Теория стигматизации в криминологии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Теория стигматизации, по-видймому, основана на положениях, сформулированных Танненбаумом в 1938 г., Лемертом в 1951 г., Беккером в 1963 г., Тэком в 1969 г. и Куипни в 1970 г. Согласно этим положениям, ничто не является преступным, но общество определяет некоторые поступки как преступные и клеймит их.

Человек становится преступником первоначально потому, что его поведение признано преступным в результате стигматизации, осуществленной системой уголовной юстиции. Шраг выделяет девять этапов процесса стигматизации 226. 1. Ни одно действие не преступно само по себе; опо является таковым в силу закона. 2. Определение того, что является преступным, применяется в интересах власть имущих представителями этих групп, в частности полицией. 3. Человек становится преступником но потому, что он нарушил закон, а в силу процесса стигматизации, посредством которого власти присваивают ему этот статус. 4. Разделение всех людей па дво категории — преступников и пепреступников — противоречит здравому смыслу и очевидным фактам. 5. В нарушении закона уличают лишь немногих, тогда как очень многие, быть может, виновны но в меньшой степепи. • 6. Поскольку санкции, используемые в правоприменительной деятельности, направлены против человека, а не только против преступного деяния, характеристики преступника влияют на суровость и последствия наказания. 7. Уголовные санкции варьируются в зависимости и от других характеристик преступника, таких, как принадлежность к меньшинству, отсутствие постоянного местожительства, плохое обра- вование, проживание в районах городской бедноты и т. д. 8. Уголовная юстиция исходит из стереотипного представления о преступнике как о злоумышленнике, как о человеке низких моральных качеств, заслуживающем порицания. 9. Тем, кто одпажды был заклеймен как преступник, трудно избавиться от этого клейма и восстановить свое прежнее положение в обществе.

Глава 3. ТЕОРИИ ПРИЧИН ПРЕСТУПНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ КРИМИНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1. Теория стигмы

Еще в 1949 г. супруги Глюк установили, что факт привода подростка в полицию оказывает гораздо большее влияние на выбор преступной карьеры, чем осуждение. Среди имевших привод уровень рецидива был выше, чем среди судимых.

Гипотезу о том, что различия между преступниками и непреступниками несущественны, подтвердил Э. Сазерленд (1966), который исследовал беловоротничковую преступность и пришел к заключению, что три четверти лиц, содержащихся в тюрьмах штатов, не являются преступниками в полном смысле слова, однако на них поставлено криминальное клеймо, которое инициирует процесс их отчуждения от общества.

Лишь незначительная часть реального криминального мира находится в тюрьмах — наименее ловкие и наиболее обездоленные, на основе изучения которых криминология и конструирует свои теории (Э. Шур, 1977; Р. Кларк, 1975).

Значительный вклад в развитие теории стигматизации внесли Э. Лемерт (Социальная патология, 1951), Г. Беккер (Аутсайдеры: социологическое исследование отклоняющегося поведения, 1963). Суть заключается, на их взгляд, в том, что отклоняющееся поведение не имело бы внутренне присущих ему особенностей, если бы общество воздержалось от негативных ярлыков.

Таким образом, основные положения теории стигматизации сводятся к следующему:

не существует абсолютных признаков преступления, определение того или иного деяния в качестве преступного зависит исключительно от реакции людей;

преступники практически ничем не отличаются от непреступников. Различия между осужденными и неосужденными (выявленными и невыявленными) преступниками более существенны;

воздействие судебной системы и криминального аппарата на преступность носит скорее негативный, чем позитивный характер, оно причиняет обществу больше вреда, чем пользы; не следует драматизировать зло, важна не кара, а меры, которые могли бы удержать человека от преступления, предотвратить раскол общества на преступников и непреступников.

Теория стигмы сегодня вновь привлекла внимание к проблеме карательных мер, продемонстрировав их недостатки. Положительный эффект общего предупреждения нередко нейтрализуется отрицательным эффектом стигматизации. Эта теория предполагала коррекцию практики воздействия на преступность — расширение некарательных мер, снижение эффекта стигматизации, отказ от карательных мер, однако во многом общество оказалось не в состоянии ее реализовать.

Эта схема значительно углубила понимание многих мотивационных процессов, в том числе в криминальной сфере.

Сам З. Фрейд попыток анализа феномена преступного поведения не предпринимал, за исключением его письма А. Эйнштейну

30 июля 1932 г. А. Эйнштейн как представитель Лиги Наций накануне Второй мировой войны запросил З. Фрейда, не может ли тот дать каких-либо рекомендаций по устранению агрессивности людей, чтобы как можно лучше научить противостоять психозу ненависти и разрушения.

Прежде всего творец психоанализа весьма скептически оценил возможности применения своей теории за пределами медицины. Однако он попытался поставить на службу решения непростой задачи гуманизации человечества некоторые положения своей теории.

В соответствии с его гипотезой человеческие инстинкты бывают двух видов: самосохранение, разновидностью которого является сексуальность, и разрушение, которое может быть направлено как внутрь (самоубийство), так и вовне (агрессия).

По поводу марксистской концепции изменения социальной системы в целях воздействия на преступность он писал, что коренные изменения социального строя имеют мало шансов на успех. Как видим, З. Фрейд является пессимистом во всем, что касается бесконфликтного общества.

Значение фрейдизма для криминологии состоит в том, что это учение дает возможность:

глубже понять мотивационную картину поведения (то есть истоки безмотивных преступлений), когда мстят не тому лицу, которое приносит вред, а другому, как правило, слабому (феномен дедовщины);

выявить скрытые в подсознании психические травмы, оказывающиеся причинами неврозов и навязчивых состояний (в том числе сексуальной агрессивности), которые продуцируют преступное поведение;

обосновать клинические методы коррекции личности преступника;

вскрыть механизмы сопротивления и вытеснения, которые позволяют понять процесс субъективного искажения восприятия реальности как основу психологической защиты;

использовать конструирование новых теорий преступности и разработку новых подходов к этому феномену;

сформировать сильное Эго, хорошо развитое супер-Эго, находить удовлетворение в заменителях криминальных побуждений, сформировать способность к рациональному поведению.

Г. Сайксом и Д. Митрой (США) создана концепция нейтрализации, сутью которой является углубленный анализ механизмов психологической защиты, составляющих основу криминальной психологии.

Способы нейтрализации сдерживающего воздействия субъективных и объективных факторов преступности:

отрицание ответственности, когда человек считает себя жертвой обстоятельств;

отрицание вреда, когда преступник уверяет себя и других, что от его действий нет никакого вреда;

осуждение осуждающих как скрытых или потенциальных преступников;

ссылка на высшие соображения: нарушение требований общества и т. п.

Дж. Колеман (1964) описал следующие механизмы психологической защиты, которые могут обусловить преступное поведение:

отрицание реальности — отказ объективно воспринимать окружающую обстановку;

репрессия — недопущение проникновения в сознание неприятных и невыносимых мыслей;

подавление — отказ отдавать себе отчет в уже проникших в сознание неприятных и опасных мыслях;

рационализация как попытка доказать, что его поведение оправдано какими-либо уважительными причинами;

проекция собственных отрицательных характеристик на других и соответственно нейтрализация отрицательной самооценки;

компенсация — прикрытие собственных слабостей в одних условиях попыткой самоутверждения в других;

перемещение чувства мести с опасного объекта, причинившего вред, на неопасный, не причиняющий вреда;

разрядка — снижение тревожности, вызванной запретными желаниями, путем бурного проявления чувств и внешней активности.

Успехи психоанализа побудили криминологов опробовать аналогичные методики в практике исправительного воздействия на заключенных.

Психоанализ в пенитенциарной практике сохранил основные

черты: формирование доверительных отношений между психоаналитиком и пациентом;

проникновение в подсознание с помощью исследования поступков, фраз, сновидений (гипноз З. Фрейд отрицал) и выявление психологических травм, продуцирующих отклонения в поведении;

перевод этих травм из подсознания в сферу сознания, что должно повлечь освобождение от их бремени (катарсис).

Цель психоаналитиков — постараться помочь преступнику понять, в чем заключается его внутренняя ущербность, для того чтобы он мог гармонизировать свою личность. Для этого используют медитации, интроспекции, самоанализ. Преступникам прививается выдержка — их обучают методикам, с помощью которых им легче терпеть крайне неприятные ощущения, вызываемые тупиковыми состояниями, чтобы избежать всплеска агрессивности.

Преступников учат использовать психологические механизмы:

предупреждение опасных стремлений путем усиления противостоящих им установок;

нейтрализация аморальных желаний и поступков (и иных форм саморепрессий);

повышение чувства собственной значимости путем идентификации с выдающимися личностями, чтобы компенсировать комплекс неполноценности, нередко проявляющийся в форме преступлений.

Отсутствие вашей судимости- это не ваша заслуга,а наша недоработка.Ф.Э.Дзержинский

1497778_519131101527332_1544753587_n
альтеро0
альтеро2
альтеро

СТИГМЫ ТЕОРИЯ - концепция, согласно которой ни одно действие не преступно само по себе, а является таковым в силу закона. Определение акта в качестве преступного зависит исключительно от реакции общества. Человек становится преступником первоначально потому. что его поведение признано преступным в результате стигматизации, осуществленной системой уголовной юстиции. Государство, таким образом, навязывает лицу, совершившему общественно опасное деяние, статус преступника. Тому же, кто однажды был заклеймен как преступник, трудно в дальнейшем избавиться от этого клейма и восстановить свое прежнее положение в обществе.

Гоффман демонстрирует примеры, подтверждающие его выводы: слепые, носящие темные очки, хромые, предпочитающие сидеть в общественных местах,
дабы скрыть свой недостаток хотя бы от незнакомых людей, бывшие алкоголики, с юмором относящиеся к алкоголю, выпивающие рюмку—две, чтобы не оставить у
окружающих впечатления будто их полный отказ от употребления спиртных напитков свидетельствует о слабоволии. В каждом случае автор показывает,
как наблюдаемые им личности борются со своей стигмой.

Основоположник теории - ученый Колумбийского университета Ф. Танненбаум, его последователи американские криминологи Э. Лемерт и Г. Беккер указывали, что, если подростка все оценивают негативно, то он утрачивает многое из того положительного, что есть у каждого человека. Отрицательные оценки имеют две стороны: они удерживают от антиобщественных поступков, но при неумелом их применении они могут инициировать криминализацию личности. Наклеивание негативных ярлыков нередко приводит к тому, что этот ярлык становится компасом в жизни молодого человека. По наблюдениям Пилиавина и Брайара, делинквент - это продукт социального решения и от того, как полиция проводит в жизнь это решение, зависит прекращение либо развитие делинквентной карьеры. Факт привода подростка в полицию оказывает гораздо большее влияние на выбор преступной карьеры, чем осуждение: среди имевших приводы уровень рецидива был выше, чем среди судимых. Э.Сатерленд пришел также к заключению, что 3/4 лиц, содержащихся в тюрьмах штатов, не являются преступниками в полном смысле этого слова, однако соответствующее криминальное клеймо, поставленное на них судебной системой, инициирует процесс их отчуждения от общества. Он предложил существенно расширить рамки применения штрафных санкций с тем, чтобы "снять клеймо преступления со значительной части судебных дел". Главный практический вывод В. Сатерленда заключается в необходимости ограничить применение карательных мер. поскольку они неэффективны, несправедливы и путем стигматизации обрекают человека на преступную карьеру.

Э. Лемерт выделил несколько этапов криминализации личности:

а) нарушение человеком правил поведения

б) реакция окружающих людей в форме отрицательной оценки

в) вторичное правонарушение, вызванное чувством обиды и враждебным отношением к окружению

г) осуждение, влекущее стигматизацию

д) укрепление лица на преступном пути, восприятие роли преступника.

Стигмы теория предполагала коррекцию практики воздействия на преступность. Многие ее рекомендации реализованы на практике и дали положительные результаты. В большинстве стран отказались от краткосрочного тюремного заключения. Само тюремное заключение в ряде государств модифицировано таким образом, что полного отчуждения преступника от общества не наступает (его отпускают домой на выходные, а иногда и после рабочего дня, заключенные участвуют в общественной жизни, встречаются с политическими деятелями, получают образование,развивают творческие способности, организуют выставки работ заключенных). Во многих странах возникли общественные объединения по связи с заключенными и оказанию им помощи после освобождения. Процент судебных приговоров, связанных с лишением свободы, в большинстве стран неуклонно снижается: соответственно в обществе уменьшается доля лиц, пораженных стигмой тюрьмы

Ф. Танненбаум попытался применить к решению криминологических проблем социологическую теорию интеракционизма чикагского профессора Д.Г. Мида. Джордж Герберт Мид рассматривал общественную жизнь как серию социальных ситуаций и типичных реакций людей на поведение окружающих (интеракций). По Д. Миду, каждому индивиду общество определяет какую-то роль, в которую тот "вкладывает себя, как актер", его поведение определяется социальными ожиданиями и стереотипами.

Справедливости ради следует заметить, что основная парадигма интеракционистов еще в прошлом веке была сформулирована русским писателем: "Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились".

Применив "эти положения к проблемам объяснения преступного поведения, Ф. Танненбаум достаточно убедительно доказал, что неправильное реагирование общества на преступления является одним из наиболее значимых криминогенных факторов. Он развил мысль М. Ю. Лермонтова и доказал, что если подросток все оценивает негативно, то он утрачивает многое из того положительного, что есть у каждого человека. Отрицательные оценки имеют две стороны:они удерживают от антиобщественных поступков, но принеумелом их применении (Ф. Танненбаум называет этот процесс чрезмерной драматизацией зла) они могут инициировать криминализацию личности. Наклеивание негативных ярлыков нередко приводит к тому, что этот ярлык становится компасом в жизни молодого человека.

Надо заметить, что в конце 30-х годов многими социологами со всей остротой был поставлен вопрос о том, справедливо ли рассматривать в качестве общественно опасных только те деяния, за которые закон предусматривает уголовное наказание. Теоретически схема уголовного законотворчества такова: то или иное поведение расценивается как общественно опасное – принимается закон, запрещающий его под угрозой уголовного наказания. Реально же далеко не все, что запрещается законом, представляет опасность для общества. Нередко уголовно-правовые запреты защищают интересы весьма незначительной части общества, и их соблюдение приносит всему обществу не пользу, а вред. Социологи вслед за Р. Горафало пытались найти неправовые определения преступления и преступности. Справедливость и эффективность уголовной репрессии ставилась под сомнение. Разработанная Ф. Танненбаумом концепция "недопустимости драматизации зла" в значительной мере впитала эти идеи. Она легла в основу интеракционистского подхода к изучению преступности, который впоследствии трансформировался в теорию стигмы.

Стигма в переводе с латинского означает клеймо. Из истории мы знаем, что клеймение преступников делало их изгоями, и такая мера борьбы с преступностью нередко инициировала новые, самые тяжкие преступления как ответную реакцию на социальное отторжение. Этот факт был общепризнанным, и его брали за аксиому авторы данной теории. Теория стигмы основывалась на многих философских и социальных традициях. Ее истоки можно увидеть в христианской заповеди "не судите – да не судимы будете". Теоретики анархизма рассматривали государство как начало, озлобляющее человека. По их мнению, все религиозные учения призывали человека к доброте, но государство, основанное на насилии, отрицает всеобщую любовь и способствует проявлениям зла.

И если критики различных форм стигматизации не заходили так далеко, чтобы отрицать само государство, то многие формы его деятельности по воздействию на преступность они ставили под сомнение, рассматривая их не только как неэффективные, но и как вредные.

Эта теория достаточно полно раскрывала глубинные механизмы криминального рецидива, с ее помощью удалось интерпретировать многие эмпирические данные. Например, еще в 1934 году супруги Глюк установили, что факт привода подростка в полицию оказывает гораздо большее влияние на выбор преступной карьеры, чем осуждение: среди имевших приводы уровень рецидива был выше, чем среди судимых.

На развитие теории стигматизации значительное влияние оказала гипотеза Т. Селлина о том, что в поисках отличий преступников от непреступников криминологи исследуют различия между осужденными и неосужденными. В действительности же среди "несудимой части общества" преступников также немало, и среди неосужденных различия между преступниками и непреступниками несущественны.

Эту гипотезу в значительной мере подтвердил Э. Сатерленд, который открыл и исследовал феномен беловоротничковой преступности. Э. Сатерленд проанализировал факты хищений, злоупотреблений служебным положением, коррупции, хозяйственных и экономических преступлений, совершаемых представителями высших слоев общества. Результаты его анализа ошеломили современников. Преступления, совершаемые "сливками общества", многократно превосходят по своей общественной опасности и по размеру материального ущерба традиционную преступность. Кражи, совершаемые представителями трущоб, оказались каплей по сравнению с морем хищений в лакированном мире бизнеса. Парадоксальным результатом его исследований было следующее: несмотря на то, что степень общественной опасности преступлений представителей низших слоев общества ниже, вся мощь карательной машины обрушивается именно на них. Криминальные представители респектабельного общества, как правило, остаются безнаказанными. Это научное открытие привело исследователя к достаточно острой политической проблеме: "Почему закон применяется по-разному к преступникам в белых воротничках и к другим преступникам?".

Таким образом, из исследования Э. Сатерленда логически вытекал вывод о том, что те, кто попал в поле зрения судебной системы и находится в тюрьмах (контингент, на основе изучения которого криминологи конструируют свои теории), – это лишь незначительная часть реального криминального мира, это наименее ловкие и наиболее обездоленные из преступников.

Последующие исследования латентной преступности подтвердили выводы Э. Сатерленда. И. Валерстайном, К. Вайлом, Р. Портфельдом и другими исследователями был установлен факт практически тотальной криминализации взрослого населения. Эти исследователи опросили несколько тысяч американцев на предмет, не совершали ли они когда-либо преступления. Результаты опроса были ошеломляющими. Более 90\% опрошенных признали, что им приходилось совершать те или иные преступления (в том числе и такие серьезные, как грабежи, разбои, похищения автомобилей и иных ценных вещей), за которые они не были привлечены ни к какой ответственности, поскольку о преступлении никто не узнал.

Эти данные заставляли серьезно задуматься, имеют ли право одни нарушители осуждать других.

Определенный интерес представляет подход Г. Беккера к периодизации преступной карьеры. По результатам его исследований, в большинстве случаев первичное нарушение социальных норм носит случайный характер. Затем движущей силой правонарушений становится выгода или удовольствие, связанное с самими действиями либо с их результатом. Арест и осуждение закрепляют за человеком статус преступника (официально на период тюремного заключения, реально – практически навсегда). На четвертой стадии, как правило, происходит активная реализация социального статуса и социальной роли, которыми общество заклеймило осужденного, – реализация в форме серии преступлений. Вершиной криминализации, по Г. Беккеру, является вступление человека в банду преступников, где по максимуму реализуются все криминальные возможности индивида.

Таким образом, основные положения теории стигматизации сводятся к следующему:

не существует абсолютных признаков преступления, определение того или иного деяния в качестве преступного зависит исключительно от реакции людей;

преступники практически ничем не отличаются от непреступников. Различия между осужденными и неосужденными (выявленными и невыявленными) преступниками более существенны;

воздействие судебной системы и карательного аппарата на преступность носит скорее негативный, нежели позитивный характер, оно причиняет обществу больше вреда, чем пользы;

не следует драматизировать зло, важна не кара, а меры, которые могли бы удержать человека от преступления, предотвратить раскол общества на два враждующих лагеря: преступников и непреступников.

Теория стигмы оказала значительное влияние на практику противостояния преступности. Она вновь привлекла внимание к проблеме карательных мер, продемонстрировав их существенные недостатки: избирательную направленность (избирательность, исключающая их воздействие на наиболее опасных преступников); положительный эффект общего предупреждения нередко нейтрализуется отрицательным эффектом стигматизации (негатив массовой стигматизации в обществе может превосходить позитив удержания).

Эта теория предполагала коррекцию практики воздействия на преступность в следующих направлениях:

расширение некарательных мер;

поиск и внедрение карательных мер, исключающих стигму (например, телесные наказания);

поиск путей снижения эффекта стигматизации применительно к карательным мерам, отказаться от которых не представляется возможным;

отказ от ряда карательных мер (например, краткосрочного тюремного заключения).

В воздействии на преступность представители этого направления предлагают опираться не на машину подавления, а на системную перестройку основных начал общественной жизни: последовательное увеличение справедливости, честности, доброты, человеколюбия в обществе будет отрицать преступность. На начальном этапе значительная роль отводится системе пресечения преступлений (без карательных мер и связанной с ними стигматизацией). В последующем предполагается возможность эффективного воздействия на преступность без жестких мер.

Эту устремленность можно считать выражением идеала гуманизма в криминологии. К сожалению, в реальной практике полностью воплотить данный идеал пока не удалось никому. Однако многие рекомендации теоретиков криминологического интеракционизма реализованы на практике и дали положительные результаты: в большинстве стран отказались от краткосрочного тюремного заключения. Само тюремное заключение в ряде стран модифицировали таким образом, что полного отчуждения преступника от общества не наступает (его отпускают домой на выходные, а иногда и после рабочего дня, заключенные участвуют в общественной жизни, встречаются с политическими деятелями, получают образование, развивают творческие способности, для широкой публики организуют выставки работ заключенных и т. п.). Во многих странах возникли общественные движения связи с заключенными и оказания им помощи в период после освобождения из тюрьмы. Процент судебных приговоров, связанных с лишением свободы, в большинстве стран мира неуклонно снижается, соответ-ственнно в обществе уменьшается доля лиц, пораженных стигмой тюрьмы. В ряде стран стало практиковаться неполное заключение, позволяющее заключенному продолжать заниматься своей обычной работой или учебой (в места заключения осужденный обязан являться вечером и в выходные дни).

Норвежский криминолог И. Анденес поставил вопрос о необходимости разработки новых мер общественного реагирования на преступления: "Специалистам в области наказаний в будущем следует предусмотреть формы этой реакции, отличные от классических санкций, но способные обеспечить поддержание общественного порядка, без которого жизнь в обществе становится невозможной. Эти формы могут носить характер частных предупреждений, предварительных санкций, а также могут осуществляться в виде помощи, создании благоприятных условий, советов, которые необходимо выполнить, чтобы пользоваться определенными преимуществами и поддержкой. Такое вмешательство не будет автоматически носить характер порицания или нравственного осуждения, которые неразрывно связаны с классическими наказаниями или мерами, даже в самом смягченном виде".

Поскольку преступление тоже является действием, оставляющим на его субъекте антизаконную, аморальную печать, правомерно предположить, что
экс-преступник будет вырабатывать определенную тактику сокрытия своей запятнанной репутации. И если физическая стигма может вызвать только
чувство жалости у окружающих, то морально-правовая усугубляется у нормальных людей рутинными понятиями о потенциальной опасности индивидов, когда-то
совершивших противозаконное действие. Результаты проведенного социологического исследования (май 1990 г.) в Абовянской мужской воспитательно-трудовой колонии (ВТК) подтвердили концепцию Гоффмана, а также показали отклонения от нее, которые могут стать дополнением.

Однако,представьте себе, их последующее разочарованием и ответные действия обществу и государству,когда они обнаружат,что являются "КЛЕЙМЕННЫМИ".
НАС ЖДЕТ МАРГИНАЛЬНЫЙ ВЗРЫВ.


Оглавление

  • Глава 1. Криминология как наука, ее предмет, цели и методы
  • Глава 2. Возникновение и развитие криминологии. Зарубежные криминологические теории и школы

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Криминология. Вопросы и ответы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 2. Возникновение и развитие криминологии. Зарубежные криминологические теории и школы

Рождение криминологии как науки связывается с выходом в 1885 году книги итальянского ученого Р. Гарофало. Однако идеи о сущности преступности, ее причинах, предупреждении преступлений интересовали человеческое общество всегда, о чем свидетельствуют многочисленные высказывания по этим вопросам мыслителей древности (Платона, Аристотеля), эпох Возрождения (М. Лютера, Дж. Локка), Просвещения (Монтескье, Руссо и др.), становления и развития капитализма (Ч. Ломброзо, Кетле и др.).

Анализ многочисленных теорий и научных взглядов дает основания для выделения трех основных направлений (классического, антропологического и социологического), по которым исторически развивались криминологические идеи, позволившие в конечном счете сформировать криминологию как самостоятельную науку.

Классическое и антропологическое направления криминологических теорий

Представители классических криминологических школ (Беккариа, Бентам, Горвард, Лист, Фейербах и др.) уже в XVIII–XIX веках решительно отвергли теологическое понимание преступности как проявления сатанинского, дьявольского начала. По их мнению, преступление — следствие сознательного поведения человека, который, обладая полной свободой воли, осуществляет выбор варианта своих действий. Сам же этот выбор предопределен тем, насколько человек усвоил нравственные правила жизни. Еще один постулат классиков состоял в оценке наказания за совершенное преступление как неотвратимого и справедливого ответа общества, не преследующего проявления жестокости, но устрашающего, исправляющего и обезвреживающего преступника.

В то же время представители классических теорий при переоценке возможностей уголовного наказания недостаточно внимания уделяли личности преступника, а также объективным социальным факторам, детерминирующим преступность, лишь к мерам воспитания и просвещения сводили предупреждение преступлений.

Серьезные пробелы классической школы дали определенный толчок к развитию антропологического направления криминологической теории, одним из первых представителей которого стал итальянский тюремный врач-психиатр Ч. Ломброзо.

Проведенные Ч. Ломброзо исследования личности, организма лиц, совершивших преступления, привели к формированию так называемой теории прирожденного преступника. Основные идеи этой теории сводились к следующим положениям: преступником, являющимся особым природным типом, не становятся, а рождаются; причина преступности заложена не в обществе, а в самом преступнике; для врожденного преступника характерны особые физиологические, психологические и даже анатомические свойства. Последние при этом якобы различаются в зависимости от преступной направленности личности на совершение убийств, изнасилований, посягательств на собственность. Подобные взгляды приводили к выводам о необходимости внесудебных процедур выявления и изоляции прирожденных преступников.

Несмотря на научную несостоятельность данных положений, подтвержденную многочисленными исследованиями, вряд ли следует оценивать их только негативно. Ломброзо и его последователи впервые уделили особое внимание личности преступников, разработке антропологического метода их идентификации. Да и сама теория прирожденного преступника постепенно трансформировалась в биосоциальную, что наглядно проявилось в трудах последователей Ч. Ломброзо.

Так, достаточно широкое распространение получила теория клинической криминологии (опасного состояния личности), объясняющая преступность внутренне присущей отдельным индивидам склонностью к преступлениям.

Представители теории конституционного предрасположения к преступлению (Кречмер, Шелдон, супруги Глюк и др.) связывали совершение преступлений с работой желез внутренней секреции, влияющей как на внешность (физическую конституцию), так и на психику человека.

Близки к идеям Ломброзо оказались и концепции умственной отсталости преступников (Годдард), их наследственной предрасположенности (Кинберг, Лонге и др.). В основе этих концепций лежали исследования поведения нескольких поколений близких родственников; идентичных и неидентичных близнецов; влияния на поведение лишних мужских хромосом.

Однако все эти положения, не учитывающие социальных факторов преступности, не выдерживают критики последующих научных исследований, проведенных как генетиками, так и социологами, психологами, криминологами.

Вместе с тем вряд ли правильно абсолютное игнорирование биологических, а точнее, биосоциальных концепций преступности. Многие из них дают интересный материал для современных криминологов, рассматривающих человека как единство биологического и социального, а формирование личности преступника как результат влияния социальных факторов (причин поведения) на биологическую структуру, выступающую лишь определенной предпосылкой (условиями) последующего поведения.

Социологическое направление криминологической теории

Почти одновременно с биологическим направлением возникла социологическая школа криминологии, основоположником которой является Кетле со своей теорией факторов.

Ее основной постулат, сформулированный Кетле, заключается в том, что преступность как продукт общества подчиняется определенным статистически фиксируемым закономерностям, а ее изменение зависит от действия разнообразных факторов: социальных (безработица, уровень цен, обеспеченность жильем, войны, экономические кризисы, потребление алкоголя и т. п.); индивидуальных (пол, возраст, раса, психофизические аномалии); физических (географическая среда, климат, время года и т. п.).

Последователи Кетле расширили (до 170–200) количество факторов, влияющих на преступность, включив в их число урбанизацию, индустриализацию, массовую фрустрацию, этнопсихологическую несовместимость и многое другое.

Теория множественности факторов расширила и углубила представление о причинном комплексе преступности и тем самым обогатила криминологию. Недостаток ее в отсутствии четких представлений о степени значимости тех или иных факторов, критериях их отнесения к причинам или условиям преступности.

Основоположник теории социальной дезорганизации французский ученый Дюркгейм рассматривал преступность не только как закономерное социально обусловленное, но даже в известном смысле нормальное и полезное явление в обществе. В рамках этой теории разработано понятие аномии — безнормативности, т. е. состояния дезорганизации личности, ее конфликта с нормами поведения, что и приводит к совершению преступлений.

Известным развитием этих концепций является теория конфликта культур, исходящая из того, что преступное поведение является следствием конфликтов, определяемых различием мировоззрения, привычек, стереотипов поведения индивидов и социальных групп.

Американский ученый Сатерленд в начале XX века разработал теорию дифференциальной ассоциации, в основе которой лежит положение о том, что преступность является результатом обучения личности противоправному поведению в социальных микрогруппах (в семье, на улице, в профсоюзах и т. п.).

Широким социологическим подходом отличаются виктимологические теории, дополняющие криминологическую проблематику учением о жертвах преступлений, поведение которых может стимулировать, провоцировать криминальную активность преступников, облегчать достижение преступных результатов.

Социологическое направление включает также теорию научно-технической революции как комплексной причины преступности; теорию уголовно-статистического регулирования уровня преступности; экономическую теорию роста преступности; теорию возможностей; демографическую теорию; теорию лишений и т. п.

Все рассмотренные выше социологические концепции, касающиеся причин преступности, вряд ли могут быть оценены однозначно — положительно либо отрицательно. Однако они по сравнению с антропологическими школами значительно глубже подходят к проблеме причин преступности. Исследования, проводимые в рамках социологической школы, охватывают широкий комплекс социальных отношений и дают весьма полезные для практического использования в деле борьбы с преступностью рекомендации. К таким положениям можно отнести предложение о необходимости целенаправленного воздействия на криминальные субкультуры и их носителей, являющегося важным условием коррекции взглядов, установок, поведения правонарушителей; об экономии репрессии, отказе от карательных мер стигматизации преступников; о воспрепятствовании обмену криминальным опытом; о снижении виктимности потенциальных жертв преступлений.

К недостаткам социологических концепций можно отнести эклектичность ряда положений, невыделение в системе криминологических факторов наиболее значимых детерминантов и т. п.

В целом же заслуги представителей социологического направления криминологических теорий бесспорны. Их труды явились крупным шагом вперед в познании преступности, ее особенностей, детерминантов и применяемых для борьбы с ней мер.

Развитие отечественной криминологии

Отечественная криминология в своем развитии не только воспринимала многие идеи представителей различных школ, но и внесла свой вклад в исследования проблем преступности. В условиях советского государства М.Н. Гернет, А.А. Жижиленко, С.В. Познышев и другие ученые продолжали разработку проблем уголовного права и криминологии. Причем до середины 30-х годов XX века эти исследования осуществлялись весьма активно, особенно в области анализа социальных, экономических факторов преступности, влияния на нее физической конституции личности, возрастных особенностей, здоровья, наследственности преступников.

Однако затем (с середины 30-х до начала 60-х годов) криминологические исследования в стране были свернуты. Возобладала политическая установка об отсутствии объективно присущих социалистическому обществу причин преступности, о ее искоренении преимущественно репрессивными мерами. В результате криминология как учебная дисциплина была изъята из программ подготовки юристов высшей квалификации.

Только в начале 60-х годов появились первые за многие годы публикации по проблемам криминологии. Особую роль при этом сыграли ученые-юристы И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, А.А. Герцензон, А.Б. Сахаров, Б.С. Утевский, С.С. Остроумов, Н.Ф. Кузнецова и др. В 1963 году был создан Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности (ныне — НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации). С 1964 года криминология снова стала преподаваться в юридических вузах страны, начали издаваться учебники и учебные пособия, проводиться глубокие научные исследования.

Читайте также: