Международные источники налогового права кратко

Обновлено: 30.06.2024

1.Понятие международного налогового права.

2.Источники международного налогового права.

3.Постоянное представительство в налоговых отношениях.

4.Типология налоговых систем.

5.Существующие модели систем налогов и сборов.

7.Сборы и парафискалитеты.

8.Специальные налоговые режимы в системе налогообложения.

9.Налоговые системы федеративных, конфедеративных и унитарных государств.

10.Зоны льготного налогообложения (оффшоры).

14.Ответственновсть за налоговые правонарушения по зарубежному законодательству.

15.Общие условия налогообложения в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза. Иные нормативные акты Таможенного союза о налогообложении.

16.Налогообложение в Республике Беларусь.

17. Налогообложение в Республике Казахстан.

18.Общая характеристика правового регулирования налоговых правоотношений в государствах - участниках СНГ.

19.Особенности налогового права Украины.

20.Особенности налогообложения стран – участниц ЕврАзЭС.

21.Особенности налогового права Кыргызской Республики. 22.Особенности налогового права Республики Таджикистан.

Источники налогового права — это внешние конкретные формы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы, которые регулируют вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов, отношения в сфере налогового контроля и отношения по привлечению к ответственности за налоговое правонарушение.

Источники налогового права призваны выполнять две взаимосвязанные задачи.

Во-первых, они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества, которое, в свою очередь, представляет одно из основных направлений финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. В результате правотворческой функции государства, органов местного самоуправления и образуются источники налогового права.

Во-вторых, источники налогового права представляют собой форму существования налоговых норм, т. е. внешнее объективированное выражение общеобязательных правил поведения субъектов в налоговых отношениях.

Форма источника налогового права содержит знания о действующем законодательстве, регулирующем налоги и сборы.

Источники налогового права, как и источники иных отраслей (подотраслей) права, обладают следующими свойствами:

• общеобязательностью, охраняемой возможностью государственного принуждения;

• законностью, заключающейся в наличии юридической силы.

Источник налогового права должен быть издан в пределах компетенции данного государственного или муниципального органа; соответствовать актам вышестоящих органов; надлежащим образом опубликован (обнародован).

Вместе с тем источники налогового права имеют характерные черты, отличающие их от совокупностей нормативно-правых актов, регулирующих иные отрасли (подотрасли) права.

1)Источники налогового права регулируют общественные отношения, составляющие предмет налогового права. Предмет налогового права служит правообразующим фактором правотворчества в налоговой сфере.

2) Источники налогового права принимаются только теми органами государства или местного самоуправления, правотворческая компетенция которых прямо предусмотрена НК РФ.

Развитие федеративных начал в построении российского государства обусловливает и сложную разветвленную систему источников налогового права, в которой выделяются правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней.

Система источников налогового права в структурном отношении делится на две части: источники, имеющие внутригосударственную природу, и международно-правовые источники.

Так, согласно ст. ст. 2 и 7 НК РФ к источникам налогового права относятся международные договоры Российской Федерации, законы (федеральные и субъектов РФ), а также иные нормативные правовые акты о налогах и сборах.

Система источников налогового права включает множество элементов, представляющих собой нормативные правовые акты, регулирующие налоговые отношения. Таким источником может считаться нормативно-правовой акт, содержащий правила относительно установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового

В налоговом праве определяющую роль играют внутригосударственные (национальные) источники. К ним относят законы, подзаконные правовые акты, судебную практику (решения органов конституционной юстиции и акты иных судебных органов), правовой обычай.

Роль и значение этих источников налогового права в разных странах неодинаковы. Основным источником налогового права являются законы, среди которых доминирующее значение имеет Основной закон – Конституция.

Судебная практика официально признается источником права, в том числе налогового, в англосаксонских странах. В странах континентальной правовой системы признано, что суд не творит, а применяет право. Однако и здесь судебные акты имеют большое значение в регулировании налоговых отношений.

Правовой обычай – сложившееся в практике обыкновение, ставшее юридически обязательным, – в налоговом праве применяется чрезвычайно редко, в основном в сферах, не имеющих прямого отношения к исчислению и уплате налогов (порядок прохождения налоговых законопроектов в парламенте и т.п.).

Определенное влияние на налоговые отношения оказывает и юридическая доктрина – научные труды и теории в области налогового права. Однако необходимо рассматривать ее не как самостоятельный источник права, а как одну из основ развития иных источников налогового права.

Международно-правовые источники налогового права представлены двух- и многосторонними договорами, соглашениями, затрагивающими различные аспекты налогообложения.

Системе источников налогового права свойственно единство, основой которого служат отношения субординации ее элементов.

Субординация исключает конкуренцию различных источников в регулировании одного и того же аспекта налогообложения. Она основана на принципе законности: соответствии всех норм налогового права основным принципам налогообложения, закрепленным или вытекающим из Конституции; соответствии подзаконных нормативных актов законам.

Международные интеграционные процессы приводят к унификации источников налогового права. Она затрагивает как содержание правовых норм, так и форму их выражения. В странах с разными системами национального права все большее значение приобретают законы и международные договоры.


Международные договоры как источник налогового права, классификация

Требование законодательной формы установления, изменения и прекращения налоговых обязательств распространяется и на международные соглашения. С учетом ст. 57 Конституции РФ международные договоры по вопросам налогообложения могут применяться лишь после их ратификации Федеральным Собранием РФ. Применение соглашения, заключенного Правительством РФ без надлежащей ратификации, означало бы вторжение в компетенцию законодателя, так как помимо его воли изменялся бы порядок исполнения принятых законов о налогах.

Можно выделить три группы международных соглашений по налоговым вопросам.


1. Акты, устанавливающие общие принципы налогообложения, такие как Европейская социальная хартия (принята 18 октября 1961г., вступила в действие в 1965 г.), Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975) и др. Непосредственному применению эти акты не подлежат, содержащиеся в них принципы реализуются во внутреннем законодательстве.

В этой группе соглашений можно выделить три подгруппы.

1. Общие налоговые соглашения (конвенции) охватывают все вопросы, относящиеся к взаимоотношению государств по линии прямых налогов (налогов на доходы и на имущество) или косвенных налогов (например, таможенных тарифов).

Россия имеет более 70 соглашений, касающихся прямых налогов, и интенсивно проводит переговоры о заключении соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом стран.

2. Ограниченные налоговые соглашения Данный вид налоговых соглашений заключается для избежания двойного налогообложения в определенных сферах. Например, соглашения о налогообложении недвижимости, наследств, дарений (соглашение между США и Швецией от 1983 года)[3];

- Соглашения, содержащие отдельные налоговые нормы. Подобные соглашения призваны регулировать различные сферы, вопросы дипломатических отношений, безопасности, торговые соглашения, таможенные соглашения и многое другое, однако содержат в себе нормы, являющиеся элементом налогово-правового регулирования. Например, торговые соглашения (соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве Российской Федерации и Республикой Куба от 1999 года[4]);

- Соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства. Этот вид соглашений создает правовую основу взаимодействия между налоговыми органами государств по выявлению и пресечению налоговых правонарушений (Соглашение между правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан от 11.11.1993 о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства[6], Соглашение между правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеция от 02.12.1997 о взаимной помощи в области борьбы с нарушениями налогового законодательства[7]).

3. Третью группу составляют различные международные соглашения, которые наряду с другими вопросами рассматривают вопросы налогового права. Так, соглашения об основах взаимоотношений между двумя государствами рассматривают, как правило, вопрос о налоговом равноправии; соглашения об установлении дипломатических и консульских отношений предусматривают взаимные налоговые льготы для дипломатических и консульских сотрудников. Большое значение имеют торговые договоры и соглашения, на основе которых устанавливается режим наибольшего благоприятствования в отношении таможенных пошлин.

Особую подгруппу составляют договоры международных организаций и стран их базирования, которые также рассматривают вопросы освобождения этих организаций и их сотрудников от налогообложения в странах базирования.

Помимо этого, некоторые авторы приводят следующую классификацию соглашений об избежания двойного налогообложения:

1. общие соглашения;

2. специальные соглашения об избежании двойного налогообложения[8].

Предметом общих соглашений выступают отношения, которые возникают в связи с двойным налогообложением. Такие соглашения распространяются на любые налоговые отношения независимо от сферы действия налогоплательщика. В свою очередь, специальные же соглашения об избежании двойного налогообложения применяются исключительно к налоговым отношениям, имеющим место в определенных сферах, например, авторских прав.

Практике заключения международных договоров известно еще два вида: многосторонние и двусторонние.

К числу многосторонних можно отнести Договор о Евразийском экономическом союзе[9], содержащий в себе положения о налогах и налогообложении, в том числе и касающиеся устранения двойного налогообложения.

В то же время, заключение двусторонних договоров направлено на установление исключительных правил для конкретных государств, с возможностью изъятия конкретных положений, их корректировки.

Заключая налоговые соглашения каждое государство, в первую очередь, защищает собственные интересы в сфере налогообложения.

Реализация международных договоров обеспечивается в том числе правом их участников обратиться в компетентные организации для разрешения споров о соблюдении договоренностей. Решения по таким спорам – важная часть международного права.

Большинство международных договоров о налогообложении устанавливают согласительные процедуры для разрешения спорных вопросов. С этой целью определенные полномочия предоставляются финансовым или налоговым органам договаривающихся государств.

Несмотря на то, что решения и иные правоприменительные акты международных судов не закрепляют правовые нормы и вследствие чего не могут признаваться источниками международного права, тем не менее, они должны рассматриваться в качестве одного из наиболее важных средств формирования правоприменительной практики в сфере налогового права[10].

Наиболее значимыми являются решения межгосударственных судов, таких как Международный Суд ООН, Суд ЕС, Экономический Суд СНГ, которые распространяют свою юрисдикцию на территории нескольких государств и своими решениями оказывают влияние на правоприменительную практику.

Такие суды создают прецеденты, на основе которых в дальнейшем должны следовать национальные суды в решении подобных вопросов.

Так, например, решения Европейского Суда являются обязательными и обладают значением прецедента, которому должны подчиняться в правоприменительной практике судебные органы государств-членов ЕС[11].

Суд ЕС постановил, что наличие во внутреннем законодательстве Португальской Республики подобных положений не позволяет налоговым органам Королевства Нидерландов отказывать в освобождении от налогообложения, пока не выявлено, что такие положения установлены только национальным законодательством Португальской Республики, а не договором об избежании двойного налогообложения, который может нейтрализовать такой эффект. В данном деле можно проследить новый подход к взаимодействию права ЕС с договорами об избежании двойного налогообложения[13].

Некоторые налоговые соглашения предусматривают положение о том, что государства с целью разрешения налоговых споров могут создавать арбитраж, решения которого являются для спорящих государств обязательными.


Оглавление

  • 1. Становление и развитие налогообложения в России
  • 2. Понятие и предмет налогового права. Налоговое право в системе российского законодательства
  • 3. Источники налогового права
  • 4. Налоговый кодекс РФ как источник налогового права
  • 5. Принципы налогового права
  • 6. Действие актов налогового законодательства в пространстве, во времени и по кругу лиц

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Налоговое право. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

3. Источники налогового права

Источники налогового права — это внешние конкретные формы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы налогового права.

К основным источникам налогового права относят правовые (законодательные) акты, принятые уполномоченными государственными органами и содержащие правовые нормы, регулирующие налоговые отношения.

Исходя из главенствующей роли Конституции РФ как основного закона государства следует отметить, что конституционные нормы выступают базой для формирования налогового законодательства. По этой причине Конституция РФ представляет собой главенствующий источник налогового права.

Источники налогового права обычно располагают в строго определенной иерархии.

• Конституция РФ, в частности ст. 57.

• Специальное налоговое законодательство:

— федеральное законодательство: НК РФ и иные принятые в соответствии с НК РФ федеральные законы о налогах и сборах;

— региональное законодательство: законы субъектов РФ (законы, вводящие на территории субъектов РФ установленные федеральным законодательством о налогах и сборах региональные налоги или сборы); иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными органами субъектов РФ;

— нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.

• Общее налоговое законодательство (иные федеральные законы, содержащие нормы о налогах, например Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее — УК РФ)).

• Подзаконные нормативные правовые акты о налогообложении:

— акты органов общей компетенции: указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; принятые органами исполнительной власти субъектов РФ подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с законодательством о налогах и сборах; принятые исполнительными органами местного самоуправления подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением;

— акты органов специальной компетенции: ведомственные подзаконные нормативные правовые акты органов специальной компетенции по вопросам, связанным с налогообложением, издание которых прямо предусмотрено НК РФ. К таким органам, например, относятся: Федеральная налоговая служба (далее — ФНС России); Министерство финансов РФ; Министерство экономического развития РФ; органы государственных внебюджетных фондов и другие органы государственной власти.

• Акты по вопросам налогообложения судебных органов:

— акты органов конституционной юстиции: постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации; постановления и определения конституционных судов субъектов РФ;

— акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов: решения пленума Верховного Суда Российской Федерации; решения по делам о налоговых спорах; обзоры судебной практики.

• Международные источники налогового права:

— международные акты, устанавливающие общие принципы налогового права и налогообложения;

— международные налоговые соглашения (соглашения об устранении двойного налогообложения, заключаемые Российской Федерацией с различными странами);

— международные договоры, регулирующие отдельные вопросы налогообложения;

— решения международных судов о толковании международных соглашений.

Кроме того, к источникам налогового права относятся акты иных отраслей законодательства, если они содержат правовые нормы, применяемые к налоговым отношениям (гражданское, банковское, валютное, бюджетное, таможенное, уголовное, административное, уголовно-процессуальное, земельное право и т. д.). Значительную регулирующую функцию выполняют акты не законодательного характера, но имеющие юридическую силу в результате утверждения их правомочными органами: двусторонние договоры и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

В России это соотношение довольно четко определяется действующим законодательством о налогах и сборах. Так, в соответствии со ст. 7 НК РФ фактически установлен приоритет норм международного налогового права над национальными. В частности, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. Эта норма НК РФ дублирует ч. 4 ст. 15 Конституции РФ

Как известно, источниками международного финансового права являются: международные договоры; международный обычай; судебные прецеденты как международных судов и арбитражей, так и национальных судов, если решения последних относятся к вопросам международного общения, признаются в международном общении и соответствуют общепризнанным нормам международного права; внутренние законы, если они относятся или затрагивают вопросы международного общения и не противоречат его принципам – они становятся нормами международного права и в случае признания их таковыми со стороны других государств; решения и постановления международных организаций, принятые в пределах их компетенции и не противоречащие основным принципам международного права1. Однако состав источников международного налогового права несколько уже; преимущественно регулирование международных налоговых отношений осуществляется на основе международных договоров (соглашений, конвенций). Такие договоры заключаются между государствами в целях создания правовой основы для регулирования налоговых отношений, носящих межгосударственный характер.

Зачастую источники международного налогового права содержат общие. нормы, составляющие своего рода основу для формирования системы национального налогового права. Так, в Германии одним из важнейших источников налогового права в части, касающейся уплаты специальных сборов, взимаемых странами Западной Европы в рамках проводимой ими единой аграрной политики, является Договор о создании Европейского экономического сообщества. В развитие его положений в 1972 г. в стране принят Закон о соблюдении налогового равноправия 'во внешних сношениях и улучшении налоговой конкурентоспособности при зарубежных инвестициях. В ст. 9 Европейской хартии местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.) определено, что по меньшей мере часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом. Это положение является во многом определяющим для стран Европы при организации налогообложения на местном уровне. О налоговых льготах как одном из средств обеспечения необходимых условий для полного развития семьи говорится в ст. 16 Европейской социальной хартии (Страсбург, 3 мая 1996 г.).

В России это соотношение довольно четко определяется действующим законодательством о налогах и сборах. Так, в соответствии со ст. 7 НК РФ фактически установлен приоритет норм международного налогового права над национальными. В частности, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. Эта норма НК РФ дублирует ч. 4 ст. 15 Конституции РФ

Как известно, источниками международного финансового права являются: международные договоры; международный обычай; судебные прецеденты как международных судов и арбитражей, так и национальных судов, если решения последних относятся к вопросам международного общения, признаются в международном общении и соответствуют общепризнанным нормам международного права; внутренние законы, если они относятся или затрагивают вопросы международного общения и не противоречат его принципам – они становятся нормами международного права и в случае признания их таковыми со стороны других государств; решения и постановления международных организаций, принятые в пределах их компетенции и не противоречащие основным принципам международного права1. Однако состав источников международного налогового права несколько уже; преимущественно регулирование международных налоговых отношений осуществляется на основе международных договоров (соглашений, конвенций). Такие договоры заключаются между государствами в целях создания правовой основы для регулирования налоговых отношений, носящих межгосударственный характер.




Зачастую источники международного налогового права содержат общие. нормы, составляющие своего рода основу для формирования системы национального налогового права. Так, в Германии одним из важнейших источников налогового права в части, касающейся уплаты специальных сборов, взимаемых странами Западной Европы в рамках проводимой ими единой аграрной политики, является Договор о создании Европейского экономического сообщества. В развитие его положений в 1972 г. в стране принят Закон о соблюдении налогового равноправия 'во внешних сношениях и улучшении налоговой конкурентоспособности при зарубежных инвестициях. В ст. 9 Европейской хартии местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.) определено, что по меньшей мере часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом. Это положение является во многом определяющим для стран Европы при организации налогообложения на местном уровне. О налоговых льготах как одном из средств обеспечения необходимых условий для полного развития семьи говорится в ст. 16 Европейской социальной хартии (Страсбург, 3 мая 1996 г.).

Читайте также: