187 фз о критической информационной инфраструктуры кратко

Обновлено: 04.07.2024

субъекты критической информационной инфраструктуры — государственные органы, государственные учреждения, российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которым на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления, функционирующие в сфере здравоохранения, науки, транспорта, связи, энергетики, банковской сфере и иных сферах финансового рынка, топливно-энергетического комплекса, в области атомной энергии, оборонной, ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности, российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которые обеспечивают взаимодействие указанных систем или сетей.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2018 года

Категорирование объекта критической информационной инфраструктуры представляет собой установление соответствия объекта критической информационной инфраструктуры критериям значимости и показателям их значений, присвоение ему одной из категорий значимости, проверку сведений о результатах ее присвоения.

значимый объект критической информационной инфраструктуры — объект критической информационной инфраструктуры, которому присвоена одна из категорий значимости и который включен в реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры.

социальная значимость, выражающаяся в оценке возможного ущерба, причиняемого жизни или здоровью людей, возможности прекращения или нарушения функционирования объектов обеспечения жизнедеятельности населения, транспортной инфраструктуры, сетей связи, а также максимальном времени отсутствия доступа к государственной услуге для получателей такой услуги;

политическая значимость, выражающаяся в оценке возможного причинения ущерба интересам Российской Федерации в вопросах внутренней и внешней политики;

экономическая значимость, выражающаяся в оценке возможного причинения прямого и косвенного ущерба субъектам критической информационной инфраструктуры и (или) бюджетам Российской Федерации;

экологическая значимость, выражающаяся в оценке уровня воздействия на окружающую среду;

значимость объекта критической информационной инфраструктуры для обеспечения обороны страны, безопасности государства и правопорядка.

Устанавливаются три категории значимости объектов критической информационной инфраструктуры — первая, вторая и третья.

Если объект критической информационной инфраструктуры не соответствует критериям значимости, показателям этих критериев и их значениям, ему не присваивается ни одна из таких категорий.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) автоматизированная система управления - комплекс программных и программно-аппаратных средств, предназначенных для контроля за технологическим и (или) производственным оборудованием (исполнительными устройствами) и производимыми ими процессами, а также для управления такими оборудованием и процессами;

2) безопасность критической информационной инфраструктуры - состояние защищенности критической информационной инфраструктуры, обеспечивающее ее устойчивое функционирование при проведении в отношении ее компьютерных атак;

3) значимый объект критической информационной инфраструктуры - объект критической информационной инфраструктуры, которому присвоена одна из категорий значимости и который включен в реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры;

4) компьютерная атака - целенаправленное воздействие программных и (или) программно-аппаратных средств на объекты критической информационной инфраструктуры, сети электросвязи, используемые для организации взаимодействия таких объектов, в целях нарушения и (или) прекращения их функционирования и (или) создания угрозы безопасности обрабатываемой такими объектами информации;

5) компьютерный инцидент - факт нарушения и (или) прекращения функционирования объекта критической информационной инфраструктуры, сети электросвязи, используемой для организации взаимодействия таких объектов, и (или) нарушения безопасности обрабатываемой таким объектом информации, в том числе произошедший в результате компьютерной атаки;

6) критическая информационная инфраструктура - объекты критической информационной инфраструктуры, а также сети электросвязи, используемые для организации взаимодействия таких объектов;

7) объекты критической информационной инфраструктуры - информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления субъектов критической информационной инфраструктуры;

8) субъекты критической информационной инфраструктуры - государственные органы, государственные учреждения, российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которым на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления, функционирующие в сфере здравоохранения, науки, транспорта, связи, энергетики, банковской сфере и иных сферах финансового рынка, топливно-энергетического комплекса, в области атомной энергии, оборонной, ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности, российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которые обеспечивают взаимодействие указанных систем или сетей.

Немного основ

Вас не должны вводить в заблуждение слова государственные органы и государственные учреждения, ведь современные информационные системы — это и системы управления производственными данными, информационные системы управления предприятием (выполняющие плановые, финансовые, налоговые функции), а также сети связи, обеспечивающие работу других объектов КИИ — имеются практически на всех более-менее крупных предприятиях и служат для интеллектуализации производства, помогают прослеживать все бизнес-процессы предприятий, чем экономят деньги организаций.

Организации обязаны обеспечить безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.

За нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи охраняемой компьютерной информации, содержащейся в КИИ, или информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей, автоматизированных систем управления, сетей электросвязи если оно повлекло причинение вреда КИИ установлена уголовная ответственность с лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Многие скажут, что это не для них и никакого вреда их предприятие КИИ не нанесет, но для таких скептиков, уже опубликовали закон с поправками к КоАП РФ.

Документ: Федеральный закон от 26.05.2021 N 141-ФЗ

Что изменится

С 6 июня 2021 года будут наказывать, если:

  • не передать в ФСТЭК сведения о присвоении объекту КИИ категории значимости или о том, что присваивать ее не нужно;
  • не соблюсти порядок уведомления ФСБ о компьютерных инцидентах, реагирования на них, принятия мер по ликвидации последствий атак в отношении значимых объектов КИИ;
  • нарушить правила обмена информацией об инцидентах (в частности, между субъектами КИИ).

В первом случае штраф для организаций составит от 50 тыс. до 100 тыс. руб., в остальных — от 100 тыс. до 500 тыс. руб. Максимальный штраф для должностных лиц по таким нарушениям — 50 тыс. руб.

С 1 сентября будут штрафовать за нарушение требований:

  • к созданию и обеспечению работы систем безопасности значимых объектов КИИ;
  • обеспечению безопасности этих объектов.

Если нет признаков уголовного деяния, должностные лица заплатят от 10 тыс. до 50 тыс. руб., организации — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Срок давности привлечения к ответственности за все эти нарушения составит 1 год.

То есть если вы не установили антивирус и вашу сеть взломали или если персональные данные которые вы храните или обрабатываете попали в сеть, то в лучшем случае штраф до 100 тыс. руб., а если вы не сообщили об этом инциденте, то получите штраф до 500 тыс. Конечно же если ваше предприятие относится к объекту КИИ.

С чего начать

Самый первый вопрос, на который необходимо ответить: является ли ваша организация субъектом КИИ. Для этого регулятор ( ФСТЭК России) рекомендует осуществить поиск указанных в тексте закона тринадцати видов деятельности в уставах, ОКВЭД, лицензиях организации. Если ваше предприятие соответствует данному критерию, необходимо приступать к категорированию объектов.

В соответствии с требованиями закона, предприятия и организации должны провести категорирование своих объектов КИИ и уведомить о результатах ФСТЭК России. Рекомендуемый срок — январь 2019 года. Однако в настоящее время многие организации либо еще не начали категорирование своих объектов, либо находятся в самом начале пути.

Без категорирования объектов КИИ невозможно определить необходимые технические и организационные меры защиты. Именно от результатов категорирования зависят дальнейшие объемы работ в области информационной безопасности.

В случае расследований инцидентов ИБ возможна ситуация, когда контролирующие органы установят нарушения в защите объектов КИИ по причине отсутствия категорирования или его занижения. Это может повлечь за собой уголовную ответственность в соответствии с УК РФ (ст. 274.1).

Рекомендация. С целью недопущения негативных последствий, проверьте свое предприятие на предмет соответствия объекту критической информационной инфраструктуры (КИИ).

Рассмотрим этот аспект информационной безопасности подробнее. Вперёд!

image


Основные положения

Итак, объекты КИИ следует категорировать. Это выполняется постоянно действующей внутренней комиссией по категорированию субъекта КИИ, которая также производит и документально оформляет следующие действия:

ГосСОПКА

  • ведомственные Центры осуществляют лицензируемую деятельность по защите информационных ресурсов в интересах органов государственной власти;
  • корпоративные Центры осуществляют лицензируемую деятельность по защите информационных ресурсов в собственных интересах, а также имеют право предоставлять услуги по предупреждению, обнаружению и ликвидации последствий компьютерных атак.

Итак, субъект КИИ, относящийся к органу государственной власти, в соответствии с текущими законодательными нормами должен подключиться к соответствующему ведомственному Центру ГосСОПКА. У субъекта КИИ, не являющегося органом государственной власти, есть возможность либо осуществить самостоятельное подключение к системе ГосСОПКА, либо создать свой собственный корпоративный Центр ГосСОПКА, либо подключиться к уже созданному Центру, оказывающему услуги по подключению к системе ГосСОПКА.

При самостоятельном подключении к Центру ГосСОПКА субъекту КИИ предстоит решить следующие задачи:

  • создание собственного Центра мониторинга информационной безопасности с учетом требований нормативных документов ФСБ РФ, ФСТЭК России, иных нормативно-правовых актов;
  • внедрение и поддержка технических средств и решений, соответствующих методическим рекомендациям ФСБ РФ по созданию ведомственных и корпоративных центров государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации;
  • внедрение и поддержка технических средств и решений, соответствующих требованиям к лицензиату ФСТЭК России для осуществления деятельности по мониторингу информационной безопасности средств и систем мониторинга;
  • получение лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации (ТЗКИ) в части перечня работ и услуг по мониторингу информационной безопасности средств и систем мониторинга (в случае предоставления коммерческих услуг другим организациям или при работе в составе холдинговой структуры);
  • получение лицензии ФСБ РФ на деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (в случае предоставления коммерческих услуг другим организациям или при работе в составе холдинговой структуры);
  • осуществление взаимодействия с НКЦКИ в соответствии с регламентом взаимодействия подразделений ФСБ РФ и субъектов ГосСОПКА при осуществлении информационного обмена в области обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак;
  • привлечение, обучение, удержание сотрудников Центра мониторинга информационной безопасности;
  • разработка и непрерывная актуализация сценариев атак и мониторинга;
  • аналитика событий и инцидентов, построение отчетности.

АСУТП

В соответствии с Приказом №31 объектами защиты в АСУТП являются информация о параметрах или состоянии управляемого объекта или процесса, а также все сопутствующие технические средства (рабочие станции, серверы, каналы связи, контроллеры), ПО и средства защиты. Данный документ указывает, что предпринимаемые организационные и технические меры по защите АСУТП должны, в первую очередь, обеспечивать доступность и целостность обрабатываемой в АСУТП информации, а обеспечение конфиденциальности логично ставится на второе место. Кроме этого, указывается, что принимаемые меры должны быть гармонизированы с мерами по обеспечению других видов безопасности, например, промышленной, пожарной, экологической, и не должны оказывать отрицательного влияния на штатный режим функционирования АСУТП. Предъявляются требования и к СЗИ в АСУТП — они должны пройти оценку соответствия.

В документе описаны организационные шаги по защите информации (далее — ЗИ) в АСУТП: формирование требований к ЗИ, разработка и внедрение системы защиты АСУТП, обеспечение ЗИ в ходе эксплуатации АСУТП и при выводе её из эксплуатации. Именно на этапе формирования требований проводится важная работа по классификации АСУТП: системе устанавливается один из трех классов защищенности (где самый низкий класс — третий, самый высокий — первый), при этом класс защищенности определяется в зависимости от уровня значимости обрабатываемой информации, т.е. степени возможного ущерба от нарушения её свойств безопасности (целостность, доступность и, если применимо, конфиденциальность). Степень ущерба же может быть высокой (ЧП федерального или межрегионального масштаба), средней (ЧП регионального или межмуниципального масштаба) или низкой (происшествие носит локальный характер).

Кроме классификации АСУТП, на этапе формирования требований определяются угрозы безопасности АСУТП путем составления модели угроз: выявляются источники угроз, оцениваются возможности нарушителей (т.е. создается модель нарушителя), анализируются уязвимости используемых систем, определяются возможные способы реализации угроз и последствия этого, при этом следует использовать БДУ ФСТЭК России. Важность создания модели нарушителя на данном этапе заключается еще и в том, что применяемые меры защиты в АСУТП 1-го класса защищенности должны обеспечивать нейтрализацию действий нарушителя с высоким потенциалом, в АСУТП 2-го класса защищенности — нарушителя с потенциалом не ниже среднего, в АСУТП 3-го класса защищенности — нарушителя с низким потенциалом (потенциалу нарушителей даётся определение на странице БДУ).

Далее, Приказ №31 предлагает алгоритм выбора и применения мер для обеспечения безопасности, уже знакомый нам по Приказам ФСТЭК России №21 (ПДн) и №17 (ГИС): сначала осуществляется выбор базового набора мер на основании предложенного списка, далее производится адаптация выбранного базового набора мер, предполагающая исключение нерелевантных базовых мер в зависимости от особенностей информационных систем и использующихся технологий, затем адаптированный базовый набор мер уточняется для нейтрализации актуальных угроз не выбранными ранее мерами, и наконец осуществляется дополнение уточненного адаптированного базового набора мерами, установленными иными применимыми нормативными правовыми документами. При этом в Приказе №31 подчеркивается важность непрерывности технологических процессов: можно применять компенсирующие защитные меры в случае прогнозируемого негативного влияния на штатный режим функционирования АСУТП.

В Приказе №31 указаны следующие группы мер по обеспечению безопасности АСУТП, которые должны быть применены в зависимости от требуемого класса защищенности АСУТП:

  • идентификация и аутентификация;
  • управление доступом;
  • ограничение программной среды;
  • защита машинных носителей информации;
  • аудит безопасности;
  • антивирусная защита;
  • предотвращение вторжений (компьютерных атак);
  • обеспечение целостности;
  • обеспечение доступности;
  • защита технических средств и систем;
  • защита информационной (автоматизированной) системы и ее компонентов;
  • реагирование на компьютерные инциденты;
  • управление конфигурацией;
  • управление обновлениями программного обеспечения;
  • планирование мероприятий по обеспечению безопасности;
  • обеспечение действий в нештатных ситуациях;
  • информирование и обучение персонала.

Безопасность значимых объектов КИИ

Требования, изложенные в Приказе ФСТЭК России №239, предъявляются к информационным системам, автоматизированным системам управления и информационно-телекоммуникационным сетям значимых объектов КИИ. Критерии отнесения объектов КИИ к значимым описаны в Постановлении Правительства №127, о котором написано выше. Выполнение требований рассматриваемого приказа предполагает, что категорирование объектов КИИ уже было предварительно проведено, опять же в соответствии с нормами ПП-127. Кроме значимых объектов, по решению субъекта КИИ нормы рассматриваемого документа могут применяться и к незначимым объектам, равно как и требования Приказа №31. В Приказе №239 отдельно указано, что объекты КИИ, обрабатывающие ПДн, подпадают также и под нормы защиты ПДн, а в случае, если объект КИИ является ГосИС, то применяются нормы Приказа ФСТЭК России №17 по защите ГИС и проводится аттестация значимого объекта КИИ.

Приказ №239 указывает, что разработка мер ЗИ значимого объекта КИИ должна включать в себя анализ угроз безопасности и разработку модели угроз, а внедряемые меры защиты не должны оказывать негативного влияния на функционирование самого объекта. Как и в Приказе №31, анализ угроз должен включать выявление источников угроз, оценку возможностей нарушителей (т.е. создание модели нарушителя), анализ уязвимостей используемых систем (в том числе и тестирование на проникновение — пентест), определение возможных способов реализации угроз и их последствий, при этом следует использовать БДУ ФСТЭК России.

В Приказе №239 особо оговорено, что в случае разработки нового ПО как части подсистемы безопасности значимого объекта КИИ следует применять стандарты безопасной разработки программного обеспечения. При использовании СЗИ приоритет отдается штатному защитному функционалу, а при реагировании на компьютерные инциденты требуется отправлять информацию о них в систему ГосСОПКА.

В списке организационных и технических мер, предусмотренных положениями данного приказа в зависимости от категории значимости объекта КИИ и угроз безопасности информации, указаны пункты, аналогичные таковым в Приказе №31:

  • идентификация и аутентификация;
  • управление доступом;
  • ограничение программной среды;
  • защита машинных носителей информации;
  • аудит безопасности;
  • антивирусная защита;
  • предотвращение вторжений (компьютерных атак);
  • обеспечение целостности;
  • обеспечение доступности;
  • защита технических средств и систем;
  • защита информационной (автоматизированной) системы и ее компонентов;
  • планирование мероприятий по обеспечению безопасности;
  • управление конфигурацией;
  • управление обновлениями программного обеспечения;
  • реагирование на инциденты информационной безопасности;
  • обеспечение действий в нештатных ситуациях;
  • информирование и обучение персонала.

Требования предъявляются также и к самим СЗИ: можно применять средства, прошедшие оценку на соответствие требованиям по безопасности в форме испытаний, приемки или обязательной сертификации. Испытания и приемка проводятся субъектами КИИ самостоятельно либо с помощью лицензиатов ФСТЭК России. При использовании сертифицированных СЗИ требования к ним следующие: на объектах 1-й категории значимости следует применять СЗИ не ниже 4-го класса защиты, на объектах 2-й категории — СЗИ не ниже 5-го класса, а на объектах 3-й категории — СЗИ не ниже 6-го класса; при этом на значимых объектах всех категорий требуется применять СВТ не ниже 5-го класса.

Интересно также и то, что в Приказе №239 приведены требования и к уровням доверия СЗИ. Уровни доверия (далее — УД) определяются в соответствии с Приказом ФСТЭК России №131 от 30 июля 2018 г., в котором установлены шесть УД (самый низкий – 6-ой, самый высокий – 1-ый). Так, на объектах 1-й категории значимости следует применять СЗИ, соответствующие 4-му или более высокому УД, на объектах 2-й категории — СЗИ, соответствующие 5-му или более высокому УД, а на объектах 3-й категории — СЗИ, соответствующие 6-му или более высокому УД. Заметим, что пункты про уровни доверия применяемых СЗИ были введены в марте 2019 г. уже после выпуска первоначальной версии Приказа: ранее требования предъявлялись к уровню контроля отсутствия недекларированных возможностей (на объектах 1-й и 2-й категорий следовало применять СЗИ, прошедшие проверку по 4-му уровню НДВ), но с выходом упомянутого выше Приказа №131, вступившего в силу с июня 2019 г., требования руководящего документа по НДВ фактически прекратили действие.

Кроме того, в Приказе №239 подчеркивается, что на объектах 1-й категории значимости в качестве граничных маршрутизаторов следует использовать устройства, сертифицированные на соответствие требованиям по безопасности информации, а в случае невозможности их использования следует оценивать функции безопасности обычных граничных маршрутизаторов на этапах приемки или испытаний значимых объектов КИИ.

В дополнение к ранее указанному, в Приказе указывается на важность использования СЗИ, которые обеспечиваются гарантийной и/или технической поддержкой, а также на возможные ограничения по использованию программного/аппаратного обеспечения или СЗИ (видимо, имеются ввиду санкционные риски). Также указано, что на значимом объекте КИИ требуется запретить удаленный и локальный бесконтрольный доступ для обновления или управления лицами, не являющимися работниками субъекта КИИ, а также запретить бесконтрольную передачу информации из объекта КИИ производителю или иным лицам. Кроме этого, все программные и аппаратные средства объекта КИИ 1-й категории значимости должны располагаться на территории РФ (за исключением оговоренных законодательством случаев).

Как мы видим, Приказ №239, несмотря на схожую с другими приказами ФСТЭК России структуру, имеет целый ряд новаций: это и требования по соответствию СЗИ уровням доверия, и упоминание санкционных рисков, и повышенное внимание обеспечению безопасности сетевого взаимодействия. Следует отметить, что данный приказ является ключевым при выполнении требований по защите объектов КИИ, так что субъектам КИИ следует изучить его положения с особым вниманием.

Ответственность

Ответственность за неправомерное воздействие на КИИ РФ предусмотрена статьей 274.1 Уголовного Кодекса. Данная статья была введена Федеральным Законом № 194 от 26.07.2017 г. и действует с 01.01.2018 г. В соответствии с данной статьей уголовно наказуемы:

  • создание, распространение и использование программ для неправомерного воздействия на КИИ;
  • неправомерный доступ к информации в КИИ с последовавшим причинением вреда КИИ;
  • нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки, передачи информации в КИИ или правил доступа к информации в КИИ с последовавшим причинением вреда КИИ;
  • указанные выше действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору, или в составе организованной группы, или с использованием служебного положения;
  • указанные выше действия, если они повлекли тяжкие последствия (т.е. причинен ущерб на сумму более 1 миллиона рублей); при этом наступает ответственность в виде лишения свободы на срок до десяти лет, что автоматически переводит данное деяние в разряд тяжких преступлений со сроком давности до 10 лет.

Кроме вышеуказанной уголовной ответственности, субъектов КИИ и должностных лиц ожидают также и возможные административные взыскания: в настоящий момент рассматриваются изменения в КоАП РФ, предполагающие введение двух новых статей и существенных денежных штрафов за их нарушение:

Список документов

Кроме рассмотренных выше нормативных актов (187-ФЗ, ПП-127, Приказы ФСТЭК России №31 и №239), в настоящий момент вопросы защиты КИИ законодательно регулируют следующие документы:

Читайте также: