Структура габитус практика бурдье кратко

Обновлено: 18.05.2024

Ключевой концепцией в формулировке теории Бурдье является привычка (habitus), которую он определяет, как глубокую структуру, порождающую все мысли и поведение и которая ориентирует практику, не производя ее.Бурдье подчеркивает бессознательный характер схем, которые субъективны, но не индивидуальны. Скорее, культурные схемы, установленные привычкой (habitus), заложены на самых ранних этапах жизни в качестве основных диспозиций или ориентаций и действуют одинаково как телесные распоряжения и умственные операции.Структуры, составляющие определенный тип среды, создают привычки - систему долговечных, переносимых диспозиций. Автор убежден, что необходимо отказаться от всех теорий, которые прямо или косвенно трактуют практику как механическую реакцию, непосредственно определяемую первоначальными условиями и полностью сводящуюся к механическому функционированию заранее установленных сборок. Но отказ от механистических теорий, по мнению исследователя, никоим образом не подразумевает, что в соответствии с другим обязательным вариантом мы должны опираться на какую-то творческую свободную волю.

Структуры, габитус и практика

Габитус, долговременно установленный генеративный принцип регулируемых импровизаций, порождает практики, которые имеют тенденцию воспроизводить закономерности, имманентные в объективных условиях производства их порождающего принципа. Автор, однако, отмечает, что эта практика не может быть непосредственно выведена либо из объективных условий, определяемых как мгновенная сумма стимулов, которые могут казаться непосредственно вызванными ими, либо из условий, обеспечивающих прочный принцип их производства. Одним из фундаментальных эффектов инструментария габитуса является производство мира здравого смысла, наделенного объективностью, обеспеченной консенсусом смысла практик и мира, иными словами гармонизации опыта агентов и непрерывного подкрепления, что каждый из них получает от выражения, индивидуального или коллективного (например, на фестивалях), импровизированного или запрограммированного (общественные места, поговорки), похожего или тождественного опыта. Однородность габитуса - это то, что в пределах группы агентов, обладающих схемами (производства и интерпретации), подразумеваемых в их производство - заставляет практики и работы быть сразу понятными и предсказуемым и, следовательно, воспринимаемым как нечто само собой разумеющееся.

В дальнейшем автор конкретизирует понятие и пишет, что габитус, продукт истории, производит индивидуальные и коллективные практики и, следовательно, события, в соответствии со схемами, порожденными историей.Система диспозиций при этом - прошлое, которое сохранилось в настоящем и стремится увековечить себя в будущем, делая себя настоящим в практиках, структурированных с его принципами, внутренний закон, предусматривающий непрерывное осуществление закона внешних потребностей, является принципом непрерывности и закономерности, которые объективизм обнаруживает в социальном мире, не будучи в состоянии дать им рациональную основу.Отставание фаз габитуса, присущее социальным условиям размножения структур в габитусе, несомненно, является одой из основ структурного отставания между возможностями и диспозициями для понимания того, что является причиной упущенных возможностей и, в частности, часто наблюдаемой неспособности понимать исторические кризисы в категориях восприятия и мысли, отличных от прошлых, хотя и революционных категориях.

Интернет-пространство просто пестрит всевозможными заезженными определениями и понятиями из области психологии. Так как данная научная дисциплина, на данный момент, является одной из самых востребованных, то, как правило, её определения и понятия подаются с учетом уровня популярности.

Общее понятие габитуса

часы на руке

  • биологии;
  • ботанике;
  • микологии;
  • социологии;
  • психологии.

В социологии данное понятие подразумевает то, что люди в различном социальном окружении приобретают разную структуру. Но, как правило, речь идёт о внутренней составляющей, нежели внешней.

10 привычек несчастных людей и как от них избавиться

10 привычек несчастных людей и как от них избавиться

Внимание общему определению понятия — габитус, уделяется неспроста. Прежде чем сузить рассмотрение габитуса в контексте социологии и психологии, важно начать с истоков данного определения. Такой подход к освещаемой теме вызван тем, чтобы ты имела расширенное представление о данном определение.

Габитус в социологии по Бурдьё с примерами

  • В первом смысловом блоке, габитус выступает в роли впечатанных привычек, которые наследуются из детства.
  • Во втором смысловом блоке, понятие, сравнивается с чувством собственного места. Разные люди, по-разному ощущает, что им доступно, чего они достойны, а что, как говорится, для них за семью замками. То есть, никогда, с их точки зрения, не будет досягаемо и реализовано.

Бурдьё приводит следующий пример, беря за основу науку и чувство собственно места в ней у разных людей: одни аспиранты возьмут задачи, о которые другие, что называется, зубы сломали. Они уверенны, что эта задача им под силу, и они смогут её выполнить. С их точки зрения выполнения таких задач, определяется уровень достижений, которые заслуживают почёта.

Есть и другой тип аспирантов: они ставят перед собой незначительную задачу, выполнение которой, растягивается во временном промежутке на три года. Но результат выполнения такой задачи будет только в поле зрения их научного руководителя. То есть, ни о каком почете и достижениях, речь не идёт.

На основании вышеприведенных примеров, Бурдьё выделяет две стратегии:

Конкурировать с авторитетом предшественников, и самому стать авторитетом.

Взять определенный, незначительный фронт работ, и оставаться на этом участке до конца жизни.

Если продолжить разбор смысловых составляющих, следует обратить внимание на главные элементы, дающие характеристику различным сторонам изучаемого понятия.

  • Габитус представляет собой определенный порядок фундаментальных и переносимых предрасположенностей субъекта к определенным действиям.
  • Габитус выступает посредником между структурами, которые относятся к социальным, и частными практиками в процессе их взаимодействия.

Габитус проявляется в:

  • способе жестикуляции;
  • видах сексуального поведения;
  • привычках питания;
  • стилистических направлениях в одежде и т. д.

Одно из проявлений можно рассмотреть на примере, который приводит Бурдьё: когда простой рабочий дослуживается до мастера цеха, он не начинает питаться как инженер. Он не меняет свою диету. Покупает себе то, что в рабочей среде считается деликатесами и начинает употреблять в большом количестве.


Еще один пример приведенный Бурдьё: когда бедный выигрывает в лотерею крупную сумму, он не становится частью высшего сословия. Как правило, он спивается, потому что то, что раньше было атрибутом праздника, он стал потреблять в большой количестве. Закладываются звенья саморазрушения. По мнению Бурдьё, в таких случаях, габитус существует не независимо от социальной системы.

Если подвести итог, Бурдьё говорит буквально следующее: формировавшийся на протяжении поколений опыт, откладывает определенный социальный отпечаток. Получается, что габитус в формально уравнительной(эгалитарной) системе сподвигнет людей делить самих себя и воссоздавать те условия, которые воссоздают его.

При этом Бурдьё не выдвигает никаких предположений, каким образом можно изменить подобный социальный процесс.

Понятие габитуса в трудах социологов


Изучаемое понятие можно встретить в трудах:

  • немецкого философа Г. Гегеля;
  • немецкого философа Э. Гуссерля;
  • французского социолога и философа Э. Дюркгейма, и других.

Габитус в психологии с примерами

Как ты могла убедиться, данное понятие имеет, в большей степени, социальную составляющую. Оно делит людей на тех, кто четко осознает, чего стоит, и к чему стремится. Их точка опоры – уверенность в себе.

И тех, чьим тормозом, наоборот есть – неуверенность в себе, собственных силах, мотивах и желаниях.

Габитус – это те, глубоко внесенные привычки из детства, которые указывают на что человек претендует, а что считает для себя недосягаемым.

Несмотря на то, что выше мы уже установили: в социальной теории Бурдьё нет чёткого ответа, как же можно изменить упомянутый выше социальный процесс, давай попробуем подойти к вопросу с точки зрения психологии.


Чтобы стать успешным, прежде всего, нужно осознать существование собственного габитуса. Следует ставить более высокие цели, и выходить из зоны комфорта. Если обратиться к истории звезд, которые из нищеты, взлетели к вершинам, то напрашивается вполне логический вывод: нет ничего невозможного.

Американская актриса Мила Кунис в одном интервью призналась, что выросла в полной нищете. Её семья иммигрировала в США с 250 долларами. Еще одна знаменитость, Селена Гомес, озвучила факт из своей биографии: она воспитывалась матерью-одиночкой в ужасной бедности. Ещё как пример, Сара Джессика Паркер: семье часто отключали свет за неуплату. Дни рождения не отмечались по причине отсутствия денег.

Примеры знаменитостей доказывают: неважно в какой социальной среде вырос человек, и какие установки и убеждения формирует это окружение, какие привычки прививало. Каждый из нас – хозяин собственной жизни. И только мы сами решаем, чего достойны!

Как и позиции, продуктом которых они являются, габитусы дифференцированы, но они также и дифференцируют. Отличающие и дистанцированные, они сами суть операторы различений: они приводят в действие различные принципы дифференциации или используют различным образом общие принципы дифференциации.

Концепция двойного структурирования включает два ряда детерминаций, отражающих с одной стороны генезис, с другой — структуру социальной действительности.

Второй аспект двойного структурирования социальной действительности — структурный: во-первых, социальные отношения неравномерно распределены в пространстве и во времени; во-вторых, агенты неравномерно распределены между социальными отношениями — не все агенты (будь то индивидуальные или коллективные) и не в одно и то же время принимают участие в одних и тех же социальных отношениях; в-третьих, неравномерно распределены между ними и объективации социальных отношений, которые П. Бурдьё называет капиталами; в-четвертых, инкорпорированные социальные отношения (диспозиции, социальные представления, практические схемы) также распределены крайне неравномерно: агенты, исходя из своих практических схем (интериоризированных социальных отношений), по-разному структурируют социальную действительность. Вместе с тем, структура субъективного структурирования, проявляющаяся через распределение его различных видов между агентами, подобна структуре объективного структурирования, ибо решающую роль в субъективном структурировании играют интериоризированные объективные структуры: практические схемы адаптируются к позиции агента уже хотя бы в силу того, что их содержание обусловлено предшествующей символической борьбой и поэтому, пусть в превращенной форме, отражает конфигурацию символических сил.

Габитус как структурирующая структура

Концепция габитуса

Габитус есть структурированная система диспозиций — система действия, восприятия, мышления, оценивания и выражения, — предрасположенная функционировать как структурирующая структура. В качестве таковой, габитус генерирует и структурирует практики и представления так, что они оказываются объективно адаптированными к системе социальных отношений, продуктом которой, впрочем, он является. На этом основан эффект его гистерезиса (отставания, запаздывания): какое-то время после того, как социальные отношения изменились (или агент занял другую позицию в них), агент по-прежнему воспроизводит старые социальные отношения, продуктом которых является его габитус. Иными словами, габитус сохраняет постоянство в изменении, тем самым сообщая практикам свойства непрерывности и упорядоченности.

Габитус функционирует как порождающий механизм, способный спонтанно производить в большинстве социальных ситуаций практики, выражающие один общий принцип. Иначе говоря, габитус систематическим образом проявляется во всех практиках агентов, его схемы переносимы из одной сферы в другую. Систематизируя практики агентов, габитус задает им относительное внутреннее единство, нечто вроде самосогласованности, когерентности, некий стиль.

Важнейшим моментом интериоризации является инкорпорация — воплощение социальных отношений в теле агента в виде его устойчивых диспозиций определенным образом говорить, ходить, чувствовать, держать спину и т. п.:

Практики, обязанные своей специфической формой законам, свойственным каждому из полей социального пространства, суть продукт диалектической связи между социальными ситуациями и габитусом. Габитус производит в различных полях практики, воспроизводящие законы этих полей. Он может реализовывать один стиль в разных полях тем полнее, чем более исчерпывающе воспроизводятся в производимых им практиках принципы культурного произвола той или иной социальной группы [5, c. 178].

Интериоризированные диспозиции в отношении возможного и невозможного, свободы и необходимости, разрешений и запретов, заключенных в социальных отношениях, порождают диспозиции, объективно совместимые с данными отношениями и заранее адаптированные к их требованиям. При этом наиболее невероятные практики исключаются как немыслимые еще до какого-либо рассмотрения путем непосредственного подчинения социальному порядку, подчинения, принуждающего отказываться от невозможного и желать неминуемого.

Составляющие габитус диспозиции (практические схемы), производя адаптированные к социальным отношениям практики (продуктом которых они являются), осуществляют производство/воспроизводство социальных отношений. Однако габитус воспроизводит в любой момент времени именно ту систему социальных отношений, результатом которой он является; поэтому практики, порожденные габитусом, a priori адаптированы к социальным условиям лишь в той мере, в какой они остались похожими на те условия, в которых габитус сформировался. Поскольку диспозиции габитуса устойчивы и могут быть более долговечны, нежели социальные отношения их собственного производства, постольку габитус генерирует дезадаптированные практики всякий раз, когда условия его функционирования слишком удаляются от породивших его условий. В этом случае практики, соответствовавшие уже не существующим социальным условиям, оказываются объективно неприспособлены к условиям настоящего.

Габитус и социальная солидарность

Социологически сконструированный агент определяется, помимо прочего, своей социальной траекторией. Бесконечное множество комбинаций социальных детерминаций траектории агента, несводимость временной серии позиций в социальных отношениях к другим и т. д. обеспечивает единичность габитуса агента. Структуры габитуса, произведенные прошлым опытом агента, постоянно структурирует его новый опыт; в свою очередь, новый опыт трансформирует его исходные структуры. Таким образом габитус реализует уникальную интеграцию, зависящую от хронологически упорядоченного опыта, определяемого социальной траекторией агента [2, c. 101-102].

Список литературы

1. Bourdieu P. Raison pratiques. Sur la théorie de l’action. — Paris: Ed. de Seuil, 1994.

2. Bourdieu P. Le Sens pratique. — Paris: Ed. de Minuit, 1980.

3. Бурдьё П. Кодификация // Бурдьё П. Начала. / Пер. с фр. Н.А. Шматко. — М.: Socio-Logos, 1994. — C. 121.

4. Bourdieu P. La Distinction. Critique sociale du jugement. — Paris: Ed. de Minuit, 1979. — P. 191-192.

5. Bourdieu P., Passeron J.-C. La Reproduction. — Paris: Ed. de Minuit, 1970.

6. Bourdieu P. Esquisse d’une théorie de la pratique. — Genève: Ed. de Droz, 1972.

[1] «Все происходит так, как если бы агенты тем меньше нуждались в сознательном освоении принципов, которые склоняют их воспринимать, представлять и действовать в соответствии с определенной логикой (а, следовательно, понимать, на первый взгляд непосредственно, продукты — произведения или практики — принципов, схожих с теми, которые они приводят в действие в своих практиках), чем полнее они освоили эти принципы на практическом уровне [6, c. 201].

". В качестве порождающего принципа, сформировавшегося из упорядоченной импровизации, габитус, практическое чувство, совершает реактивацию смысла, объективированного в институциях. Габитус формируется работой по внушению и присвоению, необходимой для того, чтобы эти продукты коллективной истории, являющиеся также объективными структурами, смогли воспроизвестись в форме устойчивых и отрегулированных диспозиций - условий своего функционирования. Продукт своеобразной истории, предлагающей особую логику для своего инкорпорирования, - посредством чего агенты принимают участие в истории, объективированной в институциях - габитус есть то, что позволяет “обжить” институции, практически их присвоить и тем самым поддерживать в активном, жизненном, деятельном режиме, постоянно вырывая их из состояния омертвелой буквы, омертвелого языка, заставляя ожить чувство, растворенное в них. Однако при этом габитус подвергает эти институции пересмотру и преобразованию, что является компенсацией и условием их реактивации. Более того, он есть то, благодаря чему институция может осуществляться со всей полнотой: достоинство инкорпорации, эксплуатирующей способность тела принимать всерьез перформативную магию социального, то, что делает короля, банкира или священника вочеловеченной наследственной монархией, финансовым капитализмом или церковью. Собственность присваивает собственника, воплощаясь в форме, порождающей структуры практик, наилучшим образом адаптированных к ее логике и требованиям. Есть все основания сказать вслед за Марксом, что “владелец майората, сын-первенец, принадлежит земле”, что “она его наследует”, или что “персоны” капиталистов есть не что иное, как “персонификация” капитала, поскольку процесс социализации - чисто социальный, но почти магический, - освящен актом институирующего указания (“маркировки”), делающего из индивида “старшего”, “наследника”, “последователя”, “христианина” или попросту мужчину (в противоположность женщине), со всеми вытекающими привилегиями и обязательствами. Этот процесс длится, усиливается и подтверждается социальными толкованиями, способными превратить различия институций в естественные различия, и может оказать совершенно реальные воздействия, поскольку он прочно входит в тело и в веру. Институция, даже если мы говорим об экономике, может быть завершенной и полностью жизнеспособной лишь тогда, когда она устойчиво объективируется не только в предметах, т. е. в логике какого-либо отдельного поля, трансцендентной единичным агентам, но также и в телах, т. е. в устойчивой предрасположенности признавать и выполнять требования, присущие данному полю. "

Читайте также: