Место логики в методологии научного познания кратко

Обновлено: 06.07.2024

Современное общество всецело опирается на успехи в науке. Такое колоссальное влияние науки на нашу жизнь непременно обращает на себя внимание, наука становится, таким образом, предметом изучения.

Логика и методология

Наука, как особая сфера человеческой деятельности, имеет в своей основе дисциплину – логику, а так же методологию научного познания.

Логика и методология науки – это дисциплина, которая стремиться понять, что есть наука, в чем состоит специфика научного познания и методов науки, каковы структура и функции научного знания, как развивается наука.

Это отражается в существовании большого количества методологических концепций – теорий науки. Они дают структурный и логический ответ на имеющиеся вопросы о науке, ее развитии, ее методологии и т.д.

В конце $19$ – начале $20$ века огромную популярность имели методологические идеи, которые были высказаны физиком и философом из Австрии Э. Махом, математиком Пуанкаре, физиком Дюгемом. В первой четверти $20$ века широкую известность имела методологическая концепция логического позитивизма. В ее формировании участвовали Л. Витгенштейн, Р. Карнап, М.Шлик. Во второй половине $20$ века на первое место выступили методологические теории К. Поппера, Т. Куна, П. Фейербанда, И. Лакатош, С. Тулмин.

Хотя данные методологические концепции имели значительные расхождения касательно понимания природы научного знания, методов науки, форм развития науки, у них было что-то общее. Они имели одну общую базу, один предмет для изучения – науку и ее историю.

Методы научного познания

  • Эмпирический метод включает в себя знание фактов, явлений, свойств и т.д.
  • Наблюдение – лежит в основании эмпирического наблюдения, это восприятие явлений, объектов действительности для их познания.
  • Измерение – это представление свойств существующих предметов через числовую величину.
  • Эксперимент – материальная деятельность, направленная на реальный объект или реальные условия, для того чтобы познать данный объект. Своей целью эксперимент видит установление закономерностей, установление фактов. Это поисковой эксперимент. Так же имеется проверочный эксперимент. Эксперимент – это вопрос, который обращен к природе.

Готовые работы на аналогичную тему

Логика – в традиции, основывалась на выявлении и формулировании правил вывода одних знаний из других, правил установления понятий, что с древнегреческой философии являлось предметом формальной логики.

Сегодня формирование логических норм рассуждения, доказательства, определения основывается на математической логике. В структуре логико-методологических возможностей, с помощью которых происходит анализ научного познания, выделяют несколько уровней.

Общелогические методы познания раскрывают внутреннюю сущность и признаки предметов, взаимосвязь их элементов. Для того, чтобы выполнить данные процессы, необходимо разъединить единый предмет на его части, изучая их, выделяя свойства, признаки, выявляя их позицию и значение в цельном предмете. Это выполняется с помощью анализа и синтеза.

В результате изучения предмета также возникает необходимость делать заключения о неизвестном. Этот переход от известного к неизвестному можно пользоваться знаниями частных фактов с переходом к общим принципам, или наоборот, идя от общих принципов, выходить на частные явления. Это осуществляется при помощи логических методов – индукции и дедукции.

Основные задачи научного познания: получение нового знания, открытие законов природы и общества, постижение тайн человеческого интеллекта и применение достигнутых знаний во благо обществу. Однако решать такие задачи не просто даже для современной науки. Поэтому большое внимание сегодня уделяется анализу проблем методологии – науки, от которой во многом зависит эффективность применения методов научного познания.

Научное познание есть особая форма деятельности по производству научных знаний, рассматриваемая в исторически изменяющемся социокультурном контексте. Методология как наука нацелена на изучение общих закономерностей научного познания, особенностей его становления, развития и функционирования. В процессах упорядочения и систематизации научного знания большое место занимают методологические принципы – наиболее общие предписания относительно способов рационализации научного познания. Методология изучает принципы и способы организации научной теоретической и практической деятельности, среди которых особое место занимают методы научного познания. Под методом понимают совокупность средств и приемов, используемых в определенной последовательности в процессе познания. Метод – способ достижения цели в познании, основной инструмент развития науки, средство ее развития и обогащения новым знанием. В структуре метода обычно можно выделить цель, характеристику и процедуру. Цель метода – решение поставленной задачи; характеристика – описание объективной ситуации, в рамках которой решается данная задача; процедура – совокупность операций, необходимых для достижения цели в заданныхусловиях.

К методу научного познания предъявляются следующие требования:

1) Детерминированность – выбор метода должен быть обусловлен спецификой изучаемого объекта.

2) Заданность – соответствие компонентов метода цели исследования.

3) Результативность – возможность получения результата с достаточно высокой степенью вероятности.

4) Воспроизводимость – возможность повторного использования данного метода.

5) Эффективность – затраты на использование должны быть меньше величины, окупаемой результатами исследования.

Соблюдение законов формальной логики – обязательное условие рационального способа мышления. К основным законам формальной логики относят законы определенности, непротиворечивости и обоснованности, которые и составляют фундамент современной методологии науки. Формально – логические законы в познании дополняются законами диалектической логики. Универсальные законы диалектики – закон взаимоперехода количественных и качественных изменений, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания – раскрывают особенности наиболее важных сторон развития природных, общественных и мыслительных явлений и процессов. Специфика самого диалектического метода познания обусловлена принципами объективности, конкретности и системности познания. Законы и принципы формальной и диалектической логики взаимодополняют друг друга в процессе познания, помогая получать

более полное и более достоверное знание о мире.

Логика и язык.

Каждая наука оперирует собственным языком. Под языком науки понимают определенную систему знаков, предназначенную для коммуникации и познания. Языки используются для описания вещей или событий, их оценки, призывов к побуждениям к действию, а также для выражения эмоций. Различают языки естественные и искусственные. Естественными называют те знаковые информационные системы, которые возникали в результате общения между людьми в процессе их историко-культурного развития. К естественным языкам относятся народные (национальные) языки, языки жестов и т. п. Искусственными (формальными или формализованными) языками называют те вспомогательные знаковые системы, которые создаются на базе естественных с целью рационализации человеческой деятельности в отдельных областях для более точной и экономной передачи информации. Искусственные языки широко применяются в естественных науках, в математике, в программировании, в связи и т. п. Особую группу составляют полуформализованные языки, в которых естественный язык дополняется ограниченной системой условных обозначений (символов), относящихся к конкретной предметной области.

На ранних стадиях своего развития классическая логика использовала в качестве научного обычные естественные языки. В дальнейшем языками логики становятся языки полуформализованные и формализованные. Формализованными языками логики являются искусственные знаковые системы: язык логики предикатов и язык логики высказываний.

называется его алфавитом.

Предмет логики.

Предметом логики являются законы и формы правильного мышления, а также приемы, средства, методы и операции рационального познания и объективного осмысления мира.

Логическая форма - способ связи частей мыслимого содержания. Данный способ связи может быть одним и тем же для неограниченно большого количества мыслей, каждая из которых отличается своим особым конкретным содержанием от всех других мыслей. К основным формам мышления относят: понятие, суждение, умозаключение и другие.

Формально-логический закон – это отношение между логическими формами мысли. Законы не зависят от нашего сознания и не могут быть нарушены без ущерба для истины. Необходимым условием всякой истинности мысли, является ее логическая правильность, т.е. соответствие логическим законам.

Утверждение может состоять исключительно из ложных посылок, вполне согласующихся между собой.

Пример: Все звезды есть спутники Земли Марс – звезда Следовательно: Марс – спутник Земли

Рассуждение может иметь истинные посылки, но логически не связанные.

Пример: Все коровы – позвоночные

Все страусы – позвоночные Следовательно: все страусы – коровы.

Получаем ложный результат при истинных посылках.

4. Значение логики.

Логика составляет методологическую основу научного познания, целью которого является постижение истины. Логика изучает проблемы обоснования и доказанности знания, разрабатывает принципы, правила, способы и приемы отделения истинного знания от ложного. Логическое мышление отличается определенностью, последовательностью и доказательностью. В качестве высшего метологического принципа диалектической логики выступает принцип объективности. Этот принцип нацеливает в процессе познания объекта исходить из особенностей самого объекта, а не из существующих о нем мнений. Следствием данного принципа является принцип конкретности: изучение объекта необходимо производить на основе анализа условий его существования. Принцип последовательности нацеливает на изучении объекта в его развитии, от более ранних стадий к более поздним. Принцип доказательности указывает на необходимость обоснования всех утверждений, выводов и положений. Все эти принципы в совокупности являются необходимой методологической основой диалектического подхода к анализу природных и социальных явлений. Обоснованность – также важнейший критерий логичности мышления. Мы должны уметь подтверждать истинность своих мыслей, уметь находить основания собственной правоты.

Каждый человек может мыслить и рассуждать, но далеко не всегда он мыслит правильно и поступает разумно. Знание логики должно помочь уменьшить число совершаемых ошибок, не всегда обдуманных действий и поступков, поскольку рационально мыслящий человек более склонен к конструктивным действиям и менее подвержен аффектам. Мыслить логично – означает мыслить правильно: рационально, непротиворечиво и последовательно. Эти качества необходимы в жизни любого человека. Особенно важно умение мыслить логично в профессиональной деятельности менеджеров, финансистов, экономистов, юристов. Усвоение теоретических основ логики и хорошее закрепление их на практике позволяет специалистам находить ошибки как в собственных рассуждениях, так и в доводах оппонентов, устранять противоречия в договорах, соглашениях, нормативных документах, правильно аргументировать деловые предложения, составлять речи, выстраивать следственные версии и т. п.

Умение мыслить логично означает также способность человека более рационально и эффективно познавать окружающий мир. Знание логики способствует упорядочению многих познавательных процедур: формализации, классификации, систематизации и других. Практически во всех сферах деятельности людей можно указать обширные области применения логических схем, методов, операций и других логических приемов.

Умение правильно мыслить отражается и на общественной жизни общества. Грамотные, образованные и рационально мыслящие люди ответственно относятся к своему гражданскому долгу. Они активно участвуют в общественной и политической жизни. Их выбор гражданской позиции, как правило, осознан. Такие люди не позволяют посторонним манипулировать их сознанием и действиями. Только рационально мыслящие граждане могут создавать правовое общество, развивать и укреплять его демократические устои.

Вопросы для повторения к теме 1:

1. Что изучает логика?

3. Что представляют собой язык науки?

4. Какие языки следует отнести к естественным?

5. Что представляют собой формализованные языки?

6. Что представляет собой алфавит языка науки?

7. Какие существуют виды знаков?

8. Что такое семантика?

9. Какие основные семантические категории изучает логика?

10. Что представляют собой законы логики?

11. Что выражают собой формы мышления?

12. Что называют именем предмета?

13. Какие существуют характеристики имени предмета?

14. Что выражает собой денотат имени?

15. Что выражает собой концепт имени?

16. Что понимают под истиной в формальной логике?

17. В чем суть принципа объективности?

18. В чем суть принципа конкретности?

19. В чем суть принципа доказательности?

20. В чем основное отличие законов формальной логики от законов

21. Какова роль и значение логики в современном научном познании?

Тема 2. Лекция 2. Основные этапы развития логики.

-применение идей, методов и аппарата логики в анализе научного познания. Развитие логики всегда было тесно связано с практикой теоретического мышления и прежде всего с развитием науки. Конкретные рассуждения дают логике материал, из которого она извлекает то, что именуется логической формой, законом и т. д. Теории логической правильности оказываются в конечном счете очищением, систематизацией и обобщением практики мышления.

Сейчас логический анализ научного знания активно ведется в целом ряде как давно освоенных, так и новых областей. Самым общим образом их можно обозначить так:

>> методология дедуктивных наук;

>> применение логического анализа к опытному знанию;

>> применение логического анализа к оценочно-нормативному знанию;

>> исследование приемов и операций, постоянно используемых во всех сферах научной деятельности (объяснение, понимание, классификация и т. д.).

Использование логики в анализе научного познания означает ее рост не только вширь, но и вглубь, хотя последний процесс из-за сопровождающих его споров менее заметен. Прояснение и углубление оснований логики сопровождается пересмотром и уточнением таких центральных ее понятий, как логическая форма, логический закон, доказательство, логическое следование и др.

Приложения логики показали, что доказательство не обладает абсолютной, вневременной строгостью и является только культурно опосредствованным средством убеждения. Даже математическое доказательство на деле исторично и социально обусловлено. В разных логических системах доказательствами считаются разные последовательности утверждений и ни одно доказательство не является окончательным.

В стандартном определении доказательства используется понятие истины. Доказать некоторое утверждение – значит логически вывести его из других являющихся истинными положений. Но многие утверждения не связаны с истиной: оценки, нормы, советы, клятвы, декларации и т. п. Очевидно, что они тоже могут быть элементами логически последовательных рассуждений и доказательств. Встает, таким образом, вопрос о существенном расширении понятия доказательства. Им должны охватываться не только описания, способные иметь истинностное значение, но и все те многообразные утверждения, которые не являются описаниями и не могут быть сведены к ним.

Стандартный курс современной логики начинается определением высказывания как предложения, являющегося истинным или ложным. Поскольку оценки, нормы и т. п. очевидным образом не имеют истинностного значения, данное определение можно понимать так, что все, излагаемое после него, не приложимо к оценочным, нормативным и им подобным выражениям.

Под влиянием приложений логики и прежде всего ее приложений в анализе научного знания существенно изменились представления об отношении логики к мышлению и языку. Согласно господствовавшей в 30-е годы точке зрения, правила логики представляют собой продукт произвольной конвенции и выбор их, как и выбор правил игры, ничем не ограничен. В силу этого все искусственные языки, имеющие ясную логическую структуру, равноправны, и ни один из них не лучше и не хуже другого. Это – т. наз. принцип терпимости, выдвинутый в конце 20-х годов К. Менгером и активно пропагандировавшийся позднее Р. Карнапом. Данный принцип отрывает логику от обычного мышления и обычного языка. Разумеется, мышление не копирует мир своей внутренней структурой, но это не означает, что они никак не связаны и что логика – только своеобразная интеллектуальная игра, правила которой точны, но произвольны. Правила игры определяют способы обращения с вещами, правила логики – с символами. Искусственные языки логики имеют предметное, семантическое измерение, которого лишены игры. Нарушающий правила игры вступает в конфликт с соглашениями, нарушающий же правила логики находится в конфликте с истиной и добром, стандарты которых не являются конвенциональными. Логика как инструмент познания связана с действительностью и своеобразно отображает ее. Это проявляется в обусловленности развития логики развитием человеческого познания, в историческом изменении логических форм, в успешности практики, опирающейся на логическое мышление.

Перемены, происшедшие в логике, низвели ее с заоблачных высот непогрешимой абстракции. Они приблизили логику к реальному мышлению и тем самым к человеческой деятельности, одной из разновидностей которой оно является. Это, несомненно, усложнило современную логику, лишило ее прежней твердости и категоричности. Но этот же процесс насыщения реальным содержанием придал ей новый динамизм и открыл перед нею новые перспективы.

Если не принимать во внимание давно сформировавшуюся методологию дедуктивных наук, существенный вклад в которую внеела логика, можно сказать, что Л .н.п. не достигла пока особо впечатляющих успехов. Тем не менее есть определенное продвижение и есть перспектива. Уже сейчас можно сделать вывод о плодотворности крепнущих связей логики с естественными и гуманитарными науками как для методологии этих наук, так и для самой логики.

Источник: Ивин А. А., Никифоров А. Л. Словарь по логике - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 384 с.

Как уже отмечалось ранее, методология представляет собой совокупность системных методов и средств, направленных на решение сложных научных проблем.

Методологию можно разделить на две части:

¾ учение об исходных основах (принципах) познания;

¾ учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы.

В учении об исходных основах познания анализируются и оцениваются те философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания. Следовательно, эта часть методологии непосредственно связана с философией, с миро-воззрением, а они являются исходными основами и принципами научного исследования.

В учении о способах и приемах исследования рассматриваются общие стороны частных методов познания, составляющих общее направление исследования. К ним можно отнести приемы и способы эмпирического и теоретического исследований, опирающиеся на исходные основы и принципы.

Значение методология научного познания состоит в том, что она позволяет, во-первых, выяснить подлинную философскую основу научного познания, во-вторых, на этой основе систематизировать весь объем научных знаний, в-третьих, создать условия для разработки нового, еще более эффективного направления дальнейшего 'исследования.

Главной задачей методологии научного познания является создание современного синтеза всех накопленных научных знаний, что позволит обеспечить всестороннее использование достижений развития науки в практических целях и дальнейшее развитие методов познания.

Следовательно, методология науки изучает те методы, средства и приемы, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание в науке. Кроме этого методология изучает также структуру научного знания вообще, место и роль в нем различных форм познания, методы анализа и построения различных систем знания, поэтому в методологии научного исследования выделяются динамический и статический аспекты. Динамический аспект методологии представлен ростом и развитием научного знания, а статический — имеет дело с готовым, имеющимся знанием. Поэтому динамический аспект раскрывает методологию научного исследования, ориентированную на поиск нового знания, а статический — методологию структуры существующего знания.

Проводя классификацию методологии научных исследований, можно выделить их три вида:

• методологию как науку о всеобщем методе исследования (общефилософская);

• методологию как науку об общенаучных методах исследования (общенаучная);

• методологию как науку об общенаучных методах познания (конкретной отрасли науки).

Общефилософскую методологию научных исследований следует трактовать как систему общих условий и ориентиров в познавательной (исследовательской) деятельности.

Общенаучная методология представлена направлениями, концепциями и системами научного знания, которые в силу универсальности своего характера используются как средство познавательной деятельности в самых различных отраслях науки.

Наряду с общефилософской и общенаучной следует сказать и о методологии конкретной отрасли науки как третьей разновидности методологии.

Каждая отрасль знания накапливает собственный арсенал средств научного познания научных объектов, что в целом составляет методологию конкретной отрасли науки.

Таким образом, методология научного исследования — это самая общая форма организации научного знания (научно-познавательной деятельности), содержащая в себе принципы построения научного знания, обеспечивающая соответствие его структуры и содержания задачам исследования, включая его методы, проверку истинности полученных результатов и их интерпретацию.

Можно выделить следующие наиболее существенные зоны приложения методологии в научном исследовании:

• построение предмета исследования;

• создание научной теории;

• проверка истинности теории путем обращения к практике;

• использование данной теории для создания других теорий;

• интерпретация полученных результатов.

Методологию научного познания иногда отождествляют с логикой научного исследования. Такое отождествление нельзя считать правильным. Содержание методологии научного познания шире, чем содержание логики научного исследования. Вместе с тем логика научного познания является наряду с методологией основным элементом процесса познания.

Под логикой научного исследования понимается определенный порядок движения научного поиска. Исследование требует определенной логической последовательности, основу которой составляет рациональное мышление, которое является отражением закономерностей реальной действительности. Для того, чтобы мышление было таковым, оно должно отвечать трем требованиям:

¾ быть определенным, т.е. быть точным, свободным от всякой сбивчивости;

¾ быть последовательным, т.е. быть свободным от внутренних противоречий, разрушающих связи между мыслями там, где они необходимы;

¾ быть обоснованным, т.е. не просто формулировать истину, но и указывать на те основания, по которым она с необходимо¬стью должна быть признана истинной.

Логика (греч. logos — речь, мысль, разум) — наука о законах, формах и приемах правильного построения мысли, т.е. мышления, направленного на познание объективной действительности. Основные задачи логики научных исследований:

• выявление условий достижения истинных знаний;

• изучение внутренней структуры мыслительного процесса;

• выработка логического аппарата и правильного метода познания.

Следовательно, она закономерно выражает устойчивые черты всякого правильного мышления.

Выделяют следующие типы мышления:

¾ интуитивное — характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью;

¾ логическое (аналитическое) — связано с анализом действий;

¾ практическое — связано с постановкой целей, выработкой планов и проектов;

¾ теоретическое — направлено на открытие законов, свойств объекта.

Рациональное мышление повинуется определенным законам. Закон мышления — это необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между мыслями. Строение мыслей облекается конкретной логической формой. Поэтому соблюдение законов логики является необходимым, непременным условием достижения истины в процессе конкретного познания.

Логические законы действуют независимо от воли и желания людей. Они являются отражением действительности связей и отношений вещей. Поэтому они универсальны и необходимы. Универсальность их вытекает из самого существа мышления. Это следующие законы:

Читайте также: