Перспективы и проблемы урала кратко

Обновлено: 03.07.2024

1.Кузница России - один из самых богатых природными ресурсами и индустриально развитых регионов страны. Здесь расположены такие промышленные центры, как Нижний Тагил, Екатеринбург, Челябинск, Магнитогорск, Орск, Пермь, Уфа, Ижевск и др. Они лидируют по общему выбросу вредных веществ в окружающую среду. Попавшие в атмосферу твердые и жидкие частицы оседают на почве, загрязняя территории городов, леса и пашни. В окрестностях предприятий добывающей промышленности, черной и цветной металлургии содержание тяжелых металлов в почвах превышает ПДК в 50-2000 раз. Много лет на территории региона добывают полезные ископаемые, работают химические и нефтехимические производства. Это ведет к загрязнению окружающей среды нефтью, фенолами, аммиаком, бензолом, оксидами серы, углерода, азота и т. п.

2.Недостаточно очищенные промышленные и бытовые стоки ухудшили качество воды в регионе. Наиболее сильно загрязнены реки Свердловской области. Вокруг многих промышленных центров обнаружено также загрязнение подземных вод, в том числе используемых для питьевого водоснабжения.

3.Особую опасность представляет восточноуральский радиоактивный след (Челябинская область) , образовавшийся в результате промышленных сбросов и аварийного выброса радиоактивных веществ в бассейне озера Карачай и реки Течи в 1949-1957гг. В городе Карабаш Челябинской области, где расположен комбинат, выделена зона экологического бедствия площадью 30 км. В этой зоне загрязнение окружающей среды достигло опасного уровня: общая заболеваемость здесь намного выше средних показателей по России.

4.Отвалы пустой породы, шлаки и зола ТЭЦ, отходы металлургических предприятий занимают десятки тысяч гектаров. Часто токсичные отходы попадают на городские свалки или хранятся на предприятиях, в заброшенных карьерах.

5.Удмуртии досталась “в наследство” проблема хранения и уничтожения химического оружия. Здесь находится более 25% всех запасов химических отравляющих веществ РФ.

6.Многолетняя вырубка лесов на Среднем и Южном Урале на больших площадях приводит к уничтожению ценных пород, замене хвойных пород малоценными лиственными. Меры же по искусственному лесоразведению пока недостаточны.

Основные направления улучшения экологической ситуации -совершенствование технологий эксплуатации природных богатств, строительство очистных сооружений на заводах и фабриках, создание заповедников и заказников.

А.И. Алексеев География. Учебник для 9 класса. (Полярная звезда). М.: Просвещение, 2009

  • Создать условия для понимания и обобщения учащимися проблем развития Урала и самостоятельного формулирования путей их решения.
  • Развивать умения анализировать ситуацию на основе информации из различных источников, представленную в различном виде.
  • Развивать навыки коммуникации через работу с информацией и в парах.
  • Способствовать формированию у учащихся ощущения личностной включенности в проблемы развития отдельных регионов и страны в целом, возможности нахождения конструктивных решений существующих проблем.

Оснащение урока: авторская презентация, рабочий лист ученика, задания для творческих пар.

1. Организационный момент.

Учитель:

Мы завершаем изучение Уральского экономического района, одного из ведущих в экономике страны. Сегодня нам предстоит подвести итог работы, обобщив наши знания, рассмотрев основные проблемы региона, их специфику, подумать над перспективами развития.

Все результаты работы вы сможете зафиксировать в рабочем листе. По ходу работы, выступлений учеников, вы сможете заносить необходимую вам информацию, важную для вашего понимания обсуждаемых вопросов, в рабочий лист.

Учащиеся знакомятся с рабочим листом, определяют в нем “пространства” для самостоятельных записей, подписывают рабочий лист.

В работе нам будет необходима помощь двух творческих групп, которым предстоит проанализировать дополнительную информацию, ответить на проблемные вопросы.

Учителем предлагается двум ученикам войти в состав творческих пар, при этом второго участника пары каждый из них выберет себе самостоятельно. При этом реализуется важное условие работы в паре - возможность выбора партнера по работе, что обеспечивает комфортность и продуктивность сотрудничества.

Индивидуальное задание получает ученик .

Творческие пары объединяются для выполнения задания. Ученик, получивший индивидуальное задание, приступает к его выполнению.

Задание для индивидуальной работы (прилож. 3).

2. Актуализация знаний.

Учитель: А мы все приступим к выполнению исследовательской аналитической работы.

В рабочем листе (на его обратной стороне) даны описания экономических районов России. Описания представлены в виде заданий В-12 из материалов для проведения ЕГЭ.

Вам предлагается внимательно прочитать, а затем определить, о каком районе идет речь. Записать ответ, выделить в тексте ключевые моменты, черты, по которым вы определили район.

1. Умение анализировать большой массив информации, выделять ключевую, необходимую для ответа.

2. Умение устанавливать внутритемные и межтемные связи.

3. Умения вести доказательство (прямое и от противного).

Учащиеся выполняют задание самостоятельно.

Учитель ведет наблюдение за работой учеников, оказывает консультативную поддержку.

Проверка выполнения задания:

1. Устное монологическое высказывание учеников с аргументацией.

2. Фронтальная беседа с уточняющими вопросами и дополнениями.

1. Опыт составления развернутого монологического высказывания.

2. Умение работать с устной речью; навыков коммуникации.

Учитель:

Выполнение данного задания позволило вспомнить, актуализировать главные особенности района.

Задача: Занесите полученную по результатам обсуждения информацию в рабочий лист.

Учащиеся заполняют часть рабочего листа “Отрасли специализации и факторы размещения”.

В ходе выполнения задания учащиеся могут взаимодействовать друг с другом (получение поддержки, консультации, согласование результатов).

1. Умение переформулировать информацию, переводить ее из одного вида в другой, излагать в сжатой форме.

3. Основной этап урока.

Учитель: Работа выполнена. На основе исходных данных сформулируйте проблемы развития Урала в различных сферах, возникающие вследствие особенностей экономического развития района.

Задача: На основе информации раздела “Отрасли специализации и факторы размещения” сформулировать проблемы Урала.

1. Умение достраивать информацию на основе базовых знаний с привлечением дополнительных знаний и информации.

2. Представление знаний, полученных в ходе изучения темы.

Учащиеся работают с рабочим листом, формулируют проблемы, вызванные развитием промышленности (отраслей специализации).

Учитель ведет наблюдение за работой учеников, оказывает консультативную поддержку.

Учитель: Расширить и детализировать ваши представления о проблемах Урала помогут результаты работы творческой пары № 1.

Творческая пара №1 представляет результаты своей работы.

По ходу ее выступления учащиеся класса делают дополнительные записи в своих рабочих листах.

1. Расширение кругозора учащихся.

2. Умение обобщать информацию до тезиса, вывода.

3. Опыт составления развернутого монологического устного выступления.

Учитель:

Раздел “Проблемы района” вы сможете расширить благодаря работе с дополнительным материалом рабочего листа (обратная сторона листа).

Задача: Познакомьтесь с предложенной информацией, обобщите ее до формулирования проблемы в форме тезиса.

1. Умение сворачивать информацию, излагать в сжатой форме.

2. Расширение кругозора.

Учащиеся работают с дополнительной информацией, фиксируют в рабочем листе установленные проблемы, уточняют выявленные ранее.

Учитель ведет наблюдение за работой учеников, оказывает консультативную поддержку.

Учитель:

Какую проблему благодаря дополнительной информации вам удалось детализировать, уточнить?

Устное обсуждение. Учащиеся представляют результаты своей работы, дают дополнительные пояснения по запросам одноклассников.

Учитель:

Проблемы, существующие в районе, связаны не только с развитием промышленности и затрагивают не только сферу экономического развития, они связаны и с социальной сферой.

Каковы проблемы городов Урала? Чем они вызваны?

Творческая пара №2 представляет результаты своей работы.

По ходу ее выступления учащиеся класса делают дополнительные записи в своих рабочих листах.

1. Расширение кругозора учащихся.

2. Умение обобщать информацию до тезиса, вывода.

3. Опыт составления развернутого монологического устного выступления.

Учитель: Проблемы требуют решения. Без этого невозможно дальнейшее развитие района. Каковы пути решения проблем Урала?

Задача: Предложить пути решения проблем Урала, опираясь на “собранную” в рабочем листе информацию.

1. Умение формулировать собственное умозаключение на основе полученной информации.

2. Умения синтезировать информацию для решения поставленной задачи.

Учитель:

Давайте обсудим результаты вашей работы. Какие предложения по решению проблем Урала вы выдвигаете?

Учитель:

Только ли с развитием отраслей специализации Урала связаны перспективы развития? Вы предложили различные способы решения. Однако есть и еще ресурсы. Например, перспективы, связанные с развитием транспортной инфраструктуры.

Представление результатов индивидуальной работы.

1. Опыт формулирования авторского высказывания и устного выступления.

Учитель:

В течение урока вы работали с проблемами Урала, рассматривали перспективы развития данного района.

Задача: По итогам своей работы и на основе сложившегося понимания ситуации, сформулируйте вывод.

Учащиеся самостоятельно формулируют вывод.

1. Умение обобщать информацию, сворачивать до краткого заключения.

2. Умение письменной коммуникации.

Заслушиваются 2-3 вывода, представляемые по желанию учащихся.

4. Контроль знаний по теме.

Учащиеся выполняют тест. Осуществляют самопроверку по ключу (ключ представлен на слайде). Оценивают выполнение теста по критериям.

В перспективе Уральский федеральный округ сохранит свою роль основной базы углеводородного сырья России. Одна из важнейших задач развития Уральского федерального округа — преодоление сырьевой направленности развития нефтегазового комплекса, на сегодняшний день являющегося основным в регионе.

Вывоз сырой нефти и газа наносит колоссальный ущерб экономике округа. Регион теряет, во-первых, прибыли, которые он мог бы получить в случае реализации продуктов переработки нефти и газа, а во- вторых, невозобновимые природные ресурсы, при разработке которых наносится огромный урон природе. Особое значение имеет создание нефтегазохимических производств, что позволит рационально использовать ресурсы углеводородного сырья и оздоровить экологическую обстановку.

Стоят также задачи ускоренного ввода в разработку нефтяных месторождений на юге Тюменской области и формирования в этой зоне нового нефтедобывающего района, создания новой газодобывающей базы на полуострове Ямал на основе экологически приемлемых технологий.

Многие проблемы комплекса можно было бы решить на основе привлечения иностранных инвестиций. Наиболее важным направлением привлечения иностранных инвестиций в нефтегазовый комплекс на ближайшие годы является повышение эффективности использования запасов нефти на уже разрабатываемых месторождениях, разведки и разработки новых месторождений нефти и газа, создание эффективных производств с более высокой степенью обработки сырья и материалов.

Аналогичные проблемы существуют и в лесном комплексе региона, так как переработка древесины ведется недостаточно эффективно, значительная ее часть вывозится в другие районы страны и за рубеж в необработанном виде.

В западной части округа приоритетными задачами являются модернизация и техническое перевооружение действующих предприятий, особенно металлургических и машиностроительных; развитие наукоемких производств, сферы образования, НИОКР, конверсия оборонной промышленности.

Свердловская и Челябинская области должны стать базовым регионом для развития нефтегазохимического и лесного комплекса, а также электроэнергетики Тюменской области.

Реализация перспективных задач предполагает: реструктурирование и технологическое обновление имеющегося промышленного потенциала, прежде всего машиностроительного и металлургического комплексов на основе ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий; выпуск конкурентоспособного оборудования для добывающих отраслей с целью повышения их технического уровня и расширения экспортных возможностей; реализацию комплекса мер по охране окружающей среды и переработке техногенных отходов; развитие и повышение эффективности нефтепереработки и нефтехимии, газопереработки, газохимии.

Урал сохранит роль одного из производителей (и экспортеров) черных и цветных металлов, продукции топливной промышленности. Развитие металлургической промышленности будет сопровождаться переходом на энерго- и материалосберегающие технологии, выпуск продукции из высококачественных металлов и сплавов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

г.Усолье –Сибирское, Иркутская область Муниципальное бюджетное общеобразовате.

Описание презентации по отдельным слайдам:

г.Усолье –Сибирское, Иркутская область Муниципальное бюджетное общеобразовате.

Хозяйство и проблемы Урала Цели: Познакомить с отраслями специализации Урала.

Проверка домашнего задания Географический диктант В состав Уральского района.

Проверка домашнего задания Географический диктант В состав Уральского района входят две республики – это…. Самые крупные города Урала –это города – миллионники… Уровень урбанизации на Урале..(высокий, низкий).

Население на Урале размещается… В речных долинах; В межгорных котловинах; На.

Население на Урале размещается… В речных долинах; В межгорных котловинах; На склонах гор; Вдоль железных дорог.

На Урале 69 тысяч рек, но острейшая проблема водная. Причина проблемы… Водная.

На Урале 69 тысяч рек, но острейшая проблема водная. Причина проблемы… Водная проблема решалась путем создания….. Национальный состав пестрый, но преобладают…. Кроме того на Урале проживает коренное население….

Географический диктант Численность населения Урала составляет…. Уровень урбан.

Географический диктант Численность населения Урала составляет…. Уровень урбанизации………% К финно - угорской группе относятся…. К Тюркской группе относятся … В этой республике титульный народ по численности занимает третье место (после русских и татар)…это

Географический диктант Урал богат природными ресурсами, основу которых состав.

Географический диктант Урал богат природными ресурсами, основу которых составляют ……. Первые начали добывать в 18 веке, это были…..


Задание На прошлом уроке мы начали работу с таблицей (природные ресурсы, отра.

Задание: Заполните таблицу ( на этом уроке заполняется вторая и третья колонк.

Задание: Заполните таблицу ( на этом уроке заполняется вторая и третья колонки).

Отрасли специализации: Черная металлургия Цветная металлургия Тяжелое и транс.

Отрасли специализации: Черная металлургия Цветная металлургия Тяжелое и транспортное машиностроение Химическая промышленность Лесная промышленность Топливная промышленность

Назовите центры добычи железной руды на Урале.

Назовите центры добычи железной руды на Урале.


Назовите крупнейшие центры черной металлургии на Урале.

Назовите крупнейшие центры черной металлургии на Урале.

Черная металлургия Уральская металлургическая база использует собственную жел.

Черная металлургия Уральская металлургическая база использует собственную железную руду (Качканарский ГОК) + привозную руду КМА и руду Кустанайских месторождений (Казахстан). Используется коксующийся каменный уголь Кузнецкого и Карагандинского (Казахстан) угольных бассейнов.

Черная металлургия Комбинаты полного цикла находятся в городах Магнитогорск.

Черная металлургия Комбинаты полного цикла находятся в городах Магнитогорск, Челябинск, Нижний Тагил и Новотроицк, а также менее крупные заводы полного цикла в городах Белорецк, Аша, Серов, Чусовой, Алапаевск. Заводы передельной металлургии расположены в городах Екатеринбург, Ижевск, Первоуральск, менее крупные — в городах Златоуст, Верхний Уфалей, Ревда.

МАГНИТОГОРСК

На карте атласа найдите центры выплавки меди, никеля, титана, цинка.

На карте атласа найдите центры выплавки меди, никеля, титана, цинка.

Заводы цветной металлургии: никелевые — Орск, Верхний Уфалей, Реж; меди — Мед.

Заводы цветной металлургии: никелевые — Орск, Верхний Уфалей, Реж; меди — Медногорск, Карабаш, Ревда, Красноуральск, Кировград; титана — Верхняя Салда, Березники; цинка — Челябинский цинковый завод; алюминия — Краснотурьинск, Каменск - Уральский

МЕДНЫЙ РУДНИК

Выплавка легких цветных металлов должна ориентироваться на источники дешёвой.

Выплавка легких цветных металлов должна ориентироваться на источники дешёвой энергии, объясните размещение металлургии алюминия на Урале?

МАШИНОСТРОЕНИЕ Металлоемкое и трудоемкое Задание: назовите факторы, способств.

МАШИНОСТРОЕНИЕ Металлоемкое и трудоемкое Задание: назовите факторы, способствующие развитию тяжелого машиностроения на Урале Тяжелое машиностроение Екатеринбург, Челябинск, Орск, Пермь (оборудование для горнодобывающей промышленности, нефтяной, металлургии, подъемно-транспортное оборудование и т.д.).

ЗАО Машиностроительная корпорация „Уралмаш“ г. Екатеринбург Нефтегазовое буро.

ЗАО Машиностроительная корпорация „Уралмаш“ г. Екатеринбург Нефтегазовое буровое оборудование Подъемно-транспортное оборудование Металлургическое оборудование Горное оборудование

Автомобилестроение г. Миасс (Челябинская область) – Автомобильный завод «Урал.

Используя карты в учебнике, найдите центры производства ВПК. г. Кумертау (Баш.

Оборонные наукограды (ЗАТО): Производство и испытания биологического оружия и.

Оборонные наукограды (ЗАТО): Производство и испытания биологического оружия и средств защиты Екатеринбург / Свердловск-19 (Свердловская область) —Центр военно-технических проблем бактериологической защиты НИИ микробиологии МО РФ

Работа с картой Назовите крупнейшие в России центры производства калийных удо.

Работа с картой Назовите крупнейшие в России центры производства калийных удобрений и укажите их на карте? Какие удобрения производят на территории металлургических комбинатов? Почему? Какую продукцию производят в Салавате, Уфе, Стерлитамаке, Туймазы, Перми?

Химическая промышленность Производство калийных удобрений: Верхнекамское мест.

Химическая промышленность Производство калийных удобрений: Верхнекамское месторождение калийных солей (Пермский край) Березники Соликамск

БЕРЕЗНИКИ

Последствия добычи калийной соли

Последствия добычи калийной соли

Промышленность Топливная: добыча нефти (Пермский край, Башкирия, Удмуртия, Ор.

Химия органического синтеза Башкирия (Уфа, Стерлитамак, Салават) – лаки и кра.

Химия органического синтеза Башкирия (Уфа, Стерлитамак, Салават) – лаки и краски, резино-технические изделия, фармацевтика, полиэтилен, синтетический каучук Пермский край (Пермь) - лаки и краски, взрывчатые вещества, синтетические моющие средства, активированный уголь и др. Свердловская область (Екатеринбург) – парфюмерия и косметика, шины

Задания: Найдите центры лесной промышленности. В какой части Урала находятся.

Задания: Найдите центры лесной промышленности. В какой части Урала находятся лесоизбыточные районы? Где на Урале находятся ЦБК?

Лесная промышленность Лесозаготовки в тайге (север района и Уральский хребет).

Лесная промышленность Лесозаготовки в тайге (север района и Уральский хребет) ЦБК в г. Соликамск, Краснокамск

Сельское хозяйство Задание: с помощью карт атласа дайте характеристику АПК ра.

Сельское хозяйство Задание: с помощью карт атласа дайте характеристику АПК района. Оцените роль района в производстве сельскохозяйственной продукции в России.

Сельское хозяйство По уровню развития С/Х делит 2-3 место с Поволжьем. Здесь.

Сельское хозяйство По уровню развития С/Х делит 2-3 место с Поволжьем. Здесь производят: 1/6 часть зерна (яровая пшеница) 1/7 часть картофеля 17% КРС

Значительно поголовье: Свиней Овец Коз (пуховые - оренбургские козы).

Значительно поголовье: Свиней Овец Коз (пуховые - оренбургские козы).

Проблемы района

Задание: Подумайте о перспективах Уральского экономического района. Какие шаг.

Задание: Подумайте о перспективах Уральского экономического района. Какие шаги нужно предпринять для решения проблем?

Перспективы развития хозяйства Уральского экономического района в условиях пе.

Перспективы развития хозяйства Уральского экономического района в условиях перехода к рыночной экономике - это интенсификация производства, развитие наукоемких производств.

Тонкие вопросы: Старейшей отраслью промышленности УЭР является Машиностроение.

Тонкие вопросы: Старейшей отраслью промышленности УЭР является Машиностроение Пищевая промышленность Текстильная промышленность Металлургия

Тонкие вопросы: Какой из перечисленных металлургических комбинатов полного ци.

Тонкие вопросы: Какой из перечисленных металлургических комбинатов полного цикла находится на Урале? Нижнетагильский Старооскольский Череповецкий Новолипецкий

Тонкие вопросы: Города Березники и Соликамск Пермского края являются центрами.

Тонкие вопросы: Города Березники и Соликамск Пермского края являются центрами производства Горно –шахтного оборудования Полимерных материалов Металлорежущих станков Калийных удобрений

Тонкие вопросы: Разведение пуховых пород коз является специализацией сельског.

Тонкие вопросы: Разведение пуховых пород коз является специализацией сельского хозяйства Удмуртии Башкирии Оренбургской области Пермского края

Тонкие вопросы: Зерновое хозяйство и пастбищное животноводство в пределах УЭР.

Тонкие вопросы: Зерновое хозяйство и пастбищное животноводство в пределах УЭР наиболее развито в Челябинской области и Удмуртии Оренбургской области и Башкирии Свердловской области и Пермском крае Курганской и Челябинской областях

Тонкие вопросы: Как называется город на Урале, в котором в годы первой пятиле.

Тонкие вопросы: Как называется город на Урале, в котором в годы первой пятилетки был построен крупнейший металлургический комбинат полного цикла?

Толстые вопросы Выберите из перечисленных металлургических центров три, распо.

Толстые вопросы Выберите из перечисленных металлургических центров три, расположенных на Урале. Никель Медногорск Братск Серов Новотроицк Надвоицы

Установите соответствие Отрасль промышленности Черная металлургия Нефтехимия.

Установите соответствие Отрасль промышленности Черная металлургия Нефтехимия Химия минеральных удобрений Город А) Уфа Б) Курган В) Березняки Г) Магнитогорск

Толстые вопросы Какие основные проблемы в настоящее время затрудняют дальнейш.

Толстые вопросы Какие основные проблемы в настоящее время затрудняют дальнейшее развитие старейшего металлургического комплекса УЭР? Укажите не менее двух причин. Какие факторы обусловили размещение производства минеральных удобрений и моющих средств в Березниках и Соликамске? Укажите не менее двух факторов.

Рисунки скачаны с сайта: http://900igr.net/kartinki/geografija/Rajon-Uralskij.

Краткое описание документа:

Читайте также: