Страны народной демократии восточной европы в конце 40 конце 80 х гг 20 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

Система народных демократий – термин возник в сентябре 1936 года во время событий в Испании. Георгий Димитров придумал термин по отношению к Испании. В разработке этого термина принимали участие все социалистические страны, кроме Румынии.

Вторая половина 1944 г. ознаменовалась историческими переменами в судьбах народов стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Главным результатом этих перемен явились народно-демократические и социалистические революции. Назревая в течение многих лет, они стали закономерным следствием обострения внутренних противоречий социально-экономической и политической жизни этих стран, освободительной борьбы народных масс против фашистских захватчиков и сотрудничавшей с ними части национальной буржуазии.

В 1944—1945 гг. на Восточном фронте развернулись операции грандиозного размаха. Они шли по трем основным направлениям.

На Юго-Западном направлении происходило изгнание оккупантов и уничтожение местного фашизма в Румынии (революция 23 августа 1944 г., свергнувшая диктатуру Антонеску), Болгарии (восстание 9 сентября), Югославии (освобождение Белграда совместно с югославской армией 20 октября 1944 г.), Чехословакии (навстречу советским освободителям здесь поднялись два восстания — словацкое в августе 1944 г. пражское в мае 1945 г.), в Венгрии (день освобождения — 4 апреля 1944 г.). Повсюду приход Советской Армии означал помощь демократическим силам стран Восточной Европы, освобождение совпало с народно-демократическими революциями. Вступление советских частей в Австрию привело к освобождению Вены (13 апреля 1945 г.) и развитию наступления в Южную Германию, на Дрезден.

На Северо-Западе вынуждена была капитулировать союзница Германии Финляндия (сентябрь 1944 г.). Советские войска вступили в Восточную Пруссию и, оставив в тылу Кенигсберг, продолжали стремительное наступление через Данциг и Штеттин к Ростоку, где встретились с англичанами (2 апреля 1945 г.).

На Центральном направлении шло освобождение Польши (июль 1944 г.— январь 1945 г.) и продвижение в Центральную Германию. К 25 апреля было завершено окружение Берлина: советские части встретились на Эльбе с англо-американскими войсками.

После победы в Польше было признано правительство, созданное демократическими силами во главе с коммунистом Берутом, но по настоянию Англии и США в него были включены несколько представителей лондонской эмиграции. Границы Польши на западе устанавливались по Одеру и Нейсе. Аналогичные решения были приняты по Югославии: правительство и парламент создавались на базе демократических органов, возникших в ходе партизанской войны, представители же буржуазной эмиграции, хотя и входили в них, составляли меньшинство.

Международно-политические итоги войны 1939— 1945гг. оказали огромное влияние на все последующее историческое развитие. Разгром фашизма и осуждение его главарей на Нюрнбергском (ноябрь 1945 — октябрь

1946 г.) и Токийском (май 1946—ноябрь 1948 г.) процессах способствовали росту демократических сил во всем мире. Необычайно возросли вес и престиж Советского Союза. Возникла социалистическая система: на путь социалистической революции встали семь стран в Европе и три страны в Азии. Появились такие демократические международные объединения, как Всемирная федерация профсоюзов, международные федерации женщин, молодежи и др.

Таким образом, народная демократия – форма мирного существования, переход к социализму без диктатуры пролетариата, в странах народной демократии должна быть парламентская форма осуществления власти. Это трехсекторная экономика: социалистический, государственно-капиталистический, частный сектор. С 1944 по 1947 существовала эта форма демократии в странах Европы, где победил социализм. В начале 1948 года от народной демократии отказались.

Объектом исследования являются страны Центральной и Юго-Восточной Европы в военный и послевоенный период.

Предметом исследования является история становления народной демократии в Центральной и Юго-Восточной Европе в период с 1944-1947 гг.

Исходя из цели исследования, поставим задачи:

- изучить народно-демократические и социалистические революции в странах Центральной и Юго-Восточной Европы;

- изучить становление государств народной демократии;

- проанализировать страны Восточной Европы в системе послевоенных международных отношений.

Теоретической основой дипломной работы явились труды известных историков и политиков: Загладина Н.В., Дахлина В.Н., Загладина Х.Т., Мунтян М.А., Миляковой Л. Б., Поповой Е.И., Татариновой К.Н., Язьковой А. А. и др.

Методологической основой работы являются общеизвестные принципы, вытекающие из поставленной задачи, куда включаются диалектический метод и историзм, историко-сравнительный метод, изучение и анализ исторической практики.

Структура работы определяется целью и задачами научного исследования. Она состоит из введения, трёх глав, заключения, бибилиографического списка.

Политические режимы Восточной Европы после Второй мировой войны.

В тех странах, где освобождение страны осуществилось не только в результате действий советских войск, но и благоадря самостоятельным действиям вооруженных коммунистических формирований (Югославия, Албания, отчасти Болгария), коммунисты быстро взяли власть в свои руки, разгромив оппозицию с помощью репрессий.

В Польше, напротив, Армия Краева развернула партизанскую войну против коммунистов и советских войск. Но террористические акты партизан только помогли коммунистам оправдать репрессии против оппозиции. В итоге в 1948 г. вся власть перешла к Польской объединенной рабочей партии (ПОРП), в которую вошли коммунисты и остатки социал-демократов, готовые проводить просоветскую политику.

В Румынии, где первоначальное влияние коммунистов было очень слабым, главой правительства стал довоенный политик, демократ П. Гроза, который решил проводить политику дружбы с Советским Союзом. Правитель, желающий сохранить власть в условиях советской оккупации, и не мог действовать иначе.

Исторические источники:

СССР – Польша. Механизмы подчинения. 1944-1949 гг. Сборник документов. М., 1995;

Три визита А.Я. Вышинского в Бухарест. 1944-1946. Документы российских архивов. М.. 1998.

В годы войны эти страны оказались в разном политическом положении. Польша, Чехия, часть Югославии и Албания были оккупированы немецкими и итальянскими войсками. Болгария, Венгрия, Румыния, Словакия и Хорватия стали союзниками Германии и Италии и благодаря этому формально сохраняли независимый статус.

В одних странах (Венгрия, Румыния, Югославия, Албания) многопартийная система была упразднена, в других — партии становились частью руководимых и направляемых коммунистической партией коалиций (народных, отечественных фронтов периода борьбы за освобождение от фашистского ига). Партийная власть нередко сочеталась с правительственной властью в лице генерального секретаря компартии. В области экономики и финансов строительство социализма было реализовано в виде обеспечения ведущего положения обобществленной (государственной) собственности, что достигалось путем национализации промышленности и банков, кооперирования сельского хозяйства, монополии внешней торговли и т.

д. Сходство преобразований социальной и политической сфер и жесткая конфронтация с Западом способствовали сплочению этой группы стран Европы и некоторых стран Азии в так называемый социалистический лагерь. Этим термином социалистические страны назывались в документах компартий и в прессе.

Конституционная история этой группы стран включает несколько периодов, связанных с упрочением национальной независимости и демократических преобразований в духе современных идей демократического и социального государства. Независимые государства Чехословакия, Венгрия и Югославия возникли в ходе национальных освободительных движений чехов, словаков, венгров, сербов и хорватов еще задолго до этапа новейшей истории и сочетались, особенно под влиянием идей первых буржуазных революций, с активными демократическими движениями. Успехи в этой борьбе стали возможными во многом благодаря распаду лоскутной Австро-Венгерской империи после свержения власти Габсбургов.

В 1918 г. стали независимыми Чехия, Словакия, Венгрия, Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1919 г. — Югославия), а также Польская республика. После борьбы с фашистским господством и порабощением в некоторых из этих стран на первых порах действовали старые конституции: в Чехословакии Конституция 1920 г., в Польше — 1921 г., в Румынии фашистскую конституцию заменили Конституцией 1923 г. С принятием социалистических конституций, во многом скопированных с советского образца, некоторые страны эволюционировали в сторону создания сверхбюро- кратизированного общества и государства (ГДР, Чехословакия), впоследствии отнесенных к разряду обществ развитого социализма (с конца 60-х гг.). В других странах социалистическое строительство столкнулось со многими трудностями и массовым недовольством (Польша и Венгрия в 1956 г.), что привело к необходимости внести коррективы в темпы индустриализации и кооперирования и к ослаблению жесткого командного администрирования в экономике и других областях социальной и культурной жизни. Рост влияния Китая и его соперничество с Советским Союзом дали возможность отдельным странам прибегнуть к различным политическим маневрам с целью своего обособления и обретения большей автономии (Румыния, Албания, отчасти Югославия).

Социальные и политические перемены нашли свое закрепление в текущем и конституционном законодательстве. За период 1989— 1992 гг. в стране было проведено пять крупных конституционных реформ. Они были нацелены на введение в конституционную практику ряда институтов и принципов современной либеральной демократии — идеи разделения властей, правового государства, политического плюрализма, а также решение некоторых задач, возникших под воздействием конкретно-исторической ситуации: возрождение гражданского общества, достижение плюрализма форм собственности, введение коалиционных форм правления, использование исторического опыта Польши нового и новейшего времени. Напомним, что в Польше была принята первая в истории континента письменная конституция (3 мая 1791 г.), что у нее имеется богатый опыт подготовки крупных конституционных реформ путем создания сначала временных конституций (так называемых Малых конституций, например, в 1919, 1946 гг.), а затем постоянных

В начале 90-х гг. Конституцию Польши составляет Конституция Польской Народной Республики 1952 г. с последующими изменениями и дополнениями и конституционный закон от 17 октября 1992 г., регулирующий взаимоотношения между законодательной и исполнительной властями. Первая крупная конституционная реформа была проведена в апреле 1989 г. на основе соглашений, достигнутых на заседаниях круглого стола между ПОРП и другими политическими организациями страны. В результате была восстановлена двухпалатная структура польского парламента, предусмотренная Конституцией 1921 г., — Сейм и сенат, упразднен коллегиальный орган под названием Государственный совет и учрежден институт единоличного главы государства — президента, избираемого Национальным собранием. Другим законом этого же года от 21 декабря было установлено новое название государства — Республика Польша (вместо Польской Народной Республики).

Отныне она характеризуется не как социалистическое государство, в котором власть принадлежит трудовому народу города и деревни, а как демократическое правовое государство, осуществляющее принципы социальной справедливости (ст. 1). В апреле 1991 г. была исключена ст. 68, гарантирующая право на труд.

Естественно, что в случае решения вопроса об аборте принимаются во внимание и материальное положение будущей матери, и трудности конкретной жизненной ситуации, и др. В дискуссиях об абортах обсуждался и вопрос о нейтральном или религиозном характере государства, о костеле и его влиянии на власть, однако в глазах обычных людей, не участвующих в дискуссиях этого рода, такой спор есть лишь пустая трата времени. Восприятие позиций польской церкви в этом вопросе заметно изменилось — если в 1990 г. ее позицию одобрили 70% населения, то в 1995 г. — только 33% и не одобрили 45% населения.

Подобные радикальные перемены сопровождались ростом безработицы, спадом производства, подъемом националистических настроений и региональной (религиозной, социокультурной) перегруппировкой политических установок и ориентации. При этом пострадала территориальная целостность государств.

Итак, в соперничестве национализма и социализма верх одержал национализм, окрашенный в либерально-демократические тона. Возникшую таким образом группу политических систем иначе называют переходными демократиями, имея при этом в виду, что они очевидным образом (по крайней мере это следует из конституционных и партийных формул) устремлены к свободе и демократии, но путь этот для многих остается не столь уж простым и ясным.

После окончания Второй мировой войны в Восточной Европе установились просоветские режимы. Среди подавляющего большинства населения стран этого региона симпатии находились на стороне СССР как государства, спасшего их от фашизма. На выборах, проходивших в первые годы после завершении войны, победу одержали коммунистические и социалистические партии. Для противостояния с силами Запада, страны Восточной Европы объединились в военно-политический блок под эгидой СССР. Обзору взаимоотношений и развитию стран Восточной Европы посвящён данный урок.

После окончания Второй мировой войны в Восточной Европе установились просоветские режимы. Среди подавляющего большинства населения стран этого региона симпатии находились на стороне СССР как государства, спасшего их от фашизма. На выборах, проходивших в первые годы после завершении войны, победу одержали коммунистические и социалистические партии. Для противостояния с силами Запада, страны Восточной Европы объединились в военно-политический блок под эгидой СССР. Обзору взаимоотношений и развитию стран Восточной Европы посвящён данный урок.

Читайте также: