Рекреационные ресурсы татарстана кратко

Обновлено: 04.07.2024

Через моря и океаны люди открывали новые материки, именно водный вид транспорта издревле был средством транспортировки грузов и людей. Начало морского туризма условно можно отнести к середине XIX века, когда линейные пассажирские компании начали искать пути использования пассажирских судов в период межсезонья в линейных перевозках.

В целом можно сказать, что чем большим числом разнообразных природных ресурсов, пригодных для рекреации, располагает данный район, тем больше у него возможностей для привлечения туристов. Таковым является Татарстан, для которого актуально выявить географические предпосылки развития водного туризма в республике.

В то же время водный туризм является одним из наиболее сложных видов туризма и подготовка к водным путешествиям имеет ряд характерных особенностей. Даже в самом простом походе турист-водник должен обладать многими знаниями, умениями и навыками, а также владеть вопросами безопасности: уметь хорошо плавать; собирать и ремонтировать туристское судно; правильно упаковывать, размещать и защищать от ветра продовольствие снаряжение; правильно садиться на туристское судно и сходить с него; грести и управлять судном; подходить, причаливать к берегу и отваливать (отходить) от берега.

Проблема исследованиязаключается в недостатке на сегодняшний день детально разработанных водных маршрутов по рекам Республики Татарстан.

Объект исследования -развитие водного туризма.

Предмет исследования -разработка и проектирование водногомаршрута.

Гипотеза исследования -предполагается, что разработка водного маршрута поспособствует привлечению новых туристов в Татарстан, а также положительно повлияет на популяризацию водных походов.

Цель исследования -организовать водный маршрут по реке Большой Черемшан с использованием катамаранов.

Задачи исследования:

1) изучить литературу и иные источники по теме исследования;

2) охарактеризовать водный туризм как вид туризма;

3) выявить особенности проведения водных походов на катамаранах;

4) спроектировать водный маршрут по реке Большой Черемшан;

5) разработать организационные меру обеспечения проведения водного похода.

В процессе исследования использовались следующие методы исследования: логико-аналитический, географический, описательный, проектирование.

Структура работы.Данная работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, выводов, библиографического списка, а также содержит 1 таблицу в тексте работы и 3 приложения.

В округе его территории находится множество разновидностей лечебной грязи, а также чистейшего лесного воздуха. Находится вдали от городов в глубинке Татарстана. Минеральные воды – бор, бром, кальций, сероводород, сульфат, магний, солевые рассолы, йод, гидрокарбонат.Лечебная грязь – сульфиды из торфяного ила: бор, бром, йод, железо, кальций, кремний. Хвойный лес

Расположился на берегу Волги в окрестности Казани в лесной зоне. Минеральные воды – бром, кальций, сульфат, магний, солевые рассолы, йод, гидрокарбонат. Лечебная грязь – сероводород, сульфиды из речного ила. Хвойный лес

Находится в Зеленодольском районе в непосредственной близости от Казани и одновременно в чистейшей экологической зоне Татарстана. Минеральные воды (привозные) – магний, солевые рассолы, йод, гидрокарбонат. Лечебная грязь – сероводород, сульфиды из ила. Хвойный лес

Располагается недалеко от города Набережные Челны в Татарстане и имеет многопрофильную направленность лечения.
Минеральные воды – бром, сульфат, магний, солевые рассолы, йод, гидрокарбонат. Лечебная грязь – сероводород, торфяной ил речной. Природный воздух

Находится в экологической зоне Татарстана в 25 км от города Казани в лесной чаще недалеко от озера Голубого, незамерзающего зимой. Минеральные воды из собственного источника – бром, хлориды, натрий, солевые рассолы. Лечебная грязь из ила Голубого озера – сероводород. Лес

Находится в экологической зоне Казани в Троицком лесу и предлагает отдыхающим полный спектр оздоровительных услуг, включая уникальные методы лечения. Минеральные воды – кальций, сульфат, магний, солевые рассолы. Лечебная грязь – сероводород, из речного ила. Природный фактор

Расположился в Татарстане в сосновом бору и предлагает туристам широкий спектр лечения от традиционной медицины с новейшим оборудованием до нетрадиционной медицины. Минеральные воды – сульфаты, магний, солевые рассолы. Лечебная грязь - сульфиды из ила. Хвойный лес

Находится в экологической зоне Татарстана в сосновом лесу на берегу Волги и славится широкими возможностями для лечения и обучения детей. Минеральные воды – кальций, сульфат, магний, бром, йод, солевые рассолы. Лечебная грязь – из речного и ключного ила. Сосновый лес


Санаторий "Сосновый бор"

В экологически чистой зоне Татарстана - в поселке Васильево примерно в часе езды от Казани и предлагает своим гостям лечение высокого качества, в том числе детский оздоровительный лагерь. Хвойный лес. Лечебная грязь – озерная

В ходе работы были рассмотрены и охарактеризованы основные географические, демографические, культурно-исторические, политические, природно-климатические и экономические ресурсы индустрии туризма в Республике Татарстан. Был изучен туристский потенциал и основные факторы, влияющие на развитие туризма.

В работе было выявлено, что большим спросом в Республике Татарстан пользуется спортивно-событийный, культурно-познавательный туризмы. Так же было выявлено, что самым посещаемым городом является столица республики – Казань.

Для того чтобы помочь развиться туризму на международном уровне, мы рассмотрели все возможные проблемы, с которыми сталкивается регион в процессе развития инновационно-проектной активности.

В ходе работы была достигнута ее главная цель. Были исследованы туристско-рекреационные комплексы Татарстана. Выявлены их достоинства, которые привлекают туристов вернуться в республику.

Подводя итоги, могу сказать, что Татарстан подходит туристам из всех стран мира. Здесь каждый найдет то, что ему по душе. Богатая природа, исторические места, объекты всемирного наследия ЮНЕСКО, спортивные сооружения.

Таким образом, в настоящее время Татарстан располагает большим количеством туристко-рекреационных ресурсов, благодаря которым популярность республики среди иностранных туристов будет ежегодно расти.

Исходя из проделанной работы, стоит отметить, что резкое развитие туризма в Татарстане связано с Универсиадой 2013 года, после которой прошли еще и другие мировые первенства, фестивали, конференции, давшие потенциал развитию туризма.

Список использованных источников и литературы

Адельшин А.А. Туристский потенциал Республики Татарстан//Актуальные проблемы экономики и права. 2012, №7. С.134-137.

Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.-464 с.

Бабкин А.В. Специальные виды туризма: Учебное пособие. – Ростов -на-Дону: Феникс, 2008 – 252 с.

Биржаков М.Б., Никифиров В.И. Аналитическая записка. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации // Под ред. Биржаков М.Б., Никифирова В.И -СПб.: Невский фонд, 2009.

Бритвина Е. Туризм в Казани - больше, чем туризм. Аргументы недели.

Воскресенский В.Ю. Международный туризм: учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2008. – 463 с.

Гайсин И.Т. , Приволжский федеральный округ - экономико-географическая характеристика, 2008г.

Костюк О. История ивента / О. Костюк // Теория и практика организации специальных мероприятий. - 2008. - №3. - С.17-21.

Миронов А.В. Природа и экология Республики Татарстан: Пособие для учителей и педвузов. – Наб. Челны, 2008. – 160 стр

Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме : учебник / М.А. Морозов. - М. : Академия, 2008. - 288 с.

Фокин Д.Н., М.:Эксмо,2012. "Большая книга по краеведенью Приволжье"

Хасанов М.Х. , В.И. Пискарев, И.Р.Тагиров, Ю.М.Черепанова, А.М.Прокофьев. История Татарстана: Учебное пособие. Казань: ТаРИХ, 2001 – 309с.


АНАЛИЗ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН КАК АКТИВНО РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ТУРИСТСКОГО РЕГИОНА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время туризм является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в экономике. Туристская индустрия является существенным источником доходов, занятости, способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие данную сферу.

Сравнительные преимущества туристского региона охватывают факторы, обусловленные микро- и макросредой. Оценка сравнительных преимуществ создаёт условия для выявления природных, исторических, климатических преимуществ, качественных аспектов инфраструктуры в регионе, пользующемся туристским спросом;

Ориентация на спрос.Способность удовлетворить изменения спроса имеет влияние на способность туристского региона конкурировать и выдержать конкурентоспособность. Это связано с целями, мотивами, поисков новшеств туристского субъекта;

Инфраструктура.Существование или отсутствие туристской инфраструктуры может способствовать конкурентоспособности туристского региона;

Условия среды. Чаще всего это связано с природной средой и её влиянием на конкурентоспособность. 1

Целью региона как конкурентоспособной единицы является обеспечение конкурентоспособности на длительный период. На конкурентоспособность региона кроме вышеуказанных факторов, также оказывает влияние взаимодействие предприятий туриндустрии (туроператоры, гостиницы, транспортные предприятия, объекты общественного питания и т.п.), их рынков, населения и окружающего мира. Предприятия туриндустрии, которые получают от туризма хорошую прибыль, формируют определенное позитивное мнение у местного населения. В результате появляется гарантия гостеприимства, которое также влияет на состояние конкурентоспособности.

Анализ туристско-рекреационного потенциала Республики Татарстан

Республика Татарстан входит в состав Приволжского Федерального округа, площадь 68 тысяч кв. км, население 3,7 млн. человек. На территории республики распространены как христианство, так и ислам.

Столица региона – город Казань, находящийся в одном часовом поясе с Москвой и на расстоянии 797 км.

Главные реки республики – Волга и Кама.

Климат умеренно-континентальный, очень сухой, с теплым летом и не очень холодной зимой: средняя температура января -16, июля +25.

На фоне других субъектов Приволжского федерального округа Республика Татарстан обладает редким туристско-рекреационным потенциалом, который определяется:

- богатыми природно-ресурсными возможностями;

- уникальным культурно-историческим наследием;

- разнообразным этнографическим составом;

- выгодным географическим положением;

- наличием мегаполиса - г. Казани.

Это, пожалуй, основополагающие факторы конкурентоспособности данного туристского региона.

Маршрут малого кольца лежит вокруг Казани и проходит по территориям нескольких районов:

Арский район: сохранен быт, традиции и обычаи татарского народа.

Лаишевский район: родина Г.Р. Державина, сохранены памятники русской культуры, праздник хороводов в селе Русское Никольское.

Пестречинский район: расположены многочисленные деревни крещеных татар, очень популярны Раифский монастырь и город Свияжск.

Также намечается и третье кольцо маршрута, которое охватит юго-восток РТ (Альметьевск, Бавлы, Бугульма, Лениногорск), на данный момент там формируется база лечебно-оздоровительного отдыха и горнолыжного туризма. Маршрут "Жемчужное ожерелье Татарстана" был презентован на Международной специализированной выставке "Индустрия туризма –2007" в апреле 2007 года.

Казань в 2012 году стала одним из самых привлекательных туристических направлений в России после Санкт-Петербурга и Москвы. С 9 места по популярности столица РТ поднялась на 3 - такие данные приводит сайт TripAdvisor, один из крупнейших в мире сайтов о путешествиях.

Формирование конкурентоспособности региона возможно только лишь при комплексном учете существующих и отсутствующих конкурентных преимуществ. Другими словами, необходимо учитывать как сильные стороны, таи и слабые, также не забывать об угрозах и возможностях.

SWOT-анализ

Strengths

Weaknesses

1. Выгодное географическое положение и хорошая транспортная доступность

2. Высокий культурно-исторический потенциал (Казанский Кремль - объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, 13 исторических городов и т.д.);

3. Наличие религиозных объектов различных конфессий (Кул Шариф);

4. Динамично развивающаяся инфраструктура (7 тыс. койко-мест);

5. Активная позиция руководства РТ;

6. Проведение различных мероприятий (Универсиада 2013, Сабантуй, конференции, конгрессы, фестивали и т.д.);

7. Местная кухня (национальные особенности).

1. Недостаточно информации о РТ како туристском направлении;

2. Недостаточно активное продвижение на мировых ирегиональных туристских рынках;

3. Недостаточно развитая инфраструктура круизного направления (круизные суды и теплоходы в истощенном состоянии);

4. Недостаточное количество организованного туристского транспорта;

5. Недостаточная конкурентоспособность республиканского туристского продукта (соотношение цена - качество не соответствует принятым стандартам);

6. Неравномерное распределение туристского потока по сезонам;

7. Слабый уровень квалификационной подготовки обслуживающего персонала

Opportunities

Threats

1. Интерес к незнакомому и малознакомому длямногочисленных сегментов международного и внутреннего туризма направлению;

2. Республика Татарстан имеетбольше возможностей, чем другие регионы России в силу своих национально-культурных особенностей;

3. Развитие новых конкурентоспособных туристских предложений (спортивных, экологических, кулинарных и др.);

4. Рост рецептивных туроператоров для быстрого освоениярынка туристских услуг в РТ, в том числе в муниципальных образованиях.

1.Недостаточные темпы развития полноценной туристской инфраструктуры.

2. Разрыв между имеющимся туристским потенциалом и его фактическим использованием.

3. Слабые взаимодействия отраслей, формирующих туристский продукт, с туристской индустрией.

4. Слабое развитие государственно-частных партнерств в туристском бизнесе.

5.Недостаточность рычагов воздействия на развитиеотрасли и сложность в осуществлении контроля деятельности отрасли.

6. Слабый обмен информацией между участниками туристского рынка.

Вывод: Из таблицы видно, что главные конкурентные преимущества Республики Татарстана как туристского региона это наличие объектов культурно-исторического наследия (Казанский Кремль - объект Всемирного наследия ЮНЕСКО), особый этнический колорит и выгодное географическое положение (р. Волга). Главными недостатками являются недостаточно информации о РТ как о туристском регионе и недостаточно активное продвижение на мировых и региональных туристских рынках.

Одним из преимуществ данного региона является активная позиция и заинтересованное отношение руководства РТ. Руководство РФ также заинтересовано в развитии представленного туррегиона, для них особенно важно развитие столицы республики, ведь именно Казань в 2013 году примет XXVII Всемирную летнюю Универсиаду.

Сегодня перед Казанью стоит задача увеличения туристского потока до 2 млн. туристов. Сейчас он составляет около 1,2 млн. человек. В настоящее время реализуется Программа развития туризма в Казани на 2012-2013г.г. Основной целью новой Программы является улучшение качества туристской инфраструктуры и продвижение г.Казани и Универсиады на туристских рынках. Новая Программа включает в себя 3 раздела: организационные мероприятия, инфраструктура и рекламно-маркетинговые мероприятия.

В каждом разделе представлены мероприятия по различным направлениям, таким как гостиничный комплекс, транспорт, туристские программы, кадровое обеспечение и т.д.

Гостиничный комплекс.

Одной из проблем данного туристского региона является недостаточное количество средств размещения туристского класса для организации массового туристского потока. К Универсиаде планируется открытие 9 гостиниц на 917 номеров, 1288 мест. Также, в целях контроля планируются работы по проведению классификации средств размещения.

Транспортная инфраструктура. Навигация.

Мероприятий программы по данному разделу предусматривает комплекс мер по созданию визуальных коммуникаций:

- система транспортных и пешеходных указателей на основные объекты туристической привлекательности;

- информационные стелы и пюпитры;

- щиты с подробной картой города в основных пунктах прибытия;

- информационных табло на остановочных павильонах.

Туристический маршрут оборудуют заездными карманами.

В результате проведения ряда совещаний с представителями туристической и транспортной отрасли города было выявлено, что одной из острых проблем на сегодняшний день, является отсутствие на экскурсионном маршруте оборудованных заездных карманов. Вследствие чего туристские автобусы не могут останавливаться у основных объектов посещения, что вызывает недовольство туристов. После оборудования маршрутов заездными карманами, можно будет утвердить единый паспорт туристского автобусного маршрута.

Туристские программы по Казани.

Также уделяется особое внимание развитию следующих туристских направлений: конный, экстремальный, молодежный туризм. Отличной предпосылкой для разработки данных туристских программ являются исторические традиции и имеющаяся инфраструктура по данным направлениям.

Планируется введение Единой сити-карты, которая позволит наиболее полно ознакомиться с местными достопримечательностями за короткий срок. К городам, которые уже ввели Единую сити-карту относятся крупные туристские центры, такие как: Амстердам, Барселона, Лондон, Санкт-Петербург.

Кадровое обеспечение.

Одним из факторов конкурентоспособности является гостеприимство туристского региона. Особое место здесь занимают экскурсоводы, формирующие впечатление у туристов к городу. На сегодняшний день отсутствует единая система аккредитации гидов и экскурсоводов по городу. В этом году планируется проведение аккредитации по г.Казани.

Рекламно-маркетинговые мероприятия

Цель: продвижение г.Казани и увеличение туристического потока. Участие в выставках, организация рекламно-информационных туров и СМИ, продвижение в сети Интернет являются эффективными методами продвижения туристской дестинации. Казань зарекомендовала себя на рынках Германии и Великобритании, появилась в каталогах ведущих туроператоров Dertour, Intourist.

Туристский портал города Казани нуждается в обновлении. Ожидается дополнение инструментами бронирования и покупки туров, планирования экскурсионного маршрута, интеграции сайта с социальными сетями виртуальными 3D турами. Также планируется организовать системную работу по взаимодействию с блогерами, формирующими общественное мнение.

Значение XXVII Всемирной летней Универсиады 2013

Спортивные объекты Универсиады в Казани:

- центральный стадион (легкая атлетика)

- центр хоккея на траве

- центр бокса на Танковом училище (бокс)

- гребной канал на озере Кабан (гребля)

- академия тенниса (теннис)

- дворец водных видов спорта

Все эти объекты Универсиады в Казани после будут переданы в пользование вузам Казани, школам и другим образовательным учреждениям Казани. Мощнейшая спортивная инфраструктура сделает жизнь казанских студентов и молодежи, а также всех горожан более здоровой, разнообразной и насыщенной.

Разумеется, Универсиада 2013 привлечет больше всего туристов, чем когда-либо. А готова ли Казань к такому турпотоку? Конечно, готова: на январь 2012 года в Казани насчитывалось более 70 многоместных гостиниц, и чем дальше, тем больше. Правительство также позаботится о качестве размещения туристов.

Провести мероприятие подобного масштаба считается большой честью для любого города. Приняв на своей земле сильнейших молодых спортсменов планеты, столица Татарстана станет центром внимания не только мирового спортив­ного сообщества, но и средств информации, торговли, бизнеса, рекламы, туризма и, конечно же, спортиндустрии.

Влияние Универсиады переоценить сложно – это и дополнительный приток инвестиций, и общее развитие города, и прирост общего благосостояния казанцев в результате создания новых рабочих мест. Также нельзя не упомянуть о том, что проведение Всемирной Универсиады повысит привлекательность региона, также будет способствовать формированию туристского имиджа, что является одним из главных факторов конкурентоспособности.

Подводя итоги, можно сказать, Татарстан обладает огромным и в тоже время редким туристско-рекреационным потенциалом. Высокой аттрактивностью обладают следующие составляющие туристско-рекреационного потенциала Республики Татарстан: природные ресурсы, объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, прикладное искусство, малые исторические города, архитектура, сельские поселения, музеи, театры и другие.

Основные направления туризма: культурно-исторический, религиозно-этнический, лечебно-оздоровительный, агротуризм, активный отдых, инсентив-туризм, спортивный (проведение различных соревнований) и другие. Также особую популярность приобретают конный, экстремальный, молодежный туризм. Наиболее перспективные направления: круизный, познавательный, событийный, экологический туризм.

Те проблемы, которые есть в Республике Татарстан, по своей сути есть и на уровне всей страны. Главные проблемы данного туррегиона это:

- недостаточно информации о Республике Татарстан кактуристском направлении;

- недостаточно активное продвижение на мировых ирегиональных туристских рынках;

- недостаточное количество средств размещениятуристского класса для организации массового туристского потока;

- недостаточное количество организованного туристскоготранспорта (авиаперевозок, железнодорожных направлений, специализированных автобусных и теплоходных рейсов и т.д.);

- недостаточная конкурентоспособность республиканского туристского продукта (соотношение цена - качество не соответствует принятым стандартам);

- слабая информированность населения о туристскомпотенциале республики, отсутствие специальной туристской информации на улицах, сервисных объектах и объектах показа;

- слабый уровень квалификационной подготовки и тренированности обслуживающего персонала.

На решение данных проблем проводятся различные мероприятия, как на уровне страны, так и в самом регионе. Здесь особое значение имеют республиканские целевые программы, которые направлены на решение данных проблем.

Цель программы: формирование современной конкурентоспособной туристской отрасли.

Цель программы:улучшение качества туристской инфраструктуры и продвижение г.Казани и Универсиады на туристских рынках.

Наиболее важным фактором конкурентоспособности туристского региона является наличие положительного имиджа (продвижение на внешних и внутренних туррынках). Недостаточно просто сформировать конкурентоспособный туристский регион, важно создать положительный имидж и привлекать как можно больше туристов.

На сегодняшний день важно продвигать Республику Татарстан как культурно-познавательный, литературный и научный центр, а также как туристскую дестинацию. Для решения данной проблемы необходимо провести мероприятия по нескольким направлениям:

1. Интерес к истории данного региона должен стать сильным аттрактором и привлечь значительный сегмент рынка.

2. Увеличение предлагаемого набора услуг:

- различные тематики экскурсионных туров;

- новые нетрадиционные формы организации и проведения экскурсий;

- интенсивное использование праздников, спортивных соревнований, привлекающих не только жителей региона, но и других гостей.

3. Развитие новых нетрадиционных направлений туризма, которое повлечет за собой привлечение новых сегментов туристского рынка потребителей.

Таким образом, для того чтобы продвигать данный туристский регион необходимо увеличивать возможности получения информации о республике, его культурно-исторических и интересных объектов, природных и других ресурсов для потенциальныхтуристов.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что конкурентоспособность Республики Татарстан растет, об этом свидетельствует как повышение качества инфраструктуры, так и интенсивное продвижение данного туристского региона, в особенности г.Казани. Этому в большей степени способствует предстоящая Универсиада, но не стоит забывать о мощнейшем рекреационно-туристском потенциале, которым обладает Татарстан, благодаря которому данный туристский регион является уникальным.

Список использованных источников

Читайте также: