Структура культуры в социологии кратко

Обновлено: 05.07.2024

2) как динамический процесс (средства, механизмы, которые способствуют трансформации, изменению культуры).

В зависимости от вида субъекта, создающего культуру, и уровня принято различать три ее формы:

Во всех обществах существует множество подгрупп с различными культурными ценностями и традициями. Система норм и ценностей, тесно связанных с доминирующей культурой, но в то же время выделяющая группу из большого сообщества, называется субкультурой.

Субкультура может формироваться под влиянием сочетания таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия, место жительства, возрастная когорта.

При рассмотрении культуры как сложной системы, в ее структуре можно выделить основные компоненты – материальные и нематериальные (духовные). Разделение культуры на материальную и нематериальную составляющие весьма условно, они тесно взаимосвязаны и по сути не могут существовать одно без другого: стихи и книги, музыка и музыкальные инструменты и т. д. Элементы материальной культуры могут быть уничтожены (например, здания и сооружения, книги, картины и т. д.), однако, если есть и сохранились элементы нематериальной культуры – знания, традиции – они могут быть восстановлены.

Материальные компоненты культуры – это предметная среда, окружающая человека. Вещи и предметы, их производство и совершенствование несут на себе следы изменений самого человека, отношений между людьми. Когда вещь утрачивает смысловую определенность, она становится артефактом (искусственным фактом), выполняющим определенную функцию и имеющим некоторую ценность для группы или общества.

Нематериальные компоненты культуры – это нормы, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, знания, убеждения, обычаи, традиции, язык.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Законы – это формализованные нормы. Это нормы или правила поведения, подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения. Обычаи – это менее важные и, следовательно, не так строго соблюдаемые, социальные нормы. Традиции можно определить как элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенной общности, группе в течение длительного времени.

Культура основывается на системе ценностей – социально одобряемых и разделяемых большинством членов общности убеждений относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения. Если нормы – это правила, то ценности – это оценки. Они являются основанием различных норм и стандартов поведения, осуществляющихся в процессе взаимодействия индивидов, общностей.

Ценности подразделяют на терминальные (обобщенно выражают важнейшие цели, идеалы, самоценные смыслы жизни людей) и инструментальные (отражают одобряемые в данном обществе или группе средства достижения целей).

Убеждения – это идеи о мире и реальности, о человеке и других людях; фактор, позволяющий одной стороне добиваться изменения взглядов других людей без изменения ситуации. Убеждения, как и ценности, способствуют социальному порядку и интеграции.

В тесном взаимодействии с ценностно-нормативным аспектом культуры находится ее знаково-символическая составляющая – знания, сформулированные в определенных понятиях, представлениях и зафиксированные в языке.

Культура приобретается индивидом благодаря познанию, которое возможно потому, что человек способен к абстрактному мышлению и широко использует символы и знаки. Язык – это система знаков и символов, наделенных определенным значением. Способность создавать и использовать знаки для сложной и устойчивой связи – это главное отличие людей от животных. Знаки, оформленные в языке, – основные строительные блоки культуры.

В социологии социальный знак понимается как символ, который может быть реализован в предмете, слове, жесте, действии или образе. Знаки – материально-идеальные образования (имеющие форму и содержание), которые представляют (обозначают) реалии окружающей действительности, оценивают их и предписывают мотивированность и социальные нормы коммуникации. К символам относят различные условные знаки, например, эмблемы, ордена, кольца, сообщающие информацию о социальном статусе индивида, о его принадлежности к какому-либо движению, организации, группе.

Словесный знак, обозначающий определенные предметы или вещи, может функционировать как социальный символ, причем в этой функции он отражает социальные ценности общества. Социальная интерпретация знака в различных культурах может не совпадать, отсюда возникает опасность возникновения противоречий в кросс–культурных коммуникациях.

Характерные для различных культур формы культурной жизни приводят к культурному разнообразию. Разнообразие культур ведет к возникновению таких идеологических установок, как этноцентризм и культурный релятивизм.

Этноцентризм – это тенденция судить о других культурах с позиций своей собственной. Этноцентризму сопутствует ксенофобия – боязнь и неприятие всего иностранного, а шире – всего чужого. В противоположность этому выступает культурный релятивизм как представление о том, что другую культуру можно понять только в контексте ее собственных ценностей.

Функционирование знаково–символической системы осуществляется во взаимодействии двух ее составляющих моментов: мифологии и обрядов. Миф, по мнению К. Леви-Стросса, можно рассматривать как упорядочивание коллективного восприятия мира и деятельности. Мифология – это система словесных символов. Обряд – это система символов в действии.

В рамках внутренней структуры культуры принято отличать личную культуру индивида (как совокупность личных образцов поведения, представлений о ценностях, идей, мыслей, зачастую неизвестных другим людям) и культуру общности (совокупность ценностей, норм, правил, принятых и одобряемых в данной общности). Культура общности не может быть представлена как арифметическая сумма индивидуальных культур, так как не все из индивидуальной культуры может быть общим достоянием. В свою очередь, личная культура входит в состав культуры общности. Однако общество предоставляет личности некоторую степень свободы – возможность отклонения от общепринятых образцов. Масштабы данных отклонений зависят от социальной роли и статуса индивида (например, представители творческих профессий могут себе позволить нестандартное поведение, решение, внешний вид).

Основные составные единицы культуры называют элементами культуры. Это могут быть предметы обихода, орудия труда, какая-либо идея, которые являются основой для формирования определенного вида деятельности или научной системы, направления. Например, оружие древнерусского воина и половца выглядело по-разному, тактика ведения военных действий также существенно различались: короткий меч половца был рассчитан для военных действий верхом на лошади, массивный меч русского воина для пешего ближнего боя. Идея эволюции в науке стала центральной для ряда научных школ и направлений.

Более масштабная совокупность предметов, учреждений, идей, связанных с определенным элементом культуры, называют культурным комплексом. Примитивные общества имеют минимум культурных комплексов, более развитые – множество. Появление культурного комплекса свидетельствует об изменениях в жизнедеятельности общества. Например, культурный комплекс, связанный с появлением компьютера, включает в себя Интернет, правила пользования компьютерной техникой, компьютерные программы и т. д. Ряд культурных комплексов могут быть включены в более масштабные образования – культурные конфигурации или образцы.

Структура культуры – это непосредственное строение культуры, которая основывается на базовых и функциональных элементах. Они характеризуют протекание процесса культурной деятельности, ее сторон.

Культура состоит из следующих компонентов: образование, наука, литература, искусство, нравственность, право, религия, мифология, политика. Эти составляющие существуют одновременно и представляют собой единое целое. Помимо этого, сегодня структура культуры подразделяется на дополнительные составляющие, такие как классовая, мировая, национальная, сельская, городская, материальная, духовная и национальная области. Каждый из этих элементов можно поделить на более мелкие.

Структура и функции культуры оказывают огромное влияние на каждого человека. Они играют важную роль в развитии общества и потому выполняют незаменимые функции для совершенствования личности:

1) Человекотворческая функция. Она заключается в том, что человек живет культурой, познавая самого себя с помощью нее. По-другому такую функцию можно назвать преобразующей, так как преобразования окружающего мира являются основной потребностью людей.

2) Информационная функция. Заключается в обеспечении процесса передачи из поколения в поколение разнообразных форм прогресса. Действие этой функции проявляется в накоплении и последующем хранении культурной информации, содержащей знания о человеке и мире.

3) Познавательная функция. Любая культура стремиться воссоздать собственную картину целого мира.

4) Коммуникативная функция. Культура способна воплощать конкретные способы коммуникации и их правила, а коммуникацией, в свою очередь, называется процесс обмена информацией у людей.

5) Регулятивная функция. Представляет собой следствие важности правильных отношений человека с окружающей средой, социальной или природной. Появляется необходимость поддержания порядка в обществе. Культура занимается созданием норм и законов, устанавливает запреты и позволяет вести регулирование форм взаимоотношений.

6) Знаковая функция. Она отвечает за словесные и жестовые системы общения разных народностей.

7) Ценностная функция. Культура способна показать людям определенные ценности.

8) Духовно-нравственная функция. Заключается в воспитательном назначении культуры.

9) Потребительская функция. Это функция снятия напряжения при помощи трансляции объектов культуры и получения духовного наслаждения.

Структура культуры выделяет духовную и материальную культуры. Различия между ними устанавливаются слишком поверхностно, предположительно лишь в абстракции, при условии обладания человеком умения отделять тонкие грани друг от друга. Материальная культура считается творением человеческих рук и умов. Но одновременно с этим внутри нее кроются духовные и эстетические составляющие. Структура культуры представляет собой настолько широкое понятие, что невозможно перечислить все ее компоненты.

Духовная культура в обществе состоит из воспроизводства, как индивидуального сознания, так и сознания общества. Люди нуждаются в созерцании прекрасного. Структура духовной культуры включает в себя

- художественную культуру народа;

- художественное творчество как вид искусства;

- культуру духовно-нравственного существования;

Культура является в основном социальной категорией и в связи с этим обладает своими особенностями, которые и несет в некоторых функциях и признаках.

Морфологический аспект культуры связан с взаимодействием и соотношением разных сторон культуры, их ролью в формировании социального организма.

Человеческая жизнь имеет значение только если наполнена культурным смыслом.

Важнейшие структурные элементы культуры как системы:

  1. Язык – главное средство общения, трансляция значимой информации, ценностей, социального опыта. Понятийно-логический аппарат является первоосновой культуры, благодаря ему человек может познавать окружающий мир. Посредством языка аккумулируются и передаются культурные ценности. Язык координирует действия людей, поддерживает сплоченность общества, обобщает опыт людей.
  2. Символы, понятия, смыслы, типичные связи, взаимодействия (ритуальные, функциональные, родственные), эталоны и образцы поведения. Для того, чтобы люди ориентировались в определенных обстоятельствах и ситуациях, понимали друг друга, взаимодействовали в повседневной жизни, они должны соблюдать определенные условия. Типизация участников взаимодействия основывается на речевом общении и физических действиях (личность наблюдает, что делают другие люди). В развитии взаимодействия между людьми большое значение играют символ, ритуал, миф.
  3. Убеждение и знание. Убеждения содержат то, чем люди руководствуются в своей повседневной деятельности, к чему они привержены, что воплощают в моделях поведения. Убеждения связаны со знаниями. Человек поступает вопреки знаниям, если они противоречат его интересам.

Происходит раздвоение культуры – между убеждениями и знаниями. Скудность культуры часто предопределена фрагментарностью, узостью знаний личности. Личность, обладающая разносторонними знаниями, избавлена от крайних, примитивных суждений и оценок, ее мировоззрение многомерно, деятельность и поведение оптимальны. Активное распространение знаний придает убеждениям смысл, идею, ситуацилизирует их.

Существенным критерием формирования убеждения выступает идеология в виде логически обоснованной социальной доктрины как совокупность культурных ценностей.

Подсистемы социологии культуры

К основным подсистемам культуры относятся следующие структурные элементы:

  • ценностная подсистема;
  • нормативная подсистема;
  • подсистема социализации человека;
  • сущностное свойство человека;
  • качественная характеристика деятельности человека.

Ценностная подсистема – совокупность жизненных целей, ценностей, средств их достижения. В различных культурах ценности не совпадают. То, что в одном обществе может быть нравственным, в другом считается безнравственным. Культура – это метод, способ ценностного усвоения действительности.

Готовые работы на аналогичную тему

Рассматриваемая в ценностном контексте культура, выступает своеобразным социальным механизмом, который выявляет, воспроизводит и передает ценности в обществе. Выделяют следующие виды социальных ценностей: политические, экономические, нравственные, эстетические и т.д.

Нормативная культура – это культура, предписывающая стандарты поведения. Нормы – неотъемлемый элемент культуры, это общепринятые модели поведения людей в обществе.

Социальные нормы тесно взаимосвязаны с господствующими в социуме идеалами, ценностями, верованиями, символами. Нормы культуры – определенные требования общества к человеку, ожидание от членов общества соблюдения норм поведения, права и морали, общепринятых стандартов поведения.

В подсистеме социализации человека культура рассматривается как человекотворческая, гуманистическая грань. Она представляет собой обретение сущности человека, проявление ее уникальности; выражение преобразования человека в ходе исторического развития, процесс и мера его самореализации.

Культура как сущностное свойство индивида представляет собой совокупность культурных ценностей в виде знаний, умений, убеждений, нравственности и т.д. Это степень свободы человека, которая освобождает от стереотипов и шаблонов мышления, деятельности, поведения. Культура дает возможность человеку для свободы самовыражения с одновременной способностью к внутреннему нравственному самоограничению.

Основная сфера жизнедеятельности человека – деятельность по созданию ценностей для удовлетворения своих потребностей. Человек является творцом культуры во всех ее формах, видах и способах.

Культура является самовоспроизводящей системой, это опредмечивание духовного богатства человека, его знаний, умений, способностей, воплощенных в процессе творчества в ценности культуры.

Функции социологии культуры

К основным функциям социологии культуры относятся:

  1. Научно-познавательная функция. Обеспечивает знание о социальных механизмах, факторах, способствующих формированию культурных процессов или их изменению; изучает специфику закономерностей культурной динамики в условиях современности.
  2. Образовательная функция. Ориентирована на предоставление знаний членам общества для лучшей адаптации в сложных социокультурных условиях, на обоснование и раскрытие современных представлений о них.
  3. Практическая функция. Направлена на выработку научных исследований культурной политики и целенаправленных культурных изменений.

К социальным функциям культуры относятся: адаптационная, мировоззренческая, интеграционная и регуляторная функция, а также функции легитимации, идентификации и социального изменения.

Адаптационная функция: индивид, усваивая культурные образцы и навыки, преобразуется в социальное существо, способное к взаимодействию с другими индивидами

Мировоззренческая, или смыслополагающая функция: культура придает смысл человеческой жизни и объясняет устройство мира.

Функция легитимации: культура поддерживает и объясняет существующий социальный порядок.

Функция идентификации: человек определяет свою идентичность, создает свой собственный образ на основе выработанных культурой представлений о реальности.

Интеграционная функция объединяет человеческую общность на основе общих норм, ценностей, представлений.

Регуляторная функция: поведение индивидов в обществе регулируется культурными ценностями и нормами.

Функция социального изменения: новации и изобретения в культурной сфере выступают фактором изменения общества.

- формирования человека и человечества, отвечающих задачам и потребностям каждого конкретного периода человеческой истории.

В социологии определились две традиции понимания роли культуры.

1. Марксизм отводит культуре важную, но зависимую от экономики роль, считает её производной от экономико-производственных отношений. К. Маркс считал, что культура вырастает из экономической деятельности человека, надстраивается над производством, и его обслуживает. Но марксизм не отрицает обратного воздействия культуры на экономику. В немарксистской социологии культура выступает как главная сила развития.

2. Социологи Э. Дюркгейм, М. Вебер настаивают на примате культуры, считают, что она играет определяющую роль в жизни общества, обеспечивает его целостность и развитие. В частности, М. Вебер утверждает, что в основе перехода людей от феодализма лежала протестантская этика - как основа ценностей предпринимательства. Смена основополагающих ценностей эпохи составляет суть исторического прогресса, цивилизации нового типа.

Поведение людей в обществе определяется их ориентацией на определённые ценности. Поэтому в социологии внимание уделяется исследованию культуры как символической, ценностной и нормативной системы, регулирующей деятельность людей.

В систему ценностей входят разные ценности: смысложизненные, универсальные (витальные: жизнь, здоровье, семья), образование общественного признания (трудолюбие, социальное положение), межличностного общения (честность, бескорыстие, добро), демократические, партикулярные (привязанность к семье).

В системе социальной регуляции ценности выступают как более общий элемент для выработки ценностных установок, идеалов, социальных норм.

Социокультурная норма – образец, стандарт деятельности, правило поведения, выполнение которого ожидается от членов группы или общества в целом и поддерживается с помощью санкций.

Особенности социокультурных норм:

- они регулируют социальное поведение (деятельность) людей;

- они выражают дoлжное в реализации индивидуальных и общественных интересов;

- они обладают императивностью (повелительностью) по отношению к личности;

- они имеют исторический характер (изменяются с течением времени).

Норма – это модель поведения человека в данной социокультурной среде.

- по специфике субъекта-носителя: групповые, классовые, этнические, общечеловеческие и т.д.;

- по содержанию: нравственные, религиозные, этические и т.п.

Существует имманентная (внутренняя, сущностная) связь норм и ценностей, выражаемая социологическим законом: соблюдение социокультурных норм приводит к достижению социокультурных ценностей (ниже мы увидим, что этот закон действует не всегда). Индивид интернализует ценности и нормы в процессе социализации.

Верование – особая форма мировоззрения, основанная на вере – непоколебимой уверенности в том, существование чего невозможно доказать или опровергнуть. Исторические формы верований: миф, религия, идеология.

Причины сохранения верований в современном обществе:

- нечеткость границ между знанием и верой;

- неспособность науки ответить на все вопросы бытия;

- углубляющийся кризис современного общества.

Именно верования лежат в основе современных нравственных принципов, по которым живет человечество. В лоне религии появились все ныне существующие науки и искусство. Бесспорна роль верований в организации и оптимизации социальной жизни людей. С глубокой древности и до наших дней верования играют важную роль в деле сохранения и развития национальной и мировой культуры.

Обычай – стиль жизни данного народа.

- способы приготовления пищи;

- обряды и праздники;

- систему воспитания детей;

- отношение к старикам;

- особенности религиозного культа и т.д.

В современном обществе происходит девальвация обычаев: им на смену приходит массовая культура. Многие люди воспринимают это крайне негативно.

Массовая культура обычно рассматривается в двух разных значениях:

1. как вид культуры современного индустриального общества, характеризующийся производством культурных ценностей, рассчитанных на массовое потребление и распространяемых средствами массовой информации;

2. как вид культуры, характеризующийся ориентацией на усредненный массовый вкус, стандартизацией формы, содержания, расчетом на коммерческий успех ("мыльные оперы", песни-однодневки, боевики).

В наиболее завершенном виде массовая культура в ее втором значении представлена кичем – низкопробным искусством, рассчитанным на самый невзыскательный вкус.

Язык – система знаков (звуков, жестов, мимики), выполняющая важные социальные функции:

- коммуникативную (средство общения);

- информационную (средство накопления знаний, информации);

- трансляционную (передача информации);

- профессиональную (выражение специфики той или иной профессии);

- индивидуализирующую (самовыражение личности);

- этнообразующую (язык – важнейший элемент структуры этноса, условие его возникновения и существования, фактор самосознания).

Материальная культура – совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая как физические объекты, созданные человеком, так и природные объекты, используемые им. Духовная культура – совокупность результатов деятельности, связанной со сверхсознанием и духовностью, включает науку, философию, мораль, искусство, религию, политику, право. Материальная культура + духовная культура = цивилизация.

Раздел: Социология
Количество знаков с пробелами: 411676
Количество таблиц: 4
Количество изображений: 1

2.1. Понятие "Культура", его эволюция. Сущность культуры

Культура -это связующее звено между обществом и природой. Основой этой связи выступает человек, как субъект деятельности, познания, общения, переживания и т.д.

Человек - это биосоциальное существо. Как социальное существо, человек в значительной мере преодолел свою зависимость от природы. Поэтому культура выступает, как способ и метод овладения человеком естественным и социальным мирами. Создавая культурные ценности, человек является творцом и даёт новые формы развития природы и общества.

В культуре и благодаря культуре, человеку удаётся преодолеть рамки своего временного биологического существования.

В культуре раскрываются человеческие способности, его духовный мир. Культура выступает, как "мера человека".

Культура служит благу человека, его физическому и духовному здоровью, т.е. это деятельность, отмеченная знаком "+".

Культура всегда существует в конкретных национальных формах, но по словам Н.Бердяева "существующие культуры в форме национального бытия её частей, совсем не означает непременного зоологического и низменного состояния взаимной вражды и истребления." "Всякая национальность - есть богатство единого и братски объединённого чел., а не препятствие на его пути."

Достоевский: "Путь к великому лежит через малое, ко всечеловеческому через национальное." Общечеловеческое не иначе достигается, как упором в свою национальность. Таким образом культура - это единство общечеловеческого и национального. Высшие достижения национальной культуры становятся достижениями всего человечества. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур.

Национальная культура в свою очередь - синтез народной и учённой культуры, культуры различных классов и слоёв. Но не всё в культуре классово (язык, культура труда, экономическая культура, наука и т.д.). Поэтому классовое в культуре нельзя противопоставлять общенациональному, а классовый подход к оценке деятельности людей, поступков. нельзя преувеличивать, что может привести к самоизоляции данной культуры от общего развития мировой культуры.

Связь с прошлым, традиция - одна из фундаментальных характеристик культуры. Вопрос о соотношении традиции и новаторства - одна из вечных проблем культуры.

Традиции - формы сохранения ранее достигнутого. Между традицией и новаторством всегда должно сохраняться определённое равновесие. Преобладание традиций ведёт к консервативному застою, а увлечение всем новым - к разрушительному нигилизму. Резкое нарушение традиций, не всегда оправданное, происходит в периоды революционных обновлений общества или отдельных его сфер.

Для современной культуры существенным является соотношение массовой и элитарной культуры.

Массовая культура - коммерческий характер, серийность примитивизация отношений между людьми, развлекательность, сентиментальность, культ личности, условность примитивной символики, натуралистическое смакование насилия и секса, жажда обладания вещами.

2.2. Структура культуры

Фундаментальные элементы культуры

· Познавательный знаково-символический элемент - знания, представления, образцы, находят своё запечатление в знаках и символах, т.е. языке. Язык - это форма накопления, хранения и передачи предметов, явлений, идей, мыслей. В процессе воспитания (образования) происходит освоение знаков и символов культуры, что даёт возможность понимать сказанное, услышанное, изображённое.

  • Ценностная система. Ценность - свойство вещей, явлений, удовлетворять потребности и интересы человека (Аксиология - наука о ценностях).
  • Образцы поведения - традиции, обычаи, обряды.

2.3. Функции культуры

Специфика культуры, как феномена бытия, проявляется в её функциях.

  • Основная функция - человекотворческая (гуманистическая).

· Главная функция культуры состоит в том, чтобы формировать человека. Каждая культура формирует соответствующий ей тип человека. Все другие функции культуры подчинены этой

· Функция передачи социального опыта: каждое новое поколение получает от предыдущего отобранный опыт прошлого, но поскольку новые поколения ставят новые задачи, она обращается к прошлому, обнаруживая там то, мимо чего прошли "отцы и деды", следовательно происходит диалог поколений. Однако такой диалог необходим и между различными культурами настоящего. Вне этого невозможно нормальное функционирование и развитие культуры. Следовательно культура диалогична в своей основе - коммуникативная функция.

  • Информационная функция
  • Знаково-символическая (семиотическая) функция

· Ценностная функция: культура, есть система ценностей, постоянно изменяет, совершенствует, перерабатывает и создаёт новые ценности.

· Специализирующая функция: культура приобщает человека к общественно-значимым ценностям, идеалам, нормам.

· Индивидуализирующая функция: многогранность и богатство культуры создаёт возможность для развития у человека именно его личности.

Читайте также: