Стравинский похождения повесы кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сюжет о духовной гибели некоего Тома Рейкуэлла, который бросает любимую Энн Трулав ради наслаждений Лондона в компании Ника Шэдоу, который оказывается Дьяволом. После нескольких несчастных случаев, подстроенных Дьяволом, Том попадает в Бедлам, (психиатрическую больницу к югу от Лондона).

Содержание

Действующие лица

Партия Голос Исполнитель на премьере
11 сентября 1951
Дирижёр: Игорь Стравинский
Том Рейкуэлл тенор Роберт Роусенвилле
Ник Шэдоу баритон Отакар Краус
Трулав бас Рафаэль Арье
Энн, его дочь сопрано Элизабет Шварцкопф
Матушка-Гусыня меццо-сопрано Нелл Тангеман
Баба-турчанка меццо-сопрано Дженни Турель
Селлем, аукционщик тенор Юг Адемар Кюэно
Надзиратель в бедламе бас Эмануэль Менкес
Завсегдатаи притона, слуги, умалишённые — хор

Содержание

Акт 1

Том Рейкуэлл хочет жениться на Энн Трулав, но её отец против этого брака, так как не доверяет Тому, потому что он не имеет постоянной работы. Том мечтает иметь много денег. Он встречает Ника Шэдоу, который утверждает, что стал богатым наследником, так как неизвестный родственник умер, оставив ему много денег. Он предлагает Тому, стать слугой и следовать за ним в Лондон, чтобы помочь разобраться со своим наследством.

Акт 2

Тома тяготит аморальный образ жизни и он признаётся Нику о своих мечтах, о желании быть счастливым, на что Ник отвечает, что Том должен жениться на Бабе-турчанке, знаменитой немолодой леди. Вскоре Энн находит Тома в Лондоне. Она является как раз в тот момент, когда Том выходит из носилок с Бабой-турчанкой, на которой он только что женился. Том требует от Энн уйти, но на самом деле ему очень жаль, что это произошло.

Акт 3

На кладбище Ник открывает своё истинное лицо и показывает Тому, что он на самом деле Дьявол и говорит, что Том должен расплатиться своей душой. Когда наступает полночь, Ник предлагает ему путь к спасению в виде игры в карты. Том выигрывает, но только потому, что он думал об Энн. Проигравший Ник погружается в преисподнюю, ставя в известность Тома, что он сойдёт с ума.

Тома отправляют в сумасшедший дом. Он считает, что он Адонис и что Энн на самом деле является Венерой, римской богиней любви. Энн посещает его, поет ему колыбельную, потом тихо уходит от него. Когда он понимает, что она покинула его, он умирает.

В эпилоге, главные персонажи указывают на простую мораль: дьявол всегда находит работу для праздных рук (людей, которые ленивы).

История создания и постановок

Опера была впервые исполнена в Венеции 11 сентября 1951 года, с Элизабет Шварцкопф, исполнившей партию Энн Трулав. В 1957 году спектакль входил в состав первого сезона оперы Santa Fe. Сам композитор принимал участие в репетициях. Выдающаяся постановка также состоялась в 1975 году на Глайндборнском оперном фестивале, которая была поставлена Дэвидом Хокни. Она была возрождена в Королевском оперном театре Ковент-Гарден в июле 2008 года. В сезоне 2012-2013 годов, опера ставится на сцене Дворца Гарнье в Париже.

Литература

Примечания

Соловей • История солдата • Мавра • Царь Эдип • Персефона • Похождения повесы • Потоп

Жар-птица • Петрушка • Весна священная • Свадебка • Байка про лису, петуха, кота да барана • Пульчинелла • Аполлон Мусагет • Поцелуй феи • Игра в карты • Орфей • Агон

Симфонии для духовых • Три пьесы для кларнета соло • Рэгтайм • Концерт для двух фортепиано • Три пьесы для струнного квартета • Октет для духовых • Элегия для J. F. K.

  • Оперы по алфавиту
  • Произведения Игоря Стравинского
  • Оперы на английском языке

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Похождения повесы (опера)" в других словарях:

ОПЕРА — драма или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровождаются инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом. Для многих опер характерно также наличие оркестровых… … Энциклопедия Кольера

опера — ы; ж. [итал. opera] 1. только ед. Жанр музыкально драматического искусства, сочетающий инструментальную (оркестровую) музыку с вокальной (сольной и хоровой). История русской классической оперы. Народная, героическая о. Читать лекции по опере… … Энциклопедический словарь

Опера — (итал. opera, букв. труд, дело, сочинение) род муз. драм. произведения. О. основана на синтезе слова, сценич. действия и музыки. В отличие от разл. видов драм. т ра, где музыка выполняет служебные, прикладные функции, в О. она становится… … Музыкальная энциклопедия

"Опера комик" — Театр комической оперы ( Theatre de l Opera Comique ), франц. муз. т р. Осн. в 1715 в Париже на Сен Жерменской ярмарке как временный т р (здесь впервые давались драматич. представления с муз. номерами), в 1745 был закрыт. Вновь открыт в… … Музыкальная энциклопедия

Национальная Рейнская опера — Оперный театр (1821) на площади Бройля в Страсбурге Национальная Рейнская опера (фр. Opéra nationa … Википедия

Список произведений Игоря Стравинского — Основная статья: Игорь Стравинский … Википедия

Стравинский И. Ф. — Игорь Фёдорович (5 (17) VI 1882; Ораниенбаум, ныне г. Ломоносов 6 IV 1971, Нью Йорк, похоронен в Венеции) рус. композитор и дирижёр. С ранних лет приобщился к высоким достижениям отечеств. иск ва в доме отца певца (бас) Мариинского т ра Ф … Музыкальная энциклопедия

Фильштинский, Глеб — Глеб Вениаминович Фильштинский российский, петербургский театральный художник. Биография Родился в Ленинграде в 1970 году. Вырос в театральной семье, отец – знаменитый режиссер постановщик и театральный педагог, профессор Санкт Петербургской… … Википедия

Фильштинский Глеб — Глеб Вениаминович Фильштинский российский, петербургский театральный художник. Биография Родился в Ленинграде в 1970 году. Вырос в театральной семье, отец – знаменитый режиссер постановщик и театральный педагог, профессор Санкт Петербургской… … Википедия

Опера в трех действиях Игоря Федоровича Стравинского на либретто (по-английски) Уинстона Одена и Честера Колмена, основанное на одноименной серии литографий У.Хогарта.

Действующие лица:

ТРУЛАВ (бас)
ЭНН, его дочь (сопрано)
ТОМ РЕЙКУЭЛЛ (тенор)
НИК ШЭДОУ (баритон)
МАТУШКА ГУСЫНЯ (меццо-сопрано)
БАБА-ТУРЧАНКА (меццо-сопрано)
СЕЛЛЕМ, аукционщик (тенор)
НАДЗИРАТЕЛЬ В ДОМЕ УМАЛИШЕННЫХ (бас)
МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ - ЗАВСЕГДАТАИ ПРИТОНА МАТУШКИ ГУСЫНИ,
СЛУГИ, ГОРОЖАНЕ, СУМАСШЕДШИЕ.

Время действия: XVIII век.
Место действия: Англия.
Первое исполнение: Венеция, 11 сентября 1951 года.

Игорь Фёдорович Стравинский / Igor Stravinsky

ДЕЙСТВИЕ I

ДЕЙСТВИЕ II

ДЕЙСТВИЕ III

ЭПИЛОГ

Одно из поздних сочинений композитора. Написано в неоклассическом духе с элементами стилизации под музыку 18 века (например, речитатив в сопровождении чембало и т. п.). Даже в названиях номеров (каватина Тома, кабалетта Энн) ощущается дух старины.

Русская премьера состоялась в 1978 году (Московский камерный музыкальный театр п/у Покровского). Отметим постановки 1961 года в Стокгольме (реж. И. Бергман), 1994 года на Зальцбургском фестивале (реж. Муссбах).

Опера в трёх действиях Игоря Федоровича Стравинского; либретто У. Одена и Ч. Колмена. Премьера состоялась на фестивале современной музыки в Венеции 11 сентября 1951 года.

Действие происходит в Англии в XVIII веке.

Действие первое

Сад у деревенского дома Трулава. Весенний день. На скамье нежно воркует дочь Трулава Энн и её жених Том. Отца Энн больше всего беспокоит материальное положение будущего родственника. Трулав заявляет, что намерен устроить Тома служащим в банкирский дом в Лондоне. Но легкомысленный и ленивый юноша вовсе не хочет сидеть над пыльными конторскими книгами. Он надеется более легким путем устроить свою жизнь. Он мечтает о деньгах, которые открывают все двери. У входа в сад появляется Ник Шэдоу и сообщает о смерти богатого дяди, который оставил наследство Тому. Ему надо срочно ехать в Лондон, чтобы оформить официальные бумаги. Карета уже ждёт. Том, счастливый, прощается. Энн со слезами провожает его.

Лондон. Дом весёлых утех и развлечений, содержащийся матушкой Гусс. Ник и мамаша Гусс быстро соблазняют Тома всеми известными им радостями жизни, и он смело начинает бросать свои денежки на пустяки.

Действие второе

Богатый дом Тома в Лондоне. Но сам он разочарован и пресыщен. Является Ник и предлагает Тому жениться на Турецкой бабе из ярмарочного балагана. Давясь от смеха, Том соглашается — забавы ради.

Том и Баба завтракают. Баба болтает без передышки. Потом вдруг её охватывает безудержный приступ ревности. Она крушит всё кругом и громко распевает. Том нахлобучивает на неё парик, и она тут же умолкает. Том с тоской кидается на диван и засыпает.

Открывается дверь, и Ник Шэдоу втаскивает редкую фантастическую машину, которая может превращать мусор в хлеб. Ник показывает публике, что это обман. Но проснувшийся Том в опьянении от чудесной машины. Он забывает свои злоключения и мечтает осчастливить всех людей на земле. Ник требует у Тома денег, чтобы сделать много таких машин.

Действие третье

Ночью на кладбище должна произойти страшная расплата Тома с чёртом, — а Ник Шэдоу и есть чёрт. Ник предлагает Тому партию в карты; ставкой будет душа Тома. Начинается игра. Ник пытается обмануть Тома, но тот призывает на помощь небо, зовет свою дорогую Энн. Её любовь и верность мешают адским силам завладеть душой Тома, зато Ник Шэдоу лишает Тома рассудка. Утренний луч освещает свежий зелёный холмик на кладбище-могилу чёрта, Ника Шэдоу. На холмике сидит улыбающийся Том, засовывая себе в волосы травку и распевая невинным детским голоском. Он безумен и воображает себя Адонисом, которого любит прекрасная Венера.

ПОРЯДОК СЮЖЕТОВ У ХОГАРТА

1. Наследник


Сцена представляет нашего героя, Тома Рейкуэлла, котор ый после смерти скупого отца стал наследником его состояния. Том изображен в отцовском доме, он намеревается рассчитаться со своей служанкой Сарой Янг. Она держит золотое кольцо — аллюзия на то, что Том совратил ее, пообещав жениться. За спиной у Тома сидит юрист, нанятый, чтобы сделать опись отцовского наследства; он пересчитывает золотые монеты. Голодный кот ищет, чем бы поживиться в сундуке, набитом серебром. Тем временем слуги находят драгоценности, спрятанные в камине и за картиной на стене.


Во второй сцене мы видим Тома в его великолепном дворце, где он устроил утренний прием на манер модного джентльмена. Среди разношерстной компании визитеров, явившихся с предложением своих услуг, учитель музыки (за клавиром; считается, что Хогарт изобразил его в облике Генделя, своего извечного конкурента по славе в артистическом мире Англии того времени), жокей, танцмейстер со скрипкой-piccolo (четвертушкой), садовник, поэт и портной. На стене позади Тома висят три итальянские картины, недавно купленные Томом (известно, как Хогарт не любил моду на приобретение работ старых мастеров в ущерб современнным английским художникам).


Три часа ночи. Том, изрядно выпивший, наслаждается жизнью в обществе женщин легкого поведения в таверне Розы в Ковент-Гарден. Лампа и палка для передвижения в кромешной ночи лежат около него (намек на буйную ночъ не только в таверне, но и на близлежащих улицах). Две дамы — явно в сговоре — освобождают увлекшегося Тома от его часов (крадут их). Все шумное общество предается безудержному разгулу.


Том вконец растратил все свое наследство, но ему удается избежать ареста за долги по пути на вечеринку в Сент-Джеймский дворец (он изображен на заднеми плане). Сцена происходит в день рождения королевы Каролин, который приходится на день св. Давида (покровителя Уэльса). Это можно понять по шляпам двух бейлифов (судебных приставов) — на них мы видим традиционный уэльский символ этого праздника — порей. От тюрьмы Тома спасает Сара Янг, она теперь модистка. Своими скромными доходами она оплачивает его долг. На гравюре мы видим также, как уличный воришка похищает украшенную золотом трость Тома. Тем временем фонарщик, отвлеченный общей суматохой, нечаянно проливает масло на парик Тома.


Обедневший, но привыкший жить в роскоши и изобилии Том решает жениться на старой уродливой женщине из-за ее богатства. Обшарпанная бедная церковь в районе Марилебон (во времена Хогарта — северная окраина Лондона), известном как место устройства тайных бракосочетаний. Том, судя по всему, больше интересуется симпатичной молодой девицей, чем своей одноглазой невестой. На заднем плане изображено, как Сару Янг и ее мать не пускают в церковь. Две собаки на переднем плане символизируют гротескную пародию на этот брак (одна из них тоже без глаза).

6. Игорный дом



8. Сумасшедший дом


В заключительной сцене Том, совершенно потерявший рассудок, помещен в Вифлеемский госпиталь — Бедлам (знаменитая лондонская больница для умалишенных, открытая для посещения). Он окружен другими сумасшедшими, страдающими от разных болезней рассудка. Среди них портной, музыкант (скрипач), астроном и архиепископ (больной, представляющий себя таковым). В дверях одной из палат мужчина, считающий себя королем, — он обнажен и на голове у него корона из страусовых перьев и скипетр. Две аристократки пришли сюда поглазеть на городскую достопримечательность — несчастного лунатика, смотрящего в бумажную подзорную трубу. По-прежнему преданная Тому Сара Янг сидит, плачущая, рядом с ним.

Конечно, Стравинский не был бы Стравинским, если бы остался исключительно в рамках сюжетной линии Хогарта. Цикл английского художника XVIII века, в сущности, явился лишь отправной точкой для композитора XX века.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРЫ

Девки и парни, слуги, горожане, сумасшедшие.

Действие происходит в Англии в XVIII веке.

Сад у деревенского дома Трулава. Весенний день. На скамье нежно воркует дочь Трулава Энн и ее жених Том. Отца Энн больше всего беспокоит материальное положение будущего родственника. Трулав заявляет, что намерен устроить Тома служащим в банкирский дом в Лондоне. Но легкомысленный и ленивый юноша вовсе не хочет сидеть над пыльными конторскими книгами. Он надеется более легким путем устроить свою жизнь. Он мечтает о деньгах, которые открывают все двери. У входа в сад появляется Ник Шэдоу и сообщает о смерти богатого дяди, который оставил наследство Тому. Ему надо срочно ехать в Лондон, чтобы оформить официальные бумаги. Карета уже ждет. Том, счастливый, прощается. Энн со слезами провожает его.

Лондон. Дом веселых утех и развлечений, содержащийся матушкой Гусс. Ник и мамаша Гусс быстро соблазняют Тома всеми известными им радостями жизни, и он смело начинает бросать свои денежки на пустяки.

Богатый дом Тома в Лондоне. Но сам он уже в состоянии разочарования и пресыщения жизнью. Является Ник и предлагает Тому жениться на Турецкой бабе из ярмарочного балагана. Давясь от смеха, Том соглашается — забавы ради.

Том и Баба завтракают. Баба болтает без умолку. Потом вдруг ее охватывает безудержный приступ ревности. Она крушит все кругом и громко распевает. Том нахлобучивает на нее парик, и она тут же умолкает. Том с тоской кидается на диван и засыпает.

Открывается дверь, и Ник Шэдоу втаскивает редкую фантастическую машину, которая может превращать мусор в хлеб. Ник показывает публике, что это обман. Но проснувшийся Том в опьянительном восторге от этой, как ему кажется, чудесной машины. Он забывает свои злоключения и мечтает осчастливить всех людей на земле. Ник требует у Тома денег, чтобы сделать много таких машин.

Ночью на кладбище должна произойти страшная расплата Тома с чертом, и оказывается, что Ник Шэдоу и есть черт. Ник предлагает Тому партию в карты; ставкой будет душа Тома. Начинается игра. Ник пытается обмануть Тома, но тот призывает на помощь небо, зовет свою дорогую Энн. Ее любовь и верность мешают адским силам завладеть душой Тома, но за это Ник Шэдоу лишает Тома рассудка. Утренний луч освещает свежий зеленый холмик на кладбище — могилу черта, Ника Шэдоу. На холмике сидит улыбающийся Том, засовывая себе в волосы травку и распевая невинным детским голоском. Он безумен и воображает себя Адонисом, которого любит прекрасная Венера.

Читайте также: