Феномен казахского просвещения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Абай Кунанбаев: биография
Абай родился в конце первой половины XIX века в семье
известного бая Кунанбая Оскенбаева на территории нынешней
Восточно-Казахстанской области. От отца будущий писатель
перенял лучшие мужские черты: целеустремленность,
смелость, человечность и справедливость. Именно отцовский
пример стал ориентиром для Абая в жизни и творчестве.
При рождении будущего поэта нарекли Ибрагимом.Если отец
научил мальчика быть мужчиной, то мама во многом привила
ему любовь к творчеству. Улжан была мудрой, доброй и острой
на язык женщиной. Она происходила из знатного рода шаншар,
который издавна славился своим остроумием. Сыну она
рассказывала древние легенды, сказания о подвигах батыров,
пела песни.

Абай Кунанбаев:творческая деятельность.
После разрыва отношений с отцом Абай провел следующие двадцать лет, изучая
мировых, восточных и российских классиков. Постигал искусство слова. Много
размышлял над философскими вопросами, такими, как связи человека, общества и
закона.
Абай был одним из первых демократов того времени. Он считал, что все законы и
ответственные решения должны приниматься только в интересах народа. В своих
произведениях Абай изобличал пороки власть имущих: взяточничество, ложь,
подхалимство и злоупотребление должностными полномочиями.
Поэт хотел, чтобы народ развивался и шел в ногу со временем. По его мнению,
каждый разумный человек должен осознанно относиться к окружающей
действительности. Главные пути достижения этого Абай видел в труде и
образовании.
Большое внимание в просветительской деятельности Абай уделял именно труду. Он
считал, что упорный труд делает человека богатым как духовно, так и материально.
С этой мыслью поэт в своих произведениях обращался прежде всего к молодежи.
Ему было невыносимо наблюдать, как молодые казахи проводят жизнь в праздности.

Историческое значение А.Кунанбаева.
В этих и других песнях он пытался передать красоту
окружающего мира и донести до людей свои идеи и убеждения.
Вклад Абая Кунанбаева в развитие культуры и общности
казахского народа сложно переоценить. Невероятно насколько
близок к обычным людям был человек, который принадлежал к
высшему сословию. Современники Абая говорили, что он
значительно опередил ту среду, которая его породила, и с ними
нельзя не согласиться. Рекомендуем прочесть назидания Абая.
Большинство притч актуальны по сей день.

Шокан Уалиханов:биография.
При рождении Шокан Уалиханов был назван
Мухаммедом-Канафия. Чоканом его нарекла мать.
Впоследствии это стало псевдонимом. Он родился в 1835м на территории орды-зимовки Кунтимес в Омской
области царской России (сейчас это поселок Костанайской
области Казахстана).
Шокан провел детство в степи, а начальное образование
получил в своем родном поселке в частной школе (1842–
1847 гг.). Там обучался языкам: арабскому, персидскому,
казахскому, а также рисованию, восточной поэзии. Его
отец — Шынгыс (Чингис) Уалиханов — служил старшим
султаном в округе, пребывал в чине полковника. Он был
образованным человеком и содействовал изучению
местного фольклора, бытового уклада жизни.

Историческое значение Ш.Уалиханова для казахского
народа.
Жизнь и смерть Шокана Чингисовича полны загадок. Его
служба в царской армии, выполнение различных поручений
разведывательного характера, научные исследования и
творчество — все это вместилось в 12-летнюю деятельность.
Его труды бесценны: они сыграли огромную роль в изучении
культуры народов Средней Азии. Также Шокан Уалиханов
сыграл знаковую роль, выступая посредником при
урегулировании различных межнациональных конфликтов.
Значение деятельности Уалиханова для казахского народа
огромно. Он описал культуру и быт своих соотечественников,
собрал и передал общественности данные о местных обычаях,
экономическом устройстве жизни кочевых народностей.

Ыбрай Алтынсарин:биография.
Детство Ибрая было непримечательным. Родившись 1 ноября
1841 года, мальчик рано стал сиротой. На воспитание его взял
дед Балгожи Жанбуршин. Когда внуку исполнилось девять лет,
он отправил его получать образование.
Школа-интернат предназначалась для воспитания чиновников
низшего звена из местного населения, которые бы владели
русским языком и были приверженцами царизма. Сюда
пытались пристроить своих детей главы различных родов,
чтобы в будущем через них усилить влияние и власть.
Однако образование не сделало из Ибрая слугу царя, а
напротив, приблизило к собственному народу и проблемам его
будущего. Уже тогда он видел, какие цели преследуют
колонизаторы — насильно навязать оседлый образ жизни и
отобрать более или менее плодородные земли.


Образование:
После школы Ибрая направляют на работу переводчиком в
Оренбургское правление, где начальником был известный
востоковед В. Григорьев, с которым он познакомился еще во
время учебы. Тогда же Алтынсарин обзавелся знакомством с
другим видным ученым Николаем Ивановичем Ильминским.
Алтынсарин четыре года ездил по аулам и объяснял жителям,
что образование обеспечит будущее их детей и внуков. С горем
пополам ему удалось собрать средства, которые жертвовали
обычные люди, и в 1864 году свои двери открыла первая школа
в регионе. В первый класс пошли шестнадцать мальчиков.
Ибрай Алтынсарин был приверженцем светского образования и
считал, что оно имеет огромное преимущество перед
религиозным.
Через пять лет Ибрай сменил место работы. Он стал
делопроизводителем в Тургайском правлении, а также
некоторое время исполнял обязанности судьи. На этой
должности Алтынсарин проявил свои лучшие моральные
качества.

Историческое значение Ы.Алтынсарина.
Ибрай доносил до учеников важность образования с помощью
стихов. В них он описывал знания как высшее богатство и
единственный способ достичь благополучия и отдельному
человеку, и всему народу:
…Строит дивные дворцы
Умный знающий народ.
Сильным знанием своим
Он уверенно живет.
Произведения Ибрая Алтынсарина значительно повлияли на
развитие светского образования как при царской, так и
советской России. Его работы легли в основу многих
современных учебников по изучению русского языка.

XIX в. в культурной жизни Казахстана по праву называется просветительским. Под мощным влиянием мировой цивилизации пробудился глубокий интерес к приобретаемым Россией восточным землям. В Казахстан стали прибывать ученые, географы и путешественники, востоковеды; по материалам Казахстана работали историки. Своими исследованиями огромный вклад в изучаемые края внесли П.П.Семенов-Тянь-Шанский, Н.А.Северцов. И.В.Мушкетов, В.В.Радлов и другие. Большое влияние на развитие образования и культуры оказала русская интеллигенция. Казахстан стал объектом изучения отделений Русского географического общества. Здесь работали культурно-просветительские учреждения и статкомитеты: открывались краеведческие музеи, изучались древние памятники, устное народное творчество; открывались русско-казахские школы и библиотеки. На фоне всеобщего подъема и интереса к знаниям сформировалась когорта казахских просветителей во главе с Чоканом Валихановым, Абаем Кунанбаевым, Ибраем Алтынсариным.

Чокан Валиханов (1835-1865 гг.) выдающийся просветитель, ученный и исследователь, родился в урочище Кушмурун. До 12 лет Чокан учился в ханской ставке. С детства Чокан также проявлял большой интерес к рисованию и восточной поэзии. Осенью 1847 г. Чокана отдают в Омский кадетский корпус, который он заканчивает в 1853 г. Окружающая среда, демократическое влияние и выдающиеся способности Чокана послужили стимулом для всестороннего и быстрого его развития. Он прекрасно овладел русским языком и кадетское начальство смотрело уже на него как на будущего исследователя востоковеда. С периода совместного обучения в кадетском корпусе на всю жизнь подружились Чокан Валиханов и Г.Н.Потанин, впоследствии известный ученый, географ и исследователь.

1854 г. Чокан был назначен адъютантом к генерал-губернатору Западной Сибири Гасфорту и уже в следующем, 1855 г. Чокан сопровождает Гасфорта в поезде от Омска до Заилийского Алатау. Эта поездка дала возможность сбора и записи большого количества исторических преданий, легенд и песен.

Весной 1856 г. в жизни будущего исследователя Востока произошло знаменательное событие, во многом определившее его дальнейшую судьбу- знакомство с выдающимся ученым, географом ПТТСеменовым- Тянь-ШанЬским. В этом же году Чокан Валиханов участвовал в 2-х экспедициях - одна от Алакуля по Центральному Тянь-Шаню и на озеро Иссык-Куль; другая в Кульджу с дипломатическим поручением.

В конце XIX в. во многих городах, деревнях и аулах/открывалось множество школ, было, положено начало политехническому и женскому образованию. При многих школах имелись интернаты, К концу XIX в. в Казахстане было более 100 двухклассных школ с контингентом свыше 4 тысяч учеников.

Более способные выпускники русско-казахских школ поступали в кадетские корпуса и вузы России и зарубежных стран. Омский и Неплюевский кадетские корпуса готовили из числа казахской молодежи чиновников местного колониального аппарата. Большое количество казахских юношей учились в Санкт-Петербургском университете, Военно- медицинской Академии, Казанском, Томском университетах и других вузах.

Государство выделяло на развитие образования мизерную сумму. Медресе содержались на средства частных лиц. В мектебе и медресе учились дети не только зажиточных родителей, но и бедных. Мусульманские учебные заведения сыграли большую роль в приобщении казахской молодежи к восточной культуре.

Первый слайд презентации: Лекция № 10 Казахская культура на рубеже XVIII-конца ХIХ вв

Слайд 2: Вопросы лекции

1. Феномен казахского Просвещения 2. Казахская общественная мысль и основные направления в казахской литературы на рубеже XIX-XX вв.

Вопросы лекции

Слайд 3: 1. Феномен казахского Просвещения

XIX в. в культурной жизни Казахстана по праву называется просветительским. Под мощным влиянием мировой цивилизации пробудился глубокий интерес к приобретаемым Россией восточным землям. В Казахстан стали прибывать ученые, географы и путешественники, востоковеды; по материалам Казахстана работали историки. Своими исследованиями огромный вклад в изучаемые края внесли П.П. Семенов-Тянь-Шанский, Н.А. Северцов. И.В. Мушкетов, В.В. Радлов и др. Большое влияние на развитие образования и культуры оказала русская интеллигенция.

1. Феномен казахского Просвещения

Слайд 4

Казахстан стал объектом изучения отделений Русского географического общества. Здесь работали культурно-просветительские учреждения и статкомитеты : открывались краеведческие музеи, изучались древние памятники, устное народное творчество; открывались русско-казахские школы и библиотеки. На фоне всеобщего подъема и интереса к знаниям сформировалась когорта казахских просветителей во главе с Чоканом Валихановым, Абаем Кунанбаевым, Ибраем Алтынсариным.

Лекция № 10 Казахская культура на рубеже XVIII-конца ХIХ вв

Слайд 5: Чокан Валиханов (1835-1865)

Чингизид, внук Аблай -хана, первый казахский учёный, историк, этнограф, фольклорист, путешественник, Просветитель, востоковед

Чокан Валиханов (1835-1865)

Слайд 6: Деятельность Ч. Валиханова

получил образование в омском кадетском корпусе. В 1856 г. он посетил Илийский край, где встреча с П.П. Семеновым пробудила в нем решимость первым из образованных русских людей проникнуть в Кашгар. Переодевшись купцом, в 1858 г. он вступает в область каракиргизских кочевий и пересекает Тянь-Шань по маршруту: Верный, Иссык-Куль, перевал Заук, озеро Чатыр -Куль, перевал Туругарт и Кашгар. По возвращении своем, в 1859 г., он отправился в Санкт-Петербург для научной разработки собранного им обширного этнографического и исторического материала; очень много здесь трудился, слушал лекции в университете; но в 1866 году умер, не успев издать всех результатов своего, по тому времени, очень интересного и смелого путешествия.

В 18 веке произошло присоединение Казахстана к России, что привело к потере независимости Казахстана с одной стороны. С другой — стало воз­можным приобщение казахов к русской культуре, науке, новым формам хозяйствования. Казахское просвещение - это этап в культуре и мировоззре­нии казахов, отмеченный следующими чертами. Просветители придавали первостепенное значение для становления роста личности человека знаниям. Первейшей целью человека они считали - распространение знаний, культу­ры среди народа. Само становление просветителей шло через усвоение рус­ской культуры, а через нее - мировой. К казахским просветителям относят Ч. Валиханова, И. Алтынсарина, А. Кунанбаева.

Читайте также: