История создания сгупс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Лицензия №0.0000 от 27.09.2011 00:00, срок действия лицензии по .

Аккредитация №0.0000 от 10.02.2012 00:00, действительна по .

Ректор: Манаков Алексей Леонидович

Наличие военной кафедры: не указано

Наличие общежития: Есть

ФГОС-2013Код ОКСОНаименованиеУровень образованияКвалификация
38.04.01 080100.68 Экономика высшее профессиональное Магистр экономики
37.03.01 030300.62 Психология высшее профессиональное Бакалавр
40.03.01 030900.62 Юриспруденция высшее профессиональное Бакалавр
20.03.01 280700.62 Техносферная безопасность высшее профессиональное Бакалавр
23.05.06 271501.65 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей высшее профессиональное Специалист
08.03.01 270800.62 Строительство высшее профессиональное Бакалавр
08.04.01 270800.68 Строительство высшее профессиональное Магистр
09.03.03 230700.62 Прикладная информатика высшее профессиональное Бакалавр
09.04.02 230400.68 Информационные системы и технологии высшее профессиональное Магистр
27.03.01 221700.62 Стандартизация и метрология высшее профессиональное Бакалавр
23.04.03 190600.68 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов высшее профессиональное Магистр
23.05.01 190109.65 Наземные транспортно-технологические средства высшее профессиональное Специалист
43.03.01 100100.62 Сервис высшее профессиональное Бакалавр
38.04.04 081100.68 Государственное и муниципальное управление высшее профессиональное Магистр
38.04.03 080400.68 Управление персоналом высшее профессиональное Магистр
38.04.02 080200.68 Менеджмент высшее профессиональное Магистр
38.05.02 036401.65 Таможенное дело высшее профессиональное Специалист
42.03.01 031600.62 Реклама и связи с общественностью высшее профессиональное Бакалавр
23.05.04 190401.65 Эксплуатация железных дорог высшее профессиональное Специалист

— 10 факультетов
— 44 кафедры
— Институт перспективных транспортных технологий и переподготовки кадров;
— Институт комплексных исследований транспортных систем (филиал Сибирского отделения Российской академии наук).
— Сибирский центр сертификации экономистов, учрежденный совместно с Шотландским институтом присяжных бухгалтеров
— Новосибирский техникум железнодорожного транспорта
— 7 инженерных центров
— 25 научных лабораторий
— 8 групп

— филиал в г. Томске;
— филиал в г. Новоалтайске;
— филиал в г. Белово;

· Библиотека с фондом более 1 млн. печатных единиц
· Компьютерный парк университета более 1500 единиц
· комплекс
· Учебные мастерские
· Учебный полигон
· Геодезический полигон
· центр
· Комбинат общественного питания
· Студенческие общежития (спортзалы, комнаты самоподготовки, комнаты отдыха с мебелью, компьютерами, бытовыми приборами)
· Музейный комплекс
· центр
комплекс:
· Дом спорта
· Стадион общей площадью 17 850 кв.м
· Современный крытый плавательный бассейн общей площадью 5 576 кв.м
· Открытый теннисный корт с двумя игровыми площадками
· Футбольное поле с современным покрытием
· Лыжная база

История создания университета

Промышленное развитие России в начале ХХ века изменило отношение общества к высшему образованию. Строительство новых предприятий на востоке страны и общее повышение их технического уровня вызвали необходимость реформы системы высшего образования. Важнейшим принципом политики в области технического образования стало проведение специализации многофакультетных институтов в отраслевые вузы.

В 1932 г. на базе путейско-строительного факультета Сибирского института инженеров транспорта (г. Томск) при активном участии профессора В.М.Завадского был организован Новосибирский путейско-строительный институт инженеров железнодорожного транспорта. Первым ректором – начальником – института был назначен Сергей Емельянович Пропастин, кадровый военный.

В 1932 году в вузе обучались 569 студентов, на 17 кафедрах работали 60 преподавателей, в том числе 7 профессоров и 14 доцентов.

В 1934 году Новосибирский путейско-строительный институт инженеров железнодорожного транспорта (НоПИИТ) был реорганизован в Новосибирский институт военных инженеров транспорта (НИВИТ).

В 1935 году состоялся первый выпуск военных инженеров железнодорожного транспорта, часть выпускников была направлена в распоряжение Наркомата обороны.

22 июня 1941 года НИВИТ проводил на фронт первых добровольцев: А. Яковлева, З. Этитейна, В. Колесникова, В. Голубовская, К. Шарикова, М. Горбунова, В. Гусева, М. Лоборева, Б. Верзакова, Л. Исакова. В октябре 1941 года ушли на фронт добровольцами 64 слушателя, из которых в дальнейшем сформировался ударный боевой 6-ого воздушно-десантного корпуса.

В годы Великой Отечественной войны многие инженеры первого выпуска стали видными военачальниками. Генерал-лейтенант А.П. Рагозин, генерал-майоры Е.Т. Ядов, В.К. Вдовенко, А.Л. Яковлев, полковники А.Е. Кошкин, Н.А. Танин и многие другие воспитанники НИВИТа своими героическими подвигами на военных фронтах вписали славные страницы в историю института.

Героями Советского Союза стали слушатели В.Н. Безукладников, Ю.И. Дерябин, Е.И. Стерин.

Более тысячи студентов и преподавателей института сражались на фронтах Великой Отечественной войны, внесли достойный вклад в дело освобождения Родины от фашистских захватчиков, 65 нивитовцев погибли в боях.

В стенах института с первых дней его существования собрались талантливые российские преподаватели, ученые, высококвалифицированные специалисты железнодорожного транспорта и транспортного строительства. Лучшие выпускники из Москвы, Ленинграда, Томска стали сотрудниками НИВИТа. Гордостью института были доценты А.А. Савелов, Л.Н. Розников, К.А. Курындин, Ф.И. Слюсарчук, Г.А. Коновалов, профессора А.Ф. Лютц, К.Н. Мищенко, Л.К. Кудряшов, А.И. Прибытков, В.Е. Еврейсков.

В 1932 г. на базе путейско-строительного факультета Сибирского института инженеров транспорта (г. Томск) при активном участии профессора В.М.Завадского был организован Новосибирский путейско-строительный институт инженеров железнодорожного транспорта. Первым ректором – начальником – института был назначен Сергей Емельянович Пропастин, кадровый военный.

В 1932 году в вузе обучались 569 студентов, на 17 кафедрах работали 60 преподавателей, в том числе 7 профессоров и 14 доцентов.

В 1934 году Новосибирский путейско-строительный институт инженеров железнодорожного транспорта (НоПИИТ) был реорганизован в Новосибирский институт военных инженеров транспорта (НИВИТ).

В 1935 году состоялся первый выпуск военных инженеров железнодорожного транспорта, часть выпускников была направлена в распоряжение Наркомата обороны.

22 июня 1941 года НИВИТ проводил на фронт первых добровольцев: А. Яковлева, З. Этитейна, В. Колесникова, В. Голубовская, К. Шарикова, М. Горбунова, В. Гусева, М. Лоборева, Б. Верзакова, Л. Исакова. В октябре 1941 года ушли на фронт добровольцами 64 слушателя, из которых в дальнейшем сформировался ударный боевой 6-ого воздушно-десантного корпуса.

В годы Великой Отечественной войны многие инженеры первого выпуска стали видными военачальниками. Генерал-лейтенант А.П. Рагозин, генерал-майоры Е.Т. Ядов, В.К. Вдовенко, А.Л. Яковлев, полковники А.Е. Кошкин, Н.А. Танин и многие другие воспитанники НИВИТа своими героическими подвигами на военных фронтах вписали славные страницы в историю института.

Героями Советского Союза стали слушатели В.Н. Безукладников, Ю.И. Дерябин, Е.И. Стерин.

Более тысячи студентов и преподавателей института сражались на фронтах Великой Отечественной войны, внесли достойный вклад в дело освобождения Родины от фашистских захватчиков, 65 нивитовцев погибли в боях.

В стенах института с первых дней его существования собрались талантливые российские преподаватели, ученые, высококвалифицированные специалисты железнодорожного транспорта и транспортного строительства. Лучшие выпускники из Москвы, Ленинграда, Томска стали сотрудниками НИВИТа. Гордостью института были доценты А.А. Савелов, Л.Н. Розников, К.А. Курындин, Ф.И. Слюсарчук, Г.А. Коновалов, профессора А.Ф. Лютц, К.Н. Мищенко, Л.К. Кудряшов, А.И. Прибытков, В.Е. Еврейсков.


В настоящее время СГУПС является отраслевым образовательным комплексом. По состоянию на май 2016 года контингент студентов СГУПСа, обучающихся по программам высшего образования, насчитывает около 11 000 человек. В 2016 г. в университетский комплекс поступило 3338 человек, в том числе в магистратуру – 247 человек, на программы СПО (среднего профобразования) – 1098 человек. Ежегодно по разным специальностям конкурс на зачисление в СГУПС составляет от 7 до 11 человек на место.


В состав университетского комплекса входят:

- Институт перспективных транспортных технологий и переподготовки кадров. Научно-образовательная база университета позволяет ежегодно осуществлять переподготовку более четырех тысяч инженерно-технических работников железнодорожного транспорта и других ведущих отраслей экономики,

- Новосибирский техникум железнодорожного транспорта и три филиала вуза – в Томске, Новоалтайске и Белово, где учащиеся получают среднее профессиональное образование по 9 специальностям, и ведется подготовка по 64 рабочим профессиям,

- 10 факультетов, объединяющих 43 кафедры, где ведется подготовка будущих командиров производства по 4 специальностям, 16 направлениям подготовки бакалавров и 9 направлениям подготовки магистров для многих регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.

В вузе развиты современные мощные базы: учебно-лабораторная, научно-производственная, социально-культурная. За последние годы создано новых или модернизировано более 100 лабораторий и аудиторий.

На территории вуза расположен учебный железнодорожный полигон (площадь 4125 кв.м.), оснащенный современной железнодорожной техникой, стрелочным переводом, действующим железнодорожным переездом и прочей техникой.

В распоряжении научно-педагогического и студенческого коллективов университета имеются мощные информационные и вычислительные ресурсы. В настоящее время в университете работают с полной загрузкой 60 компьютерных классов. Используется удаленный доступ по Интернету к общедоступным образовательным программам. Активно развивается технология беспроводного доступа к локальным и внешним серверам (Wi-Fi). Издательство университета ежегодно выпускает учебных и учебно-методических пособий сотрудников университета объемом более 700 печатных листов в год. Научно-техническая библиотека СГУПСа – важнейшее подразделение вуза. Пять абонементов и 7 читальных залов обслуживают читателей. Сведения о библиотеке и ее фондах включены в Мировой путеводитель по библиотекам. На данный момент общий книжный фонд библиотеки насчитывает свыше миллиона экземпляров.

В 1958 году в СГУПСе организована аспирантура, а в 1994 году - докторантура, которые стали основными подразделениями университета, ведущими подготовку научно-педагогических кадров высшей квалификации. Ежегодно на базе университета проводятся конференции и семинары по направлениям основных научных школ вуза, в том числе и международные, ведется большая научно-исследовательская работа.


Многие годы институт вносил свой достойный вклад в восстановление и строительство народного хозяйства страны, готовил кадры для строительства Транссиба. В 1993 г. вузу был присвоен статус академии, а в 1997 г. – университета.

В настоящее время СГУПС является отраслевым техническим образовательным комплексом, в котором обучаются более 14 тысяч студентов, аспирантов и слушателей. В состав университета входит Институт перспективных транспортных технологий и переподготовки кадров. Научно-образовательная база университета позволяет ежегодно осуществлять переподготовку более четырех тысяч инженерно-технических работников железнодорожного транспорта и других ведущих отраслей экономики. Университет имеет четыре филиала – в Новосибирске, Томске, Новоалтайске и Белово, где более пяти тысяч учащихся получают среднее профессиональное образование по 9 специальностям и ведется подготовка по 59 рабочим профессиям.

Головной вуз сегодня – это 10 факультетов:

объединяющих 44 кафедры, где ведется подготовка будущих командиров производства по 6 специальностям и 19 направлениям для многих регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.

В вузе созданы современные мощные базы: учебно-лабораторная, научно-производственная, социально-культурная.

На территории вуза имеется железнодорожный полигон (площадь 4125 кв. м), оснащенный локомотивом, вагонами, путевой машиной, общая протяженность железнодорожных путей составляет – 292,5 м, имеются стрелочный перевод, железнодорожный переезд и др.

Научно-техническая библиотека СГУПСа – важнейшее подразделение вуза. Пять абонементов и 7 читальных залов обслуживают читателей. Сведения о библиотеке и ее фондах включены в Мировой путеводитель по библиотекам. На данный момент общий книжный фонд библиотеки насчитывает свыше миллиона экземпляров.

• парк компьютеров составляет более 1800 единиц;

• в учебном процессе используются более 1300 компьютеров;

• с помощью внутренней сети объединены более 1700 персональных компьютеров с выходом в Интернет.

Издательство университета ежегодно выпускает учебные и учебно-методические пособия сотрудников университета объемом более 700 печатных листов в год.

В 1958 г. в СГУПСе организована аспирантура, а в 1994 г. – докторантура, которые стали основными подразделениями университета, ведущими подготовку научно-педагогических кадров высшей квалификации. Ежегодно на базе университета проводятся конференции и семинары по направлениям основных научных школ вуза, в том числе и международных.

В СГУПСе созданы идеальные условия не только для плодотворной учебы и научной деятельности, но и для интересного отдыха. К услугам студентов – спортивно-оздоровительный комплекс с новым бассейном, 20 спортивных секций, телерадиоцентр, музыкальные, вокально-танцевальные и театральные коллективы, вузовские газеты.

СГУПС имеет многолетние связи и тесно сотрудничает не только со всеми железными дорогами Зауралья, строительными предприятиями, научными организациями и учебными заведениями Сибирского региона. Налажено сотрудничество и с рядом зарубежных партнеров. Как результат – сегодня в университете обучаются студенты, аспиранты и стажеры из стран ближнего и дальнего зарубежья. Студенты СГУПСа активно изучают иностранные языки и проходят стажировки за рубежом (Германия, Китай, Франция, Республика Корея, Япония).

СГУПС: вчера, сегодня, завтра : библиогр. указ. : [в 5 вып.] / Сиб. гос. ун-т путей сообщ. – Новосибирск : Изд-во СГУПС, 2002–2007. – 5 вып.

Традиции НИВИТа-НИИЖТа-СГУПСа / Ю. Александров [и др.] ; авт.-сост., ред. П.В. Грес. – 2-е изд., доп. – Новосибирск : Изд-во СГУПС, 2007. – 407 с., [18] л. ил.

Москалёв П.И. Этапы пройденного пути : субъектив. заметки по истории НИВИТа-НИИЖТа (1932–1990) / П.И. Москалёв. – Новосибирск : Изд-во СГУПС, 1999. – 115 с. – Лит. и док. источники: с. 115.

СГУПС является одним из старейших учебных заведений Новосибирска, первый транспортный вуз в азиатской части России. В 2021 году вузу исполняется 89 лет.

Дата основания: 1932 г.

Лицензия: регистрационный № 2140 от 17.05.2016 г.

Свидетельство о государственной аккредитации: регистрационный № 2735 от 22.12.2017 г.

Ректор – д.т.н., доцент Манаков Алексей Леонидович.

В состав университетского комплекса входят:

– Институт перспективных транспортных технологий и переподготовки кадров;

– Институт комплексных исследований транспортных систем (филиал Сибирского отделения Российской академии наук);

– Сибирский центр сертификации экономистов, учрежденный совместно с Шотландским институтом присяжных бухгалтеров;

– Новосибирский техникум железнодорожного транспорта;

– 7 инженерных центров;

– 17 научных лабораторий;

– 2 научно-исследовательские группы.

Филиалы СГУПСа:

– филиал в г. Томске;

– филиал в г. Новоалтайске;

– филиал в г. Белово.

Материально-техническая база:

  • Библиотека с фондом более 1 млн. печатных и электронных ресурсов;
  • Компьютерный парк университета более 2500 единиц;
  • Научно–производственный комплекс;
  • Учебные мастерские;
  • Учебный полигон;
  • Геодезический полигон;
  • Комбинат общественного питания;
  • Студенческие общежития (спортзалы, комнаты самоподготовки, комнаты отдыха с мебелью, компьютерами, бытовыми приборами);
  • Центр истории и культуры;
  • Культурно-досуговый центр.

Спортивно-оздоровительный комплекс:

  • Дом спорта;
  • Стадион общей площадью 17 850 кв.м;
  • Современный крытый плавательный бассейн общей площадью 5 576 кв.м;
  • Открытый теннисный корт с двумя игровыми площадками;
  • Футбольное, волейбольное и баскетбольное поля с современным покрытием;
  • Лыжная база.

Нам есть чем гордиться:

– В августе 2012 года министр транспорта РФ М.Ю. Соколов посетил университет. Он ознакомился с научно-исследовательской базой университета, встретился с профессорско-преподавательским составом и вручил студенческие билеты иностранным и российским студентам-первокурсникам СГУПСа.

– В декабре 2015 года выпускники СГУПСа заняли призовые места во Всероссийских смотрах-конкурсах дипломных проектов и выпускных квалификационных работ бакалавров (ВКР) по различным специальностям.

– СГУПС проводит актуальные научно-исследовательские и хоздоговорные работы, которые широко востребованы при решении различных задач в транспортной отрасли.

Направления подготовки/специальности (профили/специализации):
- 08.03.01 Строительство (Промышленное и гражданское строительство; Водоснабжение и водоотведение; Организация инвестиционно-строительной деятельности; Автомобильные дороги, аэродромы и объекты транспортной инфраструктуры)
- 09.03.02 Информационные системы и технологии (Интеллектуальные транспортные системы)
- 09.03.03 Прикладная информатика (Корпоративные информационные системы на транспорте)
- 20.03.01 Техносферная безопасность (Безопасность технологических процессов и производств)

- 23.03.01 Технология транспортных процессов (Транспортная логистика)
- 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (Сервис транспортных и технологических машин и оборудования; Автомобили и автомобильный сервис)
- 27.03.01 Стандартизация и метрология (Стандартизация и сертификация)
- 37.03.01 Психология
- 38.03.01 Экономика (Мировая экономика; Финансы и кредит; Бухгалтерский учет, анализ и аудит; Экономика предприятий и организаций; Предпринимательская деятельность; Экономика строительного бизнеса)

- 38.03.02 Менеджмент (Производственный менеджмент; Антикризисное управление; Логистика и управление цепями поставок)

- 38.03.03 Управление персоналом
- 38.03.04 Государственное и муниципальное управление
- 40.03.01 Юриспруденция (профиль Гражданско-правовой; профиль Уголовно-правовой)
- 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (Реклама и связи с общественностью в транспортном комплексе)
- 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства (Подъемно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование)
- 23.05.04 Эксплуатация железных дорог (Магистральный транспорт; Транспортный бизнес и логистика)
- 23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей (Мосты; Тоннели и метрополитены; Строительство магистральных железных дорог; Управление техническим состоянием железнодорожного пути)

- 38.05.02 Таможенное дело (Таможенные платежи)

Направления подготовки магистратуры:
- 08.04.01 Строительство (Автомобильные дороги; Промышленное и гражданское строительство; Управление инвестиционно-строительной деятельностью)
- 09.04.02 Информационные системы и технологии (Интеллектуальные транспортные системы)
- 23.04.01 Технология транспортных процессов (Транспортная логистика)

- 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (Сервис транспортных и технологических машин и оборудования; Техника и технология автодорожного строительства)
- 27.04.01 Стандартизация и метрология (Стандартизация и метрология при диагностике объектов транспорта)

- 38.04.01 Экономика (Экономика фирмы и отраслевых рынков; Внешнеэкономическая деятельность; Финансовый, управленческий учет и налогообложение)
- 38.04.02 Менеджмент (Производственный менеджмент; Логистика и управление цепями поставок; Управление финансовыми ресурсами на железнодорожном транспорте; Юридический менеджмент)
- 38.04.03 Управление персоналом

- 38.04.04 Государственное и муниципальное управление

- 38.04.08 Финансы и кредит

Трудоустройство выпускников в СГУПСе
СГУПС выпускает инженеров, решая проблему нехватки специалистов технического профиля в стране. Специалисты, окончившие вуз, имеют хорошую фундаментальную инженерную и профессиональную подготовку, обладают высокими моральными качествами.

Читайте также: