Теория и практика в творчестве у морриса кратко

Обновлено: 05.07.2024


Описание презентации Уильям Моррис. Теория и практика Уильям Моррис по слайдам

Уильям Моррис. Теория и практика

Уильям Моррис. Теория и практика

Уильям Моррис (1834 -1896 г. г. )- английский художник, писатель , общественный деятель, сыгравший

Уильям Моррис (1834 -1896 г. г. )- английский художник, писатель , общественный деятель, сыгравший знаменитую роль в развитии культуры своей эпохи.

Поступив в Оксфордский университет избрал специальность – богословие, но это было кратковременным увлечением. Под влиянием Эдуарда

Поступив в Оксфордский университет избрал специальность – богословие, но это было кратковременным увлечением. Под влиянием Эдуарда Берн Джонса появился замысел стать живописцем. Позже они принимают решение отказаться от богословия ради живописи.


На своей фабрике Уильям Моррис возродил старинный ткацкий станок и окраску ткани натуральными красками. Основой

На своей фабрике Уильям Моррис возродил старинный ткацкий станок и окраску ткани натуральными красками. Основой декора стали стилизованные изображения плодов, птиц, животных, упрощенные фигуры людей, часто встречается изображение павлина.




Конструируя мебель Уильям Моррис ориентируется на простые формы с их четкими делениями на горизонтали и вертикали.

Конструируя мебель Уильям Моррис ориентируется на простые формы с их четкими делениями на горизонтали и вертикали. Очень интересен Черный стул , с плетеным сиденьем, который своей дешевизной предназначен для людей с самым скромным достатком


Энергия У. Морриса была поистине неисчерпаемая. Заинтересовавшись крашением тканей, он приступил к экспериментам цветовых

Энергия У. Морриса была поистине неисчерпаемая. Заинтересовавшись крашением тканей, он приступил к экспериментам цветовых оттенков. Научился ткать ковры, дорожки, изготавливать ткани и возродил производство аграрских шпалер.



Находясь под впечатление прекрасных готических витражей, У. Моррис основал мастерскую художественного стекла.

Находясь под впечатление прекрасных готических витражей, У. Моррис основал мастерскую художественного стекла.

Одним из важнейшим развитием деятельности У. Морриса было учреждение ремесленных обществ и школ по всей Англии.

Одним из важнейшим развитием деятельности У. Морриса было учреждение ремесленных обществ и школ по всей Англии. Известным было основано общество выставок искусства и ремесел. Его первым президентом был Уильям Моррис, а первая выставка была в 1888 году.

Уильям Моррис. Избранные сочинения и рисунки. Лондон, 1977. В качестве фона для обложки использованы обои, изготовленные по рисунку Морриса

Уильям Моррис. Избранные сочинения и рисунки. Лондон, 1977. В качестве фона для обложки использованы обои, изготовленные по рисунку Морриса

Всеобщее наступление машинной и фотомеханической техники казалось несовместимым с искусством. В начале XIX столетия наивные борцы с машинным засильем ломали всякие механические устройства, которые казались им дьявольским порождением и источником всех бед. Рассказывали, что первым это начал делать английский подмастерье Лудд, почему его последователей и прозвали луддитами.

Выход они видели в возврате к дорафаэлевским временам (напомним, что великий итальянец Рафаэль Санти родился в 1483-м, а умер в 1520 году), к эпохе Возрождения, когда искусство было наивно чистым и свободным от политических и коммерческих устремлений.

О новом подходе к оформлению книги можно говорить начиная с 1857 года, когда Эдвард Моксон, предпринимая новое издание стихотворений и поэм Альфреда Теннисона, пригласил иллюстрировать книгу как старых мастеров академического толка, так и молодых художников-прерафаэлитов. Крупнейшим иллюстратором, примыкавшим к прерафаэлитам, был Уолтер Крейн (Walter Crane, 1845-1915), который охотно оформлял дет-ские книги, работая в технике цветной ксилографии.

Последователи прерафаэлитов, рассказ о которых впереди, возродили искусство книги. Особенно видную роль в истории искусства книги сыграл близкий к прерафаэлитам Уильям Моррис (William Morris, 1834-1896) 1 . Человек этот был под стать разносторонним и высокообразованным титанам эпохи Возрождения, жизнь которых всегда служила для него образцом.

Моррис родился 24 марта 1834 года в Уолтемстоу, неподалеку от Лондона, в семье, принадлежавшей к так называемому среднему классу. Отец мальчика умер в 1847 году, но семья нашла средства, чтобы дать Уильяму превосходное образование. Он учился в привилегированном колледже Экстер в Оксфорде, где изучал теологию. В колледже Моррис подружился с Эдуардом Берн-Джонсом, поэтически настроенным и религиозным юношей из Бирмингема, и эта дружба сохранилась на всю жизнь. Молодые люди вместе читали поэтов-романтиков Джона Китса и Перси Биша Шелли. Их кумиром был Альфред Теннисон. Они открыли для себя Томаса Мэлори, который познакомил их с романтическими легендами о короле Артуре. Часами друзья просиживали в уютном читальном зале Бодлеянской библиотеки, где познакомились с неувядающей красотой средневековых иллюминированных рукописей. В 1854 году Уильям отправился путешествовать по Бельгии и Северной Франции.

На первых порах Моррис и Берн-Джонс ничего не знали о лондонской группе прерафаэлитов, но затем в одной из частных коллекций увидели работы Уильяма Ханта, Джона Миллеса, Данте Габриела Россетти и под их влиянием решили стать профессиональными художниками. Морриса увлекла архитектура, и он поступил в оксфордскую студию Дж.Э.Стрита, пропагандиста готического зодчества.

Главной для Морриса оставалась мечта об облагораживании жизни, о том, чтобы сделать человеческое бытие прекрасным. Вслед за прерафаэлитами Уильям Моррис считал, что необходимо возрождение средневекового ремесла. В своем имении он организовал мастерские, где вручную изготовляли мебель, ткали ковры и шпалеры, делали на гончарном круге посуду.

До сих пор шла речь об Уильяме Моррисе — художнике, поэте, предпринимателе, философе и политическом деятеле. Настало время поговорить о нем как об издателе и оформителе книги.

Рассказывают, что побудительным толчком для того, чтобы заняться издательской деятельностью, для Уильяма Морриса послужила Выставка искусств и ремесел, состоявшаяся в Лондоне осенью 1888 года. Друг Морриса Эмери Уолкер должен был прочитать на выставке лекцию о книгопечатании, начиная с первых его шагов. Готовя слайды для этой лекции, Уолкер обсуждал подобранный им материал с Моррисом. Тут-то друзьям стало ясно, насколько далеко современное издательское дело отошло от принципов, которые исповедовали первые типографы.

В декабре 1889 года Моррис начал делать наброски рисунков нового шрифта, который можно было бы использовать для задуманного им книгоиздания.

На первых порах планы были непритязательными и предельно скромными. Первоначально Моррис предполагал выделить в своем доме одну комнату, в которой можно было бы набирать и верстать полосы будущих книг. Печатать и переплетать их он собирался на стороне. Но постепенно он отказался от этой идеи. Чтобы книга была прекрасной, а именно такие книги Моррис и собирался выпускать, все полиграфические процессы нужно было сосредоточить в одном месте и непрерывно наблюдать за тем, как они осуществляются.

Краску для типографии привозили из Германии, из Ганновера. Изготавливали ее там по реконструированной старой технологии времен инкунабулов.

Продолжение в следующем номере

1 О нем см.: Collebrook F. William Morris, Master Printer. London, 1897; Schmidt-Kunsemuller F.A. Morris und die neuere Buchkunst. Wiesbaden, 1955; Thompson P. The work of W.Morris. London, 1967. Библиографию сочинений Морриса и литературы о нем см.: Scott T. A Bibliography of the Works of William Morris. London, 1897.

Кто из великих художников занимался витражным искусством? Где, посмотрев в окно, можно увидеть картину, через которую пробивается свет? Гауди, Муха, Шагал, Тиффани и не только - посланники радуги на Земле. Читать дальше

Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.

Дизайн жизни Уильяма Морриса: искусства, ремесла и увлечения

Уильям Моррис пронес свою любовь к Средневековью и его эстетике через всю жизнь , умножил ее на невероятное трудолюбие и любознательность , и приправил своим уникальным чувством стиля. Он был неутомим , гениален и изобретателен , этот живой и нервный человек , любящий красоту и ремесла , желающий попробовать все на собственном опыте.

…Теперь, когда я состарился и понял, что ничего нельзя сделать, я почти жалею, что появился на свет

…Теперь , когда я состарился и понял , что ничего нельзя сделать , я почти жалею , что появился на свет с чувством романтики и красоты в этот проклятый век…

Уильям Моррис. Цветочный дизайн с розовыми маками

Промышленность - враг красоты и романтики

Уильям Белл Скотт, Джон Раскин и Данте Габриель Россетти. 29 июня 1863 года. Фото: W & D Downey

Данте Габриэль Россетти. Синее шелковое платье. Портрет Джейн Моррис, миссис Уильям Моррис

Уильям Моррис. Прекрасная Изольда (Портрет жены художника Джейн Моррис)

Семьи Морриса и Берн-Джонса: Эдвард Берн-Джонс (отец художника), Маргарет Берн-Джонс, Эдвард Коли Бе

Семьи Морриса и Берн-Джонса: Эдвард Берн-Джонс ( отец художника), Маргарет Берн-Джонс , Эдвард Коли Берн-Джонс , Филипп Берн-Джонс , Джорджиана Берн-Джонс , Мэри ( Мэй) Моррис , Уильям Моррис , Джейн Моррис ( Берден) и Дженни Моррис ( фотограф Frederick Hollyer)

- Человек умный , исполненный восхищения по отношению к священным , прекрасным и подлинным вещам , для которых у него всегда найдётся оригинальное суждение. Если бы не его странности и вспышки ярости , разрушающие исходящее от него обаяние , в моих глазах он был бы совершенным героем…

Уильям Моррис – первый дизайнер

Основой эстетических взглядов Морриса стали идеи известного искусствоведа Джона Рёскина, считавшего, что предметное окружение общества свидетельствует о его моральном состоянии, а красота проявляется в верности природе. В свою очередь на стиль вещей, создаваемых Моррисом, повлияла художественная программа прерафаэлитов, к которым Уильям себя, безусловно, относил, хотя единственная написанная им картина была раскритикована лидером братства Данте Габриелем Россетти.

По простоте отделки дом напоминал средневековые постройки: здание из красного кирпича не было оштукатурено, а внутренние белые стены оттенялись витражами, ткаными коврами, гобеленами и выразительной мебелью, изготовленными по рисункам хозяина дома.

Стремясь повсеместно вернуть быт к великолепию Средних веков, Моррис основал компанию, которая выпускала шпалеры, обои, керамику и мебель ручной работы, а также типографию, где особое внимание уделялось художественному оформлению книг. Все предметы, изготовленные под руководством Морриса, отличались простотой формы, изяществом и функциональностью.

К сожалению, мечтам социалиста Морриса о наполнении красотой быта представителей среднего класса не суждено было исполниться. Каждая вещь фирмы создавалась по индивидуальному проекту и изготавливалась вручную, использовались только качественные природные материалы, что невероятно поднимало стоимость изделия. Вытканные на традиционном ткацком станке ковры были доступны только элите общества.



У. Моррис поставил дома ткацкий станок и упражнялся по несколько часов в день. Художнику помогала его дочь, Мэй Моррис. Свою мастерскую в Мертоновском аббатстве Моррис также снабдил станками, ткани окрашивались натуральными красителями, а рисунки на текстиль набивались.

Творчество Уильяма Морриса и его соратников открыло новую страницу в истории интерьера. Излишняя помпезность в буржуазных домах уступила место простоте и удобству, а обезличенные фабричные изделия – вещам ручной выделки из натуральных материалов. Эстетические принципы, предложенные Моррисом, легли в основу последнего большого стиля - стиля модерн, а подходы художника к оформлению интерьеров до сих пор используются дизайнерами по всему миру.


Читайте также: