитражный).

Но на этом иерархия политической власти не заканчивается. Количество ступеней напрямую зависит от стороны воздействия. К примеру, если отталкиваться от Верховного суда, то ниже можно расположить иные судебные инстанции, в зависимости от подсудности.

Важно! Политическая власть не имеет единой структуры. Все зависит от ее субъекта и объекта, политического режима, формы государства.

Таким образом, политическая власть разных стран обладает индивидуальной структурой, представленной четкой иерархией.

Функции власти и ее разделение

Политическая власть не может функционировать без четкого разделения. Каждый субъект наделяется определенными правами и обязанностями. Они не подчиняются друг другу, но не могут существовать раздельно, то есть взаимосвязаны между собой. Как показывает практика, если одна структура пытается доминировать над другой, то государство ослабевает, теряется возможность контролировать поведение людей, воздействовать на решения и действия общества.

Политическая власть выполняет ряд функций. Самыми главными из них являются следующие задачи:

  • организация общественного порядка;
  • обеспечение стабильности;
  • предупреждение возникновения конфликтных ситуаций на общегосударственном, общественном, общенациональном и мировом уровнях;
  • достижение любыми методами консенсуса;
  • принуждение общества к выполнению определенных действий.

То есть, политическая власть делает все, чтобы население не было разрозненным. Ведь из истории известно, когда толпы бесконтрольных людей берут власть в свои руки, в стране начинается хаос, беззаконие.

Ресурсы, сила, основания, легитимность власти

Для того чтобы воздействовать на поведение людей, политическая власть обязана иметь основания. Так называют задачи, для выполнения которых представители структур влияют на общество. Они могут быть социальными, культурными, экономическими, национальными, административными и т.д.

Важно! Субъект политической власти обладает главным ресурсом управления – государством. В его арсенале находятся разнообразные по своей силе и методам воздействия инструменты: армия, правоохранительные органы, тюрьмы, политическая, экономическая системы и др.

Они могут убеждать людей, оказывать влияние на их чувства, вызывать благодарность, страх, зависть, ненависть. Немаловажны для руководства людьми и их традиции, моральные качества, принятые устои.

Основным приемом убеждения власть использует распространение информации, например посредством телевизионных, печатных или интернет-СМИ. Сильная политическая власть отличается своей независимостью и поддержкой народа. Если на ее решения могут воздействовать сторонние субъекты, то люди перестают доверять ей. А без поддержки общества подрывается авторитет.

Политическая власть обязана быть легитимной, то есть строиться на справедливости и правомерности. Люди должны чувствовать, что им не навязывают чье-то стороннее мнение, в противном случае население считает, что власть незаконна. На этом фоне могут возникать протесты, митинги. Люди начинают искать методы свержения неугодных им правителей.

Политический режим, как механизм власти

Политический режим представляет собой совокупность способов и приемов, обладающих индивидуальным набором характеристик, при помощи которых власть оказывает влияние на общество. При помощи него определяют, каким образом воздействовать на людей: мотивировать или заставлять.

Политический режим устанавливается в зависимости от:

  • традиций народа;
  • формы государства;
  • набором полномочий структур;
  • особенностей действующего законодательства;
  • характером международных отношений.

Каждая страна имеет один из трех основных политических режимов, которые, в свою очередь, подразделяются на подтипы.

Типы политических режимов и их сравнение

Политология различает авторитарный, демократические и тоталитарный политические режимы. В некоторых странах применяются их измененные, комбинированные формы, например, авторитарно-демократический или авторитарно-тоталитарный. Каждый режим можно отличить, обратив внимание на ряд свойственных им признаков.

Некоторые политологи уверены, что чистая демократия может носить, как конструктивный, так и разрушительный характер. Чтобы плодотворно управлять народом, представители политической власти обязаны иметь авторитет, уметь убеждать людей, а не заставлять их.

Государство и его значение в организации политической власти

Главным ресурсом управления является государство. Так называют институт политсистемы, который способен не только контролировать, но и направлять, организовывать отношения между людьми и структурами. Каждое государство имеет свою территорию, народ, который там проживает, госаппарат и независимость.

Государство вправе принимать законы, использовать любые методы убеждения людей, выпускать деньги, взимать с граждан налоги. Государство обязано обеспечивать законность, правопорядок, организовывать хозяйственную, культурную, социальную, образовательную деятельность, защищать свой народ и вести международную работу.

Государство может быть монархическим или республиканским. Первая форма характеризуется тем, что страной в основном управляет один человек или конкретная группа лиц, а при второй – высшие органы власти меняются и избираются народом.

Также, государство может быть унитарным, федеративным или конфедеративным. Например, Россия – это республиканская федеративная страна с демократическим политическим режимом правления.

Читайте также: