Джаз в россии кратко для школьников

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

НА ФОРТЕПИАННОМ ОТДЕЛЕ

«МАУ ДО ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

Преподаватель Григорьева О. Ф.

апрель 2020 года

Российский джаз прошел огромный путь. И к концу 20 века можно говорить о своеобразии джаза. Используя за столетие джазовое богатство, он двигается собственным путем.

Рождение джаза в России произошло на 25 лет позже американского.

Оркестр В.Парнаха был популярен в театральной среде, выступал в спектаклях Всеволода Мейерхольда, в Государственном академическом драматическом театре.

Оркестры той поры нельзя назвать джазовыми в полной мере, так как музыканты были лишены возможности импровизировать, что является нарушением важнейшего принципа джазовой музыки. Песенная форма была путем, который открыл джазовую музыку миллионам слушателей. Но эта музыка была далека от настоящего американского джаза.

Солистами в 1960-е гг. были молодые музыканты- импровизаторы: саксофонисты Георгий Гаранян и Алексей Зубов, тромбонист Константин Бахолдин, пианист Николай Капустин.

Оркестр Олега Лундстрема вел активную концертную и гастрольную жизнь. В коллективе работали не только джазовые музыканты и певцы, но и эстрадные артисты. Оркестр готовил всегда две программы: популярную песенно-развлекательную и джазовую. Имевшая огромный успех в Москве, Ленинграде и др. городах. программа состояла из классических джазовых произведений, написанных участниками коллектива и самим маэстро. Музыканты-солисты могли показать свое мастерство. Это был настоящий инструментальный джаз. А молодые джазмены, которые затем составят цвет российского джаза- Игорь Якушенко, Анатолий Кролл, Георгий Гаранян - сочиняли свои произведения изобретательно и с большим вкусом.

С конца 1970-х гг. стали проводится джазовые фестивали. Оркестр выступал на отечественных и зарубежных джазовых фестивалях в Таллине, Варшаве, Праге, Софии, В Нидерландах, во Франции, на фестивале памяти Дюка Эллингтона в Вашингтоне в 1991 году. За сорок лет существования оркестр Олега Лундстрема побывал более чем в трехстах городах нашей страны и десятках зарубежных стран. Лундстрем считал язык джаза международным языком, ломающим любые национальные, социальные и политические предрассудки, сближающим людей, дающим возможность общения и диалога.

Биг – бэнд за годы своего существования превратился в джазовую школу для музыкантов и вокалистов.

В 1980-х гг. стал известен виртуоз и автор сольных концертов пианист ДАНИИЛ КРАМЕР

В 1990-2000-е гг. на российском небосклоне стали появляться музыканты, которые не только успешно гастролировали за рубежом, но смогли реализовать новые яркие проекты в России. Например, это признанный международным джазовым сообществом саксофонист ИГОРЬ БУТМАН.

ОЛЕГ АККУРАТОВ (род.1989). российский пианист, джазовый импровизатор и певец. Обладатель выдающихся музыкальных способностей. Виртуозный исполнитель джаза и классических произведений. Лауреат Премии Президента РФ для молодых деятелей культуры (2019) и различных международных конкурсов и фестивалей. Был участником концерта с Монсерат Кабалье. Он сотрудничает с Игорем Бутманом.

История джаза в России – это огромный пласт музыкальной культуры в целом. Стоит поговорить еще о многих профессиональных музыкантах и композиторах, внесших огромный вклад в развитие российского джаза. Музыканты- мэтры джаза, прошедшие великолепную школу становления и развития непростой музыки,-для подрастающего поколения джазменов остаются замечательными наставниками. Уже несколько десятилетий существуют эстрадно- джазовые отделения в консерваториях и музыкальных училищах.

Советский джаз. Краткая история советского джаза

Советский джаз. ДЖАЗОВЫЕ ОРКЕСТРЫ 1920—30-х ГОДОВ

Леопольд Теплицкий. Афиша

Оркестр под управлением Леопольда Теплицкого. Афиша

В эти годы репертуар джаз-оркестров постепенно расширяется за счет произведений советских композиторов. В исполнении ор­кестров заучат джазовые сюиты Д. Шостаковича, А. Животова, джаз-рапсодии И. Дунаевского, пьесы Г. Терпиловского, Г. Ланд­сберга, Н. Минха, Ю. Хайта, А. Варламова, Л. Шварца, А. Цфас­мана, Л. Дидерихса, Дм. и Дан. Покрассов и др. В 1938 году в Москве создается Государственный джаз-оркестр (художествен­ный руководитель М. Блантер, главный дирижер В. Кнушевиц­кий). Тогда же был организован и оркестр Всесоюзного радиоко­митета, которым вначале руководил А. Варламов, а затем А. Цфас­ман. Советская джазовая музыка стала регулярно звучать по ра­дио. В 1940 году аналогичный коллектив создается Н. Минхом на Ленинградском радио. В этот же период появляются джазовые коллективы и в союзных республиках. Сохранились записи неко­торых оркестров этого периода, по которым мы можем судить о художественном и исполнительском уровне ведущих советских джаз-оркестров (под управлением Л. Утесова, А. Варламова, Я. Скоморовского, А. Цфасмана, В. Кнушевицкого и др.). Этот уровень достаточно высок, и сейчас мы можем по достоинству оце­нить изобретательность и свежесть мышления композиторов и аранжировщиков, виртуозность солистов.

В конце 30-х годов джазовые оркестры возникают и в союзных республиках: Государственный джаз-оркестр Азербайджана (п/у Т. Кулиева), Государственный джаз-оркестр Армении (п/у А. Ай­вазяна), Государственный джаз-оркестр Грузии (п/у Р. Габичвадзе).

Советский джаз. МУЗЫКА СОВЕТСКОГО ДЖАЗА 1920—30-х ГОДОВ

Афиша Ленинградской джаз-капеллы

Ленинградская джаз-капелла. Афиша

Среди инструментальных тем данного раздела представлен ряд наиболее популярных и широко исполняемых джазовыми коллек­тивами мелодий 30-х годов. К сожалению, многое из того, что было создано в 20-е годы, обнаружить не удалось из-за отсутствия нотного материала. Записи советской джазовой музыки на пластинки начали производиться с конца 20-х годов, так что составить себе представление о джазовой музыке того времени можно только по рассказам очевидцев.

Традиции советского джаза 30-х годов во многом отражены в музыке А. Цфасмана и А. Варламова. Важно подчеркнуть, что у тогда еще молодых авторов, наряду с точным ощущением стили­стики жанра и следованием наиболее ценному, что к тому времени было накоплено в джазовой музыке вообще, явно проявились те индивидуальные черты, которые способствовали формированию и развитию раннего советского джаза. Их инструментальные пьесы представляются типичными образцами советской джазовой музыки 20 — 30-х гг., хотя ими, конечно, не исчерпываются.

Советский джаз. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Выступление Госджаза РСФСР 9 мая 1945 года

Выступление Госджаза РСФСР под управлением Леонида Утёсова на площади Свердлова в Москве 9 мая 1945 года

Во время Великой Отечественной войны советское музыкальное искусство активно способствовало мобилизации духовных сил на­рода для победы над фашизмом. Советская джазовая и эстрадная музыка как часть советской музыкальной культуры также в тече­ние всех военных лет своим мажорным, жизнеутверждающим ис­кусством вселяла оптимизм, укрепляла моральный дух на фронте и в тылу, способствовала непоколебимой уверенности в разгроме врага.

Советский джаз. ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ

Советский композитор Александр Цфасман

Советский композитор Александр Наумович Цфасман (1906—1971)

В послевоенный период постепенно начали определяться даль­нейшие пути развития джаза в СССР. Заметнее стало тяготение оркестров к различным жанрам. Музыканты-фронтовики стали ве­дущими в составе эстрадного оркестра Всесоюзного радио. Им ру­ководил В. Кнушевицкий, Тогда было сделано много записей легкой музыки, написанной Д. Шостаковичем, В. Соловьевым-Седым, М. Блантером, А. Цфасманом, Ю. Милютиным, А. Полонским, А. Арским, В. Кнушевицким, А. Айвазяном и др.

Советский джаз. 1950-е ГОДЫ

Большие оркестры в те годы преимущественно аккомпаниро­вали певцам, хотя в их репертуар включались виртуозные и лири­ческие инструментальные пьесы, некоторые из них — джазового характера. В этот период впервые прозвучали имена молодых композиторов, аранжировщиков и дирижеров: В. Людвиковского, К. Орбеляна, П. Сауля, А. Кальварского. Среди музыкантов, участ­ников небольших джазовых групп конца 40-х, начала 50-х годов необходимо назвать саксофонистов: Александра Ривчуна, Эмиля Гейгнера, Михаила Якона, Пиро Рустамбекова, Владимира Куд­рявцева, пианистов Леонида Кауфмана, Евгения Рохлина, Алек­сандра Основикова, аккордеонистов Евгения Выставкина и Вя­чеслава Семенова, барабанщика Бориса Матвеева.

Большую роль в консолидации творческих сил вокруг жанра в 50-е годы сыграли программы танцевальной музыки, которые соз­давались на Всесоюзном радио. Именно для этих программ писа­ли свои сочинения А. Эшпай, А. Бабаджанян, Я. Френкель, А. Островский. Ряд тем из этих программ прочно вошел в практику тан­цевальных и джазовых ансамблей.

Оркестр Лундстрема

Оркестр под управлением Олега Лундстрема

Советский джаз. ДЖАЗОВЫЕ МУЗЫКАНТЫ 1960-х ГОДОВ

Советский саксофонист и композитор Георгий Гаранян

Советский саксофонист и композитор Георгий Арамович Гаранян (1934—2010)

В конце 50-х — начале 60-х гг. советский джаз вышел на новые рубежи.

Что характерно для становления нового периода советского джаза в эти годы? Отношение к джазу как к серьезному виду му­зыкального искусства, глубокое изучение основ джазовой музыки, пристальное внимание к более современным течениям джаза, воз­растающий интерес к фольклору народов нашей страны, овладение профессиональным мастерством игры на инструментах, постиже­ние искусства ансамблевой игры в большом оркестре. И, наконец, самое важное — молодые музыканты пришли к проникновению в тайны сложнейшего искусства импровизации.

Советский джаз. ДЖАЗОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ 1960-х ГОДОВ

Советский трубач и композитор Герман Лукьянов

Советский трубач и композитор Герман Константинович Лукьянов (р. 1936)

В начале 60-х гг. многие увлекающиеся джазом молодые люди от слушания джаза перешли к музицированию, подчас не имея профессиональной музыкальной подготовки. В этот период роди­лось много любительских джазовых ансамблей, в которых уровень исполнения отставал от уровня репертуара. Вероятно, этот про­цесс был для того времени закономерен, но со временем от этой общей массы любителей стали отделяться наиболее талантливые и пытливые музыканты, решившие стать профессионалами. Именно в этот период интуитивный процесс постижения джаза сме­няется целенаправленным, систематическим подходом к предмету.

Здесь не представляется возможным осветить очень многие важные аспекты и события развития советского джаза в этот пе­риод, однако остановиться на самых важных вехах развития сов­ременного отечественного джаза необходимо. Это период станов­ления, обучения в советском джазе, постижения новой стилистики, и его невозможно себе представить без изучения классических об­разцов джаза того времени. Немалую роль в знакомстве советских музыкантов с лучшими образцами джазового искусства — а ведь во все времена встречается много низкосортных примеров этого жанра — сыграли коллективы Бенни Гудмена, Дюка Эллингтона, Уилли Раффа — Дуайка Митчелла, Тэда Джонса — Мэла Льюиса, Курта Эдельхагена, Мишеля Леграна, а также ряда других инте­ресных коллективов социалистических стран, среди них: оркестр Густава Брома (ЧССР), пианист Адам Макович, ансамбль Збигнева Намысловского (Польша) и др.

Советский джаз. ДЖАЗОВЫЕ КОМПОЗИЦИИ 1960-е ГОДОВ

Обложка винилового диска джаз-ансамбля Игоря Бриля

В международной джазовой практике инструментальных тем в этот период появилось значительно больше, чем когда-либо ранее.

Стремление к собственному творчеству возникает у многих им­провизирующих джазовых музыкантов. Это естественное стремле­ние в 60-е, а в дальнейшем и в 70-е годы реализовалось в том, что появилось очень много советских джазовых тем. Однако, лишь те­мы, отмеченные чертами творческой индивидуальности (в форме, в гармоническо-интонационном строе или в ритмическом строении) входят в хрестоматию отечественных джазовых тем, напечатанных в нашем сборнике.

В ряде случаев это темы, так или иначе включающие в себя элементы фольклора, например, — созданные в 60-е гг. темы А. Товмасяна, Г. Гараняна, Г. Лукьянова и др. Среди тем, ориен­тирующихся на общеканонические образцы джаза, но отмеченных своеобразием авторского почерка — темы, написанные и 60-е, 70-е гг. Г. Гольштейном, Ю. Маркиным, А. Козловым. Н. Левиновским, И. Брилем, Б. Фрумкиным, Л. Чижиком, А. Кроллом и др. Творчество советских композиторов и музыкантов значительно активизировалось благодаря оживлению концертной и фестиваль­ной жизни в советском джазе.

Советский джаз. ДЖАЗОВЫЕ ФЕСТИВАЛИ

Начиная с 60-х гг. и по настоящее время в разных городах и республиках нашей страны проводятся джазовые фестивали. В Москве такой фестиваль проходит раз в два года (с 1978 г.). Не­дели джаза организуются в Ленинграде, Ярославле, Донецке, Новосибирске, Тбилиси… В 1967 г. на таллинском фестивале, кроме советских коллективов, принимали участие музыканты из Польши, Швеции, США, Финляндии, Швейцарии.

Советский джаз. МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

Советский джаз. ДАЛЬНЕЙШИЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ

Советский саксофонист и композитор Алексей Семёнович Козлов

Советский саксофонист и композитор Алексей Семёнович Козлов (р. 1935)

В конце 70-х и 80-х гг. весьма интенсивно развивались нацио­нальные школы советского джаза в различных регионах нашей страны. Это особенно ярко проявилось на московском джаз-фести­вале 1982 г., посвященного 60-летию образования СССР (это был и год 60-летия советского джаза). Сочетание фольклора с совре­менным джазом, в особенности с его ладовыми формами оказалось более органичным, чем попытки сплавить фольклор с джазом в бо­лее ранних джазовых стилях. Успешные поиски в этом направле­нии были продемонстрированы музыкантами Закавказья, Казах­стана, Средней Азии, Прибалтики, ряда автономных республик РСФСР. К сожалению, в этом издании не удалось представить многих тем из композиций, созданных талантливыми музыканта­ми из наших республик.

В этот период в разные годы носителями хорошей школы в тра­дициях джазового мэйнстрима были и продолжают оставаться биг бэнды В. Людвиковского, О. Лундстрема, К. Орбеляна, Ю. Саульского, А. Кролла, Г. Гачичеладзе, А. Кальварского, Б. Рычкова, Г. Розенберга. Некоторые из них (оркестры О. Лундстрема, К. Орбеляна, А. Кролла, Г. Розенберга) с успехом работают и те­перь — они много концертируют, участвуют в джазовых фестива­лях, записываются на пластинки. Их воспитательную, популяризаторскую роль в джазе трудно переоценить. Большие оркестры привлекают особенное внимание композиторов, сохранивших мно­голетнюю верность джазовой музыке: в сборник включены темы А. Эшпая, М. Кажлаева, И. Якушенко, А. Мажукова, В. Долгова.

В 70-е годы ряд наиболее значительных джазовых ансамблей получают статус профессиональных филармонических коллекти­вов. Это дало возможность регулярно пропагандировать лучшие образцы джазовой музыки.

Леонид Утёсов и Тео-джаз оркестр

Сейчас проходит период очень активного культурного обмена российских и зарубежных музыкантов. Можно учиться, обмениваться опытом, делать совместные проекты. Сегодня джаз неимоверно популярен среди разного контингента, но в особенности, у молодежи. И ведь неспроста. Такие музыканты, как Алексей Козлов — основатель отечественного джаз-рока, имеющий ряд почётных званий в России; Игорь Бутман, который проводит международные фестивали, руководит двумя джазовыми клубами в Москве и звукозаписывающим лейблом Butman Music, дают возможность познакомиться с этой музыкой и ещё с рядом музыкантов, таких как Вадим Эйленкриг, Алина Ростоцкая, Саша Машин, Анна Королёва, Татьяна Балакирская, LRK trio (Игнат Кравцов, Евгений Лебедев, Антон Ревнюк), Анастасия Лютова, Кристина Ковалёва. Клубы легендарных музыкантов можно и даже нужно посещать и получать колоссальное удовольствие.

Джазовый клуб Игоря Бутмана

Если говорить о любимых джазовых композициях, то это:

I am Fool to Want You — Tony Bennett (1951)

Написали Фрэнк Синатра, Джек Вольф и Джоэл Херрон. Я люблю эту балладу в исполнении Тони Беннета. Сколько красок тембра и попадания в самую глубину. Абсолютно по-новому и с другим настроением поёт этот стандарт Билли Холидей. Нужно послушать обе версии.

My Funny Valentine — Chet Baker (1953)

В исполнении Чета Бейкера, который не может оставить вас равнодушными и бесконечно можно слушать её в исполнении моей любимой певицы Мариам Мерабовой.

So What — Miles Davis (1959)

Body and Soul — Coleman Hawkins (1939)

Обязательно к прослушиванию! Соло Коулмена Хокинса признано одним из самых ярких примеров спонтанного творчества в истории джаза – Хокинс импровизирует на протяжении практически всей пьесы.

Сейчас, чтобы услышать настоящий джаз, можно обращаться не только к западным музыкантам, но и к российским, что не может не радовать. Тем более, интернет-платформы в этом только помогают. С каждым днём в России джаз процветает, обретает свободу самовыражения и звука. Слушателей становится больше, а музыканты — ярче и самобытнее. И всё благодаря отечественным личностям, познакомившим наших зрителей с музыкой, услышав которую, уже не разлюбишь, если даже сильно этого захочешь. Любите джаз, слушайте джаз и ждите новых рекомендаций на нашем сайте.

date

18.04.2015

d55d3614eb92

Множество музыкальных направлений в джазе рождено, в первую очередь, за счет импровизации исполнителей. В данной сфере музыкант может проявить все свои возможности и пробовать разнообразные варианты звучания. В классических музыкальных школах импровизировать не разрешается, следует строго следовать правилам и нормам.

Первоначально джаз возник при слиянии некоторых музыкальных направлений, однако основоположниками считаются несколько африканских племен, создавших неповторимый способ выразить себя через музыку. В начале ХХ столетия в США начал зарождаться уличный стиль исполнения и городом, открывшем джаз - считается Новый Орлеан. В большинстве своем его исполняют афроамериканцы, становясь звездами мирового уровня и делая этот стиль музыки классикой на все времена.

История джаза в России

Впервые в Советской России джаз появился в 20-х годах прошлого столетия. Первым исполнителем, который привез с собой саксофон, тромбон и трубы, стал Парнах. Он же сумел дать единственный джазовый концерт в неспокойное время для российского искусства. В дальнейшем данное музыкальное направление регулярно подвергалось негативным отзывам и критикам со стороны других музыкантов и руководящих лиц у власти.

Считалось, что он деморализует молодежь и способен потушить патриотические чувства российских граждан. Однако современные музыкальные критики уверены, что Советский Союз сыграл существенную роль в становлении джаза в виде классического музыкального направления.

hqdefault

Джаз для современной России

Наибольшую популярность среди российских слушателей джаз приобрел в 80-х годах прошлого столетия. В то время появились такие значительные исполнители, как Игорь Бриль, Анатолий Кролл и так далее. В те времена люди слушали и восхищались джазом, потому что это было что-то другое и необычное, иностранное и популярное.

В настоящее время джазовое направление приобретает новую публику, в России проходит множество концертов с полными залами, не только в столицах, но и в отдаленных уголках страны. Это связано с тем, что современные исполнители в своей музыке используют не только импровизацию, но смешивание нескольких стилей, отличающихся между собой.

3d06ad4dbc6fa5f8c07a26ca35f7bb40

Это позволяет открывать джаз новым людям, которым до этого момента было неинтересно слушать данное направление. Для России важно выражать свое индивидуальное мнение и отношение ко всему происходящему в мире. И часто это отношение влияет на музыку, на импровизацию в джазе, что иногда является недостатком. Джаз в РФ развивается своим чередом, иногда исполнителям бывает трудно, но, слушая легендарных исполнителей, погружаешься в ту атмосферу, в то чудесное состояние, похожее на эйфорию.

Несмотря на давнюю историю, у такого музыкального стиля как джаз, до сих пор остались загадки, например, по-прежнему нет достоверных .

Джаз был и остается одним из самых популярных музыкальных жанров. Многообразие подстилей в одном направлении позволяет каждому меломану .

Джаз образовался вследствие слияния двух музыкальных культур, а именно – африканской и американской. Кто бы мог подумать, что Христофор .

Джаз. Даже если вы не являетесь поклонниками этого музыкального направления, конечно же слышали не только о нем, но и непосредственно эту .

История джаза в Польше началась в 20-е годы ХХ века. В то время между Польшей и США шёл активный культурный обмен. Польские музыканты .

Читайте также: