Верховная власть это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Верховная власть есть конкретное выражение принципа, принимаемого нацией за объединительное начало. Так как государство должно быть высшим союзом, осуществляющим условия существования не корпоративного, несословного, не какого-либо другого, замкнутого в своих частных или групповых целях, но условия существования общечеловеческого, это государство немыслимо без верховной власти, как реальной силы, которая по идее и по своим задачам стояла бы выше всех других. Смысл верховной власти состоит в общем обязательном примирении. Когда возникает государство — это означает, что возникает идея некоторой верховной власти, не для уничтожения частных сил, но для их регулирования, примирения и вообще соглашения. В той или иной форме верховной власти выражается дух народа, его верования и идеалы — то, что он внутренне сознает, как высший принцип, достойный подчинения ему всей национальной жизни. (Л. А. Тихомиров. "Монархическая государственность". Буэнос Айрес, 1966. Стр. 31, 33, 45, 87). Верховная власть (Souverain) отличается от других властей, то есть oт властей управительных (Gouver-nement), следующим: 1. Она всегда основана на каком-либо одном принципе, она едина, сосредоточена и нераздельна, в то время как власть правительственная, напротив, всегда болев или менее представляет сочетание различных принципов и основана на специализации — порождая так называемое разделение властей (там-же. стр. 37). Этих принципов власти всего три: власть единоличная, власть некоторого влиятельного меньшинства и власть общая, всенародная. Власть верховная требует единого направляющего принципа, тогда как власть управительная не только допускает, но и требует самого разнообразного сочетания различных принципов власти, смотря по частным надобностям правления (стр. 59). 2. Всякая верховная власть идеократична (по выражению Блюнчли), то есть она находится единственно под властью своего идеала (стр. 68), в то время как управительные власти являются техническими, специализированными, то есть функциональными властями, обуславливаемые обстоятельствами (стр. 34). Формы верховной власти обуславливаются нравственно-психологическим состоянием нации (стр. 67). 3. не может быть делегированной, в то время как власти управительные по самой своей сути являются властями делегированными и передаточными, представительными. Попытки делегирования верховной власти ведут к ее фальсификации, и на деле являются фикцией, ведущей к узурпации этой верховной власти. В монархиях к этой узурпации стремится бюрократия, а в демократиях — партократия политиканов. Во избежание этого, особое значение для верховной власти имеет самоуправление, которое чрезвычайно расширяет возможность прямого действия в правительственных учреждениях и освобождает силы верховной власти для прямого контроля и направления. Это относится одинаково ко всем формам верховной власти (стр. 59). Ввиду систематического игнорирования этих разделений между властью верховной и управительной, большинство определений верховной власти являются неполными и неточными, так как всякое полное определение требует указание ближайшего вида, к которому принадлежит определяемое, а затем и его отличительных признаков. Л. А Тихомиров, в указанном труде. приводит следующее определение верховной власти из "Курса государственной науки" (Часть 1, стр. 60) В. Н. Чичерина, которое он называет "прекрасной формулировкой": " — едина, постоянна, непрерывна, державна, священна, ненарушима. безответственна, везде присуща и есть источник всякой государственной власти". Она обладает "полновластием, как внутренним, так и внешним. Юридически она ничем не ограничена. Она не подчиняется ничьему суду, ибо если бы был высший суд. то ему бы принадлежала верховная власть. Она — верховный судья всякого права. Словом, это власть в юридической области полная и безусловная. Всякие ее ограничения могут быть только нравственные, а не юридические. Будучи юридически безграничною, верховная власть находит предел как в собственном нравственном сознании, так и в совести граждан". (Стр. 42). Современные западные определения верховной власти (sovereignity по-английски, souverainite по-французски, soberanta по-испански, от superanus по-латыни), всегда указывают на ее превосходство над всеми, на ее высший, превосходный характер, как государственной власти. То есть, это власть находящаяся над всеми другими властями (от super no-латыни, Oberherrschaft, буквально "надвластие", по-немецки). В частности, суверенитетом обладает федеральное государство, но не входящие в него штаты и провинции, так как первое стоит над вторыми. "Краткий политический словарь " (Политиздат, М. 1969), определяет верховную власть, под словом "суверенитет (верховная власть)", как "полную политическую независимость и самостоятельность государства в его внутренних делах и внешних отношениях. независимо от величины его территории, количества населения и общественного строя". Это последнее определение говорит не о верховной власти, а о государстве, смешивая оба понятия. Такое смешение этих двух понятий (государства и его верховной власти) происходит весьма часто, так как некоторые важнейшие признаки верховной власти передаются ею и всему государству. Например, "полновластие, как внутреннее, так и внешнее", по формуле Чичерина. Но, совпадение некоторых существенных признаков этих двух понятий, еще отнюдь не доказывает их полной тождественности. Государство никак нельзя свести к одной верховной власти и к ее свойствам, так как оно шире ее, а также объемлет и другие элементы. Например, в случае советского государства, верховная власть в нем была основана — выражаясь словами Тихомирова — на "едином направляющем принципе власти определенного влиятельного меньшинства", каковым являлась коммунистическая партия, согласно конституциям этого государства (их было несколько). Эта верховная власть, по словам Блюнчли, "идеократична", то есть "находится единственно под властью своего идеала”. Поэтому, коммунистическая партия в СССР, занимавшая (узурпировавшая) место верховной власти, и марксистская идеология, занимавшая (узурпировавшая) место народных верования и идеалов, в этом отношении были "постоянны и ненарушимы", согласно формуле Чичерина, то есть по самой своей сути не поддавались эволюции или изменениям. Изменения или мутации, однако, происходили неминуемо как во внешней, так и во внутренней обстановке, что и вело к дополнительным противоречиям между действительными народными верованиями и насильно навязанной идеологией, чисто механически исполнявшей роль "объединительного начала". Больше того, в самих недрах этой верховной власти коренилось непреодолимое противоречив и глубочайший парадокс: она сама в себе не имела никакого предел а, за отсутствием в ней всякого нравственного сознания, а также принципиально игнорировала всякий предел в совести граждан. Но, если она и передавала советскому государству свои свойства "безответственности. юридической поп ноты, безусловности и безграничности” (по Чичерину), и если она и "являлась источником всякой государственной власти" в советском государстве, это еще не значит, что все это государство состояло только из нее. Эти два смешения верховной власти (с властями управительными и с самим государством) ведут к большим затруднениям для теоретического уяснения рол и верховной власти, как власти учредительной. В современной государственной науке считается, что среди всех государственных законов необходимо выделять некоторые основные законы — или один основной закон — именуемые конституцией. Конституция, в согласии с этими теориями, является "высшим законом", что неизбежно ведет, в свою очередь, к возможности отождествления этого "высшего закона" с "высшей властью". Но, так как почти все современные конституции являются писаными, встает вопрос: Кто является их настоящим автором, помимо непосредственных редакторов? Ведь только "высшая власть" может быть автором "высшего закона". Конечно, должна быть разница между творцом и творением. Кто же этот творец. автор, учредитель, источник высшей легитимности в государстве? Этим источником высшего закона не может быть простая законодательная власть, то есть одна из управительных властей, даже если она формально и считается представительницей народа, то есть верховной власти в демократических государствах (хотя и другая власть, судебная, тоже действует в этих государствах "от имени народа"). Ведь законодательная власть может "давать" законы лишь в рамках конституции, и даже подлежит в этом отношении контролю судебной власти. Не может же она сама “давать” и основные законы, то есть конституцию, в рамках которой она должна давать простые законы. Как раз эти теоретические затруднения помогают вскрыть настоящую суть верховной власти. Действительно, если простая законодательная власть не может в обыденном порядке учреждать и изменять уже учрежденные конституции, то это подтверждает, что верховная власть не подлежит делегированию, в отличив от других властей. (Например, конституция США сама провозглашает, что она учреждена "народом", а не его представителями). Выход из этого положения обыкновенно ищут в двух направлениях: аппеляцией к стоящему вне государства источнику, или аппеляцией к непосредственному, но абстрактному источнику. К первому случаю относятся конституции Канады и Австралии, учрежденные в свое время Вестминстерским парламентом Объединенного Королевства, как и конституции других британских доминионов. После Вестминстерского Статута 1931 года, законы британского парламента перестали иметь силу “высшего закона” в Доминионах, но Канада и Австралия (частично в силу их федеративного устройства) добровольно отказались (по крайней мере до сих пор) от права на изменение полученных извне конституций. (Это равносильно попытке пресечь навсегда попытки сепаратизма и расчленения в этих государствах). К другому случаю относятся такие конституции, как, например. США, в которых провозглашается, что они установлены прямо "гражданами", помимо всяких представителей. По этому поводу уже Гамильтон писал в "Федералисте", что "никакое законодательное действие против конституции не может быть действительным", так как "нельзя утверждать, что делегат первое того, кто выше его. что представители народа предшествуют народу”. Однако, и в этом случае, как и во многих других, это лишь формальная условность, так как на самом деле, "говоря по правде, можно сказать, что народ, весь народ. никогда не разработал ни одной конституции и никогда не мог бы этого сделать”. (К. С. Wheare, "Modem Constitution"). Следовательно, можно выдвинуть гипотезу, что в режимах с писаными конституциями верховная власть олигархична, ибо она принадлежит тем или иным "влиятельным идеократическим меньшинствам", которые в них фактически и редактируют эти конституции. Однако, в состав идеологии этих олигархий входит доктрина "представительства", позволяющая считать реальную олигархию номинальной демократией. Конституции этих режимов являются, в свою очередь, лишь политической проекцией этих идеологий.

Смотреть значение Верховная Власть в других словарях

Власть — ж. право, сила и воля над чем, свобода действий и распоряжений; начальствование; управление; | начальство, начальник или начальники. Всякому дана власть над своим добром.
Толковый словарь Даля

Власть — мн. власти, властей, ж. 1. только ед. право и возможность подчинять кого-что-н. своей воле, распоряжаться действиями кого-н. Государственная власть. Родительская власть.
Толковый словарь Ушакова

Власть — Абсолютная, авторитетная, безграничная, безмерная, безраздельная, беспредельная, божественная (устар.), большая, волшебная, всепокоряющая, всесильная, высшая, грозная.
Словарь эпитетов

Власть Ж. — 1. Право и возможность повелевать, распоряжаться действиями, поведением кого-л. 2. Могущественное влияние чего-л., неодолимая сила чего-л. 3. Инструмент поддержания определенного.
Толковый словарь Ефремовой

Власть — -и; ж.
1. только ед. Право и возможность распоряжаться, повелевать, подчинять своей воле. Родительская в. Упиваться властью. Превышение власти (превышение своих полномочий).
Толковый словарь Кузнецова

Верховная Рада — - название однопалатного парламента Украины.
Политический словарь

Власть — - система социально-политических отношений, выражающих способность, право и возможность кого-либо решающим образом влиять на действия и поведение др. людей и их групп.
Политический словарь

Власть (как Авторитетно-властное Полномочие) — (AUTHORITY) - влияние, проистекающее из признания другими, по их собственной воле, чьего-либо права вводить нормативные установления или отдавать распоряжения и рассчитывать.
Политический словарь

Власть (как Властное Могущество Вообще) — (POWER) - способность каким-либо желаемым образом воздействовать на поведение других. Стало быть, "власть", при широком определении, представляет собой синоним "влияния".
Политический словарь

Власть (формы Власти В Кратологии) — - одна из систем классификации власти, в основу которой положены разнообразные формообразующие элементы власти (от греч. kratos - власть). Подобная классификация опирается.
Политический словарь

Власть Законодательная — - в соответствии с теорией разделения властей одна из трех ветвей власти в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему.
Политический словарь

Власть Избирательная — - одна из независимых и самостоятельных публичных властей (наряду с законодательной, исполнительной и судебной)в ряде стран Латинской Америки (Колумбия, Никарагуа и.
Политический словарь

Власть Информационная — - управление людьми с помощью информации. Носителем В.и. являются средства массовой информации.
Политический словарь

Власть Исполнительная — - в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных и независимых публичных ветвей власти (наряду с законодательной и судебной) в государстве. Представляет.
Политический словарь

Власть Политическая — - центральное понятие становящейся политологии как отрасли знания, учебной дисциплины. Оно фиксирует совокупность механизмов и средств, способов определяющего воздействия.
Политический словарь

Власть Представительная — - совокупность полномочий, делегированных народом или его частью своим выборным представителям, объединенным в специальном коллегиальном учреждении (парламенте, муниципальном.
Политический словарь

Власть Социальная — - подчинение людей путем повышения или понижения их социального статуса, предоставления должностей, различных льгот и привилегий, места в служебной иерархии.
Политический словарь

Власть Судебная — - в соответствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с законодательной и исполнительной). Представляет собой.
Политический словарь

Власть Теневая — - одно из проявлений власти политической, отличающееся отсутствием публичного характера действий субъекта власти по формированию и осуществлению своей авторитарной.
Политический словарь

Власть Экономическая — - контроль над людьми с помощью собственности, денег, различного рода материальных ценностей. Сила В.э. прямо зависит от дефицитности ее средств, наличия (отсутствия).
Политический словарь

Власть Эпохи Постмодерна — (от лат. post - после, фр. - современный) Существуют следующие интерпретации понятия "постмодерн", которые зависят от идеологической ангажированности сторон: 1) наступление.
Политический словарь

Законодательная Власть — - один из основных видов государственной власти, который в единстве с исполнительной и судебной властями является механизмом функционирования демократии. Родоначальник.
Политический словарь

Исполнительная Власть — - один из основных видов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечивающий реализацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно-правовых.
Политический словарь

Политическая Власть — - способ управления населением страны в интересах господствующего класса с помощью государственного аппарата, при котором распоряжения высшего органа обязательны.
Политический словарь

Суверенитет (верховная Власть) — Полная политическая независимость и самостоятельность государства в его внутренних делах и внешних отношениях, не допускающая иностранного вмешательства. Государственным.
Политический словарь

Судебная Власть — - один из основных видов государственной власти, самостоятельно осуществляющий правосудие. Правосудие является видом государственной деятельности, направленной на.
Политический словарь

Верховная Рада — - название однопалатного
парламента Украины.
Экономический словарь

Власть — право распоряжения, управления посредством наделенных полномочий, обеспеченных законодательными нормами.
Экономический словарь

Власть В Организации — - ограниченное
право использовать
ресурсы
организации и направлять усилия
части людей в организации на выполнение заданий.
Экономический словарь

С целью детального определения и анализа государственно-обязательных отношений нужно определиться, что есть государство.

Государство - это организация политической власти, которая, располагая особым механизмом управления, правит обществом и обеспечивает в нем стабильность и порядок, защищает его от внешней угрозы.

Исторически понятие государства определяется как социальная организация, обладающая властью над людьми, живущими на данной территории, ограниченной территориально границами, а также обеспечивая им блага и нормальную жизнедеятельность.

Среди функций, которые выполняет государство — это внутренние, такие как социальные, стабилизационные, хозяйственные, координационные, а также внешние, важные из которых - обеспечивать оборону и налаживать международное сотрудничество. Государство является официальным представителем всех его членов, называемых гражданами. По формам правления государства подразделяются на президентские, парламентские и смешанные республики, а также на абсолютные и конституционные монархии. По формам государственного устройства государства бывают унитарными, федерациями и конфедерациями.

Структурировано государство представляет собой сеть организаций и учреждений, разделенных на три ветви власти, а именно - судебную, законодательную и исполнительную.

В государственном праве заведено считать, что в государстве власть приобретает определенный характер, то есть становится верховной.

Верховная власть — это главенствующая власть в государстве, которая принадлежит высшим его органам и является основой их полномочий.

Власть государства становится верховной, т. е. суверенной в отношении всех лиц и организаций внутри страны, а также в отношении к другим государствам становится автономной и независимой.

Данная власть является высшей, самой главной и господствующей, которая разделяет народ на правительство и подчиненных.

Ключевые признаки верховной власти

Вытекая из самого определения государства и взаимоотношений верховной власти с другими представителями политического союза, признаками верховной власти являются:

Готовые работы на аналогичную тему

  • единство;
  • полнота и неограниченность;
  • постоянство и непрерывность.

Верховная власть в государстве — единая. Это понятие исходит из понятия о государстве как едином целом. При наличии двух волеизъявлений, противоречащих друг другу, каждое будет принадлежать не единому государству, а только его части, а это значит, что каждая часть будет определять отдельное государство. Подобное случается в сложных государственных строях, когда верховная власть распределяется между отдельными областями и единым союзом. В случае, если отличные, но зависящие друг от друга воли объединяются соглашением, то последнее и будет являться верховной волей. В таком случае совокупность органов обладает верховной властью.

Государственная власть, организованная должным образом, для реализации своих функций всегда обладает объединенными задачами, целями и направлениями работы, которые полагаются на задачи и цели, имеющиеся перед державой и живущем в ней населением. Также единство государственной власти выражается еще и наличием единого источника в качестве главенствующей группы общества, интересы и волю которых она в первую очередь выражает.

Для достижения данных задач и целей требуется единство и согласованность всех органов и звеньев системы государственной власти и их координации. Для этого нужен единственный управленческий центр, работающий над согласованностью и связью между разнообразными государственными структурами, а также определяющий и контролирующий правовое, организационное и функциональное единое звено в организации работы государственного аппарата.

Верховная государственная власть распространяется на всю территорию, обозначенную определенными границами, государства и является везде в ней присущей.

Являясь звеном законов, характеризующих обязанности и права населения, данная власть считается абсолютной и не подвергается нарушению, ей необходимо полностью подчиняться. В государстве должна отсутствовать любая другая власть, которая не контролируется и не подчиняется верховной.

Как неотъемлемый атрибут государства, верховная власть характеризуется, в том числе, постоянством и непрерывностью. Имеется в виду, что суть власти всегда непрерывна, хоть и физические лица, обладающие ею, могут меняться, то есть на последователя от предшественника переходят все права и обязанности.

Неограниченностью верховной власти является то, что обладатель данной власти полностью подчинен ей с юридической точки зрения. Юридическое повиновение иному внешнему проявлению силы, например другому государству, указывает на переход к этой силе верховной власти. Верховная власть является властью государственной, и она не зависит ни от какой иной власти.

Верховная власть в государстве постоянна и непрерывна. Если в государстве прекращает существовать верховная власть, это может означать исчезновение данного государства, то есть потерю им независимости. Устранение прежнего государственного правления возможно лишь революционным путем, а не эволюционным, и будет означать смену типа верховной власти, то есть учреждения нового государственного строя.

Типы верховной власти

Лицо (или группа лиц), обладающее в течение неограниченного срока полной, без каких-либо ограничений и условий верховной властью в государстве, называется сувереном.

Данное значение ввёл в науку французский юрист и политик Жан Боден.

Обозначенные впервые Аристотелем, в зависимости от суверена, исторически выделяют три типа верховной власти:

  1. Монархия — форма управления государством, в которой верховная власть полностью принадлежит одному правителю, чаще всего получающему свой пост по наследству.
  2. Аристократия — форма управления государством, где верховная власть принадлежит привилегированному пласту населения: аристократии и знати.
  3. Демократия — форма управления государством, в основе которой верховная власть принадлежит большинству граждан, свободно и коллективно выражающим свою волю.

Существовавшие ранее и существующие по сей день формы государств можно причислить к одному из выше представленных типов правления. В современном мире в подавляющем множестве стран учрежден демократический тип верховной власти (даже в странах с конституционной монархией).

Функции верховной власти

Верховная власть не представляет собой группу отдельно взятых полномочий, у неё есть связующее единство, так как верховная власть едина, как и само государство. Власть государства, благодаря его самостоятельности, может реализовываться во многих областях общественной жизни человека и прибегать к разного рода господству на людьми. Однако можно обозначить самые важные функции верховной власти и разграничить их разные формы, где она демонстрирует свою деятельность.

Таких функций три:

  • законодательная;
  • судебная;
  • правительственная.

Законодательной деятельностью верховной власти определяется установление определенных юридически обоснованных норм, определяющих порядок жизнедеятельности страны.

Судебной деятельностью является охрана от нарушения юридических норм и законов.

Правительственная деятельность верховной власти заключается в исполнении норм, указанных в законах, а также в разрешении вопросов не предусмотренных законодательством. Данная деятельность является необходимой, так как даже при развитом законодательстве, закон всего предусмотреть не может.


Государственную власть в России осуществляют президент, Федеральное собрание, Правительство и суды. Их еще называют высшими органами государственной власти. Давайте рассмотрим их полномочия и характеристики.

О чем эта статья:

Характеристики органов государственной власти

В Российской Федерации есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

Разновидности органов государственной власти РФ:

  • единоличные — такие, как президент;
  • коллегиальные — законодательные органы и избирательные комиссии;
  • единоначальные — министерства;
  • высшие — президент, Государственная Дума;
  • центральные — различные ведомства;
  • территориальные — органы местной или региональной власти.

К федеральным органам власти относятся:

  • Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;
  • Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (вместе с Министерством России, федеральными службами и федеральными агентствами России, управляемыми президентом или подведомственными и управляемыми Правительством России);
  • Верховный суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные органы власти — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ реализуется при помощи Конституции, законов, федеративных и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент

Президент РФ — глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабиль­ность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство РФ на междуна­родной арене.

По Конституции Президент РФ прямо не относится ни к од­ной из ветвей власти, при этом обеспечивает их согласованное функциони­рование.

Полномочия Президента РФ — это совокупность прав и обязанностей, которые предо­ставлены Президенту РФ для выполнения определенных функций.

Сфера деятельности Основные полномочия Президента РФ
Правотворческая деятельность Издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Подпи­сывает федеральные законы.
Правовой статус личности Предоставляет гражданство РФ и политическое убежище в России. Обладает правом помилова­ния. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания, высшие во­енные и высшие специальные звания.
Федеративное устройство государ­ства Назначает и освобождает полномочных предста­вителей Президента РФ в федеральных округах. Приостанавливает действие органов исполни­тельной власти субъектов РФ в случае их проти­воречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Отношения с парла­ментом Назначает выборы в Государственную Думу. Об­ладает правом законодательной инициативы. Имеет право вето. Обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями об основ­ных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государственную Думу в уста­новленном законом порядке.
Отношения с органами исполнительной власти Назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности, принимает решение об отставке Правительства. Утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения. Осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации, вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Руководит деятельностью части федеральных министерств, служб и агентств. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противореча­щие Конституции РФ и федеральным законам.
Отношения с органами судебной власти Выдвигает кандидатуры на должности судей Конституционного и Верховного судов РФ. Назначает судей других федеральных судов. Назначает на должность Генерального прокурора РФ.
Оборона и безопас­ность страны Является Верховным главнокомандующим Воо­руженными силами РФ. Утверждает военную до­ктрину. Вводит в случае необходимости на тер­ритории РФ или отдельных ее местностей воен­ное или чрезвычайное положение.
Внешняя политика Ведет переговоры и подписывает международ­ные договоры. Назначает и отзывает послов и других диплома­тических представителей в иностранных госу­дарствах и международных организациях.

Основные функции Президента РФ:

Выступает в роли гаранта Конститу­ции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимо­сти и государственной целостности.

Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодей­ствие органов государственной власти.

Определяет основные направления внутренней и внешней по­литики государства.

Представляет РФ внутри страны и в международных отноше­ниях.

  • гражданство РФ;
  • постоянное проживание в РФ не менее 25 лет;
  • возраст не младше 35 лет;
  • отсутствие гражданства либо вида на жительство иностранного государства.

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Полномочия Совета Федерации:

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
  • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
  • Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
  • Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  • Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
  • Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

Полномочия Государственной Думы:

  • Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
  • Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
  • Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Федеральное собрание РФ

Исполнительная власть

Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Государственная Дума.

Полномочия Правительства РФ:

Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально-ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды.

Обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала.

Обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни.

Осуществляет управление федеральной собственностью.

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики.

Осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности.

Содействует развитию предпринимательства и частной инициативы.

Обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным.

Создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Структура органов исполнительной власти

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть — через конституционное, гражданское, арбитражное, административное и уголовное судопроизводство.

Судебная власть осуществляется при помощи различных видов ответственности: уголовное, административное, гражданское, конституционное.

Элементы судебной системы РФ:

  • Конституционный суд РФ;
  • Верховный суд РФ;
  • федеральные суды общей юрисдикции;
  • арбитражные суды;
  • мировые судьи субъектов РФ.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону. При этом они несменяемы и неприкосновенны.

Разбирательство дел в судах происходит в открытом формате.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Полномочия Конституционного Суда РФ:

Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

  • федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
  • конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
  • договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
  • не вступивших в силу международных договоров РФ.

Разрешает споры о компетенции:

  • между федеральными органами государственной власти;
  • между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  • между высшими государственными органами субъектов РФ.

По жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Дает толкование Конституции РФ.

Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Верховный суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.


Политико-территориальная, суверенная организация публичной власти, осуществляя правление обществом, обеспечивает в нем:

  • cтабильность и соблюдение порядка;
  • pащищает от угрозы извне;
  • обеспечивает блага населения, нормальную жизнедеятельность.

Она обладает, помимо управленческого, аппаратом принуждения, которому подчиняется население страны.
Исторически сложилось так, что государство трактуют как социальную организацию, наделенную властью над народом, проживающим на земле, территориально обозначенной границами.

На него возложены следующие функции:

  • внутренние (стабилизационные, координационные, хозяйственные и социальные);
  • внешние (обеспечение обороны, безопасности государства, урегулирование вопросов, налаживание международного сотрудничества).

Государство выступает в качестве официального представителя всех его членов, именуемых гражданами. Под формой государства подразумевают структуру, определенную модель внутреннего, государственного устройства.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

  • территориальную организацию;
  • способы, принципы образования, механизмы взаимодействия властных органов;
  • методы власти, которые обеспечивают осуществление государственной политики.

Под формой государственного правления понимают налаживание работы высших органов государственной власти. Это способ организации стране верховной власти.

Основными формами правления являются:

  • монархии (абсолютные, конституционные, ограниченные, сословно-представительные, дуалистические, парламентские);
  • республики (парламентские, президентские, смешанные).

Под формой государственного устройства следует понимать способ территориальной организации государственной власти. Речь идет о национально-государственном, административно-территориальном устройстве.

В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета частей, входящих в состав страны, государственное устройство бывает:

  • простой формы (унитарным);
  • сложной (к ней относятся федерация, конфедерация).

Согласно конституции страны, закрепляется принцип разделения властей на три ветви:

  • законодательную;
  • исполнительную;
  • судебную.

Верховная власть и ее ключевые признаки

Верховная власть является источником полномочий всех государственных органов, разделяет народ на правительство и подчиненных. Она суверенна по отношению ко всем лицам, организациям внутри страны и автономна, независима по отношению к другим державам.

Единство власти выражается в существовании, в системе органов государственной власти, одного высшего (главенствующего органа), так называемого управленческого, координирующего центра, которому подконтрольны (подотчетны) все иные органы, звенья власти, госструктуры.

Верховная власть распространяется на всю, обозначенную границами, территорию. Понятие полноты власти подразумевает следующее - в государстве не должно быть какой-либо власти, которая не была бы подконтрольна, подчинена верховной.

Постоянство и непрерывность означает: прекращение существования верховной власти равносильно утрате независимости и концу самого государства. Изменение государственного строя, смена типа верховной власти невозможны эволюционным путем (только революционным).

Кто такой суверен и какие бывают типы верховной власти?

В научный оборот слово вошло, в том значении, в котором мы его используем сегодня, благодаря политику, философу и юристу из Франции - Жану Бодену. Данная личность является основоположником теории государственного суверенитета.

Про формы общегосударственного устройства писал, в свое время, еще Аристотель.

Согласно его философии, существуют:

  • Монархия (единоличная царская власть), при которой вся полнота политической власти сконцентрирована в руках одного правителя. Она передается по наследству. Одна из ее разновидностей монархии - тирания.
  • Аристократия, при которой правленческие бразды находятся в руках привилегированного сословия, а именно - состоятельных граждан, располагающих собственностью и благами. Худшая ее разновидность - олигархия.
  • Полития, при которой верховной властью владеет большинство ради общей пользы, например, воины. Аристотель считал, что извращением данной формы правления является демократия. При ней верховной властью наделено большинство граждан, коллективно и свободно изъявляющих свою волю.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Какие функции выполняет верховная власть?

Верховная власть так же едина, как и само государство. Несмотря на связующе-единую природу верховной власти, можно разграничить ее важные функции:

  1. Законодательную. Суть данной деятельности заключается во внедрении общих юридических норм, определяющих порядок государственной жизни.
  2. Судебную. Деятельность направлена на защиту юридических, законодательных норм от какого-либо нарушения.
  3. Правительственную деятельность, осуществляемая высшим органом исполнительной власти. Она направлена на исполнение законов, управление делами государственного значения и аппаратом страны, а также на выполнение бюджета, участие во внешней политике и т.д.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

Читайте также: