Консервативные тенденции в руководстве страной кратко

Обновлено: 30.06.2024

4.3. Консервативные тенденции в массовом политическом сознании.

Под консерватизмом (от лат. conservate — сохранять, охранять) понимается политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности.

Говоря о консервативных тенденциях в России, надо иметь в виду, что российский консерватор имеет мало общего с консерватором в западном обществе. На Западе консерватизм возник в ответ на многочисленные социальные изменения, потрясшие европейский порядок в связи с крушением феодализма. Если на раннем этапе своего развития консерватизм отражал интересы дворянских кругов, то уже в XIX в., приняв во внимание ряд положений классического либерализма, стал превращаться в идеологическое оружие буржуазии.

Российский же консерватизм, принявший государственно-социалистический характер, тесно слившийся с великодержавным национализмом, представляет собой в этом плане противоположность западному консерватизму.

Для российских консерваторов жизненно важными ценностями являются равенство, справедливость. Равенство понимается в социалистическом, перераспределительном смысле. Отсюда — ставка на государственный патернализм как главное орудие распоряжения и распределения материальных и духовных благ.

В политическом сознании консервативно настроенных россиян частная собственность связывается не с социальной активностью, ответственностью, стремлением к развитию, а с эксплуатацией.

Консервативно настроенные избиратели отдают свои голоса коммунистам и близким им избирательным объединениям. Стабильной базой в основной массе избирателей у консерваторов являются жители сельских районов. Если в развитых странах именно сельское население является оплотом правых, консервативных (буржуазных) партий, то в России сельчане поддерживают левых, коммунистов. Это происходит потому, что либерализация с ее ценовой политикой резко ухудшила положение в селе по сравнению с городом. Контрреформы пытаются эту ситуацию обратить в свою пользу и оттолкнуть избирателей, где это возможно, от демократических партий. При этом консерваторы от компартии предлагают восстановить государственное регулирование и поддержку промышленности и сельского хозяйства, пересмотреть результаты приватизации.

4.4. Утопизм массового политического сознания.

Под утопизмом в политическом сознании подразумевают систему трансцендентного знания о желаемом политическом устройстве общества, которое не может быть достигнуто в данных исторических условиях. Содержательно политические утопии устремлены в будущее, функционально они являются критикой современной политической реальности. Утопизм массового сознания всегда связан с социальными надеждами, что позволяет людям выживать в сложных жизненных ситуациях.

В любом политическом сознании содержатся элементы утопичности. В современном демократическом обществе политические утопии возникают в силу того, что определенные политические проекты нельзя реализовать не вообще, а именно в данной ситуации. Вместе с тем утопическое сознание масс в условиях демократии может существенно деформировать политику, порождая популистские настроения.

В недемократических обществах утопии могут превратиться в серьезную угрозу существованию самого общества, особенно в том случае, если их реализация осуществляется при помощи политического насилия.

Российские реформы, не давшие тех результатов, на которые надеялись, можно считать следствием утопического сознания политической элиты.

В советскую эпоху основу массового политического сознания составлял вульгарный марксизм. Реформирование России привело к официальной его отмене. Монистическое политическое сознание уступило место плюралистическому. Об этом свидетельствуют результаты выборов в Государственную Думу, не давшие сколько-нибудь заметного перевеса ни одной из влиятельных в России политических сил. Эти выборы, а также выборы Президента Российской Федерации позволяют утверждать, что значительная часть российского электората (около 80%) отрицательно относятся к советскому тоталитаризму. В массовом политическом сознании сложился его негативный образ и возникла установка на преодоление тоталитаризма.

Раздел: Философия
Количество знаков с пробелами: 44754
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Первые зачатки консерватизма появились во Франции в ответ на буржуазную революцию. Тогда суть консерватизма была другой, нежели той, какой она известна сейчас.

Консерваторы 19 века

Позже В Англии и Америке она предстала в знакомой всем сущности с характерными признаками – сохранении традиций и устоев общества.

Кратко и понятно о сущности консерватизма

Консерватизм – это политические взгляды людей, деятельность которых направлена на стремление сохранить традиционные общественные устои жизни, ценности, установленный порядок.

Приверженцев консерватизма в современном мире сравнивают с борцами против попыток изменения революционным способом ситуации в государстве.

Сравнительная характеристика представителей консерватизма, либерализма и социализма показана в таблице.

Консерватизм, либерализм и социализм

Основные черты консерватизма:

недопущение вмешательства простых людей в политику государства;

большая роль церкви и семьи в обществе;

редкое проведение реформ;

высокая враждебность к революционным и радикальным взглядам;

уверенность, что в обществе главное – это сохранение порядка и классовости любыми способами, даже с привлечением армии;

Для достижения целей консерваторы использует старые, поверенные многими десятилетиями и даже столетиями методы:

удержание любыми способами власти в своих руках, если потребуется с применением военного вмешательства;

метод, при котором в государстве практически не принимаются новые реформы.

Неоконсерватизм

Неоконсерватизм сочетает признаки консерватизма и либерализма.

Неоконсерватизм

Характеристика неоконсерваторов включает:

неохотное признание демократии, так как в современном мире другой альтернативы нет;

признание двойственности человеческой природы – агностицизм;

государство считает, что не должно экономически и социально поддерживать граждан, которые сами могут заработать;

культурные и моральные нормы преобладают над социальными, экономическими и политическими.

Направление на неоконсерватизм было предпринято Западом в 60 - 70-х годах прошлого века, когда был расцвет феминистического и радикального движения среди молодежи.

Ультраконсерватизм

Ультраконсерватизм

Сторонники этого движения крайне отрицательно относятся к любым изменениям принятого и установленного порядка во всех сферах и группах общества: в политике, семье, религиозной жизни.

Ультраконсерваторы абсолютно уверены, что новые законы и реформы никогда не смогут изменить государство в лучшую сторону.

Консерватизм в России в XIX веке

В России консерватизм получил широкое распространение в 19 веке. Зародился как славянофильство, затем приобрел религиозные и этические черты.

Консерваторы

Российская история XIX века была полна событиями радикального и революционного характера: восстание декабристов, покушения на царя и высокопоставленных чиновников, отмена крепостного права, движения за предоставление больших прав народу.

Такие народные настроения привели к более консерваторским взглядам в правительственных кругах, чтобы взять контроль над населением.

Государственная политика основывалась на сохранении самобытности России. Особое внимание уделялось религиозному учению, укреплению самодержавия, сохранению исконно-русских устоев. Авторы консерваторских философских работ поддерживали такие взгляды.

Самыми известными представителями российского консерватизма XIX века были: Самарин, Хомяков, Киреевский, Аксаков.

Представители консервативной мысли XIX века

Список имен консерваторов берет свое начало еще в 18 веке, однако наибольшее распространение идеология получила в 19 веке.

Этапы развития консерватизма

В начале идея зародилась после революции во Франции, после стала распространяться по всей Европе, в том числе и в России. В середине 19 века добралась до Америки.

Самыми известными представителями идеологии консерватизма были:

Во Франции - Жозеф де Местр и Луи Габриэль Амбруаз Бональд (совместно с английским философом Эдмундом Беркем считаются основоположниками консерватизма).

В Великобритании – Эдмунд Берк, Роберт Пиль, Бенджамин Дизраэли.

В Германии – Отто фон Бисмарк.

В России — М. Н. Катков, К. П. Победоносцев, Н. Я. Данилевский, А. А. Фет, Ф. М. Достоевский.

Современный этап развития консерватизма

Стремление к консервативности, несмотря на преобладание в обществе толерантности и демократии, существует и в современном мире.

Современный консерватизм

Современный консерватизм подразделяется на три течения:

Не все современные страны имеют основной идеологией консервативные политические взгляды. Однако статистика показывает, что практически во всех странах мира есть консервативные политические партии или государственные мероприятия, посвященные консервативной идеологии.

Консерватизм в странах мира

Направления консерватизма имеют свою обособленную историю практически в каждой стране планеты. Цели и методы консервативной политики каждый страны отличаются.

Королева Елизавета 2

В современном мире консерватизм подразумевает наличие монархии в стране. Консервативные партии и монархические семьи смогли сохранить: Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Нидерланды, Люксембург, Япония и многие другие.

Партии, наполовину имеющие признаки консерватизма, христианские взгляды, есть в Австралии, Италии, Германии, Японии, Новой Зеландии, США.

В Ирландии, Португалии и Канаде есть социально-консервативные партии.

Политолог и ученый Клаус фон Байме разработал свой метод, по которому классифицировал все партии мира и истории. После чего обнаружил, что нет ни одной партии на планете, которую можно было бы полностью считать консервативной.


Main b1

Одной из главных задач современного государства является поддержание стабильности и порядка, необходимые для повышения уровня жизни общества. Реализации этой задачи способствует политическая система, под которой понимается целостная и динамическая совокупность политических институтов, дополняющих друг друга политических ролей и отношений, норм и правил политического и государственного управления, политического сознания и исторических традиций. Для своего стабильного функционирования политическая система должна ориентировать людей действовать по ее правилам, убедив или принудив выполнять ее предначертания.

В основе формирования современной политической системы России, рассматриваемой как совокупность политических институтов, нормативно-регулятивной сферы и информационно-коммуникативных практик, лежат потребности общества, реализуемые властными институтами.

В институциональной сфере создается конфигурация политических институтов, исходя из представлений политической элиты о наиболее эффективном государственном управлении[1]. Учитывая историческую предрасположенность российского народа к персонификации власти, сформирована управленческая вертикаль, замыкающаяся на президента как главу государства, избираемого народом и несущего полную ответственность перед обществом. В стране нет другого политического института, который мог бы соперничать по значимости с институтом президента. По мере высвобождения общества, связанного с осознанием гражданами необходимости влиять на политическую сферу, создаются выборные механизмы на различных уровнях властной вертикали, предполагающие передачу части ответственности на региональный или местный уровень. Устоявшаяся партийная система из четырех парламентских и некоторых непарламентских партий в целом отражает интересы большинства граждан и имеет тенденцию к консолидации на базе общих государственных ценностей. Включение в политическую систему ОНФ является попыткой дистанцироваться от партийных ошибок и повысить контроль со стороны общественности за состоянием дел в регионах. Формирование гражданского общества приобрело направленный прогосударственный характер, что нашло в целом поддержку со стороны большинства общества. Прозападно ориентированная часть общества находится на периферии политического поля, но не по причине запрета, а из-за непопулярности оппозиционных лидеров и возглавляемых ими политических объединений.

Нормативно-регулятивная сфера трансформируется наряду с изменениями представлений властной политической элиты об устройстве общества, соизмеряемая с ожиданиями большинства. Формируются новые политические правила игры, под которые подводится правовая база, характеризующаяся ограничениями политической активности гражданского общества и оппозиции, что в целом поддерживается российскими гражданами. Порядок функционирования и взаимодействия органов государственной власти институционализируется, находя документальное выражение в законодательных и иных нормативных правовых актах, издаваемых этими органами.

Таким образом, происходит трансформация политической системы России при доминирующем влиянии консервативных тенденций, разделяемых значительной частью населения и реализуемых как во внешне-, так и внутриполитической практике.

Сущность концепции, разработанной российским мыслителем во второй половине XIX века, заключается в сочетании либеральных мер и сильной власти. Либеральные меры обеспечивают права граждан, охраняют свободу мысли и свободу совести, а сильная власть охраняет порядок, строго надзирает за исполнением законов, внушает гражданам уверенность в твердости государства и разумной силе, которая сумеет отстоять общественные интересы[4].

Консервативное наполнение политической практики предполагает адаптацию к жизни, извлечение уроков из истории, понимание условий, в которых действует власть, не предъявление безрассудных требований, а конструктивное сотрудничество. Как показал опыт последних десятилетий, западные либеральные институты не смогли прижиться в России, в связи с чем консервативный тренд был очевиден, в том числе благодаря сопутствующим факторам.

В данный контекст вписывается работа над единым учебником истории, инициатива в создании которого принадлежит Президенту России. По его мнению, учебники должны быть свободны от двойных толкований и выверены стилистически, что будет способствовать взаимосвязи всех этапов российской истории, уважения ко всем страницам нашего прошлого[6].

В 2000-е гг. государство наладило взаимоуважительный диалог и конструктивное сотрудничество с Русской православной церковью, что повысило ее влияние на все процессы, происходящие в стране. Гармоничное сочетание интересов, распределение ответственности между РПЦ и государством стало служить приоритетом в их отношениях. Церковь сохраняет лояльность государству, акцентируя внимание на воспитании нравственности и формировании в обществе моральных ценностей, присущих православию. О востребованности такой политики свидетельствуют огромные очереди к церковным святыням и высокий уровень доверия людей к РПЦ.

Объединение людей вокруг признаваемой обществом значимой идеи является важной задачей любой власти. Однако мобилизация людей вокруг патриотических ценностей может привести к преследованию непатриотично настроенных людей, преобладанию политической целесообразности перед правовым характером государства, запретам, ограничениям прав и свобод под благовидными предлогами.

Таким образом, наполнение социально-политической жизни новым ценностным содержанием было инициировано российской властью, которая предложила обществу консервативные ценности в качестве замещения социальной неудовлетворенности, характеризуемой понятием относительной депривации. Относительная депривация определяется как восприятие субъектом расхождения между его ценностными экспектациями (желаниями, надеждами) и ценностными возможностями[11].

Причина поддержки значительной частью населения президентской политики заключается в потребности человека к позитивному восприятию жизни, которое по субъективным обстоятельствам невозможно ценой собственных усилий, но вполне реально - через гордость за страну. У человека, осознающего, что его низкий уровень жизни и его возможности, над повышением которых он не собирается работать, потому что не научился, не изменятся, появляется потребность в компенсации его неудач позитивными эмоциями, которые он привык разделять с чем-то сильным и могучим, имеющим к нему некое отношение. То есть со своей страной. Именно эта часть общества поддерживает президентскую великодержавную политику в ее радикальном варианте.

Центром консолидации является Владимир Путин. Падение рубля и цен на нефть, инфляция, война в Сирии, теракт на борту российского пассажирского самолета и уничтожение боевого самолета у турецкой границы, протесты дальнобойщиков — не изменили отношение граждан к Президенту России.

С В.В. Путиным связаны внешнеполитические успехи страны. Население с пониманием восприняло его убеждение в том, что если мы не будем воевать далеко от наших границ, в Сирии, то велика вероятность, что придется воевать у себя на Кавказе. Поэтому участие России в сирийской военной операции способствовало росту доверия населения к национальному лидеру.

Таким образом, сформировавшаяся в стране политическая система воспринимается большинством россиян как демократическая и соответствующая их интересам. Но это не институциональная демократия, а персонифицированная, а потому нестабильная, так как зависит от одного показателя – доверия к лидеру, которое может колебаться в зависимости от социально-экономической ситуации и многих субъективных причин.

Вероятно, весь этот симбиоз несочетаемых эклектичных факторов и характеризует в значительной степени современную политическую систему России.

Что является слабым звеном в созданной политической системе?

Бюрократизация, которая пронизала все сферы жизнедеятельности общества: все структуры власти, образование, здравоохранение и т. д. С одной стороны, именно бюрократизация лежит в основе системы, созданной В.В. Путиным и консолидирующей общество; с другой стороны, задача повышения управляемости страной давно достигнута и дальнейшее ее расширение приводит к засилью чиновников и препятствует эффективному развитию общества. Везде, где это возможно, минимизируются выборные процессы: в университетах, в органах местного управления. Созданная вертикаль власти оказалась наиболее удобной властной конфигурацией для распространения коррупции. Современная система в какой-то степени напоминает период правления Николая I, при котором бюрократизация, дополненная опорой власти на силовые структуры, достигла широких масштабов.

Последствиями вертикализации власти является персональная ответственность глав администраций за результаты выборов, что служит важным фактором нарушений на избирательных участках. Это вызывает недоверие общества к избираемым представительным органам власти, приводит к разочарованию в демократических институтах.

Опасность для стабильности представляет рост бедности населения.

По данным ФОМ у 49% россиян материальное положение в 2015 г. ухудшилось[17]. По данным ВЦИОМ число материально неблагополучных граждан в стране возросло до 60%, что почти в 4 раза выше показателя ноября 2014 г.[18] По данным Левада-центра эта цифра составляет 58% - это люди, которые тратят все свои средства на питание и одежду[19].

В данном контексте первоочередной задачей в России является не просто создание отдельных центров информационных технологий, не в полной мере себя реализовавших (Сколково), а в целом формирование благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, ориентированной на инновации. А для этого необходимо решить первоочередные задачи, актуальные на протяжении последних полутора десятилетий: гарантия права собственности, снижение налоговой нагрузки на бизнес, минимизация бюрократического давления на предпринимателей, независимая судебная система, практико-ориентированная система образования. Наука должна быть связана с практикой и с образованием, образование, должно быть связано с практикой и с наукой, а бизнес, должен быть связан с наукой и с образованием[22].

Потребность в стабильности выходит на первый план и в социологических опросах. Так, Левада-центр отмечает изменение приоритетов в государственной политике граждан России: в 1999 г. это были борьба с преступностью – 56% и укрепление порядка в стране – 52%; в декабре 2015 г. на первое место вышли стабилизация политической и экономической ситуации в стране (53%), социальные гарантии (51%), своевременная выплата зарплаты и пенсий (51%)[23].

Как показывает политическая практика, демократическая система более стабильна, так как ее политические институты не только перераспределяют выгоду от политики в пользу большинства граждан, но и играют решающую роль в будущем распределении политической власти. Демократии более чувствительны к проблемам людей и заботятся об интересах общества больше, чем недемократии, так как решения в демократической системе принимаются под влиянием мнений и потребностей большинства.

Следует отметить, что в российской политической элите есть понимание необходимости приоритета общественных благ, создания благоприятных условий для развития человека. Об этом свидетельствуют различные нормативно-правовые документы. Так, повышению стабильности политической системы может способствовать реализация основных показателей состояния национальной безопасности, изложенных в вышеупомянутой Стратегии, среди которых можно выделить удовлетворенность граждан степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств, ожидаемая продолжительность жизни, ВВП на душу населения, децильный коэффициент, уровень инфляции, уровень безработицы, доля расходов в валовом внутреннем продукте на развитие науки, технологий, образования и на культуру, доля территории Российской Федерации, не соответствующая экологическим нормативам.

Таким образом, консервативное наполнение социального и политического пространства в современной России, связанное с обращением к историческим ценностям и привычным политическим институтам, обеспечивает стабильность в краткосрочной перспективе. Для реализации стратегических задач необходимо формировать политическую систему с открытой социальной средой, эффективно функционирующими политическими институтами, развитым гражданским обществом и модернизаторски ориентированной политической элитой.

[1] См.: Баранов Н.А. Институционализация в России: особенности национальной модели // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2007. Т.3. № 4. С.69-87.

[4] Чичерин Б.Н. Различные виды либерализма // Опыт русского либерализма. Антология. М.: Канон, 1997. С.49-50.

[9] Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего // Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма. М.: Правда, 1991. С.152.

[11] Гарр Т.Р. Почему люди бунтуют. СПб.: Питер, 2005. С.61.

[12] Роуз Р. Демократические и недемократические государства // Демократизация: учеб. пособие / сост. и науч. ред. К.В. Харпфер, П. Бернхаген, Р.Ф. Инглхарт, К. Вельцель. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. С.62.

[14] Радзиховский Л. Указ. соч.

[21] Первая информационная революция привела к автоматизации производства, вторая – характеризуется сочетанием технологий, размывающих границы между физической, цифровой и биологической сферами.

[24] Асемоглу Д., Робинсон Дж.А. Экономические истоки диктатуры и демократии. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. С.118

Консерватизм – это термин, который относится к одной из многих политических философий или доктрин, а также к политическому выбору, представленному многими современными партиями (обычно связанными с правыми партиями). Консерваторы отвергают представление о возможности познания законов коллективной жизни и социального планирования. Консерваторы считают, что любые реформы должны быть постепенными, они определённо не хотят революций и выступают против проектов идеологической трансформации. Они стремятся защитить старый порядок из-за своей веры в эволюционный, а не революционный характер культурных и политических изменений.

История возникновения концепции консерватизма

Консервативное мышление обычно является ответом на социальную и политическую нестабильность. Его предпосылка восходит к древнему миру.

На рубеже XVIII и XIX вв. этот термин использовался для сохранения существующего политического порядка и являлся попыткой противостояния рационалистической традиции эпохи Просвещения. Консерватизм как идеология оформился в эпоху Нового времени, в XIX в., вступив в конфликт с либерализмом и социализмом. Идеология консерватизма возникла в ответ на идеологические принципы французского Просвещения и Французской революции 1789 г.

Доктрина консерватизма выросла из радикальной критики Просвещения, проявившейся в:

  • критике индивидуализма Просвещения (антииндивидуализм)
  • критике рационализма Просвещения (антирационализм);
  • критике отказа от идеи первородного греха.

Консерваторы считали, что человек по своей сути является социальным существом и поэтому должен жить в обществе. Они отвергли теорию общественного договора Просвещения и концепции законов природы. Они считали, что человек никогда не жил один – он всегда был окружён обществом. Даже если человек и жил один, то он не был человеком. Он очеловечивался только тогда, когда он социализировался.

Философы Просвещения считали, что человек руководствуется только соображениями разума, тогда как консерваторы отвергли эту точку зрения. По их мнению, человек – разумное существо, но его действия в первую очередь определяются страстями и чувствами. Антирационализм – это взгляд человека на то, что разум сдерживается чувствами.

Консерваторы утверждали, что в человеке есть неизгладимая доза зла, которая является результатом первородного греха. Человека нельзя оставлять самому себе, потому что между людьми возникнет конфликт – своего рода война всех против всех. Власть нужна, чтобы управлять сообществом. Исходя из этого предположения мыслители (например, Т. Гоббс) объясняли, что люди, живущие в естественном состоянии, должны были призвать высшую силу, чтобы перестать сражаться друг с другом и уничтожать себя. Власть описывалась как своего рода загадка и способ остановить самоуничтожение.

Формы консерватизма

Формы консерватизма

Первоначально консерватизм проявляется как сопротивление модернизации и как образ мышления, подчёркивающий важность определённых духовных и материальных интересов, уничтоженных или подавленных появлением современного гражданско-индивидуалистического, индустриального и рыночно-конкурентного социального государства.

Существует 3 фазы или формы консерватизма:

  • авторитарный или реакционный консерватизм;
  • патерналистский или умеренный консерватизм;
  • либеральный консерватизм или неоконсерватизм.

Также выделяют следующие направления консерватизма:

  • консервативный либерализм;
  • либертарианский консерватизм;
  • фискальный консерватизм;
  • национальный и традиционный консерватизм;
  • культурный и социальный консерватизм;
  • религиозный консерватизм;
  • прогрессивный консерватизм;
  • тетчеризм и др.

Либеральный консерватизм

Либеральный консерватизм состоит из набора консервативных ценностей и традиционных либеральных принципов. Либеральный консерватизм может иметь разное значение в зависимости от страны и времени. Причина в том, что каждое общество уделяет особое внимание ценностям и принципам, которые являются его неотъемлемой частью.

Исторически концепция либерального консерватизма основана на принципах экономического либерализма (принцип невмешательства) и классических принципах консерватизма: сохранения традиций, уважения к высшим и религиозным ценностям.

Консервативная идеология на протяжении многих лет впитывала аргументы экономического либерализма. Вот почему принципы либерального консерватизма стали основными принципами консерватизма. В то же время в странах с традиционной либеральной экономикой, таких как США, консерватизм поддерживает позицию открытого рынка.

Эволюционный консерватизм – эволюционизм

Отец эволюционного консерватизма – Эдмунд Берк. По его мнению, эволюция процветала в Англии на рубеже XVIII и XIX вв. Эволюционные консерваторы соглашались с медленными изменениями политической системы, но были против революций.

Эдмунд Берк был озабочен сохранением связи между поколениями, чтобы слишком радикальные изменения не помешали старшим и молодым поколениям понимать друг друга. Он рассматривал революцию как незаконный разрыв исторической преемственности. Нация – это работа многих поколений прошлого, настоящего и будущего. Ни одно поколение не имеет права принимать решения от имени других. Революция – это как раз такое незаконное решение.

Он написал это ещё до того, как якобинцы организовали свои массовые убийства, но, основываясь на трудах Руссо и Гольбаха, он считал, что французские политические взгляды, как слишком абстрактные, аргументированные и полные пренебрежения традициями, обречены на провал.

В этом смысле идеи Э. Берка были продолжены мыслителями, такими как Алексис де Токвиль или Герберт Спенсер, а в политике – Уильямом Питтом Младшим, Отто фон Бисмарком, Бенджамином Дизраэли и Маргарет Тэтчер.

Традиционалистский консерватизм – традиционализм

Традиционалистский консерватизм

Создатель традиционного консерватизма – Жозеф де Местр. Традиционалисты пытались восстановить старый политический порядок, разрушенный в 1789 г. Французской революцией. Когда это оказалось невозможным, они попытались восстановить хотя бы часть политической традиции. В отличие от консервативных эволюционистов, традиционалисты не довольствовались сохранением общества и традиций, а стремились силой уничтожить революционные идеи и их приверженцев.

Идеи Жозефа де Местра продолжали такие мыслители, как Фридрих фон Генц, Карл Людвиг фон Галлер или Луи Габриэль Амбруаз де Бональд, а в политике – Клеменс Лотар фон Меттерних, Франсиско Франко и Юстус Мёзер. Венский конгресс является ярким историческим примером попытки восстановить старый порядок.

Некоторые консервативные мыслители считали и считают только традиционализм правильным консерватизмом, и для них эволюционный консерватизм является воплощением либерализма.

Неоконсерватизм

Неоконсерваторы (в XX в.) адаптировали свою идеологию к реалиям социальной и политической жизни, в том числе с точки зрения политической системы. Согласно идеологии неоконсерватизма, косвенная демократия – это система, наилучшим образом сочетающая власть государства и свободу граждан.

Неоконсерваторы борются за идею сильного государства. Такое государство, в их трактовке, должно гарантировать:

  • верховенство закона;
  • защиту прав граждан;
  • верховенство принципа свободы;
  • защиту от социального неравенства;
  • социальный порядок;
  • естественную социальную иерархию;
  • сознательное выполнение гражданами своего долга.

Неоконсерваторы придерживаются идей демократизации общественных отношений, повышения политической и социальной активности человека. Современные консервативные силы и течения надеются отказаться от устойчивого консервативного мышления и приблизить свою идеологию и практическую политику к интересам и потребностям масс.

Принципы консерватизма

Принципы консерватизма

Основные принципы консервативной идеологии:

  • традиционность;
  • политический реализм;
  • скептицизм;
  • проверка абстрактных теорий;
  • прагматизм;
  • оппортунизм.

Политический консерватизм стал тенденцией в устоявшейся политической активности общества. Сторонники политического консерватизма заинтересованы в сохранении экономической, социальной и политической структуры, в которой они живут, и отражают природу и особенности, которые могут гарантировать её стабильность.

Консерватизм характеризуется приверженностью сложившимся традициям и ценностям, а также неприятием радикальных изменений. Консерватизм как доктрина и идеология не всегда совпадает с деятельностью партий, называющих себя консерваторами. Этот термин обычно используется для описания правых групп.

Универсальных принципов для определения консервативной политики не существует, потому что традиции, лежащие в основе консерватизма, зависят от местных обстоятельств и времени. В связи с этим консерваторы со всего мира могут и не найти согласия между собой.

Идея законности и правопорядка

Идея порядка – ключ к консервативному мышлению. Порядок поддерживается традицией, привычкой к послушанию. Рационализм, идея свободного разума, понимается как подрывное учение, разрушающее основы всякой законности.

Для консерваторов без законов и прав не существует государства. Согласно консервативному пониманию, законы обязывают, независимо от согласия, и не следует верить в рациональность как основу индивидуальной и общественной жизни. Ссылаясь на безусловную силу закона, консерватизм естественным образом развил идею суверенитета как источника права.

Суверенитет – это неотъемлемое и неделимое право принимать решения, и тот, кто имеет это право в государстве, считается суверенным. Соединяя законность и суверенитет, возникает консервативная идея обязательства – люди должны прислушиваться к суверенной власти, потому что она основана не на их согласии, а на законе. Право соблюдается безоговорочно, поэтому невозможно обусловить послушание согласием.

Идея власти как необходимого зла

Власть для консерваторов – это не просто необходимое зло и не вытекает из общественного договора свободных людей, но развивается естественным образом как часть естественной формы общественной жизни, которую нельзя изменить никакими производными созданиями.

Родители имеют власть над своими детьми без какого-либо предварительного контракта или соглашения. Таким же образом и власть возникает из естественной необходимости. Власть укоренена в природе общества и во всех его институтах.

Для хорошего общества важно иметь и развивать множество органов власти, обслуживающих различные формы жизни. Каждый нуждается в руководстве, поддержке и безопасности, зная, где он находится и чего от него ждут. По этой причине консерваторы подчёркивают важность авторитета и дисциплины, роль политического лидерства.

Для многих консерваторов либерализм – это троянский конь тоталитаризма. Постоянно свергая традиционные власти, он ослабляет социальную структуру, способствует появлению деструктивных масс и искоренению индивидуальности. Таким образом он прокладывает путь тоталитарному господству.

Идея иерархичности

Идея иерархичности

Для консерваторов естественная структура общества – иерархическая. Социальное неравенство – неизбежное следствие организации общества, основанной на естественном неравенстве. Подобно тому, как мозг, сердце и лёгкие выполняют различные функции в организме, различные классы и группы, составляющие общество, имеют свои особые роли.

Консерваторы отказываются от политизации и вовлечения масс в управление государством. По их мнению, граждане подобны детям в семье – им нужны руководство и дисциплина. Их нужно научить осознавать свои обязанности и ответственность, а не только свои права. Власть государства естественно необходима и соблюдается для блага граждан. Большинство консерваторов крайне негативно относятся к неоправданному использованию государственной власти.

Идея человеческого несовершенства

Консерватизм пессимистично оценивает человеческую природу. Если либералы видят в человеке разумное существо, способное общаться с другими для улучшения своей жизни и благосостояния, то консерваторы говорят о склонности людей ошибаться, быть ограниченными, полурациональными существами, поведение которых невозможно улучшить.

По мнению консерваторов, люди – морально несовершенные существа, их интеллектуальные способности ограничены, а человеческие дела слишком сложны. Люди проводят свою жизнь, борясь с великими силами искушения, ежедневно сталкиваясь с традиционными пороками – склонностью к удовольствию, а не исполнением долга, ошибками самолюбия, самопрощения и др.

Эти пороки можно преодолеть только с помощью дисциплины, веры и институциональных ограничений. Вот почему для Э. Берка первая предпосылка существования общества состоит в том, чтобы сдерживать человеческие инстинкты, ограничивать их склонности и подчинять их страсти.

Людей можно сделать цивилизованными только в том случае, если не допускать выражения их жестоких и антиобщественных побуждений. Поэтому консерваторы подчёркивают роль традиционных институтов – семьи, Церкви, правительства, корпораций, школ. Они призваны развивать у человека чувство личной дисциплины, смелости и мотивации, а также подавлять или ограничивать совершаемые людьми ошибки.

Идея сохранения традиций

Идея сохранения традиций

Важная идея консерватизма – защита традиций, сохранение установленных обычаев и институтов. История – это не что иное, как приобретённый, переданный и институционализированный опыт поколений. Это выражается в неизменности структур, привычек и предрассудков, передаваемых из поколения в поколение.

Основа политической жизни – это историческое сообщество, сформированное многими поколениями людей, самосознательными традициями своих наций и стран. Эта историческая традиция создаёт условия жизни современников, которые невозможно изменить без большого ущерба.

Традиция выражает накопленную мудрость прошлого, которая сохраняется в учреждениях и политических институтах. Истинная конституция нации – это не лист бумаги. Конституция живёт в истории своих институтов. Прогрессисты видят настоящее как начало будущего, а для консерваторов это последняя точка, которую прошлое достигло в своём непрерывном развитии.

Мы не можем знать, где мы находимся, не говоря уже о том, куда мы идем, пока не узнаем, где мы были – это позиция консерватора. Консерваторы уважают традицию, потому что она даёт человеку чувство принадлежности и стабильности, даёт людям идентичность и чувство укоренённости. Изменения – это путешествие в неизведанное, они создают неопределённость и незащищённость.

Примеры традиционных ценностей в идеологии консерватизма:

  • порядок выше хаоса;
  • обращение к прошлому, а не к будущему;
  • преимущество сельского над городским;
  • единство и единообразие выше разнообразия и фрагментации;
  • естественное выше искусственного и технологического;
  • иерархия выше равенства (эгалитаризм);
  • признание неравенства выше перераспределения (материальных благ);
  • суверенитет выше объединений.

Статус-кво

Консерваторы обычно ограничивают инновации из-за неприятия риска. Изменения по природе вещей несут риск, могут нарушить или полностью разрушить социальный порядок, который часто является единственным гарантом сохранения консервативных, традиционных ценностей.

Сохранение статуса-кво помогает сохранить традиционные ценности, поэтому консерваторы предпочитают наследие инновациям, медленный прогресс вместо утопических проектов. По их мнению, единообразие важнее разнообразия.

Отношение к религии

Консерватизм уникален среди массовых и популярных политических идеологий своим акцентом на Церкви и христианской морали. Все консерваторы были шокированы нападками якобинцев на Церковь во Франции.

Консерватизм подчёркивает социальную ценность религии. Религия – важный социальный цемент общества. Это моральная фабрика, которая снабжает общество набором общих ценностей и убеждений, необходимых каждому обществу для сохранения единства.

Р. Нисбет отмечает, что для политического консерватизма важен только институциональный аспект религии. Институциональная Церковь имеет 2 основные ценности:

  • поощряет приписывание определённой святости жизненно важным политическим институтам и отношениям;
  • играет роль морального надзирателя за государственной властью и её произволом.

Отношение к собственности

Консервативное уважение имущественной безопасности проистекает из его приверженности закону, традициям и авторитету. Либералы считают собственность важной для развития человека. Консерваторы добавляют, что без обеспечения собственности никто не может иметь надёжных ожиданий в отношении будущего, порядок становится неопределённым, а вероятность анархии возрастает.

Собственность – это форма защиты граждан. Она обеспечивает безопасность в мире неопределённости. Собственники являются главными хранителями порядка и законности, потому что они больше всего заинтересованы в их поддержании. По словам Э. Берка, каждому гражданину намного легче развить чувство важности порядка, если он участвует в жизни общества через свою собственность.

Читайте также: