Речевое поведение спорящих кратко

Обновлено: 19.05.2024

Конфликтные ситуации возможны в деловых и личностных отношениях, в учебной деятельности. В задачи нашего исследования входит анализ особенностей речевого поведения коммуникантов в конфликтных ситуациях.

Конфликт - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами лицами или группами. Отсутствие согласия обусловлено наличием у людей разнообразных мнений, взглядов, идей, точек зрения.

Конфликтная ситуация характеризуется столкновением индивидов, наличием противоречивых взглядов, несовпадающих желаний и интересов. Выбранная форма речевого поведения должна привести к определенному результату. Неправильно построенное общение может стать причиной того, что человек не добьется желаемой цели.

Как показывает исследованный материал, речевое поведение в конфликтной ситуации во многом зависит от той цели, которую ставят перед собой коммуниканты. В каждой конкретной конфликтной ситуации наиболее уместен тот или иной спектр речевых тактик и ходов. Уместность определяет силу воздействия речи.

Рассмотрим ситуацию речевого поведения участников педагогического дискурса: начало лекции, студент молча входит в аудиторию.

П: Молодой человек!// Вы куда?//

С: Я пришёл на лекцию//

П: Я вас не пускал/ выйдите пожалуйста из аудитории (указывая рукой на дверь)//Я ещё раз говорю// я вас не пускал!//

С: В городе были пробки//

П: Почему все на месте/ а вы опоздали ?// Вы срываете лекцию и подставляете своих однокурсников// покиньте пожалуйста аудиторию/ или я прекращу читать лекцию//

Я повторяю/ покиньте аудиторию// (снова указывая рукой на дверь).

С. Не реагирует ни на одну реплику лектора, продолжая заходить в аудиторию.

Данный пример демонстрирует нарушение коммуникантами правил речевого этикета, неспособность и, главное, желание сгладить конфликтную ситуацию.

Значительный пласт примеров доказывает, что вербальное игнорирование конфликта способно его минимизировать. Например, ситуация в общественном транспорте, знакомая многим:

Ж: Рюкзак вообще-то/ нужно снимать с плеч!// (Девушка в ответ молча сняла его, никак не комментируя эту ситуацию).

Таким образом, особенности речевого поведения коммуникантов приводят либо к разрастанию конфликта, либо к его погашению.

Можно ли спорить так, чтобы не тратить на этот процесс собственные нервы? Чтобы выходить из спора победителем и никого не обидеть? Можно, просто нужно знать несколько правил убедительной дискуссии. Стоит ли тратить нервы .

Правила ведения спора :)) Прежде всего, нужно посмотреть на своего оппонента объективно. Зачастую мы считаем, что человек не прав, только потому, что он нам не симпатичен. А слова приятных людей мы даже пытаемся оправдать и объяснить. Правило № 1. Возлюби оппонента своего.

Правила ведения спора :)) Правило № 4. Прикинься шлангом на несколько минут. Иногда очень помогает сделать вид, что не совсем понимаешь, что именно хочет сказать твой собеседник. Возможно, он сам не очень понимает своей позиции, и просто глупо уперся. Пусть еще поразмыслит, сформулирует мысль лучше.

Правила ведения спора :)) Правило № 6. Не мни себя пупом Земли и не позволяй этого другим. Если один из спорщиков смотрит на другого свысока, ничего хорошего из дискуссии не выйдет. Заинтересован в успешном разрешении спорной ситуации? Будь доброжелательным и спокойным. Если же твой оппонент ведет себя слишком категорично и о твоей точке зрения отзывается презрительно, лучший способ поставить его на место – найти такие весомые аргументы, чтобы ему нечего было возразить.

Правила ведения спора :)) Правило № 7. Гни свою линию, логично выстраивая аргументы. Берись доказывать свою точку зрения только после того, как выскажется собеседник. Доказательства должны быть расположены в определенной последовательности. Начинать нужно с важных, весомых аргументов, затем можно переходить к деталям, подтверждающим твою правоту.

Правила ведения спора :)) Правило № 8. Не подавай свои мысли, как истину. Критикуя чье-либо высказывание, сделай акцент на том, что твоя точка зрения – это частное мнение.

Правила ведения спора :)) Правило № 9. Проигрывая, радуйся. Если твоему собеседнику удалось переубедить тебя, не нужно расстраиваться. Сумей признать, что оказался не прав. В конце концов, если бы наше мировоззрение никогда не менялось, то мы бы не развивались.

Речевое поведение спорящих Особенность речевого поведения - мимика, поза, движение, жест. Экспрессивные движения, которые прекрасно воспринимаются оппонентами. Индивидуальные особенности спорящих. Национальные обычаи и культурные традиции народа.

Это интересно. Как спорить с ребенком: Во время разговора не подавлять ребенка, это приводит к испугу, нервным тикам и расстройству сна; Желательно, чтобы ваши глаза находились примерно на одном уровне; Голос не должен заглушать голос ребенка; Контролировать жестикуляцию ; Не переходить на крик; Вести конструктивный диалог ; Следить за эмоциями ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иоганн Вольфганг Гете "Фауст". Поиск истины. " Спор о человеке, спор за душу человека".

"Фауст" Гёте - одно из выдающихся художественныхпроизведений, которые, доставляя высокое эстетическое наслаждение, одновременно открывают много важного о жизни.

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча .


Презентация "Культура ведения спора"

Данная презентация подробно рассказывает о том, как научиться правильно составлять спор.


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЕДЕНИЯ, ПЕРЕДАЧ МЯЧА В ДВИЖЕНИИ НА СКОРОСТЬ И БРОСКОВ ПОСЛЕ ВЕДЕНИЯ

Сценарий урока "Совершенствование ведения, передач мяча в движении на скорость и бросков после ведения".

Конспект урока Баскетбол. Техника ведения мяча в различной стойке баскетболиста. Техника ведения мяча с изменением направления.

Задачи: 1. Обучение технике ведения мяча в различной стойке баскетболиста.2. Обучение технике ведения мяча с изменением направления. 3. Развитие скоростных способностей.


Конспект открытого урока физкультуры по теме: "Повторение техники ловли мяча двумя руками с последующим ведением и остановкой. Закрепление умения правильного ведения мяча с передачей и броском в кольцо"

Задачи урока: совершенствовать координационные способности, воспитывать морально-волевые качества, способность самостоятельно принимать решения в сложных игровых ситуациях, формировать адекватное пове.

Все действия, направленные на передачу информации от одного человека другому имеют, как мы уже говорили ранее, свои цели и ожидаемые результаты. В любом взаимодействии у участников есть свои роли. В диалоге зачастую оба участника главные, т.к. высказывают каждый свою точку зрения, при большой аудитории, бесспорно, спикер(оратор) выступает в главной роли ведущего и дающего информацию.

В данном модуле нашей задачей будет распознать роли участников, проиграть ситуации сопротивления участников в споре и взаимном давлении, а также проанализировать типы беседы и выявить технику поведения в них.

Тема 1. Речевые роли и цели: стереотипы сознания и оценка речи слушателя.

Устная деятельность имеет речевые роли и речевые цели. Речевые роли можно разделить на уровни: статусная роль и ситуационная роль.

Статусные роли повторяют социальные роли и действуют на протяжении длительного отрезка времени. Эти роли не изменятся в процессе того времени, в течение которого происходят. Пример статусной роли: начальник-подчиненный, учитель-ученик, родитель-ребенок, педагог- студент, воспитатель-ребенок и т.п. Это распределение ролей будет длиться до того момента, пока не изменится сама ситуация среди участников.

Большинство ораторских выступлений ориентировано на ситуационную роль: оратор-аудитория. Риторика учит искусству речи, прежде всего, на ситуационном (средневременном) уровне, т.к. именно речь является функциональной единицей ораторского мастерства. Создавая речь и планируя работу с аудиторией, стоит учитывать виды сознания, присущие человеку:

Стереотипы –это устойчивые и очень весомые в жизни каждого человека и всего общества идейные клише, стандартные представления и поведенческие установки. Чаще всего оратору приходится сталкиваться со стереотипами аудитории, ориентированными на мировоззрение или идеологию. В нашей работе мы рассмотрим именно стереотип мировоззрения, т.к. оратору необходимо понимать и уметь работать с внутренними убеждениями своего слушателя: миф, догма, утопия.

Миф -это устойчивый стереотип (идея), выдающий желаемое за действительное, невозможное за возможное, возникший в индивидуальном и массовом сознании. Миф возможно сравнить с самообманом. Идея мифа- если нет счастья, по мнению индивидуума или коллектива, то надо его придумать. Существует два реальных способа бороться с действительностью: приспособиться жить с ней, или приспособить действительность к себе. Все действия, как правило, выполняются по пути наименьшего сопротивления. Поэтому человек в состоянии перестроить себя, нежели мир. В следствие этого можно констатировать, что миф-следствие жизни и нужда в нем всегда будет актуальна.

Догма -личностное или массовое сознание, внедренное из среды власть имущих или оппозиции. Догма, в отличии от мифа, это обман. Говоря о мифе, можно сравнить его с наивностью и бескорыстием. Догма же подразумевает корысть, лукавство, изощрение и расчет. Но также, как и миф, догма выполняет функцию замещения реальности, иначе ее не примет слушатель. Здесь уместно применить понятие демагогии, т.е. игра с массами. К виду демагогий относится любая пропаганда, особенно обещающая покончить с мифами и догмами.

Следом за этим логично присоединить и понятие утопии. Это конструкции речи, созданные из мифов, догм и их гибридов. У каждого сообщества: партии, клана, среды есть свой набор мифов, догм и утопий. Именно этот набор характеризует наличие идеологических норм данной среды.

Если Ваша задача, как оратора, изменить мировоззрение или чье-либо мнение, можно воспользоваться следующими советами:

1. Не атакуйте публику. Не затрагивайте то, что вам не нужно. Не ставьте большие цели-рассчитывайте свои силы.

2. Переубеждая человека, вы влияете на его сознание. Продумайте, как не причинить ему боль. Выделите ценность в сознании слушателя и подайте свою мысль с точки зрения большей привлекательности для него.

3. Подумайте, как возможно применить противостоящую вам мысль или идею с учетом пользы для вас.

4. Научитесь присоединять свою идею к другой, не противоречащей вашей, как-бы в продолжение.

Слушатель всегда оценивает вашу речь. Насколько успешна она прозвучала, можно определить по реакции аудитории. Любая речь проходит три стадии оценки:

2. Рационально-логическая стадия. Содержит в себе анализ содержания речи. Главное-это логика, которая оценивает структуру речи, наличие в ней противоречий, умение использовать тезисы и формулировки на примерах жизненных фактов. Следует учитывать этот факт, работая с аргументацией своей речи.

3. Фактологическая стадия. Проверка сказанного (речи) последующими жизненными примерами. Эта стадия характеризует речи, в которых оратор категорично прогнозирует дальнейшую ситуацию. Реакция слушателя может вызвать недоверие. Впоследствии, при подтверждении прогноза, увеличивается доверие и уровень компетенции оратора. Если это действительно произойдет, и вы сможете сделать удачный прогноз, не стоит в следующую встречу активно щеголять своим успехом. Будет лучше, если вы слегка, как бы мимоходом об этом скажете. Это вызовет более естественную реакцию слушателей и поднимет ваш статус в их глазах.

Часто бывает, что оратору достаточно убедить или привлечь небольшую часть аудитории, которая в свою очередь привлечет остальных.

В педагогической риторике ставится задача именно привлечения, убеждения и донесения информации до всех учащихся.

Тема 2. Убеждение, как важная речевая цель.

Убеждение является одним из основных целей устной речи, помимо конкретной информации и эмоционального настроения. Как мы помним, Древние греки понимали риторику, как искусство убеждать. В речах любого типа существует, пусть и едва заметный, принцип убеждения. Профессиональная деятельность во многих направлениях и сферах не обходится в диалогах, собраниях, других речевых ситуациях без убеждения. К примеру: врачи, политики, юристы, агитаторы, педагоги, менеджеры и т.д.

Убеждение возможно тогда, когда аудитория доверяет оратору. Как мы говорили ранее, авторитет, заработанный временем, поведенческое состояние оратора (обаяние, артистизм и т.п.) позволяет добиться расположения и доверия слушателя.

Важным слагаемым успешного выступления является знание аудитории. Необходимо учитывать следующие факторы:

2. Речь должна быть подобрана таким образом, чтобы участникам была понятна основная мысль и важная информация, вне зависимости от социального состава аудитории. Для этого необходимо: адресный подход, учитывание общих интересов разных групп.

В убеждающей речи стоит учитывать:

-невозможно понравиться всем и сразу;

-относитесь равнозначно ко всем участникам, не выделяя ключевую группу тех, кому, по вашему мнению, вы очевидно нравитесь;

- найдите общие интересы для всех групп слушателей;

- при любой возникшей полемике не принимайте чью-либо сторону, стараясь не задевать достоинства ваших оппонентов.

Если понаблюдать за слушателями, то легко выделить группу заинтересованных в слушании. Это, так называемая, группа внимания. Также легко различимы, практически, с первых минут взаимодействия, такие группы, как:

а) Добросовестные слушатели, занимающие при свободной рассадке первые ряды (места, парты и т.п.), внимательно следя за информацией.

б) Колеблющиеся слушатели, характеризующиеся рассеянным неустойчивым вниманием.

в) Пассивные слушатели, иногда дремлющие, зевающие, иногда просто скучающие, отвлекающиеся и отвлекающие других.

3 . Стоит учесть распределение слушателей по полу и возрасту. Здесь надо помнить, что есть ряд вопросов, которые лучше обсуждать отдельно с мужчинами и женщинами. Если педагог работает с младшими школьниками, не стоит забывать про быструю утомляемость такого возраста и неустойчивое внимание.

4. Интересы, характер, воспитание, вкусы, образование и подобные характеристики тоже немаловажны при речевом событии. Необходимо это учитывать при составлении речи, чтобы случайно не задеть чьи-либо интересы, стереотипы и мировоззрение.

6 . Важно следить за психологической атмосферой вашей аудитории и понимать, как вы планируете отвечать и реагировать, если возникнут вопросы и несогласия. Надо быть готовым к любому повороту событий, но главное не дать почувствовать аудитории ваше замешательство и неуверенность. Продумайте заранее, какие вопросы могут возникнуть и как вы сможете на них ответить, какие привести аргументы или, возможно, видоизменить вопрос аудитории, переведя его в другую плоскость из проблемы в преимущество.

Тема 3. Спор, как искусство. Давление на оппонента.

Спор-частое явление, возникающая при коммуникации любого уровня. Часто в диалоге спор возникает по причине одного участника доказать свою правоту и правильность суждения другому. Аудитория не всегда может согласиться с оратором и, также, вступить в спор и обсуждения возникшей ситуации.

По классификации русского логика С.И. Поварнина (1) по речевой цели споры делятся на:

а) выяснения истины;

б) убеждения оппонента;

в) одержание победы;

г) спор, как самоцель.

Также можно выделить такие виды спора, как:

Дискуссия- публичный спор, который основывается на выявлении правильного мнения при сопоставлении разных мнений и взглядов. Целью дискуссии является совместный поиск истины. Часто этот вид спора применим в научной среде.

Полемика - данный вид больше характерен для политической сферы, для борьбы с идеологией. Этот вид больше характерен, как открытая конфронтация, противоборство идей и мнений.

При любом споре, чтобы не довести ситуацию до критической, необходимо понимать правила и приемы ведения спора, соблюдать законы логики.

Закон тождества. В процессе обсуждения мысли, ее содержание должно быть неизменно. В математике тождество-это равенство, верное при любых значениях переменных. В ораторском искусстве тождество также подразумевает приверженность к начальной идеи мысли, вне зависимости от того, как меняется ситуация вокруг. Нельзя изменять, допускать подмену. Надо четко следовать своей идеи, отстаивать и аргументировать ее. Исключение может составить только, вызванная необходимостью, ситуация.

Закон противоречия. Необходимо логически понимать, что две противоположные мысли об одном и том же предмете, не могут быть одинаково правильными и истинными. Одна из них определенно ложная.

Закон достаточного основания . Все мысли должны иметь обоснования и неопровержимую истину. Аргумент должен быть сильнее высказанного тезиса или утверждения. Более того, между тезисом и аргументом должна быть причинно-следственная связь, т.е. логика. Если она не убедительна или не очевидна, то ее следует доказать.

Спор можно отнести к искусству. Ведение спора, как владение искусством. Существуют правила цивилизованного ведения спора:

1. Установить четко тему(предмет) спора.

2. Обсудить общее и разное, убрать общее, как решенное и оставить истинное то, что является спорным.

3. Удостовериться, что обе стороны одинаково понимают значения и смысл используемых тезисов и терминов.

4. Договориться об ожиданиях, т.е. конечных целях спора: поиск истины, обращение в свою сторону, компромисс и т.п.

5. Понять, насколько реален ожидаемый вами исход спора, не надеяться на случайность и чудо.

Часто бывает, что уже после 1 п. спор исчерпан.

Существуют правомерные приемы ведения спора:

1. Опровержение позиции и доводов оппонента с помощью фактов.

2. Абсурдность тезиса. При утрировании, даже правильную идею можно сделать абсурдной.

3. Принцип бумеранга. Путем логических фактов существует возможность обратить аргумент оппонента против него.

5. Вопросы. С помощью различных типов вопросов проще выведать мнение и позицию оппонента, корректно утаивая свои. Этот метод на практике вполне может быть обоюдным.

6. Время. Можно переспрашивать некоторые моменты или уточнять их. Это позволить немного оттянуть время для обдумывания и принятия дальнейших шагов.

Правомерные приемы спора логичны и этичны.

Тема 4. Диалог в форме беседы: виды и стили поведения.

Беседа-наиболее распространённый жанр общения. Беседы могут проходить среди друзей, коллег, знакомых, учителя и ученика и т.д. В любой беседе разделяют две основные стратегии: эгоистическую и альтруистическую. Исходя их самих названий, вполне можно предположить, что именно характеризуют эти виды.

Эгоистическая стратегия превращает диалог в монолог. Цель эгоистической стратегии-выговориться, заявить о себе, самоутвердиться, а часто и подавить партнера.

Альтруистическая стратегия подразумевает истинный диалог. Выражается это в преследовании общей цели, поисках компромиссов решений, обоюдном уважении собеседников.

Беседа имеет свои формы и виды, а именно:

Светская беседа. Не слишком распространенный жанр беседы, который может встречаться среди определенной публики, в зависимости от статуса и стиля жизни. Беседе присущ альтруистический стиль. Если поблизости есть друзья, то подобная беседа перерастет в дружескую. Часто темы бывают абстрактными. В педагогической практике во взаимодействии ученика и учителя такая беседа не совсем уместна, т.к. не выражает основной цели педагогики. Но в большинстве произведений литературных классиков светская беседа хорошо описана и ученики вполне могут иметь полное представление о месте, темах, участниках подобных бесед.

Деловая беседа . Рабочий инструмент для бизнеса. По своей сути деловая беседа-это переговоры, торг, договоренности и т.д. Цель деловой беседы-выявление взаимовыгодных решений для удовлетворения разных интересов участников. Приемы деловой беседы: захватить и удержать инициативу, выяснить подлинное состояние дел, предложить партнеру альтернативу, обменять несущественное на существенное, четко обсудить и утвердить условия.

Информационная беседа. Разновидность такой беседы: экзамен. Форма информационной беседы: прямой вопрос-прямой ответ. Часто типичная ситуация для педагогической деятельности. В такой беседе важно, чтобы все речевые цели были подчинены конечной.

Для эффективной психологической организации беседы стоит обратить внимание на:

1. Атмосфера. Желательно, отсутствие ярких раздражителей в месте проведения беседы или неожиданных событий (ситуаций).

2. Оптимальное время для всех участников беседы.

3. Расположение собеседников в пространстве комфортно, при необходимости-согласно их статусу.

Действия при развитии диалога в беседе:

1. С целью получения информации расспрос одного участника другим.

2. Передача информации от одного участника другому.

3. Внимательное обоюдное слушание.

Для получения информации (расспроса) в беседе:

1. Настроить партнера на тему.

2. Стимулировать партнера на коммуникацию.

3. Стимулировать партнера на развернутость высказывания.

4. Уточнять, при необходимости, информацию партнера.

Важные элементы в слушании партнера:

1. Мобилизировать внимание для понимания смысла сказанного.

2. Уточнение или перефразировка слов партнера.

3. Понимание эмоционального состояния партнера.

4. Для более точного вникания в смысл и форму сказанного оценка ситуации с позиции партнера.

(1) Поварнин Сергей Иннокентьевич (1870-1952) русский философ и логик

(2) Аристотель (384 г. до н.э.-322 г. до н.э.) древнегреческий философ, основатель формальной логики, выдающийся энциклопедический ученый.

(3) Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944) Известный французский писатель, поэт и профессиональный лётчик, эссеист.

Правила речевого поведения (для говорящего, для слушающего и для присутствующих при общении) выражают нормативно-этическую функцию и обеспечивают определенное моралъно-психологическое качество общения. Вот некоторые их этих правил, которые необходимо знать и соблюдать педагогу и которые он, должен привить своим воспитанникам.

Для говорящего:

- доброжелательно относитесь к собеседнику; избегайте негатив­ных оценок его личности, особенно в вульгарной форме;

- узнавайте, запоминайте и называйте имена тех, с кем общаетесь;

- не начинайте разговор с вопросов, по которым расходитесь с партнером, а подчеркните вначале те аспекты, по которым вы сходитесь;

- умейте внушить партнеру по общению сознание его значительности: искусство признания достоинств (а не унижения или разоблаче­ния) тех, кто нас окружает, должно быть усвоено и доведено до автоматизма.

Для слушающего:

- внимательно выслушивайте говорящего; отдавайте предпочтение слушанию перед всеми другими видами деятельности;

- слушайте доброжелательно и терпеливо, как бы авансируя дове­рие собеседнику, окончательный вывод сделаете позже;

- не перебивайте собеседника, как бы вам этого ни хотелось, и тем более не стремитесь перевести слушание в собственное говорение; пом­ните — важнее получить информацию, чем передать ее.

Для присутствующего:

- если общение двух сторон намеренно рассчитано на присутствие третьего и содержит намек на его подключение к общению, воспользуйтесь этим: это позиция косвенного адресата;

Речевой этикет предполагает умение пользоваться речевыми нормативами в конкретных ситуациях общения, в частности, при ведении личной или деловой беседы.

Этикет беседы включает в себя выбор темы и правила поведения собеседников.

Невежливо беседовать на тему, в которой кто-либо из при­сутствующих не может принять участия. Тактичный и вежливый собеседник ведет разговор со всеми присутствующими, не отда­вая никому явного предпочтения. При выборе темы нужно считаться с человеком, с которым вы разговариваете, с местом, где вы находитесь, с настроением окружающих.

Тому, кто любуется закатом солнца, не говорят о своих планах ра­боты, а обсуждающему план работы — о вчерашней вечеринке. Не жа­луются в обществе или в присутствии третьего лица на свои сердечные дела или домашние ссоры: это может поставить собеседника в неловкое положение. В обществе не рассказывают страшных историй и вообще

избегают всего, что может вызвать тяжелые воспоминания или мрачное настроение. Так, в присутствии больного не говорят о смерти, о том, что он плохо выглядит, наоборот, стараются его подбодрить. В пути, особенно в самолете, не рассказывают о воздушных катастрофах, в машине — об автомобильных авариях. За столом не говорят о вещах, которые могут испортить аппетит или удовольствие от еды. Пищу, стоящую на столе, не критикуют и не рассматривают с неодобрением. Похвалив же домашний стол, вы доставите удовольствие хозяйке.




Правила поведения собеседников во время беседы регламенти­руются в основном нормами вежливости и тактичности. Поэто­му, например, не рекомендуется проявлять в разговоре излиш­нее любопытство. Невежливо и бестактно проникать в чужие ин­тимные дела. Не принято спрашивать о возрасте женщины, а еще неприличней подшучивать над ее нежеланием говорить об этом.

Об окружающих следует говорить только в корректном тоне. Каждый должен сам чувствовать, где кончается просто интерес к человеку и где начинается сплетня или того хуже — клевета. Ироничная улыбка, многозначительный взгляд, двусмысленная реплика нередко порочат человека больше, чем откровенная брань.

Хозяин дома или стола должен незаметно направлять беседу, стараясь завязать общий разговор и втягивая в него застенчивых гостей. Самому лучше говорить меньше.

Умение выслушать собеседника, как уже говорилось, непре­менное требование речевого этикета. Это, конечно, не означает, что нужно сидеть молча. Но бестактно прерывать другого. Поэтому, как бы вам не было скучно, вы должны запастись терпением, чтобы выслушать до конца мысль или рассказ дру­гого. При разговоре вдвоем тоже нужно уметь слушать. Бывает, что приходится помолчать, когда чувствуешь, что твои слова могут разжечь страсти. Не стоит начинать горячий спор в защиту своего мнения. Такие споры портят настроение присутствующим.

Молодежь должна избегать споров со старшими. Даже когда стар­ший действительно не прав, а молодой не сумел убедить его в своей правоте, правильнее прекратить спор, перевести разговор на другую тему. Молодым людям вообще лучше подождать, пока старшие втянут их в беседу. В свою очередь старшие должны давать молодым возмож­ность высказаться, не прерывать их.

Человек, обладающий даром остроумия, должен использовать свой дар тактично, не высмеивая окружающих, не подтру­нивая над ними. Не стоит специально лезть из кожи вон, только чтобы сострить.

Шутка или анекдот, сказанные кстати, вполне уместны, но при условии хорошего вкуса, остроумия и умения рассказывать. В компании недопустимы пошлости вне зависимости от того, в каком виде они преподносятся.

К собеседнику нужно быть внимательным, смотреть ему в глаза, но не вызывающе, а спокойно и доброжелательно.

Во время беседы не занимайтесь посторонними вещами, не читай­те, не разговаривайте с соседом, не играйте каким-либо предметом, не исследуйте потолок, не смотрите мечтательно в окно или блуждающим взглядам мимо собеседника. Такое поведение оскорбляет.

Педагог должен постоянно иметь в виду, что высокий уро­вень культура речи, соблюдение правил речевого поведения и ре­чевого этикета призваны помочь ему и его ученикам добиться успеха в общении и взаимопонимания с другими людьми.

Правила речевого поведения (для говорящего, для слушающего и для присутствующих при общении) выражают нормативно-этическую функцию и обеспечивают определенное моралъно-психологическое качество общения. Вот некоторые их этих правил, которые необходимо знать и соблюдать педагогу и которые он, должен привить своим воспитанникам.

Для говорящего:

- доброжелательно относитесь к собеседнику; избегайте негатив­ных оценок его личности, особенно в вульгарной форме;

- узнавайте, запоминайте и называйте имена тех, с кем общаетесь;

- не начинайте разговор с вопросов, по которым расходитесь с партнером, а подчеркните вначале те аспекты, по которым вы сходитесь;

- умейте внушить партнеру по общению сознание его значительности: искусство признания достоинств (а не унижения или разоблаче­ния) тех, кто нас окружает, должно быть усвоено и доведено до автоматизма.

Для слушающего:

- внимательно выслушивайте говорящего; отдавайте предпочтение слушанию перед всеми другими видами деятельности;

- слушайте доброжелательно и терпеливо, как бы авансируя дове­рие собеседнику, окончательный вывод сделаете позже;

- не перебивайте собеседника, как бы вам этого ни хотелось, и тем более не стремитесь перевести слушание в собственное говорение; пом­ните — важнее получить информацию, чем передать ее.

Для присутствующего:

- если общение двух сторон намеренно рассчитано на присутствие третьего и содержит намек на его подключение к общению, воспользуйтесь этим: это позиция косвенного адресата;

Речевой этикет предполагает умение пользоваться речевыми нормативами в конкретных ситуациях общения, в частности, при ведении личной или деловой беседы.

Этикет беседы включает в себя выбор темы и правила поведения собеседников.

Невежливо беседовать на тему, в которой кто-либо из при­сутствующих не может принять участия. Тактичный и вежливый собеседник ведет разговор со всеми присутствующими, не отда­вая никому явного предпочтения. При выборе темы нужно считаться с человеком, с которым вы разговариваете, с местом, где вы находитесь, с настроением окружающих.

Тому, кто любуется закатом солнца, не говорят о своих планах ра­боты, а обсуждающему план работы — о вчерашней вечеринке. Не жа­луются в обществе или в присутствии третьего лица на свои сердечные дела или домашние ссоры: это может поставить собеседника в неловкое положение. В обществе не рассказывают страшных историй и вообще

избегают всего, что может вызвать тяжелые воспоминания или мрачное настроение. Так, в присутствии больного не говорят о смерти, о том, что он плохо выглядит, наоборот, стараются его подбодрить. В пути, особенно в самолете, не рассказывают о воздушных катастрофах, в машине — об автомобильных авариях. За столом не говорят о вещах, которые могут испортить аппетит или удовольствие от еды. Пищу, стоящую на столе, не критикуют и не рассматривают с неодобрением. Похвалив же домашний стол, вы доставите удовольствие хозяйке.

Правила поведения собеседников во время беседы регламенти­руются в основном нормами вежливости и тактичности. Поэто­му, например, не рекомендуется проявлять в разговоре излиш­нее любопытство. Невежливо и бестактно проникать в чужие ин­тимные дела. Не принято спрашивать о возрасте женщины, а еще неприличней подшучивать над ее нежеланием говорить об этом.

Об окружающих следует говорить только в корректном тоне. Каждый должен сам чувствовать, где кончается просто интерес к человеку и где начинается сплетня или того хуже — клевета. Ироничная улыбка, многозначительный взгляд, двусмысленная реплика нередко порочат человека больше, чем откровенная брань.

Хозяин дома или стола должен незаметно направлять беседу, стараясь завязать общий разговор и втягивая в него застенчивых гостей. Самому лучше говорить меньше.

Умение выслушать собеседника, как уже говорилось, непре­менное требование речевого этикета. Это, конечно, не означает, что нужно сидеть молча. Но бестактно прерывать другого. Поэтому, как бы вам не было скучно, вы должны запастись терпением, чтобы выслушать до конца мысль или рассказ дру­гого. При разговоре вдвоем тоже нужно уметь слушать. Бывает, что приходится помолчать, когда чувствуешь, что твои слова могут разжечь страсти. Не стоит начинать горячий спор в защиту своего мнения. Такие споры портят настроение присутствующим.

Молодежь должна избегать споров со старшими. Даже когда стар­ший действительно не прав, а молодой не сумел убедить его в своей правоте, правильнее прекратить спор, перевести разговор на другую тему. Молодым людям вообще лучше подождать, пока старшие втянут их в беседу. В свою очередь старшие должны давать молодым возмож­ность высказаться, не прерывать их.

Человек, обладающий даром остроумия, должен использовать свой дар тактично, не высмеивая окружающих, не подтру­нивая над ними. Не стоит специально лезть из кожи вон, только чтобы сострить.

Шутка или анекдот, сказанные кстати, вполне уместны, но при условии хорошего вкуса, остроумия и умения рассказывать. В компании недопустимы пошлости вне зависимости от того, в каком виде они преподносятся.

К собеседнику нужно быть внимательным, смотреть ему в глаза, но не вызывающе, а спокойно и доброжелательно.

Во время беседы не занимайтесь посторонними вещами, не читай­те, не разговаривайте с соседом, не играйте каким-либо предметом, не исследуйте потолок, не смотрите мечтательно в окно или блуждающим взглядам мимо собеседника. Такое поведение оскорбляет.

Педагог должен постоянно иметь в виду, что высокий уро­вень культура речи, соблюдение правил речевого поведения и ре­чевого этикета призваны помочь ему и его ученикам добиться успеха в общении и взаимопонимания с другими людьми.

Читайте также: