Стилевое многообразие искусства 17 18 веков кратко
Обновлено: 07.07.2024
XVII—XVIII века — одна из самых ярких страниц в истории мировой художественной культуры. Это время, когда на смену Возрождению пришли художественные стили барокко, рококо, классицизм и реализм, по-новому увидевшие мир. Многое изменилось в жизни человека, иными стали его представления о мироздании. Перемены и трагические конфликты эпохи образно запечатлел английский поэт Джон Донн (1572—1631):
Так много новостей за двадцать лет
И в сфере звёзд, и в облике планет,
На атомы Вселенная крошится,
Все связи рвутся, всё в куски дробится.
Основы расшатались, и сейчас
Всё стало относительным для нас.
Перевод А. Ларина
Одной из характерных особенностей развития художественной культуры стало активное взаимодействие разных видов искусства. В этом синтезе ярче всего проявили себя зрительные и музыкальные впечатления художников. Вот почему это время связывают с эпохой великих мастеров пластических искусств, расцветом музыкальной культуры и золотым веком театра.
СТИЛЕВОЕ МНОГООБРАЗИЕ ИСКУССТВА XVII—XVIII ВЕКОВ
1.1. Возникновение новых стилей и Возрождение
Научные открытия начала XVII в. окончательно расшатали образ мироздания, в центре которого находился сам человек. Если в эпоху Возрождения мир представлялся единым и целым, то теперь учёные убеждали, что Земля, круглая как шар, вовсе не центр Вселенной, а одна из небесных планет, которая вращается вокруг Солнца. Если раньше искусство утверждало гармонию Вселенной, то теперь человека страшила угроза хаоса, распада космического миропорядка. Важнейшее завоевание эпохи Возрождения — гуманизм — начинало приобретать явно трагический характер. В обществе, как отмечал искусствовед А.А. Аникст,
Эти перемены не могли не отразиться и на развитии искусства. Трагический гуманизм Возрождения открыл путь новым стилям в художественном творчестве, и прежде всего маньеризму и барокко. Не давая подробной характеристики каждого из этих стилей (об этом будет сказано в главах 2—4), определим лишь исторические предпосылки их возникновения и назовем главные отличительные черты.
Что же характерно для произведений маньеризма? Прежде всего изысканная, виртуозная техника, напряжённость и вычурность образов, оказавшихся во власти сверхъестественных сил, отказ от
И в философии царит сомненье,
Погас огонь, осталось только тленье,
Пропали солнце и земля, и где
Тот ум, что нам помочь бы мог в беде;
Распалось всё, ни в чём порядка нет.
Перевод А. Аникста
Маньеризм охватывал различные виды художественного творчества — архитектуру, живопись, скульптуру и декоративно-прикладное искусство. Внешне следуя мастерам Возрождения, маньеристы разрушали присущую их искусству гармонию, уравновешенность образов. Поздний маньеризм становится исключительно придворно-аристократическим искусством. Отражая кризис искусства Ренессанса, маньеризм уступал дорогу новому стилю — барокко.
Главная цель барокко — стремление удивить, вызвать изумление. Итальянский поэт Д. Марино (1569—1625) так писал об этом:
Поэта цель — стихами поражать.
Не о смешном — о славном сочиняю.
Кто удивлять не в силах, брось писать.
Перевод Е. Солоновича
Ему вторил герой одной из пьес испанского драматурга Кальдерона (1600—1681):
Удивляться я привык,
Как безмерно мир велик.
Как и маньеризм, барокко передавал напряжённость конфликта, дух противоречий. Но в барокко гораздо сильнее выражено стремление к возрождению гармонии в жизни человека, которого уже не устраивала констатация сложности и противоречивости жизни, а потому он был одержим желанием выявить и понять главные законы её развития. В произведениях барокко человек выступал как личность со сложным миром чувств и переживаний, он был вовлечён в бурный водоворот событий и страстей. Острая жажда жизни и наслаждений сочеталась почти с физическим страхом перед смертью, с инстинктом самосохранения. Человек метался между надеждой и отчаянием, его героические поступки находились на грани трагедии и ужаса. Он постоянно оказывался перед выбором. Всё чаще к нему приходило понимание тщетности человеческого бытия, бренности человеческой жизни, удивительно точно выраженное одним из героев У. Шекспира:
Что жизнь? Тень мимолетная, фигляр,
Неистово шумящий на подмостках
И через час забытый всеми; сказка
В устах глупца, богатая словами
И звоном фраз, но нищая значеньем.
Перевод Т. Щепкиной-Куперник
Период от начала XVIII в. до середины XIX в. вошёл в историю под названием эпохи Просвещения. Её главным содержанием стало понимание мира как разумно устроенного механизма, где человеку отводилась существенная организующая роль. Гармонически развитый, общественно значимый, решительно преодолевающий страсти и сомнения, готовый пожертвовать личным благополучием ради общественного блага, он живёт по законам Природы. Свобода, Разум, Долг, Мораль становятся приоритетами жизни человека в эпоху Просвещения.
Идеи Просвещения находят воплощение в новом художественном стиле — классицизме (лат. classicus — образцовый). Каким же образцам следовал этот стиль? Прежде всего античному наследию и гуманистическим идеалам Возрождения. Главными темами искусства классицизма были торжество общественных начал над личными, подчинение чувства долгу, идеализация героических образов. Классицизму присущи такие качества, как ясность, прямота и простота в выражении содержания, сдержанность, спокойствие в эмоциях и страстях, стремление к объективному отражению окружающего мира, достоинство и рационализм в поступках, соблюдение правильности и порядка.
Произведения архитектуры классицизма отличали строгая организованность геометрических линий, чёткость объемов, регулярность планировки. Логическое развёртывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, плавная контурная линия, чёткая моделировка объёма, подчинённость цвета смысловым акцентам характерны для живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
В странах Европы классицизм просуществовал необычайно долго, по меньшей мере два с половиной столетия, а затем, видоизменяясь, возрождался в неоклассических течениях XIX—XX вв.
В начале XVIII в. во Франции получил распространение новый стиль в искусстве — рококо (фр.rocaille— раковина). Уже само название раскрывало главную, характерную черту этого стиля — пристрастие к изысканным и сложным формам, причудливым линиям, во многом напоминающим силуэт раковины. Раковина то превращалась в сложный завиток с какими-то странными прорезями, то в украшение в виде щита или полуразвёрнутого свитка с изображением герба или эмблемы. Акант — травянистое растение (излюбленный мотив рококо) — преобразился в тонкие листья неведомых морских растений. Просуществовал этот стиль недолго, примерно до 40-х годов XVIII в., но его влияние на развитие искусства было ощутимо до конца столетия.
В центре внимания искусства рококо — сложные любовные интриги, мимолётность увлечений, дерзкие, рискованные, бросающие вызов обществу поступки героев, авантюры и фантазии, галантные развлечения и праздники. Искусство должно было нравиться, трогать и развлекать. Игривые и причудливые орнаменты обрели то колеблющийся, замедленный, то прихотливо ускоренный ритм. Овалы, тондо, причудливые элементы лепестков, необычная форма картин, игра орнамента, узора, обман зрения — всё это вбирало изобразительное искусство рококо.
Наибольшего расцвета стиль рококо достиг в произведениях декоративно-прикладного искусства Франции. В России — в виде свитков, щитов и замысловатых раковин — рокайлей(декоративных орнаментов, имитирующих соединение причудливых раковин и диковинных растений), а также маскаронов (лепных, резных или витых масок в виде человеческого лица или головы зверя, размещённых над окнами, дверями, арками, на фонтанах, вазах и мебели).
1.2. Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей
О своеобразии и границах художественных стилей искусства XVII—XVIII вв. до настоящего времени много и часто спорят. Действительно, в творчестве одного художника органично могли переплетаться два и более художественных стиля. Аналогичная картина характерна и для некоторых конкретных произведений искусства.
В качестве примера обратимся к истории конкурса на создание восточного фасада дворца Лувр в Париже. Король Людовик XIV (1638—1715) решил придать зданию особо торжественный и величественный облик. Для исполнения желания короля пригласили знаменитого итальянского архитектора и скульптора Лоренцо Бернини (1598 — 1680). Ему было предложено создать проект восточного фасада Лувра в мраморе. Бернини исполнил проект в стиле барокко, но пышный, вычурный фасад не отвечал запросам короля и был отвергнут. Оскорблённый мастер вынужден был покинуть Париж.
Сооружение восточного фасада Лувра поручили французскому архитектору Клоду Перро (1613—1688). В течение восьми лет он вёл строительство в строгом классическом стиле, подчёркивая величие, благородство и монументальность здания. Трехэтажный фасад, вытянутый на 173 м, украшали восемнадцать пар 12-метровых коринфских колонн (отсюда и современное название восточного фасада — Колоннада Лувра).
Совмещение стилей можно наблюдать и в знаменитом дворце Версаля. В его внешнем архитектурном облике использованы строгие приёмы классицизма, а в убранстве пышных, торжественных интерьеров — барокко и рококо.
История мирового искусства знает немало примеров творческих споров и разногласий в утверждении приоритетов того или иного художественного стиля. Официальное барокко зачастую вступало в борьбу с классицизмом и реалистическим искусством. Так, в конце XVII в. во Франции разгорелся спор между приверженцами классицизма, основоположником которого был художник Никола Пуссен, и почитателями творчества Питера Рубенса — представителя барокко и реализма в изобразительном искусстве. Любая попытка принижения роли или противопоставления одного стиля другому не приводила к желаемым результатам. Бессмысленно, например, было проводить чёткие границы между барокко и реализмом в творчестве Рубенса, а произведения итальянского художника Караваджо нельзя рассматривать только в рамках реализма.
Итак, в искусстве XVII—XVIII вв. сосуществовали различные художественные стили. Разнородные в своих проявлениях, они все же обладали глубоким внутренним единством и общностью. Подчас совершенно противоположные художественные решения и образы были лишь своеобразными ответами на важнейшие вопросы жизни общества и человека.
■ Вопросы и задания
1. Каковы характерные черты и художественные идеалы искусства XVII—XVIII вв.? Как по сравнению с эпохой Возрождения изменились представления о человеке и общей картине мира?
Наш век семнадцатый — вершина всех вершин,
У нас во всём расцвет — в искусствах и в науках.
Так ли это на самом деле? Как и чем вы могли бы мотивировать или опровергнуть данное суждение литературного героя?
3. Расскажите о стилевом многообразии искусства XVII—XVIII вв. Каковы главные отличительные черты новых стилей и исторические предпосылки их возникновения?
2. Познакомьтесь и с другими интерпретациями стиля, попробуйте их сопоставить. Что их объединяет, а что — различает? Как вы думаете, насколько точно они раскрывают сущность этого понятия? Какое из определений ближе вашей точке зрения? Какую трактовку стиля могли бы предложить лично вы?
Согласны ли вы с мнением о том, что в творчестве каждого художника находит отражение не только частное и индивидуальное, но и общие закономерности развития общества? Поясните свой ответ известными вам примерами художественных произведений.
4. Почему не прекращаются споры вокруг своеобразия и определения четких границ между отдельными стилями искусства? Приведите примеры (из творчества отдельного художника или одного произведения) совмещения различных черт нескольких художественных стилей. Поясните свой ответ.
5. Обратитесь к известным вам произведениям искусства XVII— XVIII вв. (в литературе, музыке, изобразительном искусстве или архитектуре) и попробуйте определить их принадлежность к тому или иному художественному стилю. Аргументируйте свой ответ.
В искусстве XVII - XVIII веков сосуществовали различные художественные стили. В презентации даются краткие характеристики стилей. Материал соответствует учебнику Даниловой "Мировая художественная культура" 11 класса.
Вложение | Размер |
---|---|
stilevoe_mnogoobrazie.ppt | 2.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII веков Подготовила учитель ИЗО и МХК МКОУ СОШ с. Брут Гулдаева С.М
В Европе завершился процесс разделения стран и народов. Наука расширила знания о мире. Были заложены основы всех современных естественных наук: химии, физики, математики, биологии, астрономии. Научные открытия начала XVII века окончательно расшатали образ мироздания, в центре которого находился сам человек. Если раньше искусство утверждало гармонию Вселенной, то теперь человека страшила угроза хаоса, распада Космического миропорядка. Эти перемены отразились и на развитии искусства. XVII – XVIII века – одна из самых ярких страниц в истории мировой художественной культуры. Это время когда на смену Возрождения пришли художественные стили барокко, рококо, классицизм и реализм, по новому увидевшие мир.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СТИЛИ Стиль – сочетание художественных средств и приёмов в произведениях художника, художественного направления, целой эпохи. Маньеризм Барокко Классицизм Рококо Реализм
МАНЬЕРИЗМ Маньеризм (итал. manierismo, от maniera — манера, стиль), направление в западноевропейском искусстве 16 в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений . Эль Греко "Христос на Масличной Горе", 1605. Национ. гал., Лондон
Характерные особенности стиля Маньеризм (вычурный): Изысканность. Вычурность. Изображение фантастического, потустороннего мира. Изломанность контурных линий. Световой и цветовой контраст. Удлинение фигур. Неустойчивость и сложность поз.
Если в искусстве Возрождения человек – владыка и творец жизни, то в произведениях маньеризма он – малая песчинка в мировом хаосе. Маньеризм охватывал различные виды художественного творчества – архитектуру, живопись, скульптуру, декоративно – прикладное искусство. Эль Греко "Лаокоон", 1604-1614
Галерея Уффици Палаццо дель Те в Мантуе Маньеризм в архитектуре выражает себя в нарушениях ренессансной сбалансированности; использовании архитектонически не мотивированных, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства структурных решений. К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо). В маньеристском духе выдержано здание Галереи Уффици во Флоренции.
БАРОККО Барокко (итал. barocco - причудливый) - художественный стиль, преобладающий с конца XVI до середины XVIII вв. в искусстве Европы. Этот стиль зародился в Италии и распространился в других странах после эпохи Ренессанса.
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ БАРОККО: Пышность. Вычурность. Изогнутость форм. Яркость красок. Обилие позолоты. Обилие витых колонн и спиралей.
Основные черты барокко - парадность, торжественность, пышность, динамичность, жизнеутверждающий характер. Искусству барокко свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии. Кафедральный собор Сантьяго - де - Компостела Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. 1690-1704. Москва.
Особенно необходимо отметить в стиле барокко слияние различных искусств в едином ансамбле, большую степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Это стремление к синтезу искусств - основополагающая черта барокко. Версаль
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КЛАССИЦИЗМА: Сдержанность. Простота. Объективность. Чёткость. Плавная контурная линия.
В странах Европы класссицизм просуществовал два с половиной столетия, а затем, видоизменяясь, возрождался в неоклассических течениях XIX – XX вв. Произведения архитектуры классицизма отличали строгая организованность геометрических линий, четкость объемов, регулярность планировки.
РОКОКО Рококо (франц. rococo, от rocaille, рокайль – декоративный мотив в форме раковины), стилевое направление в европейском искусстве 1-й половины 18 в. Церковь Франциска Ассизского в Оуру-Прету
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОКОКО: Изысканность и сложность форм. Причудливость линий, орнаментов. Лёгкость. Изящество. Воздушность. Кокетливость.
Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы. Амалиенбург под Мюнхеном.
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗМА: Объективность. Точность. Конкретность. Простота. Естественность.
Выводы: В искусстве XVII – XVIII веков сосуществовали различные художественные стили. Разнородные в своих проявлениях, они все же обладали единством и общностью. Подчас совершенно противоположные художественные решения и образы были лишь своеобразными ответами на важнейшие вопросы жизни общества и человека. Нельзя однозначно выразить какие перемены случились к XVII веку в мироощущении людей. Но стало очевидно, что идеалы гуманизма не выдержали испытания временем. Среда, окружение и отражение мира в движении становиться главным для искусства XVII – XVIII вв.
2. Страна – родина барокко: а) Франция; б) Италия; в) Голландия; г) Германия. 3. Соотнесите термин и определение: а) барокко б) классицизм в) реализм 1. строгий, уравновешенный, гармоничный; 2. воспроизведение действительности посредством чувственных форм; 3. пышный, динамичный, контрастный. 4. Многие элементы этого стиля воплотились в искусстве классицизма: а) античный; б) барокко; в) готика. 5. Этот стиль считается пышным, вычурным: а) классицизм; б) барокко; в) маньеризм.
9. Представители классицизма в живописи. а)Делакруа; б) Пуссен; в) Малевич. 10. Представители реализма в живописи. а) Делакруа; б) Пуссен; в) Репин. 11. Периодизация эпохи барокко: а) 14-16 в. б) 15-16 в. в) 17 в. (конец 16-середина 18 в). 12. Г. Галилей, Н. Коперник, И. Ньютон - это: а) скульпторы б) ученые в) живописцы г) поэты
13. Соотнесите произведения со стилями: а) классицизм; б) барокко; в) маньеризм; г) рококо 1 2 3 4
14. Соотнесите произведения живописи с авторами: а) Клод Лоррен; б) Никола Пуссен; в) Илья Репин; г) Эль Греко. 1 2 3 4
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII веков
XVII – XVIII века – одна из самых ярких страниц в истории мировой художественной культуры. Это время когда на смену Возрождения пришли художественные стили барокко, рококо, классицизм и реализм, по новому увидевшие мир.
Художественные стили Стиль – сочетание художественных средств и приёмов в произведениях художника, художественного направления, целой эпохи.
Франческо Сальвиати. Неверие Св. Фомы 1543-1547 Растрелли. Польская лестница в Зимнем дворце. 1754-1762. Санкт-Петербург
Барокко Барокко (итал. barocco - причудливый) - художественный стиль, преобладающий с конца XVI до середины XVIII вв. в искусстве Европы. Этот стиль зародился в Италии и распространился в других странах после эпохи Ренессанса
Барокко Основные черты барокко - парадность, торжественность, пышность, динамичность, жизнеутверждающий характер. Искусству барокко свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии. Пышность, вычурность, изогнутость форм, яркость красок, обилие позолоты, обилие витых колонн и спиралей.
Классицизм Главными темами искусства классицизма были торжество общественных начал над личными, подчинение чувства долгу, идеализация героических образов. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов. Сдержанность, простота, объективность, чёткость, плавная контурная линия
Рококо Рококо (франц. rococo, от rocaille, рокайль – декоративный мотив в форме раковины), стилевое направление в европейском искусстве 1-й половины 18 в.
Рококо Рококо- (фр. rocaille — "скальный") вошел в употребление в середине XVIII в. Его использовали с негативным оттенком. В XIX в. стиль рококо неправомерно считали продолжением стиля барокко или даже "высшей стадией искусства барокко".
Рококо Рококо предпочитает лёгкость и изящество в то время как барокко тяготеет к монументальной торжественности. Тёмные цвета и тяжёлая позолота сменяются светлыми пастельными тонами - голубыми, розовыми, зелёными, с огромным числом белых деталей. Характерными чертами живописи того времени являются эротика, легкие пастельные тона, главными темами - галантные празднества, пастушеские мотивы, обнаженная натура.
Краткая характеристика стилей 17-18 века и их отличительные черты.
Содержимое разработки
Стилевое многообразие искусства 17-18 веков.
Мировая художественная культура.11кл.
- Эпоха Возрождения- человек в центре мироздания и Земля –центр Вселенной.Человек-владыка и творец жизни.
- 17 в . Научные открытия . Земля-шар, вращается вокруг Солнца. Человек-песчинка.
- Сомнение в природе человека как олицетворении добрых начал.
Вера уступает место скепсису.
Новые стили в искусстве:
- возник в середине 16 в. в недрах итальянского Возрождения и получил распространение по всей Европе.
Характеристика стиля маньеризма:
- изысканная ,виртуозная техника;
- напряженность и вычурность образов;
- уход в фантастический, полный тревоги и сомнений мир;
- изломанность контурных линий;
- нагромождение обнаженных тел;
- непривычное удлинение фигур;
- уменьшение деталей;
- неустойчивость и сложность поз.
Главная цель барокко-
стремление удивить, вызвать изумление .
- Как и маньеризм, барокко передавал напряженность конфликтов ,дух противоречий .Но в барокко сильнее выражено стремление к возрождению гармонии в жизни человека, одержимого желанием понять главные законы жизни и ее развития. Человек метался между надеждой и отчаянием ,его героические поступки находились на грани трагедии и ужаса. Все чаще приходило понимание тщетности бытия.
Характерные черты барокко
БЕРНИНИ, ДЖОВАННИ ЛОРЕНЦО
Классицизм-образцовый(лат.яз.)
Главные темы классицизма:
Характерные черты:
Портрет Петра 1
Рококо(фр.яз.-раковина)
- Характерная черты:
- пристрастие к изысканным ,сложным формам;
- причудливые линии, напоминающие силуэт раковины.
- Раковинав виде завитка с прорезями, то в виде щита или свитка с изображением герба или эмблемы.
- Акант - растение (излюбленный мотив рококо)-преобразился в тонкие листья неведомых морских растений.
Рококо в России:
- свитки;
- Щиты;
- раковины-рокайли (декоративные орнаменты ,имитирующие соединения причудливых раковин и диковинных растений);
- маскароны -лепные ,резные ,витые маски в виде человеческого лица или зверя, размещенные над окнами, дверьми, арками,на фонтанах ,вазах, мебели).
Элементы рококо
Реализм (лат.яз.-вещественный).
Определите стиль? Аргументируйте свой ответ.
Спасибо за внимание!
-75%
Читайте также: