Музыкальное наследие казахского народа кратко

Обновлено: 04.07.2024

Оценить 2937 0

Автор:Вискова И. Н.,

Значение казахской народной песни в жизни людей очень велико, так как она приобщает людей к высшим человеческим ценностям, играет огромную роль в современном обществе [1, с. 3].

Қазақ халықтың әнінің мағынасы адамның өмірінде өте ұлы, себебі ол адамдарды жоғарғы адами бәстерге приобщает, алып рөлді қазіргі қоғамда ойнайды.

Т he value of the Kazakh folk song in life of people is very great, because she attaches people to the higher human values, plays an enormous role modern society.

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения и расцвета культурных традиций народов Казахстана. Поэтому, сегодня возрастает ценность и значимость пропаганды народного творчества посредством народной песни, способствующей развитию духовной культуры людей на основе изучения песенно-инструментальных образцов прошлого и современного народного творчества.

Основные жанры эпической традиции - жыр, толгау, терме. В музыкально-эпической традиции прослеживается философское начало, дидактическое содержание, проявление народной мудрости. Эпос рассматривается как художественное, историческое и этническое явление. У казахов музыка тесно связана с жизнью, бытом вообще, сопровождавшимся песнями, кюями, терме. В казахском обществе были чрезвычайно развиты любительское пение, игра на музыкальных инструментах для себя или близкого круга людей - друзей, родственников. Особое, почётное, уважаемое место занимали профессиональные деятели казахской культуры - акыны, жырау, жырши, кюйши.

История казахского народа, уходящая корнями в глубину веков, богата событиями. Радостные или печальные, большие или малые, они оставляли в душе человека неизгладимый след, запечатлевались в памяти. Культура всегда неразрывно связана с историей. В кюях и песнях отражено все многообразие жизни. Жырши и акыны к историческим событиям, становились летописцами своего времени. Легенды, стихи, музыка передавались от поколения к поколению. С древнейших времен бытуют у казахского народа легенды о чудесной способности музыки приносить людям радость или печаль, раздумья или веселье, развивать высокие гуманистические, моральные и эстетические качества.

Итак, из вышеизложенного мы можем сделать вывод, что народная песня возникла в далёком прошлом и развивается на протяжении всего своего существования. В народной песне развито художественное начало.

В Казахстане проводится значительная работа по сбору и записи музыкального творчества, публикации лучших образцов в музыкально- эпических сборниках. Все, что сделано дореволюционными русскими учеными, положившими начало изучению истории народной песни, а за ними и современными русскими учеными, свидетельствует о значительном развитии казахского музыкознания, в котором наравне с исследованиями профессиональных жанров, достойное место занимают исследования казахской песни. [10, с. 3].

Исходя из вышесказанного переходим непосредственно, к связи истории народной песни с современностью. Музыка - культурное наследие казахского народа, отзвуки прошлых столетий. Она обладает наиболее характерными ментальными свойствами - музыкальным языком, ритмообразованием и интонациями, столь характерными для народного художественного мышления. И именно в наше время прослеживается тесная связь народной песни с современностью, так как последние годы среди молодёжи возрос интерес к нашему прошлому, которое мы знаем очень поверхностно. Народные песни сейчас аранжируются, многие из них исполняются в современной обработке, их знают и любят как дети, так и взрослые.

Народная песня это же не классика, не авангард: её и исполнить можно без лишнего профессионализма или инструментальной подготовки.

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрожлдение духовных ценностей, пропаганда народного творчества приобретает более сильное значение. Разве отточенное веками, сохранившееся в сотнях поколений народное творчество не является одной из высших духовных ценностей народа? Именно сегодня возрастает ценность и значимость пропаганды народного творчества во имя возрождения родной земли, связи со своим народом, ощущения счастья, бытия и творчества.

И в заключении хотим сказать, что мы находимся на пути от старой народной музыки, развитие которой заканчивается, к новой, развитие которой начинается. А значит, сегодняшний день на этом пути очень важный. Старых сочинителей народной музыки уже нет. Ибо нет старого мира. Возникает новый мир, новые отношения между людьми, новые условия и новые обстоятельства. И поэтому, мы должны думать о будущем народной музыки. Нородно – песенное творчество было и будет основой песенной культуры. Через народную музыку люди могут ближе подойти к искусству.

Список литературы:

Артёмова С.С. Авторская программа по казахской музыке для общеобразовательных школ с русским языком обучения- Костанай: Институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, 2000. 55с.

Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка - Москва: Просвещение, 1988. 262с.

Готовцев Г.А. Мифология и фольклор. Программа и методические рекомендации –Москва: Новая школа, 1993. 145с.

Назаров Л.И. Введение в песенный фольклор- Москва: Просвещение, 200. 124с

Музыкальная культура казахского народа стала формироваться одновременно с образованием казахской народности. В разных песенных и инструментальных произведениях (кюях) отражалась жизнь народа на всех этапах его исторического развития.

Поэты-сказатели, вышедшие из среды народа, слагали песни, выражали мечту трудового народа, прославляли подвиги батыров.

Песня сопровождала людей во всех сферах их жизни. Песнями благословляли откочевки аулов со стадами на жайляу, предваряли совещания старейшин, песни звучали в походах, на свадьбах, вечеринках молодежи, при исполнении похоронных ритуалов. В феодальном обществе не было сильнее гнева, чем гнев хана, мысль о том, что гнев хана может усмирить только музыка, выражает кюй "Аксак кулан и хан Джучи". Музыкант, который знал о силе музыки, написал кюй "Нар идирген".

Казахский народ создал большое количество песен и кюев. Эти песни и кюй до сих пор очень популярны.

В первом Музыкальном театре республики собрались талантливые люди, самородки. Калибек Куанышбаев, ставший впоследствии народным артистом Советского Союза, пришел в искусство благодаря музыкальным способностям (у него не было музыкального образования). Куляш Байсеитова, названная "казахским соловьем", имея прекрасный музыкальный слух, пела в сопровождении симфонического оркестра, исполняла оперные арии, хотя не знала нот.

Благодаря традициям сохранились многие достижения, которыми человечество по праву гордится. Игра на музыкальном инструменте — это традиция, которая передается от поколения к поколению. Красивые кюй, которые исполняются на домбре, кобызе, свирели и на других музыкальных инструментах, любят все ценители музыки. А.В. Затаевич писал, что такого музыкального жанра, как кюй (народная инструментальная пьеса), нет ни у одного народа. Музей казахских национальных музыкальных инструментов, открытый в 1981 г., хранит и популяризирует лучшие образцы народной музыки.

Экспонаты этого музея в течение долгого времени собирались со всей республики. Огромную помощь оказали коллекционеры.

Если при открытии музея было всего лишь 70 видов музыкальных инструментов, то теперь в его фонде хранится более 500. Посетители музея могут не только увидеть музыкальные инструменты, но и послушать их.

В зале музея выставлены древние инструменты, сделанные талантливыми народными мастерами. Среди них, например, кобыз XVI века, на котором играл поэт Жарас, и домбра Абая. Здесь хранятся также инструменты исполнителей прошлой эпохи: Биржана, Ыхыласа, Дины, Шашубая, Мурына и др. В коллекции музея можно увидеть посох, подаренный Абаем Семипалатинскому краеведческому музею в 1885 г., двустороннюю домбру Жамбыла. Здесь есть и шанкобыз, который издает своеобразные звуки.

Каждое отделение музея представлено в виде юрты с открытым тундыком. Древний кобыз, найденный во время раскопок в Таразе, находится в отделе древних инструментов. Рядом с ним — игрушка, изготовленная из керамики.

Кочевой и полукочевой образ жизни, занятия скотоводством способствовали появлению традиционных видов музыкального искусства. Эти виды музыкального искусства отличаются от музыки западных и восточных народов.

Пение и игра на музыкальном инструменте, или инструментальное и песенное искусство — два вида в музыкальном наследии казахского народа.

В духовной жизни казахского народа большое место отводилось певческому искусству. Песни были широко распространены в повседневной жизни.

Песни, передаваемые от поколения к поколению, помогали формировать у молодого поколения добрые чувства, высокие эстетические вкусы. Темы песен были различными.

Казахские поэты и мыслители отводили большую роль музыкальной культуре в жизни народа.

В XX в. национальный музыкальный фонд пополнился произведениями с новым содержанием.

Традиционным видом музыкального искусства казахского народа являлось сольное пение, сопровождаемое игрой на домбре или кобызе, или исполнение произведений на инструментах. Хоровое пение звучало на вечерах, у алтыбакана (качелях), хором исполнялись свадебные песни "жар-жар", "сынсу" и др.

Как отметил В. В. Радлов, исследователь духовной культуры народов Средней Азии, казахский народ "в своих песнях показывает не сказочный мир, а воспевает свою жизнь".

Профессиональные певцы, поэты, исполнители кюев постоянно пополняли свой репертуар, расширяли тематику.

Произведения народного творчества понимал каждый человек, в них отражены мечты народа, в них люди находили поддержку, они вселяли веру в будущее и надежду.

Народные песни делятся на следующие виды:

— песни-назидания (песни благодарности, благословения, пожелания, песни-загадки, песни-басни и с ироническим смыслом);

— фантастические песни (песни-легенды, песни-небылицы);

— сатирические, юмористические песни (смешные, шуточные);

— эпические сказания (песни-назидания — терме, эпические сказания в стихах — толгау);

Коркыт

Коркыт

Курмангазы

Курмангазы

В своих кюях музыкант воспевает красоты бескрайних степей и пробуждает свободолюбивый дух казахского народа. Курмангазы был очевидцем восстаний казахского народа за независимость, и именно его кюи неслись тогда по степи, призывая людей бороться за свободу своего народа. Благодаря уникальному стилю игры на домбре, Курмангазы можно легко узнать среди других кюйши, а его особые приемы игры впоследствии переняли его ученики – Махамбет Утемисов, Дина Нурпеисова и другие.

Биржан Сал

Биржан Сал

Жаяу Муса

Жаяу Муса

Ахмет Жубанов

Ахмет Жубанов

Бибигуль Тулегенова

Бибигуль Тулегенова

Бибигуль Тулегенова является одной из талантливейших певиц казахского народа. Она работала солисткой Казахстанского радио, пела в составе труппы Государственного театра оперы и балета им. Абая, а также гастролировала вместе с оркестром Народных инструментов имени Курмангазы, объездив с концертами весь Советский Союз. Сейчас певица ведёт класс вокала в консерватории им. Курмангазы, а также является художественным руководителем международного конкурса вокалистов имени Бибигуль Тулегеновой.

Шамши Калдаяков

Шамши Калдаяков

Дос Мукасан

Дос Мукасан

Дос Мукасан известны своеобразным стилем в музыке, который отличается симбиозом казахских песенных традиций и рока. Музыканты перенесли на электроинструменты мелодии многих казахских кюев, популяризируя богатое музыкальное наследие казахов. За всю историю своего существования Дос Мукасан выпустили четыре альбома и участвовали в многочисленных конкурсах в Ташкенте, Минске и Берлине, завоёвывая на них лишь первые места. Также ансамбль является Лауреатом премии Ленинского комсомола в Казахстане.

Молданазар

Галымжан Молданазар

Галымжан Молданазар - один из самых прогрессивных музыкантов Казахстана, которой предлагает слушателю иной формат исполнения современных песен на казахском языке. Его музыка порой совершенно не отличима от мелодий зарубежных инди-исполнителей, но каждая его песня передаёт искренность и душевность казахского языка. Галымжан не придерживается одного жанра – в его репертуаре можно встретить как песни в стиле синти-поп и фанк, так и акустические мелодии, записанные в домашних условиях.

Скриптонит

Скриптонит

91

Ninety One

Electric Child

Electric Child

Electric Child (настоящее имя – Виталий Угай) делает электронную музыку, сочетающую в себе танцевальный синти-поп, теплый вокал и расслабляющий chillwave. Молодой музыкант участвовал на BoscoFreshFest в Москве, GEM Festival в Грузии, а также давал несколько концертов в Алматы. На счету у музыканта 3 мини-альбома и 3 сингла.

Лучше всего о казахской традиционной музыке может рассказать только она сама. Слушая домбру, кобыз, сыбызгы или симфонические кюи можно со всей полнотой понять и проникнуться казахской историей и культурой.

Музыкой была пронизана вся жизнь казаха – она звучит в обрядах и ритуалах, на праздниках и в повседневном труде.

На протяжении столетий, передавая из поколения в поколение, главным хранителем казахской музыкальной культуры был сам народ.

Казахи говорят "Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения".

Кюй – это традиционная казахская инструментальная пьеса, которая рассказывает эпические истории, сказки и легенды казахского народа.

Музыкантов, которые пишут и исполняют кюи называют кюйшами.

Обычно, перед исполнением, кюйша рассказывал о чем его кюй. Но с течением времени устное творчество навсегда отделилось от инструментального, и в наши дни лишь немногие музыканты сопровождают свою игру предварительным рассказом.

Народные кюи - это ранний фольклор. Бытует мнение, что эти кюи могли быть сопровождением неких ритуалов у древних кочевых народов. Кюйши всегда имели свой стиль и особенность игры. В своих произведениях они размышляли о смысле жизни, рисовали тонкие психологические портреты людей, воспевали красоту степных просторов и родного края.В целом кюи всегда передавали всю сложную и многогранную картину жизни кочевников.

В казахской культурекюи издревле передавались от исполнителя к исполнителюна слух. Кюй "Ақсақ құлан" (хромой кулан) считается народным идатируется 13 веком.

Кюй рассказывает о том, как у Чингисхана на охоте погиб любимый сын Джучи. Его сбил с лошади хромой кулан, гордый и сильный вожак стаи. Слуги не знали, как об этом сообщить своему правителю, и привели к нему музыканта. Тот не сказал ни слова, просто сыграл на домбре кюй "Аксак кулан". Хан всё понял и велел казнить домбру. С тех пор на инструменте появилось отверстие – след от расплавленного свинца.

Настоящей эпохой возрождения в искусстве сочинения кюев стала середина 19 века. В те времена жили и создавали классические произведения выдающиеся композиторы-кюйши Құрманғазы Сағырбай, Махамбет Өтемісұлы, Дәулеткерей Шығаұлы, Таттімбет Қазанғапұлы.

Каждый из них внес огромный вклад в развитие казахской музыкальной культуры, однако особое место в ней занимает Курмангазы. Если вы захотите услышать пульс и дыхание казахской земли, узнать, о чем поет вольный ветер бескрайних степных просторов, ощутить радость от стремительного бега летящих коней, понять в чем сила казахского народа - послушайте кюи Курмангазы. Его кюи “Сары-арка”, “Ақсақ-құлан”, “Адай” ассоциируются у казахов с образом Родины.

В честь Курмангазы назван Казахский государственный академический оркестр народных инструментов.

Традиционно кюи исполняются на домбре.

Этот щипковый инструмент, как никто другой может передать звучание казахской степи, ветра, шевелящего ковыль, гор, упирающихся в небеса, облаков, уносящихся вдаль. Домбра — самый популярный казахский музыкальный инструмент

Музыкальные инструменты подобные домбре есть не только у казахов, этот инструмент имеет свои аналоги у многих народов. В русской культуре, например, есть схожий по форме и звучанию инструмент домра.

В 1989 году в Казахстане в Алматинской области, высоко в горах на плато "Майтобе" профессор Акитаев и этнограф Жагда Бабалыкулы, обнаружили наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента и четырёх танцующих человек. Этот рисунок датировался периодом неолита, а сейчас находится в музее народных инструментов им. Ыкыласа Дукенулы в городе Алматы. Инструмент, изображенный древним художником на скале, очень похож на домбру по форме. Поэтому считается, что прототип нынешней домбры имеет возраст более 4000 лет и является одним из первых щипковых инструментов — предтечей современных музыкальных инструментов подобного вида.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев ценит домбру и хорошо владеет инструментом. Он убеждён что домбра – неотъемлемая часть истории, достояние казахского народа. В Казахстане каждое первое воскресенье июля -- Национальный день домбры. В этот день по всей стране тысячи домбристов играют на любимом народном инструменте.

Для казахского народа домбра имеет особую историческую ценность. Есть даже поговорка: "Настоящий казах – это не сам казах, настоящий казах – домбра!"

В 2010 году домбра попала в Книгу рекордов Гиннесса. В районном центре Толы Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая 10450 человек одновременно исполнили казахский кюй "Кенес". Историческую ценность домбры признала и ЮНЕСКО. В 2014 году в список наследия организация включила казахский кюй, домбру и юрту.

Так звучит Кобыз

Самый древний смычковый инструмент в мире. Прародитель скрипки.

По преданию легендарный тюркский поэт и композитор Коркыт ата – создал кобыз в 9 веке.

В древности кобыз считали священным инструментом и баксы-шаман, игрой на нем, изгонял злых духов, болезни и смерть

Музыка кобыза – это подражание взмаху крыльев лебедя, а густой, богатый обертонами тембр - это подражание звуку ветра, вою волков и свисту пущенной стрелы

Кобыз вырезают из цельного куска дерева. Это один из древнейших способов изготовления музыкальных инструментов в истории человечества, и объясняется он вовсе не технической отсталостью или отсутствием необходимых приспособлений.

Считается, что так сохраняется поющая душа и природная красота дерева.

Струны для кобыза изготавливают из пучка пятидесяти некрученых конских волос.

Автор первых казахских опер, оркестровых произведений, советский композитор и Народный артист Казахской ССР Евгений Григорьевич Брусиловский писал:

"Внутри кобыза, на задней стенке, они прикрепляли зеркальце, а головку украшали пучком совиных перьев. В темноте юрты зеркальце отсвечивало от огня тагана красноватым цветом, кобыз пел свою древнюю, подвывающую песню, баксы истошным голосом кричал свои заклинания: "Нак! Нак!", и перья совы от его крика начинали шевелиться и трепетать. В руках же простых музыкантов кобыз пел грустную песню казахского народа, кочующего по огромной степи в поисках Страны счастья — Жер уюк"

В глубокой древности в одном ауле жил старик. Было у него семь сыновей. Однажды холодной зимой из-за джу́та (массового падежа скота) люди остались без еды, и в доме старика поселилось несчастье. Смерть одного за другим унесла всех сыновей. После гибели старшего сына убитый горем старик, чтобы совершить поминальный обряд - выдолбил кусок иссохшего дерева, натянул на него струну и поставив под неё подставку, исполнил кюй "Қарағым" ("Родной мой"), после смерти второго сына старый отец натянул вторую струну и сыграл кюй "Қанат сыңар" ("Разбитое крыло"), третьему сыну он сложил кюй "Құмарым" ("Любимый мой"), четвёртому посвятил кюй "От сонер" ("Погасшее пламя"), пятому сочинил "Бақыт қошты" ("Утерянное счастье"), шестому — "Күн тұтылды" ("Затмившееся солнце"). После утраты последнего, младшего сына, старик натянул седьмую струну и исполнил кюй "Жеті баламнан айрылып куса болдым" ("Утратив семерых сыновей я ослеп"). Извлекая из инструмента звуки полные скорби, отец музыкой показывал образы своих детей. Эти мелодии дошли до нас в форме инструментальных пьес-кюев под общим названием "Жетыгенның жетеуы" ("Семь кюев жетыгена"). А семиструнный инструмент, на котором играл старик, назвали Жетыген. Это один из древнейших казахских музыкальных инструментов, который почти в неизменном виде дошел до наших дней.

По форме он больше всего напоминает гусли или лежачую арфу, а самый ранний тип жетыгена выглядел, как продолговатый ящик, выдолбленный из куска древесины. На таком жетыгене не было ни верхней деки, ни колков. Струны натягивались рукой и под каждую с двух сторон подставляли асыки, маленькие костяшки овец или баранов, передвигая которые можно было подстраивать струну. Если асыки сближали, строй повышался, если раздвигали – звук становился ниже и глубже.

Сейчас в жетыгене используют разное количество струн – семь, четырнадцать или двадцать одну. Однако в некоторых фольклорных ансамблях используется реконструированный жетыген, в котором для расширения диапазона число струн увеличили до 23. Размер такого инструмента порой может превышать полтора метра.

Протяжная мелодия, которая звучит на фоне жетыгена – это партия сыбызгы, одного из самых древних, традиционных казахских инструментов.

На протяжении многих веков сыбызгы завораживал своими волшебными звуками тысячи поколений кочевников-казахов. Традиционные образцы сыбызгы делались из камыша, и делились на разные виды – қара қурай (черный курай), өгіз қурай (бычий курай) и қырлы қурай (ребристый курай). Исполнители сами мастерили себе инструмент. Каждый из них владел своими секретами мастерства и обмеров инструмента. Изготовленный из камыша сыбызгы обтягивался кишкой молодого скота. Так звук получался чистым, мягким и натуральным, а инструмент - стойким к жаре и холоду. Позже сыбызгы стали делать из дерева и меди.

По форме он напоминает свирель с четырьмя или шестью отверстиями, длинной около шестидесяти сантиметров.

Несмотря на простую конструкцию у сыбызгы - по сравнению с другими духовыми инструментами, весьма сложна техника извлечения звука. Здесь нет мундштука, а верхняя часть инструмента упирается на зубы играющего.

До 18 века Сыбызгы был одним из самых распространенным инструментов на территории Казахстана. С ним связано много легенд и преданий. В далеком прошлом в среде батыров, охотников и воинов владение сыбызгы считалось обязательным.

Восточный Казахстан и древние Алтайские горы, как и древнюю цивилизацию этой земли, можно считать колыбелью сыбызговой инструментальной традиции. Эта традиция хорошо сохранилась сейчас в приграничных с Казахстаном районах Китая и Монголии. Вся эта территория раньше принадлежала казахским племенам, которые кочевали веками на едином для них пространстве Алтайских гор. Говорят, что в Алтайском крае еще в XVII веке проходили состязания, тартысы, где исполнители демонстрировали искусство игры на сыбызгы.

На Западе Казахстана видным представителем сыбызговой инструментальной традиции считается Сармалай. Его кюи донес до нашего времени сыбызгышы Ыскак Уалиев.

Искусство игры на сыбызгы передавалось из поколения в поколение, а сейчас этот древний инструмент входит в состав всех казахских музыкально-этнографических коллективов.

Глухой, раскатистый, низкий звук, разносящийся на десятки и сотни метров – это Керней - старинный духовой казахский инструмент. Он поддерживал боевой дух воинов во время сражений, запугивал врага и мог быть сигналом к наступлению. Обычно его изготавливали целиком из металла. Если Керней делали из дерева, то поверх натягивали верблюжий пищевод. Этот народный прием был нужен для того, чтобы уберечь деревянный корпус от температуры и влаги.

Еще один национальный казахский инструмент, который часто использовали во время боевых действий -- Дабыл.

Дабыл - ударный инструмент типа литавры и диаметром около 30 сантиметров. Он выглядит, как деревянный ободок с рукояткой, обтянутый с двух сторон кожей. Благодаря громкому и резкому звуку, его использовали для подачи военных сигналов атаки или отступления. Часто охотники играли на дабыле для устрашения, когда загоняли в лесу дикого зверя. Шаманы ритмично стучали по дабылу во время своих мистических обрядов. Караванщики с помощью дабылов извещали друг друга о предстоящих ночевках во время долгих переходов по степи.

Традиционно на дабыле играли руками или нагайкой. Сейчас существует два оркестровых типа дабылов – малый, с деревянным корпусом и большой, с медным. На современных инструментах играют деревянными колотушками с мягкими наконечниками.

Также спокойно и неторопливо, как идет по степи караван, разливается музыка Шанкобыза.

Шанкобыз называют ключом от души. До сих пор среди историков нет единого мнения где и когда появился этот уникальный инструмент. Известно лишь что ему больше пяти тысяч лет. Однако существует множество легенд о происхождении шанкобыза. Он известен во всех странах мира. На Алтае и в Якутии он называется хомус, во Въетнаме – дан мой, а в Европе – варган. Когда то шанкобыз делали их кости или дерева, но с появлением первых кузнецов – стали делать из металла. Звук шанкобыза отличается большим количеством обертонов, что придает ему сходство с человеческим голосом, а также дает массу возможностей для звукоподражания. В казахской степи на шанкобызе традиционно играли женщины, когда баюкали младенцев в колыбели, и баксы – шаманы. В далеком прошлом при камлании они мастерски имитировали на шанкобызе звуки природы: шум дождя, пение кукушки, бег скакуна, стук дятла, шум ветра, журчание воды. Игра на нем была частью обряда и исцеляла людей.

В XX веке казахская музыкальная культура обогащается новыми жанрами и формами музицирования. За небольшой отрезок времени музыканты смогли освоить многоголосие и весь жанровый арсенал классической европейской музыки - оперу, симфонию, ораторию, ансамблевые, оркестровые и хоровые исполнительские формы, создать новую профессиональную композиторскую школу.

На основе уникального соединения национальной музыки и европейских форм в 30 - 40-е годы XX столетия были созданы классические произведения казахского оперного искусства - "Кыз Жибек" Евгения Брусиловского, "Абай" Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди, "Биржан и Сара" Мукана Тулебаева.

Их драматургической и музыкальной основой стали богатства казахского фольклора и устной профессиональной музыки.

Казахский оперный театр стал местом, где перед современным зрителем разворачивается старинный свадебный обряд и знаменитый айтыс между акынами XIX века Биржаном и Сарой, где можно услышать песню героя народно-освободительного восстания XIX века, поэта и кюйши Махамбета и скорбную похоронно-поминальную песню-плач жоктау.

В 70-х г.г. в республике достигает расцвета один из самых сложных жанров европейской инструментальной музыки – симфонический. Создаются произведения близкие по форме к классическим, - симфонии Газизы Жубановой и Куддуса Кужамьярова. Так, благодаря соединению разных культур возникает новый жанр - симфонический кюй. В свое время большую любовь у казахов получили оркестровые и хоровые интерпретации традиционной казахской музыки.

Казахстан - родина многих выдающихся исполнителей классической музыки мирового масштаба.Ежегодно республика собирает творчески одаренную молодежь на фестивалях "Дни новой музыки", "Алтын алма", Международном конкурсе "Азия дауысы", а народных музыкантов - на Международном фестивале традиционной музыки. Изо дня в день, из года в год, как и прежде, музыка звучит и объединяет разные эпохи и поколения, связывает прошлое, настоящее и будущее в Стране великой степи.

Ю.Аравин: Музыкальное наследие казахов - гармония высокого и вечного

Получалось так, что казахская народная музыка, профессиональная и классическая, ненавязчиво входила в контекст мировой музыкальной культуры. Это такой потрясающий ход, такая уникальная возможность преподнести национальную культуру в контексте мировой! Просто грешно было не воспользоваться этим в полной мере! Помимо улиц есть различные учреждения, носящие имена известных и любимых в народе людей. Например, Дворец спорта им. Балуана Шолака. Для меня он, прежде всего, певец, песни которого до сих пор помнят и поют в народе. Есть концертные залы, музеи имени Ыхласа, Курмангазы, Дины Нурпеисовой и других. Все это дает неисчерпаемую возможность создавать передачи. Я же успел осуществить лишь около тридцати.

Кроме того, в Казахстане до сих пор нет энциклопедии казахской музыки. Многие пишут и звонят мне с просьбой составить телевизионную версию энциклопедии казахской музыки, телепередачи для учебного процесса. Когда выходили мои телепрограммы, люди записывали их на видеомагнитофон. Но такие записи сложно использовать для занятий, так как они не систематизированы для учебы. Кстати, я уже подготовил цикл передач специально для студентов, но нужны спонсоры для их издания.

Музыкальное наследие казахов чрезвычайно сложное, хотя на первый взгляд музыка может показаться простой. Впрочем, давно известно: все гениальное просто. Например, домбра - всего две струны. Но какое огромное разнообразие призвуков-обертончиков можно извлечь из нее! Нет другого инструмента, который бы так точно передавал звуки Степи. А кобыз с его совершенно особенным, загадочным звучанием, напоминающим порой лебединый крик? Даже не верится, что его могли сотворить человеческие руки. Этому удивительному инструменту я посвятил не одну передачу, где рассказывал о красивой поэтической легенде, связанной с рождением кобыза. Вместе со зрителями слушал народную песню и восторгался талантом древнего музыканта, сумевшего на струнах кобыза изумительно тонко и верно передать состояние человеческой души - ее волнения и страх, любовь и ненависть, трусость и мужество.

Читайте также: