Паломничество в средние века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Можно сказать, что паломничество — это особый вид туризма, но совсем знак равенства ставить нельзя. Дело в том, что бывают разные виды туризма, например лечебный, и паломники тоже часто ездили куда-то, чтобы вылечиться или исцелиться.

Я хотела бы сразу развеять предубеждение, что в Средние века никто никуда не ездил. Конечно, был такой период, примерно до тысячного года, когда дороги были в очень плохом состоянии, шли войны постоянно. И действительно, было небезопасно просто ездить куда бы то ни было с торговой целью или с целью поклониться каким-то святыням. Но где-то после тысячного года ситуация меняется, и всю Европу прорезают паломнические дороги.

С транспортом было нормально, если ты мог себе позволить какой-либо транспорт. Например, лодку, что было самым удобным, потому что дороги действительно были плохие. Или лошадь, или осла. Но, конечно, часть людей передвигалась пешком по этим самым дорогам. Они не были похожи на автобаны, но более-менее поддерживались в порядке. Это считалось богоугодным делом — поддерживать дорогу в порядке. Если ты оставлял деньги на то, чтобы дорогу или мост поддерживать какое-то количество лет, то ты себе обеспечил меньше лет, проведенных в чистилище.

У нас сейчас есть путеводители. Но путеводители появлялись уже в Средние века. И там рассказывалось, по какой дороге лучше идти. Правда, это касалось только очень больших паломнических центров. Например, как Рим или Сантьяго-де-Компостела в Испании. Понятно, что и в Рим, и в Сантьяго-де-Компостелу существовало множество дорог, потому что люди шли из разных мест. И путеводители объясняли, что вот здесь лучше не ходить. Например, Страна басков считалась очень опасным местом, где люди говорят на непонятном языке, плохо понимают латынь, и лучше обойти это стороной.

Путешествовали все классы: купцы, рыцари, крестьяне. Иногда это было по обету. Например, с тобой произошло что-то хорошее: вылечился от какой-то болезни, сын вернулся с войны и так далее. И ты обещал, что если я поправлюсь, то пойду туда, буду там молиться и пожертвую какую-то определенную сумму денег. Иногда, наоборот, чтобы что-нибудь случилось. Иногда это было своего рода наказание или штраф. Была распространенная, особенно в позднее Средневековье, практика: человек совершал убийство и дальше договаривался с родственниками покойного, что отправится в какое-нибудь далекое паломничество и там вознесет молитву за убитого (что считалось очень важным, потому что тот убит без покаяния, без исповеди, что его может ждать в том мире — непонятно) и за себя в качестве покаяния, епитимьи, которую накладывала церковь. То есть могли быть судебные резоны, могли быть частные.

Ты мог путешествовать со свитой, со своими подушками, кухонными приборами. Мог путешествовать пешком, останавливаться под кустом где-нибудь. Но, в принципе, существовала такая практика — ставить на больших дорогах госпитали. Обычно занимались этим монахи. То есть те, кто содержал эти дома, — это были несветские люди. Но если у тебя были деньги, ты мог остановиться в обычной гостинице. То есть странноприимные дома, госпитали содержат клирики, за них отвечает церковь, и они оказывают гостеприимство всем — вне зависимости от того, есть деньги или нет. А есть гостиницы, где никто нищего паломника за так кормить не будет.

Мы понимаем, что было много людей, но не понимаем сколько. Были времена, когда это все усиливалось, например после эпидемии чумы. Каждый раз в какие-то тяжелые времена паломников становилось больше, чем в спокойные, потому что горя было больше и люди искали утешение.

Первое, что надо понимать: люди, отправляясь в путешествие, понимали, что они могут там умереть от какого-то разбойника, солдата и так далее. Поэтому люди, как правило, писали завещание, отдавали долги и, таким образом как-то освободившись от обязательств, шли в путь. И, собственно, страховка была такая — заручиться помощью святого. Были отдельные святые, которые помогали именно паломникам. Из них самые популярных два: святой Христофор и святой Рох.


П рактика христианского паломничества имеет почти такую же долгую историю, как и само христианство. Ее развитие напрямую связано с совершенной в 326 году поездкой византийской царицы Елены на Святую землю и произведенными ею раскопками мест евангельских событий. Произошедшее впоследствии распространение обретенных христианских святынь по самым разным странам и городам христианского мира, определило ее основные мистические и туристические центры и способствовало появлению многочисленных паломнических путей, со временем окутавших всю средневековую Европу.

В средневековой Западной Европе паломничество по христианским святыням очень быстро стало массовым явлением, что привело к возникновению целой паломнической инфраструктуры: ведь постепенно все основные паломнические пути начали застраиваться всеми необходимыми для странствующих пилигримов заведениями — постоялыми дворами, приютами и странноприимными домами, харчевнями, колодцами и больницами. Со временем, основные паломнические дороги взяли под свою опеку рыцарские орден: Орден госпитальеров, история которого и началась с расположенного в Иерусалиме госпиталя для пришедших в Святую землю паломников; и Орден тамплиеров, рыцари которого считали своим долгом охранять эти дороги и защищать идущих по ним пилигримов. А впоследствии, в разных городах Западной Европы начали появляться профессиональные цехи по организации таких паломничеств: так, в Венеции появился цех судохозяинов, которые, по условиям заключенного с ними контракта, обязывались переправлять паломников в Иерусалим, сопровождать и защищать их на протяжении всего пути, оплачивать всевозможные пошлины и расходы. Интересно, что со временем в католической церкви появилась практика назначать Великое паломничество к святыням Святой земли или хранящимся в Европе реликвиям, относящимся к Христу, Богородице или апостолам, в качестве епитимии для отпущения грехов, что, вероятно, также способствовало росту их массовости.

Нескончаемые толпы паломников на протяжении веков ходили в Рим — город двух первоверховных апостолов Петра и Павла, где по приказу императора Нерона в 60-х годах I века они приняли мученическую смерть. Паломничество в Рим началось с тех пор как в IV веке по приказу императора Константина были обнаружены гробницы каждого из апостолов и над ними возведены базилики, ставшие местами пребывания их святых мощей — базилика Святого Петра на Ватиканском холме и базилика Святого Павла на Остийской дороге. А также, после того, как в Рим была доставлена значительная часть евангельских реликвий, обнаруженных царицей Еленой при раскопках в Иерусалиме и размещенных в целом ряде его храмах — прежде всего, в Латеранской базилика Святого Иоанна и известном реликварии базилики Святого Иерусалимского Креста.

Широкое распространение в средние века получило паломничество. Покровителями паломников в средневековье становятся волхвы: Бальтазар, Мельхиор и Каспар, совершившие странствие для поклонения Младенцу Иисусу. Они стали почитаться христианами со II века.

Но в VII в. при халифе Омаре случилось событие, которое для христиан считается самым большим бедствием со времен рождения Христа. Священный город Иерусалим был захвачен мусульманами. До сих пор не стихают страсти на этой многострадальной земле.

Однако даже и в этих условиях паломничество к святым местам продолжалось. Наиболее благоприятные условия для паломничества сложились во времена правления халифа из династии Абассидов – Гаруна аль-Рашида (786 – 809). Между ним и императором Карлом Великим (768 – 814) установились полные взаимного уважения отношения. Он послал Карлу Великому ключи от храма Гроба Господня. В это время в Иерусалиме по указу Карла Великого был построен специальный странноприимный дом для паломников.

Начиная с IX в., паломничество стало налагаться в виде публичной кары и средства к искуплению вины. А в XI в. католическая церковь заменила паломничеством церковное покаяние.

Таким образом, паломничество является одной из сторон внутренней мотивации туризма и близко самым естественным чувствам человека, помноженным на религиозный порыв. В большой чести у паломников были св. Иларий в Пуатье, св. Марциал в Лиможе, св. Сернен в Тулузе, св. Дени в Париже, св. Реми в Реймсе, св. Мартин в Type, которым шли поклоняться за 200 км и более. Со временем объектами поклонения паломников становятся гробницы епископов. Известно паломничество основателя франкского государства Хлодвига к обители Сен-Мартен в Type в 498 г.

Паломничество породило еще один вид путешествий – странствия с миссионерскими целями. Одним из первых миссионеров, распространявших христианство еще в IV в. в европейских странах, был Мартин Турский. Начав проповедническую деятельность в районах северо-западной Галлии, он затем отправился в Британию. Там его деятельность была настолько успешна, что многие бритты, став христианами, в свою очередь занялись миссионерской деятельностью. Они распространили христианство в Ирландии и далее, вплоть до Исландии.

Другим примером миссионерской деятельности являются странствия Св. Аманда, современника Колумбана.

Но, несмотря на развитую систему паломничества и миссионерства в Европе, доминирующее положение в области путешествий и открытий эпохи Средневековья принадлежит арабским путешественникам.

В VII в. н.э. арабы, проживавшие на Аравийском полуострове, завоевали огромную территорию. На востоке – Иранское нагорье и Туркестан, к северу от Аравии – Месопотамию, Армянское нагорье и часть Кавказа, на северо-западе – Сирию и Палестину, на западе – всю Северную Африку. В 711 г. арабы переправились через Гибралтар и завоевали почти весь Пиренейский полуостров.

Таким образом, к VIII в. арабы владели западным, восточным и южным побережьем Средиземного моря, всем побережьем Красного моря и Персидского залива, а также северным побережьем Аравийского моря. Они владели и важнейшими сухопутными дорогами, связывающими Европу с Азией и Китаем.

Одним из первых арабских путешественников был купец из Басры Су-лейман. В 851 г. он совершил путешествие из Персидского залива через Индийский океан в Китай. Попутно он посетил Цейлон, Суматру, Никобарские и Андаманские острова. Во время путешествия Сулейман вел записи. Впоследствии эти записи были дополнены арабским географом Абу-Зейд-Гассаном и в том виде сохранились до наших дней.

Самым выдающимся арабским путешественником XIV в. был странствующий купец Ибн Баттута (1304 – 1377). В 1325 г. он отправился из своего родного города Танжера в Александрию. Затем он поднялся вверх по Нилу до первого порога, посетил Сирию, Палестину, Западную Аравию и Ирак. Затем посетил Мекку и пошел берегом на юг Йемена, а оттуда морем до Мозамбикского полива. На обратном пути Ибн Баттута через Занзибар морем добрался до Ормуза, побывал на Бахрейнских островах и в Южном Иране, а затем вернулся в Египет. Из Египта через Сирию и Малую Азию он прошел до города Синопа на Черном море, переплыл к южному берегу Крыма, а оттуда направился в столицу Золотой Орды Сарай-Берке, расположенную в низовьях Волги, на верхней Ахтубе. Далее путешественник пошел на север до города Болгар. Вернувшись в Сарай-Берке, Ибн-Баттута сопровождал татарское посольство в Константинополь. Из Константинополя Ибн Бат-тута через Прикаспийскую низменность и пустынное плато Устюг дошел до города Ургенч, а оттуда в Бухару. Он посетил Самарканд, затем повернул на юг, пересек Амударью, преодолел Гиндукуш и вышел в долину среднего Инда. Там он через Пенджаб дошел к Дели. Ибн Баттута прожил в Индии несколько лет как чиновник делийского султана. В 1342 г. он был послан султаном в Китай, но по пути в (Южной Индии) был ограблен. Оставшись без средств к существованию, он вынужден был поступить на службу к мусульманскому правителю Мальдивских островов. Раздобыв средства, Ибн Баттута прибыл на Цейлон, оттуда морским путем отправился в Китай, побывал в Пекине. Затем снова отплыл на Цейлон, оттуда через Малабар, Аравию, Сирию и Египет в 1349 г. вернулся в Танжер.

Таким образом, арабские ученые-путешественники IX – XIV вв. внесли большой вклад в историю освоения и открытия новых земель, значительно расширили представления античных авторов об окружающем мире, познакомив Западную Европу с Азиатским материком, что способствовало сближению азиатской и европейской цивилизаций.

Христианский обычай основывается на стремлении верующих поклониться местам и святыням, связанных со Христом, апостолами, Пресвятой Богородицей, помолиться перед чудотворными иконами, окунуться в священные воды реки Иордан и святые источники. В других религиях имеются аналогичные обычаи:

  • Хадж — посещение мусульманами Мекки, Медины и совершение там предписанных ритуалов;
  • Ко́ра — ритуальный обход вокруг какой-либо святыни в религиях Индии, Непала и Тибета;
  • у ламаистов — посещение Лхасы (Тибет);
  • у индусов — посещение Праяга и Варанаси (Бенарес, Индия);
  • у буддистов и синтоистов — посещение Нары (Япония).

История паломничества

Хождение верующих к святым местам на поклонение известно ещё с глубокой древности. Центрами паломничества в древности были храмы Амона в египетских Фивах, Осириса в Абидосе, Аполлона в Дельфах и др.

У христиан паломничество началось с IV в. в Палестину, где совершались божественные деяния Спасителя. Каждый паломник получает много впечатлений от чудесных знамений и необычных совпадений, происшедших с ним во время паломничества.

Однако святитель Григорий Нисский осуждает чрезмерное увлечение паломничеством, считая, что паломники часто совершают путешествия из праздного любопытства, впадают в неприличные истории и искушения. Многими православными считается, что в любом храме можно причаститься Тела и Крови Христовых (самой Высшей святыни), а деньги, собранные для паломничества, лучше раздать нищим. Среди православных монахов приветствовалось затворничество (от соблазнов мира), а паломничество и крестные ходы допускались для укрепления (коллективной сплочённости) ещё неокрепших в вере членов Церкви.

В средние века наряду с Палестиной паломничество стало предприниматься: у православных — в Константинополь, на гору Афон (Греция); у католиков — в Рим и Лорето (Италия) по дороге франков, в Лурд (Франция).

Паломничество: история и значение

Западная церковь различала:

  • великое паломничество (peregrinationes primariae) — путешествия к Святому Гробу в Палестину, в Рим (Limina apostolorum), Сантьяго-де-Компостелу (см. Путь Святого Иакова) и Лорето (см. Дом Богородицы);
  • малое паломничество (peregrinationes secundariae) — посещение местных отечественных святынь.

Паломничество: история и значение

В конце ХV в. для совершения паломничества требовалось предварительное разрешение духовных властей, которое давалось под условием платежа пошлины в пользу Папы. Пунктом отправления служила Венеция (впоследствии — и Марсель), где паломники запасались путеводителем, отпускали бороду и облачались в паломническую одежду — калиги, коричневый или серый плащ, греческую шляпу с весьма широкими полями, обыкновенно украшенную раковинами; клюка, сума и бутылка (выдолбленная тыква) дополняли паломнический наряд. К плащу и шляпе паломники прикрепляли красный крест. В Венеции паломник заключал контракт с судохозяином (патрон), который обязывался не только перевезти его в Святую Землю и обратно, но и сопровождать его в странствиях по святым местам, доставлять ему во время всего пути пищу и защиту, платить за него подати мусульманским властям и т. п.

Постепенно стали допускаться дальнейшие смягчения: знатный господин мог послать вместо себя слугу или наёмника. Образовались даже светские цехи профессиональных наёмных паломников (в Германии называемых Sonnweger), которые вскоре сильно размножились, так как этот своеобразный промысел оказался весьма прибыльным. В XVI в. паломник мог быть направлен от целой общины за её счёт.

С 1881 г. во Франции стали ежегодно организовывать паломнический караван в Святую Землю, придавая ему характер приношения покаяния за преступления республиканского правительства против церкви; в состав такого каравана, численность которого нередко доходила до 300—400 чел., входили лица белого духовенства и зажиточные люди ультрамонтанского настроения. С конца 1870-х годов такие же немецкие караваны устраиваются францисканцами в Вене и Мюнхене.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: