Политическая культура казахстана кратко

Обновлено: 07.07.2024

Геополитическое положение Казахстана таково, что на протяжении веков он был связующим звеном, своего рода мостом между Европой и Азией. Поэтому, если оценивать политическую культуру Казахстана с точки зрения отнесения к цивилизации, то она представляет собой синтез ценностей Востока и Запада. Если же принимать за основу классификацию Г. Алмонда и С. Вербы, то политическую культуру Казахстана можно отнести к промежуточному типу, сочетающую в себе элементы подданического, патриархального и активисткого типа.

В советское время в Казахстане, являющемся составной частью советского государства, безусловно, доминирующей была подданическая политическая культура. С распадом СССР и провозглашением суверенитета Республика Казахстан взяла курс на демократизацию политической системы. Это вызвало подъем социально-политической активности, у людей появился интерес к политическим ценностям, политической жизни. Резко упало число носителей подданической культуры и начал формироваться слой активистов. Формируются политические партии, активизируют свою деятельность профсоюзы, общественно-политические движения. Однако процесс стабилизации экономики затянулся, продолжилось падение уровня жизни значительной части населения. Ожидание и надежды на быстрые позитивные результаты не оправдались. Следствием этого стало снижение социально-политической активности и увеличения доли патриархалов, которые в решении своих жизненных проблем полагаются только на себя, вследствие чего интерес к политическим преобразованиям теряется.

Подобная тенденция характеризует не только Казахстан, но и практически все постсоветские государства. Парадокс заключается в том, что патриархализация политической культуры происходит на фоне демократизации политической системы. Можно надеяться, что стабилизация экономики, усиление демократических тенденций в политической системе постепенно приведет и к изменению содержания политической культуры, превращению ее в культуру участия с доминированием носителей активистского типа.

Политический лидер как явление. Типология политических лидеров.

Политическое лидерство - одна из разновидностей лидерства. Политический лидер является символом определенного сообщества, личность, способная реализовать интересы сообщества посредством власти, дается ему этой сообществом, по олитичних интересов, организовывать и направлять их активность, сплотить вокруг себя группу сторонников и повести их за собою.

Способность к лидерству подразумевает наличие у человека таких качеств, как интеллект, интуиция, организаторские способности, готовность брать на себя ответственность, умение нравиться публике.

типология политического лидерства. Классическим примером типологии лидерства является разработка немецкого социолога М. Вебера, который выделяет 3 типа лидерства. Традиционное лидерство. Рационально-легальное лидерствою. Харизматическое лидерство.

Херман выделяет 4 типа. Лидер-знаменосец, Лидер-служитель, Лидер-торговец, Лидер-пожарный,.

Основные концепции политического лидерства. В современной политологии существует несколько концепций политического лидерства. Наиболее распространёнными являются: 1. Теория черт 2. Ситуационная концепция 3. Функционализм 4. Теория конституентов. 5. Компенсаторная теория 1. Теория черт (Ф. Гальтон, Э. Богардус). Лидерство этой теории рассматривается как чисто социально-психологический феномен. Лидер – это человек, обладающий особой совокупностью таких черт, как интеллект, характер, организаторские способности, коммуникабельность, такт, чувство юмора, умение привлекать к себе внимание и т.д. В этой теории игнорируется социальная природа лидерства, утверждается, что набор названных черт делает человека лидером автоматически.




3. Функционализм (Д. Эдингер). Лидерство – это такое положение в обществе, которое характеризуется способностью одной личности направлять и организовывать коллективное поведение всех его членов. Лидер в силу своих способностей берёт на себя ряд важнейших функций в обществе: управление, регулирование, контроль политических отношений. Эта теория не учитывает того факта, что для реализации способностей личности нужны определённые условия и возможности.

4. Теория конституентов (определяющей роли последователей) (Ф. Стэнфорд). Эта теория объясняет феномен лидерства через последователей и конституентов. Лидер всегда имеет последователей. Выдвижение лидера зависит от поддержки группы. Лидер – это инструмент в руках группы, которая его выдвинула для защиты своих интересов и превращает в марионетку, действующую по потребностям толпы и по её критериям. Главное значение приобретает не анализ деятельности лидера, а его последователей. Не раскрывая сущности лидерства, эта концепция рассматривает достаточно полно главную причину ослабления лидерства.

5. Компенсаторная теория политики рассматривает проблему лидерства на основе психоанализа (А. Адлер, Г. Ласеуэл). Стремление к лидерству, этой теорией рассматривается как стремление компенсировать свою личную неполноценность в какой-то области (физической, психической, моральной и т.д.). Борьба за власть (соответственно за лидерство) рассматривается как борьба за самоутверждение, за достижение ведущих позиций в обществе с целью компенсировать все свои переживания.

Подводя итог можно сделать вывод, что политический лидер – авторитетная, обладающая особыми политическими, профессионально-нравственными качествами и полномочиями личность, способная объединить и мобилизовать людей (социальными группы, государственные и общественные институты) на достижение социально значимых политических целей, решение актуальных проблем общественного развития.

В реальной жизни нет двух совершенно одинаковых политических лидеров. Однако у различных людей присутствуют схожие, типологические черты, поэтому в политологии предприняты попытки классифицировать лидеров по разным основаниям.

Понятие мировой политики. Геополитика, национальный интерес, национальная безопасность. Мировая политика – сфера отношений между государствами, международными политическими организациями и союзами государств, процесс выработки, принятия и реализации политических решений, затрагивающих интересы мирового сообщества. Геополитика есть наука об отношении земли и политических процессов. Геополитика – это географический разум государства.

Национальная безопасность - это защищенность государства от внешних и внутренних угроз, устойчивость к неблагоприятным воздействиям извне, обеспечение таких внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного прогресса общества и его граждан. Национальный интерес - это осознанная потребность нации в самосохранении, развитии и обеспечении безопасности. Национальный интерес можно определить также как осознание и отражение в деятельности лидеров государства его потребностей.

85. Понятие международные отношения.Основные Тенденции развития международных отношений.


Политическая культура Казахстана начала зарождаться еще в советское время, но окончательно сформировалась уже после 1991 года. Ее как один из факторов надо обязательно принимать во внимание при любом анализе казахстанских политических процессов.

Ниже приведены так называемые негласные правила казахстанской политической системы.

Об особенностях казахской политической культуры

Главное — легитимность

Любое политическое решение должно быть легитимным — соответствовать закону, процедуре и устоявшимся традициям. И эту норму соблюдают не только из уважения к законам: если случится кризис и начнут искать виноватых, то виноватым станет тот, кто принял нелегитимное решение. Поэтому иногда, для соблюдения легитимности такого решения, правят сами законы и регламенты.

Всеобщий внутриэлитный консенсус

Одной из важных форм легитимизации любого политического решения является единогласное его принятие всем политическим классом. Без возражений. Если все политические силы согласны, и есть внутриэлитный консенсус, то нет места для альтернативы, а значит, есть полная уверенность в том, что решение будет реализовано.

Но если у решения есть противники, да еще и приводящие весомые аргументы и предлагающие альтернативу, то тогда решение или откладывается, или отменяется. Никто не хочет рисковать.

Есть мы и они

В настоящее время политический класс Казахстана вполне оформился и состоит из тысяч человек, которые целенаправленно занимаются политикой. Они достаточно четко отделяют себя от других классов, с одной стороны, а с другой стороны, уже чувствуют близость с себе подобными. Поэтому политики всегда будут теснее общаться с коллегами, пусть и придерживающимися противоположных взглядов, чем с представителями населения, пусть и своими сторонниками.

Возможно, это следствие существенной деполитизации масс, что делает политику занятием для избранных.

Дискуссия через посредников

Написано пером

Поэтому такое внимание в Казахстане уделяется различным статьям и документам. Это объясняет, кстати, их немногочисленность. Слишком большая ответственность. Поэтому стараются не писать в принципе.

Или трусы, или крестик

У людей в политике всегда есть выбор, участвовать в разных теневых схемах или не участвовать. При этом в большинстве случаев никто не принуждает делать выбор в ту или иную сторону. Но вот последствия будут необратимыми и четко обозначенными. Или политик участвует в схемах, делает то, что говорят, и помалкивает. Или критикует, но тогда и в схемах поучаствовать не удастся.

Работаем с понятными людьми

Этот перечень особенностей политической культуры Казахстана, может, не очень комплиментарный, зато объективный. И его надо принимать в расчет.

История развития общества в сторону демократических преобразований показывает, что главными демократическими институтами в обществе является объединение граждан. В феврале 1997 года было подписано соглашение 55 политических партий, общественных объединений и национально-культурных центров республики о сотрудничестве с органами государственной власти с целью преодоления социально-экономических и политических проблем.

Руководством страны за годы независимости проводилась последовательная политика по либерализации политической системы, предполагающая укрепление институтов гражданского общества, усиление роли политических партий в парламенте и общественной жизни, развитие институтов гражданского общества. Казахстан выбрал эволюционный путь развития и выступает против форсированного внедрения демократии, тем более извне. Наш путь сравнительно недолгий, но по существу равняется целой исторической эпохе. На этом пути Республикой Казахстан было пройдено три этапа становления нашей государственности. На первом этапе — с 1991 года по август 1995 года — с момента обретения независимости до принятия второй Конституции независимого Казахстана 1995 года — руководство государства сосредоточилось на формировании фундамента казахстанской государственности, переходе от диктата однопартийности к политическому плюрализму, создании основ демократического развития. Объективно был сделан выбор в пользу концентрации властных полномочий по вертикали исполнительной власти, поскольку было необходимо принять решительные антикризисные меры.

Этот период преподнес Казахстану весьма поучительные уроки, главным из которых стало осознание того, что без стабильной и сильной экономики политическое развитие будет протекать болезненно и медленно, может привести к всенародному недовольству и дестабилизации страны. Принцип — сначала экономика, а потом политика — полностью себя оправдал. На втором этапе — с сентября 1995 по 2000 гг.— основной заботой республики стало создание и укрепление современных демократических институтов, формирование новой политической культуры на основе Конституции 1995 года.

Основной закон позволил пройти большой путь, связанный не только с глубокими экономическими, но и политическими преобразованиями. Именно с его помощью за эти годы были созданы предпосылки для преобразования Казахстана в страну, в которой действуют реальные демократические институты, где гарантируются права и свободы граждан. Успех, несомненно, обеспечила реализация социально-экономической стратегии развития Казахстана до 2030 года.

На третьем этапе — с 2001 по 2006 гг.— был обеспечен социальноэкономический прорыв и Казахстан стал региональным лидером. Были утверждены первые демократические традиции казахстанского многоконфессионального общества. В этот период активно обсуждались и вырабатывались рекомендации по вопросам совершенствования законодательства о выборах, политических партиях, СМИ, разграничения полномочий между уровнями государственного управления, совершенствования судебной системы и статуса судей. С 2007 года наступил новый этап демократизации Казахстана — ускоренное развитие свободного демократического общества. Настала пора заложить законодательную основу, которая обеспечит успех начатым либеральным реформам и приведет к новому балансу общественных и государственных интересов, становлению новой системы сдержек и противовесов в государственном устройстве.

Основным событием в культурной жизни Казахстана 90-х годов ХХ века был прошедший в сентябре 1992 года Всемирный курултай казахов, объединивший известных писателей, поэтов, ученых, общественных и религиозных деятелей со всего мира. Эта акция явилась началом масштабной работы по сохранению национальной культуры казахов за рубежом и ее интеграции в мировое культурное пространство.

Первый Всемирный курултай казахов состоялся в городе Алматы. В работе Курултая приняло участие свыше 800 делегатов из 33 стран дальнего и ближнего зарубежья, в том числе Турции, Германии, Франции, Норвегии, Монголии, Китая, Австрии, а также представители со всех областей Казахстана. Основными итогами Первого Всемирного курултая казахов стали создание Ассоциации, принятие Устава, избрание руководящего состава Всемирной ассоциации казахов.

Кандидатура Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева на избрание Председателем Всемирной Ассоциации казахов была единогласно поддержана участниками заседания. Второй Всемирный курултай казахов был проведен в 2002 году в Туркестане. В его работе приняли участие свыше 400 соотечественников из 32 стран мира.

Третий Всемирный Курултай казахов состоялся в сентябре 2005 года в новой столице нашего государства — Астане, которая стала символом всестороннего бурного и прогрессивного роста Казахстана. Очередной Курултай явился свидетельством единства казахского народа и продемонстрировал перспективы сотрудничества его представителей в новом тысячелетии.

Государственная политика в области культуры и национальных отношений проявляется, прежде всего, в уделении внимания деятельности музеев, выставочных площадок, вернисажей, театров, развитию кино и эстрадного искусства, в поддержке талантливых певцов, художников, музыкантов и других мастеров искусства и культуры.

Государственную поддержку получают народные артисты Казахстана, такие как Алибек Днишев, Роза Багланова, Бибигуль Тулегенова и другие. Мировое признание получили лауреаты многих престижных премий Парижа, Лондона и Рима пианистка Жания Аубакирова и скрипачка Айман Мусаходжаева, оперная певица Майра Мухаммедкызы, скрипач Марат Бисенгалиев, которые являют миру талант и культуру казахского народа.

Казахский академический театр драмы им. М. Ауэзова вошел в межнациональныйрейтинглучшихдраматическихколлективовмирового искусства. В его репертуаре значатся выдающиеся произведения казахских драматургов и писателей, таких как Мухтар Ауэзов, Зеин Шашкин, Габит Мусрепов, Сабит Муканов, Калтай Мухамеджанов, Аким Тарази, Куандык Шангитбаев и многие другие. Театр осуществляет также постановки спектаклей зарубежных авторов, продолжая традиции казахской национальной школы театрального искусства.

Поскольку Республика Казахстан является полиэтническим государством, в котором в мире и межнациональном согласии проживают более 100 наций и народностей, многие этносы имеют возможность развивать свои народные этические и культурные потребности. Только в Алматы можно назвать множество таких коллективов, как Русский академический драматический театр им. М. Лермонтова, Немецкий национальный театр, музыкально-драматический уйгурский театр, Корейский театр эстрадно-драматического искусства и др. Все они вносят свой вклад в развитие и взаимообогащение межнациональных культур казахстанского общества.

Перенос столицы в Астану в 1998 году явился крупным политикоэкономическим шагом, позволившим создать в географическом сердце страны предпосылки для более глубокого управления государством и сглаживания перекосов в региональном развитии. Регион Центрального Казахстана и севера республики с переносом столицы переживает как бы второе рождение: изменились областные центры, идет интенсивное строительство в них, создаются тысячи новых рабочих мест, развиваются смежные производства. Таким образом, можно отметить, что Республика Казахстан, обретая свою независимость, качественно перерождаясь, не стала изолироваться от внешнего мира, а, наоборот, начала активно интегрироваться в общемировой социально-культурный процесс.

Геополитическое положение Казахстана таково, что на протяжении веков он был связующим звеном, своего рода мостом между Европой и Азией. Поэтому, если оценивать политическую культуру Казахстана с точки зрения отнесения к цивилизации, то она представляет собой синтез ценностей Востока и Запада. Если же принимать за основу классификацию Г. Алмонда и С. Вербы, то политическую культуру Казахстана можно отнести к промежуточному типу, сочетающую в себе элементы подданического, патриархального и активисткого типа.

В советское время в Казахстане, являющемся составной частью советского государства, безусловно, доминирующей была подданическая политическая культура. С распадом СССР и провозглашением суверенитета Республика Казахстан взяла курс на демократизацию политической системы. Это вызвало подъем социально-политической активности, у людей появился интерес к политическим ценностям, политической жизни. Резко упало число носителей подданической культуры и начал формироваться слой активистов. Формируются политические партии, активизируют свою деятельность профсоюзы, общественно-политические движения. Однако процесс стабилизации экономики затянулся, продолжилось падение уровня жизни значительной части населения. Ожидание и надежды на быстрые позитивные результаты не оправдались. Следствием этого стало снижение социально-политической активности и увеличения доли патриархалов, которые в решении своих жизненных проблем полагаются только на себя, вследствие чего интерес к политическим преобразованиям теряется.

Подобная тенденция характеризует не только Казахстан, но и практически все постсоветские государства. Парадокс заключается в том, что патриархализация политической культуры происходит на фоне демократизации политической системы. Можно надеяться, что стабилизация экономики, усиление демократических тенденций в политической системе постепенно приведет и к изменению содержания политической культуры, превращению ее в культуру участия с доминированием носителей активистского типа.

Политический лидер как явление. Типология политических лидеров.

Политическое лидерство - одна из разновидностей лидерства. Политический лидер является символом определенного сообщества, личность, способная реализовать интересы сообщества посредством власти, дается ему этой сообществом, по олитичних интересов, организовывать и направлять их активность, сплотить вокруг себя группу сторонников и повести их за собою.

Способность к лидерству подразумевает наличие у человека таких качеств, как интеллект, интуиция, организаторские способности, готовность брать на себя ответственность, умение нравиться публике.

типология политического лидерства. Классическим примером типологии лидерства является разработка немецкого социолога М. Вебера, который выделяет 3 типа лидерства. Традиционное лидерство. Рационально-легальное лидерствою. Харизматическое лидерство.

Херман выделяет 4 типа. Лидер-знаменосец, Лидер-служитель, Лидер-торговец, Лидер-пожарный,.

Основные концепции политического лидерства. В современной политологии существует несколько концепций политического лидерства. Наиболее распространёнными являются: 1. Теория черт 2. Ситуационная концепция 3. Функционализм 4. Теория конституентов. 5. Компенсаторная теория 1. Теория черт (Ф. Гальтон, Э. Богардус). Лидерство этой теории рассматривается как чисто социально-психологический феномен. Лидер – это человек, обладающий особой совокупностью таких черт, как интеллект, характер, организаторские способности, коммуникабельность, такт, чувство юмора, умение привлекать к себе внимание и т.д. В этой теории игнорируется социальная природа лидерства, утверждается, что набор названных черт делает человека лидером автоматически.




3. Функционализм (Д. Эдингер). Лидерство – это такое положение в обществе, которое характеризуется способностью одной личности направлять и организовывать коллективное поведение всех его членов. Лидер в силу своих способностей берёт на себя ряд важнейших функций в обществе: управление, регулирование, контроль политических отношений. Эта теория не учитывает того факта, что для реализации способностей личности нужны определённые условия и возможности.

4. Теория конституентов (определяющей роли последователей) (Ф. Стэнфорд). Эта теория объясняет феномен лидерства через последователей и конституентов. Лидер всегда имеет последователей. Выдвижение лидера зависит от поддержки группы. Лидер – это инструмент в руках группы, которая его выдвинула для защиты своих интересов и превращает в марионетку, действующую по потребностям толпы и по её критериям. Главное значение приобретает не анализ деятельности лидера, а его последователей. Не раскрывая сущности лидерства, эта концепция рассматривает достаточно полно главную причину ослабления лидерства.

5. Компенсаторная теория политики рассматривает проблему лидерства на основе психоанализа (А. Адлер, Г. Ласеуэл). Стремление к лидерству, этой теорией рассматривается как стремление компенсировать свою личную неполноценность в какой-то области (физической, психической, моральной и т.д.). Борьба за власть (соответственно за лидерство) рассматривается как борьба за самоутверждение, за достижение ведущих позиций в обществе с целью компенсировать все свои переживания.

Подводя итог можно сделать вывод, что политический лидер – авторитетная, обладающая особыми политическими, профессионально-нравственными качествами и полномочиями личность, способная объединить и мобилизовать людей (социальными группы, государственные и общественные институты) на достижение социально значимых политических целей, решение актуальных проблем общественного развития.

В реальной жизни нет двух совершенно одинаковых политических лидеров. Однако у различных людей присутствуют схожие, типологические черты, поэтому в политологии предприняты попытки классифицировать лидеров по разным основаниям.

Понятие мировой политики. Геополитика, национальный интерес, национальная безопасность. Мировая политика – сфера отношений между государствами, международными политическими организациями и союзами государств, процесс выработки, принятия и реализации политических решений, затрагивающих интересы мирового сообщества. Геополитика есть наука об отношении земли и политических процессов. Геополитика – это географический разум государства.

Национальная безопасность - это защищенность государства от внешних и внутренних угроз, устойчивость к неблагоприятным воздействиям извне, обеспечение таких внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного прогресса общества и его граждан. Национальный интерес - это осознанная потребность нации в самосохранении, развитии и обеспечении безопасности. Национальный интерес можно определить также как осознание и отражение в деятельности лидеров государства его потребностей.

85. Понятие международные отношения.Основные Тенденции развития международных отношений.

Читайте также: